Программа особый ребенок развитие речи
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Аксайского района
Рассветовская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Рассветовская СОШ
Приказ от №____
_________________/С. А. Крат /
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК»
2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ
Уровень общего образования (класс) начальное общее, 2а класс (ы)
Количество часов 34
Учитель Миронец Татьяна Васильевна
Программа разработана на основе:
«Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г.), и программы «Обучение грамоте и развитие речи» для учащихся с тяжёлыми нарушениями развития автора-составителя Т.М.Головкиной г. Переславль, 2007г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учитывая психофизические отклонения (недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, речи), а также несформированность навыков социального поведения, диагноз умеренная степень интеллектуальной недостаточности и нарушение языковой и речевой функций тяжёлой степени, обучаемой рекомендовано домашнее обучение по программе обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Индивидуальная рабочая программа по развитию речи «Особый ребенок» 1-й год обучения для обучающегося Ламок Ксениисоставлена с учетом действующих ФГОС НОО, на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г.), с учетом рекомендаций программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М, 1984г.) и программы «Обучение грамоте и развитие речи» для учащихся с тяжёлыми нарушениями развития автора-составителя Т. М. Головкиной
г. Переславль, 2007г и следующими нормативными правовыми документами:
Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Областным законом «Об образовании в Ростовской области» от 14.11.2013 №26 ЗС.
Обучение носит коррекционный, воспитывающий характер. Все предметы для учащейся имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы.
Место предмета: Учебный предмет «Развитие речи» (1-9 год обучения), является частью учебного плана. Количество часов: в неделю — 1 ч, в год — 33ч. (для обучающихся на дому).
Индивидуальная рабочая программа по развитию речи, составлена, с учётом особенностей данного ребенка: ДЦП и умеренная степень интеллектуальной недостаточности и нарушение языковой и речевой функций тяжёлой степени. У девочки отмечаются трудности общей координации движений, несформированность статических движений (сидение за партой, удержание позы при выполнении упражнений). Движения плохо координированы, особенно совместные движения рук и ног. Способна удерживать только крупные предметы (мяч, большие игрушки и др.). Мелкая моторика пальцев рук слабо дифференцирована. Затрудняется при выполнении пальчиковых упражнений, несформированные графомоторные умения.
Зрительно-двигательная координация не сформирована.
Ребёнок эмоционально не устойчив, капризна. В течение дня заметны колебания настроения.
Обращённую речь не понимает, не понимает назначение предметов повседневной жизни, не реагирует на своё имя и фамилию. Говорит отдельные слоги. При выполнении какого-либо задания доступны только совместные, поэтапные действия с взрослым. Самостоятельные действия отсутствуют. Не удерживает внимание при выполнении действий, не может оценить конечный результат.
Навыки социального поведения не сформированы.
Функции индивидуальной образовательной программы
Нормативная | Фиксирует нагрузку обучающейся, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута. |
Информационная | Информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося в течение определенного времени. |
Мотивационная | Определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности обучающейся. |
Организационная | Определяет виды образовательной деятельности обучающейся, формы взаимодействия и диагностики. |
Самоопределения | Позволяет реализовать потребности в самоопределении на основе реализации образовательного выбора. |
Цель и задачи курса
Цель данного курса состоит в максимальном включении обучающейся в образовательный процесс, в формировании доступных ей видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой). Результатом обучения по программе должна стать социально-бытовая адаптация ребенка, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация.
Приоритетными задачами коррекционной работы являются:
-укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
-формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;
-расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
-формирование на доступном уровне простейших навыков счета, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;
-развитие творческих умений средствами игровой деятельности;
-воспитание навыки самообслуживания и культурно – гигиенические навыки;
-формировать наглядно – действенное мышление и элементы наглядно – образного мышления;
-развивать восприятие, память, внимание;
-расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая разнообразными сенсорными впечатлениями. Воспитывать внимание и интерес к явлениям природы;
-воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых, желание им помогать.
-формировать у обучающейся практический опыт правильного поведения среди сверстников, воспитывать чувство симпатии к детям, взрослым, любовь к родителям и близким, послушание.
-продолжать эстетическое воспитании. Развивать художественное восприятие;
-воспитывать у обучающейся отзывчивость на музыку, пение, доступные их пониманию произведения изобразительного искусства, литературы.
Содержание основного минимума знаний, умений, навыков:
по курсу «Развитие речи»
Для детей с средней и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью доступно понимание небольшого количества слов бытового характера. Необходимо побуждение мимикой, жестами, многократный показ и совместные действия. Самостоятельно контакт не инициируют. Иногда проявляют негативизм. Характерно пассивное подчинение. Положительно реагируют на ласку, поощрение в форме вкусных съестных вещей, игрушек и т.п.
Развитие речи и коммуникативных способностей направлено на формирование основных функций речи: коммуникативной, фиксирующей, сопровождающей, познавательной и регулирующей. При этом важно, чтобы на всех этапах обучения педагог учил детей при общении смотреть в глаза взрослому.
Развитие речи и формирование коммуникативных способностей у детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью происходит во всех видах деятельности, в повседневной жизни в процессе общения с воспитателями, с педагогами, а также на специальных занятиях по развитию речи. В процессе занятий у детей создаются образы восприятия и представления об окружающей действительности; происходит усвоение слов, обозначающих предметы; усваиваются последовательности событий. Весь приобретенный социальный и эмоциональный опыт закрепляется и обобщается в слове.
На начальных этапах педагог формирует у детей интерес к речевому общению и взаимодействию со взрослым, стимулирует реакцию сосредоточения, появления улыбки при общении, вызывает голосовые реакции.
Большое внимание уделяется развитию невербальных форм общения – фиксация взгляда на лице взрослого, пониманию указательного и приглашающего жестов, выполнению жестового ритуала приветствия и прощания. В дальнейшем наряду со становлением вербального общения эти формы не утрачивают своей значимости и продолжают развиваться и совершенствоваться.
Очень важно научить детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью понимать обращенную к ним речь, чтобы речь не превращалась в набор механически заученных слов, показывать некоторые действия и знакомые предметы по словесной инструкции. Затем детей учат выполнять какое-либо действие по ходу чтения какой-либо потешки или стихотворения.
На занятиях по развитию речи важно, чтобы педагог пел детям песенки, рассказывал стихи и при этом обращал их внимание на свою артикуляцию. Стимулировал детей подражать действиям губ взрослого, делать улыбочку, прятать язычок, щелкать язычком, доставать языком до шарика-конфетки; вырабатывать воздушную струю: дуть на свечу, на бабочку и т.д.
Необходимо побуждать детей к звукоподражанию и произнесению лепетных слов. Далее детей учат отвечать на вопросы (да, нет); произносить отраженно отдельные слова в определенной ситуации (пить, гулять, хочу, кушать, стой, лови, там, туда, пока, Ваня, Катя и т.д.). Большое внимание уделяется обучению детей задавать вопросы (Кто там? Где кошка? и т.д.) и развитию фразовой речи. Детей учат в определенной ситуации повторять фразу из двух слов, отражающую просьбу или желание: «Дай пить», «Хочу спать», «Дай куклу» и т.д.
Главное в занятиях по развитию речи – сформировать у детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью потребность к речевым высказываниям.
Программой определены следующие цели и задачи курса:
Цель:
1. Появление у обучающегося элементарной речи.
2. Понимание обращенной речи.
Задачи:
1. Формирование вербальных коммуникативных навыков.
2. Развитие и коррекция понимания речи;
— слушать и понимать учителя;
— выполнять несложные речевые инструкции;
— внятно выражать свои просьбы и желания;
— накапливать и активизировать словарь;
3.Развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия, слухового анализа и синтеза;
4.Развитие внимания, зрительной и двигательной координации;
5.Формирование пространственных представлений; наглядно-действенного мышления.
6.Воспитание положительной эмоциональной реакции на совместную деятельность с педагогом; умения подчиняться словесным инструкциям.
7.Развитие сенсорной сферы на основе упражнений, направленных на коррекцию зрительных, слуховых, двигательных ощущений и восприятий.
Требования к уровню подготовки обучающейся.
Обучающаяся должна уметь:
-пользоваться невербальными формами коммуникации (жесты, указательный жест, мимика, пиктограммы);
-воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова;
-узнавать предмет по его частям;
-обобщать названия изученных групп предметов;
-соотносить реальные предметы с картинками, пиктограммами;
-слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, коротким рассказам, стихам, потешкам, песенкам;
-выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении (используя жесты и пиктограммы).
Обучающаяся должна знать (реагировать):
-своё имя, отчество, фамилию, возраст;
-название и расположение основных частей тела и лица;
-профессии людей (учитель, врач);
-содержание сказок: «Курочка ряба», «Теремок», «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Заюшкина избушка».
Критерии оценивания знаний, умений, навыков
При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности. Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности:
действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);
действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;
действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;
действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);
действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;
действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.
Показатели самостоятельности учащегося.
Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним). | ! |
Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого. | пп |
Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого. | п |
Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально). | и |
Действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу. | о |
Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно. | с |
При выполнении ниже 35% заданий учащаяся с тяжелой умственной отсталостью получает 3 «усвоила на минимальном уровне», оценку 3«удовлетворительно» получает, если она, верно, выполнила от 35 % до 50 процентов заданий. Оценку 4«хорошо» — при выполнении от 50% до 65% заданий. Оценка 5«достаточно хорошо», если выполнено свыше 65% заданий.
Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными обозначениями:
действие (операция сформировано – «ДА»;
действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»;
действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО»;
действие (операция) пока не доступно для выполнения – «НЕТ».
Диагностический инструментарий оценивания знаний, умений, навыков
Название методики / оборудования | Цель |
Пирамида | Понимание инструкции, состояние моторики, различение цветов, способ собирания, различение величины |
Найди такую же Картинки половинки | Соотносит слово с изображением, сформированность понятия тождества, процессы сравнения, понимание названий предметов и действий с ними |
Поиграй | Наличие и стойкость интереса к игрушке, характер действия с ней |
Разрезные картинки | Понимание инструкции и цели задания, умение видеть целое на основе составляющих частей, сформированность наглядно – действенного и наглядно – образного мышления, способ деятельности, реакция на результат, состояние моторики, перенос на аналогичное задание |
Времена года | Оценить степень развитости у ребёнка представлений о временах года. Словарный запас. Звукопроизношение. |
Найди пару | Умение анализировать и сравнивать изображения, находить сходство и различие. |
Работа с картинкой (дети, выполняющие различные действия: держит мяч, надевает сапог и т.д.) | Исследовать умение различать правую и левую стороны в изображении на картинке, у собеседника. Уровень сформированности представлений о частях тела |
Условия реализации программы
Средства обучения, используемые на уроке: наглядные, ТСО, дополнительные пособия:
— строительный материал: мягкие модули, крупный деревянный строительный материал, строительные наборы, состоящие из однотонных и разноцветных предметов различной геометрической формы, пластмассовые конструкторы (ЛЕГО);
— сборно-разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные персонажи, куклы, животные;
— наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы;
— сыпучие материалы: горох, фасоль, речной песок, манная крупа, рисовая крупа; набор коробок, прозрачные ёмкости;
— детские музыкальные инструменты.
Методы и приёмы, используемые в ходе обучения: беседа, работа с изобразительными наглядными пособиями, наблюдения, работа с натуральными наглядными объектами, практические задания.
Методическая литература для учителя
А.Р Маллер, Г.В Цикото. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.
Л. Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, Д. И. Бойков «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта». М. «Владос», 2009г.
Л.М Шипицина. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.
Бгажнокова И.М. «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» М. «Владос», 2007г
Т.М. Головкина «Особенности интеграции детей с тяжелыми нарушениями развития»
г. Переславль, 2007г.
6. Программы для подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под общей редакцией В.В. Воронковой. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Издание 7-е. Москва: «Просвещение», 2010г.
Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Под редакцией В.Г. Перовой. М., «Просвещение», 1976.
Источник
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА № 42 Г. РОСТОВА – НА – ДОНУ
1-й год обучения ______________________________________________________________________________
для______Ф.И. ребенка_____________________________________ обучающегося на дому
Пояснительная записка.
Индивидуальная рабочая программа по альтернативному чтению «Особый ребенок» 1 года обучения для обучающегося Ф.И. ребенка составлена с учетом действующих ФГОС НОО, на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г.), с учетом рекомендаций программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М, 1984г.) и программы «Обучение грамоте и развитие речи» для учащихся с тяжёлыми нарушениями развития автора-составителя Т.М.Головкиной г. Переславль, 2007г. а также в соответствии с образовательной программой ГКОУ РО школы-интерната VIII № 42 и следующими нормативными правовыми документами:
устройства, оборудования, содержания и режима специальный общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих
недостатки в физическом и умственном развитии» (с изменениями на 29.06.2011г.),
Появление у обучающегося элементарной речи.
Понимание обращенной речи.
инструкциям.
восприятий.
Индивидуальная рабочая программа по альтернативному чтению «Особый ребенок» 1-й год обучения составлена с учетом возраста, психофизических особенностей и диагноза обучаемого на дому Ф.И. ребенка. Программа содержит материал, направленный на формирование у ребенка основ социальной адаптации.
Учебный предмет «Альтернативное чтение» предполагает обучение грамоте ребёнка с тяжёлыми нарушениями познавательной
деятельности стимуляции развития речевой деятельности, способствующей:
быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
— обеспечивать необходимую мотивацию слушания и самостоятельного чтения книг-картинок, книг типа «Азбука» в специально
созданных ситуациях общения, поддерживать интерес к чтению как визуальному и аудиальному процессу;
— расширять словарный запас обучающегося, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового,
— знакомить обучающегося с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями;
— использовать в процессе «чтения» «комментированное» рисование для лучшего понимания содержания прочитанного;
— формировать предметные и предметно-игровые действия, учить понимать соотносящие и указательные жесты.
В силу значительных ограничений вербальной коммуникации обучающиеся с умеренной или тяжелой умственной отсталостью оказываются в большой зависимости от коммуникативных партнеров, поэтому так важно научить их альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации. Предмет «Альтернативное чтение» предполагает обучение детей следующим вариантам «чтения»:
— «аудиальное чтение»: слушание аудио книг (литературных произведений, записанных на пластинки, аудиокассеты, CD-диски и др.);
— «чтение» видеоизображений (изображений на CD-дисках, видеофильмов: мультфильмов, документальных фильмов о природе, животных,
— чтение по складам.
Такое широкое понимание «чтения» и в соответствии с этим обучение кодированию и декодированию визуальной и аудиальной информации способствует развитию социально-бытовой ориентировки учащихся. Предмет «Альтернативное чтение» интегрируется с предметом «Графика и письмо», а также с различными направлениями коррекционно-адаптационной работы. Он тесно связан с логопедической работой, проводимой с обучающимся.
Место предмета Учебный предмет «Альтернативное чтение» входит в образовательную область «Язык и литература», которая представлена учебными предметами: «Графика и письмо» (1-9 год обучения), «Альтернативное чтение» (1-9 год обучения), «Развитие речи и окружающий мир» (1-9 год обучения), является частью учебного плана. Количество часов: в неделю — 1 ч, в год — 34 ч. (для обучающихся на дому)
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Приказ Министерства образования и науки РФ №253 от 31.03.2014 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Включает перечень используемых учебников и учебных пособий; печатных, электронных, экранно-звуковых учебных изданий; технических средств обучения (средств ИКТ), образовательных ресурсов; учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования; натуральных объектов; демонстрационных пособий; музыкальных инструментов и т.д.
В качестве опорной литературы использовались тексты, рекомендуемые программой, а также логопедические пособия В.И. Городиловой, М.З. Кудрявцевой и А.И.Богомоловой, пособие Дедюхиной Г.В., Кирилловой Е.В. «55 способов общения с неговорящим ребенком», Москва, изд.центр «Техинформ», МАИ 1997-1998 гг.
С-Петербург, «Речь», 2005 год.
2007г.
редакцией В.В. Воронковой. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Издание 7-е. Москва: «Просвещение», 2010г.
№
Содержательные линии
Кол-во
часов
Коррекционно-развивающие
задачи
Педагогические средства,
технология решения коррекционных задач
Проблемы, возникающие при изучении темы
Педагогический
мониторинг
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
Добукварный период
Привитие навыков учебной деятельности
Специальная логопедическая работа.
Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.
Уточнение и развитие зрительного
восприятия.
Букварный период
Изучение звуков и букв.
Работа над соотношением звука и буквы.
Работа над произношением звукокомплексов и слогов.
2
4
6
6
6
5
5
Формировать понимание обращенной речи, выполнение элементарных инструкций учителя.
Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, звукоречевую память.
Формировать правильную артикуляцию звуков (постановка звука и его автоматизация), умение самостоятельно определять артикуляционный уклад звука при чтении букв и слогов.
Развивать коммуникативные возможности, используя графические образы, предметные и сюжетные картинки.
Формировать эмоциональный отклик на прочитанный текст.
Работать над звуковым анализом и синтезом.
Обогащать пассивный словарь.
Вводить в активный словарь возможные для произношения замены-адаптированные «слова», обозначающих отдельные слова и целые фразы.
Сочетание наглядных,
практических и вербальных средств обучения.
Артикуляционные приемы и упражнения.
Дыхательная и речевая зарядка.
Игровые методы и приемы:
дидактические игры, упражнения, веселые минутки.
Речедвигательные упражнения, элементы логоритмики.
Слушание текста.
Использование наглядно-демонстрационных методов : рисунков, предметных и сюжетных картинок, натуральных предметов для стимуляции речи.
Практические упражнения.
В связи с речевым диагнозом:
сенсо-моторная алалия и синдром детского аутизма у
обучаемого
затруднено понимание речи и соответственно все коммуникативные функции речи.
Ребенок отличается гипердинамией, затруднены любые виды восприятия и удержание внимания.
Сосредоточение возможно на несколько минут.
Ребенок не всегда выполняет инструкции учителя, в основном действует по подражанию.
Повышенно истощаем.
Понимание обращенной речи, выполнение элементарных инструкций учителя.
Контролировать соответствие речевых возможностей и учебной деятельности.
№
Тема
Кол-во
часов
Дата
Обязательный минимум
Практическая и речевая деятельность
Проблемы,
возникающие при изучении темы
знать
уметь
1-я четверть
9
1
Различение звуков окружающей действительности.
1
Предметы, которые могут издавать звуки (знакомые ребенку бытовые предметы).
Слышать и выделять звучащие объекты.
Совместно с учителем находить в комнате звучащие объекты.
2
Игровые упражнения на развитие слухового внимания.
1
Как издавать звуки с помощью разных предметов.
Различать звуки, издаваемые разными предметами (объектами).
Показ, словесная инструкция, совместное выполнение.
3
Соотнесение звуков с реальным объектом.
1
Звучащие предметы (объекты) на картинках.
Соотносить звук и предмет как источник звучания.
Прислушиваться к звукоподражанию,
Пытаться повторить вслед за учителем.
4
Дыхательные упражнения. Упражнения на подражание.
1
Ртом можно издавать звуки.
Выполнять дыхательные упражнения по подражанию.
Подражать учителю, повторять упражнения по показу и словесной инструкции.
5
Я и моя семья. (Члены семьи).
Различение звуков по тембру. Звуковая компьютерная игра «Семья».
1
Своих близких родственников,
членов своей семьи: папу, маму бабушку.
Узнавать себя близких родственников непосредственно и на фотографиях. Различать по голосу папу, маму
Работать перед зеркалом и с фотографиями, находить близких по просьбе учителя.
Игра «Кто позвал»?
6
Я дома. (Умывание,туалет.)
1
Правила пользования туалетом и умывальными принадлежностями.
Пользоваться туалетом,
Правильно использовать умывальные принадлежности.
Слушать и выполнять словесные инструкции учителя.
7
Моя любимая игрушка.
1
Свою любимую игрушку, находить ее среди других, показывать.
Выполнять простые действия с игрушкой по инструкции учителя.
Проявлять интерес и положительное отношение к игрушке.
8
Мой – дом.
1
Свою комнату и предметы, расположенные в ней.
Находить в комнате знакомые предметы.
Проявлять интерес к совместной со взрослыми деятельности (игре).
9
Игра со знакомыми игрушками.
1
Кукла – «а-а-а»;
Машина – «ж-ж-ж»;
Самолет – «у-у-у».
Находить соответствующие игрушки по характерному звучанию.
Проявлять интерес и потребность в эмоциональном общении с учителем.
2-я четверть.
7
10
Соотнесение звука с реальным объектом. Домашние животные.
1
Домашних животных и птиц, их голоса. (Кошка, собака, корова, свинья, лошадь, овца, петух, гусь,
курица, цыплята, утка).
Слушать, выделять животное, голос которого прозвучал.
Игра на подражание «Кто как кричит?»
11
Упражнения на развитие и согласование слухового внимания и зрительного восприятия.
1
Обозначение действий, движений: хлопать, топать, стучать, звенеть.
Слушать, повторять движение по образцу сопряженно и отраженно с учителем.
Выполнять звуковые движения согласованно.
12
Соотношение звука с предметом.
Музыкальные инструменты.
1
О музыкальных инструментах.
Узнавать музыкальные инструменты, изображенные на картинках. Слушать и различать их звучание.
Картинное лото, предметные картинки, компьютерные игры.
13
Соотнесение звука с реальным объектом. Лесные звери и птицы.
1
Животные, живущие в лесу: волк, медведь, заяц, лиса, ворона, кукушка, сова.
Узнавать лесных животных и птиц. Слушать их голоса.
Игра на звуковосприятие «Узнай по голосу»
14
Упражнения и игры на развитие дыхания.
1
Правильное дыхание: вдох через нос, выдох ртом. Долгий выдох, губы трубочкой.
Узнавать предметы по внешним признакам и действовать сними.
Упражнения для всех органов артикуляции.
15
Соотнесение звуков с реальным объектом. Транспорт.
1
Городской транспорт: трамвай, автобус, легковой и грузовой автомобили, велосипед.
Узнавать виды городского транспорта, изображенного на картинках. Слушать и соотносить со звуками, которые они издают.
Игра « Четвертый лишний».
16
Чтение и обыгрывание стихов и потешек.
1
Потешки, стихи. Внимательно слушать.
Понимать смысл потешек и стихотворений.
Игра « Повторяй-ка».
3-я четверть
10
17
Действия со звучащими игрушками.
1
Игрушки, которые издают различные звуки.
Действовать с игрушкой, извлекать звуки. Различать звучащие игрушки.
Игра «Найди игрушку».
18
Соотнесение звука с реальным объектом. Бытовые предметы.
1
Звучащие предметы в быту.
Пользоваться некоторыми бытовыми приборами, определять какой прибор звучит
«Что звучало?»
«Что звучит одинаково?»
19
Игровые упражнения на развитие слухового внимания. Игра «Зеркало».
1
Обозначение действий, движений, звуков.
Слушать, повторять движение, звуки по образцу сопряженно и отраженно с учителем.
Выполнять звуковые движения согласованно.
«Что звучит»
20
Различение звуков. Звуковая компьютерная игра «Что звучит?»
1
Музыкальные инструменты
выполнять простые действия с музыкальными инструментами, различать их звучание
«Угадай, что звучит»
21
Выделение первого звука в слове, игра «Айболит».
1
Сказочного героя –доктора Айболита, об оказании простейшей медицинской помощи
четко произносить звук А, соотносить его с буквой А
Игра-драматизация
«Айболит»
22
Артикуляция звука «а». Игра «Эхо».
Понимание прослушанного текста «Маша заблудилась».
1
букву А, артикуляцию звука А.
как зовут на