Программа по социально личностному развитию ребенка в доу
Лариса Дмитриева
Программа «Я и ТЫ», направленная на социально — личностное развитие детей
Программа
«Я и ТЫ»
Подготовил воспитатель
стационарного отделения
Дмитриева Лариса Ивановна
Вязьма
2016 год
Пояснительная записка
Социально – личностное развитие детей представляет одну из важных проблем, исследуемых в настоящее время, которое направлено на оптимизацию процесса социализации ребёнка в обществе, на усвоение норм и правил поведения, формирование морально-нравственных установок и ценностей личности. Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребёнка, повышают уровень тревожности, нерешительности, замкнутости и неуверенности в себе. Все эти личностные особенности детей обусловлены склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребёнку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.
С приходом в центр ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.
У детей ярко выражена проблема с общением (замкнутость, пассивность).
Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть — развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. В процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности.
Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые — ребёнок может уйти в себя и замкнуться.
Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться поможет программа я и ты.
Предлагаемая программа позволяет ребенку легче адаптироваться в группе детей, создает безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности.
Актуальность
Программа построена на занятиях «круг общения».
Круг общения проводится ежедневно в начале и в конце дня. Продолжительность одного занятия 10 – 30 минут.
Ежедневные круги общения дают возможность детям выговориться и послушать других, как на вербальном, так и на эмоционально – выразительном уровне. Эта возможность целебна сама по себе. Общение (обмен энергией) является одним из важнейших базовых условий формирования эмоционального здоровья. Ребёнок не умеющий общаться накапливает отрицательную энергию и не получает необходимую для личностного развития информацию.
Сегодня у детей, взрослых общение со сверстниками требует согласования точек зрения и потому дети вынуждены проявлять некоторую изобретательность в понимании друг друга, иначе контакты быстро распадаются. При общении ребёнок ждёт от взрослого одобрения, а от сверстника ждёт способности к совместным действиям.
Важно, чтобы ребёнок умел общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми. К сожалению, многие дети ни в семье, ни в школе так и не приобретают этого социального навыка. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувствительную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.
Для развития согласованности в общении необходимо понять другого, выразить своё отношение к происходящему. В детских контактах умение согласовывать мысли, чувства, действия делает сотрудничество устойчивым и радостным. Оно позволяет научить ребёнка конструктивным способом поведения, сделать компетентным в межличностных отношениях.
Необходимо обучать детей правильному поведению в социуме.
Социальный статус семей, из которых поступают к нам дети разный,но в большинстве случаев мы сталкиваемся с комплексом проблем:
• Трудности в общении.
• Нарушение в поведении.
• Трудности эмоционального развития.
• Трудности личностного развития.
Цель программы
• Содействовать личностному, эмоционально – волевому и интеллектуальному развитию ребёнка.
• Формировать детей социальных контактов и развивать способность
к совместным действиям в быту и игровой деятельности.
• Ввести ребёнка в сложный мир человеческих отношений, формируя мотив общения, и тем самым помочь ему адаптироваться в группе.
• Создание у детей чувства общности, а также создание в группе благоприятного психологического климата.
Задачи.
• Создать эмоциональный настрой на весь день — “задать тон”.
• Развивать навыки социального поведения.
• Формировать позитивное отношение к своему «Я».
• Способность адаптироваться к окружающей среде.
• Обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».
• Развивать коммуникативную и экспрессивную функцию речи, способность к общению со сверстниками и взрослыми.
• Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
• Развивать способность различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению (мимика, жесты, пантомимика) и управлять эмоциями.
• Воспитывать интерес к окружающим людям.
• Развивать чувства понимания потребности в общении.
• Развивать навыки культурного общения (приветствия, комплименты).
• Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.
• Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным.
• Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.
• Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.
• Учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами.
• Формировать позитивное отношение к сверстникам.
Возраст участников программы от 3 до7 лет.
Продолжительность пребывания: 1-6месяцев.
Наполняемость группы-10человек.
Особенности программы:
• Формы, методы включают элементы игры, позволяющие вести коррекционную работу с детьми.
• Дети имеют возможность свободно высказывать своё мнение, учатся оценивать свою деятельность.
• Индивидуальный, дифференцированный подход к детям с учетом разного уровня развития.
• В группе формируются свои традиции.
Условия, необходимые для реализации программы.
• Помещение для занятий.
• Реквизиты для игр.
• Музыкальное сопровождение.
• Канцелярские принадлежности.
Требования для организации занятия.
• Необходимо создать непринуждённую обстановку, чтобы ребёнок не боялся, доверял. (Создание естественной или непринуждённой обстановки)
• Атмосфера доверия и дружеское расположение к ребёнку дают возможность раскрыть его внутренний мир, позволяет делиться своими проблемами. (доверительные и дружеские взаимоотношения)
• Учитывать возрастные возможности детей, опираясь на интересы ребёнка.
• Решать развивающие и воспитательные задачи в их единстве.
• Создавать необходимые условия для личностного роста.
Принципы реализации программы.
• Принцип уважения к потребностям и нуждам ребёнка.
• Принцип уважения к мнению ребёнку.
• Принцип функциональности.
• Принцип динамичности.
• Личностно-ориентированное сопровождение.
• Принцип сотрудничества и доверительного взаимодействия.
• Принцип систематичности.
Предполагаемый результат
• Обеспечение успешной адаптации детей в новой группе
• В совместной деятельности на занятиях и повседневной жизни дети совершают открытие своего Я.
• Формируется способность адаптироваться к окружающей среде.
• Проявляют уверенность в отношениях со сверстниками и взрослыми.
• Проявляют эмпатию и толерантность.
• Могут выражать свои чувства и понимать чувства других.
• Чувствуют своё настроение и понимают настроение других.
• Делятся своими переживаниями, сокровенными чувствами, впечатлениями.
• Развитие у детей творческих способностей и воображения в процессе игрового общения.
• Развитие навыков коммуникативной культуры.
• Восстановление душевного равновесия.
сотрудничать и решать конфликтные ситуации,
• Усвоение «языка» эмоций для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса.
• Оказание помощи другим детям в трудной ситуации.
Структура занятий.
• Приветствие.
Каждое занятие необходимо начинать с приветствия и заканчивать прощанием. Таким образом складывается своеобразный ритуал, который придаёт занятиям необычность, развивается сплочённость группы
• Разминка.
Игры и упражнения, направленные на активизацию эмоционального и физического состояния детей, сплочение группы.
• Основное содержание (по теме).
2 – 3 игры, задания.
• Создание проблемной ситуации по теме занятия.
Сюрпризный момент, зачитывание художественных текстов, рассказывание сказки, инсценировка.
• Дискуссия.
Индивидуальные высказывания детей. Педагог – организатор дискуссии, помогает обобщить сказанное.
• Рисование по теме (если необходимо).
• Проигрывание некоторых ситуаций.
Коррекция нарушений в сфере межличностных отношений.
• Расслабляющие упражнения.
Проводится в середине занятия или заключительной части. Использование релаксационной музыки.
• Прощание.
Структура занятий изменяется в зависимости от цели и задач, которые ставлю перед собой.
ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ.
• КРУГ.
• ПЕСЕНКИ.
• КОЛОКОЛЬЧИК.
• ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ.
• МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ.
• ИГРЫ.
• СЛУШАНИЕ.
• ПАЛЬЧИКИ.
• КРУГ
Круг – это возможность всем посмотреть друг на друга, взяться за руки и почувствовать себя своим среди сверстников. В кругу можно играть. В кругу проходит приветствие и прощание.
• ПЕСЕНКИ.
Слова и мотив должны быть немудрёными. Например:
Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!
Мы рады вам, мы рады вам! (2 раза)
Очень мы рады Ирочке,
Очень рады Сашеньке …
Называем каждого, сопровождая имя улыбкой,как светлеют лица: меня назвали, ко мне обратились, я здесь желанный. Иногда удовлетворение прикрыто смущение.
• КОЛОКОЛЬЧИК.
Звук колокольчика играет значительную роль на занятиях: влечёт, созывает,
завораживает, помогает привлечь внимание детей, переключить их с одной
игры на другую, успокоить. При звуке колокольчика дети смотрят на человека, который его держит. Звоном колокольчика в начале и в конце занятия мы собираем детей в круг.
• ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ.
Литературный персонаж – связующее звено на занятиях. Литературный герой задаёт вопросы, реагирует на высказывания, устраивает игры и поощряет.
• МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ.
Музыка помогает создавать настроение, способствует возникновению творческого состояния. Используем музыку при проведении игр, с песнями детям легче перевоплощаться, двигаться.
• СЛУШАНИЕ.
Слушание, как правило, чередуется со звукоподражанием, движениями, перевоплощениями, проигрыванием диалогов. Слушание сочетается с другими видами деятельности.
• ПАЛЬЧИКИ.
Мелкая моторика – важное звено на занятиях.
Формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.
Стихи, сопровождающие упражнения, — это основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.
Упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.
• ИГРЫ.
Игры всегда включены в занятия.Они разные: с пальчиками, с загадками, сюрпризами, с движениями ручками и ножками, с хороводами, беганьем и прыганием.
Структура программы «Я и Ты»:
• «Вот я какой»
• «Я и эмоции»
• «Я и моё окружение»
• «Я и мой мир»
I блок
«Вот я какой»
Цель:
Помочь ребёнку понять себя.
Задачи:
1. Формировать позитивное отношение к своему «Я»
2. Помогать ребёнку осознавать свои характерные особенности.
3. Учить различать свои индивидуальные особенности (внешность, пол, походка).
4. Способствовать осознанию ребёнком своего имени.
Тематика занятий:
• Моё имя.
• Вот Я какой!
• Моё Я.
• Кто Я такой?
• Вот как Я умею.
• Я могу.
• Мы такие разные.
• Мои игрушки.
II блок
«Я и эмоции»
Цель:
Научить ребёнка осознано воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей.
Задачи:
1. Познакомить детей с языком эмоции, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты.
2. Развивать у детей эмпатию.
3. Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства мимики, пантомимики, интонации.
Тематика занятий:
• Общение и настроение.
• Путешествие на полянку весёлого настроения.
• Мы сегодня не грустим.
• Путешествие на острова Разных Настроений.
• Волшебная страна настроения.
• Мир эмоций.
• Волшебные средства понимания.
• Радуга настроений.
• Я не боюсь.
• Я удивляюсь.
• Робость.
• Хочу поделиться радостью.
III блок
«Я и моё окружение»
Цель:
Формирование коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуации.
Задачи:
1. Формировать позитивное отношение к сверстникам.
2. Учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства.
3. дать детям представления о мужественности и женственности.
4. Учить сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации.
Тематика занятий:
• Давай познакомимся.
• Мы принимаем правило.
• Маленькие рыцари и маленькие принцессы.
• Что такое хорошо и что такое плохо.
• Разные, но похожие.
• Как живёшь?
• Я и другие.
• Мы.
• Круг друзей.
• Мы играем.
• Наш дом.
IV блок
«Я и мой мир»
Цель:
Развивать чувство принадлежности к группе. Развивать уверенность в себе.
Задачи:
1. Помочь ребёнку поверить в свои силы.
2. Гармонизировать потребность ребёнка в социальном признании.
3. Способствовать самопознанию ребёнка.
Тематика занятий:
• Мир, в котором я хотел бы жить.
• Плохо быть одному.
• Мои добрые волшебники.
• Я в царстве любви.
• Наши мечты.
• Я в стране Вежливости.
• Мои друзья.
• Мои фантазии.
• Полезные и вредные привычки.
• Я в сказочном мире.
• Дом дружбы.
Направления программы.
• Знакомство.
• Создание положительного настроя в группе.
• Снятия напряжения и расслабление.
• Снятие агрессии.
• Преодоление застенчивости.
• Социализация.
• Снижение тревожности.
• Выражение чувств.
• Развивающие игры разного направления.
• Развивающие нравственно – волевые личности ребёнка.
• Сказотерапия.
Источник
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №3 г.Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области
Рассмотрено: Руководитель МО учителей начальных классов ______ (Станишевская О.Б.) Протокол № 1 от « 30 » августа 2016 г. | Рекомендовано: Методическим Советом МБОУ гимназии №3 _________________________ Протокол № 1 от « 30 » августа 2016 г. | Утверждаю: Директор МБОУ гимназии №3 ___________(Ананских А.М.) Приказ № 228 от « 30 » августа 2016 г. |
Рабочая программа
курса «Социально-личностное развитие»
в группе кратковременного пребывания
«Будущий первоклассник»
Педагог-психолог: Плотникова Т.Н.
Пояснительная записка
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. 2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г.
3.Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
4.Конституция РФ
5. Методическое письмо «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы» от 09.08.2000 г.
6. Постановление главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 2189 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011г., 25 декабря 2013)
7. Образовательная программа ДО МБОУ гимназии № 3.
8. Устав МБОУ гимназии № 3.
9. Положение о ГКП «Будущий первоклассник».
Общая характеристика предмета.
Большое внимание в старшем дошкольном возрасте уделяется формированию целостного представления о себе: педагог побуждает детей прислушиваться к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.
Организуемая совместная деятельность педагога и детей направлена на поиск ребенком своего места в обществе сверстников, выделение своего Я, противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его Я выступает наравне с другими. Это обеспечивает ребенку развитие нового уровня его самосознания, решает задачи социально-нравственного развития и воспитания дошкольников. Ребенок учится понимать, что принятие его другими зависит от его принятия других. Самопознание, адекватное отношение к себе рождают потребность в ценностном отношении к окружающим людям. В дошкольном возрасте очень велика роль эмоциональных переживаний, которые ребенок получает в результате проживания нравственной ситуации, совершения нравственного выбора. Педагог создает условия для формирования у старшего дошкольника опыта нравственной деятельности.
Разработка проблемы становления внутреннего мира ребенка в педагогической науке и практике получила свое развитие сравнительно недавно. Долгое время главными ориентирами и критериями успешности педагогической работы с ребенком были уровень развития детей, степень владения ими знаниями, умениями, навыками, которые должны пригодиться потом, на этапе школьного обучения. Однако социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования, центром которого становится личность и ее внутренний мир. Основы, определяющие успешность личностного становления и развития, закладываются в дошкольном периоде. Этот важный этап жизни делает детей полноценными личностями и рождает такие качества, которые помогают человеку определиться в жизни, найти в ней свое достойное место. Необходимо отметить, что наряду с ориентацией на приобретения знаний характерной особенностью образования дошкольников являлась его ярко выраженная социальная направленность. Воспитывая с ранних лет в ребенке коллективиста, мы тем самым пытались противостоять естественным процессам формирования психики, концентрации сознания ребенка на собственных нуждах и потребностях. Противоречия между биологическим и социальным началами в человеке обусловливают возникновение движущих сил для его развития. По мере освоения человеком социальной действительности, накопления социального опыта происходит становление его как субъекта. Однако на ранних онтогенетических этапах приоритетной целью развития ребенка является становление его внутреннего мира, его самоценной личности. Дети по своей природе эгоцентристы, и не учитывать это в воспитании нельзя. Результатом противодействия природной сути ребенка может стать ее подавление, но не изменение. Поэтому представляется закономерным утверждение, что педагог должен строить воспитательный процесс не вопреки возрастным особенностям (приобретениям) детей, а с учетом их. Это понимание в определенной мере и явилось результатом концентрации внимания на развитии у ребенка представления о себе, своем сущностном «Я».
В первые семь лет ребенок проживает три основных периода своего развития, каждый из которых характеризуется определенным шагом навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир.
Ребенок не оказывается перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность обязательно включена в общение. Ребенок развивается, не пассивно воспринимая от взрослых информацию о себе, а главным образом в процессе деятельности, общения.
Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком собственного «Я» непосредственным образом влияет на успешность его деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях общения.
В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, являясь активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире.
Учитывая эти особенности, программу поэтапного социально-личностного развития ребенка-дошкольника, его движение по пути самопознания мы представили в следующих разделах: «Я среди других», «Что я могу?», «Я и другие». Базисной для всех этапов является идея: «К познанию мира — через познание себя».
Основой построения программы является ее ориентация на природную любознательность дошкольника, в том числе на его интерес к себе, восприятие ребенка сверстниками и взрослыми, поиск своего места в системе социальных отношений, окружающем мире.
Основные цели программы:
— учить дошкольников осваивать свой внутренний потенциал;
— развивать и узнавать свои возможности и способности к познанию мира
и самого себя;
— научить детей обобщать представления о собственном мире чувств, состояний;
— научить детей анализировать чувствами и управлять ими.
Задачи программы:
— развивать интерес к совместной творческой деятельности, доброжелательное отношение к сверстникам;
— учить передавать в изобразительном творчестве свое настроение, переживания;
— развивать творчество и воображение;
— способствовать вербализации мыслей и чувств детей;
— развивать эмоциональную сферу ребенка;
— активизировать использование в речи слов – названий эмоций;
— учить детей соотносить настроение с мимическими реакциями;
— развивать коммуникативные навыки игрового взаимодействия;
— развивать выразительность жестов;
— способствовать формированию позитивного восприятия детей друг другом.
Актуальность создания программы.
Воспитание этических норм поведения у ребенка – нравственная проблема, имеющая социальную значимость. На развитие у детей представлений о морали одновременно оказывают влияние семья, детский сад, окружающая действительность.
В последнее время необычайно возрос интерес к проблемам формирования культуры поведения. Неумение грамотно использовать правила речевого этикета на работе, в кругу друзей, дома создает человеку определенную репутацию, которая усложняет его отношения с людьми, мешает в жизни.
Поэтому с детства следует формировать у детей этические нормы поведения.
Эта проблема особенно актуальна в наши дни, когда, с одной стороны, наблюдается снижение культуры общения, поведения вследствие многих причин, а с другой – общество идет вперед, предъявляя новые требования к личности – наличие образования и культуры.
Принципы программы
В основу организации образовательного процесса определен комплексно – тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
Оценка достижений планируемых результатов
Особенностями системы оценки являются:
Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
Использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
Оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
Оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
Сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
Использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений (Портфель достижений или иные формы);
использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений
Технологии обучения
Здоровьесберегающая, игровая.
Виды и формы контроля
Вводный, текущий, итоговый,
Фронтальный, комбинированный, устный
Наблюдение, самостоятельная работа.
Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане
Количество часов
Всего 36 часов; в неделю 1 час.
Программное содержание
Раздел «Я среди других»
В совместной деятельности на занятиях и в повседневной жизни дети совершают открытия своего Я. Они учатся рассказывать о своих увлечениях, переживаниях, любимых друзьях. Взрослый поддерживает беседы на личностные темы.
Темы занятий: «Кто я?», «Какой я?», «Чем мы похожи и чем отличаемся друг от друга?», «Мы все разные», «Мое настроение», «Я умею…», «Я не боюсь научиться» или «Если надо — я научусь», «Я и мои друзья», «Я и моя семья», «Мои мечты», «Мои сказочные сны», «Веселые сказки», «Рассказ о себе».
Раздел «Что я могу?»
В этом разделе представлены занятия, посвященные формированию у детей представлений о функциях различных органов чувств, помогающих человеку в познании мира и себя. Занятия построены в форме сказочных путешествий в страну «Что я могу?»; используются элементы сказкотерапии, работа детей с песком, что помогает более глубоко проникнуть в мир ощущений и углубить опыт самопознания. Продолжается работа по развитию эмоционально-чувственной сферы детей.
Темы занятий: Вводное. «Путешествие в Синегорье к Орлу Зоркий глаз». «Путешествие на острова «Загадочные звуки» к Слонихе Чуткие уши». «Путешествие в пещеру «Чудесные запахи» к Собаке Острый нюх». «Путешествие на озеро «Вкусная вода» к Лягушке Умный язык». «Путешествие на «Чувствительные холмы» к Обезьяне Любопытные руки». «Страна «Что я могу?»» (заключительное).
Мир чувств, мир эмоций: радость, грусть, страх, злость.
Раздел «Я и другие»
В процессе организации совместной деятельности педагог помогает каждому ребенку в поиске своего места в обществе сверстников, овладении способами ненасильственного взаимодействия со сверстниками в процессе решения конфликтных ситуаций. Детям предлагаются следующие темы занятий: «Кто ты такой?», «Кто они такие?», «Описание человека», «Что я могу делать хорошо?», «Переезд», «Смелость», «Дорогая Лена», «В гости к интересному человеку», «Трудные ситуации», «Положить этому конец», «Дразнить и докучать», «Чью сторону ты примешь?».
Ожидаемые результаты освоения программы.
В результате работы дети должны знать:
что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции);
что родители есть не только у людей, но и у животных и растений;
название эмоциональных состояний человека;
собственные возможности и характерные особенности;
способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого;
что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, какие существуют возможные решения конфликтов.
Дети должны уметь:
понимать друг друга, осознать собственную ценность и ценность других людей;
проявлять уверенность в отношениях со сверстниками и взрослыми;
видеть друг в друге сходные черты и различия;
проявлять эмпатию и толерантность;
описывать свое настроение, понимать настроение других;
осознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам;
выражать свои чувства и понимать чувства другого;
пользоваться терминами, обозначающими различные эмоциональные состояния человека;
делиться своими переживаниями, сокровенными чувствами, впечатлениями;
анализировать и оценивать конфликтные ситуации, правильно реагировать на них;
находить конструктивное решение конфликта.
Выявить уровень социально-личностного развития детей педагог может как с помощью приведенного выше перечня умений, так и с помощью пособия «Диагностика развития воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100″» (авторы М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова).
Методическое обеспечение программы
М.В. Корепанова. «Это – я».Пособие для старших дошкольников по курсу «Познаю себя» – М.: Баласс, 2007. – 160 с.
М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова. «Познаю себя». Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. – М.: Баласс, 2007. – 160 с.
Агапова И.А. Общество хороших манер: сценарии внеклассных мероприятий / И.А.Агапова, М.А. Давыдова. – Волгоград: Учитель, 2009.-348 с.
Демидова О.Н. Будьте вежливы всегда. Конспекты занятий по этической грамматике с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ О.Н. Демидова.- Воронеж : ИП Лакоценин С.С., 2009. – 112 с.
Дурова Н.В. Очень важный разговор : беседы, занятия по этике поведения с детьми дошкольного возраста : пособие для педагогов, воспитателей и родителей / Н.В. Дурова. – М. : Мозаика-Синтез, 2000.
Капская А.Ю. Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для дошкольников / А.Ю. Капская, Т. Л. Мирончик. –СПб : Речь, 2006, — 96 с.
Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников : учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений / И.Н. Курочкина. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Лопатина А.А. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах / А.А. Лопатина. – М.: Амрита-Русь, 2005.
Мирошниченко С. А. Хорошие манеры / С.А. Мирошниченко. – М. : Мой мир, 2008.-256 с.
Тематическое планирование занятий
по курсу «Социально-личностное развитие»
(36 часов в год, 1 час в неделю) на 2016 -2017 уч.год
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Примеча ние | ||
план | факт | |||||
Раздел 1 Я СРЕДИ ДРУГИХ (12 занятий) | ||||||
1 | Кто Я? | 1 | 01.09.16 | |||
2 | Какой Я? | 1 | 08.09.16 | |||
3 | Чем мы похожи и отличаемся друг от друга? | 1 | 15.09.16 | |||
4 | Мы все разные | 1 | 22.09.16 | |||
5 | Мое настроение | 1 | 29.09.16 | |||
6 | Я умею… | 1 | 06.10.16 | |||
7 | Я не боюсь научиться, или Если надо — я научусь | 1 | 13.10.16 | |||
8 | Я и моя семья | 1 | 20.10.16 | |||
9 | Я и мои друзья | 1 | 27.10.16 | |||
10 | Мои мечты | 1 | 03.11.16 | |||
11 | Мои сказочные сны | 1 | 10.11.16 | |||
12 | Город нашей дружбы | 1 | 17.11.16 | |||
Раздел 2 ЧТО Я МОГУ? (Сказкотерапевтические занятия-путешествия. Сказочная страна «Что я могу?» (7 занятий) | ||||||
13 | Вводное | 1 | 24.11.16 | |||
14 | Путешествие в Синегорье к Орлу Зоркий глаз | 1 | 01.12.16 | |||
15 | Путешествие на острова «Загадочные звуки» к Слонихе Чуткие уши | 1 | 08.12.16 | |||
16 | Путешествие в пещеру «Чудесные запахи» к Собаке Острый нюх | 1 | 15.12.16 | |||
17 | Путешествие на озеро «Вкусная вода» к Лягушке Умный язык | 1 | 22.12.16 | |||
18 | Путешествие на «Чувствительные холмы» к Обезьяне Любопытные руки | 1 | 29.12.16 | |||
19 | Заключительное занятие «Страна «Что я могу?»» МИР ЧУВСТВ, МИР ЭМОЦИЙ (5 блоков по 4 занятия в каждом) | 1 | 12.01.17 | |||
20 | Радость | 1 | 19.01.17 | |||
21 | Грусть | 1 | 26.01.17 | |||
22 | Злость | 1 | 02.02.17 | |||
23 | Страх | 1 | . 09.02.17 | |||
24 | Удивление Почувствуй мир другого (дополнительное)1 | 1 | 16.02.17 | |||
Раздел 3 Я И ДРУГИЕ (13 занятий) | ||||||
25 | Кто ты такой? | 1 | 02.03.17 | |||
27 | Кто они такие? | 09.03.17 | ||||
28 | Описание человека | 16.03.17 | ||||
29 | Что я могу делать хорошо? | 23.03.17 | ||||
30 | Переезд | 30.03.17 | ||||
31 | Смелость | 06.04.17 |