Программа на развитие волевой сферы ребенка дошкольника
Марина Донская
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста по программе «Радуга»
Процесс формирования социально – личностных качеств у ребенка на современном этапе развития системы дошкольного образования, в условиях внедрения ФГОС ДО, приобретает особую актуальность. Развитие эмоционально-волевой сферы является не только предпосылкой успешного школьного обучения, но и способствует саморазвитию личности. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Однако, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети меньше общаются со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Неумение владеть выразительными средствами тела снижает умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
В связи с этим одним из важных направлений деятельности является обеспечение качественного психолого — педагогического сопровождения, позволяющего не только преодолеть возникающие трудности в процессе воспитания, но и предотвратить их.
В рамках образовательного процесса на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 г. Черемхово» в 2013-2014 учебном году проводилась работа по коррекции и развитию эмоционально — волевой сферы детей по программе «Радуга».
Данная программа была разработана на основе изучения методической литературы и личного профессионального опыта и направлена на коррекцию эмоционально — волевой сферы воспитанников. В основу программы положена «Цветик – семицветик» Н. Ю. Куражева, Н. В. Вараева, А. С. Тузаева, И. А. Козлова, программа И. А Пазухиной «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников». В программе используются игры и упражнения по коррекции эмоционально-волевой сферы следующих авторов: И. А. Пазухина, С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник, Н. Л.
Цели, задачи, ожидаемые результаты
Назначение программы: психологическая коррекция эмоциональных нарушений у ребенка, смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.
Основная цель программы коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы, повышение осознанного восприятия ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, развитие социально-личностной компетентности и тем самым обеспечение всестороннего гармоничного развития его личности.
В соответствии с этой целью формируются следующие задачи (коррекционные, профилактические, развивающие):
• способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;
• формировать у детей адекватную самооценку;
• помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния, формировать способности к эмоциональной саморегуляции.
Организация, формы и методы работы
Форма проведения занятий: коррекционно-развивающие занятия с подгруппой детей, тренинги.
Методы и приёмы
В процессе работы по программе используются приемы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным задачам программы. Полифункциональные упражнения, с одной стороны, дающие возможность решать несколько задач, а с другой – позволяющие оказывать на разных детей различное воздействие.
Ролевые методы – предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей противоположных обычным, проигрывание своей роли.Ролевые методы включают в себя: ролевую гимнастику и психодраму. Ролевая гимнастика – ролевые образы животных, сказочных персонажей, социальных и семейных ролей, неодушевленных предметов. «Психодрама, терапевтические сказки» Крюкова Н. П.
Психогимнастические игры основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга о необходимости особым образом формировать среду, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. В психогимнастических играх у детей формируются: принятие своего имени, своих качеств характера, своих прав и обязанностей «Психогимнастика в детском саду» М. И. Чистякова.
Коммуникативные игры – это игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому человеку вербальную и невербальную поддержку; игры, способствующие углублению осознания сферы общения, игры, обучающие умению сотрудничать.
Игры и задания, направленные на развитие произвольности.
Игры, направленные на развитие воображения – вербальные игры – придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации, либо коллективное сочинение сказок или подбор ассоциаций к какому-либо слову. Невербальные игры предполагают изображение детьми того или иного живого существа или неживого предмета. «Мысленные картинки» — закрывают глаза и под музыку придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе.
Эмоционально-символические методы – групповое обсуждение различных чувств. Как необходимый этап обсуждения используются детские рисунки, выполненные на тему чувств. Направленное рисование, то есть рисование на определенные темы «Бессюжетное рисование» Каиль Д. Г.
Релаксационные методы – в программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательные и визуально-кинестические техники Семенович А. В. «Нервнопсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза».
Интерактивный метод — интерактивный тренажер «Радуга эмоций» Аккозина Н. М. https://pedsovet.su/load/316-1-0-38809 .
Занятия строились в доступной и интересной для детейформе с использованием:
элементов цветовых игротренингов (Н. В. Нищева «Разноцветные сказки», Погосова Н. М. «Цветовой игротренинг», терапевтических сказок (Анималотерапия для детей Н. Л. Кряжева, развивающих играх (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения, упражнений (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию, этюдов, рассматривание рисунков и фотографий, чтение художественных произведений, рассказы психолога и рассказы детей, сочинение историй, беседы, моделирование и анализ заданных ситуаций, слушание музыки, рисование, мини-конкурсы, игры-соревнования.
Направления работы по программе. Программа состоит из 6 блоков:
1. Вводный блок
2. Эмоциональный блок — «Мои чувства»
3. Поведенческий блок — «Я хозяин своих чувств»
4. Коммуникативный блок — «Давайте жить дружно»
5. Мотивационный блок — «Страна знаний»
6. Заключительный блок.
Категория и возраст воспитанников.
Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста 5-6 лет с проблемами в эмоционально-волевой сфере и в поведении.
Организационные условия проведения занятий
Программа реализуется в течение 1 учебного года в количестве 34 учебных часов. Занятия проводятся с группой детей, состоящей из 5-12 человек, 1 раза в неделю во второй половине дня. Занятия проводятся в кабинете психолога, в групповых помещениях, в музыкальном зале.
Комплексный подход к реализации программы
Неотъемлемыми участниками образовательных отношений в рамках реализации данной программы являются родители детей, посещающих занятия. Родители посещали консультации специалиста по возникающим вопросам и выявленным проблемам в ходе реализации программы, консультации «Развитие навыков социального поведения детей старшего дошкольного возраста», «Эмоции и волевые качества формируются в процессе общения ребенка со сверстниками» и другие. Отслеживали индивидуальную карту развития, посещать открытые и итоговые занятия, родительские лектории, собраниях, высказывать свои пожелания и рекомендации по текущим вопросам, касающимся образовательного процесса, заполняли листы анкет. Обеспечивая принцип комплексности, применялось взаимодействие узких специалистов (музыкальные руководители, инструктор ФК, учитель – логопед) для оказания эффективной помощи. Воспитатели групп создавали условия для формирования произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельность, для развития творческого потенциала ребенка.
Мониторинг результатов работы по программе основывается на результатах психологической диагностики.Методологическая основа диагностики:
• методика В. М. Минаевой. «Диагностика эмоциональной сферы ребенка»Цель: развитие эмоционально – волевой сферы детей дошкольного возраста: знакомство с основными эмоциями, различие и анализирование.
• Анкеты для педагогов «Изучение эмоциональной сферы дошкольников» составитель Ю. Е. Веприцкая.
• Анкеты для родителей «Вопросы для родителей по изучению эмоциональной сферы дошкольников» составитель Ю. Е. Веприцкая.
В результате проведенной работы по коррекции и развитию эмоционально — волевой сферы детей по программе «Радуга»,итоговая диагностика показала следующие результат по направлениям:
1. мимика и пантомимика. По сравнению с первичной диагностикой (38%) данные по этому параметру увеличились на 12 %, то есть в результате проведенной работы — 50 % детей научились правильно выражать свое эмоциональное состояние.
2. выразительности речи. Интонационная выразительность речи по сравнению с первичной диагностикой (27%) увеличилась на 24% и составила 51%.
3. восприятие графического изображения различных эмоций улучшилось по сравнению с первичной диагностикой (24%) на 48% и составила 72%.
4. Диагностируется значительное улучшение графического изображения эмоций 64% в сравнении с первичной диагностикой (21%, динамика составила 43%.
В результате проведения цикла коррекционно – развивающих занятии по программе «Радуга» у детей развивается умение различать и объяснять свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей, улучшается уровень передачи эмоциональных состояний речи, развивается умение правильно реагировать на различные жизненные ситуации с эмоциональной точки зрения.
Источник
Лукина Надежда
Развитие волевой сферы у дошкольников. Произвольность
«Развитие волевой сферы у дошкольников. Произвольность».
Воля и произвольность являются важнейшими качествами личности человека. Вряд ли найдётся родитель или воспитатель, который бы не стремился воспитать эти качества у своих детей. Все мы хотим видеть своих воспитанников волевыми, настойчивыми, целеустремлёнными и пр. Именно эти качества делают человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Именно они позволяют ставить цели и добиваться результатов. Можно полагать, что становление воли и произвольности является магистральной линией развития личности ребёнка.
В ФГОС ДО предусмотрено, что в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования: «…ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками…»
Воля – это осознанная способность преодолевать различные препятствия для достижения намеченной цели. Совершая волевое действие, ребенок изменяет окружающую действительность, подчиняя её своим намерениям.
Произвольность – это с одной стороны развитие познавательных процессов, с другой — становление действий и операций, с третьей – формирование потребностно – мотивационной сферы ребёнка.
Развитие волевой сферы подразумевает развитие самостоятельности, упорства, целеустремлённости, инициативности, терпеливости, энергичности и решительности.
Воля не является врождённым навыком. Она приобретается в процессе взросления.
Главным же приобретением дошкольника в развитии воли является определенный уровень организованности, произвольности поведения и деятельности как способности подчинить свои действия требованиям «надо», а не «хочу», необходимый для обучения. На развитие произвольности поведения оказывают влияние все виды деятельности ребенка, но самой лучшей является игра.
В дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности – целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями. Систематическая работа по формированию игры с правилами позволяет значительно повысить уровень произвольного управления своим поведением, что очень важно для образования предпосылок к учебной деятельности.
Лучшей деятельностью для ребенка является игра, еще лучше, если это игра с правилами. В детском саду на занятиях, в режимных моментах, в свободной деятельности для развития волевой сферы нам помогают разнообразные игры (дидактические, развивающие, логические «Крестики-нолики», «Морской бой», шашки, шахматы, подвижные игры, эстафеты). Все эти интересные занятия автоматически формируют у ребенка осознание необходимости знания и соблюдения правил игры. Мы стремимся, чтобы участники игры были заинтересованы в победе. В игре развиваются терпение, сосредоточенность, внимание, способность выполнять правила. Игры развивают не только ум и эмоции ребенка, но вырабатывают волю. Правила игры и устойчивые действия развивают такие волевые черты, как выдержка, умение преодолевать свое нежелание действовать, умение считаться с действиями партнера по игре, ловкость, находчивость и быстрота ориентации в обстановке, решительность в действиях. Игрушки также придают игре волевой характер, эмоциональность.
Не менее сильно, чем игра, на развитие волевой сферыребенка влияет чтение детской и художественной литературы: рассказы о людях, проявивших мужество и героизм. Просмотр киносказок, где герои преодолевают преграды, испытывают трудности, но не отказываются от принятого решения и достигают своих целей. Здесь у детей активизируются процессы рефлексии, осознания нужных и полезных волевых качеств.
Развитие воли требует систематического преодолевая трудностей, человек тренируется и закаляет свою волю. При формировании волевых качеств мы стимулируем ребенка, оцениваем результаты его деятельности, используя наглядную фиксация результатов. Вместо оценок в тетрадях рисуем веселое (грустное) солнышко, также предлагаем ребенку оценить свое поведение и деятельность, поместить на шкаф в приемной «Медаль» за хорошую работу на занятиях, дежурстве по занятиям, столовой, в природном уголке; за хорошее поведение – эта деятельность развивает способность к самоконтролю и самоорганизации.
Другим важным фактором в воспитании воли у ребенка является совместная работа в коллективе. Дети стремятся воспитать у себя те волевые качества, которые особенно ценятся в коллективе. Мы стараемся уделять больше внимание тем волевым качествам, которые помогут детям стать лучше.
Развитие волевой сферы нельзя отрывать от нравственного воспитания ребёнка, овладения им нормами поведения. Ведь важно донести до ребенка, ради каких целей совершается волевое действие. Поэтому мы стремимся развивать нравственные убеждения детей. Почему нельзя? Как сделать?
Нравственность «подпитывает» волю, помогает ей проявляться.
К числу важнейших условий формирования волевой сферы человека мы относим строгое соблюдение режима дня, обязанностей, правильного распорядка всей жизни человека (мыть руки, чистить зубы, своевременно говорить «спасибо», «извините») Правила, распорядок дня помогают проявляться воле. Дети усваивают нормы и правила поведения в семье, группе, в общественных местах.
Прекрасные возможности для развития воли и произвольности содержат в себе трудовая и бытовая деятельность, проводимая в режимных моментах на улице и в группе. В процессе этих видов деятельности дети учатся осознавать цель, планировать свои действия, запоминать их последовательность (например: подмести участок, уход за цветами в помещении и на клумбе, навести порядок на рабочем месте, посадка лука и т. д., преодолевать трудности. Ценно, что трудовые обязанности (которые нужно постепенно усложнять) дают возможность не эпизодически, а систематически, регулярно упражнять волю ребёнка.
Благоприятные условия для преодоления трудностей, а значит, и для развития волевой сферы создают занятия спортом. Большую роль в развитии воли мы отдаем физическому воспитанию, так как, с одной стороны, люди бывают безвольными, у которых нет достаточного запаса сил к преодолению препятствий, а с другой — физические упражнения, соревнование с другими учат преодолевать трудности, позволяют выработать навыки их преодоления.
Для формирования волевых качеств ребенка мы воспитываем так же ответственность. Дети любят быть дежурными по занятиям, в уголке природы, по столовой, раздавать (собирать) пособия, следить порядком и др.
Посредником в процессе развития волевой сферы и произвольности является взрослый человек, он направляет и учит контролировать поведение, помогает развивать внимание, память, мышление, воображение.
Произвольность внимания у дошкольников
Внимание — это психический процесс или состояние, когда ребенок концентрируется на заданной информации, стараясь не отвлекаться. Особое значение вниманию мы уделяем на занятиях по математике – решение логических задач, примеров, графических диктантов, в подготовке к обучению грамоте – звуко — буквенный анализ слов, определение позиции звуков в словах, деление слов на слоги.
Во время выполнения разного вида заданий дети проявляют произвольность внимания. Особенно этому способствуют занятия продуктивными видами деятельности. В них дети учатся работать по образцу. Так или иначе, но детям приходится внимательно смотреть на образец, а затем выполнять задание, т. е. произвольно направлять свои действия на выполнение задания.
Произвольность восприятия у дошкольников
Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, полное физическое и психическое развитие. Формирование произвольности восприятия начинают уже в раннем возрасте, а к старшему дошкольномувозрасту полученные знания используют в разных видах деятельности: художественное творчество, развитие речи.
Произвольность памяти
Память представляет собой процесс хранения и воспроизведения любой информации, или по-другому — запоминание. Благодаря памяти информация или события, спустя некоторое время, воспроизводятся. Произвольная память всегда целенаправленна, тесно связана с вниманием, мышлением и волевым действиям.
Произвольность мышления
Управлять мышлением в детском возрасте очень сложно. Например, решая головоломку, ребенку приходится перебирать различные варианты. Ребенок от одного варианта переходит мысленно к другому варианту, и этот процесс происходит произвольно.
Развитие произвольности в группе мы осуществляет через индивидуальные и коллективные формы разных видов деятельности. А для эффективного развития произвольности важна развитая речь ребенка, ведь именно речь способствует саморегуляции действий ребенка.
Для развития речи с целью формирования произвольности мы проводят беседы в утренние часы, в индивидуальной работе, на прогулке, в совместной деятельности. Беседы проводим на разные темы, например, чем они занимались в выходные дни, о настроении, о действиях и отношениях с другими людьми, что видели по дороге в детский сад, объясняем, как поступать в разных ситуациях, как нужно относиться к людям и окружающему миру.
В процессе развития волевой сферы и произвольного поведения дошкольников огромное значение играет роль взрослые. Воспитатели и родители должны поддерживать дошкольника, правильно воспитывать его, предоставлять ему право выбора, играть в простые развивающие логические и активные игры. Воля не будет развиваться сама. Этот процесс необходимо стимулировать и мотивировать.
А лучшей мотивацией станет личный пример родителей.
Очень часто дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются, испытывают затруднений в решении посильных задач. Родители не придают большого значения воспитанию самостоятельности, настойчивости, ответственности, организованности, чаще интересуют вопросы образовательной подготовки – обучение чтению, счету, письму.
А воля ребенка развивается не сама по себе, а с общим развитием личности. Капризы, общий негативизм, который проявляется в упрямстве, ревности, эгоизме, возникают в результате недостатков волевого воспитания. Как правило, упрямство имеет избирательный характер — оно направлено главным образом к родителям. Ранние формы детского негативизма возникают, когда взрослые слишком опекают ребенка, когда дети не приучены сдерживать себя, подчиняться определенным требованиям и правилам поведения. Прежде чем ребёнок сам начнёт ставить себе сознательные цели, ему должен указывать их взрослый. Давая ребёнку указание, нужно объяснять ему в каком направлении и как нужно действовать в тех или иных случаях.
По теме «Развитие волевой сферы у дошкольников» «Произвольность» для родителей были представлены консультации.
Для развития волевой сферы и произвольностивоспитателям и родителям необходимо:
— ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;
— направлять, помогать в достижении цели;
— приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;
— воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т. п.
— учить ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата.
— спрашивать с ребенка результат работы, проверять, отмечать успехи (поощрять).
Развитие воли в дошкольном возрасте является важным условием дальнейшего воспитания и обучения ребёнка. Никакое систематическое обучение и воспитание невозможно, если ребёнок не владеет собой, если он действует только под влиянием непосредственных побуждений, не умея подчинить свои действия указаниям воспитателя и родителей, требованиям воспитательной программы. На развитие воли решающее влияние оказывает воспитание.
Конечно, в дошкольном возрасте формирование воли и произвольности ребенка только начинается. В этот период дети только начинают самостоятельно определять и осознавать свои действия. Но если с помощью педагогов и родителей они смогут делать что-то не слишком привлекательное для них в данный момент ради какой-то другой, более значимой цели, это уже явный признак того, что у них появляется волевое поведение. Это серьезный шаг в становлении воли и произвольности дошкольника. Задача взрослых не в том, чтобы ломать или преодолевать желания ребенка, а в том, чтобы помочь ему понять (осознать) собственные желания и удержать их вопреки ситуативным обстоятельствам.
Источник