Программа логопеда для развития ребенка

Логопедическая программа «Болтушки»
Возраст детей: 3-7 лет.
Срок реализации программы: 4 года.
Учитель-логопед: Булачева Ю.П,
Пояснительная записка.
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного общего и коррекционного образования.
Проблемы обучения детей с ОВЗ, их социальной адаптации и интеграции в общество одна из актуальных в работе специалистов ДОУ.
Количество детей с ТНР неуклонно растет из года в год. Отмечается и тенденция качественного изменения структуры речевого дефекта, преобладания комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.
Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, привели к вопросу о планировании и организации продуманной системы работы учителя-логопеда.
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.
Программа «Болтушки» в дальнейшем «Программа» содержит материал для организации коррекционно-логопедической деятельности. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим ФГОС ДО, представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Разработанная на основе ФГОС ДО, данная рабочая программа учителя-логопеда, обеспечивает разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению.
Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена ростом числа детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте. Это обусловливает актуальность «Программы» и необходимость ее внедрения в практику образования.
«Программой» предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Данная «Программа» направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС, и призвана способствовать разностороннему и целостному формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка . «Программа» представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.
2.Содержание и структура программы.
Цель реализации «Программы» — проектирование модели логопедической коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с речевыми нарушениями, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Коррекционно-образовательный процесс представлен в «Программе» как целостная структура, а сама «Программа» является комплексной.
Содержание «Программы» направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями:
1.структурно — системный – согласно которому речь рассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое.
2.принцип комплексности – предполагает комплексное воздействие различных технологий.
3.принцип дифференциации – раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами.
4.принцип концентризма – предполагает распределение учебного материала по относительно замкнутым циклам – концентрам, речевой материал располагается в пределах одной лексической темы независимо от вида деятельности.
5.принцип последовательности – реализуется в построении процесса обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному.
6.принцип коммуникативности – заключается в уподоблении процесса обучения процессу реальной коммуникации.
7.принцип доступности – определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания.
8. принцип индивидуализации – предполагает ориентацию на три вида индивидуализации: личностную, субъектную, индивидную.
9.принцип интенсивности – предполагает использование на занятиях различных приемов интенсификации,
10.принцип сознательности – обеспечивает формирование чувства языка и языковых обобщений,
11.принцип активности – обеспечивает эффективность любой целенаправленной деятельности,
12.принцип наглядности, научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения – позволяет правильно организовать процесс коррекционно – развивающего обучения.
Все направления коррекционно-образовательной работы с детьми с речевыми нарушениями тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, что позволяет комплексно решать конкретные задачи во всех формах ее организации.
«Программа» включает логопедическую работу по пяти образовательным областям, определенным ФГОС ДО. В совокупности они позволяют обеспечить коррекционно-образовательную работу с дошкольниками с речевыми нарушениями комплексно и многоаспектно.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с речевыми нарушениями в основном представляет собой игровую деятельность, в разных формах организации деятельности игровой метод выступает ведущим.
3. Условия реализации программы коррекционной работы.
3.1 Нормативно-правовое обеспечение:
Работа учителя-логопеда организуется на основании:
Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 25 декабря 2008 г.)
Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»
Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)
Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
3.2 Психолого-педагогическое обеспечение:
– обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения специализированной помощи) в соответствии с результатами диагностики;
– обеспечение психолого-педагогических условий, таких как,
коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса;
учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации коррекционно-развивающего процесса, повышения его эффективности, доступности;
– обеспечение специализированных условий, таких как,
решение комплекса специальных задач на всех этапах коррекционного обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с речевым недоразвитием;
использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей;
дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка;
комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях;
– обеспечение здоровьесберегающих условий, таких как,
оздоровительный и охранительный режим,
укрепление физического и психического здоровья,
профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся,
соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм.
3.3Програмно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, рекомендуемые МОиН РФ для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда.
«Программа» составлена на основе программ коррекционной работы:
— О.Е. Громова, Г.Н.Соломатина «лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет», методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с. – (Логопед в ДОУ).
— Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием», М., 2002 г.
— Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). Н.В. Нищева. – СПб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012
В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:
— Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений.
— Формирование полноценных произносительных навыков.
— Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
— Развитие внимания к морфологическому составу слов, изменению слов и их сочетаний в предложении.
— Обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов.
— Воспитание умения правильно составлять простое и сложное распространенное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи.
— Развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем.
— Формирование предпосылок к овладению элементами грамоты.
При отборе содержания и его организации опиралась на следующие принципы:
— принцип системности;
— принцип научности;
— принцип ориентации на «зону ближайшего развития» (по Выготскому);
— принцип единства диагностики и коррекции;
— принцип «замещающего развития».
3.4 Материально-техническое обеспечение
Помещения, оборудованные в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (кабинет учителя-логопеда, площадь 17 кв. м.).
Доска магнитная.
Столы и стулья.
Таблицы, картинки, игрушки, раздаточный материал.
Дидактические игры и пособия для развития:
психических процессов, связанных с речью;
фонематического слуха;
силы и направленности воздушной струи;
общей и мелкой моторик.
Индивидуальные зеркала.
Методическая литература.
Диагностический материал.
4. Учебный план программы.
Учебный план реализации программы дополнительного образования дошкольников «Болтушки».
Месяц
Неделя
Количество занятий
1 месяц.
1-4
8
2 месяц.
1-4
8
3 месяц.
1-4
8
Адресат: программа разработана для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, посещающими ДОУ. В программе представлены планирование занятий для детей младшей (3-4 года), средней (4-5- лет), старшей (5 – 6 лет) и подготовительной к школе групп (6 – 7 лет).
Продолжительность программы: программа рассчитана на 4 года.
Форма реализации программы: смешанная (индивидуально-групповая).
Количество запланированных занятий – в младшей- 24 часа за триместр, продолжительность каждого занятия 15 минут, в средней группе — 24 часа за триместр, продолжительность каждого занятия – 20 минут, в старшей и подготовительной к школе группах –24 занятия за триместр, продолжительность занятия – 30 минут..
Трудоемкость программы (общее количество часов), временные границы каждого занятия определяются возрастными, индивидуальными психофизиологическими особенностями участников, их социальным статусом, медицинскими характеристиками, спецификой учреждения, сложившимися в учреждении традициями.
5. Планируемые результаты программы.
Метапредметные:
получат возможность научиться:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату действий;
формулировать собственное мнение и осознанную позицию;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что знает и видит партнер;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
получат возможность:
сформировать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир;
развить этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
принять и освоить социальную роль участника диалога, собеседника;
Предметные:
обучающиеся научатся:
обрабатывать полученную информацию, предоставлять ее в устной форме;
употреблять в самостоятельной речи усвоенные слова по темам программы.
получат возможность научиться:
составлять описание объекта;
подбирать имена прилагательные к именам существительным;
употреблять имена существительные во множественном числе;
составлять простой и сложный план текста;
осуществлять анализ и синтез.
Коммуникативные.
Обучающиеся научатся:
Слушать и вступать в диалог.
Участвовать в коллективном обсуждение.
Итегрироваться в группу сверстников.
Выстраивать коммуникативное взаимодействие.
Источник
Темы, где ещё можно СКАЧАТЬ полезный материал:
• Речевые и логопедические карты, протоколы исследований (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25659488)
• Методические материалы и документация логопеда (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25659836)
• Планирования (тематические, календарные, перспективные и др.) (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25660169)
• Рефераты, курсовые, ВКР, диссертации, авторефераты (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25576014)
• Картотеки, подборки (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25663045)
• Тесты, методики (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25663392)
• Конспекты (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25663385)
• Статьи (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25663388)
• Презентации (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25663792)
• Нормативно-правовые документы логопеда, психолога, дефектолога (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25667573)
• Материал для занятий (Скачать здесь. vkontakte.ru/topic-22963785_25297640)
• Материалы для аттестации (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25881052).
******************************************************************************
Иногда список будет пополняться. При этом в алфавитном списке (https://vkontakte.ru/topic-22963785_23914351) ссылка на эту тему есть.
ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ материалами, загружайте его сюда https://vkontakte.ru/topic-22963785_23913949, будем рады =)
******************************************************************************
ДРУЗЬЯ!!! Если у кого-либо есть желание ПОБЛАГОДАРИТЬ нас за помощь, за работу, за подборку материалов в разделе «Разные документы», да и просто помочь развитию группы, то Вы можете ЛЮБУЮ сумму переводить на номер
■ 8-909-852-75-52 (БИЛАЙН!) или 8-914-198-17-66 (МТС) — для Анастасии.
СПИСОК БЛАГОДАРНЫХ в заметке
vkontakte.ru/topic-22963785_24478083
1. Алиева Т.И., Доронова Т.Н. и др. «Примерная общеобразовательная программа воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста»
2. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П.,Соколова Н. Д. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»
3. Березина Н.О., Бурлакова И.А. и др. «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех»
4. Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе)»
5. Кислякова Ю.Н., Мороз Л.Н. «Программа для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи»
7. Лисенкова Л.Н. «Развитие и коррекция навыков чтения» (программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста) (Файл № 19. Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25453053)
8. Попова А.Н. «Коррекционно-развивающая программа по формированию смыслового компонента чтения у младших школьников с ОНР»
9. «Программа воспитания и обучения детей с церебральным параличом дошкольного возраста (1, 2, 3 годы обучения)»
10. Программа «Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста»
11. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы» под ред. В.В. Воронковой
12. Паскал «Психологическая программа процесса адаптации первоклассников к школьному обучению»,
13. Паскал «Коррекционно-развивающая программа для психокоррекционных уроков для учащихся 2 класса (1-4)»,
14. Паскал «Коррекционно-развивающая программа для психокоррекционных уроков для учащихся 3 класса (1-4)»,
15. Паскал «Коррекционно-развивающая программа для психокоррекционных уроков для учащихся 4 класса (КРО)»,
16. Паскал «Коррекционно-развивающая программа для психокоррекционных уроков для обучающихся 2-4 классов (VIII вида),
17. Паскал «Коррекционно-развивающая программа для психокоррекционных уроков для обучающихся 3-5 классов (VIII вида),
18. Паскал «Программа факультативного курса «Элементы полового воспитания школьников» для учащихся 6-7 классов (VIII вида),
19. Паскал «Профориентационная программа для учащихся 9-го класса (VIII вида)»,
20. Паскал «Программа по коррекции агрессивности для учащихся общеобразовательной школы с коррекционными классами»,
22. Паскал «Программа по предупреждению суицидального поведения для учащихся общеобразовательной школы с коррекционными классами»
24. Паскал «Психологическая программа для родителей в «Маминой» и «Папиной» школах»,
25. Паскал «Психологическая программа «Путь к учению» для педагогов школы»
26. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т. В. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция речевых нарушений» (Сообщение «Программы». Скачать здесь https://vkontakte.ru/topic-22963785_25287264)
27. Калинина Т.Г., Тылевич А.Б. «Программа Коррекция нарушений речи учащихся 1-х классов
с ОНР»
28. Бокова Т.Н., Костюк Ю.В., Сорочинская О.Н. «Программа Коррекция оптико-пространственных нарушений письма у младших школьников»
29. Шейнцвит Е.А. «Программа Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией у учащихся 2-3 классов общеобразовательных школ»
30. Селезнева Н.И. «Программа Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-3 классов»
31. «Программа Формирование неречевых психических функций, необходимых для совершенствования навыка чтения»
32. Ульянцева Л.Б., Плетнева Е.Б. «Программа Коррекция нерезко выраженной дислексии и трудностей формирования навыка чтения у младших школьников»
33. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи»
34. Краснова О. С.» Программа Организация логопедической работы в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждении»
35. Краснова О. С.» Программа логопедической работы по формированию графо-моторных умений и навыков у дошкольников Умные пальчики»
36. «Программа логопедической работы с заикающимися детьми»
37. Казьмин А.М., Петрусенко Е.А., Перминова Г.А. «Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа ЛЕКОТЕКА»
38. «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (Сообщение «Программы». Скачать здесь https://vkontakte.ru/topic-22963785_25287264)
39. Дронь А.В., Данилюк О.Л. «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа Ребенок-педагог-родитель» (Сообщение «Программы». Скачать здесь https://vkontakte.ru/topic-22963785_25287264)
40. Домогацкая И.Е. «Программа о предмету Развитие речи. Учебный курс для детей 3-5 лет» (Сообщение «Программы». Скачать здесь https://vkontakte.ru/topic-22963785_25287264)
41. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа обучения и воспитания детей с ФФН (6-й год жизни)»
42. Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Программа воспитания и обучения детей с ФФН (7-й год жизни)»
43. Филичева Т. Б., Чиркина Г.В. «Программы коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР 6 года жизни» (Файл № 297. Скачать здесь https://vkontakte.ru/topic-22963785_23913949)
44. Степаниденко Н.С. «Авторизованная программа Уроки искусства»
45. «Рабочая программа логопеда для подготовительной группы»
46. Скотникова Е.С. «Рабочая программа учителя-логопеда для работы с детьми 5-7 лет с ОНР»
47. Программа «Дифференциация согласной буквы Й и гласных букв второго ряда (Я, Е, Ё, Ю, И)».
48. Программа «Играем и учимся»
49. Горячева Т. Г. «Программа групповой работы с детьми при проведении сенсомоторной коррекции»
50. Программы для детей раннего возраста(от рождения до трех лет): с аутистическими нарушениями. Программы для специальных учреждений образования
Отредактировал администратор, 22 мар 2014 в 4:54.
51. Программы и планы групп компенсирующей направленности
52. Дубинина М.Б. «Рабочая программа учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)»
53. Головань А. Л. «Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по устранению речевых нарушений у детей 5-7 лет на логопедическом пункте
54. Никифорова Н.Ф. «Рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи (ФНР) 5-7 летнего возраста для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта «
55. Букалова «Рабочая программа для детей 5-7 лет с ФФНР»
Источник