Программа обследования психического развития ребенка
Условия проведения психологического
наблюдения, эксперимента, беседы,
тестирования, анализа результатов
деятельности обследуемого ребенка
могут в разной степени способствовать
адекватности получаемых результатов,
что, в свою очередь, может отразиться
и на интерпретации полученных данных.
Среди конкретных условий, которые
следует учитывать психологу, могут
быть особенности личности испытуемого
и внешние условия опыта. Условиями,
характеризующими особенности личности,
являются возраст и пол испытуемого,
его мотивы, установки, позиции, привычки,
характер, темперамент. При этом нужно
чрезвычайно внимательно отнестись к
состоянию здоровья, различным
психосоматическим, физиологическим
нарушениям, нарушениям в развитии.
Среди условий, характеризующих личность
самого испытуемого, не все являются
одинаково рядоположенными. Одни из них
устойчивы. Это такие психологические
качества личности, как характер,
мотивы, установки, знания, привычки,
умения. Другие особенности личности
(и на это нужно обратить особое внимание)
крайне подвижны, ситуативны, изменчивы.
Это эмоциональные, интеллектуальные
и волевые психические состояния
человека. Умение психолога уловить,
понять состояние ребенка, настроиться
на «волну» доброжелательности,
заинтересованности в общении
способствует адекватности получения
сведений о психологических особенностях
детей.
Наряду с этим психологу необходимо
проследить за внешними условиями, в
которых проводится психологическое
обследование. Внешние условия (освещение,
тишина, вентиляция, мебель, оснащение
помещения, личность самого психолога)
не должны затруднять выполнение
предлагаемых ребенку заданий,
вызывать стойкий отрицательный
рефлекс на необычную для ребенка
атмосферу поведения, общения с
психологом или предлагаемого действия.
Еще до начала обследования нужно дать
ребенку привыкнуть к окружению,
«обыграть» его как «естественное».
Программа обследования психического развития ребенка
Психологическое обследование ребенка
предполагает:
выявление
особенностей его психического развития;установление
нарушений психического развития;определение
личностных нарушений поведения,
системы отношений к учебной
деятельности и самому себе;выявление
сохранных, потенциальных и компенсаторных
возможностей ребенка;установление
отношения к нормам поведения и
ценностным ориентациям, различий
в отношении к товарищам;определение
оптимальных условий обучения, развития,
социальной адаптации.
Предлагаемая программа дифференциальной
диагностики нарушений психического
развития ребенка является примерной.
Она может быть изменена в зависимости
от возраста ребенка, его индивидуальных
особенностей и характера нарушений.
Схема обследования
I. Общие сведения о ребенке и его семье
Фамилия, имя,
отчество ребенка
Год рождения
(возраст)
Посещение группы
детского сада или класса школы
II. Особенности
психического развития ребенка
1. Особенности внимания ребенка.
Устойчивость, концентрация,
распределяемость, переключаемость.
Рассеянность и ее причины. Внимание и
работоспособность.
2. Особенности
восприятия и наблюдений. Запоминание
(темп, объем), сохранение (прочность,
длительность), узнавание (известного
в новом). Воспроизведение: воспроизводящее,
опознающее, облегчающее (полнота,
точность, последовательность). Забывание
(частичное, глубокое, ситуативное).
3. Вид памяти
(зрительная, слуховая, моторная,
смешанная).
Уровни памяти
(механическая, смысловая, логическая).
Нарушения памяти.
4. Особенности
мышления. Протекание мыслительного
процесса. Состояние темпа, активности,
последовательности, доказательности
и критичности суждения.
Установление
причинно-следственных зависимостей и
функциональных связей.
Затруднения в
протекании мыслительных операций
(анализа, синтеза, аналогии, сравнения,
абстракции, обобщения, классификации).
Затруднения в
построении выводов, обобщений,
умозаключений.
Особенности
усвоения понятий (дифференцированность,
подмена понятий, выделение существенных
признаков, формирование определений).
Состояние видов
мыслительной деятельности:
наглядно-действенное, наглядно-образное,
понятийное мышление. Творческое и
репродуктивное мышление.
Нарушение мышления.
III. Обследование
личностных особенностей
1. Особенности
чувств, эмоций, воли. Протекание
эмоционального процесса. Нарушения
эмоций, склонность к аффектным вспышкам,
депрессии, эмоциональной неадекватности.
Нарушения высших чувств.
Протекание волевого
процесса. Соотношения эмоций и воли.
Нарушения в
развитии воли, упрямство, легкая
внушаемость, податливость, капризы,
негативизм, импульсивность, развязность.
2. Личность и
поведение. Интересы, потребности,
идеалы, убеждения личности. Позиция
личности.
Характер в системе
взаимоотношений личности. Нарушения
в общении личности. Характер и темперамент.
Нарушения в
поведений и характере личности:
замкнутость., аутизм, самолюбие,
чрезмерная обидчивость, эгоизм.
Завышенный уровень притязаний. Грубые
нарушения в общении и поведении.
3. Деятельность
личности. Развитие потенциальных
возможностей в деятельности.
Сензитивность возрастных периодов
и ведущий вид деятельности. Мотивы
различных видов деятельности: игровой,
учебной, трудовой.
Развитие
потенциальных возможностей личности
в деятельности.
Нарушение
работоспособности, отношений к
деятельности, утомляемость.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Программа обследования психического развития ребёнка
Психологическое обследование предполагает:
— выявление особенностей его психического развития;
— определение личностных нарушений поведения, системы отношений к учебной деятельности и самому себе;
— выявление сохранных, потенциальных и компенсаторных возможностей ребёнка;
— установление отношения к нормам поведения и ценностным ориентациям, различий в отношениях к товарищам;
— определение оптимальных условий обучения, развития, социальной адаптации.
Схема психологического обследования ребёнка
Общие сведения о ребёнке и его семье
Фамилия, имя, отчество ребёнка
Год рождения (возраст)
Образовательное учреждение
Особенности психического развития ребёнка
Особенности внимания ребёнка. Устойчивость, концентрация, распределяемость, переключаемость. Отвлечение и колебания внимания. Рассеянность и её причины. Внимание и работоспособность.
Особенности восприятия, наблюдений, памяти . Запоминание (темп, объём), сохранение (прочность, длительность), узнавание (известного в новом). Воспроизведение: воспроизводящее, опознающее, облегчающее (полнота, точность, последовательность). Забывание (частичное, глубокое, ситуативное).
Вид памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная).
Уровни памяти (механическая, смысловая, логическая).
Нарушения памяти.
Особенности мышления. Протекание мыслительного процесса. Состояние темпа, активности, последовательности, доказательности и критичности суждения.
Установление причинно-следственных зависимостей и функциональных связей.
Затруднения в протекании мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии, сравнения, абстракции, обобщения, классификации).
Затруднения в построении выводов, обобщений, умозаключений.
Особенности усвоения понятий (дифференцированность, подмена понятий, выделение существенных признаков, формирование определений).
Состояние видов мыслительной деятельности: наглядно-действенное, наглядно-образное, понятийное мышление. Творческое и репродуктивное мышление.
Нарушение мышления.
Обследование личностных особенностей
Особенности чувств, эмоций, воли. Протекание эмоционального процесса. Нарушения эмоций, склонность к аффективным вспышкам, депрессии, эмоциональной неадекватности. Нарушения высших чувств. Протекание волевого процесса. Соотношения эмоций и воли. Нарушения в развитии воли, упрямство, лёгкая внушаемость, податливость, капризы, негативизм, импульсивность, развязность.
Личность и поведение. Интересы, потребности, идеалы, убеждения личности. Позиция личности.
Характер в системе взаимоотношений личности. Характер и темперамент.
Нарушения в поведении и характере личности: замкнутость, аутизм, самолюбие, чрезмерная обидчивость, эгоизм. Завышенный уровень притязаний. Грубые нарушения в общении и поведении.
Деятельность личности. Развитие потенциальных возможностей в деятельности. Сензитивность возрастных периодов и ведущий вид деятельности. Мотивы различных видов деятельности: игровой, учебной, трудовой.
Развитие потенциальных возможностей личности в деятельности
Нарушение работоспособности, отношения к деятельности, утомляемость.
Заключение
Рекомендации
Перечень методик, применяемых в психологическом обследовании развития детей в ОУ
Методики для исследования внимания и сенсомоторных реакций
Корректурная проба.
Счёт по Крепелину.
Отыскивание чисел по таблицам Шульте.
Пробы на переключение внимания с помощью модификации таблиц Шульте («Красно-чёрная таблица»).
Методики для исследования восприятия
Методика «Компасы».
Методика «Часы».
Методика изучения восприятия времени.
Методики для исследования памяти
Тест зрительной и слуховой памяти.
Пробы на запоминание:
— пробы на запоминание искусственных звукосочетаний;
— пробы на запоминание 10 слов;
— пробы на ассоциативную память.
3. Метод пиктограмм (по А.Р. Лурия).
Методики для исследования уровня и течения мыслительных процессов
Понимание рассказов.
Понимание сюжетных картин.
Установление последовательности событий.
Классификация.
Исключение.
Выделение существенных признаков.
Образование аналогий.
Выделение закономерностей.
Определение и сравнение понятий.
Понимание переносного смысла пословиц и метафор.
Пиктограммы.
Подбор слов-антонимов.
Психометрические методы исследования интеллекта
Методика Векслера.
Таблицы Равена.
Методики для исследования личностных особенностей
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.
Личностные опросники (Айзенк, Кеттел, Шмишек, Кейрси, Личко, Русалов, Басса-Дарки).
Шкалы оценки тревожности Спилбергера, Тейлор.
Опросник САН.
Проективные методики исследования личности
ТАТ.
Тест фрустрации Розенцвейга.
Метод незаконченных предложений.
«Дом, дерево, человек».
«Несуществующее животное».
«Рисунок семьи».
«Автопортрет».
Цветовой тест Люшера.
Методы профдиагностики
Методика «Мотивы выбора профессии».
Тест Голланда по определению типа личности.
ДДО «Я предпочту».
Опросник профессиональных предпочтений.
Карта интересов.
Источник
Проблема психологической диагностики и сопровождения детей – инвалидов является предметом исследования многих специалистов. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, общении, обучении, трудностями в самообслуживании. Освоению детьми инвалидами социального опыта, вхождению их в систему общественных отношений помогают специальные центры по реабилитации, специальные программы, учебные заведения.
Цель психолого-педагогического сопровождения семьи – помочь детям с ограниченными возможностями найти свое место в жизни, занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности. Цель диагностической работы — это выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-педагогической помощи.
Пояснительная записка:
В наше время диагностика необходима для полноценной работы психолога с детьми. В разных жизненных сферах и видах деятельности возникают практические задачи, успешность решения которых зависит от учета индивидуальных или групповых психологических особенностей детей. Так, в практике проведения реабилитационной работы необходимо выявление психологических особенностей детей для осуществления индивидуального подхода к ним. Создание нормального социально-психологического климата зачастую невозможно без анализа личностных качеств. Учет индивидуально-психологических особенностей детей необходим для повышения эффективности психологической деятельности.
В психологической помощи нуждаются индивиды, оказавшиеся в ситуации объективного или субъективного неблагополучия (т. е. переживания недовольства собой, окружающими, своими отношениями с ними, оказавшись в трудной жизненной ситуации, жизнью в целом).
Таким образом, в работе психолога психодиагностика занимает важнейшее место. Любые совет, консультация, рекомендация возможны только при предварительном анализе личности консультируемого в свете тех проблем, которые его волнуют. Не менее важна психологическая диагностика и для успешности других видов практической помощи — психотерапии, тренинговых воздействий, коррекционно-развивающей работы и др. Вся работа психолога должна быть индивидуализирована, т. е. опираться на всесторонний и глубокий анализ личности и индивидуальных особенностей клиента.
Срок реализации программы:
— первичная диагностика — в течение 4 занятий с момента зачисления в центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов;
— вторичная (уточняющая) диагностика – в период срока реабилитации в центре (4 занятия);
— итоговая диагностика– по завершению программы реабилитации
(4 занятия).
Целевая группа: программа рассчитана на детей с ОВЗ в возрасте от 5 до 15 лет и их родителей (законных представителей).
Цель программы: психологическое изучение несовершеннолетнего, выявление его индивидуально-психологических особенностей, особенностей взаимодействия ребенка с окружающими людьми, изучение взаимоотношений в семье.
Задачи:
— определение уровня развития познавательных процессов несовершеннолетних;
— выявление стиля воспитания ребенка, сложности в воспитании;
— определение личностных особенностей, эмоционального состояния несовершеннолетнего;
— определение межличностных отношений несовершеннолетнего в семье;
— оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам, оценка эмоционального отношения к сверстникам;
— изучение общих способностей, вербально — логического мышления, определение объема внимания и его концентрации, особенности памяти, определение понимания логических связей и отношений между понятиями;
— уровень самооценки, тревожности, агрессивности, мотивация учения, процесс адаптации ребенка в социуме;
— оценка общей осведомленности и запас бытовых и социально – средовых знаний и навыков;
Для того чтобы результаты диагностики не были искажены, психологу нужно принимать во внимание:
– физическое развитие и состояние ребенка;
– психофизиологические особенности его возраста;
– динамику физического развития (анамнез);
– состояние слуха, зрения;
– особенности развития двигательной сферы;
– нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений; параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);
– координацию движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезии, навязчивых движений);
– особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, переключаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу занятия или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль).
Этапы реализации программы.
• подготовка к диагностической процедуре;
• проведение психологической диагностики;
• анализ результатов.
Ожидаемые результаты: — определение уровня развития познавательных процессов несовершеннолетних;
— выявление стиля воспитания ребенка, сложности в воспитании;
— определение личностных особенностей, эмоционального состояния несовершеннолетнего;
— определение межличностных отношений несовершеннолетнего в семье;
— оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам, оценка эмоционального отношения к сверстникам;
— изучение общих способностей, вербально — логического мышления, определение объема внимания и его концентрации, особенности памяти, определение понимания логических связей и отношений между понятиями;
— уровень самооценки, тревожности, агрессивности, мотивация учения, процесс адаптации ребенка к школе;
— оценка общей осведомленности и запас бытовых и социально – средовых знаний и навыков;
Содержание программы:
Ι этап: Подготовительный.
— сбор данных о несовершеннолетнем, его семье и ближайшем окружении;
— изучение личного дела;
— подбор диагностических методик.
ΙΙ этап: Диагностический.
1 блок: Социальная ситуация развития.
Цель: психологическое изучение несовершеннолетнего, выявление его индивидуально — психологических особенностей, особенностей взаимодействия ребенка с окружающими людьми, изучение взаимоотношений в семье.
1.1. Сфера воспитания:
Цель: выявление стиля семейного воспитания ребенка, сложности в воспитании.
Диагностируемые параметры | Возраст несовершеннолетнего | Методики |
Тип семейного воспитания (эмоциональная близость, взаимоотношения между членами семьи, слепое обожание, заботливость, равноправие, отчуждённость, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность и т.д.). Родительское отношение Сложности в воспитании | Взрослым Взрослым Взрослым | «Стиль семейного воспитания» Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) Анкета для родителей «Проблемы поведения в школьном возрасте» |
1.2. Межличностное взаимодействие:
Цель: оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам, оценка эмоционального отношения к сверстникам.
Диагностируемые параметры | Возраст несовершеннолетнего | Методики |
Взаимоотношения ребенка с взрослыми, членами семьи. Взаимоотношения со сверстниками | От 7 лет до 15лет От 7 лет до 15 лет | Цветовой тест Люшера «Рисунок семьи» Цветовой тест Люшера Цветовой тест отношений |
2 блок: Изучение индивидуальных особенностей личности несовершеннолетнего.
Цель: психологическое изучение несовершеннолетнего, выявление его индивидуально — психологических особенностей.
2.1.Интеллектуальная сфера, познавательные процессы:
Цель: изучение общих способностей, вербально — логического мышления, определение объема внимания и его концентрации, особенности памяти, определение понимания логических связей и отношений между понятиями.
Диагностируемые параметры | Возраст несовершеннолетнего | Методики |
Мышление Внимание Память Интеллектуальные особенности Особенности восприятия | От 5 лет до 10лет От 6 лет до 14 лет От 5 лет до 15 лет От 5 лет до 15 лет От 5 лет до 15 лет От 7 лет до 15 лет От 5 лет до10 лет От 8 лет | Методика «Исключение слов»; сюжетно-логические задачи. Методика «Простые аналогии». Методика «Исключение лишнего» Методика «Корректурная проба» «Графический узор» «Тест Пьерона-Рузера» «Лабиринт» Методика «10 слов» ( А.Р. Лурия) «Определение типа памяти» «Нарисуй человека» «7 типов интеллекта» «Узнай фигуры» «Почтовый ящик» «Домик» |
2.2. Эмоционально-личностные характеристики:
Цель: уровень самооценки, тревожности, агрессивности, мотивация учения, процесс адаптации ребенка к школе.
Диагностируемые параметры | Возраст несовершеннолетнего | Методики |
Самооценка Тревожность Эмоциональное состояние Интересы Мотивация Поведение (агрессивность, произвольность) Потребности Особенности адаптации к школе. | 7 лет От 11 лет до 14 лет От 15 лет От 7 лет до 10 лет От 11 лет до 15 лет От 7 лет до 15 лет. От 11 до 15 лет От 7 лет до 10 лет От 11 лет до 14 лет От 15 лет От 7 лет до 10 лет От 7 лет до 15 лет От 7 лет до 15 лет От 7 лет до 10лет | Тест «Лесенка» (В.Г. Щур) «Дом Дерево Человек» Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Казанцевой Г.Н.) Методика «Изучение самооценки личности старшеклассника» Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан) Шкала личностной тревожности (А. М. Прихожан) Цветовой тест Люшера Анкета «Мои интересы» Тест А.Л. Венгера «Мотивационная готовность» (для уч.1 кл.). Опросник «Учебная мотивация школьников» Методика «Учебная мотивация» (Н.В Елфимова) Методика “Мотивация учебной деятельности: уровни и типы» ( Домбровская И.С.) Тест «Уровень агрессивности ребенка» (для родителей учащихся начальной школы) «Кактус», «Несуществующее животное» Тест эмоций (тест Басса -Дарки в модификации Г.В.Резапкиной) Опросник Р. Кеттела (уточняющая) Методика изучения потребности общения и потребности достижения Методика Нежновой «Беседа о школе», проективная методика «Школа зверей» |
2.3. Общая осведомленность и запас бытовых и социально-средовых знаний и навыков.
Цель: оценка общей осведомленности и запас бытовых и социально-средовых знаний и навыков.
Диагностируемые параметры | Возраст несовершеннолетнего | Методики |
Общая осведомленность и запас бытовых и социально-средовых знаний и навыков | От 5 лет до 10 лет | Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний |
3.2. Нарушения в поведении
Цель: выявление нарушений в поведении.
Диагностируемые параметры | Возраст несовершеннолетнего | Методики |
Нарушение поведения | От 12 лет до 15 лет | 1. Проективные методики; 2. Опросник Шмишека; 3. 16 – факторный тест Кеттела; |
ΙΙΙ этап: Аналитический
Цель: анализ диагностических данных.
- Интерпретация данных;
- Анализ данных;
- На основе данных анализа, психолог делает вывод о том, как строить дальнейшую реабилитационную деятельность, как детьми, так и с их родителями.
Для итоговой диагностики используются те же методики, которые применялись при первичной диагностике.
Список литературы:
1. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития- М.: Школьная Пресса,2006.
2. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития.Изд. 2-е испр./ Н.Л.Белопольская –
М: Когито-центр, 2009.
3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.,1997.
4. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе/ М.Р. Битянова,
Т.З. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. – М.: Издательство «Совершенство»,1998.
5. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты М.: Владос, 2003
6.Венгер А.Л. Психологическая готовность к обучению в школе / Венгер А.Л.// Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника.- М.,1985. С. 27-39.
7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И.Гуткина.-М.; Комтекс-Центр, 1993.
8. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под. Ред. Шевченко. М.: АРКТИ, 2001.
9. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973
10. Екжанова Е.А. Методика исследования готовности к школьному обучению и технология ее применения. М., Министерство образования и науки РФ, 2012.
11. Ильина М.Н. Подготовка к школе (развивающие упражнения и тесты). СПб., 1998.
12. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. СПб., 1997.
13. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. СПб., 2006.
14. Психолого — педагогическая диагностика/ под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной – М. : Академия, 2003.
15. Психолого- педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / под ред. Е.А. Стребелевой – М.
16. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.,2000.
17. Семенович А.В., Умрихин С.О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. Методические рекомендации к нейропсихологической диагностике. М., 1998.
18. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина. – М. : Владос, 2008.
19. Эльконин Д.Б. Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи// Психодиагностика в школе. Таллин.1980.
Санкт- Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения
«Центр социальной реабилитации инвалидов и детей – инвалидов Пушкинского района»
Программа психологической диагностики детей дошкольного и школьного возраста
СПб ГБУ СОН «ЦСРИиДИ Пушкинского района»
Социально-реабилитационное отделение
Возраст от 5 до 15 лет
Срок реализации 12 занятий
Составитель:
Берлянчик О.С.
Должность: психолог
Санкт-Петербург
2017
Источник