Программа нравственное развитие личности ребенка

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Свердловской области

«Екатеринбургская школа – интернат №11»,

реализующая основные общеобразовательные адаптированные программы

Программа

нравственного воспитания

                          Выполнили:

                                               Воспитатель Бойко В.М.

                                                                       Воспитатель I категории Ланских О.Э.

Екатеринбург 2017

Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Цель и задачи программы
  3. Формы и методы работы
  4. Планируемые результаты
  5. Нормативно – правовое обеспечение реализации программы
  6. Содержание программы
  7. Календарно – тематическое планирование

1. Пояснительная записка.

         Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствование человека волновали общество всегда и во все времена. Нравственная невоспитанность, с которой встретилось наше общество в результате так называемых «реформ» оказывает негативное воздействие прежде всего на детей и подростков не обладающих определенной культурой.

         В связи с этим одним из наиболее актуальных направлений воспитательной деятельности является нравственное воспитание обучающихся. Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции — сложный педагогический процесс.

        Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как moralis — мораль. «Нравы» — это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении. Л. А. Григорович дал следующее объяснение: «нравственность — это личная характеристика человека, объясняющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм».

       Нравственное воспитание является основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности. Нравственное воспитание — процесс, направленный на формирование у личности нравственный отношений к Родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, чтобы нормы нравственности стали привычной формой его поведения в повседневной жизни и деятельности.

       Работа в коррекционной школе имеет свои особенности. Обучающиеся школы-интерната испытывают затруднения в формировании морально-этических понятий, в становлении оценки и самооценки, социально-значимых черт личности.

       Решение проблемы межличностных отношений и нравственного воспитания осложняется также отсутствием сотрудничества со стороны семьи, так как значительная часть учащихся составляют дети из дисфункциональных  семей.

    А ведь именно в семье закладываются поведенческие основы ребенка: доброта, любовь, совесть, уважение к окружающим. Основная ответственность за судьбу ребенка ложится на плечи педагогов и воспитателей. А поскольку формирование правильного отношения к главным человеческим ценностям составляет суть нравственного воспитания, возникла необходимость разработки целевой программы, которая направлена на привитие хороших манер и правил поведения в обществе.

        Программа состоит из 6 блоков:

  1. Школьный этикет
  2. Правила общения
  3. Культура внешнего вида
  4. Внешкольный этикет
  5. Счастье семьи
  6. Моя малая родина

2. Цель и задачи программы.

      Цель:

      Формирование нравственных качеств личности у обучающихся с ОВЗ.

 Задачи программы:

1. Обучение практическим приемам поведения в различных жизненных ситуациях на основе нравственности;

2. Формирование нравственных мотивов и привычек, ценностного отношения к этическим нормам жизни, культуры поведения, повышения уровня воспитанности обучающихся;

3. Воспитание нравственных качеств путем ознакомления с правилами нравственного поведения, анализа нравственных ситуаций; обогащение эмоционального мира обучающихся нравственными переживаниями и формирование у них нравственных чувств.

3. Методы и формы работы

  • Воспитательные коррекционные занятия;
  • Тренинги;
  • Дискуссии;
  • Беседы;
  • Ролевые игры;
  • Театрализованные представления;
  • Экскурсии, целевые прогулки;
  • Конкурсы;
  • Викторины;
  • Проведение совместных праздников и мероприятий;
  • Просмотр слайдов;
  • Воспитательные спортивные мероприятия;
  • Организация выставок , поделок;

Основные способы педагогического воздействия на обучающихся в учебно – воспитательной деятельности и повседневной жизни.

Приучение. Детям дается определенный образец поведения, например, за столом, во время трудовой деятельности, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать. Но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

Упражнение. Многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взять ложку и вилку в руки, правильно завязать шнурки, застегнуть пуговицы. Следует  добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.

Воспитывающие ситуации. Создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором.

Поощрение. Проводиться различными способами, активизирует детей к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

Пример для подражания. Является своеобразным наглядным образом и необходимым ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.

Разнообразие словесный методов. Помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

Разъяснение. Необходимо не только показать рассказ, но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

Совместный коллективный труд (уборка комнат, территории, посадка деревьев) — метод организации деятельности, который носит общественно – полезный характер.

 4. Планируемые результаты

  • Сформированы     духовно-нравственные    ориентиры     у воспитанников;
  • Знают такие ценности как: милосердие, сострадание, правдолюбие,  доброта  и терпимость;
  • Сформировано толерантное отношение к другим людям как важнейший компонент своей жизненной позиции;
  • Развита эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • Осознают ценность человеческой жизни;
  • Имеют эмоциональную устойчивость к различным жизненным ситуациям;
  • Сформирован опыт предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • Проявляют неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • Имеют адекватную самооценку;
  • Сформированы коммуникативные умения, необходимые для социальной адаптации и интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в современное общество;
  • Сформировано уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим.

5. Нормативно – правовое обеспечение реализации программы

  • Конституция  РФ;
  • Федеральный закон «Об образовании РФ» от 01.09.2013 года;
  • Международная конвенция «О правах ребенка»;
  • «Всеобщая декларация прав человека»;
  • ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ;
  • Программа духовно-нравственного развития и воспитания ГКОУ СО ЕШИ №11.
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
  • Устав школы

6. Содержание программы

Школьный этикет

  Данный раздел направлен на установление истинных, основанных на любви и уважении стандартов во взаимоотношениях между людьми. Этот раздел поможет ребенку познать природу мира, природу межличностных отношений, природу окружающей среды, открыть себя в этом мире и найти свое место в нем. Подготовит обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к вхождению в социум, сформирует осознанное волевое поведение, пробудит самостоятельное логическое мышление, а также будет развивать общую культуру воспитанника.

Тематика некоторых мероприятий:

  • Беседа «Школа – наш дом, будь хозяином в нём»
  • Сочинение «Воспитатель – друг и опора»
  • Эссе «Мой учитель лучше всех»
  • Конкурс рисунков «Моя любимая учительница»
  • Коррекционный час «Законы класса»
  • Игра по станциям «История школы в лицах и фактах»
  • Проект «Модель выпускника начальной школы»

Правила общения

Это раздел показывает обучающимся преимущества поведения, основой которого является позиция уважения, доброжелательного отношения к другому человеку. Выполняя практические задания, учащиеся осознают, что существенное значение имеют целесообразность и здравый смысл поступков, поэтому, даже не зная тех или иных правил поведения можно руководствоваться знаниями норм и правил речевого общения. В общении обучающиеся получают разнообразную информацию, формируется их мыслительная деятельность, развиваются человеческие эмоции, социальное поведение. Воспитанники в общении начинают осознавать особенности своей речи, свои речевые трудности и ошибки. Появляется желание говорить более четко, внятно. Способность к общению включает умение вступить в разговор, знание правил речевого поведения, умение участвовать в общении с несколькими собеседниками в совместной деятельности или различных жизненных ситуациях.

Тематика некоторых мероприятий:

  • Флешмоб «Приветствуем друг друга»
  • Коррекционный час «Правила хорошего тона»
  • Беседа-практикум «Обращение к взрослому человеку»
  • Тренинг «Что такое настоящая дружба?»
  • Игра-практикум «Слово лечит, слово ранит»
  • Беседа совместно с психологом  «Об уступчивости»
  •  Общешкольный классный вечер «Вежливость – это уважение к окружающим».

 Культура внешнего вида

 Данный раздел нацеливает обучающихся содержать в порядке свои личные вещи, так как этим в значительной мере определяется культура внешнего вида. Практические занятия направлены на развитие вкуса, чувства меры в одежде. В ходе занятий педагог выясняет, как дома у школьников храниться одежда, кто ее приводит в порядок, чем повседневная одежда отличается от праздничной.

Тематика некоторых мероприятий:

  • Кроссворд «Внешний вид»
  • Газета от дежурных «Пусть тебя не назовут неряхой»
  • Коррекционный час «Друзья — вода и мыло»
  • Квест – игра «Чистота- залог здоровья»
  • Просмотр фильма «Кто опрятен и аккуратен, тот и людям всегда приятен»

 Внешкольный этикет

 Данный раздел знакомит воспитанников с правилами поведения в общественных местах (в кино, в театре, музее и т.п.); объясняет о нравственных правилах поведения в гостях и различных ситуациях, в которых ребенок может оказаться; помогает детям осознать свое отношение к природе, понять, почему надо к ней бережно относиться и в чем это может выражаться; дать им представление о нравственной стороне отношения к природе. Создавая ситуации написания писем детьми с ограниченными возможностями здоровья друзьям, родственникам, педагог способствует развитию связной письменной речи.

Тематика некоторых мероприятий:

  • Прогулка-наблюдение «Ох уж эти пассажиры»
  • Тренинг «Путешествие в страну Этикета»
  • Экскурсии по библиотекам «Как вести себя в библиотеке»
  • Беседа – практикум «Телефонный этикет»
  • Квест – игра «Дружная компания по улице идёт…»
  • Кроссворд «Здравствуйте, спасибо, пожалуйста»
  • Общешкольная беседа «Конституция – основной закон твоей жизни»
  • Коррекционный час «Ваши права, дети»

 Счастье семьи

 Материал раздела способствует формированию у обучающихся таких интегральных качеств личности, как мировоззрение, ценностные ориентации и установки, а также изменение характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Данный раздел предлагает воспитанниками пути достижения гармонии и развития, открытости и терпимости, что должно способствовать формированию новых жизненных ценностей, пониманию сущности любви как творческой основы для восхождения человека по эволюционному пути.

Тематика некоторых мероприятий:

  • Фотоконкурс «Семья — это то, что с тобою всегда»
  • Коррекционный час «Наши бабушки- наши дедушки»
  • Сочинение «Самый дорогой человек»
  • Конкурс рисунков «Моя семья»
  • Общешкольный конкурс творческих работ совместно с родителями «Семейная символика»
  • Сочинение «Мой дедушка герой»

Моя малая Родина

Материал раздела направлен на формирование и развитие личности обучающихся, обладающего качествами гражданина-патриота Родины, города, школы и способной успешно выполнять гражданские обязанности на основе интегрировано — дифференцированного подхода к воспитанию и развитию.

Тематика некоторых мероприятий:

  • Экскурсии в парки «Природа нашего края»
  • Беседа «Береги родную природу»
  • Виртуальные экскурсии по Уралу «Край, любимый край»
  • Экологический десант «Приведи в порядок свою планету»
  • Экологическая акция «Накормите птиц зимой»

7. Календарно – тематическое планирование по направлению «Нравственное воспитание»

Месяц

Мероприятие

Форма проведения

Класс

Ответственные

1

Сентябрь

 «Школа – наш дом, будь хозяином в нём»

 «Слово лечит, слово ранит»

«Телефонный этикет»

«Что значит – быть учеником?»,

Беседа

Игра-практикум

   Беседа –          

   Практикум

      Беседа

0-12

5-12

0-4 ТНР

0-1

 Учитель

Воспитатель

2

Октябрь

«Воспитатель – друг и опора»

«Мой учитель лучше всех»

 «Моя любимая учительница»

 «Наши бабушки- наши дедушки»

Сочинение

           Эссе

Конкурс рисунков

Коррекционный час

5-12

8-12

0-12

0-5

Учитель

Воспитатель

3

Ноябрь

 «Приветствуем друг друга»

 «Правила хорошего тона»

«Ох уж эти пассажиры»

 «Ваши права, дети»

Флешмоб

Коррекционный час

Прогулка-наблюдение

Беседа

0-12

0-12

0-4 ТНР

0-12

Учитель

Воспитатель

Хореограф

Социальный педагог

4

Декабрь

«Законы класса»

«Друзья — вода и мыло»

 «Конституция – основной закон твоей жизни»

 «Накормите птиц зимой»

Декада инвалидов

Коррекционный час

Беседа

Общешкольная беседа

Экологическая акция

Общешкольное мероприятие

0-5

0-4

0-12

0-12

0-12

Учитель

Воспитатель

Хореограф

Социальный педагог

Педагоги дополнительного образования

Администрация школы

5

Январь

 «История школы в лицах и фактах»

 «Путешествие в страну Этикета»

 «Здравствуйте, спасибо, пожалуйста»

 «Семейная символика»

Защита общешкольного проекта

Игра по станциям

Тренинг

Кроссворд

Общешкольный конкурс творческих работ совместно с родителями

Общешкольное мероприятие

5-12

0-4 ТНР

0-4

0-12

0-12

Учитель

Воспитатель

6

Февраль

 «Об уступчивости»

 «Чистота- залог здоровья»

«Самый дорогой человек»

Беседа совместно с психологом

Квест – игра

Сочинение

7-12

0-5

4-12

Учитель

Воспитатель

Психолог

7

Март

«Что такое настоящая дружба?»

«Вежливость – это уважение к окружающим».

«Семья — это то, что с тобою всегда»

Тренинг

Общешкольный классный вечер

Фотоконкурс

5-12

0-12

0-12

Учитель

Воспитатель

Психолог

8

Апрель

«Модель выпускника начальной школы»

«Внешний вид»

«Кто опрятен и аккуратен, тот и людям всегда приятен»

Конкурс рисунков «Моя семья»

Проект

Кроссворд

Беседа

Конкурс

0-12

5-12

0-5

0-4

Учитель

Воспитатель

9

Май

 «Обращение к взрослому человеку»

 «Дружная компания по улице идёт…»

 «Мой дедушка герой»

 «Береги родную природу»

Беседа-практикум

Квест – игра

Сочинение

Беседа

5-12

5-12

4-12

0-12

Учитель

Воспитатель

В течение года

Экскурсия в библиотеку

Экскурсии в парки

Виртуальные экскурсии по Уралу

Экологический десант

Экскурсии по городу

Походы в театры, музеи

Просмотр обучающих фильмов по различной тематике

Еженедельно

Газета от дежурных «Пусть тебя не назовут неряхой»

8. Список использованной литературы

  1. ФЗ «Об образовании»
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ.
  3. Асмолов, А.Г. Толерантность в общественном сознании России /А.Г. Асмолов. – М., 1998.
  4. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011.
  5. Безюлева, Г.В. Толерантность в пространстве образования: Учеб. Пособие /Г.В. Безюлева, С.К. Бондырева, Г.М. Шеламова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.
  6. Безюлева, Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение /Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова.- М.: Вербум-М, 2003.- 168 с.
  7. Безюлева, Г.В. Основы толерантного образования/Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова //Образовательная политика.-2006.-№.10.- С.33-38.
  8. Вислова, А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления/А.Вислова //Воспитание школьников.-2008.- № 3.- С. 15-20.
  9. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования /Б.С. Гершунский //Педагогика.- 2002.- №7.- С.3-12.
  10. Гурьянов, А. Воспитание толерантной личности /А.Гурьянов// Воспитание школьников.-2008.-№ 4.- С.25-28.
  11. Данилюк, А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. — М.: Просвещение, 2009.
  12. Клепцова, Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция: Учеб. Пособие /Е.Ю. Клепцова. – М.: Академический проект, 2005.
  13. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования /Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2009.
  14. Мои достижения. Итоговые комплексные работы: 1, 2, 3, 4 классы. / Под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010.
  15. Мы – сограждане.-Т.1 /Под ред. Л. Семиной.- М.: Бонфи, 2002.- 502 с.
  16. Основы психологии управления: Учебно-методическое пособие. /Автор-сост. В.М. Чернышова – Тамбов: ТОИПКРО,2008.
  17. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 3-х частях. / Под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.
  18. Панченко, С. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе /С. Панченко //Воспитание школьников.-2008.-№ 7.- С.33-38.
  19. Риэрдон,  Б. Толерантность – дорога к миру.- М.: Бонфи, 2001. – 304 с.
  20. Толерантность личности: характеристика, закономерности, механизмы формирования: монография /А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.В. Селезнева и др. — М.: изд-во РАГС, 2003.

Источник

Раиса Валькова
Обзор программ социально-нравственного развития дошкольников

Районная конференция

педагогов дошкольного образования Белогорского района РК

«Создание оптимальных условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через эффективное построение целостного педагогического процесса в ДОУ»

Обзор программ социально-нравственного развития дошкольников

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Еще классики педагогики, такие как Я. А. Каменский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К. Д. Ушинский говорил о том, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.

Для того, чтобы работа педагогического коллектива по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста велась планомерно, целенаправленно, систематически предлагаю вашему вниманию обзор программ, методических разработок по теме.

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание.

Программы социально-нравственного развития дошкольников

Программа «Я, ты, мы»

Авторы: О. М. Князева, Р. Б. Стеркина.

Цель: социально-эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста, формирование его эмоциональной сферы и социальной компетентности.

Программа помогает решать комплекс задач, связанных воспитанием нравственных норм поведения, умением строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, достойно выходить из конфликтных ситуаций, адекватно оценивать собственные возможности.

В программу входят следующие разделы:

• «Уверенность в себе»;

• «Чувства, желания, взгляды»;

• «Социальные навыки».

Содержание программы реализуется на основе нетрадиционных вариативных сценариев занятий с использованием комплекта учебно – наглядных пособий для самостоятельной деятельности детей.

Даны методические рекомендации педагогу и родителям. В комплект входят учебно-наглядные пособия: «Какой ты?», «Что тебе нравится?», «Веселые, грустные.», «Мы все разные», «Как вести себя?», «С кем ты дружишь?»

Рекомендована Министерством образования РФ

Программа «Я — человек»

Автор С. А. Козлова.

Цель: помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутую уважением к людям.

Программа направлена на формирование у ребёнка мировоззрения – своего видения мира, своей «картины мира», созвучной возможному уровню развития его чувств.

Программа включает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек — творец», «Земля — наш общий дом». Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание. Все разделы программы взаимосвязаны, они дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель.

В программе представлены требования к уровню усвоения всех разделов, также предлагаются рекомендации родителям, воспитателям и учителям начальных классов. Программа имеет методические комплекты, состоящие из рабочих тетрадей, наборов дидактических карточек и методических пособий для взрослых.

Автором написано учебное пособие «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью», которое может служить технологией реализации программы «Я — человек».

Программа допущена Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ.

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева.

Цель: формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства -от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.

Программа состоит из трех частей. В первой содержатся конкретные рекомендации по реализации программы и организации развивающей среды в ДОУ, освещаются формы и приемы взаимодействия педагога с детьми. Во второй части даются перспективные и календарные планы работы с детьми всех возрастных групп, подробно описывается содержание всех занятий.

В третью часть включены приложения: литературные, исторические, этнографические, исторические тексты, словарь старославянских слов, наиболее часто употребляемых в сказках, пословицах, поговорках.

Программа рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Развитие у детей представлений об истории и культуре».

Авторы: Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ духовной культуры, гуманного отношения к человеку и его труду, уважения к культурным ценностям разных народов; развитие познавательной активности, творческих способностей. Программа состоит из четырех разделов:

• первобытные люди;

• чудеса древнего мира;

• путешествие со сказкой;

• прежде и теперь.

Содержание занятий по каждому из перечисленных разделов изложено в отдельно изданном пособии, которое содержит иллюстрации, игры и несложные задания.

Программа на доступном уровне обеспечивает знакомство детей с жизнью людей в разные исторические эпохи, дает элементарные представления о техническом прогрессе.

Программа «Наследие»

Авторы: М. М. Новицкая, Е. В. Соловьева.

Цель: введение ребенка в русскую культуру, приобщение к таким духовным ценностям, которые являются связующим звеном между людьми.

Программа состоит из блоков, имеющих относительно самостоятельное значение и определенные задачи:

• круг событий;

• семейный круг;

• круг чтения.

Авторами разработаны содержательные материалы к этим блокам, сценарии праздников, народные игры, список литературы. Авторы используют традиционный для русской культуры земледельческий календарь, в котором отражен ритм годовой жизни природы и человека во взаимодействии с ней. Православный календарь выступает как форма народных традиций и памяти об истории страны и мира. Календарь памятных дат напоминает о различных явлениях и событиях русской классической культуры.

Программа «Мы живём в России»

Авторы: Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова

Направлена на работу по гражданско — патриотическому воспитанию с детьми 4-7 лет.

Работа проводится по книгам, в соответствии с возрастом. В книгах представлены перспективное планирование, подробные конспекты занятий, утренников, развлечений. Предлагаемые беседы связаны между собой тематически и представляют целостную картину сведений о родном крае, культуре, родной стране — России, ее прошлом и настоящем. Основное содержание дополнено разным практическим материалом, который поможет педагогу в работе с детьми: пословицы и поговорки, авторские дидактические игры и т. п., а также критерии диагностики уровня знаний и навыков детей. Использование пособий призвано помочь воспитателям увлекательно и эффективно проводить работу по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, отследить степень усвоения детьми знаний о родной стране.

программа «Маленький горожанин» Манкова Н. И.

Программа нацелена на развитие любознательности, как основы познавательной активности у дошкольника, обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по гражданско-патриотическому воспитанию, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт данного направления.

Источник