Программа по социально личностному развитию ребенка в доу

Программа по социально личностному развитию ребенка в доу thumbnail

Лариса Дмитриева
Программа «Я и ТЫ», направленная на социально — личностное развитие детей

Программа

«Я и ТЫ»

Подготовил воспитатель

стационарного отделения

Дмитриева Лариса Ивановна

Вязьма

2016 год

Пояснительная записка

Социально – личностное развитие детей представляет одну из важных проблем, исследуемых в настоящее время, которое направлено на оптимизацию процесса социализации ребёнка в обществе, на усвоение норм и правил поведения, формирование морально-нравственных установок и ценностей личности. Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребёнка, повышают уровень тревожности, нерешительности, замкнутости и неуверенности в себе. Все эти личностные особенности детей обусловлены склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребёнку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.

С приходом в центр ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.

У детей ярко выражена проблема с общением (замкнутость, пассивность).

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть — развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. В процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности.

Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые — ребёнок может уйти в себя и замкнуться.

Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться поможет программа я и ты.

Предлагаемая программа позволяет ребенку легче адаптироваться в группе детей, создает безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности.

Актуальность

Программа построена на занятиях «круг общения».

Круг общения проводится ежедневно в начале и в конце дня. Продолжительность одного занятия 10 – 30 минут.

Ежедневные круги общения дают возможность детям выговориться и послушать других, как на вербальном, так и на эмоционально – выразительном уровне. Эта возможность целебна сама по себе. Общение (обмен энергией) является одним из важнейших базовых условий формирования эмоционального здоровья. Ребёнок не умеющий общаться накапливает отрицательную энергию и не получает необходимую для личностного развития информацию.

Сегодня у детей, взрослых общение со сверстниками требует согласования точек зрения и потому дети вынуждены проявлять некоторую изобретательность в понимании друг друга, иначе контакты быстро распадаются. При общении ребёнок ждёт от взрослого одобрения, а от сверстника ждёт способности к совместным действиям.

Важно, чтобы ребёнок умел общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми. К сожалению, многие дети ни в семье, ни в школе так и не приобретают этого социального навыка. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувствительную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.

Для развития согласованности в общении необходимо понять другого, выразить своё отношение к происходящему. В детских контактах умение согласовывать мысли, чувства, действия делает сотрудничество устойчивым и радостным. Оно позволяет научить ребёнка конструктивным способом поведения, сделать компетентным в межличностных отношениях.

Необходимо обучать детей правильному поведению в социуме.

Социальный статус семей, из которых поступают к нам дети разный,но в большинстве случаев мы сталкиваемся с комплексом проблем:

• Трудности в общении.

• Нарушение в поведении.

• Трудности эмоционального развития.

• Трудности личностного развития.

Цель программы

• Содействовать личностному, эмоционально – волевому и интеллектуальному развитию ребёнка.

• Формировать детей социальных контактов и развивать способность

к совместным действиям в быту и игровой деятельности.

• Ввести ребёнка в сложный мир человеческих отношений, формируя мотив общения, и тем самым помочь ему адаптироваться в группе.

• Создание у детей чувства общности, а также создание в группе благоприятного психологического климата.

Задачи.

• Создать эмоциональный настрой на весь день — “задать тон”.

Развивать навыки социального поведения.

• Формировать позитивное отношение к своему «Я».

• Способность адаптироваться к окружающей среде.

• Обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».

Развивать коммуникативную и экспрессивную функцию речи, способность к общению со сверстниками и взрослыми.

Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Развивать способность различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению (мимика, жесты, пантомимика) и управлять эмоциями.

• Воспитывать интерес к окружающим людям.

Развивать чувства понимания потребности в общении.

Развивать навыки культурного общения (приветствия, комплименты).

• Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.

• Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным.

• Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.

Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.

• Учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами.

• Формировать позитивное отношение к сверстникам.

Возраст участников программы от 3 до7 лет.

Продолжительность пребывания: 1-6месяцев.

Наполняемость группы-10человек.

Особенности программы:

• Формы, методы включают элементы игры, позволяющие вести коррекционную работу с детьми.

• Дети имеют возможность свободно высказывать своё мнение, учатся оценивать свою деятельность.

• Индивидуальный, дифференцированный подход к детям с учетом разного уровня развития.

• В группе формируются свои традиции.

Условия, необходимые для реализации программы.

• Помещение для занятий.

• Реквизиты для игр.

• Музыкальное сопровождение.

• Канцелярские принадлежности.

Требования для организации занятия.

• Необходимо создать непринуждённую обстановку, чтобы ребёнок не боялся, доверял. (Создание естественной или непринуждённой обстановки)

• Атмосфера доверия и дружеское расположение к ребёнку дают возможность раскрыть его внутренний мир, позволяет делиться своими проблемами. (доверительные и дружеские взаимоотношения)

• Учитывать возрастные возможности детей, опираясь на интересы ребёнка.

• Решать развивающие и воспитательные задачи в их единстве.

• Создавать необходимые условия для личностного роста.

Принципы реализации программы.

• Принцип уважения к потребностям и нуждам ребёнка.

• Принцип уважения к мнению ребёнку.

• Принцип функциональности.

• Принцип динамичности.

Личностно-ориентированное сопровождение.

• Принцип сотрудничества и доверительного взаимодействия.

• Принцип систематичности.

Предполагаемый результат

• Обеспечение успешной адаптации детей в новой группе

• В совместной деятельности на занятиях и повседневной жизни дети совершают открытие своего Я.

• Формируется способность адаптироваться к окружающей среде.

• Проявляют уверенность в отношениях со сверстниками и взрослыми.

• Проявляют эмпатию и толерантность.

• Могут выражать свои чувства и понимать чувства других.

• Чувствуют своё настроение и понимают настроение других.

• Делятся своими переживаниями, сокровенными чувствами, впечатлениями.

Развитие у детей творческих способностей и воображения в процессе игрового общения.

Развитие навыков коммуникативной культуры.

• Восстановление душевного равновесия.

сотрудничать и решать конфликтные ситуации,

• Усвоение «языка» эмоций для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса.

• Оказание помощи другим детям в трудной ситуации.

Структура занятий.

• Приветствие.

Каждое занятие необходимо начинать с приветствия и заканчивать прощанием. Таким образом складывается своеобразный ритуал, который придаёт занятиям необычность, развивается сплочённость группы

• Разминка.

Игры и упражнения, направленные на активизацию эмоционального и физического состояния детей, сплочение группы.

• Основное содержание (по теме).

2 – 3 игры, задания.

• Создание проблемной ситуации по теме занятия.

Сюрпризный момент, зачитывание художественных текстов, рассказывание сказки, инсценировка.

• Дискуссия.

Индивидуальные высказывания детей. Педагог – организатор дискуссии, помогает обобщить сказанное.

• Рисование по теме (если необходимо).

• Проигрывание некоторых ситуаций.

Коррекция нарушений в сфере межличностных отношений.

• Расслабляющие упражнения.

Проводится в середине занятия или заключительной части. Использование релаксационной музыки.

• Прощание.

Структура занятий изменяется в зависимости от цели и задач, которые ставлю перед собой.

ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ.

• КРУГ.

• ПЕСЕНКИ.

• КОЛОКОЛЬЧИК.

• ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ.

• МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ.

• ИГРЫ.

• СЛУШАНИЕ.

• ПАЛЬЧИКИ.

• КРУГ

Круг – это возможность всем посмотреть друг на друга, взяться за руки и почувствовать себя своим среди сверстников. В кругу можно играть. В кругу проходит приветствие и прощание.

• ПЕСЕНКИ.

Слова и мотив должны быть немудрёными. Например:

Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

Мы рады вам, мы рады вам! (2 раза)

Очень мы рады Ирочке,

Очень рады Сашеньке …

Называем каждого, сопровождая имя улыбкой,как светлеют лица: меня назвали, ко мне обратились, я здесь желанный. Иногда удовлетворение прикрыто смущение.

• КОЛОКОЛЬЧИК.

Звук колокольчика играет значительную роль на занятиях: влечёт, созывает,

завораживает, помогает привлечь внимание детей, переключить их с одной

игры на другую, успокоить. При звуке колокольчика дети смотрят на человека, который его держит. Звоном колокольчика в начале и в конце занятия мы собираем детей в круг.

• ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ.

Литературный персонаж – связующее звено на занятиях. Литературный герой задаёт вопросы, реагирует на высказывания, устраивает игры и поощряет.

• МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ.

Музыка помогает создавать настроение, способствует возникновению творческого состояния. Используем музыку при проведении игр, с песнями детям легче перевоплощаться, двигаться.

• СЛУШАНИЕ.

Слушание, как правило, чередуется со звукоподражанием, движениями, перевоплощениями, проигрыванием диалогов. Слушание сочетается с другими видами деятельности.

• ПАЛЬЧИКИ.

Мелкая моторика – важное звено на занятиях.

Формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.

Стихи, сопровождающие упражнения, — это основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.

Упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

• ИГРЫ.

Игры всегда включены в занятия.Они разные: с пальчиками, с загадками, сюрпризами, с движениями ручками и ножками, с хороводами, беганьем и прыганием.

Структура программы «Я и Ты»:

«Вот я какой»

«Я и эмоции»

«Я и моё окружение»

«Я и мой мир»

I блок

«Вот я какой»

Цель:

Помочь ребёнку понять себя.

Задачи:

1. Формировать позитивное отношение к своему «Я»

2. Помогать ребёнку осознавать свои характерные особенности.

3. Учить различать свои индивидуальные особенности (внешность, пол, походка).

4. Способствовать осознанию ребёнком своего имени.

Тематика занятий:

• Моё имя.

• Вот Я какой!

• Моё Я.

• Кто Я такой?

• Вот как Я умею.

• Я могу.

• Мы такие разные.

• Мои игрушки.

II блок

«Я и эмоции»

Цель:

Научить ребёнка осознано воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей.

Задачи:

1. Познакомить детей с языком эмоции, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты.

2. Развивать у детей эмпатию.

3. Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства мимики, пантомимики, интонации.

Тематика занятий:

• Общение и настроение.

• Путешествие на полянку весёлого настроения.

• Мы сегодня не грустим.

• Путешествие на острова Разных Настроений.

• Волшебная страна настроения.

• Мир эмоций.

• Волшебные средства понимания.

• Радуга настроений.

• Я не боюсь.

• Я удивляюсь.

• Робость.

• Хочу поделиться радостью.

III блок

«Я и моё окружение»

Цель:

Формирование коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуации.

Задачи:

1. Формировать позитивное отношение к сверстникам.

2. Учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства.

3. дать детям представления о мужественности и женственности.

4. Учить сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации.

Тематика занятий:

• Давай познакомимся.

• Мы принимаем правило.

• Маленькие рыцари и маленькие принцессы.

• Что такое хорошо и что такое плохо.

• Разные, но похожие.

• Как живёшь?

• Я и другие.

• Мы.

• Круг друзей.

• Мы играем.

• Наш дом.

IV блок

«Я и мой мир»

Цель:

Развивать чувство принадлежности к группе. Развивать уверенность в себе.

Задачи:

1. Помочь ребёнку поверить в свои силы.

2. Гармонизировать потребность ребёнка в социальном признании.

3. Способствовать самопознанию ребёнка.

Тематика занятий:

• Мир, в котором я хотел бы жить.

• Плохо быть одному.

• Мои добрые волшебники.

• Я в царстве любви.

• Наши мечты.

• Я в стране Вежливости.

• Мои друзья.

• Мои фантазии.

• Полезные и вредные привычки.

• Я в сказочном мире.

• Дом дружбы.

Направления программы.

• Знакомство.

• Создание положительного настроя в группе.

• Снятия напряжения и расслабление.

• Снятие агрессии.

• Преодоление застенчивости.

Социализация.

• Снижение тревожности.

• Выражение чувств.

Развивающие игры разного направления.

Развивающие нравственно – волевые личности ребёнка.

• Сказотерапия.

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №3 г.Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области

Рассмотрено:

Руководитель МО учителей начальных классов

______ (Станишевская О.Б.)

Протокол № 1 от

« 30 » августа 2016 г.

Рекомендовано:

Методическим Советом МБОУ гимназии №3

_________________________

Протокол № 1 от

« 30 » августа 2016 г.

Утверждаю:

Директор МБОУ гимназии №3

___________(Ананских А.М.)

Приказ № 228 от

« 30 » августа 2016 г.

Рабочая программа

курса «Социально-личностное развитие»

в группе кратковременного пребывания

«Будущий первоклассник»

Педагог-психолог: Плотникова Т.Н.

Пояснительная записка

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: 

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. 2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г.

3.Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.

 4.Конституция РФ

5. Методическое письмо «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы» от 09.08.2000 г.

6. Постановление главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 2189 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011г., 25 декабря 2013)

7. Образовательная программа ДО МБОУ гимназии № 3.

8. Устав МБОУ гимназии № 3.

9. Положение о ГКП «Будущий первоклассник».

Общая характеристика предмета.

Большое внимание в старшем дошкольном возрасте уделяется формированию целостного представления о себе: педагог побуждает детей прислушиваться к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

Организуемая совместная деятельность педагога и детей направ­лена на поиск ребенком своего места в обществе сверстников, выде­ление своего Я, противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его Я высту­пает наравне с другими. Это обеспечивает ребенку развитие нового уровня его самосознания, решает задачи социально-нравственного развития и воспитания дошкольников. Ребенок учится понимать, что принятие его другими зависит от его принятия других. Самопознание, адекватное отношение к себе рождают потребность в ценностном от­ношении к окружающим людям. В дошкольном возрасте очень велика роль эмоциональных переживаний, которые ребенок получает в результате проживания нравственной ситуации, совершения нрав­ственного выбора. Педагог создает условия для формирования у старшего дошкольника опыта нравственной деятельности.

Разработка проблемы становления внутреннего мира ребенка в педаго­гической науке и практике получила свое развитие сравнительно недавно. Долгое время главными ориентирами и критериями успешности педагоги­ческой работы с ребенком были уровень развития детей, степень владения ими знаниями, умениями, навыками, которые должны пригодиться потом, на этапе школьного обучения. Однако социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых це­лей образования, центром которого становится личность и ее внутренний мир. Основы, определяющие успешность личностного становления и раз­вития, закладываются в дошкольном периоде. Этот важный этап жизни де­лает детей полноценными личностями и рождает такие качества, которые помогают человеку определиться в жизни, найти в ней свое достойное мес­то. Необходимо отметить, что наряду с ориентацией на приобретения зна­ний характерной особенностью образования дошкольников являлась его ярко выраженная социальная направленность. Воспитывая с ранних лет в ребенке коллективиста, мы тем самым пытались противостоять естествен­ным процессам формирования психики, концентрации сознания ребенка на собственных нуждах и потребностях. Противоречия между биологиче­ским и социальным началами в человеке обусловливают возникновение дви­жущих сил для его развития. По мере освоения человеком социальной дей­ствительности, накопления социального опыта происходит становление его как субъекта. Однако на ранних онтогенетических этапах приоритетной целью развития ребенка является становление его внутреннего мира, его самоценной личности. Дети по своей природе эгоцентристы, и не учиты­вать это в воспитании нельзя. Результатом противодействия природной сути ребенка может стать ее подавление, но не изменение. Поэтому представляется закономерным утверждение, что педагог должен стро­ить воспитательный процесс не вопреки возрастным особенностям (приобретениям) детей, а с учетом их. Это понимание в определенной мере и явилось результатом концентрации внимания на развитии у ребенка представления о себе, своем сущностном «Я».

В первые семь лет ребенок проживает три основных периода своего раз­вития, каждый из которых характеризуется определенным шагом навстре­чу общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать, преоб­разовывать и эмоционально осваивать мир.

Программа по социально личностному развитию ребенка в доуРебенок не оказывается перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность обязательно включена в общение. Ребенок разви­вается, не пассивно воспринимая от взрослых информацию о себе, а глав­ным образом в процессе деятельности, общения.

Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлени­ями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положитель­ное восприятие ребенком собственного «Я» непосредственным образом влия­ет на успешность его деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях общения.

В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, являясь активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире.

Учитывая эти особенности, программу поэтапного социально-лично­стного развития ребенка-дошкольника, его движение по пути самопозна­ния мы представили в следующих разделах: «Я среди других», «Что я могу?», «Я и другие». Базисной для всех этапов является идея: «К познанию мира — через познание себя».

Основой построения программы является ее ориентация на природную любознательность дошкольника, в том числе на его интерес к себе, восприя­тие ребенка сверстниками и взрослыми, поиск своего места в системе со­циальных отношений, окружающем мире.

Основные цели программы:

— учить дошкольников осваивать свой внутренний потенциал;

— развивать и узнавать свои возможности и способности к познанию мира

и самого себя;

— научить детей обобщать представления о собственном мире чувств, состояний;

— научить детей анализировать чувствами и управлять ими.

Задачи программы:

— развивать интерес к совместной творческой деятельности, доброжелательное отношение к сверстникам;

— учить передавать в изобразительном творчестве свое настроение, переживания;

— развивать творчество и воображение;

— способствовать вербализации мыслей и чувств детей;

— развивать эмоциональную сферу ребенка;

— активизировать использование в речи слов – названий эмоций;

— учить детей соотносить настроение с мимическими реакциями;

— развивать коммуникативные навыки игрового взаимодействия;

— развивать выразительность жестов;

— способствовать формированию позитивного восприятия детей друг другом.

Актуальность создания программы.

Воспитание этических норм поведения у ребенка – нравственная проблема, имеющая социальную значимость. На развитие у детей представлений о морали одновременно оказывают влияние семья, детский сад, окружающая действительность.

В последнее время необычайно возрос интерес к проблемам формирования культуры поведения. Неумение грамотно использовать правила речевого этикета на работе, в кругу друзей, дома создает человеку определенную репутацию, которая усложняет его отношения с людьми, мешает в жизни.

Поэтому с детства следует формировать у детей этические нормы поведения.

Эта проблема особенно актуальна в наши дни, когда, с одной стороны, наблюдается снижение культуры общения, поведения вследствие многих причин, а с другой – общество идет вперед, предъявляя новые требования к личности – наличие образования и культуры.

Принципы программы

В основу организации образовательного процесса определен комплексно – тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

Оценка достижений планируемых результатов

Особенностями системы оценки являются:

  • Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

  • Использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

  • Оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

  • Оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

  • Сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

  • Использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

  • использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений (Портфель достижений или иные формы);

  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений

Технологии обучения

Здоровьесберегающая, игровая.

Виды и формы контроля

  • Вводный, текущий, итоговый,

  • Фронтальный, комбинированный, устный

  • Наблюдение, самостоятельная работа.

Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане

Количество часов

  • Всего 36 часов; в неделю 1 час.

Программное содержание

Раздел «Я среди других»

В совместной деятельности на занятиях и в повседневной жизни де­ти совершают открытия своего Я. Они учатся рассказывать о своих увлечениях, переживаниях, любимых друзьях. Взрослый поддержи­вает беседы на личностные темы.

Темы занятий: «Кто я?», «Какой я?», «Чем мы похожи и чем отлича­емся друг от друга?», «Мы все разные», «Мое настроение», «Я умею…», «Я не боюсь научиться» или «Если надо — я научусь», «Я и мои друзья», «Я и моя семья», «Мои мечты», «Мои сказочные сны», «Веселые сказ­ки», «Рассказ о себе».

Раздел «Что я могу?»

В этом разделе представлены занятия, посвященные формирова­нию у детей представлений о функциях различных органов чувств, помогающих человеку в познании мира и себя. Занятия построены в форме сказочных путешествий в страну «Что я могу?»; используют­ся элементы сказкотерапии, работа детей с песком, что помогает бо­лее глубоко проникнуть в мир ощущений и углубить опыт самопозна­ния. Продолжается работа по развитию эмоционально-чувственной сферы детей.

Темы занятий: Вводное. «Путешествие в Синегорье к Орлу Зоркий глаз». «Путешествие на острова «Загадочные звуки» к Слонихе Чуткие уши». «Путешествие в пещеру «Чудесные запахи» к Собаке Острый нюх». «Путешествие на озеро «Вкусная вода» к Лягушке Умный язык». «Путешествие на «Чувствительные холмы» к Обезьяне Любопытные руки». «Страна «Что я могу?»» (заключительное).

Мир чувств, мир эмоций: радость, грусть, страх, злость.

Раздел «Я и другие»

В процессе организации совместной деятельности педагог помогает каждому ребенку в поиске своего места в обществе сверстников, овла­дении способами ненасильственного взаимодействия со сверстниками в процессе решения конфликтных ситуаций. Детям предлагаются сле­дующие темы занятий: «Кто ты такой?», «Кто они такие?», «Описание человека», «Что я могу делать хорошо?», «Переезд», «Смелость», «До­рогая Лена», «В гости к интересному человеку», «Трудные ситуации», «Положить этому конец», «Дразнить и докучать», «Чью сторону ты примешь?».

Ожидаемые результаты освоения программы.

В результате работы дети должны знать:

  • что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции);

  • что родители есть не только у людей, но и у животных и растений;

  • название эмоциональных состояний человека;

  • собственные возможности и характерные особенности;

  • способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого;

  • что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, какие существуют возможные решения конфликтов.

Дети должны уметь:

  • понимать друг друга, осознать собственную ценность и ценность других людей;

  • проявлять уверенность в отношениях со сверстниками и взрослыми;

  • видеть друг в друге сходные черты и различия;

  • проявлять эмпатию и толерантность;

  • описывать свое настроение, понимать настроение других;

  • осознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам;

  • выражать свои чувства и понимать чувства другого;

  • пользоваться терминами, обозначающими различные эмоциональ­ные состояния человека;

  • делиться своими переживаниями, сокровенными чувствами, впе­чатлениями;

  • анализировать и оценивать конфликтные ситуации, правильно ре­агировать на них;

  • находить конструктивное решение конфликта.

Выявить уровень социально-личностного развития детей педагог может как с помощью приведенного выше перечня умений, так и с по­мощью пособия «Диагностика развития воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100″» (авторы М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова).

Методическое обеспечение программы

М.В. Корепанова. «Это – я».Пособие для старших дошкольников по курсу «Познаю себя» – М.: Баласс, 2007. – 160 с.

М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова. «Познаю себя». Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. – М.: Баласс, 2007. – 160 с.

  1. Агапова И.А. Общество хороших манер: сценарии внеклассных мероприятий / И.А.Агапова, М.А. Давыдова. – Волгоград: Учитель, 2009.-348 с.

  2. Демидова О.Н. Будьте вежливы всегда. Конспекты занятий по этической грамматике с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ О.Н. Демидова.- Воронеж : ИП Лакоценин С.С., 2009. – 112 с.

  3. Дурова Н.В. Очень важный разговор : беседы, занятия по этике поведения с детьми дошкольного возраста : пособие для педагогов, воспитателей и родителей / Н.В. Дурова. – М. : Мозаика-Синтез, 2000.

  4. Капская А.Ю. Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для дошкольников / А.Ю. Капская, Т. Л. Мирончик. –СПб : Речь, 2006, — 96 с.

  5. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников : учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений / И.Н. Курочкина. – М.: ВЛАДОС, 2003.

  6. Лопатина А.А. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах / А.А. Лопатина. – М.: Амрита-Русь, 2005.

  7. Мирошниченко С. А. Хорошие манеры / С.А. Мирошниченко. – М. : Мой мир, 2008.-256 с.

Тематическое планирование занятий

по курсу «Социально-личностное развитие»

(36 часов в год, 1 час в неделю) на 2016 -2017 уч.год

занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Примеча

ние

план

факт

Раздел 1

Я СРЕДИ ДРУГИХ

(12 занятий)

1

Кто Я?

1

01.09.16

2

Какой Я?

1

08.09.16

3

Чем мы похожи и отличаемся друг от друга?

1

15.09.16

4

Мы все разные

1

22.09.16

5

Мое настроение

1

29.09.16

6

Я умею…

1

06.10.16

7

Я не боюсь научиться, или Если надо — я научусь

1

13.10.16

8

Я и моя семья

1

20.10.16

9

Я и мои друзья

1

27.10.16

10

Мои мечты

1

03.11.16

11

Мои сказочные сны

1

10.11.16

12

Город нашей дружбы

1

17.11.16

Раздел 2

ЧТО Я МОГУ?

(Сказкотерапевтические занятия-путешествия. Сказочная страна «Что я могу?» (7 занятий)

13

Вводное

1

24.11.16

14

Путешествие в Синегорье к Орлу Зоркий глаз

1

01.12.16

15

Путешествие на острова «Загадочные звуки» к Слонихе Чуткие уши

1

08.12.16

16

Путешествие в пещеру «Чудесные запахи» к Собаке Острый нюх

1

15.12.16

17

Путешествие на озеро «Вкусная вода» к Лягушке Умный язык

1

22.12.16

18

Путешествие на «Чувствительные холмы» к Обезьяне Любопытные руки

1

29.12.16

19

Заключительное занятие «Страна «Что я могу?»»

МИР ЧУВСТВ, МИР ЭМОЦИЙ (5 блоков по 4 занятия в каждом)

1

12.01.17

20

Радость

1

19.01.17

21

Грусть

1

26.01.17

22

Злость

1

02.02.17

23

Страх

1

.

09.02.17

24

Удивление

Почувствуй мир другого (дополнительное)1

1

16.02.17

Раздел 3

Я И ДРУГИЕ

(13 занятий)

25

Кто ты такой?

1

02.03.17

27

Кто они такие?

09.03.17

28

Описание человека

16.03.17

29

Что я могу делать хорошо?

23.03.17

30

Переезд

30.03.17

31

Смелость

06.04.17