Программа по развитию речи с ребенком инвалидом
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 3 «РАДУГА» ГОРОДА ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Принята на Совете педагогов МДОБУ ДС № 3 Г. ТЫНДЫ « 31 » августа 2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОБУ ДС № 3 Г. ТЫНДЫ _________________ Ф.Г. Сафиуллина « 01 » сентября 2018 г. |
Индивидуальная программа
коррекционно – развивающей работы
с ребенком с ограниченными возможностями здоровья
ОНР 1 степени
2018 – 2019 учебный год
Программа разработана:
воспитателем первой
квалификационной категории
Гуменной Ларисой Владимировной
г. Тында
2018 г
Пояснительная записка
Данная программа является адаптированной образовательной программой дошкольного образования для ребенка-инвалида с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанника с ограниченными возможностями здоровья.
Основная задача коррекционно-педагогической работы — создание условий для всестороннего развития ребенка-инвалида в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Индивидуальная программа коррекционного сопровождения раскрывает особенности осуществления дифференцированного обучения и воспитания ребёнка-инвалида (нарушение речи).
1.Общие сведения о ребенке
1.1 Фамилия, Имя ребенка: Буравова Анастасия Сергеевна
1.2 Дата рождения: 13.06.2013
1.3 Пол: женский
1.4 Домашний адрес: новая Таежка, ул. Кольцевая 4 кв. 16
1.5 Месяц, год поступления в
образовательное учреждение: 2015г.
1.6 Группа ДОУ : старшая «Аленка»
1.7 Состояние здоровья: Ребенок-инвалид
1.8 Отклонения в состоянии
здоровья: нарушение речи (ОНР 1 уровень)
1.9 родитель: Опекун: Буравова Ольга Леонидовна
2. Цель программы:
Всестороннее развитие ребенка — инвалида, максимальная адаптация к окружающей действительности и подготовка к дальнейшему обучению в школе. Развитие слухового восприятия, обучение звукопроизношению, общению с окружающими
3. Задачи коррекционно-развивающей работы:
• Осуществление дифференциальной диагностики.
• Коррекция и формирование в процессе всех видов деятельности двигательных умений и навыков, мелкой моторики, координированных движений рук, зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве.
• Развитие познавательной деятельности, сенсомоторной сферы, памяти, внимания, мышления.
• Развитие игровой деятельности;
• Развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи; обучение произношению: формирование у ребенка внятной, членораздельной, естественной речи.
• Расширение запаса знаний и представлений об окружающем.
• Развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений
• Формирование математических представлений.
• Развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;
• Формирование продуктивных видов деятельности.
• Развитие эмоционально-волевой сферы.
4. Формы работы:
• игра (совместная с воспитателем, совместно со сверстниками),
• совместная деятельность взрослого и ребёнка тематического характера,
• игровые ситуации и игровые тренинги,
• развивающая игра
• психогимнастика и релаксация,
• беседа,
• индивидуальная работа, работа с логопедом
• наблюдение,
• поручения,
• рассматривание.
План работы
№ | Педагог | Периодичность | Форма работы |
1 | Воспитатель группы |
| 1–художественно – эстетическое 2 – познавательное |
2 | Учитель — логопед | По средам | Индивидуальные |
3 | Инструктор по ФК | По понедельникам | Индивидуальные, групповые |
4 | Музыкальный руководитель | По вторникам | Индивидуальные, групповые |
Общеобразовательная программа детского сада: составленная на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы в соответствии с ФГОС на 2018 – 2019 гг | Условие пребывания: Полный день с общим и индивидуальным обучением |
5. Средства коррекционного воздействия:
∙ комплексы артикуляционных упражнений,
∙ общеразвивающие ООД
∙ пальчиковая гимнастика.
∙ задания на штриховку.
∙ физкультминутки.
∙ рисование с помощью трафарета, штриховка и тд.
∙ выкладывание фигур «Танграмм».
∙ продуктивные виды деятельности.
∙ различные виды конструирования (по образцу, по заданной теме, по схеме и т.д.)
∙ дыхательные упражнения.
∙ комплексы коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования артикуляции.
∙ артикуляторный массаж.
∙ упражнения на развитие дыхания.
∙ игры и упражнения, направленные на сенсорное развитие ребенка.
∙ сенсорное оборудование и материалы.
∙ различные звучащие игрушки (звуковые баночки с голосами животных, звуковая книга «Кто как кричит?»
∙ музыкальные инструменты, картинки к ним.
∙ звуки природы (море, лес, улица, дождь, ручеек и т.д.)
∙ игры на компьютере «Мир вокруг нас», «Формы и цвета» и т.д.
∙ фонетическая ритмика.
6. Участие семьи воспитанника в образовательном процессе
Все усилия специалистов могут быть сведены на нет, если родители сами не будут включаться в процесс помощи ребёнку. Поэтому в своей работе специалисты ДОУ ориентируются, прежде всего, на семью. Такой подход включает:
- одновременную работу со всей семьёй (и с родителями, и с опекунами, и с ребёнком);
- формирование детско-родительских отношений;
- встраивание развивающих и помогающих технологий в режим жизни семьи и ребёнка;
- привлечение семьи к активному участию в коррекционно-педагогической работе;
- реализацию родителями индивидуальной коррекционной программы развития ребёнка при консультативной поддержке специалистов.
Взаимодействие с семьями воспитанников:
Форма участия родителей в реализации программы:
- Осуществление коррекционно – развивающего взаимодействия с ребёнком в домашних условиях в соответствии с рекомендациями специалистов.
- Создание дома необходимой коррекционно – развивающей среды.
- Обеспечение необходимого режима для ребёнка.
- Активное участие в корреционно – развивающих занятиях специалистов.
- Проведение необходимых диагностических и лечебно – профилактических мероприятий в учреждениях здравоохранения по рекомендациям специалистов.
Содержание помощи семьям воспитанника:
Индивидуальные формы помощи:
- Индивидуальная консультация о возрастных особенностях детей дошкольного возраста
- Индивидуальная консультация о способах коррекционно-развивающего взаимодействия с ребёнком.
- Индивидуальные консультации по созданию дома коррекционно-развивающей среды для ребёнка.
План работы с семьей воспитанника:
Месяц проведения | Форма проведения/тематика | Ответственный специалист |
Сентябрь Октябрь | Диагностика. Изучение изменений за истекший период. Беседы. | Воспитатель, Учитель — логопед |
Ноябрь | Участие в муниципальном конкурсе для детей инвалидов «Мир вокруг нас» | Воспитатель, опекун |
Декабрь | Диалог между специалистами МБДОУ и родителями «Сотрудничество детского сада и семьи в развитии ребенка | Педагог-психолог Воспитатель |
Январь | Консультация «Психологические особенности детей с нарушением речи ОНР» | Воспитатель |
Февраль | Семинар-практикум «Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой речи ОНР » | Воспитатель |
Март | Мастер-класс «Познавательные игры для детей 5 — 6 лет» | Воспитатель |
Апрель | Мастер-класс «Домашняя изостудия: развитие художественных навыков» | Воспитатель |
Май | Диалог между специалистами МБДОУ и опекуном «Итоги работы, перспективы на будущее…» | Воспитатель, Учитель — логопед |
Программно – методическое обеспечение:
Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.в соответствии с ФГОС
Программа Козырева Е.А., Шварцман О.А.«Психолого-педагогическое сопровождение развития дошкольников».
Борякова, Н.Ю., Касицына, М. А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду // Методическое пособие- Москва, 2004.- С.89
Программа составлена с использованием интернет ресурса
« ПОРТАЛ ПЕДАГОГА»
Источник
Елена Воронцова
Программа реабилитации ребенка-инвалида с нарушением ОДА
Пояснительная записка
Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее уязвимых категорий детей.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности, согласно Закону РФ «Об образовании» эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст. 2,5,16, 29,31.
Роль системы образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе существенно возрастает для каждого из детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование решает задачи не только развития детей с ограниченными возможностями здоровья, но и их реабилитации в условиях организованной общественной поддержки на пути к истинной интеграции.
Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности. Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.
Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования направлена на создание системы комплексной помощи детям с тяжелыми нарушениями речи в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории.
В соответствии с нормативными документами, обеспечивающими деятельность логопедических групп детского сада компенсирующего вида, в период с 1 по 28 сентября проводится обследование состояния речи воспитанников. Результаты обследования рассматриваются на психолого-медико-педагогическом консилиуме детского сада. Следующий этап – составление индивидуальной программы развития ребенка. Особое внимание в нашем детском саду уделяется детям-инвалидам. Педагоги детского сада определили, что программа составляется на учебный год и разделяется на периоды обучения, В ходе динамического наблюдения за ребенком учитель-логопед может вносить коррективы в программу, это обсуждается на консилиуме для дальнейшего развития ребенка.
Успешность реабилитации обусловлена также участием родителями в выполнении избранной воспитательной стратегии.
В целях реализации рекомендаций ПМПк учителем-логопедом разрабатывается индивидуальная коррекционная программа на ребенка-инвалида. Неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы является целенаправленное логопедическое сопровождение обучающегося (ребенка-инвалида).
Целью логопедического сопровождения является коррекция и профилактика речевых расстройств, а также достижение необходимой степени социальной адаптации.
Основными задачами логопедического сопровождения являются:
1. Коррекция нарушений в развитии устной речи ребенка-инвалида;
2. Социальная адаптация и интеграция ребенка-инвалида, имеющего речевые нарушения в современном обществе.
3. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.
Пути реализации данных задач:
• организация речевого мониторинга,
• логопедическое сопровождение ребенка-инвалида с речевыми отклонениями (проведение логопедических занятий с ним,
• проведение консультаций и бесед с педагогами и родителями
Этапы логопедического сопровождения:
Логопедическое сопровождение ребенканачинается с момента его поступления в дошкольное учреждение и осуществляется в несколько этапов:
Первый этап логопедического сопровождения начинается со всестороннего обследования речи ребенка. Все полученные данные обследования анализируются и фиксируются в речевой карте. Анализ данных обследования позволяет наметить пути дальнейшего логопедического сопровождения.
Второй этап логопедического сопровождения осуществляется с 29 сентября по 16 мая. В зависимости от поставленного логопедического заключения строится индивидуальная коррекционная работа, которая реализуется на индивидуальных занятиях.
Во второй половине мая проходит третий этап логопедического сопровождения. На данном этапе отслеживается динамика речевого развития ребёнка. Из сопоставленных результатов мониторинга речевого развития ребенка (I и III этапы логопедического сопровождения, делается вывод об эффективности применяемых методик.
Существенным звеном в логопедическом сопровождении является совместная работа со специалистами: медсестрой детского сада, психологом детского учреждения и воспитателями. Данное сотрудничество осуществляется на протяжении всех этапов. С целью повышения эффективности логопедического сопровождения и соблюдения единого речевого режима на занятиях и в режимных моментах осуществляется коррекционно-логопедическая работа. Воспитателям предлагаются рекомендации по применению специальных методов и приёмов оказания логопедической помощи детям с отклонениями в речевом развитии. На всех этапах коррекции отклонений в речи осуществляется взаимосвязь с педагогами дошкольного учреждения.
Основные направления работы:
1. Развитие звуковой стороны речи (коррекция дефектов произношения):
• развитие артикуляционной моторики
• речевого дыхания
• постановка, автоматизация и дифференциация дефектных звуков.
2. Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза, восприятия.
3. Обогащение активного и пассивного словаря ребенка-инвалида.
4. Формирование правильного лексико-грамматического строя речи ребенка-инвалида.
5. Развитие коммуникативной функции речи, связной речи ребенка-инвалида.
6. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, межанализаторных связей ребенка-инвалида;
7. Совершенствование пространственно-временных ориентировок (на своем теле, в трех- и двухмерном пространстве, развитие мнемонических способностей и др.);
8. Сохранение и укрепление здоровья обучающегося.
В силу того, что нарушения речи ребенка-инвалида носит стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.
1. Ведущим нарушением данного обучающегося является недоразвитие познавательной деятельности,поэтому весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
2. Учитывая логопедическое заключение – ОНР, I уровень речевого развития, ЗПР, планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом, то есть в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи.
3. Необходимость реализации принципа поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гольперин, Д. Б. Эльконин).
4. Максимальное включение анализаторов (зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения, а также использование разнообразной наглядности (схемы, муляжи, разрезная, магнитная азбука, игровые упражнения, технические средства обучения).
5. Дифференцированный подход, который предполагает построение коррекционной работы с учётом развития возрастных индивидуальных особенностей ребёнка на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития».
6. Учитывая тесную связь ручной и речевой моторики, включать в занятия упражнения на развитие тонких движений рук, задания сопровождения действий с речью.
7. Тщательно дозировать задания и речевой материал. Любая задача должна быть разложена на простейшие задачи. Одно и тоже задание выполняется сначала на простом материале, затем на более сложном.
8. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключать ребенка с одной формы работы на другую.
Охранение и укрепление здоровья учащихся является основополагающим направлением в работе учителя- логопеда. Помимо традиционных коррекционно-развивающих приемов в логопедической работе используются специфические методы и приемы, направленные на формирование мотивации, на сохранение здоровья обучающихся. Нетрадиционные методы и приемы позволяют переключиться от привычной коррекционной работы на специфическую игровую деятельность, доступную для обучающегося.Во время проведения логопедических занятий используются следующие приемы:
• Упражнения для профилактики зрительного утомления. Систематически проводится зрительная гимнастика с использованием глазодвигательных упражнений, способствующих развитию межполушарного взаимодействия и формированию вектора сканирования пространства. Отрабатывается движение глаз по четырем основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений делается сначала на расстоянии вытянутой руки; затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Затем движения глаз совмещаются с дыханием. На фазе глубокого вдоха сделать движения глазами, затем удержать глаза в крайнем боковом положении на фазе задержки дыхания. Возврат в исходное положение сопровождается пассивным выдохом.
• Упражнения на развитие слухового внимания и развитие общей моторики.
• Динамические паузы подбираются согласно лексической теме и проводятся в игровой форме в середине занятия.
• Су Джок терапия. Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук. Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи массажных шариков.
• Упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. С этой целью используются упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое. А также кинезеологические упражнения «Колечко»,“Кулак – ребро – ладонь» и т. д.
• Упражнения по развитию мелкой моторики рук. На занятиях используются пальчиковые игры, которые способствуют тренировке тонких движений пальцев рук, оказывает огромное влияние на развитие речи ребенка. Для тренировки пальцев рук берутся различные стихи, под которые выполняются движения.
• Упражнения на релаксацию используются для обучения управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц при двигательном напряжении или беспокойстве детей. Данные упражнения проводятся под музыку.
Данные мероприятия благоприятно отражаются на здоровье обучающегося, посещающего логопедические занятия. В целом, повышают эффективность логопедической работы. Для достижения положительного результата требуется продолжение начатой работы дома. Для этого проводятся консультации с родителями и законными представителями, даются рекомендации по выполнению упражнений.
Учитывая медицинское заключение обучающегося — спастический парапарез, и опираясь на особенности физического развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, педагогами группы было разработано перспективное планирование по физическому развитию.
Особенности физического развития детей с нарушениемопорно-двигательного аппарата:
— задержано и нарушеноформирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения и стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности;
— слабое оценивание своих движений и затруднение в ходе осуществления действий с предметами, являются причинами недостаточности активного осязания, в том числе узнавание предметов на ощупь (стереогенеза);
— согласованные движения руки и глаза развиты не достаточно, особенно если имеет место неправильные установки тела, головы и конечностей (например: голова опущена на грудь, руки и ноги согнуты);- наблюдается повышение мышечного тонуса (спастичность, мышечная гипертония);
— несформированность реакций равновесия и координации движений.
Перспективное планирование занятий по физической культуре
Месяц Содержание
сентябрь
Период адаптации — обследование двигательных навыков и физических качеств
октябрь
ноябрь
упражнения для формирования вертикального положения головы;
из исходного положения лёжа на спине;
из исходного положения лёжа на животе;
Таким образом, технология реабилитации предполагает активное участие ребенка, его семьи, педагогов и иных специалистов образовательного учреждения. Реализация индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида при участии всех специалистов образовательного учреждения является единственным вариантом системы помощи, имеющим объективные показатели эффективности продолжения работы
повороты головой;
упражнения для формирования контроля за положением головы
декабрь
январь
упражнения для развития реакций опоры;
упражнения для развития равновесия рук;
пассивные упражнения;
стимулирование активных движений с помощью массажного мяча
февраль
упражнения для формирования умения самостоятельно садится: на мяче;
верхом на валике;
на стуле;
на полу
упражнения с использованием предметов: мячиков;
гимнастических палок;
кубиков
март
упражнения для развития верхних и нижних конечностей: пассивные упражнения;
сгибание, разгибание;
вращательные упражнения;
упражнения на сопротивление
апрель
упражнения для формирования поворотов туловища: в положении лёжа;
на горке или валике;
на массажном мяче;
на полу с помощью педагога
май
формирование предпосылок упражнения для формирования умения стоять: с помощью педагога;
Источник