Программа кружка сенсорного развития ребенка

Онищенко Татьяна Николаевна
Программа кружковой работы по сенсорному развитию «Занимательная сенсорика» во второй младшей группе

I. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Ранний этап развития ребенка предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении.

То есть не только традиционное ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и др. с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций (А. В. Запорожец, А. П. Усова).

Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат.

Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май — включительно, один раз в неделю – четверг. План кружка рассчитан на год. Кол-во детей посещаемых кружок «Занимательная сенсорика» — 22 чел.Возраст детей: от 3 до 4 лет.

Участники: Педагоги – воспитатель, дети, родители.

Длительность: кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года один раз в неделю в виде дидактических игр и упражнений. Продолжительность занятий до 15 минут.

1.1.1. Цели и задачи.

Цель:

Развитие умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста через сенсорное развитие.

Задачи:

• Дать детям представления о сенсорных эталонах,являющихся образцами основных разновидностей каждого свойства: 6, затем 7 цветов спектра, 5 геометрических фигур, 3 градации величины.

• Формировать познавательную активность детей при проведении непосредственной обучающей деятельности (игры, дидактические упражнения, эксперименты, игровые задания и поручения).

• Закрепить четкие представления о разновидностях каждого свойства.

• Научить правильно,понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Т. к. «величина» не имеет «абсолютного» значения, учить воспринимать ее только в сравнении с другой величиной.

1.1.2. Основные принципы программы:

• Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;

• Принцип системности коррекционных и развивающих задач;

• Принцип единства диагностики и коррекции;

• Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком;

• Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации.

Планируемые результаты.

• обогащение активного и пассивного словаря детей;

• познавательный интерес к НОД кружка;

• подготовка атрибутов для игр, НОД.

• ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу

• ориентироваться в трех и более контрастных величинах

• собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины

• сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине

• составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков

• различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма)

• ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник)

II.Содержательный раздел.

2.1. Направления программы:

1) Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно — перцептивных процессов.

2) Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение, воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.

3) Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.

2.2. Методическое обеспечение программы.

Методы обучения:

• Игровой метод (дидактические игры).

• Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

• Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

• Словесный метод (объяснение, беседа индивидуальная, фронтальная, поощрение).

• Метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, пример). Формы работы:

• Игры (дидактические, развивающие, словесные).

• Использование мелких игрушек.

• Прослушивание аудиозаписи, использование технических средств.

• Использование рассказов, стихов, загадок.

• Задания для развития мелкой моторики.

2.3. Этапы реализации программы.

Подготовительный этап:

1. Подготовка стихотворений, потешек, загадок, игр.

2. Подготовка атрибутов для НОД, игр.

Основной этап:

Перспективное планирование игровых занятий по кружковой работе

Заключительный этап:

1. Диагностика детей по сенсорному развитию в 2 младшей группе на окончание учебного года 2018 -2019г.

2. Подведение итогов проекта (работы кружка).

3. Подготовка презентации по фотографиям

2.4. Перспективное планирование кружковой работы на (2018-2019г.)

Сентябрь.

1.Знакомство с цветами: желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный. Дидактическая игра «Спрячь мышонка».

2.Знакомство с формой: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг.Дидактическая игра: «Птичка в клетке».

3. Знакомство с параметрами трех величин. Дидактическое упражнение «Накорми мишек»

4.Интегрированная НОД: «Найди такой же по цвету и форме».

Октябрь.

1. «Спрячь зайку от лисы» — цвет.

2. «Кто где спит» — форма.

3. «Игра с мячами» — величина.

4.Интегрированная НОД: «Чудесный мешочек» — форма и величина.

Ноябрь.

1. Окраска воды – цвет.

2. Какой формы предметы в нашей группе.

3. Построим башню.

4. Интегрированная НОД Разноцветные комнаты – цвет и величина.

Декабрь.

1. «Украшение для ёлочки» — цвет.

2. «Новогодние елочки» — величина.

3. «Составные картинки» – форма.

4. Лото «цвет и форма».

Январь.

1. Дидактическая игра «Хвост у петуха» — цвет.

2. Дидактическая игра «Магазин» — форма.

3. Дидактическая игра «Кто выше» — величина.

Февраль.

1. Дидактическая игра «Живое домино» — цвет.

2. Игра – соревнование «Кто быстрее свернет ленту» — величина.

3. «Построим башню» — величина.

4. Интегрированная НОД «Радуга» — цвет и величина.

Март.

1. Игровые поручения – цвет и величина.

2. Дидактическая игра «Соберем фрукты» – величина.

3. Игровое упражнение «Найди свой домик» — форма.

4. Интегрированная НОД «Платочек для мамы» — форма.

Апрель.

1. Дидактическая игра «Разноцветные флажки» — цвет.

2. Дидактическая игра «Принеси и покажи» – форма и величина.

3. Игровое упражнение «Найди свою полянку» — цвет.

4. Дидактическое упражнение «Как звери выбирали себе место».

Май.

1. Закрепление – дидактическая игра «Пришла весна» — цвет, форма и величина.

2. Закрепление – коллективное рисование «Цвета весны».

3. Закрепление – коллективная аппликация «Весенняя капель» — величина.

2.5. Работа с воспитателями:

С воспитателями групп запланирован круглый стол на тему

«Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях детского сада», опыт работы по изготовлению дидактических игр по сенсорному развитию детей, анкетирование.

Запланированы консультации с воспитателями по следующим темам: «Зарождение игровой деятельности» (история развития, возникновение ролевой игры, «Сензитивный период сенсорного развития и восприятия предметов».

2.6. Работа с родителями

В зону сенсорного развитиязапланировано совместно с родителями изготовить дидактические игры:

«Разложи орешки по цветам»

«Разноцветная коробочка»

«Украсим бабочек»

«Застегни пуговицы»

«Веселые карандаши»

«Собери хвост петушку»

Совместно с родителями оформить : «Центр активности», «Центр спокойных игр»,

Провести консультации с родителями на темы:

«Игры, развивающие движения кисти – пальчиковая гимнастика»,

«Я учусь действовать с предметами»,

«Массаж рук»,

«Игра – спутник детства».

III. Организационный раздел

3.1 Материально техническое обеспечение программы.

1. Комната светлая, просторная, проветриваемая, отвечающая требованиям САНПиНА.

2. Демонстрационная магнитная доска или мольберт.

3. Аудио колонка.

4. Шкафы для хранения дидактических и методических пособий.

5.Дидактические пособия: дидактические игры, комплект упражнений на проверку и закрепление знаний по методикеГ. В. Бурменской

3.2.Список литературы:

1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012

2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер/ Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.

3. Интернет ресурсы.

4. Лямина Г. М. Гербова В. В. Романовская Э. М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с. 81-82,162-163.

5. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.

6. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.

7. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е. Б. Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.

8. Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитиедетей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т. В. Высокова. –Волгоград:

9. Колосс, Г. Г. Сенсорнаякомната в дошкольном учреждении:

10. Кочетова, Н. П.Играем с малышами:игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н. П. Кочетова, Г. Г. Григорьева, Г. В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.

11. Лыкова, И. А.Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И. А. Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.

12. Маханева, М. Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. – М.:Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

13. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М

14. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М. Монтессори. – М.

Источник

Наталья кочманова
Рабочая программа кружка «Сенсорика»

2015 г.

«…Истоки творческих способностей

детей и их дарований – на кончике пальцев»

В. А. Сухомлинский

Содержание

• Пояснительная записка

• Теоретическое обоснование, актуальность программы

• Законодательно-нормативное обеспечение программы

• Основные принципы программы

• Направления программы:

• оздоровительное;

• воспитательное;

• образовательное.

• Организационно-методическая деятельность по реализации программы

• Объекты программы

• Формы работы

• Принципы комплектования группы и организации работы

• Продолжительность реализации программы

• Методики для диагностики результативности программы

• Цель программы

• Задачи программы

• Предполагаемый результат

• Учебный план

Пояснительная записка

Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего дошкольного возраста. В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, на нанизывание, с пластилином, с карандашом, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Теоретические обоснования, актуальность программы

Ранний возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л. С. Выготский, — «ранний возраст сензитивен во всем».

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Сенсорное развитие ребенка —это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. Именно ранний возраст — наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.

Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, мы сделали вывод, что на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как Я. А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. Тихеева, Л. А. Венгер. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

Анализ систем перечисленных авторов с позиций принципов теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого–педагогических исследований.

.

Основные принципы программы

• Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

• Принцип системности коррекционных и развивающих задач.

• Принцип единства диагностики и коррекции.

• Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

• Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации

Направления программы

Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно — перцептивных процессов.

Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение, воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.

Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.

Организационно-методическая деятельность по реализации программы

• Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.

• Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.

• Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному образованию детей.

• Создание условий для кружковой деятельности.

Объекты программы

• Дети 1 -2года.

• Семьи детей посещающих детский сад.

• Педагогический персонал детского сада.

Формы работы:

• Групповые занятия.

• Индивидуальные занятия.

Принципы комплектования группы и организации работы

• Учет интересов и способностей детей.

• Желание родителей.

• Добровольное участие.

• Недирективность позиции взрослого.

• Учет психофизических особенностей детей.

Продолжительность реализации программы:

Данный курс состоит из 64 занятий по 7-10 минут каждое. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев для первого года обучения и столько же для второго года обучения.

Методики для диагностики результативности реализации программы

• Диагностика нервно- психического развития детей первых трех лет жизни ВолосовойЕ. Б.

• Методика Г. В. Бурменской,

Цель программы

Формировать у детей восприятие отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств. Научить детей воспринимать такие сложные явления окружающего мира, как иллюстрации, литературные произведения, социальные явления, движения, природа, музыка.

Задачи программы

• Учить рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму, величину, цвет, называть эти качества предметов, вслушиваться и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.

• Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего и развития мышления.

Задачи для первого года обучения (1 -2 года)

•Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета, формировать представления об оттенках, развивать способность при рассмотрении картины видеть, как с помощью цвета достигается художественная выразительность изображения.

•Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т. п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.

• Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.

• Развитие обонятельных и вкусовых ощущений.

Задачи для второго года обучения (2-3 года)

•Развитие зрительных ощущений: учить различать и называть форму, размер, цвет предмета, формировать представления об оттенках, развивать способность при рассмотрении картины видеть, как с помощью цвета достигается художественная выразительность изображения.

•Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и правильно их называть (гладкий, мягкий, пушистый, твердый и т. п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.

• Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.

• Развитие обонятельных и вкусовых ощущений.

•Ориентирование во времени: усвоение представлений о частях суток.

Предполагаемый результат

После первого года обучения (1-2 года)

• Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.

• Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).

• Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).

• Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.

• Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

• Различают запах, вкус, качество материала.

После второго года обучения (2-3 года)

• Дети различают и называют цвета спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый.

• Различают и называют геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник).

• Используют сенсорные эталоны для оценки свойств предметов (машина красная, кошка пушистая).

• На ощупь различают качество предметов и их называют.

• Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

• Различают запах, вкус, качество материала.

• Начинают ориентироваться во времени.

Предполагаемый результат

Первый год обучения (1-2 года)

• Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.

• Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).

• Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).

• Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.

• Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

• Различают запах, вкус, качество материала.

Второй год обучения (2-3 года)

• Дети различают и называют цвета спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый.

• Различают и называют геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник).

• Используют сенсорные эталоны для оценки свойств предметов (машина красная, кошка пушистая).

• На ощупь различают качество предметов и их называют.

• Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

• Различают запах, вкус, качество материала.

• Начинают ориентироваться во времени.

Источник