Программа особый ребенок развитие речи

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Аксайского района

Рассветовская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МБОУ Рассветовская СОШ

Приказ от №____

_________________/С. А. Крат /

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК»

2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ

Уровень общего образования (класс) начальное общее, 2а класс (ы)

Количество часов 34

Учитель Миронец Татьяна Васильевна

Программа разработана на основе:

«Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г.), и программы «Обучение грамоте и развитие речи» для учащихся с тяжёлыми нарушениями развития автора-составителя Т.М.Головкиной г. Переславль, 2007г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учитывая психофизические отклонения (недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, речи), а также несформированность навыков социального поведения, диагноз умеренная степень интеллектуальной недостаточности и нарушение языковой и речевой функций тяжёлой степени, обучаемой рекомендовано домашнее обучение по программе обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Индивидуальная рабочая программа по развитию речи «Особый ребенок» 1-й год обучения для обучающегося Ламок Ксениисоставлена с учетом действующих ФГОС НОО, на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г.), с учетом рекомендаций программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М, 1984г.) и программы «Обучение грамоте и развитие речи» для учащихся с тяжёлыми нарушениями развития автора-составителя Т. М. Головкиной

г. Переславль, 2007г и следующими нормативными правовыми документами:

  • Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

  • Областным законом «Об образовании в Ростовской области» от 14.11.2013 №26 ЗС.

Обучение носит коррекционный, воспитывающий характер. Все предметы для учащейся имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы.

Место предмета: Учебный предмет «Развитие речи» (1-9 год обучения), является частью учебного плана. Количество часов: в неделю — 1 ч, в год — 33ч. (для обучающихся на дому).

Индивидуальная рабочая программа по развитию речи, составлена, с учётом особенностей данного ребенка: ДЦП и умеренная степень интеллектуальной недостаточности и нарушение языковой и речевой функций тяжёлой степени. У девочки отмечаются трудности общей координации движений, несформированность статических движений (сидение за партой, удержание позы при выполнении упражнений). Движения плохо координированы, особенно совместные движения рук и ног. Способна удерживать только крупные предметы (мяч, большие игрушки и др.). Мелкая моторика пальцев рук слабо дифференцирована. Затрудняется при выполнении пальчиковых упражнений, несформированные графомоторные умения.

Зрительно-двигательная координация не сформирована.

Ребёнок эмоционально не устойчив, капризна. В течение дня заметны колебания настроения.

Обращённую речь не понимает, не понимает назначение предметов повседневной жизни, не реагирует на своё имя и фамилию. Говорит отдельные слоги. При выполнении какого-либо задания доступны только совместные, поэтапные действия с взрослым. Самостоятельные действия отсутствуют. Не удерживает внимание при выполнении действий, не может оценить конечный результат.

Навыки социального поведения не сформированы.

Функции индивидуальной образовательной программы

Нормативная

Фиксирует нагрузку обучающейся, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута.

Информационная

Информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося в течение определенного времени.

Мотивационная

Определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности обучающейся.

Организационная

Определяет виды образовательной деятельности обучающейся, формы взаимодействия и диагностики.

Самоопределения

Позволяет реализовать потребности в самоопределении на основе реализации образовательного выбора.

Цель и задачи курса

Цель данного курса состоит в максимальном включении обучающейся в образовательный процесс, в формировании доступных ей видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой). Результатом обучения по программе должна стать социально-бытовая адаптация ребенка, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация.

Приоритетными задачами коррекционной работы являются:

-укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;

-формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;

-расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;

-формирование на доступном уровне простейших навыков счета, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;

-развитие творческих умений средствами игровой деятельности;

-воспитание навыки самообслуживания и культурно – гигиенические навыки;

-формировать наглядно – действенное мышление и элементы наглядно – образного мышления;

-развивать восприятие, память, внимание;

-расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая разнообразными сенсорными впечатлениями. Воспитывать внимание и интерес к явлениям природы;

-воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых, желание им помогать.

-формировать у обучающейся практический опыт правильного поведения среди сверстников, воспитывать чувство симпатии к детям, взрослым, любовь к родителям и близким, послушание.

-продолжать эстетическое воспитании. Развивать художественное восприятие;

-воспитывать у обучающейся отзывчивость на музыку, пение, доступные их пониманию произведения изобразительного искусства, литературы.

Содержание основного минимума знаний, умений, навыков:

по курсу «Развитие речи»

Для детей с средней и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью доступно понимание небольшого количества слов бытового характера. Необходимо побуждение мимикой, жестами, многократный показ и совместные действия. Самостоятельно контакт не инициируют. Иногда проявляют негативизм. Характерно пассивное подчинение. Положительно реагируют на ласку, поощрение в форме вкусных съестных вещей, игрушек и т.п.

Развитие речи и коммуникативных способностей направлено на формирование основных функций речи: коммуникативной, фиксирующей, сопровождающей, познавательной и регулирующей. При этом важно, чтобы на всех этапах обучения педагог учил детей при общении смотреть в глаза взрослому.

Развитие речи и формирование коммуникативных способностей у детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью происходит во всех видах деятельности, в повседневной жизни в процессе общения с воспитателями, с педагогами, а также на специальных занятиях по развитию речи. В процессе занятий у детей создаются образы восприятия и представления об окружающей действительности; происходит усвоение слов, обозначающих предметы; усваиваются последовательности событий. Весь приобретенный социальный и эмоциональный опыт закрепляется и обобщается в слове.

На начальных этапах педагог формирует у детей интерес к речевому общению и взаимодействию со взрослым, стимулирует реакцию сосредоточения, появления улыбки при общении, вызывает голосовые реакции.

Большое внимание уделяется развитию невербальных форм общения – фиксация взгляда на лице взрослого, пониманию указательного и приглашающего жестов, выполнению жестового ритуала приветствия и прощания. В дальнейшем наряду со становлением вербального общения эти формы не утрачивают своей значимости и продолжают развиваться и совершенствоваться.

Очень важно научить детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью понимать обращенную к ним речь, чтобы речь не превращалась в набор механически заученных слов, показывать некоторые действия и знакомые предметы по словесной инструкции. Затем детей учат выполнять какое-либо действие по ходу чтения какой-либо потешки или стихотворения.

На занятиях по развитию речи важно, чтобы педагог пел детям песенки, рассказывал стихи и при этом обращал их внимание на свою артикуляцию. Стимулировал детей подражать действиям губ взрослого, делать улыбочку, прятать язычок, щелкать язычком, доставать языком до шарика-конфетки; вырабатывать воздушную струю: дуть на свечу, на бабочку и т.д.

Необходимо побуждать детей к звукоподражанию и произнесению лепетных слов. Далее детей учат отвечать на вопросы (да, нет); произносить отраженно отдельные слова в определенной ситуации (пить, гулять, хочу, кушать, стой, лови, там, туда, пока, Ваня, Катя и т.д.). Большое внимание уделяется обучению детей задавать вопросы (Кто там? Где кошка? и т.д.) и развитию фразовой речи. Детей учат в определенной ситуации повторять фразу из двух слов, отражающую просьбу или желание: «Дай пить», «Хочу спать», «Дай куклу» и т.д.

Главное в занятиях по развитию речи – сформировать у детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью потребность к речевым высказываниям.

Программой определены следующие цели и задачи курса:

Цель:

1. Появление у обучающегося элементарной речи.

2. Понимание обращенной речи.

Задачи:

1. Формирование вербальных коммуникативных навыков.

2. Развитие и коррекция понимания речи;

— слушать и понимать учителя;

— выполнять несложные речевые инструкции;

— внятно выражать свои просьбы и желания;

— накапливать и активизировать словарь;

3.Развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия, слухового анализа и синтеза;

4.Развитие внимания, зрительной и двигательной координации;

5.Формирование пространственных представлений; наглядно-действенного мышления.

6.Воспитание положительной эмоциональной реакции на совместную деятельность с педагогом; умения подчиняться словесным инструкциям.

7.Развитие сенсорной сферы на основе упражнений, направленных на коррекцию зрительных, слуховых, двигательных ощущений и восприятий.

Требования к уровню подготовки обучающейся.

Обучающаяся должна уметь:

-пользоваться невербальными формами коммуникации (жесты, указательный жест, мимика, пиктограммы);

-воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова;

-узнавать предмет по его частям;

-обобщать названия изученных групп предметов;

-соотносить реальные предметы с картинками, пиктограммами;

-слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, коротким рассказам, стихам, потешкам, песенкам;

-выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении (используя жесты и пиктограммы).

Обучающаяся должна знать (реагировать):

-своё имя, отчество, фамилию, возраст;

-название и расположение основных частей тела и лица;

-профессии людей (учитель, врач);

-содержание сказок: «Курочка ряба», «Теремок», «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Заюшкина избушка».

Критерии оценивания знаний, умений, навыков

При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности. Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности:

  • действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);

  • действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;

  • действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;

  • действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);

  • действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;

  • действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.

Показатели самостоятельности учащегося.

Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним).

!

Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого.

пп

Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого.

п

Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально).

и

Действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу.

о

Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.

с

При выполнении ниже 35% заданий учащаяся с тяжелой умственной отсталостью получает 3 «усвоила на минимальном уровне», оценку 3«удовлетворительно» получает, если она, верно, выполнила от 35 % до 50 процентов заданий. Оценку 4«хорошо» — при выполнении от 50% до 65% заданий. Оценка 5«достаточно хорошо», если выполнено свыше 65% заданий.

Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными обозначениями:

  • действие (операция сформировано – «ДА»;

  • действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»;

  • действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО»;

  • действие (операция) пока не доступно для выполнения – «НЕТ».

Диагностический инструментарий оценивания знаний, умений, навыков

Название методики / оборудования

Цель

Пирамида

Понимание инструкции, состояние моторики, различение цветов, способ собирания, различение величины

Найди такую же

Картинки половинки

Соотносит слово с изображением, сформированность понятия тождества, процессы сравнения, понимание названий предметов и действий с ними

Поиграй

Наличие и стойкость интереса к игрушке, характер действия с ней

Разрезные картинки

Понимание инструкции и цели задания, умение видеть целое на основе составляющих частей, сформированность наглядно – действенного и наглядно – образного мышления, способ деятельности, реакция на результат, состояние моторики, перенос на аналогичное задание

Времена года

Оценить степень развитости у ребёнка представлений о временах года. Словарный запас. Звукопроизношение.

Найди пару

Умение анализировать и сравнивать изображения, находить сходство и различие.

Работа с картинкой (дети, выполняющие различные действия: держит мяч, надевает сапог и т.д.)

Исследовать умение различать правую и левую стороны в изображении на картинке, у собеседника. Уровень сформированности представлений о частях тела

Условия реализации программы

Средства обучения, используемые на уроке: наглядные, ТСО, дополнительные пособия:

— строительный материал: мягкие модули, крупный деревянный строительный материал, строительные наборы, состоящие из однотонных и разноцветных предметов различной геометрической формы, пластмассовые конструкторы (ЛЕГО);

— сборно-разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные персонажи, куклы, животные;

— наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы;

— сыпучие материалы: горох, фасоль, речной песок, манная крупа, рисовая крупа; набор коробок, прозрачные ёмкости;

— детские музыкальные инструменты.

Методы и приёмы, используемые в ходе обучения: беседа, работа с изобразительными наглядными пособиями, наблюдения, работа с натуральными наглядными объектами, практические задания.

Методическая литература для учителя

  1. А.Р Маллер, Г.В Цикото. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.

  2. Л. Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, Д. И. Бойков «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта». М. «Владос», 2009г.

  3. Л.М Шипицина. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.

  4. Бгажнокова И.М. «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» М. «Владос», 2007г

  5. Т.М. Головкина «Особенности интеграции детей с тяжелыми нарушениями развития»

г. Переславль, 2007г.

6. Программы для подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под общей редакцией В.В. Воронковой. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

Издание 7-е. Москва: «Просвещение», 2010г.

  1. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Под редакцией В.Г. Перовой. М., «Просвещение», 1976.

Источник

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА № 42 Г. РОСТОВА – НА – ДОНУ

1-й год обучения ______________________________________________________________________________

для______Ф.И. ребенка_____________________________________ обучающегося на дому

Пояснительная записка.

    Индивидуальная рабочая программа по альтернативному чтению «Особый ребенок» 1 года обучения для обучающегося  Ф.И. ребенка составлена с учетом действующих ФГОС НОО, на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г.), с учетом рекомендаций  программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М, 1984г.) и программы «Обучение грамоте и развитие речи» для учащихся с тяжёлыми нарушениями развития автора-составителя Т.М.Головкиной г. Переславль, 2007г. а также в соответствии с образовательной программой ГКОУ РО школы-интерната VIII № 42  и следующими нормативными правовыми документами:

           устройства, оборудования, содержания и режима специальный общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих

           недостатки в физическом и умственном развитии» (с изменениями на 29.06.2011г.),

           Появление у обучающегося элементарной речи.

           Понимание обращенной речи.

            инструкциям.

            восприятий.

              Индивидуальная рабочая программа по альтернативному чтению «Особый ребенок» 1-й год обучения составлена с учетом возраста, психофизических особенностей и диагноза обучаемого  на дому  Ф.И. ребенка. Программа содержит материал, направленный на формирование у ребенка основ социальной адаптации.

           Учебный предмет «Альтернативное чтение» предполагает обучение грамоте ребёнка с тяжёлыми нарушениями познавательной

           деятельности  стимуляции развития речевой деятельности, способствующей:

           быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

—          обеспечивать необходимую мотивацию слушания и самостоятельного чтения книг-картинок, книг типа «Азбука» в специально

           созданных ситуациях общения, поддерживать интерес к чтению как визуальному и аудиальному процессу;

—          расширять словарный запас обучающегося, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового,

—    знакомить обучающегося с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями;

—    использовать в процессе «чтения» «комментированное» рисование для лучшего понимания содержания прочитанного;

—    формировать предметные и предметно-игровые действия, учить понимать соотносящие и указательные жесты.

В силу значительных ограничений вербальной коммуникации обучающиеся с умеренной или тяжелой умственной отсталостью оказываются в большой зависимости от коммуникативных партнеров, поэтому так важно научить их альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации. Предмет «Альтернативное чтение» предполагает обучение детей следующим вариантам «чтения»:

      —   «аудиальное чтение»: слушание аудио книг (литературных произведений, записанных на пластинки, аудиокассеты,  CD-диски и др.);

       — «чтение» видеоизображений (изображений на CD-дисках, видеофильмов: мультфильмов, документальных фильмов о природе, животных,

—  чтение по складам.

     Такое широкое понимание «чтения» и в соответствии с этим обучение кодированию и декодированию визуальной и аудиальной информации способствует развитию социально-бытовой ориентировки учащихся. Предмет «Альтернативное чтение» интегрируется с предметом «Графика и письмо», а также с различными направлениями коррекционно-адаптационной работы. Он тесно связан с логопедической работой, проводимой с обучающимся.

Место предмета Учебный предмет «Альтернативное чтение» входит в образовательную область «Язык и литература», которая представлена учебными предметами: «Графика и письмо» (1-9 год обучения), «Альтернативное чтение» (1-9 год обучения), «Развитие речи и окружающий мир» (1-9 год обучения), является частью учебного плана. Количество часов: в неделю — 1 ч, в год — 34 ч. (для обучающихся на дому)

    Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.  

       Приказ Министерства образования и науки РФ №253 от 31.03.2014 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

       Включает перечень используемых учебников и учебных пособий; печатных, электронных, экранно-звуковых учебных изданий; технических средств обучения (средств ИКТ), образовательных ресурсов; учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования; натуральных объектов; демонстрационных пособий; музыкальных инструментов и т.д. 

      В качестве опорной литературы использовались тексты, рекомендуемые программой, а также логопедические пособия В.И. Городиловой, М.З. Кудрявцевой и А.И.Богомоловой, пособие Дедюхиной Г.В., Кирилловой Е.В. «55 способов общения с неговорящим ребенком», Москва, изд.центр «Техинформ», МАИ 1997-1998 гг.

           С-Петербург, «Речь», 2005 год.

            2007г.

            редакцией В.В. Воронковой. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

            Издание 7-е. Москва: «Просвещение», 2010г.

Содержательные линии

Кол-во

часов

Коррекционно-развивающие

задачи

Педагогические средства,

технология решения коррекционных задач

Проблемы, возникающие при изучении темы

Педагогический

мониторинг

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

Добукварный  период

Привитие навыков учебной деятельности

Специальная логопедическая работа.

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Уточнение и развитие зрительного

восприятия.

Букварный период

Изучение звуков и букв.

Работа над соотношением звука и буквы.

Работа над произношением звукокомплексов и слогов.

2

4

6

6

6

5

5

Формировать понимание обращенной речи, выполнение элементарных инструкций учителя.

Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, звукоречевую память.

Формировать правильную артикуляцию звуков (постановка звука и  его автоматизация), умение самостоятельно определять артикуляционный уклад звука при чтении букв и слогов.

Развивать коммуникативные возможности, используя  графические образы, предметные и сюжетные картинки.

Формировать эмоциональный отклик на прочитанный текст.

Работать над  звуковым анализом и синтезом.

Обогащать пассивный словарь.

Вводить  в активный словарь возможные для произношения замены-адаптированные «слова», обозначающих отдельные слова и целые фразы.

Сочетание наглядных,

практических и вербальных средств обучения.

Артикуляционные приемы и упражнения.

Дыхательная и речевая зарядка.

Игровые методы и приемы:

дидактические игры, упражнения, веселые минутки.

Речедвигательные упражнения, элементы логоритмики.

Слушание текста.

Использование наглядно-демонстрационных  методов : рисунков, предметных и сюжетных картинок, натуральных предметов для стимуляции речи.

Практические упражнения.

В связи с речевым диагнозом:

сенсо-моторная алалия и  синдром детского аутизма у

обучаемого

затруднено понимание речи и соответственно  все коммуникативные функции речи.

Ребенок отличается гипердинамией, затруднены любые виды  восприятия  и удержание внимания.

Сосредоточение возможно на несколько минут.

Ребенок не всегда выполняет инструкции учителя, в основном действует по подражанию.

Повышенно истощаем.

Понимание обращенной речи, выполнение элементарных инструкций учителя.

Контролировать соответствие речевых возможностей и учебной деятельности.

Тема

Кол-во

часов

Дата

Обязательный минимум

Практическая и речевая деятельность

Проблемы,

возникающие при изучении темы

знать

уметь

1-я четверть

9

1

Различение звуков окружающей действительности.

1

Предметы, которые могут издавать звуки (знакомые ребенку бытовые предметы).

Слышать и выделять звучащие объекты.

Совместно с учителем находить в комнате звучащие объекты.

2

Игровые упражнения на развитие слухового внимания.

1

Как издавать звуки с помощью разных предметов.

Различать звуки, издаваемые разными предметами (объектами).

Показ, словесная инструкция, совместное выполнение.

3

Соотнесение звуков с реальным объектом.

1

Звучащие предметы (объекты) на картинках.

Соотносить звук и предмет как источник звучания.

Прислушиваться к звукоподражанию,

Пытаться повторить вслед за учителем.

4

Дыхательные упражнения. Упражнения на подражание.

1

Ртом можно издавать звуки.

Выполнять дыхательные упражнения по подражанию.

Подражать учителю, повторять упражнения по показу и словесной инструкции.

5

Я и моя семья. (Члены семьи).

Различение звуков по тембру. Звуковая компьютерная игра «Семья».

1

Своих близких родственников,

членов своей семьи: папу, маму бабушку.

Узнавать себя близких родственников непосредственно и на фотографиях. Различать по голосу папу, маму

Работать перед зеркалом и с фотографиями, находить близких по просьбе учителя.

Игра «Кто позвал»?

6

Я дома. (Умывание,туалет.)

1

Правила пользования туалетом и умывальными принадлежностями.

Пользоваться туалетом,

Правильно использовать умывальные принадлежности.

Слушать и выполнять словесные инструкции учителя.

7

Моя любимая игрушка.

1

Свою любимую игрушку, находить ее среди других, показывать.

Выполнять простые действия с игрушкой по инструкции учителя.

Проявлять интерес и положительное отношение к игрушке.

8

Мой – дом.

1

Свою комнату и предметы, расположенные в ней.

Находить в комнате знакомые предметы.

Проявлять интерес к совместной со взрослыми деятельности (игре).

9

Игра со знакомыми игрушками.

1

Кукла – «а-а-а»;

Машина – «ж-ж-ж»;

Самолет – «у-у-у».

Находить соответствующие игрушки по характерному звучанию.

Проявлять интерес и потребность в эмоциональном общении с учителем.

2-я четверть.

7

10

Соотнесение звука с реальным объектом. Домашние животные.

1

Домашних животных и птиц, их голоса.  (Кошка, собака, корова, свинья, лошадь, овца, петух, гусь,

курица, цыплята, утка).

Слушать, выделять животное, голос которого прозвучал.

Игра на подражание «Кто как кричит?»

11

Упражнения на развитие и согласование слухового внимания и зрительного восприятия.

1

Обозначение действий, движений: хлопать, топать, стучать, звенеть.

Слушать, повторять движение по образцу сопряженно и отраженно с учителем.

Выполнять звуковые движения согласованно.

12

Соотношение звука с предметом.

Музыкальные инструменты.

1

О музыкальных инструментах.

Узнавать музыкальные инструменты, изображенные на картинках. Слушать и различать их звучание.

Картинное лото, предметные картинки, компьютерные игры.

13

Соотнесение звука с реальным объектом. Лесные звери и птицы.

1

Животные, живущие в лесу: волк, медведь, заяц, лиса, ворона, кукушка, сова.

Узнавать лесных животных и птиц. Слушать их голоса.

Игра на звуковосприятие «Узнай по голосу»

14

Упражнения и игры на развитие дыхания.

1

Правильное дыхание: вдох через нос, выдох ртом. Долгий выдох, губы трубочкой.

Узнавать предметы по внешним признакам и действовать сними.

Упражнения для всех органов артикуляции.

15

Соотнесение звуков с реальным объектом. Транспорт.

1

Городской транспорт: трамвай, автобус, легковой и грузовой  автомобили, велосипед.

Узнавать виды городского транспорта, изображенного  на картинках. Слушать и соотносить со звуками, которые они издают.

Игра « Четвертый лишний».

16

Чтение и обыгрывание стихов и потешек.

1

Потешки, стихи. Внимательно слушать.

Понимать смысл потешек и стихотворений.

Игра « Повторяй-ка».

3-я четверть

10

17

Действия со звучащими игрушками.

1

Игрушки, которые издают различные звуки.

Действовать с игрушкой, извлекать звуки. Различать звучащие игрушки.

Игра «Найди игрушку».

18

Соотнесение звука с реальным объектом. Бытовые предметы.

1

Звучащие предметы в быту.

Пользоваться некоторыми бытовыми приборами, определять какой прибор звучит

«Что звучало?»

«Что звучит одинаково?»

19

Игровые упражнения на развитие слухового внимания. Игра «Зеркало».

1

Обозначение действий, движений, звуков.

Слушать, повторять движение, звуки по образцу сопряженно и отраженно с учителем.

Выполнять звуковые движения согласованно.

«Что звучит»

20

Различение  звуков. Звуковая компьютерная игра «Что звучит?»

1

Музыкальные инструменты

выполнять простые действия с музыкальными инструментами, различать их звучание

«Угадай, что звучит»

21

Выделение первого звука в слове, игра «Айболит».

1

Сказочного героя –доктора Айболита, об оказании простейшей медицинской помощи

четко произносить звук А, соотносить его с буквой А

Игра-драматизация

«Айболит»

22

Артикуляция звука «а». Игра «Эхо».

Понимание прослушанного текста «Маша заблудилась».

1

букву А, артикуляцию звука А.

как зовут на