Программа одаренный ребенок музыкальное развитие дошкольный возраст
ВВЕДЕНИЕ
Бог дал нам музыку, чтобы мы прежде
всего влеклись ею ввысь…
Ницше Ф.
Музыкальное воспитание в дошкольном
учреждении целенаправленный процесс
формирования творческой личности, способной
воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное.
Музыкальное воспитание – важнейшая сторона
воспитания ребенка. Она способствует его
интеллектуальному развитию, участвует в
процессе общения, активизирует все психические
качества, составляющие личность, повышает
познавательную активность, влияет на физическое
развитие.
В чем же особая роль музыкального воспитания? В
том, чтобы развить музыкальные способности,
сформировать у ребенка эстетические
потребности. Это все очень важно. Но есть еще
важная проблема – это развитие творческого
воображения, возможности влиять на внутренние и
психические процессы детей.
Сегодня современная цивилизация вплотную
подошла к главной проблеме своего
эволюционного развития – проблемы расширения
сознания, развитие эмоционального
интеллекта, раскрытия потенциальных
способностей, которые даны человеку от природы.
Проблема работы с талантливыми и одаренными
детьми чрезвычайно актуальна для современного
российского общества. Именно поэтому так важно
определить основные задачи и направления
работы с одаренными детьми в системе
музыкального воспитания.
Чудесный и загадочный мир, завораживающий
своей величественной красотой, веселыми
переливами – такой предстает перед ребенком
музыка.
Детская одаренность, несомненно, занимает одно
из ведущих мест среди самых интересных и
загадочных явлений природы.
Каждый ребенок от рождения наделен огромным
потенциалом, который при благоприятных условиях
эффективно развивается и дает возможность
ребенку достигать больших высот в своем
развитии.
Невероятно важно, чтобы дар ребенка был сразу
же замечен, оценен. Ребенок должен почувствовать,
что его талант важен для всех. Одаренный ребенок
может хорошо себя чувствовать лишь в том случае,
если его талант востребован. Практика
музыкального воспитания в детском саду
показывает, что дети, имеющие задатки
музыкальности не просто готовы к дополнительной
работе, но скорей нуждаются в этом.
Индивидуальные занятия воспринимаются ими как
награда, а не как дополнительная нагрузка. Я знаю
своих воспитанников и могу различить их по тем
или иным качествам, знаю, кто из детей больше
любит участвовать в инсценировках, а кто –
солировать в песне или танце, и у кого из детей
это получается лучше.
Для выявления музыкально-одаренных детей в
своей педагогической практике я использую
технологию педагогического наблюдения.
Создание условий, обеспечивающих выявление и
развитие одарённых детей, реализацию их
потенциальных возможностей, является одной из
приоритетных задач современного общества.
Воспитание и развитие одаренных и талантливых
детей является важнейшим условием формирования
творческого потенциала общества, развития науки
и культуры, всех областей производства и
социальной жизни. В связи с этим исследования
природы одаренности и таланта, разработка
научных методов их диагностики и программ
развития должны занимать подобающее им место в
системе образования.
Структура музыкальной одаренности включает в
себя систему ярко выраженных музыкальных
способностей в сочетании с достаточно высоким
интеллектом и рядом индивидуально-личностных
качеств. Музыкально одаренные дошкольники часто
оказываются художественно одаренными вообще,
проявляя способности к изобразительной,
литературной и другим видам художественной
деятельности.
Чем раньше будет выявлена природная
одаренность детей и начата целенаправленная
работа по ее развитию, тем полнее сможет
раскрыться одаренная личность и тем больших
успехов она сможет достичь в дальнейшей
жизнедеятельности.
Для таких детей обучение должно быть особое,
индивидуальное, направленное на развитие их
потенциала, оно не должно ограничивать
возможности их развития. Отсюда вытекает актуальная
проблема общественного характера: создание
условий для сохранения и развития одаренности,
начиная с детского возраста.
МОДЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ
ОДАРЕННОСТИ
Мною была разработана программа, в которой речь
пойдёт о ребёнке, наделённом музыкальными
способностями, любящем музыку, и желающем
научиться красиво петь. План работы был
составлен на основе результатов диагностики
музыкальных способностей ребёнка, а именно пения
(диаграмма прилагается).
Задачи проекта:
- Создание оптимальных условий для развития
вокальных данных на основе знания
индивидуальных особенностей ребенка, его
способностей, склонностей и потребностей; - Развить музыкальный слух, чувство ритма,
певческий голос, музыкальную память и
восприимчивость, способность сопереживать.
Творческое воображение. - Помочь ребенку овладеть практическими умениями
и навыками в вокальной деятельности.
Для реализации данных задач я подготовила и
провела комплекс мероприятий, таких как:
– приобрела: зеркало, дидактический материал
по распевкам, материал для мультимедийной
техники;
– изучила: фонопедические упражнения В.
Емельянова, которые позволят расширить диапазон,
значительно увеличить силу звучания голоса,
усилить насыщенность звука, полётность, свободу
и раскрепощённость певческого звучания и
певческого процесса в целом; авторскую методику
«Осознанного резонансного пения» Демченко А.Д.
– провела диагностику;
– подобрала музыкальный репертуар( распевки для
подготовки артикуляционного аппарата, распевки
по тренировке правильного дыхания и распевки для
высоты звука и увеличения диапазона звука);
– применяла метод дирижёрского жеста для
выработки и хорошего запаса дыхания, правильного
пения и технического исполнения мелодии,
– использовала упражнения – звукоподражания
(шум леса – звук «Ш», жужжание пчелы – звук «Ж» и
др.)
– совместно с логопедом проводила работу по
развитию и укреплению артикуляционного аппарата
и по устранению и коррекции дефектов речи.
– совместно с психологом проводили работу по
коррекции психоэмоционального состояния
(тревожности, страхов и коррекции межличностных
внутрисемейных отношений).
– совместно с воспитателями наблюдали и
выделяли проявление музыкальных способностей,
создавали и поддерживали положительный
эмоциональный настрой.
– совместно с родителями расширяли музыкальный
кругозор ребёнка (походы в театр, прослушивание
аудиозаписей исполнителей вокального жанра,
привлечение к участию в конкурсных программах по
вокалу).
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЁНКА
Гараев Дамир Радикович, |
Дамир посещает старшую группу детского
сада, начиная с первой младшей группы.
Адаптационный период протекал без осложнений.
Мальчик старательный, активный, добросовестный,
общительный, пользуется авторитетом у детей,
обладает артистическими способностями, очень
любит петь и танцевать, декламировать стихи.
Уважителен, вежлив и приветлив ко взрослым,
обладает основами культуры поведения, дружеских
взаимоотношений.
Дамир всегда опрятен, родители следят за его
внешним видом. Дамир бережно относится к вещам и
игрушкам, использует их по назначению.
Физическое развитие удовлетворительное, имеет
хорошие результаты. В период с младшей по старшую
группу наблюдался дефект речи (не выговаривал
звук «р»). Совместно с логопедом и воспитателями
дефект был устранён. В настоящее речь чистая,
чёткая. Дамир владеет диалогической и
монологической речью, хорошо рассказывает и
пересказывает. На занятиях усидчив, инициативу
проявляет редко, но внимательно слушает
воспитателя, рассуждает и анализирует.
Программный материал усваивает хорошо по всем
видам деятельности. Достаточно хорошо развито
мышление, творческое начало, воображение. Дамир
трудолюбив, с охотой выполняет трудовые
поручения, ему нравится все новое и необычное.
Вне занятий предпочитает игры в кругу друзей,
особенно любит играть со строительным
материалом и собирать пазлы. По характеру в
группе Дамир жизнерадостен, эмоционален,
любознателен, активный участник всех
праздничных выступлений. Воспитывается в доброй,
заботливой семейной атмосфере, творческой семье,
любящий сын и брат. Родители принимают активное
участие в воспитании сына, общественной жизни
группы и садика, участвуют в утренниках,
исполняют различные роли. Родители прилагают все
усилия, чтобы их ребёнок не ограничивал себя
посещением детского сада и домашним окружением,
часто посещают театры, музыкальные постановки,
кукольные театры, выступления детских
коллективов, цирка.
ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ
Дамир – музыкально одарённый ребенок. С
большим интересом занимается на музыкальных
занятиях, всегда принимает активное участие в
проводимых детским садом праздниках, утренниках
и развлечениях, обладая хорошей памятью способен
запоминать большие роли, которые он в дальнейшем
очень артистично воспроизводит. Также проявляет
живой интерес к игре на музыкальных
инструментах, особенно фортепиано. У него
отличные вокальные данные. Диапазон его голоса
не соответствует его возрастным
характеристикам. Его голосу свойственно высокое
головное звучание, характерная лёгкость,
«серебристость» тембра, тембральная
насыщенность.
Методы достижения задач проекта:
1. Фонопедические упражнения Емельянова В.В.
- Расширение диапазона;
- Значительное увеличение силы звучания голоса у
каждого ребенка; - Усиление насыщенности звука;
- Полетность;
- Улучшение вибрато;
- Большая певучесть звука;
- Свобода;
- Раскрепощённость певческого звучания и
певческого процесса в целом.
2. Артикуляционная гимнастика по системе
Емельянова В.В. Упражнения на артикуляцию
интересны, доступны, т.к. предполагается
проводить их в игровой форме.
- работа с языком (покусать кончик языка, пожевать
язык попеременно левыми и правыми боковыми
зубами, пощелкать язычком в разной позиции,
вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.); - с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу,
оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное
выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние
зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица
от корней волос до шеи собственными пальцами.
3. Фразировка и дыхание
- Голосоведение;
- Метроритм,темп;
- Тембр;
- Динамика;
- Фразировка.
4. Тренировка слуха
- Распевки;
- Слушание музыкальных произведений;
- Творческое сочинение мелодии;
- Музыкальные викторины.
5. Техника исполнения мелодии
- Применение дирижёрского жеста;
- Гаммовые распевки по руке;
- Сольфеджио;
- Вокализ.
Таким образом, использование системы
специальных упражнений различных игр,
индивидуальная работа – все это позволит
добиться положительных результатов в развитии
певческих навыков у ребенка.
Планируемый результат.
- наличие интереса к вокальному искусству;
стремление к вокально-творческому самовыражению
(пение соло, участие в импровизациях, участие в
музыкально-драматических постановках); - владение некоторыми основами нотной грамоты,
использование голосового аппарата; - проявление навыков вокальной деятельности
(вовремя начинать и заканчивать пение, правильно
вступать, умение петь по фразам, слушать паузы,
правильно выполнять музыкальные, вокальные
ударения, четко и ясно произносить слова –
артикулировать при исполнении); - уметь двигаться под музыку, не бояться сцены,
культура поведения на сцене; - стремление передавать характер песни, умение
исполнять легато, нон легато, правильно
распределять дыхание во фразе, уметь делать
кульминацию во фразе, усовершенствовать свой
голос; - умение исполнять более сложные длительности и
ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный
ритм), а также несложные элементы двухголосия –
подголоски.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольный возраст – самый
благоприятный период для формирования и
развития певческого голоса ребёнка. Однако
процесс этот долгий и кропотливый, требующий от
нас педагогов терпения и бережного отношения.
Певческий голос – это природный «музыкальный
инструмент», на котором следует «научиться
играть». И если основы певческой грамоты ребёнок
усваивает в дошкольном возрасте с помощью
компетентного педагога, то надёжный фундамент
певческой культуры заложен.
Предложенные методы работы позволят ребёнку
раскрыть возможности своего голоса, а значит
сказать самому себе: «Я могу!», «Я пою».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск:
«Полиграфмаркет», 1998.
2. Голубев П.В. Советы молодым
педагогам-вокалистам. – М.: Государственное
музыкальное издательство, 1963.
3. Емельянов Е.В. Развитие голоса.
Координация и тренинг, 5-изд., стер. – СПб.:
Издательство «Лань»; Издательство «Планета
музыки», 2007.
4. Андрианова Н.З. Особенности методики
преподавания эстрадного пения.
Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
5. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты
вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е
– Ростов н/Д: Феникс, 2007.
6. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс
развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.:
АСТ; Астрель, 2007.
7. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж.
Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.
8. Орлова Т.М., Бекина С.М. »Учите детей петь.
Песни и упражнения для развития голоса у детей 6
– 7 лет» М., 1988 г.
9. Уроки фольклора в детском саду. /Сост. Боронина
Е.Г, ред. Щуров В.М. – Красноярск, 1994. – 28 с.
10. Развитие творческих способностей одаренных
детей в музыкально-театрализованной
деятельности. Автор: Фесенко И.Ю.
11. www.demchenkoalbina.narod.ru
Приложение 1
Источник
ВВЕДЕНИЕ
Бог дал нам музыку, чтобы мы, прежде всего, влеклись ею ввысь…
Ницше Ф.
Музыкальное воспитание в дошкольном учреждении целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное. Музыкальное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Она способствует его интеллектуальному развитию, участвует в процессе общения, активизирует все психические качества, составляющие личность, повышает познавательную активность, влияет на физическое развитие.
В чем же особая роль музыкального воспитания? В том, чтобы развить музыкальные способности, сформировать у ребенка эстетические потребности. Это все очень важно. Но есть еще важная проблема – это развитие творческого воображения, возможности влиять на внутренние и психические процессы детей.
Сегодня современная цивилизация вплотную подошла к главной проблеме своего эволюционного развития – проблемы расширения сознания, развитие эмоционального интеллекта, раскрытия потенциальных способностей, которые даны человеку от природы.
Проблема работы с талантливыми и одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе музыкального воспитания.
Чудесный и загадочный мир, завораживающий своей величественной красотой, веселыми переливами – такой предстает перед ребенком музыка.
Детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы.
Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Невероятно важно, чтобы дар ребенка был сразу же замечен, оценен. Ребенок должен почувствовать, что его талант важен для всех. Одаренный ребенок может хорошо себя чувствовать лишь в том случае, если его талант востребован. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Индивидуальные занятия воспринимаются ими как награда, а не как дополнительная нагрузка. Я знаю своих воспитанников и могу различить их по тем или иным качествам, знаю, кто из детей больше любит участвовать в инсценировках, а кто – солировать в песне или танце, и у кого из детей это получается лучше.
Для выявления музыкально-одаренных детей в своей педагогической практике я использую технологию педагогического наблюдения.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. В связи с этим исследования природы одаренности и таланта, разработка научных методов их диагностики и программ развития должны занимать подобающее им место в системе образования.
Структура музыкальной одаренности включает в себя систему ярко выраженных музыкальных способностей в сочетании с достаточно высоким интеллектом и рядом индивидуально-личностных качеств. Музыкально одаренные дошкольники часто оказываются художественно одаренными вообще, проявляя способности к изобразительной, литературной и другим видам художественной деятельности.
Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности.
Для таких детей обучение должно быть особое, индивидуальное, направленное на развитие их потенциала, оно не должно ограничивать возможности их развития. Отсюда вытекает актуальная проблема общественного характера: создание условий для сохранения и развития одаренности, начиная с детского возраста.
МОДЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ
Мною была разработана программа, в которой речь пойдёт о ребёнке, наделённом музыкальными способностями, любящем музыку, и желающем научиться красиво петь. План работы был составлен на основе результатов диагностики музыкальных способностей ребёнка, а именно пения (диаграмма прилагается).
Задачи проекта:
- Создание оптимальных условий для развития вокальных данных на основе знания индивидуальных особенностей ребенка, его способностей, склонностей и потребностей;
- Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать. Творческое воображение.
- Помочь ребенку овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.
Для реализации данных задач я подготовила и провела комплекс мероприятий, таких как:
— приобрела: зеркало, дидактический материал по распевкам, материал для мультимедийной техники;
— изучила: фонопедические упражнения В. Емельянова, которые позволят расширить диапазон, значительно увеличить силу звучания голоса, усилить насыщенность звука, полётность, свободу и раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом; авторскую методику «Осознанного резонансного пения» Демченко А.Д.
— провела диагностику;
— подобрала музыкальный репертуар ( распевки для подготовки артикуляционного аппарата, распевки по тренировке правильного дыхания и распевки для высоты звука и увеличения диапазона звука);
— применяла метод дирижёрского жеста для выработки и хорошего запаса дыхания, правильного пения и технического исполнения мелодии,
— использовала упражнения – звукоподражания (шум леса – звук «Ш», жужжание пчелы – звук «Ж» и др.)
— совместно с логопедом проводила работу по развитию и укреплению артикуляционного аппарата и по устранению и коррекции дефектов речи.
— совместно с психологом проводили работу по коррекции психоэмоционального состояния (тревожности, страхов и коррекции межличностных внутрисемейных отношений).
— совместно с воспитателями наблюдали и выделяли проявление музыкальных способностей, создавали и поддерживали положительный эмоциональный настрой.
— совместно с родителями расширяли музыкальный кругозор ребёнка (походы в театр, прослушивание аудиозаписей исполнителей вокального жанра, привлечение к участию в конкурсных программах по вокалу).
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЁНКА
Ульяна посещает подготовительную группу детского сада, начиная с первой младшей группы. Адаптационный период протекал без осложнений. Девочка старательная, активная, добросовестная, общительная, пользуется авторитетом у детей, обладает артистическими способностями, очень любит петь и танцевать, декламировать стихи.
Уважительна, вежлива и приветлива ко взрослым, обладает основами культуры поведения, дружеских взаимоотношений.
Ульяна всегда опрятна, родители следят за её внешним видом. Девочка бережно относится к вещам и игрушкам, использует их по назначению. Физическое развитие удовлетворительное, имеет хорошие результаты. Ульяна владеет диалогической и монологической речью, хорошо рассказывает и пересказывает. На занятиях усидчива, инициативу проявляет редко, но внимательно слушает воспитателя, рассуждает и анализирует. Программный материал усваивает хорошо по всем видам деятельности. Достаточно хорошо развито мышление, творческое начало, воображение. Ульяна трудолюбива, с охотой выполняет трудовые поручения, ей нравится все новое и необычное. Вне занятий предпочитает игры в кругу друзей. По характеру в группе Ульяна жизнерадостна, эмоциональна, любознательна, активная участница всех праздничных выступлений. Воспитывается в доброй, заботливой семейной атмосфере, творческой семье, любящая дочь и сестра. Родители принимают активное участие в воспитании дочери, общественной жизни группы и садика, участвуют в утренниках, исполняют различные роли. Родители прилагают все усилия, чтобы их ребёнок не ограничивал себя посещением детского сада и домашним окружением, часто посещают театры, музыкальные постановки, кукольные театры, выступления детских коллективов, цирка.
ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Ульяна – музыкально одарённый ребенок. С большим интересом занимается на музыкальных занятиях, всегда принимает активное участие в проводимых детским садом праздниках, утренниках и развлечениях, обладая хорошей памятью способна запоминать большие роли, которые она в дальнейшем очень артистично воспроизводит. Также проявляет живой интерес к игре на музыкальных инструментах. У неё отличные вокальные данные. Диапазон её голоса не соответствует её возрастным характеристикам. Её голосу свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, «серебристость» тембра, тембральная насыщенность.
Методы достижения задач проекта:
1. Фонопедические упражнения Емельянова В.В.
- Расширение диапазона;
- Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка;
- Усиление насыщенности звука;
- Полетность;
- Улучшение вибрато;
- Большая певучесть звука;
- Свобода;
- Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.
2. Артикуляционная гимнастика по системе Емельянова В.В. Упражнения на артикуляцию интересны, доступны, т.к. предполагается проводить их в игровой форме.
- работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
- с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
3. Фразировка и дыхание
- Голосоведение;
- Метроритм,темп;
- Тембр;
- Динамика;
- Фразировка.
4. Тренировка слуха
- Распевки;
- Слушание музыкальных произведений;
- Творческое сочинение мелодии;
- Музыкальные викторины.
5. Техника исполнения мелодии
- Применение дирижёрского жеста;
- Гаммовые распевки по руке;
- Сольфеджио;
- Вокализ.
Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа – все это позволит добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у ребенка.
Планируемый результат.
- наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
- владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
- проявление навыков вокальной деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
- уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
- стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
- умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса ребёнка. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от нас педагогов терпения и бережного отношения.
Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть». И если основы певческой грамоты ребёнок усваивает в дошкольном возрасте с помощью компетентного педагога, то надёжный фундамент певческой культуры заложен.
Предложенные методы работы позволят ребёнку раскрыть возможности своего голоса, а значит сказать самому себе: «Я могу!», «Я пою».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Журавленко Н.И.Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998.
- Голубев П.В.Советы молодым педагогам-вокалистам. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
- Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5-изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
- Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
- Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
- Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.
- Орлова Т.М., Бекина С.М. »Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет» М., 1988 г.
- Уроки фольклора в детском саду. /Сост. Боронина Е.Г, ред. Щуров В.М. – Красноярск, 1994. – 28 с.
- Развитие творческих способностей одаренных детей в музыкально-театрализованной деятельности. Автор: Фесенко И.Ю.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностика по А.И.Савинкович
- проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;
- чутко реагирует на характер и настроение музыки;
- хорошо поет;
- вкладывает много энергии, чувств в игру на музыкально-шумовом инструменте, в песню или танец;
- любит музыкальные записи;
- стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;
- нравится играть на каком-нибудь инструменте;
- в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;
- сочиняет собственные оригинальные мелодии.
ИНТОНАЦИОННО-ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
по Емельянову В. В.:
Первое упражнение. Состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в определенной последовательности. Необходимо обращать внимание на прекращение звука, чтобы не происходило дополнительного озвученного выброса воздуха («В-в-в-ы», «3-з-з-ы»).
Второе упражнение. Последовательность гласных, которые произносятся без видимых движение губ и челюстей. Для детей это упражнение называется «Страшная сказка», так как последовательность гласных звуков можно рассматривать как псевдослова, которые складываются в псевдо-фразы.
Третье упражнение. Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей «Вопрос — ответ»).
Четвертое упражнение. Исходное положение: мышцы лица расслаблены, Это связано с включением расслабляющего регистра голоса, не имеющего фиксированной звуковысотности (в немецкой терминологии — «штро — бас»). Упражнение состоит в переходе от штро-баса к грудному голосу на разных последовательностях гласных и затем, в соединении в одном движении трех регистров: штро-баса, грудного и фальцетного.
Пятое упражнение. Обратное предыдущему. В грудном регистре гласные переводятся одна в другую в установленной последовательности с переходом в штро-бас.
Шестое упражнение. Является тренировочным материалом для соединения навыка перехода из грудного в фальцетный регистр и обратно с произношением согласных.
Седьмое упражнение. Аналогично предыдущему с включением звонких согласных.
Восьмое упражнение. Кроме появления в контексте упражнения сонорных согласных и уже знакомого штро-баса, упражнение исполняется еще с двумя приемами: издавание звука одновременно с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые трубочкою губы и имитацией звука «Р» вибрацией губ. Упражнение исполняется только в грудном регистре.
Основная цель упражнений — активизация фонационного выдоха, т.е. связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от обычного речевого.
План музыкального развития
вокальных данных воспитанника Агарковой Ульяны
Основные направления развития ребёнка | Формы, приёмы и методы работы | Предполагаемый результат | сроки |
Способствовать развитию у ребенка выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. |
| Выступление на различных мероприятиях районного, городского и всероссийского уровня. | В течение 1 года |
Календарно-тематическое планирование на 2015-2016 учебный год
№ | месяц | тема | Музыкальный репертуар |
1. | сентябрь | — введение, знакомство с голосовым аппаратом; — использование певческих навыков; — знакомство с различной манерой пения; — вокальные навыки. |
|
2. | Октябрь | — певческая позиция; — использование элементов ритмики; — артикуляция и дыхание; — осенние песни. Выступление на осеннем празднике |
|
3. | Ноябрь | — вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве; — детский фольклор; — раскрепощение певца; — весёлый калейдоскоп. |
|
4. | Декабрь | — формы и жанры вокальной музыки; — детские песни в исполнении эстрадных певцов; — песни о зиме. Выступление на новогоднем утреннике |
|
5. | Январь | — «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку»; — «Улыбка-это здорово!» |
|
6. | Февраль | — «Волшебная страна звуков»; — «Добрым быть совсем не просто…»; Выступление на празднике, посвящённому дню защитника отечества |
|
7. | Март | — детский фольклор; Выступление на празднике «масленица», 8 марта |
|
8. | Апрель | — «Настроение нежности и веселья»; — «Музыкальная прогулка»; |
|
9. | май | — «Краски музыки и голоса»; — «Необычные звуки и голоса»; Выступление на выпускном празднике, открытом городском конкурсе детского творчества «Воронежские самоцветики» |
|
Диаграмма
Уровень вокальных способностей воспитанника
подготовительной группы Агарковой Ульяны
2014-2015 учебный год
баллы | |
начало года | 9 |
середина года | 12 |
конец года | 15 |
Шкала баллов:
Ниже среднего — от 1 до 5
Средний – от 5 до 10
Высокий – от 10 до 20
Источник