Программа личностного развития ребенка старшего возраста
Екатерина Семенова
Программа социально-личностного развития детей дошкольного возраста
«Психологический лабиринт»
программа социально- личностного развития детей дошкольного возраста
Пояснительная записка.
В первые семь лет дошкольник проживает три основных периода своего развития, каждый из которых характеризуется определенным шагом навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир. Ребенок не оказывается с окружающим миром один на один. Его отношение к миру всегда опосредовано отношением к другим людям, его деятельность всегда включена в общение. Ребенок развивается, не пассивно воспринимая от взрослых информацию о себе, а в процессе деятельности, общения.
Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть, что он уже умеет и чему хотел бы научиться. Положительное восприятие ребенком собственного «Я» непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия.
В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Целостное представление о себе может сформироваться у ребенка лишь в том случае, если он научится прислушиваться к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.
Дошкольнику пока трудно понять, что между всеми переживаемыми им состояниями существует тесная связь: боль рождает отрицательные чувства, приятная музыка и любимое дело поднимают настроение. Поэтому в программу включены игры и тренинговые упражнения, которые помогут ребенку познать мир своих чувств и состояний, научиться анализировать их и управлять ими.
Программа составлена на основе:
— программы «Познаю себя» Образовательная система «Детский сад-2100» М. В. Корепанова, Е. В. Харлампова;
-«Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста» составители: И. Залесская, С. Антонова, С. Орехова, В. Ганжа;
Цель программы: Гармонизировать психоэмоциональное состояние.
Задачи:
1. Формировать установку на положительное отношение к себе.
2. развивать эмоционально- волевую сферу (осознанное восприятие эмоций, умение адекватно выражать и понимать эмоциональные состояния).
3. развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение, процессы саморегуляции; развивать сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал ребенка, формировать коммуникативные навыки;
4. развивать мелкую моторику руки;
5. снятие тревожности.
6. повышение групповой сплоченности.
Формы и методы работы:
1. Метод игровой коррекции: ролевые игры; психогимнастика.
2. Арт- терапия: сказкотерапия и песочная терапия.
3. Метод модификации поведения: кукольная драматизация; поведенческий тренинг.
4. Релаксационный метод.
Планируемые результаты психологической работы в группах:
К 5 годам ребёнок:
Вступает в контакт со взрослым. Называет свои имя, фамилию, возраст, имена родителей. Собирает предметную разрезную картинку из 4 ровных частей с незначительной помощью взрослого. Знает и активно использует в словаре название основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, различает по величине до 5 предметов, обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи” и название предметов обобщённых в данных понятиях. Выделяет один из 4-х предметов с грубой дифференциацией, объясняет свой выбор.
К 6 годам ребёнок:
Вступает в контакт со взрослым. Называет свои имя, фамилию, возраст, имена родителей, домашний адрес и телефон. Собирает предметную разрезную картинку из 4 ровных частей без помощи взрослого. Знает и активно использует в словаре название основных, нейтральных цветов и их оттенков (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, голубой, розовый, оранжевый и т. д., геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, различает по величине до 7 предметов, Знает и использует в речи обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи”, “мебель”, “обувь”, “посуда”, “одежда”, “домашние и дикие животные”, “части суток”, “времена года” и название предметов и явлений обобщённых в данных понятиях. Выделяет один из 4-х предметов с грубой и тонкой дифференциацией, объясняет свой выбор. Собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета.
К 7 годам ребёнок:
Вступает в контакт со взрослым. Называет свои имя, фамилию, возраст, имена и отчества родителей, где и кем работают домашний адрес и телефон. Собирает предметную разрезную картинку из 6 ровных частей без помощи взрослого. Знает и активно использует в словаре название основных, нейтральных цветов и их оттенков, геометрических фигур, различает по величине до 10 предметов. Знает и использует в речи обобщающие понятия, объясняет свой выбор. Собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета.
Сроки реализации программы:
программа рассчитана на 2 года психологического сопровождения детей 4-7 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение. В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога: диагностика; развивающие, коррекционно-развивающие занятия; консультации.
Она состоит из 49 занятий: 1 год-24, 2 год-25
Продолжительность каждого занятия- 25 минут.
Программа предполагает подгрупповую работу по 6-10 человек.
Содержание программы по разделам:
1 год. 1 часть «Мир чувств, мир эмоций»
№ занятия Тема занятия часы
1 Это Я! 1
2 Настроение 1
3 Дружба начинается с улыбки 1
4 Каким я себя вижу 1
5 Мой портрет (аппликация) 1
6 Я могу быть другим 1
7-8 Радость 2
9-10 Грусть 2
11-12 Злость 2
13-14 Страх 2
15-16 Удивление 2
17 Мои чувства 1
2 часть «Тайны песочной страны»
(проводится с детьми по подгруппам 5-6 человек)
18 Преображение пустыни 1
19 Ладошки на песке 1
20 Песчинки-художницы 1
21 Эти чудо- камни 1
22 Сила добра 1
23 Загадки волшебного коврика 1
24 В гостях у цветочной феи 1
Итого: 24 часа
2 год. 1-я часть Эмоционально- волевое развитие
1 Мы команда! 1
2 Наши чувства 1
3 Победа 1
4 Путешествие с ежиком 1
5 Игры с лягушонком Квакшей 1
6, Аленушкина сказка 1
7 Путешествие в страну рс 1
8 Приключения с Незнайкой 1
9 По щучьему велению. 1
10 Волшебный магазин 1
11 Театр 1
12 Турнир 1
13 Вот какие мы! (заключительное) 1
2-я часть Путешествие в стану «Что я могу»
(проводится с детьми по подгруппам 5-6 человек)
14 Вводное 1
15 Путешествие в Синегорье к орлу зоркий глаз 1
16 Игры и упражнения на развитие зрительных ощущений и представлений 1
17 Путешествие на острова «Загадочные звуки» к Слонихе чуткие уши 1
18 Игры и упражнения на развитие слуховых ощущений и слухового внимания 1
19 Путешествие в пещеру «Чудесные запахи» к Собаке Острый нюх 1
20 Игры и упражнения на развитие ощущений 1
21 Путешествие на озеро «Вкусная вода» к Лягушке Умный язык 1
22 Игры и упражнения на развитие ощущений 1
23 Путешествие на чувствительные холмы к Обезьяне Любопытные руки 1
24 Игры и упражнения на развитие тактильных ощущений 1
25 Страна «Что я могу» (заключительное) 1
Итого: 25 часов
Диагностический блок:
Диагностика эмоционально- волевой сферы детей 1
Диагностика готовности детей к обучению в школе подгрупповая) 2
Диагностика готовности детей к обучению в школе (индивидуальная) 25 минут на каждого ребенка
Список литературы :
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб. : Детство-Пресс, 2002.
2. Громова Т. В. Страна эмоций. — М., 2002.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. — СПб. : Речь; ТЦ Сфера, 2001.
4. Ильина М. Н., Парамонова Л. Г., Головнева Н. Я. Тесты для детей Гоов ли ваш ребенок к школе? Дельта 1997.
5. Коломинский Я. Л., Панъко Е. А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. —Минск, 1997.
6. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. — СПб., 2001.
7. Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников. — М., 2003.
8. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Познаю себя Методические рекомендации к программе социально- личностного развития детей дошкольного возраста М. 2006.
9. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. М. Балласт 2005.
10. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991.
11. Кряжева Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. — Ярославль, 2000.
12. Левина Н. А. Система работы по эмоционально- волевому развитию. Старшая и подготовительная группы. Корифей Волгоград 2009.
13. Лютова Е. К, Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2000.
14Мазепина Т. Б. Развитие навыков общения в играх, тренингах, тестах. — М., 2002.
15Миронова ММ. Психология Разработки занятий Средний и стрший дошкольный возраст Корифей Волгоград 2006.
16. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. — М., 1998.
17Панфилова М. А. Игротерапия общения. — М., 2000.
18 Сальникова Н. Работа с детьми. Школа доверия. — М., 2003.
19. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. — М., 1999.
20 Урунтаева Г. А, Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. —М., 1995.
21 .Фопелъ К. Как научить детей сотрудничать. — М., 2001.
22. Хухлаева О. В. Маленькие игры в большое счастье. — М., 2001.
23 Хухлаева О. В. Лесенка радости. — М. ,1998.
24Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я. — М., 2001. .
25. Чистякова М. И. Психогимнастика. —М., 1995.
26. Организация познавательно-практической деятельности детей дошкольного возраста / сост. Г. А. Кудрявцева. — Мозырь: Белый ветер, 2005.
27.150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. Л. А. Григорович, О. С. 28 Ермоленко, Т. Д. Марцинковская и др. — М. : АСТ, 2000.
29 Тесты для детей 4-5 лет: Учебное пособие. Умные книжки. — М. : Махаон, 2010.
30 Тесты для детей 5-6 лет: Учебное пособие. Умные книжки. — М. : Махаон, 2010.
31 Тесты Готов ли ребенок к школе Память, логика, внимание. Сост. Л. Маврина, 32 Ю. Васильева. : м. ООО Стрекоза 2010.
Дата составления 23.08. 2010г.
Педагог-психолог Смородская Екатерина Николаевна
Источник
Лариса Дмитриева
Программа «Я и ТЫ», направленная на социально — личностное развитие детей
Программа
«Я и ТЫ»
Подготовил воспитатель
стационарного отделения
Дмитриева Лариса Ивановна
Вязьма
2016 год
Пояснительная записка
Социально – личностное развитие детей представляет одну из важных проблем, исследуемых в настоящее время, которое направлено на оптимизацию процесса социализации ребёнка в обществе, на усвоение норм и правил поведения, формирование морально-нравственных установок и ценностей личности. Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребёнка, повышают уровень тревожности, нерешительности, замкнутости и неуверенности в себе. Все эти личностные особенности детей обусловлены склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребёнку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.
С приходом в центр ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.
У детей ярко выражена проблема с общением (замкнутость, пассивность).
Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть — развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. В процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности.
Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые — ребёнок может уйти в себя и замкнуться.
Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться поможет программа я и ты.
Предлагаемая программа позволяет ребенку легче адаптироваться в группе детей, создает безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности.
Актуальность
Программа построена на занятиях «круг общения».
Круг общения проводится ежедневно в начале и в конце дня. Продолжительность одного занятия 10 – 30 минут.
Ежедневные круги общения дают возможность детям выговориться и послушать других, как на вербальном, так и на эмоционально – выразительном уровне. Эта возможность целебна сама по себе. Общение (обмен энергией) является одним из важнейших базовых условий формирования эмоционального здоровья. Ребёнок не умеющий общаться накапливает отрицательную энергию и не получает необходимую для личностного развития информацию.
Сегодня у детей, взрослых общение со сверстниками требует согласования точек зрения и потому дети вынуждены проявлять некоторую изобретательность в понимании друг друга, иначе контакты быстро распадаются. При общении ребёнок ждёт от взрослого одобрения, а от сверстника ждёт способности к совместным действиям.
Важно, чтобы ребёнок умел общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми. К сожалению, многие дети ни в семье, ни в школе так и не приобретают этого социального навыка. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувствительную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.
Для развития согласованности в общении необходимо понять другого, выразить своё отношение к происходящему. В детских контактах умение согласовывать мысли, чувства, действия делает сотрудничество устойчивым и радостным. Оно позволяет научить ребёнка конструктивным способом поведения, сделать компетентным в межличностных отношениях.
Необходимо обучать детей правильному поведению в социуме.
Социальный статус семей, из которых поступают к нам дети разный,но в большинстве случаев мы сталкиваемся с комплексом проблем:
• Трудности в общении.
• Нарушение в поведении.
• Трудности эмоционального развития.
• Трудности личностного развития.
Цель программы
• Содействовать личностному, эмоционально – волевому и интеллектуальному развитию ребёнка.
• Формировать детей социальных контактов и развивать способность
к совместным действиям в быту и игровой деятельности.
• Ввести ребёнка в сложный мир человеческих отношений, формируя мотив общения, и тем самым помочь ему адаптироваться в группе.
• Создание у детей чувства общности, а также создание в группе благоприятного психологического климата.
Задачи.
• Создать эмоциональный настрой на весь день — “задать тон”.
• Развивать навыки социального поведения.
• Формировать позитивное отношение к своему «Я».
• Способность адаптироваться к окружающей среде.
• Обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».
• Развивать коммуникативную и экспрессивную функцию речи, способность к общению со сверстниками и взрослыми.
• Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
• Развивать способность различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению (мимика, жесты, пантомимика) и управлять эмоциями.
• Воспитывать интерес к окружающим людям.
• Развивать чувства понимания потребности в общении.
• Развивать навыки культурного общения (приветствия, комплименты).
• Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.
• Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным.
• Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.
• Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.
• Учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами.
• Формировать позитивное отношение к сверстникам.
Возраст участников программы от 3 до7 лет.
Продолжительность пребывания: 1-6месяцев.
Наполняемость группы-10человек.
Особенности программы:
• Формы, методы включают элементы игры, позволяющие вести коррекционную работу с детьми.
• Дети имеют возможность свободно высказывать своё мнение, учатся оценивать свою деятельность.
• Индивидуальный, дифференцированный подход к детям с учетом разного уровня развития.
• В группе формируются свои традиции.
Условия, необходимые для реализации программы.
• Помещение для занятий.
• Реквизиты для игр.
• Музыкальное сопровождение.
• Канцелярские принадлежности.
Требования для организации занятия.
• Необходимо создать непринуждённую обстановку, чтобы ребёнок не боялся, доверял. (Создание естественной или непринуждённой обстановки)
• Атмосфера доверия и дружеское расположение к ребёнку дают возможность раскрыть его внутренний мир, позволяет делиться своими проблемами. (доверительные и дружеские взаимоотношения)
• Учитывать возрастные возможности детей, опираясь на интересы ребёнка.
• Решать развивающие и воспитательные задачи в их единстве.
• Создавать необходимые условия для личностного роста.
Принципы реализации программы.
• Принцип уважения к потребностям и нуждам ребёнка.
• Принцип уважения к мнению ребёнку.
• Принцип функциональности.
• Принцип динамичности.
• Личностно-ориентированное сопровождение.
• Принцип сотрудничества и доверительного взаимодействия.
• Принцип систематичности.
Предполагаемый результат
• Обеспечение успешной адаптации детей в новой группе
• В совместной деятельности на занятиях и повседневной жизни дети совершают открытие своего Я.
• Формируется способность адаптироваться к окружающей среде.
• Проявляют уверенность в отношениях со сверстниками и взрослыми.
• Проявляют эмпатию и толерантность.
• Могут выражать свои чувства и понимать чувства других.
• Чувствуют своё настроение и понимают настроение других.
• Делятся своими переживаниями, сокровенными чувствами, впечатлениями.
• Развитие у детей творческих способностей и воображения в процессе игрового общения.
• Развитие навыков коммуникативной культуры.
• Восстановление душевного равновесия.
сотрудничать и решать конфликтные ситуации,
• Усвоение «языка» эмоций для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса.
• Оказание помощи другим детям в трудной ситуации.
Структура занятий.
• Приветствие.
Каждое занятие необходимо начинать с приветствия и заканчивать прощанием. Таким образом складывается своеобразный ритуал, который придаёт занятиям необычность, развивается сплочённость группы
• Разминка.
Игры и упражнения, направленные на активизацию эмоционального и физического состояния детей, сплочение группы.
• Основное содержание (по теме).
2 – 3 игры, задания.
• Создание проблемной ситуации по теме занятия.
Сюрпризный момент, зачитывание художественных текстов, рассказывание сказки, инсценировка.
• Дискуссия.
Индивидуальные высказывания детей. Педагог – организатор дискуссии, помогает обобщить сказанное.
• Рисование по теме (если необходимо).
• Проигрывание некоторых ситуаций.
Коррекция нарушений в сфере межличностных отношений.
• Расслабляющие упражнения.
Проводится в середине занятия или заключительной части. Использование релаксационной музыки.
• Прощание.
Структура занятий изменяется в зависимости от цели и задач, которые ставлю перед собой.
ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ.
• КРУГ.
• ПЕСЕНКИ.
• КОЛОКОЛЬЧИК.
• ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ.
• МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ.
• ИГРЫ.
• СЛУШАНИЕ.
• ПАЛЬЧИКИ.
• КРУГ
Круг – это возможность всем посмотреть друг на друга, взяться за руки и почувствовать себя своим среди сверстников. В кругу можно играть. В кругу проходит приветствие и прощание.
• ПЕСЕНКИ.
Слова и мотив должны быть немудрёными. Например:
Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!
Мы рады вам, мы рады вам! (2 раза)
Очень мы рады Ирочке,
Очень рады Сашеньке …
Называем каждого, сопровождая имя улыбкой,как светлеют лица: меня назвали, ко мне обратились, я здесь желанный. Иногда удовлетворение прикрыто смущение.
• КОЛОКОЛЬЧИК.
Звук колокольчика играет значительную роль на занятиях: влечёт, созывает,
завораживает, помогает привлечь внимание детей, переключить их с одной
игры на другую, успокоить. При звуке колокольчика дети смотрят на человека, который его держит. Звоном колокольчика в начале и в конце занятия мы собираем детей в круг.
• ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ.
Литературный персонаж – связующее звено на занятиях. Литературный герой задаёт вопросы, реагирует на высказывания, устраивает игры и поощряет.
• МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ.
Музыка помогает создавать настроение, способствует возникновению творческого состояния. Используем музыку при проведении игр, с песнями детям легче перевоплощаться, двигаться.
• СЛУШАНИЕ.
Слушание, как правило, чередуется со звукоподражанием, движениями, перевоплощениями, проигрыванием диалогов. Слушание сочетается с другими видами деятельности.
• ПАЛЬЧИКИ.
Мелкая моторика – важное звено на занятиях.
Формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.
Стихи, сопровождающие упражнения, — это основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.
Упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.
• ИГРЫ.
Игры всегда включены в занятия.Они разные: с пальчиками, с загадками, сюрпризами, с движениями ручками и ножками, с хороводами, беганьем и прыганием.
Структура программы «Я и Ты»:
• «Вот я какой»
• «Я и эмоции»
• «Я и моё окружение»
• «Я и мой мир»
I блок
«Вот я какой»
Цель:
Помочь ребёнку понять себя.
Задачи:
1. Формировать позитивное отношение к своему «Я»
2. Помогать ребёнку осознавать свои характерные особенности.
3. Учить различать свои индивидуальные особенности (внешность, пол, походка).
4. Способствовать осознанию ребёнком своего имени.
Тематика занятий:
• Моё имя.
• Вот Я какой!
• Моё Я.
• Кто Я такой?
• Вот как Я умею.
• Я могу.
• Мы такие разные.
• Мои игрушки.
II блок
«Я и эмоции»
Цель:
Научить ребёнка осознано воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей.
Задачи:
1. Познакомить детей с языком эмоции, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты.
2. Развивать у детей эмпатию.
3. Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства мимики, пантомимики, интонации.
Тематика занятий:
• Общение и настроение.
• Путешествие на полянку весёлого настроения.
• Мы сегодня не грустим.
• Путешествие на острова Разных Настроений.
• Волшебная страна настроения.
• Мир эмоций.
• Волшебные средства понимания.
• Радуга настроений.
• Я не боюсь.
• Я удивляюсь.
• Робость.
• Хочу поделиться радостью.
III блок
«Я и моё окружение»
Цель:
Формирование коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуации.
Задачи:
1. Формировать позитивное отношение к сверстникам.
2. Учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства.
3. дать детям представления о мужественности и женственности.
4. Учить сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации.
Тематика занятий:
• Давай познакомимся.
• Мы принимаем правило.
• Маленькие рыцари и маленькие принцессы.
• Что такое хорошо и что такое плохо.
• Разные, но похожие.
• Как живёшь?
• Я и другие.
• Мы.
• Круг друзей.
• Мы играем.
• Наш дом.
IV блок
«Я и мой мир»
Цель:
Развивать чувство принадлежности к группе. Развивать уверенность в себе.
Задачи:
1. Помочь ребёнку поверить в свои силы.
2. Гармонизировать потребность ребёнка в социальном признании.
3. Способствовать самопознанию ребёнка.
Тематика занятий:
• Мир, в котором я хотел бы жить.
• Плохо быть одному.
• Мои добрые волшебники.
• Я в царстве любви.
• Наши мечты.
• Я в стране Вежливости.
• Мои друзья.
• Мои фантазии.
• Полезные и вредные привычки.
• Я в сказочном мире.
• Дом дружбы.
Направления программы.
• Знакомство.
• Создание положительного настроя в группе.
• Снятия напряжения и расслабление.
• Снятие агрессии.
• Преодоление застенчивости.
• Социализация.
• Снижение тревожности.
• Выражение чувств.
• Развивающие игры разного направления.
• Развивающие нравственно – волевые личности ребёнка.
• Сказотерапия.
Источник