Программа комплексной дифференцированной диагностики развития ребенка с нарушением зрения

Программа комплексной дифференцированной диагностики развития ребенка с нарушением зрения thumbnail

Кирсанова Светлана
Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с нарушением зрения

Профессиональная коррекция нарушений развития детей в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением зрения – это планируемый и особым образом, организуемый процесс, основу которого составляют принципиальные положения:

коррекционная работа включается во все направления деятельности Учреждения;

содержание коррекционной работы – это система оптимальной комплексной (педагогической, психологической, медицинской) поддержки, направленной на всестороннее развитие, коррекцию и компенсацию имеющихся у детей с нарушением зрения недостатков развития, обусловленных степенью и характером зрительного дефекта.

Прием детей в Учреждение осуществляется на основании направления врача-офтальмолога, медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка и заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

В соответствии с ФГОС ДО коррекционная работа в Учреждении направлена на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития детей с патологией зрения, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с нарушением зрения Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа осуществляется в соответствии с Программой специальных образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л. И. Плаксиной «Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду».

Цель коррекционной работы: стабилизация всего хода психофизического развития ребенка с нарушением зрения и успешная интеграция в общеобразовательную школу и общество сверстников.

Задачи:

— формировать навыки социально-адаптивного поведения, которое позволяет быть адекватным и самостоятельным в разных бытовых и простейших социальных условиях;

— формировать у детей представления о своих зрительных возможностях и умение пользоваться нарушенным зрением;

— формировать умение получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;

— обучать использованию получаемой полисенсорной информации в предметно- практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.

Принципы организации коррекционной работы,

рекомендованные Плаксиной Л. И. и Фомичевой Л. В.

— принцип превентивной направленности, которая решает задачи опережающего характера для предупреждения появления отклонений в психофизическом развитии детей с ОВЗ;

— принцип пропедевтической роли коррекционной работы, который имеет большое значение для введения ребенка в различные виды деятельности: игру, занятия, труд и другие;

— принцип преобразующей, трансформирующей роли коррекционной работы. Сущность его состоит в формировании новых обходных способов ориентации в окружающей действительности, когда недостаточность зрения восполняется за счет полисенсорных связей сохранных анализаторов, усиления регулирующей роли речи, мышления, памяти, т. е. когда активизируется и расширяется роль и значение других психических функций;

— принцип оптимальной информационной направленности коррекционной работы. Реализация данного принципа основывается на информативной обеднённости познавательного процесса и имеющемся разрыве между ребенком и его окружением. Предоставление информации в форме, доступной для ребенка, является важным условием успешности его социальной адаптации. Критерием доступности и целесообразности информационного содержания коррекционной работы является его адекватность познавательным возможностям ребенка с нарушенным зрением. В результате соответствующей коррекционной работы у ребенка возрастают адаптивные качества.

— принцип единства педагога и ребенка, он включает в себя такие критерии, как:

1. адекватность содержания психолого-педагогического воздействия состоянию и уровню психофизического развития ребенка с ОВЗ;

2. оптимальная направленность коррекционной работы и её процессов на достижение объективно оправданных целей;

3. обеспеченность практическим взаимодействием, приводящих ребенка к осознанию своих потенциальных возможностей. Педагог внимательно изучает ребенка в процессе организованной деятельности, которая строится на основе его интересов, склонностей и психических возможностях. При этом педагогу важно использовать все способности ребенка, и это является принципиальной основой нормализации и стабилизации его психического развития. Эмоциональный комфорт ребенка в большей мере зависит от степени его доверия к педагогу как главному посреднику между ним и окружающей действительностью.

Основными особенностями подхода к организации коррекционного и образовательного процессов являются:

-учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;

-комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;

-модификация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения при соблюдении дидактических требований соответствия содержания обучения познавательным возможностям детей;

-дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, оригинальных наглядных пособий, тифлотехнических и оптических средств коррекции, в условиях уменьшенной наполняемости групп и применения методики индивидуально-подгруппового обучения;

-система работы по социально-бытовой адаптации и самореализации детей с нарушением зрения;

-создание офтальмогигиенических условий в групповых комнатах и лечебных кабинетах и специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения с учетом интересов, способностей и потребностей ребенка.

Особенности организации коррекционной работы

• Во все общеобразовательные занятия включаются упражнения для активизации зрительного анализатора и развития зрительного восприятия (выделение формы, цвета, величины, пространственного положения предметов и др.). В процессе таких упражнений дети учатся сравнению, узнаванию, классификации предметов по их основным признакам.

• Все виды деятельности детей, помимо общеобразовательных задач пронизаны задачами коррекции зрения и развития зрительного восприятия.

• Обязательно учитываются индивидуальные особенности и зрительные возможности каждого ребенка, осуществляется дифференцированный подход.

• На индивидуальные занятия допускается брать детей с общеобразовательных занятий, учитывая их индивидуальные особенности, уровень знаний и достижений. Такая организация обеспечивает исключение превышения учебной нагрузки на ребёнка.

Продолжительность подгрупповых коррекционных занятий у специалистов зависит от возраста, индивидуальных особенностей детей и составляет от 15 до 30 мин., индивидуальных – от 10 до 20 мин. Частота их проведения определяется характером зрительных нарушений, вторичных отклонений, индивидуальных особенностей детей.

• В режиме дня предусмотрено время для коррекционной работы по тренировке зрительных функций, которые проводятся 2 раза в день в первую и вторую половину дня. Коррекционный материал и упражнения подбираются индивидуально для каждого ребенка в соответствии со зрительной нагрузкой, которую определяет врач-офтальмолог. В содержание коррекционных занятий входят не только механическая тренировка зрительных функций глаза, но и развитие зрительного восприятия, ориентировки на микроплоскости, развитие мелкой моторики, самостоятельности, творческих способностей (например, плетение ковриков, штриховка, составление узоров, выкладывание из мозаики, нанизывание бус и т. д.).

• В образовательном процессе наряду с наглядными и словесными методами педагоги используют полисенсорный метод, который предполагает возможность максимально использовать сохранные анализаторы: слух, остаточное зрение, тактильно-вибрационные ощущения ребенка.

• Особое внимание педагоги уделяют изготовлению и подбору специфических наглядных пособий, отвечающим требованиям тифлопедагогики (четкость, яркость, контрастность цветовой гаммы, контурное и силуэтное изображение предметов, по возможности – объемные, с использованием натуральных материалов и фактуры). Широко используются зрительные ориентиры.

• Быстрая утомляемость детей с нарушением зрения требует смены видов деятельности, использования различных форм и способов организации. В середине периода непрерывной образовательной деятельности проводится физминутка.

Читайте также:  Среда образовательного учреждения как средство воспитания развития ребенка

• Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастикас использованием игровых и речедвигательных элементов. Она проводится несколько раз в течение дня по 3-5 минут, а также во время проведения любой образовательной деятельности через каждые 10-15 минут непрерывной зрительной нагрузки.

• Педагоги создают щадящие офтальмо-гигиенические условия: правильное освещение, размещение детей в зависимости от дефекта зрения, требования к наглядным пособиям, минимум статических поз, использование сохранных анализаторов, включение игр и упражнений на развитие зрительно-двигательных функций и другое.

• Объединение лечебно-восстановительного и коррекционно-педагогического процессов является основным принципом работы детского сада компенсирующего вида.

Коррекционно- развивающая работа осуществляется в двух направлениях:

1. Специально организованная коррекционная деятельность (узкие специалисты)

2. Включение коррекционных упражнений во все виды образовательной деятельности (воспитатели).

Таким образом, система коррекционной работы предусматривает комплексный многосторонний подход к развитию детей с нарушением зрения и включает активное взаимодействие воспитателей, специалистов (дефектолог, логопед, психолог и др., медицинских работников, а также родителей воспитанников.

Источник

яна акимова
Индивидуальная программа развития ребенка с нарушением зрения (вторая младшая группа)

Пояснительная записка

Программа составлена на основе программы Л. И. Плаксиной «Коррекционная работа в детском саду».

Индивидуальная программа направлена на выявление и коррекцию нарушений у детей с ослабленным

зрением.

Актуальность: зрение – самый мощный источник знаний об окружающем мире, о явлениях происходящих

вокруг. Дети с нарушением зрительной функции не имеют полноценной возможности знакомиться с

окружающим миром, у них ослаблены познавательные процессы — восприятие, воображение, наглядно-образное

мышление, ограничивается овладение социальным опытом. Всё это сказывается на развитии зрительного

восприятия, ориентировки в пространстве, нарушениях речи, мелкой моторики ребёнка, его поведении и

общении.

Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа,

направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Все занятия

носят индивидуально-дифференцированный характер в зависимости от потребностей в них ребенка.

Целью программы является совершенствование знаний и умений ребенка с нарушением зрения для

успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №111 г. Пензы «Олененок»

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Фамилия, имя ребенка ___

Дата рождения ___

Дата поступления в детский сад ___

Домашний адрес, телефон ___

Ф. И. О. родителей ___

Воспитатели ___

Учитель-дефектолог ___

Заключение и рекомендации ПМПК ___

___

I. РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Цель и задачи

Дидактические игры и упражнения Реализация

I-полугодие II-полугодие

ЦВЕТОВОСПРИЯТИЕ Закрепить знания и умения зрительно различать и называть точным словом 5-6 цветов «Выбери зеленые, желтые, красные» «Составь цветной коврик из квадратов», «Сравни и назови цвет», «Собери цветы».

Учить соотнесению объектов по цвету «Подбери по цвету», «Соедини разноцветные воздушные шары с соответствующими по цвету ниточками»

Упражнять в выделении цвета в окружающей среде

«Найди такой же цвет в игрушках», «Найди игрушку такого же цвета»

ФОРМОВОСПРИЯТИЕ Учить различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал) «Найди такой же, круг, квадрат», «Найди и назови что это», «Собери матрешку», «Собери грибок».

Учить соотносить форму плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус и т. д., «Чудесный мешочек», «Угадай, что это», «Подбери одинаковые по форме», «Собери кубики»

Учить находить форму геометрических фигур в реальных объемных предметах. «Предметное лото», «Найди и назови такую же игрушку», «Найди круглые игрушки», «Найди что-нибудь квадратное»,

ВЕЛИЧИНА Закрепить умение различать, выделять и сравнивать величину предметов (большой — маленький, «Найди большие и маленькие предметы», «Что больше, что меньше?», «Собери корзинки», «Составь башенку», «Найди такой же предмет», «Собери матрешку».

Учить зрительно сравнивать величину предметов путем наложения, приложения; «Найди такой же предмет в группе», «Составь пирамидку»,

Учить находить большие и маленькие предметы (игрушки, мебель, одежда и т. п.). «Найди большого мишку в группе», «Где стоит большой (маленький) шкаф?», «Обними большое дерево, маленькое деревце», «Найди самый большой лист и самый маленький листок».

II. ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ

Цель и задачи

Дидактические игры и упражнения Реализация

I-полугодие II-полугодие

Учить детей различать и правильно называть части своего тела, части тел других детей, кукол; соотносить со своим телом. «Покажи, где у тебя (голова, ноги и т. д.)», «Покажи, где у куклы (голова, ноги, руки, грудь, спина)»,

Развивать способности детей различать пространственные признаки окружающих предметов с помощью зрения. «Большие и маленькие», «Найди такую же игрушку (по величине, форме)», «Найди одинаковые фигуры (круги, квадраты)»,

Учить ориентироваться в групповой комнате, в спальне,в раздевалке, в туалетной комнате. «Погуляем с куклой по группе» ,«Покажи кукле игровой уголок», «Кто скорее найдет свой шкафчик (кровать, место за столом и т. д.)»

«Проследи, как летит бабочка», «Прокати шар в ворота», «Проследи за движением флажка», «Посмотри, как качается фонарик»,, «Зажги фонарик», «Какого цвета горит огонек?», «Дорисуй дорожку», «Найди предмет», «Собери шары на нитку (с настоящими бусинками заданного размера)», «Кто скорее соберет цветные палочки», «Подбери пару», «Проведи дорожку на картинке от елочки к домику», «Кто играет, а кто спит?», «Подбери одинаковые картинки», «Попади, не промахнись (в процессе рисования)», «Ближе — дальше».

«Оденем куклу на прогулку», «Купание куклы»,, , «Иди в ту сторону, откуда позвали», «Иди на звук погремушки (колокольчика, бубна и т. д.)», «Узнай игрушку на ощупь», «Узнай на ощупь круг, квадрат».

III. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Цель и задачи

Дидактические игры и упражнения Реализация

I-полугодие II-полугодие

ПАМЯТЬ Выкладывание картинок на фланелеграфе сначала по образцу, а потом по памяти. Сюжеты могут быть самые разнообразные: «Зверята в хороводе»; «Цветы и бабочки», «Фрукты в вазе»; «На птичьем дворе» и др.

«Запомни кружочки»

ВНИМАНИЕ Развитие внимания в процессе зрительного поиска «Подбери пару», «Что выше, что ниже?», «Кто в домике живет?»

Формирование качества распределения внимания «Составь целую картинку», «Собери пирамидку», «Составь узор», «Наложи на контур цветное изображение или черный силуэт», «Вложи в прорези фигуры»,

Развитие объёма внимания (убирание одного из объектов) Что лишнее», «Что изменилось», «Чего не стало?»

МЫШЛЕНИЕ

IV. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Цель и задачи

Дидактические игры и упражнения Реализация

I-полуго-дие II-полу- годие

ПРОИЗНОШЕНИЕ Развитие движений артикуляционного аппарата для формирования артикуляционной базы, для постановки нарушенных звуков

Постановка нарушенных звуков согласно индивидуальным планам. Первоначальное закрепление звуков.

Читайте также:  Особенности развития ребенка с овз в таблицах

Развитие речевого дыхания. Упражнения: «Окошко», «Трубочка», «Заборчик», «Часики», «Вкусное варенье», «Лошадка».

В слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Развитие длительного речевого выдоха — вдоха.

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Развитие смысловой стороны речи.

Обогащать словарный запас Задания на соотнесение предмета и об раза по словам.

На основе лексических тем

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

V. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Цель и задачи Дидактические игры и упражнения Реализация

I-полугодие II-полугодие

Развитие моторики: мелкой в сочетании с развитием осязательного восприятия. Общеразвивающие физические упражнения. Работа с карандашом (обводка по контуру). Формирование навыков рисования (раскрашивание). Различение признаков по фактуре.

Обучение различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении различных микродинамических актов и крупных движений руки; «Две руки идут навстречу друг другу», «Спрячем мизинец в кулачке другой руки», «Собери двумя пальцами спички в коробочку», «Нажми на кнопку средним пальцем», «Найди в замке место, куда вставляется ключ», «Помаши рукой, опусти пальцы вниз», «Укажи, где середина ладони», «Подержи мяч двумя руками, одной» и т. д.

Учить различать свойства поверхности предметов (гладкая — шероховатая, мягкая — твердая, теплая — холодная и т. п.). «Угадай, что лежит в руке», «Чудесный мешочек», «Подбери ткани по образцу», «Найди такой же жесткий (мягкий, теплый) предмет», «Угадай, чем я коснулась твоей руки (щеки)», «Что здесь теплое, а что холодное?» и т. п.

Учить пользоваться для изображения и раскрашивания трафаретами, линейками, лекалами «Обведи по контуру круг», «Нарисуй квадрат (овал, круг, треугольник) по трафарету», «Закрась контур изображения (предмета или геометрической фигуры)»

Формирование представлений о строении и возможностях рук, знакомство с расположением, названием и назначением пальцев. «Две руки идут навстречу друг другу», «Спрячем мизинец в кулачке другой руки», «Собери двумя пальцами спички в коробочку», «Нажми на кнопку средним пальцем», «Найди в замке место, куда вставляется ключ», «Помаши рукой, опусти пальцы вниз», «Укажи, где середина ладони», «Подержи мяч двумя руками, одной» и т. д.

Источник

Зрение – самый мощный источник знаний об
окружающем мире, о явлениях происходящих вокруг.

Дети с нарушением зрительной функции
испытывают некоторый дискомфорт, неуверенность,
раздражительность, нарушение осанки,
затруднение ориентировки в пространстве, что
приводит к гиподинамии и закомплексованности,
поэтому глаза ребёнка заслуживают особого
внимания и бережного отношения. Особенно сегодня
актуально говорить о тех перегрузках, которые
испытывают глаза, сидящего у компьютера и
телевизора ребёнка.

Коррекционная работа с детьми, имеющими
нарушение зрительных функций начинаются далеко
за пределами дошкольного учреждения, а именно в
семье. Правильное воспитание и отношение
родителей к детям имеют большое значение для их
всестороннего развития. Родителям необходимо
найти правильный подход к своему ребенку, чтобы
не лишать его самостоятельности и не навредить
своей гипперопекой, окружить его вниманием,
заботой, любовью не забывая о том, что ребенок это
член семьи, а не ее центр, чтобы не вырастить
собственника и эгоиста. Родителям необходимо
понимать, для того чтобы сохранить остаточное
зрение, следует соблюдать режим дня, питания,
отдыха ограничивать время просмотра
телепередач, игры на компьютере. Все эти условия
создаются в ДОУ, с родителями проводятся
индивидуальные консультации различных
специалистов: логопеда, психолога,
врача-офтальмолога, ежедневно с родителями
работают воспитатели, имеющие высокую
профессиональную подготовку и огромный опыт.
Взаимодействие с родителями слабовидящих детей
является одной из важнейших задач в
коррекционной работе, налаженный полноценный
контакт с родителями, приводит к более успешным
результатам воспитанников.

Дошкольный возраст это период созревания
зрительной системы ребенка, становления всех
психических процессов и личностных качеств
детей. Примерная общеобразовательная программа
“Истоки”, Центра “Дошкольное детство” имени
А.В Запорожца, под научной редакцией Л.А
Парамоновой, а также по программе специальных
коррекционных образовательных учреждений для
детей с нарушением зрения, под научной редакцией
Л.И. Плаксиной. Программы созданы в соответствии
с федеральными государственными требованиями,
на основе общедидактических и
тифлопедагогических принципов, обеспечивающих
всестороннее развитие ребенка с нарушением
зрения и успешную подготовку к школе.

На начальном этапе, когда сформирована группа
детей родителям воспитателями предлагается
консультирование по теме “Особенности развития
детей с нарушением зрения”, “Некоторые
особенности работы с детьми” происходит
знакомство родителей с режимом дня и т.д.
Следующим этапом проводятся индивидуальные
консультации с врачом-офтальмологом, который
разъясняет родителям особенности состояния
зрения их ребенка, диагноз и рекомендует
необходимые медицинские назначения. Это может
быть аппаратное лечение, комплекс упражнений и
занятий с ребенком, ношение заклеек и очков. В
домашней обстановке родители должны
придерживаться этих назначений.

Более усиленная коррекционная работа ведется в
ДОУ. Воспитатели, врач-офтальмолог, медицинская
сестра ортоптистка, ежедневно проводят
аппаратное лечение, контролируют состояние
зрения и зрительные нагрузки.

Тифлопедагог проводит индивидуальную работу с
детьми имеющими низкую остроту зрения и т.д.

Только совместная работа врачей, психолога,
логопеда, воспитателей и родителей приведет
положительному результату в коррекции
зрительной функции, а следовательно и
всестороннему развитию ребенка.

img1.JPG (20140 bytes)

img2.JPG (26915 bytes)

Коррекционная работа в детском саду строится
как многоуровневая система, обеспечивающая
целостный, комплексный, дифференцированный
регулируемый процесс управления всем ходом
психофизического развития и восстановления
зрения на основе включения в процесс сохранных
анализаторов и потенциальных возможностей
детей.

Коррекционная работа в дошкольном учреждении
состоит во взаимосвязи коррекционной работы со
всеми образовательными областями детской
деятельности, всесторонним воздействием
содержания приемов, методов, средств коррекции
на детей, организацию обеспечения оптимальных
условий для системного, комплексного, не
прерывного воспитания и обучения.

Основными направлениями коррекционной работы
в ДОУ является:

1.Развитие зрительного восприятия.

В естественных жизненных условиях, ребенок с
нормальным зрением подвергается воздействиям
систематически и многократно повторяемой
визуальной стимуляции. Значительное снижение
зрения существенно ограничивает естественную
стимуляцию, вследствии чего ребенок не может
приобрести такой же сенсорно-перцептивный опыт,
как нормально видящий ребенок.

Дети с нарушением зрения находятся в
обедненной зрительной среде, при которой
генетические предпосылки развития восприятия
теряют свою силу. Коррекционная работа по
развитию зрительного восприятия в этом возрасте
способствует существенному улучшению сенсорной
основы когнитивного развития.

img3.JPG (20871 bytes)

2.Развитие осязания и мелкой моторики.

Низкий уровень развития осязательной
чувствительности, моторики пальцев и кистей рук
происходит потому, что дети с частичной потерей
зрения полностью пологаются на визуальную
ориентировку и не осознают роли осязания как
средства замещения недостаточности зрительной
информации. Из-за отсувствия или резкого
снижения зрения дети не могут спонтанно по
подражанию окружающим овладеть различными
предметно-практическими действиями.
Коррекционные упражнения направлены на
формирование у детей с нарушением зрения умений
и навыков осязательного мира, а также обучение их
приемам выполнения предметно-практических
действий.

Из собственного опыта работы, могу сказать, что
образовательная область “Художественное
творчество” является наиболее интересной для
детей деятельностью, так на пример работа с
нетрадиционным материалом – лепка из соленого
теста (тестопластика) приводит детей в восторг.
Они с удовольствием лепят, чувствуя себя
творцами и художниками с гордостью
демонстрируют свои произведения родителям.
Таким образом, можно решить многие коррекционные
психолого-педагогические задачи и погрузить
родителей в совместный творческий процесс.

Читайте также:  Правила развития мозга вашего ребенка озон

Программа комплексной дифференцированной диагностики развития ребенка с нарушением зрения

3.Ориентировка в пространстве.

Для детей с нарушением зрения характерны
недостатки развития движений и малая
двигательная активность; по сравнению с детьми у
которых зрение в норме, у слабовидящих ребят,
значительно хуже развиты пространственные
представления, возможности практической микро и
макро ориентировки, словесные обозначения
пространственных положений. Нарушения
глазодвигательных функций вызывает ошибки
выделения детьми формы величины
пространственного расположения предметов. В
ходе коррекционной деятельности дети учатся
выделять и анализировать различные
пространственные признаки и отношения, получать
информацию об окружающем пространстве с
привлечением всей сенсорной сферы. На практике,
применение здоровье-сберегающих технологий,
социо-игровых методов и приемов, тренировочных
упражнений для развития мелкой моторики пальцев
и кистей рук, дают возможность детям с нарушением
зрения стать более активными, любознательными в
процессе игры и обучения.

Программа комплексной дифференцированной диагностики развития ребенка с нарушением зрения

4. Социально-бытовая ориентировка.

Деятельность по социально-бытовой
ориентировке прежде всего направлена на решение
проблем социализации детей с нарушением зрения,
формированием навыков социально-адаптивного
поведения. Успешность социализации определяется
умением рационально пользоваться зрением,
получать сего помощью максимально полные
представления об окружающем мире, опираясь в
процессе познания и общения на информацию
поступающую через сохранные анализаторы
(осязание, слух, вкусовую, обонятельную и
температурную чувствительность), умением
самостоятельно ориентироваться в пространстве,
пользоваться определенным запасом
представлений об элементарных социально-бытовых
ситуациях, умением взаимодействовать с
окружающими.

Для более легкой адаптации и социализации,
вновь поступивших в детский сад детей, мной был
разработан проект “Вхождение ребенка
дошкольника в мир социальных отношений” в
процессе реализации которого, мои воспитанники в
игровой форме знакомились с элементарными
правилами поведения и общения с взрослыми и
сверстниками.

Программа комплексной дифференцированной диагностики развития ребенка с нарушением зрения

Программа комплексной дифференцированной диагностики развития ребенка с нарушением зрения

Программа комплексной дифференцированной диагностики развития ребенка с нарушением зрения

Программа комплексной дифференцированной диагностики развития ребенка с нарушением зрения

Основные принципы организации
коррекционно-педагогического образовательного
процесса в ДОУ:

  1. Учет общих и индивидуальных особенностей
    ребенка.
  2. Комплексный медико-психолого-педагогический
    подход к диагностике и коррекционной помощи
    ребенку.
  3. Адаптация учебных планов и программ, увеличение
    сроков обучения, перераспределения учебного
    материала и изменение темпа освоения детьми.
  4. Дифференцированный подход к детям, в
    зависимости от состояния зрения.
  5. Обеспечение стандарта общеобразовательной
    подготовки.
  6. Система работы по социально-бытовой адаптации и
    самореализации.
  7. Создание офтальмологических условий.
  8. Обеспечение оптимальных условий для
    медико-психологической реабилитации детей.

В соответствии с принципами организации
коррекционно-педагогического образовательного
процесса строится модель социальной адаптации и
реабилитации детей с нарушением зрения.

Важной составляющей коррекционной работы в ДОУ
является система двигательной активности детей.
Детям с нарушением зрения трудно
зрительно-двигательно сориентироваться в
пространстве. Для преодоления данной проблемы
необходимо использовать здоровье-сберегающие
технологии, целый комплекс подвижных игр и
упражнений направленных на коррекцию
пространственных ориентировок. В
непосредственной образовательной деятельности
необходимо применять физ.минутки для глаз,. для
снятия зрительной утомляемости.

Особую роль нужно уделить физическому развитию
дошкольников с нарушением зрения.

На практике в ДОУ дважды в неделю проходит
коррекционная физкультура, где применяется
комплекс упражнений направленных на коррекцию
осанки, плоскостопия, общую координацию и т.д Все
это способствует повышению физических качеств и
улучшению общего состояния здоровья детей в ДОУ.

Каждый ребенок нуждается в индивидуальном
подходе а именно:

  1. Наглядные пособия и материалы должны учитывать
    степень патологии зрения.
  2. Упражнения и игры должны соответствовать
    возрасту и диагнозу детей.
  3. Необходимо создать благоприятные условия для
    развития каждого ребенка.

Все эти моменты учитывает методика проведения
тренировочных занятий со слабовидящими детьми:

  1. Тренировочные занятия проводятся для
    тренировки больного глаза, закрепление знаний и
    навыков предусмотренных программой воспитания в
    дошкольном учреждении. Проводятся они два раза в
    неделю в каждой возрастной группе, как в
    утренние, так и в вечерние часы.
  2. Продолжительность тренировочных занятий в
    соответствии с возрастом группы:
  3. Первая младшая группа – 10-15 минут.
    Вторая младшая и средняя группы – 15-20 минут.
    Старшая и подготовительная группы – 20-25 минут.

  4. Занятие проводиться в свободной форме, дети
    самостоятельно рассаживаются за столом.
  5. Занятия проводит одновременно со всеми детьми,
    но задания индивидуальные.
  6. Материал тренировочных занятий должен
    соответствовать знанию и навыкам
    предусмотренных программой дошкольного
    учреждения, для каждой возрастной группы.
  7. Пособия должны соответствовать возрасту детей
    и выдаваться детям согласно зрительной нагрузки.

Детей с нарушением зрения уже с двух лет
необходимо обучать различным упражнениям для
глаз, превратив эти упражнения в игры, постепенно
игры непроизвольно станут потребностью для
ребенка играть в них.

Рекомендуемые зрительные нагрузки
разнообразны, в зависимости от диагноза.
Нагрузка для детей с амблиопией и косоглазием №1,
сходящееся косоглазие нагрузка №2, расходящееся
косоглазие нагрузка №3 и т. д. В детском саду все
зрительные нагрузки это тренировочные игры
:мозаики разных размеров, шнуровки,
предметы-контуры, различные лабиринты, вкладыши,
бусины, а также специальные тренажеры

Зрительные маршруты и гимнастики.

В период ношения ребенком заклейки (аклюзии)
зрительное восприятие затруднено, поэтому врачи
рекомендуют проводить показ игр, иллюстраций на
близком расстоянии, при близорукости игры и
предметы даются более крупного размера. При
дальнозоркости, напротив рекомендуются игры
более мелкие.

В процессе образовательной деятельности, чтобы
не было зрительной перегрузки необходимо
проведение зрительной гимнастики, физ. минуток
или работы с мини тренажерами, массажем активных
точек лица, его можно проводить одновременно с
несколькими детьми или индивидуально. Взрослее,
дети с удовольствием делают его самостоятельно в
виде игры.

Если ребёнок любит играть с машинками, можно
подобрать необходимую игру с тренажером
“Дорожка”, которую разработал кандидат
педагогических наук, доцент В.А.Ковалёв.

img10.JPG (980546 bytes)

Из простейших игр дети должны усвоить понятия:
“направление движения”, “следить взглядом за
предметом”, “передвигать предметы по
направлению стрелок”, “поворот”, “разворот”,
“обратное направление”, “возвращение на
исходную точку”.

Если ребёнку нравятся игры бродилки, лабиринты,
предложите ему тренажер “видео-азимут”,
разработанный тем же автором, по которому любой
сказочный герой пройдёт по направлению стрелок.

Программа комплексной дифференцированной диагностики развития ребенка с нарушением зрения

Использую световую указку, можно играть как
индивидуально, так и с группой детей в “бродилки
по горам”, тем самым мы добьёмся фиксации взора
на световом пятне, и слежения взглядом за ним.

Используя метку на стекле окна диаметром 3-5мм,
которая находится на уровне глаз на расстоянии
30-35см от ребёнка, находим предмет на линии взора в
дали и смотрим поочередно на удаленный предмет и
на метку.

Таким образом, перефокусируем взор, то на точке,
то на дальнем объекте нарабатывая остроту
зрения.

Зная, что ведущий деятельность детей
дошкольного возраста является игра, наполнив
упражнение с тренажёрами игровыми действиями, мы
может добиться наработки остроты зрения, даже
самым маленьких детей, а следовательно развить
познавательные способности детей и помочь
развить т