Программа по развитию коммуникативных навыков ребенка в мире общения
Евгения Мышкина
Комплексная развивающая программа «В мире общения»
Утверждаю
Директор КОГАУСО
Межрайонный комплексный
центр социального обслуживания
населения в Кирово-Чепецком районе
— ЕЕ Швецова
Комплексная развивающая программа
В мире общения
развитие коммуникативных способностей
Подготовила
Воспитатель Мышкина ЕН
г Кирово Чепецк 20192020
Понятие программы
Программадокументально оформленный комплекс задач и мероприятий
имеющих определенное содержание и направленный на достижение
конечной цели
Принципы программы
1принцип научности
2принцип адресности
3принцип интегративности
4принцип востребованности
Требования к программе
1актуальность
2прогностичность
3рациональность
4целостность
Программа
1личностная
2модифицированная
3целевая
4 творческая
5социальноадаптированная
Пояснительная записка
В последние годы происходит реформирование системы образования издаются новые программы оригинальные методические разработки. Но
на фоне этих изменений еще недостаточно уделяется внимания вопросам
развития эмоциональной сферы ребенка и его коммуникативных способностей общения с внешним миром
Но как указывают АВЗапорожец и ЛСВыгодскийтолькосогласование
и единство интеллектуального развития способствует обеспечению полноценного развития ребенкаГармоничное развитие со сверстниками
и взрослыми позволяет развить положительные эмоции у детейа это является основой психофизического здоровья и благополучияДля нормального развития каждый ребенок нуждается в томчтобы он находился
в атмосфере любви и психологического комфортаА этого не хватает воспитанникам нашего центраМногие дети испытывают негативные переживаниякоторые отражаются на развитииНаблюдения и практика работы показываютчто все больше становится детей с нарушениями эмоционального развитияк которым относятся агрессивность и тревожность
А это в свою очередьприводит к трудностям во взаимоотношениях между взрослыми и сверстниками
Способность общатьсяэто дар или то чему можно научитьсяПсихологи определяют коммуникативные способности по параметрам
1Желание вступать в контакт с окружающими
2Умение организовать общение
3Знание норм и правил поведения
Поэтому так важна работа по формированию навыков правильного и доброго
общения у воспитанников нашего центра. Чтобы дети не чувствовали себя
одинокими мною были подобраны различные игры и
занятия
Актуальность программы:
Практическая работа выявила, что в связи с реализацией других направлений образовательных программцеленаправленное формирование
Коммуникативных умений у школьников часто остается за пределами внимания. Дефицит времени в учебной деятельности приводит к тому что вопросы педагогов предполагают односложные ответы детей,недостаточно
часто создаются ситуации для взаимодействия и диалога.
Следует отметить,что,не смотря на достаточно полное и глубокое теоретическое освещение проблемы общения,методические вопросы,связанные с ее коррекцией в настоящее время разработаны недостаточно. В связи с этим возникла необходимость создания комплексной программы оптимизации общения в условиях центра.
Новизна,благодаря специально подобранным играм и занятиям у детей формируется эмоционально- мотивационные установки отношению к себе и окружающим,сверстникам и взрослым. Они приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе,способствующего
наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
Предлагаемые вашему вниманию игры, занятия и игровые упражнения позволяют выявить задатки ребенка и превратить их в способности.
Любая игра многофункциональна, она реализует разные задачи, но в предложенной системе игр есть общая цель- развитие коммуникативных навыков.
Содержание программы:
Программа составлена с учетом принципов и подходов к формированию
образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном
стандарте.
1- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, младенчества,
раннего-дошкольного и младшего школьного.
2-Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, субъектом
образования.
3Содействие и сотрудничество детей и взрослых признание ребенка полноценным участником
4-Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
5- Приобщение детей к нормам, традициям семьи, общества и государства
6-Формирование познавательных интересов
7- Возрастная адекватность образования, соответствие условий, требований.
Методов возрасту и особенностям развития.
8- Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Цель программы:
Индивидуализация личностного развития школьников,способствовать
развитию коммуникативных навыков общения у детей через систему
специальных игр,занятий.
Задачи программы:
1. Формировать механизм нравственных качеств детей.
2. Развивать потребность в сближении со своими сверстниками и другими
близкими людьми.
3. Создать условия для проявления и развития эмоциональной активности
ребенка.
4. Развивать чувство эмпатии,сочувствия,сопереживания.
5. Разрабатывать систему воздействия,направленную на развитие навыков
общения у детей,квалифицировать различные методы и приемы.
6. Учить преодолевать застенчивость, нерешительность,неуверенность в себе.
7. Формировать язык жестов,мимики,научить детей понимать, что кроме речевых существуют и другие способы общения.
8. Улучшать навыки совместной деятельности в коллективе,воспитывать доброжелательное отношение к друг другу.
Принципы программы:
1. Принцип добровольного участия в групповых играх и занятиях.
2. Принцип принятия.
3. Принцип доступности.
4. Принцип профессионализма.
5. Принцип помогающего общения.
6. Принцип положительной оценки личности ребенка.
7. Принцип совместного обсуждения и исправления ошибок.
Принцип похвалы и подбадривания.
8. Принцип совместного обсуждение способов исправления ошибок
9. Принцип наглядности.
10. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности,регулярности,планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционной работы.
12. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей,совершенствование физиологических и психических функций организма.
Механизмы реализации программы:
1.Организационный блок:
-Выявление детей,находящихся в трудной жизненной ситуации.
2.Методический блок:
-Подбор методик.
-Изготовление материалов для игр и занятий.
3.Содержательный блок:
-Психологическая поддержка детей,развитие самооценки,формирование
собственного Я.
4.Аналитический блок:
-Подбор диагностических материалов.
Методы техники и формы работы:
1. Групповая работа.
2. Занятия,игры на снятие напряжения : сюжетно-ролевые игры, тренинговые
упражнения,игры на развитие эмоций,подвижные и пальчиковые игры.
Ожидаемые результаты:
1. Уверенность в своих силах.
2. Расширение границ своих возможностей.
3. Открытие своей социальной сущности.
4. Формирование навыков сотрудничества.
5. Умение активно и внимательно слушать.
6. Осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения.
7. Максимальная самостоятельность.
8. Навыки сотрудничества,умение вести диалог с взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях.
9. Выход из конфликтных ситуаций.
10. Понимание своего эмоционального состояния и окружающих.
Сроки реализации программы:
Занятия рассчитаны на один учебный год и проводятся с сентября по май.
Проводить их следует 1- 2 раза в неделю.
В каждом месяце отрабатывается определенная тема для отработки которой ставятся определенные темы и задачи.
Целевая группа:
Дети- находящиеся на реабилитации в нашей группе:
Количество участников; 8-10
Методические рекомендации к проведению занятий:
1. Эмоциональное сопереживание ребенку со стороны воспитателя.
2. Атмосфера взаимопонимания.
3. Избегать прямой оценки личности и характера ребенка.
4. Похвала должна быть не прямой, а описательной, касающейся деятельности ребенка.
5. Не использовать нотации, наставления, поучения
6. Побуждать детей к сотрудничеству.
7. Избегать готовых рецептов и советов.
8. Устранение умственных перегрузки детей.
9. Создание психологически комфортной обстановки, тон, размещение материала,нужное количество демонстрационного и раздаточного материала,проветренное помещение,рациональная и целесообразная расстановка мебели.
10. Четкое соблюдение возрастных, индивидуальных и психологических особенностей детей группы.
11. Осуществление личностно- ориентированного подхода к обучению.
12. Введение различных технологий.
13. Постоянный ритуал начала занятия.
14. Занятия должны проводится в разнообразных формах.
15. Помните каждое отдельное воспитательное занятие- это маленький кирпичик в общей системе занятий,поэтому он должен быть связан с предыдущим материалом и сознавать основу для будущего.
Методические рекомендации к проведению игр:
1. Игры могут быть использованы как для индивидуальной, работы, так и на групповых занятиях.
2. Игра проводится с группой детей не более 10 человек.
3. Используйте для игры время,когда ребенок в хорошем настроении,не перевозбужден, не голоден, но и не сразу после еды, лучше всего после дневного сна,в течении 20-25.
4. Не говорите ребенку,что он сделал что-то неправильно, иначе он будет бояться давать искренние ответы.
5. Помните, что самая искренняя и правдивая и искренняя информация та, которую ребенок выдает первой без долгих размышлений.
6. Игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребенок хочет этим заниматься. Поэтому не надо заставлять его играть с вами, лучше уделите
ему время, когда он этого захочет.
7. Игра должна быть понятной, доступной,добровольной.
8. Правила игры должны быть точными, немногочисленными.
9. Легкие и трудные игры должны чередоваться.
10. Не следует проводить игры требующие большой предварительной работы.
11. После игры обязательно должны быть подведены итоги.
12. Игра должна соответствовать возрасту детей.
13. Воспитатель должен проверить, всем ли понятна игра.
14. Педагог должен сам верить в игру, в ее эффективность.
15. Выполняйте игры вместе с детьми,демонстрируя собственную увлеченность игрой.
16. Подбирайте игры в соответствии с учебно- воспитательным планом.
Библиография:
1. Н-В Клюева. Ю-В Касаткина» Учим детей общению«
2. Е-В Рылеева» Вместе веселее»
3. Л-Г Горшкова. Л-А Обухова » Сценарии занятий по комплексному развитию
детей»
4. Г-Л Анцупова «Давай поиграем»
5. Н-В Ханкина «Играем круглый год»
6. Л-М Шипицына»Играем круглый год»
7. Л-М Костина -«Игровая терапия с тревожными детьми»
Оборудование для реализации программы:
Фотографии,иллюстрации, дидактические игры,магнитофонные и лазерные записи, флешкарты,интернет,компьютер,интерактивная доска,материалы для изобразительной деятельности, различные виды игрушек, пиктограммы,раздаточный материал,музыкальный центр.
План- график реализации программы.
Сентябрь;Понятие общения:
Цель: формировать у детей понятие «друг» и «дружба» Учить детей видеть,понимать и оценивать поступки других людей.
Блок занятий:
1. Добрые поступки.
2. Доброжелательность.
3. Дружба,враждебность.
4. Обзывания.
5. Наши чувства.
Блок свободной деятельности.
1. Интерактивные игры»Паутина» «Кого не хватает» «Друг к другу» «Объятия» «Путь доверия»
2. Сюжетно-ролевая игра» День рождения»
3. Пальчиковая игра»Дружба»
4. Чтение рассказов Л. Толстого «Два товарища» » Лев и собачка» В. Викторова
«Дружат дети всей земли» братьев Гримм «Звездные талеры» И. Фурманова
«Ядовитая змея»
Октябрь»Проблемы общения«
Цель;Дать представления об отрицательных качествах, которые нужно искоренить в себе,чтобы окружающим людям было приятно с тобой общаться.
Блок занятий:
1. Обида.
2. Ссора.
3. Упрямство.
4. Жадность.
5. Хвастовство.
Блок свободной деятельности:
1. Подвижные игры»Краски» «Фанты» «Колечко» «Молчанка» «Веревочка»
2. Сюжетно-ролевая игра»В гостях»
3. Этюды «Запомни свою позу» «Удивление» Кротость» «Собака»
4. Чтение сказок Л. Федюковой «Как лисичка бычка обидела» Л. Киселевой
«Как иголка с ниткой поссорились» О. Пройслера «Неприятности» сказок
«Заяц-хваста» «Два жадных медвежонка» «Упрямые козы»
Ноябрь «Тайна моего я»
Блок занятий:
1. Мое имя.
2. Мое настроение.
3. Я и мы.
4. Как тебя называют.
Блок свободной деятельности.
1. Подвижные игры»Хитрая лиса» «Внутренняя сила» «Не попадись» «Совушка»
2. Сюжетно- ролевая игра»Ярмарка»
3. Этюды»Отдай» «Иди ко мне» «Мы- веселые ребята»
4. Интерактивные игры «Имя и движение» «Волшебная звезда» «Быстрые превращения»
5. Дидактическая игра «Мой день»
6. Поведенческий тренинг»Помоги своему товарищу»
7. Пальчиковая игра»Мои вещи»
Декабрь «Этот странный взрослый мир»
Цель: Дать представления детям о нравственных нормах, которые необходимы во взаимоотношениях со взрослыми.
Блок занятий:
1. Чем можно порадовать маму?
2. Что делают наши родители?
3. Дедушка и внучек.
4. Я и моя семья.
Блок свободной деятельности.
1.Интерактивные игры: «Слепой танец» » Кукольный театр»
2. Сюжетно-ролевая игра «В гостях» «Дом»
3.Этюды: » Бабушкины ладони» «Мама заболела» «Любящий сын» «Улыбнемся»
4. Подвижная игра «Заботливая наседка»
5.Проблемные ситуации : «Мама пришла с работы» «Братики»
6.Поведенческий тренинг: «Мама заболела»
7. «Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» И. Мазина «Простое слово»
8. Игра на снятие напряжения»Упрямый капризный ребенок»
9.Пальчиковые игры: «Строим дом» «На мельнице»
Январь: » Как мы видим друг друга»
Цель; Дать детям представления о существовании и значении индивидуальных особенностей своих сверстников, о необходимости общаться друг с другом,развивать умение высказывать свое отношение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки.
Блок занятий:
1. Как понравиться людям?
2. Я и мои друзья.
3. Учимся общению.
4. Давай подружимся.
5. Вот что значит настоящий друг.
Блок свободной деятельности
1. Дидактическая игра»Мы разные»
2. Уравнения «Спиной к друг другу» «Что не так»
3. Игры на снятие напряжения»Жужжа» «Упрямая подушка»
4. Поведенческий тренинг» Помоги своему товарищу»
5. Проблемная ситуация «Прогулка«
6. Этюды «Кто виноват» «Солнышко»
7. «Подвижные игры» «Ноги от земли» » Нам не тесно»
8. » Интерактивные игрыДруг к дружке» «Объятия» «Путь доверия»
9. Чтение рассказов В. Осеевой » сказок Т- Шолоховой»
Февраль: «Фантазия характеров»
Цель: Научить детей понимать, что можно делать, а что нельзя,определять основные черты характера, строить свое поведение в общении друг с другом.
Блок занятий:
1. Деловые отношения.
2. Созвездие.
3. Я понимаю тебя.
4. Ищу друга.
5. Учимся общаться.
Блок свободной деятельности.
1. Подвижные игры»Смелые ребята» «Ай-да мы»
2.Этюды : » Капризуля» «Хваста» » Конкурс лентяев»
3. Интерактивные игры «Быстрые превращения» «Слепой танец»
4. Сюжетно-ролевая игра» Городок»
5. Пальчиковые игры» Бодание кулачками» » Проверка сцепления» » Карандаш»
6. Упражнения на расслабление » Дискотека кузнечиков» » Танец огня»
» Штурм крепости»
Март: » Учимся владеть собой «
Цель: Учить детей контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм общения между людьми.
Блок занятий:
1. Это я такой.
2. Дружная семейка.
3. Злость.
4. Обида.
Блок свободной деятельности:
1.Упражнения : «Разговор с лесом» «На берегу» «Отдыхаем»
2. Дидактические игры»Кто лучше слышит» «Это правда или нет»
«Хамелеон» «Соседи»
3 «Сюжетно- ролевая игра «Дружная квартира»
4 Этюды «Лисенок боится» «Гроза » «Ночные звуки» «Встреча с другом»
5. Чтение стихотворения С. Михалкова » Не спать» И. Демьянова «Почему короткий день» К. Тонгрыкулиева «Петухи» сказки «Умей обождать»
6. Интерактивные игры «Ночной поезд» «Путешествие на облаке»
7. Подвижные игры» Замри» » Веселый хоровод»
8. Игры на снятие напряжения » Воробьиные драки» » Минута шалости»
9. Пальчиковая игра» Утро настает»
Апрель » Культура общения«
Цель; » Дать детям представления о различных формах вежливого общения между людьми, познакомить их с правилами этикета.
Блок занятий;
1. Вежливые слова.
2. Альбом друзей.
3. В гости к другу.
4. Подарок на день рождения.
Блок свободной деятельности.
1. Дидактические игры «Умей извиняться» Телефонный разговор»
2. Упражнения «Передай другому» » Котенок» «Ябеда» » Мостик»
3. Чтение рассказов В. Осеевой » Волшебное слово» Л. Пантелеева » Честное слово» И. Токмаковой » Пропавшее слово» А. Шибаева » Грустный Саша»
4. Игры на снятие напряжения » Водный карнавал» » Упрямая подушка»
5. Тренинговые упражнения » Ласковое слово » » Про девочку Олю» » Что можно подарить другу «
6. Сюжетно- ролевая игра » В гостях «
7. Интерактивная игра » Счастье»
8. Пальчиковые игры » Угощение гномов » «Доброе утро» » Мы готовим»
Май » Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель : Способствовать воспитанию доброжелательности, умению различать
и видеть в жизни хорошее и плохое, побуждать совершать добрые поступки.
Блок занятий:
1. Азбука нравственности.
2. Твори добро.
3. Что такое хорошо и что такое плохо.
4. Путешествие с цветиком- семицветиком
5 В страну дружбы.
Блок свободной деятельности:
1.Дидактические игры: «Мальчик или девочка» «Кто что носит» » Защитники»
2. Упражнение » Знакомство»
3. Чтение стихотворения В. Маяковского » Что такое хорошо и что такое плохо»
4. Интерактивные игры » Имя и движение» » Кого не стало» » Друг к дружке «
» Быстрые превращения » » Художник» » Радио» » Дружба»
5.Этюды : » Запачкался» » Пуговица» » Тяжелая сумка»
Источник
Губенкова Татьяна
Программа развития коммуникативных навыков «Общаться здорово» в 5–7 классах
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра ПиСПСОиС (К)О
Программа развития коммуникативных навыков
«Общаться здорово» в 5 -7 классах
Итоговая работа
Срок обучения с «10» мая 2018г. по «26» мая 2018г.
Исполнитель:
Губенкова Татьяна Александровна,
Педагог-психолог,
МАОУ «СОШ № 85», 961-702-4126.
Консультант:
Иванова Мария Геннадьевна,
Зав. кафедрой ПиСПСОиС (К)О
Кемерово 2018
Содержание
Пояснительная записка…. 3
Планируемые результаты освоения программы…. 6
Тематическое планирование…. 7
Содержание…. 8
Список литературы…. …. 10
Пояснительная записка.
1. Введение
Общение – одно из важных условий гармоничного развития ребенка, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством взаимодействия с другими людьми. Общение с взрослыми и сверстниками даёт возможность подростку усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях школьник сталкивается с необходимостью изменить и соотнести своё поведение моральным нормам и требованиям общества. Поэтому важным моментом в нравственном развитии подростка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.
С переходом из начальной школы в среднее звено связи ребенка с окружающими людьми, как взрослыми, так и сверстниками, расширяются и усложняются. Характерной особенностью подростков по сравнению с младшими школьниками является усиленное стремление к общению с товарищами. Подростка невозможно удержать в рамках узкого семейного коллектива. Особую роль в его жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нём взаимоотношения.
От успешности прохождения этого этапа во многом зависит общий психологический фон личности подростка. Часто в подростковом возрасте наблюдается повышенный уровень тревожности, которая нередко выступает причиной нарушения социальных связей с окружающими. Подобная тревожность может объясняться реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях образовательной деятельности и общения, или существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов.
2. Актуальность программы
Программа развития коммуникативных навыков «Общаться здорово» направлена на создание условий для развития навыков общения у подростков, освоения культуры поведения в группе сверстников в период нахождения в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания на территории школы. По мнению Гребенкина Е. В., современная школа должна быть безопасной и свободной от насилия, формирующей терпимость и уважения к людям, способствующей определению ценностно-смысловых ориентиров. Кроме передачи знаний одной из задач школы является подготовка к конструктивному взаимодействию.
Ребята получают знания о том, как наладить конструктивное общение в рамках различных ситуаций, так же учатся применять разные способы поведения, овладевают навыками эффективного общения. На занятиях уделяется большое внимание обсуждению конфликтных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию и творческому самовыражению. Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта. Практическая значимость программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я — хочу» и «Я — могу» как основы взаимодействия со сверстниками, педагогами и другими взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе», а не «над», разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков — это и многое другое учитывается в программе.
Цель программы:
Создать условия для развития коммуникативных навыков учащихся как основы взаимоотношений со сверстниками и социумом через самопознание, общение и общекультурные ценности.
Задачи программы:
1. Создать условия для развития позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки,
2. Познакомить с социально приемлемыми формами поведения в обществе
3. Развивать навыки общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
4. Способствовать повышению интереса к окружающим людям, развитию взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
5. Создать условия для развития адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
6. Создать условия для развития творческих способностей и воображения в процессе общения.
7. Знакомить учащихся с основными моделями коммуникативного поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности.
Формы организации работы:
1. Групповые занятия
2.Ролевые игры: сюжетно-ролевые, подвижные
3. Тематические диспуты
4. Проблемно-ценностные дискуссии
5. Просмотр видеофрагментов
Методы работы:
1. Наблюдение.
2. Решение коммуникативных речевых задач
3. Релаксационные упражнения
4. Лекции, беседы, обсуждения
5. Проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций
6. Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера
7. Анкетирование и тестовые задания
3. Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 месяц обучения и предназначена для учащихся 5-7 классов, находящихся в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания на территории школы. Занятия включают в себя теоретический аспект и практическую подготовку, осуществляются прямыми и косвенными путями, используя теоретические и практические ситуации.
Занятия организуются на регулярной основе 4 раза в неделю на не учебном материале, в учебном кабинете или кабинете психолога. Длительность занятий составляет 1 час. Группа формируется из учеников 5-7 классов всей учебной параллели в количестве 10-12 человек, находящихся в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания. В группе устанавливаются определенные правила работы, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила заранее выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются ведущим в начале занятия.
2. Планируемые результаты освоения программы:
Личностные:
1. осознание себя как личности,
2. развитие личностных структур сознания (ценностей, отношений, рефлексии, саморегуляции,
3. умение соотносить поступки с нравственными понятиями,
4. развитие творческих способностей детей,
5. знакомство с основными нормами этикета и ориентация на их выполнение,
6. развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
Познавательные:
1. планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей,
2. учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения,
3. оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости,
4. адекватно воспринимать оценку педагога и сверстников,
5. наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять.
Коммуникативные:
1. учиться контролировать свою речь и поступки,
2. учиться толерантному отношению к другому мнению,
3. слышать партнёра в общении и взаимодействии,
4. осознавать необходимость признания и уважения прав других людей,
5. формулировать своё собственное мнение и позицию.
Тематическое планирование занятий «Общаться здорово»
№ Тема занятия Форма проведения Кол-во
часов
I раздел. Самопознание и самопринятие
1 Знакомство.
Доверие Беседа, игра 1
2. Самооценка. Самоуважение Анкетирование, беседа, релаксационные упражнения 1
3. Прекрасный сад.
Я глазами других Тестовое задание, беседа, игра 1
4 Познай себя. Познай другого Беседа, игра 1
5. Мои внутренние друзья и мои внутренние враги Лекция, анкетирование, игра 1
6. Магия нашего имени Беседа, игра 1
II раздел. Культура поведения
1. Азбука вежливости или этикет на каждый день Беседа, игра 1
2. Ролевое поведение в общественных местах. Гендерное различие в поведении Беседа, тренинг 1
3. Учимся слушать друг друга. Агрессия Беседа, игра 1
III раздел. Формирование коммуникативных навыков
1. Общение в жизни человека Беседа 1
2. Ищу друга Беседа, игра 1
3. Почему люди ссорятся? Диспут 1
4. Барьеры общения Беседа 1
5. Предотвращение конфликтов тренинг 1
6. Критика,
Азбука перемен
Дискуссия 1
7. Итоговое занятие Беседа, анкетирование 1
Итого 16 часов
Содержание
I раздел. Самопознание и самопринятие
1. Знакомство. Доверие
Знакомство с детьми, разыгрывание ситуации «Знакомство». Правила знакомства. Ролевые ситуации. Разыгрывание ритуала вставания при знакомстве. Вежливые слова при знакомстве. Игра «Уникальность каждого». Установление доверительных отношений, увеличение сплочённости коллектива детей.
2. Самооценка. Самоуважение
Дать понятие о самоценности человеческого «Я». Развитие навыков самоанализа и самооценивания. Снижение эмоционального напряжения. Повышение самооценки и формирование уверенности в себе.
3. Прекрасный сад. Я глазами других
Формировать способность к самоанализу. Способствовать возникновению желания самосовершенствоваться. Развивать способность принимать друг друга. Развитие адекватного самовосприятия учащихся.
4. Познай себя. Познай другого
Дидактическая игра «Мы разные»,упражнение: «Что не так», игра «Ты кто?». Формирование и развитие способностей к рефлексии и эмпатии.
5. Мои внутренние друзья и мои внутренние враги
Познакомить учащихся с эмоциями. Научить определять эмоциональное состояние других людей. Тренировать умение владеть своими эмоциями.
6. Магия нашего имени
Знакомство детей с историей возникновения имён и фамилий, их значение. Упражнения на умение строить диалог. Логические упражнения, схемы описательных рассказов. Разыгрывание ситуаций. Пиктограммы-схемы, экран настроения, «волшебная» палочка. Использование предметных картинок. Пробудить интерес к истории своего имени. Помочь детям осознать уникальность и глубину своей личности.
II раздел. Культура поведения
1. Азбука вежливости или этикет на каждый день
Понятие о форме вежливого приветствия. Значение вежливых слов и правильное употребление слов в речи. Выразительно произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску. Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово. Способствовать пониманию учащимися, для чего нужны правила и нормы поведения, показать, как влияет на окружающих неадекватное поведение.
2. Ролевое поведение в общественных местах. Гендерное различие в поведении
Дать понятие культуры общения между девочками и мальчиками. Правила социального поведения. Упражнения на развитие речевой памяти. Дидактические игры, этюд, игровая ситуация. Способствовать пониманию особенностей поведения в различных местах. Развивать способность принимать друг друга разными.
3. Учимся слушать друг друга. Агрессия
Этапы умения хорошо слушать: услышать, понять и повторить. Признаки плохого умения слушать. Изображение (не вербально,как слушаешь: приятеля, воспитателя, учителя. Упражнения «Телефон», «Повтори». Подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими. Дать учащимся представление об агрессивном поведении. Выработать приемлемые способы разрядки гнева и агрессии.
III раздел. Формирование коммуникативных навыков
1. Общение в жизни человека
Познакомить детей с целями занятий. Дать первоначальное представление о значении общения в жизни человека.
2. Ищу друга
Разыгрывание и обсуждение ситуаций. Выработка правил крепкой дружбы. Релаксационное упражнение «Давайте жить дружно». Помочь учащимся в самораскрытии. Способствовать преодолению барьеров в общении. Совершенствовать навыки общения.
3. Почему люди ссорятся?
Познакомить учащихся с понятием «конфликт». Выявить особенности поведения в конфликтной ситуации. Упражнения на развитие невербальных средств общения, интонационную выразительность. Разыгрывание ситуаций. Игра-головоломка
4. Барьеры общения
Дать учащимся представление о вербальных барьерах общения. Обучить альтернативным вариантам поведения. Поиск конструктивных решений конфликта, навыков ведения спора. Обучить анализу различных состояний.
5. Выход из конфликтов
Выработать у детей умение предотвращать конфликты. Обучить способам выхода из конфликтной ситуации. Закрепить навыки поведения в проблемной ситуации. Этюды на выражение эмоций, жестов. Игра «Будь внимателен».
6. Критика, азбука перемен
Познакомить учащихся с понятием «критика». Отработать навыки правильного реагирования на критику. Научить видеть положительные качества у других людей. Познакомить с понятием «комплимент».
7. Итоговое занятие
Подвести итоги курса.
Список литературы:
1. Богуславская, Н. И. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) / Н. И. Богуславская, Н. А. Купина. –Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998. – 192 с.
2. Вачков И. В. Психологическая азбука. Сказки о самой душевной науке. Королевство Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей. – М, 2012. – 35 с.
3. Ветрова, В. В. Уроки психологического здоровья. / В. В. Ветрова. — М.: Педагогическое общество России, 2012. – 192 с.
4. Гребенкин Е. В. Школьная конфликтология. – М., 2013.
5. Григорьева Т. Г. Линская Л. В. Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения. – Новосибирск, 1999. – 78 с.
6. Курочкина, И. Н. Как научить поступать нравственно / И. Н. Курочкина. -3-е изд. — М.: Флинта, 2013. – 128 с.
7. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. –Ярославль: Академия развития,1997. – 240 с.
8. Лукашенко М. А. Тайм-менеджмент для детей – М.:2012. – 7 с.
9. Никишина, В. Б.Практическая психология в работе с детьми: Пособие для психологов и педагогов / В. Б. Никишина. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 128 с.
10. Худенко, Е. Д.Организация и планирование воспитательной работы: Пособие для воспитателей и учителей / Е. Д. Худенко, Г. Ф. Гаврилычева, Е. Ю. Селиванова, В. В. Титова. – М.: АРКТИ, 2009. – 312 с.
11. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. — СПб.: Речь,2007. – 296с.
12. Практика сказкотерапии / под ред. Н. А. Сакович. — СПб.: 2007. – 224 с.
13. Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся. 5-9 классы. / сост. И. В. Возняк и др. –Волгоград: 2015. – 56 с.
14. Развивающие психологические программы для обучающихся специализированных классов: сборник программ для педагогов-психологов специализированных классов/под ред. Е. В. Деминой. – Новосибирск, 2015. – 43 с.
15. Фопель К. Сплочённость и толерантность в группе – М.: 2002– 27 с.
Источник