Программа по развитию эмоциональной сферы ребенка с особенностями в развитии

Программа по развитию эмоциональной сферы ребенка с особенностями в развитии thumbnail

коррекционно-развивающая программа

по развитию и коррекции эмоционально – волевой сферы

2017г.

Содержание

  1. Пояснительная записка …………………………………………….…….…………….3

  1. Особенности коррекционно-развивающих занятий …………………………………………………………………………………………….4

  2. Ожидаемые личностные и метапредметные результаты …………………………………………………………………………………………….4

  3. Структура занятий по волевой саморегуляции и эмоциональной сферы

……………………………………………………………………………………………………………….5

  1. Тематическое планирование …………………………………….…………………….6

  2. Список литературы ……………………………………………………………………. 7

Список литературы

Методологической основой программы послужили методические рекомендации авторов книг:

  1. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» / Ярославль: Академия развития, 1997.

  2. Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе» /Москва, ТЦ Сфера, 1998г./

  1. Слободяник Н.П. «Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: Практическое пособие»/ М.: Айрис-пресс, 2004.

  2. Чистякова М.И. «Психогимнастика» / М.: Педагогика, 1990.

  3. Шишова Т.Л. «Застенчивый невидимка» / М.: Издательский дом «Искатель», 1997.

  4. К. Фопель «Как научить детей сотрудничать»

  5. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.

  6. Копытин А. И. Тренинг по фототерапии. СПб.: Речь, 2003.

  7.  Хухлаева О.В. Трудности первоклассника. Блок психологических занятий из программы для младших школьников «Тропинка к своему «Я» // Школьный психолог – 2001. – № 12.

  8.  Гаврилова Т. Я – уникальная и неповторимая личность. Занятие для младших подростков // Школьный психолог – 2002. – №19.

  9. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения: Толпа, слухи, политические и рекламные кампании. – М.: Академия, 2004.

  10. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1.: Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2006.

  11. Никитина Л.Е. Технология социально-педагогической работы: Краткий анализ//Воспитание школьника. – 2000. — №10.

  12. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1991.

  13. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я.М. Яноушека. – М.: МГУ, 1987.

  14. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.С. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1981.

  15. Парыгин Б.Д. Социальная психология. – СПб.: ИГУП, 1999.

  16. Развитие личности учащегося в процессе общения / Под ред. М.И. Боришевскиго. – Киев: Высш.шк., 1985.

  17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000.

  18. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. – М.: ТК Велби, Проспект, 2005.

  19. Социальная психология / Под ред. П.П. Предвечного, Ю.А. Шерковина. М.: Высш. шк., 1975.

  20. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2000.

  21. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005.

Пояснительная записка

Актуальность проблемы эмоциональной регуляции в младшем школьном возрасте определяется задачами практики обучения и воспитания детей.

Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном социокультурном пространстве.

Необходимость проведения специальной работы с детьми младшего школьного возраста с целью развития у них навыков эмоционального регулирования обусловлена тем, что возрастной период 7- 10 лет является сензитивным для формирования эмоциональной сферы: изменяется содержание и экспрессивная сторона эмоций, при этом потребность ребенка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление к определенным переживаниям своих отношений к действительности и становится важным фактором, определяющим направленность его личности.

Учитывая, что человеку изначально присуще стремление выражать себя, свое внутреннее «я» в формах, приемлемых для окружающих людей, и специальная работа по обучению способам эмоциональной саморегуляции детей младшего школьного возраста актуальна в условиях образовательного учреждения и семьи.

Учебная деятельность порождает у младших школьников достаточных много напряженных (стрессовых) ситуаций, требующих от ребенка адекватности и произвольности в ситуативном реагировании, требует необходимости управлять своими эмоциональными состояниями, а условий для воспитания этих навыков в процессе учебной деятельности, явно недостаточно.

Данная программа по формированию эмоционально-волевой регуляции поведения направлена на то, чтобы помочь детям научиться правильно реагировать на стрессовые ситуации, уметь выходить из возникающих конфликтов; помочь правильно выражать свои чувства и понимать, что чувствуют окружающие их люди; формировать навыки эффективного общения; программа направлена на уменьшение школьной тревожности и сохранение психического здоровья детей.

Цель программы: научить детей осознавать собственные эмоциональные состояния и обучить их способам эмоциональной саморегуляции, способам произвольной регуляции поведения.

Задачи программы:

  • формирование представления детей об эмоциональных состояниях, умения их различать и понимать;

  • развитие умения вербально передавать собственное и чужое эмоциональное состояние через его называние, описание;

  • обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;

  • развитие умения слушать других людей;

  • обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности;

  • обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания;

  • снятие негативных импульсов;

  • формирование позитивной позиции.

Программа предназначена для коррекционного развития эмоционально- волевой сферы у Кулаковой Елизаветы Кирилловны, учащейся 4 класса., как следует из заключения ТПМПК нуждающейся в развитии эмоциональной сферы.

Ребенок был обследован по методике Семаго «Диагностический альбом», по результатам эмоциональной сферы средний уровень развития.

Продолжительность: 14 занятий; один раз в неделю, по группам; длительность занятия 45 минут.

Особенности коррекционно-развивающих занятий

  • Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребенка.

  • Безотметочная система обучения.

  • Обогащение окружающей ребенка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности.

  • Поощрение высказывания оригинальных идей.

  • Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа.

  • Использование педагогом личного примера — творческого подхода к решению проблемы.

  • Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Коррекционно-развивающая работа строится с опорой на сильные стороны учащихся: контактность, наглядно-образное мышление, зрительную память, воображение.

Ожидаемые личностные и метапредметные результаты

К концу обучения в начальной школе учащиеся должны уметь:

  • Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность.

  • Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывать свой выбор.

  • Находить принцип группировки предметов, давать обобщенное название данным группам.

  • Находить сходства и различия предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и так далее).

  • Уметь определять причинно-следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять алогичность, обосновывать свое мнение.

  • Самостоятельно решать различного рода головоломки (кроссворды, ребусы, криптограммы, анаграммы, шифровки и гак далее), а также составлять простейшие головоломки.

  • Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.

  • Конструировать фразы различными способами (путем соединения начала и конца; путем подбора первого и последнего слова по заданной конструкции и так далее).

  • Подбирать рифмы к словам, составлять пары стихотворных строчек.

  • Называть положительные и отрицательные качества характера.

  • Подбирать синонимы и антонимы к словам.

  • Узнавать изученные крылатые слова (фразеологизмы) и раскрывать их значение

  • Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.

  • Запоминать не менее 10 пар слов, связанных между собой но смыслу, а также не менее 8 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.

  • Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль.

  • Пользоваться приемом театрализации: инсценировать пьесы, разыгрывать предложенные ситуации, «перевоплощаться» в неодушевленный предмет, используя жесты, мимику, пластику и другие актёрские способности.

  • Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вверх наискосок слева направо», «вниз наискосок справа налево», «вниз наискосок слева направо» и другие, самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.

  • Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад, фантастические истории как от первого лица, так и от лица неодушевленного предмета.

  • Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.

  • Высказывать свое отношение к происходящему, делиться впечатлениями.

Структура занятий по волевой саморегуляции и эмоциональной сферы:

Сценарии занятий составлены по единой схеме работы с детьми по усвоению приемов саморегуляции и формированию необходимых жизненных навыков.

Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоваться не только с коррекционной целью для проблемных учащихся, но и для всех школьников, как профилактика и предупреждение неблагоприятных процессов.

На занятиях учащиеся получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения.

Большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию. Творческому самовыражению, самопроверке, рефлексии.

Занятия по форме напоминают тренинги, где через специальные упражнения и ролевые игры участники овладевают навыками эмоционального саморегулирования. На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.

Структура включает в себя:

1.Вводная часть. Разминка. Упражнения на сплочение группы

2.Основная часть. Работа по теме занятия.

  • рассказ учителя по теме занятия;

  • вопросы для обсуждения;

  • психологические игры и упражнения.

3. Заключительная часть. Упражнения на релаксацию. Анализ занятия.

  • снятие психо-эмоционального напряжения;

  • рефлексия.

Тематическое планирование

1 занятие.

Цель- установление контакта, знакомство детей, снижение эмоционального напряжения и создание положительного фона.

  1. Представление, знакомство детей

  2. Приветствие друг друга

  3. Выработка правил поведения на занятиях и их принятие

  4. Игра «Ветры дуют на…»

  5. Игра «Найди отличие»

  6. Этюд «Факир» (саморасслабление)

  7. Упр. «Доброе животное»

  1. 2. занятие.

Цель- познакомить детей с видами эмоциональных состояний и мимических способах их выражения, обучать умению распознавать чувства других людей;

Материалы: плакат «Гномы – настроения», пиктограммы основных эмоциональных состояний, карточки с заданиями.

  1. Приветствие без слов

  2. Упр. « Угадай эмоцию» (знакомство с эмоциями и их выразительными признаками)

  3. Упр. «Тренируем эмоции» (разыгрывание ситуаций и эмоций в них)

  4. Игра «Магазин игрушек»

  5. Упр. на релаксацию «Майские жуки»

  6. Подведение итогов, знакомство с дневниками эмоциональных состояний.

3.занятие.

Цель- снятие напряжения среди участников, осознание себя, развитие внимания,

обучение умению контролировать свои действия, выполнять инструкции

  1. Приветствие. Игра «Волшебное слово»

  2. Упр. «Запрещенные движения»

  3. Игра «Разговор с руками» (Щевцова И.В.)

  4. Игра «Паровозик»

  5. Игра «Расставь посты»

  6. Упр. на релаксацию «Насос и мяч»

  7. Подведение итогов, работа с дневниками эмоций.

4.занятие.

Цель- развитие способности слаженно работать в группе, сплочение группы

  1. Приветствие. Игра «Передай мяч»

  2. Игра «Печатная машинка»

  3. Упр. «Гусеница»

  4. Игра «Театр масок» (расслабление, снятие напряжения)

  5. Игра «Сочиним историю»

  6. Подведение итогов, заполнение дневников.

5.занятие.

Цель- развитие внимания к поведению другого и способности к получению обратной

Связи

  1. Приветствие на невербальном уровне. Упр. «Подари улыбку»

  2. Игра-тренинг «Таможня»

  3. Упр. «Слушай хлопки»

  4. Игра «Ассоциации»

  5. Упр. «Меняем настроение» (мимические упражнения)

  6. Подведение итогов, использование дневников настроения.

  1. 6. занятие.

Цель- учить детей управлять своим настроением, искать выход из проблемных

ситуаций, познакомить детей с «позитивным переформулированием»

как способом изменения отношения к ситуации

  1. Приветствие. Упр. «Распустившийся цветок»

  2. Упр. «Угадай эмоцию» (видны позы, руки, без мимики)

  3. Упр. «Когда мне трудно» (обсуждение ситуаций и способов ее восприятия)

  4. Игра «Цветы на лугу» (обучение правилу, выполнение упражнений

«Даже если…» -«В любом случае….»)

  1. Упр. на релаксацию «Фея сна»

  2. Подведение итогов, заполнение дневников настроений

7.занятие.

Цель- работа с негативными переживаниями, уменьшение тревоги, формирование готовности справиться с ними

  1. Приветствие. Упр. «Скажи комплимент»

  2. Упр. «Соломинка на ветру»

  3. Этюд «Заколдованный ребенок»

  4. Упр. «Рыбаки и рыбка»

  5. Игра «Слепой и поводырь» или «Слепой танец»

  6. Упр. «Театр прикосновений»

  7. Подведение итогов.

8.занятие.

Цель- работа со страхами, готовность справиться с ними

  1. Приветствие. Упр. «Цветок»

  2. Этюд «Гроза»

  3. Упр. «Рисуем свой страх»

  4. Этюд «Страх», работа с текстом

  5. Работа с рисунками, изменение их в сторону снижения переживаний

  6. Упр. «Мышь и мышеловка»

  7. Подведение итогов, обозначение настроения.

9.занятие.

Цель- формирование уверенности в себе, улучшение настроения, самочувствия

  1. Приветствие. Упр. «Подари комплимент»

  2. Упр. «Спаси птенца»

  3. Игра «Я не такой как все, и все мы разные» (круг собеседования по рисункам, представления понятия «радость»)

  4. Упр. «Торт» (оказание поддержки)

  5. Игра «Мой портрет в лучах солнца»

  6. Подведение итогов, заполнение дневников настроения.

10. занятие

Цель- предупреждение агрессивных состояний, обучение способам работы с ними

отреагирование негативных переживаний (злости, неудовольствия, гнева)

Плакат с таблицей «негативные и позитивные способы выражения злости, гнева»

  1. Приветствие. Упр. «шаг навстречу»

  2. Игра «Прочитай письмо» (определение эмоциональных состояний)

  3. Собеседование по эмоции злости (когда возникает, зачем нужна, как относиться)

  4. Игра «Воробьиные бои»

  5. Упр. «Головомяч»

  6. Упр. «Закончи предложение»

  7. Игра «Маски», «Бумажные мячики»

  8. Упр. на релаксацию «Сон на берегу моря».

11 занятие.

Цель- учить детей понимать и принимать чувства других, дать им представление о «сотрудничестве», осознание проблем в отношениях с другими

  1. Приветствие

  2. Мимическая гимнастика. Определение настроения по тексту.

  3. Игра «Общий ритм»

  4. Упр. «Неоконченные предложения»

  5. Упр. «Пять добрых слов», «Ладошка»

  6. Игра «Благодарность»

  7. Упр. «Я хочу тебе подарить»

  8. Подведение итогов, дневники настроений

12.занятие

Цель- распознание переживаний, обучение навыкам поведения в конкретных ситу

ациях, использование ресурсов

  1. Приветствие

  2. Упр. «Стойкий оловянный солдатик»

  3. «Когда трудно сказать «нет» — работа с текстом

  4. Упр. «Учимся говорить «нет» (обсуждения, рисунки в виде запрещающих знаков)

  5. Этюд «Мороженое»

  6. Обсуждение и разыгрывание ситуаций, где просим прощения

  7. Упр. «Жарко- холодно»

  8. Подведение итогов, дневник настроений

13.занятие.

Цель- дать представление об уверенном и неуверенном поведении, способствовать формированию навыков уверенности, умения помогать себе

  1. Приветствие. Упр. «Подари улыбку»

  2. Игра «Через стекло»

  3. Работа по теме, обсуждение

  4. Игра «Вопрос- ответ»

  5. Упр.-тренинг «Мостик»

  6. Упр. на релаксацию «Шалтай-болтай»

  7. Подведение итогов, дневник настроений

  1. 14.занятие.

Цель – дать представление о понятии «успех», вырабатывать уверенность в своих возможностях, способствовать активизации самосознания

  1. Приветствие

  2. Упр. «Различная походка»

  3. Упр. «Я смогу» (одновременное выполнение разных действий),обсуждение

  4. Работа с наглядным материалом. Плакат «Звезда удачи»

  5. Ролевые игры по ситуациям

  6. Рисунок на тему: «Хочу тебе подарить»

  7. Подведение итогов, завершение работы группы.

Материально-техническое оснащение: наглядные пособия: «Гномы настроений», «Пиктограммы основных эмоциональных состояний» и др., бланки «Дневник настроений» для каждого учащегося.

Источник

Утверждаю:

директор ГБУСО МО «Клинский

ЦСПСиД «Семья»

Волкова Е.М./________________/

«___» _____________ 20__г

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания

Московской области Клинский центр социальной помощи семье и детям

«Семья»

ОТДЕЛЕНИЕ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ

ПРОГРАММА

коррекции и развития эмоциональной сферы детей 4-7 лет,

имеющих ограниченные возможности здоровья

hello_html_m256cdfb0.jpg hello_html_m18be65c5.jpg

hello_html_m6b07231a.jpg

Автор программы: психолог Е.А.Новоторцева

Исполнитель: психолог Е.А. Новоторцева

2018 год

Пояснительная записка

Дети с ограниченными возможностями (ОВЗ) имеют особенности в эмоциональном развитии. Как правило, на первое место выходят такие проблемы эмоциональной сферы, как тревожность, страхи, неуверенность в себе, негативизм по отношению к себе и окружающим, агрессивность. Все это усложняет жизнь самих детей, их родителей, окружающих людей.

В процессе взросления у каждого ребенка накапливается свой эмоциональный опыт, который помогает ему ориентироваться как в собственных чувствах и эмоциях, так и в эмоциональных состояниях окружающих. Так создается индивидуальный «словарь» чувств – тот набор жестов, поз, мимики, голосовых интонаций, с помощью которых выражается эмоциональное состояние. Ребенок пользуется этим «словарем» для того, чтобы понять другого, и для того, чтобы выразить свои чувства и эмоции.

Эмоции детей с ОВЗ неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление они могут реагировать по-разному. Поэтому очень важно поддерживать положительный эмоциональный настрой «особого» ребенка.

В практике мы сталкиваемся с тем, что биологический возраст детей с ограниченными возможностям и их психический возраст сильно различаются. Для создания оптимальной программы занятий необходимо опираться на уровень психического развития. Ведущей деятельностью для ребенка с ОВЗ зачастую является игра, поэтому и коррекционно-развивающие занятия рекомендуется проводить в первую очередь в игровой форме. Фактически дошкольник с ОВЗ воспринимает через игру социальное окружение, раскрывает смыслы взаимоотношений между людьми в различных ситуациях. Игра также является естественной формой выражения чувств и мыслей ребенка. Игра позволяет ребенку овладеть тревожащими его эмоциями за счет их проигрывания и называния.

Сказка также играет большую роль в коррекции и развитии эмоциональной сферы «особых» детей. Эмоциональный фон, который создает психолог при чтении или проигрывании сказки, смена голосов, персонажей, отражение на лице эмоциональных состояний ее персонажей – все это способствует тому, что ребенок бессознательно начинает «отражать» те же чувства, которые он испытывал при работе со сказкой. Сказка оказывает терапевтическое действие на эмоциональную сферу детей с ОВЗ. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к контакту; ее значение расширяется до понятия «Социальная адаптация».

Целью настоящей программы является коррекция и развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста, имеющего ОВЗ.

Задачи:

— раскрыть возможность эмоционального восприятия окружающей действительности как одного из резервов развития личности;

— ознакомление ребенка со способом выражения и природой основных эмоций, как своих, так и окружающих людей;

— содействие в проживании определенных эмоциональных состояний;

— помощь в осознании своей «инакости», индивидуальности, особенностей;

— обучение взаимодействию со сверстниками и взрослыми;

— оказать помощь в адаптации к жизни в обществе.

Занятия по программе рекомендуется проводить 1 раз в неделю продолжительностью 25 – 30 минут. Максимальное время работы зависит не от возможностей психолога, а от сложности дефекта у ребенка и, в первую очередь, от его индивидуальных возможностей. Количество занятий по программе –15; возраст детей, с которыми можно проводить занятия по программе, — от 4 лет.

Каждому эмоциональному состоянию в программе отводится по 2 занятия. На первом занятии происходит знакомство с эмоциональной стороной чувства, предлагаются упражнения на распознавание его в мимике, пантомимических движениях, с помощью пиктограмм (схематического изображения), рисунков. На втором занятии основное внимание уделяется закреплению навыка эмоционального состояния и умений его выражения. Для этой цели используется картинный материал (в первую очередь, тематические карточки, плакаты) и различные виды игровой деятельности: сюжетно-ролевые игры, разыгрывание ситуаций, работа со сказкой, тематическое раскрашивание. Для организации и проведения вторых занятий рекомендуется использовать пальчиковые и перчаточные куклы (кукольный театр), кубики, пазлы, раскраски; для отдельных занятий – песок и мелкие игрушки.

Каждое занятие лучше начинать с кратного повторения ранее пройденного материала с помощью наводящих вопросов или наглядного материала. Такая форма проведения занятий наиболее доступна для детей с ОВЗ.

В настоящей программе занятий упор делается на четыре основных чувства – радость, злость, обида, страх. Это объясняется тем, что детям с ОВЗ сложно дифференцировать чувства в целом, а тем более выделять их нюансы (оттенки чувств и настроений). Поэтому основная задача – научить ребят выделять и осознавать у себя и окружающих базовые чувства.

Особое внимание уделяется чувству страха. У детей с ОВЗ это чувство является одним их основных и практически постоянных. Для адаптации в окружающей среде, а также для нормализации внутрисемейных отношений очень важно научить детей понимать и принимать собственные страхи.

Методической базой для разработки программы послужили следующие источники:

  1. Е.В.Иванова, Г.В.Мищенко. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ОВЗ. – М.: Национальный книжный центр, 2017.

  2. Вильшанская А.Д. Мир человека. Я и мои чувства, настроение, эмоции. Тематический словарь в картинках. – М.: Школьная книга, 2014

  3. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практически психолог детском саду: Пособие для психологов и педагогов для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: изд.МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2016.

  4. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М: Генезис, 2013

  5. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2013.

  6. Крюкова С.В., Донскова Н.И. Удивляюсь, боюсь, радуюсь, хвастаюсь… — М.: Генезис, 2015

  7. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. – М.: ТЦ Сфера, 2015

  8. Смирнова Е.О. Психология ребенка: от рождения до 7 лет.

Календарно-тематическое планирование программы

«Чувства:

«хорошие» и «плохие»

Актуализация чувств по их содержанию – положительному либо отрицательному; развитие навыка распознавания чувств по содержанию.

5-6

«Словарик эмоций»

Знакомство детей

с четырьмя основными чувствами (радость, злость, обида, страх)

6-7

«Радость»

Знакомство детей с чувством радости; получение навыков выражения этого чувства

8-9

«Злость»

Знакомство детей с чувством злости; получение навыков выражения этого чувства

10-11

«Обида»

Знакомство детей с чувством обиды; получение навыков выражения этого чувства

12-13

«Страх»

Знакомство детей с чувством страха; получение навыков выражения этого чувства

14-15

Закрепление знаний о четырех основных чувствах (радость, злость, обида, страх); закрепление навыков понимания чувств у себя и других людей.

Словарь понятий

Настроение – внутренне душевное состояние человека, его мыслей и чувств.

Чувства – особый вид эмоциональных переживаний; способность испытывать, принимать внешние воздействия, способность человека осознавать окружающее.

Эмоции – реакции человека на явления окружающего мира и собственные состояния.

Радость – это состояние человека, вызванное всплеском положительных эмоций, чувством удовольствия, душевного удовлетворения, счастья.

Злость – это состояние человека, при котором он испытывает чувство раздражения, враждебности, а порой и жестокости по отношению к самому себе или окружающим.

Обида – это состояние человека, при котором он переживает несправедливо причиненное ему огорчение или оскорбление; может возникнуть из-за собственной несостоятельности, обычно сопровождается всплеском негативных эмоций.

Страх – состояние человека, обусловленное крайней тревогой и беспокойством, испугом от грозящей или возможной опасности.

Пиктограммы «Базовые эмоции»

hello_html_m2c30b32b.jpg

hello_html_m2b4d6f6f.jpg

ЗЛОСТЬ

hello_html_m24f14fb6.pnghello_html_37484548.jpg

ОБИДА

hello_html_2d0e948b.png

СТРАХ

Конспект занятия № 7 на тему «Радость»

по программе коррекции и развития

эмоциональной сферы детей 4-7 лет, имеющих ОВЗ

Целью занятия является коррекция и развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста, имеющего ОВЗ.

Задачи:

— знакомство детей с чувством радости;

— получение навыков выражения этого чувства

Ход занятия.

Приветствие «Здороваемся необычно». Цель: создание доброжелательной атмосферы, настроя на работу.

Носик, привет, привет! (2 раза)

Щечки, привет, привет! (2 раза)

Мы в ладошки, хлоп, хлоп!

Мы ногами, топ, топ!

Голова, привет, привет! (2 раза)

Ушки, привет, привет! (2 раза)

Кружимся, кружимся,

Весело кружимся!

Плечики, привет, привет! (2 раза)

Локотки, привет, привет! (2 раза)

Мы в ладошки, хлоп, хлоп!

Мы ногами, топ, топ!

Животик, привет, привет! (2 раза)

Спинка, привет, привет! (2 раза)

Раз шагнем, два шагнем, три шагнем!

Раз шагнем, два шагнем, три шагнем

Коленочки, привет, привет! (2 раза)

Пяточки, привет, привет! (2 раза)

Мы в ладошки, хлоп, хлоп!

Мы ногами, топ, топ!

Игра-разминка «Повтори движение». Дети стоят в кругу. Психолог предлагает перед занятием проверить, умеют ли ребята быть одним целым, потому что заниматься им предстоит всем вместе. Взрослый показывает любое движение, жест, действие и пр., а дети должны его повторить.

hello_html_7c1f3b9e.jpg

Корректурная проба по теме занятия. Цель: найти и обвести детей с таким же настроением, как показано в рамке слева, т.е. радостный смайлик. (См.дидактический материал).

hello_html_m14afba36.jpg hello_html_m312dc095.jpg

Динамическая пауза «Три медведя».

Три медведя шли домой

(ходьба на месте вперевалочку)

Папа был большой-большой,

(руки поднять над головой и потянуться)

Мама с ним поменьше ростом,

(руки на уровне груди)

А сынок – малютка просто (присесть)

Очень маленький он был ,

(присесть и покачаться)

С погремушкою ходил

(руки перед собой сжать в кулачки, имитация игры на погремушке)

Работа с терапевтической сказкой «Радостный цветок».

Наступила весна. В темном густом лесу на земле, покрытой сухими еловыми и сосновыми иголками, вырос очень красивый и нежный Цветок. Он был желтенький и яркий, как весеннее солнышко, которого никогда не видел. Но цветок не унывал. Он улыбался и пел веселые песенки. Очень жаль, но никто в темном и глухом лесу не видел его и не слышал, как он поет. 
Скучно стало Цветку, и пошел он по лесу искать друзей. Идет и песенку свою напевает. Услыхал его звонкий голосок Червяк. Вылез он из земли на свет, чтобы посмотреть на певца. А Цветок, увидев Червяка, обрадовался и говорит ему:
– Червяк, червяк! Давай с тобой дружить!
– Нет, это невозможно, – ответил Червяк. – Ты же не захочешь лезть за мной в землю. А я там живу, и там мой дом.
– Как же ты там ползаешь, Червяк?
– Да очень просто. Я прокладываю под землей ходы. Они похожи на туннели.
– Нет. Я не хочу с тобой ползать под землей. Лучше я поищу себе друга на земле, – решил Цветок и пошел дальше.
Идет он дальше и песенку свою напевает. Увидела его Гусеница, которая сидела на стволе сосны. Подползла поближе и слушает.
– Красиво ты поешь, Цветок! – говорит. 
– Если тебе нравится, то, может быть, ты захочешь со мной дружить?
– Нет, – ответила Гусеница.– Я не смогу за тобой угнаться. Вон какой ты быстрый. Бежишь, как летишь!
– Ну, как знаешь, – сказал Цветок и пошел дальше.
Ходил он, ходил целый день, а друзей себе так и не нашел. В темном лесу еще больше стемнело, и наступила ночь. Уснул Цветок, а на утро снова отправился на поиски друзей. Идет он и песенку свою поет. 
И тут ему, наконец, повезло. Рядом с ним пролетала Ворона. Услыхала она песню Цветка и говорит:
– Не найдешь ты, Цветок, себе друга в этом темном лесу. Пойдем, я проведу тебя на полянку. Туда любит заглядывать Солнышко. А Солнышко любят пчелки, бабочки и стрекозки, кузнечики и жучки. Они все собираются там, на полянке. 
– Скажи, Ворона, они захотят со мной дружить?
– Конечно, захотят! Ведь ты такой радостный!
Привела Ворона Цветок на солнечную полянку. А там – пчелки жужжат, бабочки и мотыльки порхают, кузнечики стрекочут! Ох, как весело, как интересно!
– Какой красивый Цветок, он как маленькое Солнышко! – зазвенели, зажужжали все на разные голоса. 
Окружили они Цветок, смотрят на него и насмотреться не могут. Ведь, выйдя из темноты на солнечный свет, он стал еще красивее и ярче!
Улыбнулся Цветок и спрашивает:
– Пчелки, стрекозки, бабочки и мотыльки! Вы будете со мной дружить? 
– Конечно, будем! Ты же такой веселый и радостный!
Обрадовался Цветок, расправил все свои нежные ярко желтенькие лепестки, посмотрел на Солнышко, поправил на головке зеленую шапочку и запел:

На солнечной полянке все весело живут.
И хороводы водят, и песенки поют.
А я такой красивый и радостный Цветок!
Вам пропою я песню и расскажу стишок.
И каждый, кто однажды пришел ко мне сюда
Поймет, такой  полянки не встретишь никогда!

Солнышко слушало эту радостную песенку Цветка и улыбалось. А мошки, бабочки и мотыльки, пчелки и жучки танцы танцевали. 
Вскоре вся полянка расцвела! На ней выросло много-много зеленых травинок, а между ними раскрыли свои тоненькие лепестки сотни малышей – таких же нежных и красивых цветков, как ярко желтый радостный Цветок. Солнышко раскрасило их во все цвета радуги – фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый, розовый, красный, бордовый. Ох, как весело стало на солнечной полянке, как красиво!
Теперь каждый день все цветы распевают веселые песенки, а пчелки, жучки, бабочки и стрекозки танцуют и целуют их в красивые головки.И если вы когда-нибудь найдете в лесу такую веселую и красивую солнечную полянку, то, конечно, обязательно увидите на ней тот самый красивый и Радостный Цветок!

Раскрашивание по теме занятия и сказки.

hello_html_71b37497.jpghello_html_m713c271d.jpg

Прощание. Игра «Круг друзей». Стоя или сидя, детям предлагается по очереди взяться за руки, пожать их, улыбнуться друг другу и сказать «До новой встречи!»

hello_html_5b28a092.jpg

Дидактический материал к корректурной пробе

hello_html_m73536e4a.jpg

Дидактический материл к сказке «Радостный цветок»

14

Источник