Программа по развитию личностной сферы ребенка
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат №9»
СОГЛАСОВАНО Методическим объединением службы сопровождения протокол № _________ «____» _________2018г. | УТВЕРЖДАЮ Директор КГКОУ ШИ 9 ____________Т.К.Волкова «____» ___________ 2018 г. |
Коррекционная программа
по развитию эмоционально-личностной сферы
«Сказки из жизни» для подростков 5-7 классов
на 2018-2019 уч.год
Автор-составитель: педагог-психолог
Гаврилова О.В.
Аннотация
Коррекционная программа «Сказки из жизни» по развитию эмоционально-личностной сферы подростков предназначена для обучающихся 5-7 классов (12-16 лет) с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данная программа имеет социально-нравственную направленность.
Содержание
Пояснительная записка………………………………………… | 4 |
Содержание программы………………………………………… | 7 |
Список литературы……………………………………………… | 10 |
Приложения……………………………………………………… | 11 |
К 1. Контрольно-измерительный инструментарий | |
2. Сводные таблицы | |
3. Учебно-тематический план |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана, утверждена и реализовывается на основе адаптированной основной образовательной программы КГКОУ ШИ 9 и на основе рабочей программы педагогов-психологов КГКОУ ШИ 9.
У части умственно отсталых подростков превалируют эмоциональные нарушения, у других на первый план выступают нарушения поведения. Сказка оказывает колоссальное корригирующее воздействие на эмоциональную сферу подростков с умственной отсталостью. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к общению. Таким образом, ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль во всемерной коррекции и компенсации аномалий развития, подготовке к жизни и труду.
Умственная отсталость, как правило, сопровождается патологическими нарушениями поведения. Подростки легко возбудимы, раздражительны, неусидчивы, допускают конфликты с другими детьми и педагогами. У них наблюдаются повышенная эффективность и агрессивность, безнравственное поведение.
Данная программа имеет социально-нравственную направленность и нацелена на развитие личности подростков, развитие их эмоционально-волевой сферы, укрепление и совершенствование психологического здоровья, нормализацию межличностных отношений, на развитие чувства собственного достоинства, преодоление неуверенности в себе, на включение механизмов саморегуляции.
Занятия программы разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения. Каждое занятие в рамках курса «Сказки из жизни» является самостоятельной единицей, но сохраняет общую логику проведения занятий и реализует задачи, поставленные перед всем курсом.
Программу можно использовать в работе с детьми детских домов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.
Актуальность: Сказкотерапия — современный и популярный метод в психоанализе и психотерапии, который используется для лечения детей, подростков и даже взрослых с помощью сказки. Сказка играет большую роль в коррекции эмоционально-волевой сферы подростков с умственной отсталостью. Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, подростки с умственной отсталостью, во-первых, сравнивают себя с персонажем сказки, и это позволяет чувствовать и понять, что не у них одних есть проблемы и переживания. Во-вторых, посредством ненавязчивых сказочных образов подросткам предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.
Методологические и теоретические обоснования программы: Теоретической основой программы явились концептуальные положения Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой – доктора психологических наук, ректора Института сказкотерапии. В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, психотерапии, педагогики и философии разных культур. Применение сказки как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности. Педагог, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет подросткам развивать самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. Значение сказки расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации аномалий развития, подготовке подростков с «особыми» нуждами к жизни и труду.
В основе курса лежат следующие принципы:
• Принцип добровольного участия как во всей программе, так и в отдельных упражнениях и занятиях;
• Принцип учета возрастных особенностей участников реализуется в том, что принимаются во внимание особенности обучающихся;
• Принцип обратной связи, т.е. непрерывное получение участником информации от других членов группы о результатах его действий в ходе занятий. Благодаря обратной связи человек может корректировать свое последующее поведение. Обратная связь, осуществляемая намеренно, дает максимальный развивающий эффект;
• Принцип самодиагностики, т.е. самораскрытия участников, сознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем;
Практическая направленность: Обучающиеся 5-7 классов (12-15лет) с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа противопоказана детям с органическими дефектами: умственная отсталость, отягощенная текущим психическим заболеванием (эпилептическим и шизофреническим синдромом, психопатоподобными расстройствами). Для таких детей предусмотрены индивидуальные формы работы.
Цель: Развитие эмоционально-личностной сферы подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Задачи:
- формирование психоэмоциональной устойчивости, позитивных черт личности;
- Профилактика и коррекция нарушений социально-личностного развития;
- Учить подростков понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей.
- Учить подростков осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные жизненные примеры.
Психофизиологическая характеристика:
Трудности подростков с умственной отсталостью связаны с особенностью познавательной деятельности (недифференцированность процессов восприятия и внимания, несформированность мыслительных и счётных операций, узкий объём механической памяти, недифференцированность и низкий уровень мнемических образов), незрелостью эмоционально-волевой сферы, повышенной эмоциональной возбудимостью, а также переходом от детства к взрослости, половым созреванием, сексуальными переживаниями, интересом к противоположному полу.
Оказание своевременной квалифицированной коррекционно-развивающей и консультативной помощи специалистов позволяет подросткам с умственной отсталостью скорректировать нарушения эмоциональной сферы, выработать продуктивную стратегию взаимодействия с окружающими, адекватную позицию в вопросах самооценки.
Содержание программы
Содержание программы (Приложение 3 учебная программа) состоит и цикла коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоционально-личностной сферы. Занятия по форме – групповые. Основная тематика циклов: «Я», «Семья», «Друзья», «Мир вокруг меня». В основу данного цикла занятий положены психотерапевтические сказки авторов О.Н.Хухлаевой, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, И.В.Стишенок. Часть сказок были написаны нами самостоятельно. Каждое занятие в рамках курса является самостоятельной единицей, но сохраняет общую логику проведения занятий и реализует задачи, поставленные перед всем курсом.
Структура каждого занятия включает в себя:
1. Вступление. Ритуал приветствия;
2. Актуализация предыдущего занятия;
3.Прочтение сказки;
4.Обратная связь;
5. Релаксация;
6. Заключительная часть. Ритуал прощания.
Продолжительность программы: Программа рассчитана на 1 учебный год, с сентября по май. Учебно-тематический план (приложение 4) программы включает 34-35 занятий (в зависимости от календарного графика).
Продолжительность занятий 20 минут.
Цикличность занятий 1 раз в неделю
Количество человек: подгруппа из 5-6 человек (обучающиеся одного класса)
Условия реализации программы:
Этапы реализации программы:
— Диагностический — проведение психологического диагностического обследования с использованием психологических методик с целью определения социально-нравственного развития подростков.
— Консультативный — индивидуальные консультации подростков и их родителей (законных представителей) по результатам диагностического обследования.
— Обучающий — проведение коррекционно-развивающих занятий. Форма проведения коррекционно-развивающих занятий групповая.
— Аналитический — оценка результатов занятий посредством анкетных и проективных методов психологического обследования.
Требования к результату усвоения программы:
Планируемый результат:
1. Начало формирования психоэмоциональной устойчивости, позитивных черт личности обучающихся;
2. Проведены профилактические и коррекционные мероприятия по социально-личностному развитию;
3. Подростки научатся понимать эмоциональные состояния и чувства сказочных персонажей;
4. Подростки научатся осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные жизненные примеры.
Система организации контроля реализации программы
Определение эмоционально-личностного развития измеряется посредством контрольно-измерительного инструментария (полное описание методик в приложении 1). Диагностирование проводится дважды: на начало реализации программы и по завершению программы. Для проведения промежуточной диагностики применяется метод наблюдения и анкетирование педагогов и родителей (законных представителей). Данные диагностического исследования вносятся в сводные таблицы (приложение 2). По окончании программы проводится сравнительный анализ первичной и контрольной диагностик.
№ | Наименование методики | Цель диагностики |
1 | Рисуночная методика «Кактус» М.А.Панфиловой | Исследование эмоционально-личностной сферы детей и подростков. |
2 | Проективная методика «Незаконченная сказка» | Определение личностного развития подростка, его ожиданий от жизни, социальный интеллект, способность простроить позитивную перспективу |
3 | Методика «Отношение к жизненным ценностям» | Определение уровня моральной направленности подростков |
Список литературы:
1.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. –СПб, 1998.
2. Зинкевич- Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребёнку. М.,2000.
3. Стишенок И.В. Сказка в тренинге. СПб, 2006.
4. Стишенок И.В. Из гусеницы в бабочку. Психологические сказки, притчи, метафоры. СПб, 2012
Источник
Программа развития эмоционально-личностной сферы детей, воспитывающихся в детском доме
Васильева Татьяна Николаевна, педагог-психолог
Исследования отечественных психологов и педагогов в области изучения психического развития воспитанников детских домов показали, что многих из них отличают от их ровесников из обычных школ и дошкольных учреждений неразвитость произвольных форм поведения, повышенная конфликтность, агрессивность. Специфические особенности интеллектуальной и потребностно-мотивационных сфер ребенка, воспитывающегося вне семьи, а также его поведение могут быть расценены не просто как отставание в развитии, а как качественно иной характер. Он состоит в несформированности внутреннего идеального плана, в связанности поведения с конкретной ситуацией, недоразвитии внутренних механизмов опосредования. Практически у каждого ребенка есть проблемы, связанные со сферой личностных образований, эмоционально-волевой сферой: проявления агрессивности, у многих — неуверенность в себе, неадекватная самооценка, неумение адекватно общаться, пассивность или импульсивность и многое другое.
Анализ программ, предназначенных для развития и коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы показывает, что большинство из них используют элементы игротерапии, сказкотерапии, арттерапии, психогимнастики.
Представленная программа составлена на основании анализа подходов к развитию и коррекции личности детей, воспитывающихся в детском доме [1], а также 5-ти летнего опыта работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Цели программы: развитие эмоционально-волевой, личностной сферы детей, оставшихся без попечения родителей, максимально возможное устранение искажений в социально-эмоциональном развитии детей.
При реализации программы используются следующие методы и приемы:
— психогимнастика;
— рисование (тематическое и свободное);
— подвижные игры;
— имитационные и ролевые игры;
— беседы и проблемные ситуации;
-техники и приемы саморегуляции.
Необходимым условием эффективности программы является активное участие в ней педагогов: учителей, воспитателей и помощников воспитателя, т. е., всех тех взрослых, кто оказывает ежедневное и ежечасное влияние на жизнь ребенка в детском доме.
В соответствии с этим программа реализуется в трех направлениях:
- Педагог-психолог – педагоги группы
- Педагог-психолог – врачи (педиатр, невролог, психиатр)
- Педагог-психолог – дети
Первое направление (психолог — педагоги).
Содержание работы в данном направлении заключается в оказании информационной и психологической помощи педагогам. Задачи, которые решаются при этом:
- Ориентация педагогов в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития обычных детей и детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Обучение адекватным способам взаимодействия с детьми, навыкам конструктивного взаимодействия.
- Помощь в создании условий, способствующих повышению психологического комфорта в группе.
Формы работы педагога-психолога с педагогами: групповые и индивидуальные консультации, мини-лекции, семинары-практикумы, мастер-классы, участие в методических объединениях педагогов, воспитателей, тренинговые группы.
Второе направление (психолог — врачи)
Современная концепция реабилитации детей предусматривает интегративный подход к ребенку, комплексную оценку структуры возможных отклонений в развитии и установление медицинского диагноза и функционального диагноза, включающего оценку нарушенных и сохранных компонентов психики, взаимосвязь интеллектуально-познавательных нарушений, эмоционально-личностных особенностей и коммуникативного поведения. У многих детей, воспитывающихся в условиях детского дома, рано возникают вторичные эмоциональные расстройства реактивного характера, пониженный фон настроения, тревожность, что ослабляет нервную систему ребенка и создает благоприятные условия для развития различных невротических состояний (заикания, энуреза, страхов, насильственных движений (тиков) и т.п.). Поэтому так важна своевременная консультация врачей и вовремя проводимая медикаментозная терапия, направленная на стимуляцию развития и улучшение компенсаторных возможностей мозга, лечение остаточных проявлений органического поражения ЦНС. Педагог-психолог по итогам первичной диагностики вновь поступившего ребенка составляет заключение и разрабатывает рекомендации по дальнейшей работе с ребенком. Законный представитель ребенка (директор детского дома) информируется о необходимости дополнительной консультации ребенка у врача-невролога или психиатра.
Третье направление (психолог — дети)
Содержание работы в данном направлении заключается в проведении групповых (подгрупповых занятий) с детьми 1-2 раза в неделю, продолжительностью 20-40 минут, всего 20-30 занятий. Пример содержания программы коррекционно-развивающих занятий с детьми 5-6 лет отражен в Приложении.
Задачи программы:
- Формирование чувства принадлежности к группе, защищенности (в период адаптации), снижение психоэмоционального напряжения
- Развитие системы самосознания и самооценки, формирование адекватного отношения к себе и другим
- Формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе
- Развитие навыков социального поведения, самостоятельности
- Развитие способности к эмпатии, сопереживанию
- Развитие и обогащение новых форм общения со сверстниками, формирование позитивного отношения к сверстникам
- Формирование способности к эмоциональной саморегуляции
Программа реализуется в три этапа:
- Диагностический этап (сентябрь)
- Коррекционно-развивающий этап работы (октябрь-апрель)
- Этап контроля эффективности использования программы (май)
На диагностическом этапе выявляются особенности познавательной, личностной и коммуникативной сферы детей, особенности взаимодействия детей и педагогов на основании анализа результатов наблюдения, бесед и анкетирования педагогов, экспериментальных методик. С помощью тех же методик отслеживается эффективность использования программы на контрольном этапе.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся с группой детей из 6-10 человек. Группы формируются по возрасту: дети 5-6 лет, дети 6-7 лет, дети 7-8 лет. Каждое занятие состоит из трех основных частей: 1-вводная часть (приветствие, орг.момент), 2- основная часть, 3- подведение итогов, прощание с группой.
Литература
- Дети – сироты: консультирование и диагностика развития /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998
- Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: «Романов», 2001.
- Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2003
- Чистякова М.И. Психогимнастика / под ред. Буянова М.И. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995
- Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2002
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: «Академия развития», 1997
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: «Академия развития», 1997
ПРИЛОЖЕНИЕ
Программа коррекционно — развивающих занятий с детьми
(5 – 6 лет)
№ | Раздел | Количество занятий | Тема | Программное содержание | Методические приемы | Обеспечение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | «Какой «Я»? | 5 | 1.1. Знакомство | — формирование эмоционально-положительного отношения к занятиям, чувства принадлежности к группе — осознание своих особенностей и способностей — развитие репертуара телесных ощущений, обучение использованию тактильного контакта как способа выражения симпатии друг к другу | — упражнения, игры, направленные на осознание и позитивное восприятие образа «Я» — пальчиковая гимнастика — рисование (автопортрет), беседа по рисункам — релаксационные упражнения (использование «сухого бассейна») | Бумага Карандаши Краски Клубочек ниток Кукла Музыка |
1.2. Кто такой «Я» (автопортрет) | ||||||
1.3. Мои умные помощники (глаза, уши, рот, нос, руки, ноги) | ||||||
1.4. Кто такой «Я» (автопортрет) | ||||||
1.5. Я сам (ощущение собственной значимости) | ||||||
2 | «Язык общения» | 3 | 2.1. «Пойми меня» | — формирование представлений о различных средствах общения — знакомство с интонированием речи, мимикой и пантомимикой, | — изображение различных объектов и явлений природы — пальчиковые игры — релаксационные упражнения | Бумага Краски Маски разных животных Кукла |
2.2. «Секрет волшебных слов» | ||||||
2.3 «Как мы понимаем друг друга» | ||||||
3 | «Наше настроение» | 5 | 3.1.«Наше лицо» | — знакомство с эмоциями человека, развитие внимания к эмоциональным состояниям — формирование умения распознавать эмоциональные реакции других людей -осознание своих эмоций, обогащение адекватными способами выражения своего настроения | — Работа с фото и картинками, отражающими различные эмоциональные состояния (радость, грусть, злость) — рисование, лепка эмоций, их изображение — этюды на отражение различных эмоциональных состояний — релаксационные упражнения | Фотографии и рисунки, отражающие различные эмоциональные состояния Бумага Карандаши Краски Пластилин |
3.2. «Азбука эмоций» | ||||||
3.3. «Азбука эмоций» | ||||||
3.4. «Азбука эмоций» | ||||||
3.5. «Наше настроение» | ||||||
4 | «Волшебные линии и краски» | 3 | 4.1.«Волшебная линия» | — обогащение опыта отреагирования эмоций — снятие психоэмоционального напряжения | — рисование тематическое и свободное — беседа по рисункам — релаксационные игровые упражнения | Бумага Карандаши Краски Линейка |
4.2.«Волшебные краски» | ||||||
4.3. «Портрет» | ||||||
5 | «Я + Ты = МЫ» | 4 | 5.1. «Любимая сказка» | — развитие понимания себя и других, — расширение опыта позитивного взаимодействия — формирование внимательного, доброжелательного отношения друг к другу | — элементы сказкотерапии — игры, направленные на развитие сотрудничества — упражнения и игры, направленные на отражение различных проблемных ситуаций — релаксационные игровые упражнения | Мяч Бумага краски карандаши |
Источник