Программа по развитию личностной сферы ребенка

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

 «Школа-интернат №9»                                          

    СОГЛАСОВАНО

Методическим объединением

службы сопровождения

протокол  № _________

«____» _________2018г.

 УТВЕРЖДАЮ

Директор   КГКОУ ШИ  9

        ____________Т.К.Волкова

       «____» ___________ 2018 г.

Коррекционная программа

по развитию эмоционально-личностной сферы

 «Сказки из жизни»  для подростков  5-7 классов        

на 2018-2019 уч.год

Автор-составитель: педагог-психолог

Гаврилова  О.В.

Аннотация

         Коррекционная программа «Сказки из жизни» по развитию эмоционально-личностной сферы подростков предназначена для обучающихся    5-7 классов (12-16 лет) с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данная  программа  имеет социально-нравственную направленность.

Содержание

   Пояснительная записка…………………………………………

4

   Содержание программы…………………………………………

7

   Список литературы………………………………………………

10

       Приложения………………………………………………………

11

К     1. Контрольно-измерительный инструментарий

        2. Сводные таблицы

        3. Учебно-тематический план

      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа  разработана, утверждена и реализовывается   на основе адаптированной основной   образовательной программы КГКОУ  ШИ 9   и на основе рабочей программы педагогов-психологов  КГКОУ ШИ 9.  

      У части умственно отсталых подростков превалируют эмоциональные нарушения, у других на первый план выступают нарушения поведения.   Сказка оказывает колоссальное корригирующее воздействие на эмоциональную сферу подростков с умственной отсталостью. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к общению. Таким образом, ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит,  сказка играет важную роль во всемерной коррекции и компенсации  аномалий развития, подготовке к жизни и труду.

      Умственная отсталость, как правило, сопровождается  патологическими нарушениями поведения. Подростки легко возбудимы, раздражительны, неусидчивы, допускают конфликты с другими детьми и педагогами. У них наблюдаются повышенная эффективность и агрессивность, безнравственное поведение.

      Данная программа имеет социально-нравственную направленность и нацелена на развитие личности подростков, развитие их эмоционально-волевой сферы, укрепление и совершенствование психологического здоровья, нормализацию межличностных отношений, на развитие чувства собственного достоинства, преодоление неуверенности в себе,  на включение механизмов  саморегуляции. 

        Занятия программы  разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом  принципов дифференцированного обучения. Каждое занятие в рамках курса «Сказки из жизни» является самостоятельной единицей, но сохраняет общую логику проведения занятий и реализует задачи, поставленные перед всем курсом.  

      Программу можно использовать в  работе с детьми детских домов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.  

 Актуальность:  Сказкотерапия — современный и популярный метод в психоанализе и психотерапии, который используется для лечения детей, подростков и даже взрослых с помощью сказки.  Сказка играет большую роль в коррекции эмоционально-волевой сферы подростков с умственной отсталостью. Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, подростки с умственной отсталостью, во-первых, сравнивают себя с персонажем сказки, и это позволяет чувствовать и понять, что не у них одних есть проблемы и переживания. Во-вторых, посредством ненавязчивых сказочных образов подросткам предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя. 

Методологические и теоретические обоснования программы:   Теоретической основой программы явились концептуальные положения Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой – доктора психологических наук, ректора Института сказкотерапии.  В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, психотерапии, педагогики и философии разных культур. Применение сказки как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности. Педагог,  используя метафорические ресурсы сказки, позволяет подросткам развивать самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. Значение сказки расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации  аномалий развития, подготовке подростков с «особыми» нуждами к жизни и труду.

В основе курса лежат следующие принципы:

•  Принцип  добровольного участия  как во всей программе, так и в отдельных упражнениях и занятиях;

• Принцип  учета возрастных особенностей участников реализуется в том, что принимаются во внимание особенности обучающихся;

• Принцип обратной связи, т.е. непрерывное получение участником информации от других членов группы о результатах его действий в ходе занятий. Благодаря обратной связи человек может корректировать свое последующее поведение. Обратная связь, осуществляемая намеренно, дает максимальный развивающий эффект;

• Принцип самодиагностики, т.е. самораскрытия участников, сознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем;

Практическая направленность: Обучающиеся   5-7 классов (12-15лет) с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

     Программа противопоказана детям с органическими дефектами: умственная отсталость, отягощенная текущим психическим заболеванием (эпилептическим и шизофреническим синдромом, психопатоподобными расстройствами). Для таких детей предусмотрены индивидуальные формы работы.

Цель:  Развитие  эмоционально-личностной сферы подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Задачи: 

  1. формирование психоэмоциональной устойчивости, позитивных черт личности;
  2.  Профилактика и коррекция нарушений социально-личностного развития;
  3. Учить подростков понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей.
  4. Учить подростков осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные жизненные примеры.

Психофизиологическая характеристика:

      Трудности подростков с умственной отсталостью связаны с особенностью познавательной деятельности  (недифференцированность  процессов восприятия и внимания, несформированность мыслительных и счётных операций, узкий объём  механической памяти, недифференцированность и низкий уровень мнемических образов), незрелостью эмоционально-волевой сферы, повышенной эмоциональной возбудимостью, а также переходом от детства к взрослости, половым созреванием, сексуальными переживаниями, интересом к противоположному полу.

      Оказание своевременной квалифицированной коррекционно-развивающей и консультативной помощи специалистов позволяет  подросткам с умственной отсталостью скорректировать нарушения эмоциональной сферы,  выработать продуктивную стратегию взаимодействия с окружающими, адекватную позицию в вопросах самооценки.

Содержание программы

         Содержание   программы  (Приложение 3 учебная программа)   состоит и цикла  коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоционально-личностной сферы. Занятия по форме – групповые. Основная тематика циклов: «Я», «Семья», «Друзья», «Мир вокруг меня».  В основу данного цикла занятий положены психотерапевтические сказки авторов О.Н.Хухлаевой,  Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, И.В.Стишенок. Часть сказок были написаны нами самостоятельно. Каждое занятие в рамках курса  является самостоятельной единицей, но сохраняет общую логику проведения занятий и реализует задачи, поставленные перед всем курсом.

 Структура каждого занятия включает в себя:

1. Вступление. Ритуал приветствия;  

2. Актуализация предыдущего занятия;

3.Прочтение сказки;

4.Обратная связь;

5. Релаксация;

6. Заключительная часть. Ритуал прощания.

Продолжительность  программы:  Программа рассчитана на  1 учебный год, с сентября по май. Учебно-тематический план (приложение 4) программы включает  34-35 занятий (в зависимости от календарного графика).

Продолжительность  занятий  20 минут.

 Цикличность занятий  1 раз в неделю  

 Количество человек:  подгруппа из 5-6 человек (обучающиеся  одного  класса)

Условия   реализации  программы:

Этапы  реализации  программы:

— Диагностический — проведение психологического диагностического обследования с использованием психологических методик с целью определения  социально-нравственного развития подростков.

— Консультативный — индивидуальные консультации подростков и их родителей (законных представителей) по результатам диагностического обследования.

— Обучающий — проведение коррекционно-развивающих занятий. Форма проведения коррекционно-развивающих занятий групповая.

— Аналитический — оценка результатов занятий посредством анкетных и проективных методов психологического обследования.

Требования к результату усвоения программы:

Планируемый результат:

1.        Начало формирования психоэмоциональной устойчивости, позитивных черт личности обучающихся;

2.         Проведены профилактические и коррекционные мероприятия по социально-личностному  развитию;

3.        Подростки научатся понимать эмоциональные состояния и чувства сказочных персонажей;

4. Подростки научатся осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные жизненные примеры.

Система организации контроля  реализации программы

      Определение эмоционально-личностного развития  измеряется посредством контрольно-измерительного инструментария (полное описание методик в приложении 1). Диагностирование проводится дважды: на начало реализации программы и по завершению программы. Для проведения промежуточной диагностики применяется метод наблюдения и анкетирование педагогов и родителей (законных представителей). Данные диагностического исследования вносятся в сводные таблицы (приложение 2). По окончании  программы  проводится сравнительный анализ первичной и контрольной диагностик.

Наименование методики

Цель диагностики

1

Рисуночная методика «Кактус» М.А.Панфиловой

Исследование эмоционально-личностной сферы детей и подростков.

2

Проективная методика «Незаконченная  сказка»

Определение личностного развития подростка, его ожиданий от жизни, социальный интеллект, способность простроить позитивную перспективу

3

Методика «Отношение к жизненным ценностям»

Определение уровня моральной направленности подростков  

Список литературы:

1.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. –СПб, 1998.

2. Зинкевич- Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребёнку. М.,2000.

3. Стишенок И.В. Сказка в тренинге. СПб, 2006.

4. Стишенок И.В.  Из гусеницы в бабочку. Психологические сказки, притчи, метафоры.  СПб, 2012

Источник

Программа развития эмоционально-личностной сферы детей, воспитывающихся в детском доме

Васильева Татьяна Николаевна,  педагог-психолог

Исследования отечественных психологов и педагогов в области изучения психического развития воспитанников детских домов показали, что многих из них отличают от их ровесников из обычных школ и дошкольных учреждений неразвитость произвольных форм поведения, повышенная конфликтность, агрессивность. Специфические особенности интеллектуальной и потребностно-мотивационных сфер ребенка, воспитывающегося вне семьи, а также его поведение могут быть расценены не просто как отставание в развитии, а как качественно иной характер. Он состоит в несформированности внутреннего идеального плана, в связанности поведения с конкретной ситуацией, недоразвитии внутренних механизмов опосредования. Практически у каждого ребенка есть проблемы, связанные со сферой личностных образований, эмоционально-волевой сферой: проявления агрессивности, у многих — неуверенность в себе, неадекватная самооценка, неумение адекватно общаться, пассивность или импульсивность и многое другое.

Анализ программ, предназначенных для развития и коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы показывает, что большинство из них используют элементы игротерапии, сказкотерапии, арттерапии, психогимнастики.

Представленная программа составлена на основании анализа подходов к развитию и коррекции личности детей, воспитывающихся в детском доме [1], а также 5-ти летнего опыта работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Цели программы: развитие эмоционально-волевой, личностной сферы детей, оставшихся без попечения родителей, максимально возможное устранение искажений в социально-эмоциональном развитии детей.

При реализации  программы  используются следующие методы и приемы:

— психогимнастика;

— рисование (тематическое и свободное);

— подвижные игры;

— имитационные и ролевые игры;

— беседы и проблемные ситуации;

-техники и приемы саморегуляции.

Необходимым условием эффективности программы является активное участие в ней педагогов: учителей, воспитателей и помощников воспитателя, т. е., всех тех взрослых, кто оказывает ежедневное и ежечасное влияние на жизнь ребенка в детском доме.

В соответствии с этим программа реализуется в трех направлениях:

  1. Педагог-психолог – педагоги группы
  2. Педагог-психолог – врачи (педиатр, невролог, психиатр)
  3. Педагог-психолог – дети

Первое направление (психолог — педагоги).

Содержание работы в данном направлении заключается в оказании информационной и психологической помощи педагогам. Задачи, которые решаются при этом:

  • Ориентация педагогов в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития обычных детей и детей с интеллектуальной недостаточностью.
  • Обучение адекватным способам взаимодействия с детьми, навыкам конструктивного взаимодействия.
  • Помощь в создании условий, способствующих повышению психологического комфорта в группе.

Формы работы педагога-психолога с педагогами: групповые и индивидуальные консультации, мини-лекции, семинары-практикумы, мастер-классы, участие в методических объединениях педагогов, воспитателей, тренинговые группы.

Второе направление (психолог — врачи)

Современная концепция реабилитации детей предусматривает интегративный подход к ребенку, комплексную оценку структуры возможных отклонений в развитии и установление медицинского диагноза и функционального диагноза, включающего оценку нарушенных и сохранных компонентов психики, взаимосвязь интеллектуально-познавательных нарушений, эмоционально-личностных особенностей и коммуникативного поведения. У многих детей, воспитывающихся в условиях детского дома, рано возникают вторичные эмоциональные расстройства реактивного характера, пониженный фон настроения, тревожность, что ослабляет нервную систему ребенка и создает благоприятные условия для развития различных невротических состояний (заикания, энуреза, страхов, насильственных движений (тиков) и т.п.). Поэтому  так важна своевременная консультация врачей и вовремя проводимая медикаментозная терапия, направленная на стимуляцию развития и улучшение компенсаторных возможностей мозга, лечение остаточных проявлений органического поражения ЦНС. Педагог-психолог по итогам первичной диагностики вновь поступившего ребенка составляет заключение и разрабатывает рекомендации по дальнейшей работе с ребенком. Законный представитель ребенка (директор детского дома) информируется о необходимости дополнительной консультации ребенка у врача-невролога или психиатра.

Третье направление (психолог — дети)

Содержание работы в данном направлении заключается в проведении групповых (подгрупповых занятий) с детьми 1-2 раза в неделю, продолжительностью 20-40 минут, всего 20-30 занятий. Пример содержания программы коррекционно-развивающих занятий с детьми 5-6 лет отражен в Приложении.

Задачи программы:

  • Формирование чувства принадлежности к группе, защищенности (в период адаптации), снижение психоэмоционального напряжения
  • Развитие системы самосознания и самооценки, формирование адекватного отношения к себе и другим
  • Формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе
  •  Развитие навыков социального поведения, самостоятельности
  • Развитие способности к эмпатии, сопереживанию
  • Развитие и обогащение новых форм общения со сверстниками, формирование позитивного отношения к сверстникам
  • Формирование способности к эмоциональной саморегуляции

Программа реализуется в три этапа:

  1. Диагностический этап (сентябрь)
  2. Коррекционно-развивающий этап работы (октябрь-апрель)
  3. Этап контроля эффективности использования программы (май)

На диагностическом этапе выявляются особенности познавательной,  личностной и коммуникативной сферы детей, особенности взаимодействия детей и педагогов на основании анализа результатов наблюдения, бесед и анкетирования педагогов, экспериментальных методик. С помощью тех же методик отслеживается эффективность использования программы на контрольном этапе.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся с группой детей из 6-10 человек. Группы формируются по возрасту: дети 5-6 лет, дети 6-7 лет, дети 7-8 лет. Каждое занятие состоит из трех основных частей: 1-вводная часть (приветствие, орг.момент), 2- основная часть, 3- подведение итогов, прощание с группой.

Литература

  1. Дети – сироты: консультирование и диагностика развития /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998
  2. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: «Романов», 2001.
  3.  Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2003
  4. Чистякова М.И. Психогимнастика / под ред. Буянова М.И. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995
  5. Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2002
  6.  Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: «Академия развития», 1997
  7.  Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: «Академия развития», 1997

ПРИЛОЖЕНИЕ

Программа коррекционно — развивающих занятий  с детьми

(5 – 6  лет)

Раздел

Количество

занятий

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Обеспечение

1

2

3

4

5

6

7

1.

«Какой «Я»?

5

1.1. Знакомство

— формирование эмоционально-положительного отношения к занятиям, чувства принадлежности к группе

— осознание своих особенностей и способностей

 — развитие репертуара телесных ощущений, обучение использованию тактильного контакта как способа выражения симпатии друг к другу

— упражнения, игры, направленные на осознание и позитивное восприятие образа «Я»

— пальчиковая гимнастика

— рисование (автопортрет), беседа по рисункам

— релаксационные упражнения (использование «сухого бассейна»)

Бумага

Карандаши

Краски

Клубочек ниток

Кукла

Музыка

1.2. Кто такой «Я» (автопортрет)

1.3. Мои умные помощники (глаза, уши, рот, нос, руки, ноги)

1.4. Кто такой «Я» (автопортрет)

1.5.  Я сам (ощущение собственной значимости)

2

«Язык общения»

3

2.1. «Пойми меня»

— формирование представлений о различных средствах общения

— знакомство с интонированием речи, мимикой и пантомимикой,

— изображение различных объектов и явлений природы

— пальчиковые игры

— релаксационные упражнения

Бумага

Краски

Маски разных животных

Кукла

2.2. «Секрет волшебных слов»

2.3 «Как мы понимаем друг друга»

3

«Наше настроение»

5

3.1.«Наше лицо»

— знакомство с эмоциями человека, развитие внимания к эмоциональным состояниям

— формирование умения распознавать эмоциональные реакции других людей

-осознание своих эмоций, обогащение адекватными способами выражения своего настроения

— Работа с фото и картинками, отражающими различные эмоциональные состояния (радость, грусть, злость)

— рисование, лепка эмоций, их  изображение

— этюды на отражение различных эмоциональных состояний

— релаксационные упражнения

Фотографии и рисунки, отражающие различные эмоциональные состояния

Бумага

Карандаши

Краски

Пластилин

3.2. «Азбука эмоций»

3.3. «Азбука эмоций»

3.4. «Азбука эмоций»

3.5. «Наше настроение»

4

«Волшебные линии и  краски»

3

4.1.«Волшебная линия»

— обогащение опыта отреагирования эмоций

— снятие психоэмоционального напряжения

— рисование тематическое и свободное

— беседа по рисункам

— релаксационные игровые упражнения

Бумага

Карандаши

Краски

Линейка

4.2.«Волшебные краски»

4.3. «Портрет»

5

«Я + Ты = МЫ»

4

5.1. «Любимая сказка»

— развитие понимания себя и других,

— расширение опыта позитивного взаимодействия

— формирование внимательного, доброжелательного отношения друг к другу

— элементы сказкотерапии

— игры, направленные на  развитие сотрудничества

— упражнения и игры, направленные на отражение различных проблемных ситуаций

— релаксационные игровые упражнения

Мяч

Бумага краски

карандаши

Источник