Программа по развитию памяти ребенка с зпр нач школа

Программа по развитию памяти ребенка с зпр нач школа thumbnail

В настоящее время все активнее идет поиск обновления содержание образования
вообще и в частности с целью повышения, как обучения, так и развития младших
школьников с задержкой психического развития.

Поэтому большую роль во всестороннем развитии школьников играет развитие
памяти.

Это связанно с тем, что с возрастом происходит неуклонное повышение
требований, предъявляемых к эффективности запоминания.

У всех школьников с задержкой психического развития наблюдаются недостатки
памяти, причем они касаются всех видов запоминания.

Исследования показали, что отклонения от норм у детей данной категории имеют
различные формы и индивидуальные проявления.

Данная программа позволит улучшить работоспособность и повысить уровень
познавательной активности, мотивацию к учебной деятельности. Учащиеся смогут
быстрее принимать и перерабатывать нужную им информацию.

Содержание программы

Пояснительная записка

Проводя диагностику, мониторинги и тесты, выяснила, что у учащихся
наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания, а так
же неумение организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для
запоминания на разделы или подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения,
пользоваться логическими схемами.

Роль памяти в развитии личности трудно переоценить. С ее помощью человек
усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами
поведения, приобретает различные умения и навыки.

Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком
своего опыта.

Что значит хорошая память учащегося ?

Это такая память, которая обеспечивает “ скорость запоминания, длительность
хранения и легкость воспроизведения заучиваемого материала”.

Для формирования этих качеств памяти следует опираться на естественные законы
непроизвольного запоминания. Основной закон заключается в том, что легче всего
запоминается яркий материал и тот, что постоянно входит в поле деятельности. Со
временем память становится управляемой, произвольной.

По своей природе память разнообразна – произвольная и непроизвольная,
образная, словесно – логическая, кратковременная, долговременная, оперативная и
смысловая.

Если память хорошо развита, то мыслительные процессы протекают правильнее и
быстрее.

У учащихся с задержкой психического развития наблюдаются нарушения всех видов
памяти, поэтому коррекционная работа в этом направлении очень актуальна.

Работая над развитием памяти, проводя специальные игры и упражнения,
мониторинги и диагностики, возможно, реально повысить успеваемость у учащихся и
их учебную мотивацию.

У детей с задержкой психического развития в основном память непроизвольная,
наглядно – образная, кратковременная. Поэтому учащиеся овладевают учебным
материалом с гораздо меньшим успехом.

С помощью тестов выяснила, как развита память у учащихся:

  1. Объем смысловой памяти (пересказ текста по объему, по качеству и на
    время).
  2. Объем непосредственной памяти (ряды случайных цифр) Методика
    Джекобсона.
  3. Зрительная память (воспроизвести слова, записанные в столбик)
  4. Слуховая память (методика 10 слов)
  5. Диагностика памяти (пиктограммы) методика А.Р. Лурия.

Работа в этом направлении позволила выяснить причины низкой успеваемости и
плохого запоминания.

  1. Ослабленное здоровье учащихся.
  2. Низкая мотивация учебной деятельности, недостаток речевого развития (ОНР
    3 уровень, ограничение коммуникативных отношений и познавательных
    возможностей).
  3. Недостаточное развитие памяти, низкий ее объем и точность.

Основные направления в работе

  1. Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни.
    Цель: коррекционно-развивающая работа по представлению о здоровом образе
    жизни и профилактике заболеваний.
  2. Развитие зрительной, слуховой и моторной памяти.
    Цель: обучение плавному чтению, ускоренному письму.
  3. Оказание систематической индивидуальной помощи учащимся по предметам.
    Цель: индивидуальные коррекционные занятия, тренинги, игры.
  4. Работа с воспитателями.
    Цель: преемственность в работе.

Этапы работы.

  • Теоретический

(изучение памяти, как психического процесса,
особенностей различных видов памяти у учащихся с задержкой психического
развития, теоретического вопроса о развитии памяти, методической литературы,
медицинских заключений, личных дел).

  • Диагностический (диагностика видов памяти, влияние характера и
    причин нарушения памяти).
  • Коррекционный (разработка коррекционных игр, упражнений,
    тренингов и корректурных проб по различным видам памяти).
  • Аналитический (сравнительный анализ результатов диагностик,
    выявление причин невнимательности на уроках, реализация программы в
    содействии с психологом, логопедом и воспитателями).
  • Цель программы

    Развитие приемов и видов памяти:

    1. Образная память
    2. Оперативная память
    3. Кратковременная память
    4. Долговременная память
    5. Словесно – логическая память
    1. Прием “схематизация”
    2. Прием “ составление плана”
    3. Прием “ повторение”
    4. Прием “ группировка”
    5. Прием “ смысловое соотнесение”

    Задачи программы

    1. Повышение познавательного интереса.
    2. Развитие навыков быстрого чтения.
    3. Обучение самоконтролю и планированию.

    Принципы программы

    1. Учет возрастных и индивидуальных возможностей.
    2. Учет объема и содержания материала.
    3. Систематичность знаний.
    4. Единство диагностик по приемам и видам памяти.

    Предмет психокоррекции

    Приемы и виды памяти у учащихся с задержкой психического развития.

    Объект психокоррекции

    Дети с задержкой психического развития с нарушением видов памяти.

    Программа действий по проблемной теме.

    1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся.
    2. Разработка тематического плана коррекции познавательной деятельности.
    3. Оказание индивидуальной помощи по предмету.
    4. Разработка занятий, тренингов и игр по коррекции памяти.
    5. Изучение мотивации учебной деятельности.
    6. Обучение учащихся приемам быстрого чтения.
    7. Включение регионального компонента в соответствие с предлагаемой
      программой.

    Прогнозируемый педагогический результат

    1. Повысить уровень мыслительных операций.
    2. Снижение эмоциональных перегрузок и отвлекаемости на уроках.
    3. Повысить технику чтения, ее осознанность, беглость, выразительность,
      правильность.
    4. Улучшить качество психических процессов: памяти, мышления, внимания,
      воображения, восприятия.
    5. Поднять на более высокий уровень словесно – логическую и произвольную
      память.

    Вывод:

    В своем классе все больше стала обращать внимание на то, что одному учебный
    материал дается легко, а другие справляются с ним частично или вообще не
    справляются.

    Решила выяснить, как развита память у учащихся.

    По проведенному мониторингу получила неутешительные результаты.

    Считаю, что обратить внимание нужно больше на написание зрительных диктантов
    по методике Федоренко, ввести работу с деформированным текстом, письмо по
    памяти. Проводить индивидуальные и групповые занятия по развитию всех видов
    психических процессов.

    На уроках математики память развивать через математические диктанты, числовые
    ряды с пропущенными цифрами, коррекционные игры.

    Также неотъемлемой частью работы создавать вместе с ребятами консультативные
    группы взаимопомощи в учении, где более способные дети помогают не только
    друзьям, но и любому, кто не ленится.

    В целом внедрение данной программы в учебной деятельности будет
    способствовать формированию и развитию детей потребности и мотивов к учебной
    деятельности, будет вести к созданию соответствующих образцов мышления,
    содействовать развитию творческой личности, повысит уровень самостоятельности,
    самоконтроля и самооценки.

    Читайте также:  Карточки для ребенка для развития речи в 3 года

    Список литературы для учащихся с задержкой психического развития.

    1. Тихомирова Л. Ф. “Познавательные способности детей”.
    2. Степанова О. А. “Дидактические игры на уроке в начальной школе”.
    3. Андреев А. Н. “Учись быстро читать”.
    4. Рахновская И. В. “Вместе играем, учимся, переживаем”.
    5. Разумовская О. К. “Игры со словами в школе и дома”.

    Список используемой литературы.

    1. Лайло В. В. “Развитие памяти и повышение грамотности”.
    2. Шамарина Е. В. “Обучение детей с З.П.Р.: организация
      индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционноз-развивающего
      обучения”.
    3. Ефименкова Л. Н. “Коррекция устной и письменной речи учащихся
      начальных классов”.
    4. Мамайчук И. И. “Психокоррекционные технологии для детей с
      проблемами в развитии”.
    5. Барташников А. А. “ Учись мыслить”.

    Источник

    Ксения Страхова
    Коррекционная программа по развитию памяти у старших дошкольников с ЗПР «Развиваем память»

    Коррекционная программа по развитию памяти у старших дошкольников с ЗПР «Развиваем память»

    Цель программы: коррекция и развитие памяти учащихся с задержкой психического развития.

    Задачи программы:

    • выявить уровень и особенности развития памяти учащихся, имеющих ЗПР;

    • разработать комплекс упражнений по развитию и коррекции памяти учащихся подросткового возраста с ЗПР;

    • определить эффективность разработанного комплекса упражнений, направленного на коррекцию.

    Занятия проводятся в групповой форме, 2 раза в неделю по 30 минут.

    Цель занятий: коррекция памяти

    Задачи:

    • Развитие памяти (зрительной, слуховой)

    • Формирование приемов запоминания

    • Тренировка памяти по средством разработанного комплекса дидактических игр.

    • Развитие познавательной активности

    В структуре занятий можно выделить следующие этапы:

    1. Ритуалы приветствия-прощания

    2. Основное содержание занятий представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных не только на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса., но и на формирование социальных навыков, динамическое развитие группы.

    3. Рефлексия занятия

    Приложение 1

    1 занятие: Знакомство с группой.

    Время: 30 минут.

    Цель занятия: Знакомство с учащимися, создание позитивной атмосферы и доверительных отношений друг к другу.

    Оборудование: стулья, повязка на глаза

    Психолог: Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Сегодня я у вас проведу занятие, и мы с вами поиграем в интересные игры, в которых мы познакомимся поближе, вы узнаете много нового о друг друге.

    Ритуал приветствия «Здороваемся необычно»

    Психолог говорит : «Давайте попробуем испытать новые эмоции, а заодно и освоим нетрадиционные приветствия. Вы можете сами придумать их и показать всей группе. Для начала предлагаю несколько вариантов приветствия: тыльной стороной ладони, стопами ног, коленями, плечами, лбами и т. п.

    1 Упражнение «Оригинальное знакомство».

    Цель: знакомство с тренером и друг с другом, развитие долговременной памяти в сочетании с моторной.

    Участники встают в круг. Первый участник называет свое имя и показывает любое движение. Задача второго участника повторить имя и движение первого и назвать и показать свое имя и движение. Третий повторяет имя и движение первого и второго участников и называет свое имя и показывает движение…и так далее до последнего участника.

    2 Упражнение «Клубочек»

    Цель: знакомство, установление доверительного контакта с детьми, сплочение группы.

    Дети садятся в круг. Ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой вопрос участнику игры (Например: «Хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т. д.). Ребенок ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.

    3 Упражнение «Угадай, кто позвал».

    Цель: развитие внимание, память, дружеское отношение к своим сверстникам, желание играть вместе.

    Дети стоят в кругу. В середину круга приглашается один участник игры. Ему закрывают глаза. Другие участники по очереди называют имя, стоящего в кругу, после чего ведущему участнику необходимо угадать по голосу кто его позвал. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего.

    Ритуал прощания: Дети вместе с психологом встают в круг и передают, как эстафету, рукопожатие. Психолог: «Я передаю вам дружбу, и она идет от меня к Кати, к Тани – к Сереже и т. д. И наконец снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть она нас не покидает».

    2 занятие: «Наше внимание»

    Время: 30 минут

    Цель занятия: Воспитывать у детей наблюдательность, умение замечать незначительные, малозаметные изменения.

    Оборудование: серия картинок с сюжетом, ленты разных цветов

    Психолог: Здравствуйте! Сегодня мы снова поиграем с вами в интересные игры, в которых я научу вас быть наблюдательными, внимательными. В жизни нужно уметь замечать даже незначительные малозаметные изменения вокруг себя.

    Ритуал приветствия «Здороваемся необычно»

    1 упражнение «Встаньте те, у кого…»

    Цель: разогрев группы, снижение напряженности, активизация внимания, наблюдательности и мыслительных процессов.

    Дети сидят на стульях. Ведущий говорит: «Встаньте те, у кого:

    Светлые волосы

    Карие глаза

    В одежде есть синий цвет

    Пишет левой рукой

    Любит танцевать

    Вариант: «Похлопайте в ладоши те, кто сегодня грустный (любит смотреть мультики и т. п.)» Затем делают вывод, что у всех есть много общего.

    2 упражнение «Делай, как я!»

    Количество играющих: 1 6 человек.

    Ведущий выполняет какие-либо движения, а остальные дети должны повторить их как можно точнее.

    Это может быть кивание головой, покачивание бедрами, движения руками и т. д. Выполняйте каждое движение по 4-5 раз, прежде чем заменить его другим.

    Ребенок, выполнявший движения наиболее точно, может занять место ведущего

    2 Упражнение «Живое домино».

    Цель: развитие внимание.

    Ведущий повязывает до игры на руке каждого ребенка ленту. Цвет ленты разный: красный, желтый, зеленый, — он повторяется, чтобы дети могли находить одинаковый цвет и становится в пары.

    Читайте также:  Взаимодействие с ребенком как условие развития его личности

    Затем говорит:

    — Дети, сейчас мы поиграем. Вы будете бегать по комнате, кто куда хочет. А когда я скажу, найди себе пару, вы будете искать того, у кого такая же лента.

    Ритуал прощания: Дети вместе с психологом встают в круг и передают, как эстафету, рукопожатие. Психолог: «Я передаю вам дружбу, и она идет от меня к Кати, к Тани – к Сереже и т. д. И наконец снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть она нас не покидает».

    3 занятие: «Наша память»

    Время: 30 минут.

    Цель занятия: активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность, выдержку, развитие таких мыслительных операции- узнавание и запоминание.

    Оборудование: 7-10 разных предметов, карточки с изображением различных фруктов и овощей.

    Ритуал приветствия «Здороваемся необычно»

    Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня цель нашего занятия, научиться запоминать и быть сосредоточенным. Так как это одни из важнейших качеств, чтобы хорошо учиться в школе. Все же хотят хорошо учиться?

    1 упражнение «Узнай предмет»

    Цель: развитие тактильной памяти.

    Ребенку завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10 предметов) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять две мыслительные операции – узнавание и запоминание.

    2 Упражнение «Запомни все».

    Цель: развитие памяти.

    1. положить на парту в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их газетой. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все.

    2. приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8-10, спросить у ребенка, в какой последовательности они лежали.

    3. переменить местами два каких-либо предмета, показать снова все предметы секунд на 10. Предложить ребенку сказать, какие предметы лежат не на своем месте.

    4. не глядя больше на предметы, сказать. Какого цвета каждый из них.

    3 Упражнение «Узнай на вкус».

    Цель: развивать память вкусов, запахов…

    Ведущая показывает карточки с различными фруктами и овощами, и предлагает каждому участнику рассказать об конкретном фрукте или овоще, какой он не вкус, запах и т. д.

    Ритуал прощания: Дети вместе с психологом встают в круг и передают, как эстафету, рукопожатие. Психолог: «Я передаю вам дружбу, и она идет от меня к Кати, к Тани – к Сереже и т. д. И наконец снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть она нас не покидает».

    Занятие 4: «Разноцветный мир»

    Время: 30 минут

    Цель занятия: развивать память и внимание школьников, учить внимательно слушать и быстро отвечать; закреплять названия цветов.

    Оборудование: Карточки с картинкой для каждого ребенка

    Ритуал приветствия «Здороваемся необычно»

    Психолог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы будем учиться внимательно слушать и быстро отвечать, так же мы будем вспоминать разные цвета, которые вы знаете.

    1) «Кто назовет больше»

    Цель: Вспомнить как можно больше название различных цветов и их оттенков. Настроить детей на начало занятия «Разноцветный мир»

    Инструкция: «Назови как можно больше цветов и оттенков

    2) Лето на даче

    Цель: Развитие слуховой памяти и внимания. Развития мелкой моторики по средствам рисования.

    Летние каникулы мы с сестренкой проводим на даче. У нас есть небольшой, но уютный домик за городом. Когда утром поднимается яркое оранжевое солнце, наш домик выглядит очень жизнерадостно. Папа покрасил стены синей краской, как вода в речке, в которой мы купаемся. На коричневой крыше находится черная труба, из которой идет дым, если в доме в прохладные дни топится печка. Но это бывает редко, летом солнышко нагревает дом так, что окна почти всегда открыты. Как отражение солнышка, около дома растет большущий подсолнух с желтыми лепестками и коричневойсерединкой, усыпанной семечками. Он машет нам большими зелеными листьями, когда на улице разыгрывается ветерок. Недавно мы помогали папе по хозяйству, он поручил нам покрасить новый забор в такой же цвет, как крыша нашего дома. Это у нас замечательно получилось, правда, и сами себя мы немного покрасили. Раскрась картинку в соответствии с описанием, и ты увидишь, как выглядит наша дача.

    3) Дидактическая игра «Хамелеон»

    Цель игры: развивать память и внимание дошкольников, учить внимательно слушать и быстро отвечать; закреплять названия цветов.

    Игра предназначена для детей от 5-ти лет, играть могут сколько угодно человек, не менее двух. Игра проводится в виде соревнований.

    Ход игры: Вначале игры необходимо рассказать детям, кто такой хамелеон. Объяснить, что это ящерица, меняющая свою окраску в зависимости от того места, где она находится, чтобы её не было заметно. Например, если хамелеон забрался на серый камень, то он станет серым, а если он сидит на жёлтом песке, то он станет жёлтым. Затем ведущий начинает задавать играющим вопросы, какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть: в зелёной траве, на коричневом бревне, на чёрном камне, на сером асфальте, на шахматной доске и т. д. Дети должны быстро отвечать, после чего анализируются правильные и неправильные ответы.

    Ритуал прощания: Дети вместе с психологом встают в круг и передают, как эстафету, рукопожатие. Психолог: «Я передаю вам дружбу, и она идет от меня к Кати, к Тани – к Сереже и т. д. И наконец снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть она нас не покидает».

    Читайте также:  Как определить отстает ребенок в развитии или нет в 6 лет

    5 занятие: «Путешествие»

    Время: 30 минут

    Цель занятия: развить зрительную, слуховую память. Развить внимание. Создание положительной атмосферы.

    Оборудование: Мешочек, спички, клад в виде игрушки

    Психолог: Здравствуйте ребята, сегодня мы будем путешественниками, которые ищут клад. Вы знаете кто такие путешественники и поход? Мы будем играть в игры, которые развивают вашу память.

    Ритуал приветствия «Здороваемся необычно»

    1) «Я положил в мешок»

    Психолог, начиная игру, говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: «В саду у бабушки растут груши, сливы.» (порядок тот же).

    В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.

    2) «Волшебные спички»

    Упражнение на развитие зрительной памяти

    Предложите ребенку в течение 10 секунд посмотреть на рис. 46, я, затем нарисовать то, что он запомнил.

    Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т. д.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение

    2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите ее повторить, сложить так же

    Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.

    Другой вариант: вы просите ребенка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек.

    Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать.

    3)«Где спрятана игрушка?»

    Цель: развить зрительную память и внимание ребенка.

    Для организации и проведения игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка.

    Ход ишры: в один из коробков на глазах ребенка следует положить какую- нибудь маленькую игрушку или предмет (шарик, солдатика, ластик, пуговицу, колечко от пирамидки и др.) Затем коробки на некоторое время уберите. Попросите ребенкадостать спрятанную игрушку.

    Игру можно несколько усложнить:

    -убрать коробки на более длительное время;

    -спрятать 2, а затем и 3 игрушки;

    -заменить игрушки.

    Ритуал прощания: Дети вместе с психологом встают в круг и передают, как эстафету, рукопожатие. Психолог: «Я передаю вам дружбу, и она идет от меня к Кати, к Тани – к Сереже и т. д. И наконец снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть она нас не покидает».

    Занятие 6 «Моя память»

    Время: 30 минут

    Цель: развить непроизвольную образную память, развивать навык припоминания. Развить двигательную память.

    Оборудование: Несколько ярких предметов.

    Психолог: Здравствуйте, девочки и мальчики! Сегодня мы будем учиться запоминать предметы, а потом описывать их. Вспоминать предметы по их признаку. И будем играть в театр, где куклами будите вы, а я кукловодом.

    Ритуал приветствия «Здороваемся необычно»

    1) «Опиши игрушку!»

    Ход игры: предложите ребенку в течение 1-2 минут посмотреть на незнакомую игрушку, а затем описать её. После этого игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребенку по памяти описать игрушку, её свойства.

    Эту игру можно проводить неоднократно, предлагая новые игрушки. Можно усложнить задание, предлагая не одну, а две игрушки.

    2) Назови 5 предметов!

    Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, — 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!

    3) «Делай, как я».

    На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом – поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения. На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.

    Ритуал прощания: Дети вместе с психологом встают в круг и передают, как эстафету, рукопожатие. Психолог: «Я передаю вам дружбу, и она идет от меня к Кати, к Тани – к Сереже и т. д. И наконец снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть она нас не покидает».

    7 Занятие: «Развитие нашей памяти»

    Цель: развить произвольное внимания, объема внимания, пространственного восприятия, развитие умения копировать образец, развитие способности к анализу и синтезу, установления закономерностей пространственных соотношений, развитие способности к обобщению, умения дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов;

    Ритуал приветствия «Здороваемся необычно»

    1.«Запомни слова»

    Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).

    2. «Разрезные картинки»

    3.«Что исчезло?»

    На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.

    Ритуал прощания

    8 занятие: «Учимся запоминать»

    Цель: развитие произвольного внимания, развитие слуховой памяти, развитие наглядно-образного мышления.

    Ритуал приветствия «Здороваемся необычно»

    1. «Запомни свою позу»

    Психолог ставит каждого ребенка в свою позу в определенном месте в классе. Затем включает музыку, дети бегают, прыгают, но как только мызыка выключается дети должны встать на свои места, в свои позы.

    2. «Найди одинаковые»

    3. «Цепочка действий»

    Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: «Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола.

    Ритуал прощания

    Источник