Программа логопеда для развития ребенка

Программа логопеда для развития ребенка thumbnail

Логопедическая программа «Болтушки» 

Возраст детей: 3-7 лет. 

Срок реализации программы: 4 года. 

 Учитель-логопед: Булачева Ю.П, 

  1. Пояснительная записка. 

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного общего и коррекционного образования.  

Проблемы обучения детей с ОВЗ, их социальной адаптации и интеграции в общество одна из актуальных в работе специалистов ДОУ. 

Количество детей с ТНР неуклонно растет из года в год. Отмечается и тенденция качественного изменения структуры речевого дефекта, преобладания комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.  

Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, привели к вопросу о планировании и организации продуманной системы работы учителя-логопеда. 

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. 

Программа «Болтушки» в дальнейшем «Программа» содержит материал для организации коррекционно-логопедической деятельности. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим ФГОС ДО, представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Разработанная на основе ФГОС ДО, данная рабочая программа учителя-логопеда, обеспечивает разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению. 

Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных  направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена ростом числа детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте. Это обусловливает актуальность «Программы» и необходимость ее внедрения в практику образования. 

«Программой» предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. 

Данная «Программа» направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС, и призвана способствовать разностороннему и целостному  формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка . «Программа» представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации. 

2.Содержание и структура программы. 

Цель реализации «Программы»  — проектирование модели логопедической коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с речевыми нарушениями, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. 

Коррекционно-образовательный процесс представлен в «Программе»  как целостная структура, а сама «Программа» является комплексной.  

Содержание «Программы» направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями: 

1.структурно — системный – согласно которому речь рассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое. 

2.принцип комплексности – предполагает комплексное воздействие различных технологий. 

3.принцип дифференциации – раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами. 

4.принцип концентризма – предполагает распределение учебного материала по относительно замкнутым циклам – концентрам, речевой материал располагается в пределах одной лексической темы независимо от вида деятельности. 

5.принцип последовательности – реализуется в построении процесса обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному. 

6.принцип коммуникативности – заключается в уподоблении процесса обучения процессу реальной коммуникации. 

7.принцип доступности – определяет необходимость отбора материала в соответствии  с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания. 

8. принцип индивидуализации – предполагает ориентацию на три вида индивидуализации: личностную, субъектную, индивидную. 

9.принцип интенсивности – предполагает использование на занятиях различных приемов интенсификации, 

10.принцип сознательности – обеспечивает формирование чувства языка и языковых обобщений, 

11.принцип активности – обеспечивает эффективность любой целенаправленной деятельности, 

12.принцип наглядности, научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения – позволяет правильно организовать процесс коррекционно – развивающего обучения. 

Все направления коррекционно-образовательной работы с детьми с речевыми нарушениями тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, что позволяет комплексно решать конкретные задачи во всех формах ее организации. 

«Программа»  включает логопедическую работу по пяти образовательным областям, определенным ФГОС ДО. В совокупности они позволяют обеспечить коррекционно-образовательную работу с дошкольниками с речевыми нарушениями комплексно и многоаспектно. 

Читайте также:  Роль обучения в развитии ребенка с овз

Коррекционно-развивающая работа с детьми с речевыми нарушениями в основном представляет собой игровую деятельность, в разных формах организации деятельности игровой метод выступает ведущим. 

3. Условия реализации программы коррекционной работы. 

3.1 Нормативно-правовое обеспечение: 

Работа учителя-логопеда организуется на основании: 

  • Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 25 декабря 2008 г.) 

  • Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования» 

  • Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования 

  • Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» 

  • Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.) 

  • Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» 

3.2 Психолого-педагогическое обеспечение: 

– обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения специализированной помощи) в соответствии с результатами диагностики; 

– обеспечение психолого-педагогических условий, таких как, 

  • коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса;  

  • учёт индивидуальных особенностей ребёнка;  

  • соблюдение комфортного психоэмоционального режима;  

  • использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации коррекционно-развивающего процесса, повышения его эффективности, доступности; 

– обеспечение специализированных условий, таких как,  

  • решение комплекса специальных задач на всех этапах коррекционного обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с речевым недоразвитием;  

  • использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей;  

  • дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка;  

  • комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях; 

– обеспечение здоровьесберегающих условий, таких как,  

  • оздоровительный и охранительный режим, 

  •  укрепление физического и психического здоровья,  

  • профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, 

  •  соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм. 

3.3Програмно-методическое обеспечение 

В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, рекомендуемые МОиН РФ для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда. 

«Программа» составлена на основе программ коррекционной работы

— О.Е. Громова, Г.Н.Соломатина «лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет», методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с. – (Логопед в ДОУ). 

— Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием», М., 2002 г. 

— Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). Н.В. Нищева. – СПб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012 

   В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи: 

— Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений. 

— Формирование полноценных произносительных навыков. 

— Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза. 

— Развитие внимания к морфологическому составу слов, изменению слов и их сочетаний в предложении. 

— Обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов. 

— Воспитание умения правильно составлять простое и сложное распространенное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи. 

— Развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем. 

— Формирование предпосылок к овладению элементами грамоты. 

При отборе содержания и его организации  опиралась на следующие принципы: 

— принцип системности; 

— принцип научности; 

— принцип ориентации на «зону ближайшего развития» (по Выготскому); 

— принцип единства диагностики и коррекции; 

— принцип «замещающего развития». 

3.4 Материально-техническое обеспечение  

  1. Помещения, оборудованные в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (кабинет учителя-логопеда, площадь 17 кв. м.). 

  1. Доска магнитная.  

  1. Столы и стулья. 

  1. Таблицы, картинки, игрушки, раздаточный материал.  

  1. Дидактические игры и пособия для развития: 

психических процессов, связанных с речью; 

фонематического слуха; 

силы и направленности воздушной струи; 

общей и мелкой моторик. 

  1. Индивидуальные зеркала. 

  1. Методическая литература. 

  1. Диагностический материал. 

Читайте также:  Темы для развития ребенка 3 года

 4. Учебный план программы. 

Учебный план реализации программы дополнительного образования дошкольников «Болтушки». 

Месяц 

Неделя 

Количество занятий 

1 месяц. 

1-4 

2 месяц. 

1-4 

3 месяц. 

1-4 

Адресат: программа разработана для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, посещающими ДОУ. В программе представлены планирование занятий для детей младшей (3-4 года), средней (4-5- лет), старшей (5 – 6 лет) и подготовительной к школе групп (6 – 7 лет). 

Продолжительность программы: программа рассчитана на 4 года. 

Форма реализации программы: смешанная (индивидуально-групповая).  

Количество запланированных занятий – в младшей- 24 часа за триместр, продолжительность каждого занятия 15 минут, в средней группе — 24 часа за триместр, продолжительность каждого занятия – 20 минут, в старшей и подготовительной к школе группах –24 занятия за триместр, продолжительность занятия – 30 минут.. 

Трудоемкость программы (общее количество часов), временные границы каждого занятия определяются возрастными, индивидуальными психофизиологическими особенностями участников, их социальным статусом, медицинскими характеристиками, спецификой учреждения, сложившимися в учреждении традициями. 

5. Планируемые  результаты программы. 

Метапредметные: 

 получат возможность научиться: 

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; 

  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату действий; 

  • формулировать собственное мнение и  осознанную позицию; 

  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что знает и видит партнер; 

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; 

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. 

Личностные:  

получат возможность: 

  • сформировать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир; 

  • развить этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; 

  • принять и освоить социальную роль участника диалога, собеседника; 

Предметные: 

 обучающиеся научатся: 

  • обрабатывать полученную информацию, предоставлять ее в устной форме; 

  • употреблять в самостоятельной речи  усвоенные слова по темам программы. 

получат возможность научиться:  

  • составлять описание объекта; 

  • подбирать имена прилагательные к именам существительным; 

  • употреблять имена существительные во множественном числе; 

  • составлять простой и сложный план текста; 

  • осуществлять анализ и синтез. 

Коммуникативные. 

Обучающиеся научатся: 

  • Слушать и вступать в диалог. 

  • Участвовать в коллективном обсуждение. 

  • Итегрироваться в группу сверстников. 

  • Выстраивать коммуникативное взаимодействие. 

Источник

Темы, где ещё можно СКАЧАТЬ полезный материал:
• Речевые и логопедические карты, протоколы исследований (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25659488)
• Методические материалы и документация логопеда (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25659836)
• Планирования (тематические, календарные, перспективные и др.) (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25660169)
• Рефераты, курсовые, ВКР, диссертации, авторефераты (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25576014)
• Картотеки, подборки (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25663045)
• Тесты, методики (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25663392)
• Конспекты (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25663385)
• Статьи (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25663388)
• Презентации (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25663792)
• Нормативно-правовые документы логопеда, психолога, дефектолога (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25667573)
• Материал для занятий (Скачать здесь. vkontakte.ru/topic-22963785_25297640)
• Материалы для аттестации (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25881052).

******************************************************************************
Иногда список будет пополняться. При этом в алфавитном списке (https://vkontakte.ru/topic-22963785_23914351) ссылка на эту тему есть.

ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ материалами, загружайте его сюда https://vkontakte.ru/topic-22963785_23913949, будем рады =)

******************************************************************************
ДРУЗЬЯ!!! Если у кого-либо есть желание ПОБЛАГОДАРИТЬ нас за помощь, за работу, за подборку материалов в разделе «Разные документы», да и просто помочь развитию группы, то Вы можете ЛЮБУЮ сумму переводить на номер

■ 8-909-852-75-52 (БИЛАЙН!) или 8-914-198-17-66 (МТС) — для Анастасии.
СПИСОК БЛАГОДАРНЫХ в заметке
vkontakte.ru/topic-22963785_24478083

1. Алиева Т.И., Доронова Т.Н. и др. «Примерная общеобразовательная программа воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста»
2. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П.,Соколова Н. Д. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»
3. Березина Н.О., Бурлакова И.А. и др. «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех»
4. Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе)»
5. Кислякова Ю.Н., Мороз Л.Н. «Программа для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи»
7. Лисенкова Л.Н. «Развитие и коррекция навыков чтения» (программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста) (Файл № 19. Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25453053)

8. Попова А.Н. «Коррекционно-развивающая программа по формированию смыслового компонента чтения у младших школьников с ОНР»
9. «Программа воспитания и обучения детей с церебральным параличом дошкольного возраста (1, 2, 3 годы обучения)»
10. Программа «Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста»
11. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы» под ред. В.В. Воронковой
12. Паскал «Психологическая программа процесса адаптации первоклассников к школьному обучению»,
13. Паскал «Коррекционно-развивающая программа для психокоррекционных уроков для учащихся 2 класса (1-4)»,
14. Паскал «Коррекционно-развивающая программа для психокоррекционных уроков для учащихся 3 класса (1-4)»,
15. Паскал «Коррекционно-развивающая программа для психокоррекционных уроков для учащихся 4 класса (КРО)»,
16. Паскал «Коррекционно-развивающая программа для психокоррекционных уроков для обучающихся 2-4 классов (VIII вида),

Читайте также:  Развитие кгн ребенка 4 лет

17. Паскал «Коррекционно-развивающая программа для психокоррекционных уроков для обучающихся 3-5 классов (VIII вида),
18. Паскал «Программа факультативного курса «Элементы полового воспитания школьников» для учащихся 6-7 классов (VIII вида),
19. Паскал «Профориентационная программа для учащихся 9-го класса (VIII вида)»,
20. Паскал «Программа по коррекции агрессивности для учащихся общеобразовательной школы с коррекционными классами»,
22. Паскал «Программа по предупреждению суицидального поведения для учащихся общеобразовательной школы с коррекционными классами»
24. Паскал «Психологическая программа для родителей в «Маминой» и «Папиной» школах»,
25. Паскал «Психологическая программа «Путь к учению» для педагогов школы»
26. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т. В. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция речевых нарушений» (Сообщение «Программы». Скачать здесь https://vkontakte.ru/topic-22963785_25287264)

27. Калинина Т.Г., Тылевич А.Б. «Программа Коррекция нарушений речи учащихся 1-х классов
с ОНР»
28. Бокова Т.Н., Костюк Ю.В., Сорочинская О.Н. «Программа Коррекция оптико-пространственных нарушений письма у младших школьников»
29. Шейнцвит Е.А. «Программа Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией у учащихся 2-3 классов общеобразовательных школ»
30. Селезнева Н.И. «Программа Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-3 классов»
31. «Программа Формирование неречевых психических функций, необходимых для совершенствования навыка чтения»
32. Ульянцева Л.Б., Плетнева Е.Б. «Программа Коррекция нерезко выраженной дислексии и трудностей формирования навыка чтения у младших школьников»
33. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи»
34. Краснова О. С.» Программа Организация логопедической работы в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждении»
35. Краснова О. С.» Программа логопедической работы по формированию графо-моторных умений и навыков у дошкольников Умные пальчики»
36. «Программа логопедической работы с заикающимися детьми»

37. Казьмин А.М., Петрусенко Е.А., Перминова Г.А. «Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа ЛЕКОТЕКА»
38. «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (Сообщение «Программы». Скачать здесь https://vkontakte.ru/topic-22963785_25287264)
39. Дронь А.В., Данилюк О.Л. «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа Ребенок-педагог-родитель» (Сообщение «Программы». Скачать здесь https://vkontakte.ru/topic-22963785_25287264)
40. Домогацкая И.Е. «Программа о предмету Развитие речи. Учебный курс для детей 3-5 лет» (Сообщение «Программы». Скачать здесь https://vkontakte.ru/topic-22963785_25287264)

41. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа обучения и воспитания детей с ФФН (6-й год жизни)»
42. Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Программа воспитания и обучения детей с ФФН (7-й год жизни)»
43. Филичева Т. Б., Чиркина Г.В. «Программы коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР 6 года жизни» (Файл № 297. Скачать здесь https://vkontakte.ru/topic-22963785_23913949)
44. Степаниденко Н.С. «Авторизованная программа Уроки искусства»
45. «Рабочая программа логопеда для подготовительной группы»

46. Скотникова Е.С. «Рабочая программа учителя-логопеда для работы с детьми 5-7 лет с ОНР»

47. Программа «Дифференциация согласной буквы Й и гласных букв второго ряда (Я, Е, Ё, Ю, И)».
48. Программа «Играем и учимся»
49. Горячева Т. Г. «Программа групповой работы с детьми при проведении сенсомоторной коррекции»
50. Программы для детей раннего возраста(от рождения до трех лет): с аутистическими нарушениями. Программы для специальных учреждений образования

Отредактировал администратор, 22 мар 2014 в 4:54.

51. Программы и планы групп компенсирующей направленности
52. Дубинина М.Б. «Рабочая программа учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)»
53. Головань А. Л. «Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по устранению речевых нарушений у детей 5-7 лет на логопедическом пункте
54. Никифорова Н.Ф. «Рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи (ФНР) 5-7 летнего возраста для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта «
55. Букалова «Рабочая программа для детей 5-7 лет с ФФНР»

Источник