Программа индивидуальной траектории развития ребенка инвалида
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 мая 2019;
проверки требует 1 правка.
Индивидуальная образовательная траектория — это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании[1]. В качестве синонимов используются «вариативное обучение», «персонализированное обучение», «индивидуальный образовательный маршрут» и др.[2]
Правовые и административные основы[править | править код]
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует обеспечения «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, — одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья». В федеральном законе «Об образовании»[3] зафиксировано право детей-инвалидов на специальные образовательные условия.
Реализация[править | править код]
Выделяют три направления реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся[2]:
- Содержательное направление — создание индивидуальной образовательной траектории, предоставляя ученику возможность осваивать то содержание образования и на том уровне, который в наибольшей степени отвечает его возможностям, потребностям и интересам.
- Деятельностное направление — формирование индивидуальной образовательной траектории через современные педагогические технологии и IТ-технологии.
- Процессуальное направление — организационные аспекты педагогического процесса.
При составлении образовательных программ учитываются следующие показатели[2]:
- школьная зрелость;
- состояние здоровья, особенности развития, темп, режим работы;
- профиль обучения;
- склонность к конкретной предметной области;
- уровень образования;
- особенности развития.
Индивидуальная образовательная траектория учащихся с ОВЗ[править | править код]
Для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей должна разрабатываться адаптированная образовательная программа, которая при необходимости обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц[4]. Адаптированная образовательная программа определяет содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ (для инвалидов — вместе с индивидуальной программой реабилитации[5] инвалида)[6].
В структуру адаптированной образовательной программы входит индивидуальный учебный план ребёнка с ОВЗ, который обязан обеспечить освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося[6].
В практике инклюзивного образования также используется индивидуальная образовательная программа (ИОП) — документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды, включающей учителя и родителей, в организации обучения и психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ в рамках школы. ИОП является материальным отражением деятельности психолого-медико-педагогического консилиума по разработке и реализации индивидуальной образовательной траектории ребёнка с ОВЗ в конкретном учреждении[7].
Примечания[править | править код]
- ↑ Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? — М., 2005.
- ↑ 1 2 3 Вдовина С. А., Кунгурова И. М. Сущность и направления реализации индивидуальной образовательной траектории // Интернет-журнал Науковедение. 2013. (дата обращения: 20.08.2015).
- ↑ Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015 г.)
- ↑ N 273-ФЗ, п. 1, ст. 79.
- ↑ Приказ Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 N 379н (ред. от 03.06.2013) «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2008 N 12189)
- ↑ 1 2 Алехина С. В. Принципы инклюзии в практике образования // Аутизм и нарушения развития. 2013. № 1. С.1-6.
- ↑ Лич Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС. — М.: Оперант, 2015. — с. 64.
Источник
Индивидуальная программа развития ребенка-инвалида, ученика _ класса _________________________
Пояснительная записка
Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее уязвимых категорий детей.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности, согласно Закону РФ «Об образовании» эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.2,5,16, 29,31.
Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на образование является одной из важнейших задач нашей школы.
Роль системы образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе существенно возрастает для каждого из детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование решает задачи не только развития личности детей с ограниченными этой социальной группы, их реабилитации в условиях организованной общественной поддержки на пути к истинной интеграции.
Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности. Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.
В современных условиях учащиеся должны обладать не только высоким уровнем подготовки, но и набором определенных личностных качеств:
активностью,
самостоятельностью,
креативностью,
уверенностью в себе,
коммуникабельностью,
способностью быстро и успешно адаптироваться к новым условиям.
В период подросткового возраста происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы развития (ИПР). Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.
Цель программы: Формирование благоприятных условий для социализации детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование . Психологическая поддержка ребенка и его семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
- Обеспечение максимально полного охвата детей — инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья качественным и доступным образованием в соответствии с их психофизическими возможностями в различных вариативных условиях: интегрированное, инклюзивное, дистанционное, надомное.
- Формирование и дальнейшее развитие оказания социально – психолого – педагогической помощи родителям и детям из данной категории семей в реальных условиях их проживания;
- Формирование активной педагогической позиции родителей;
- Активное привлечение включению в учебный процесс, во внеурочную досуговую занятость своих детей;
- Привлечение внимания общественности к проблемам семей с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- Формирование толерантного отношения в школе к детям – инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья;
- Предупреждать родителей от наиболее распространённых ошибок в воспитании детей;
- Повышение правовой, психолого – педагогической грамотности родителей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Расширение возможностей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, для самореализации и социализации детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии с родителями, воспитывающих ребёнка – инвалида, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и с детьми данной категории;
- Повышение качества социальных услуг, предоставляемых семьям «группы риска»
Данная программа разработана в результате социального заказа родителей и составлена с целью комплексного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и комплексной помощи её родителям.
Предполагаемый результат:
— Совершенствование обучение детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
— Создание условий для интеграции детей данной категории в общество.
— Повышение авторитета родителей и их роли в воспитании, образовании детей.
-Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, семьи данной категории.
-Накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
-Оказание консультационной помощи.
-По итогам работы Программы провести анкетирование и выяснить какую бы ещё форму работы с семьёй, с детьми данной категории могли бы предложить сами родители, дети и оценить на сколько необходима помощь социально – психолого — педагогической направленности семьям, детям и на сколько она важна для них и полезна.
— Увеличение доли числа детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья вовлечённых в досуговую деятельность в системе дополнительного образования
— Увеличение результативности участия детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, в различных проектах по самореализации и социализации детей.
Особенности реализации программы:
Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью обучающегося, повышенной утомляемостью и истощаемостью, стойким нарушением познавательной деятельности.
Обучение направлено на усвоение социального опыта с учетом недостатков психического и физического развития ребенка.
Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
Родители – основные участники реабилитации. Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, помочь в приготовлении домашних заданий ,подготовке к экзаменам в процессе школьного обучения и в перспективе к максимальной интеграции в обществе. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у учителя, школьного психолога, ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР.
Один раз в четверть необходимо проводить школьный психолого-педагогический консилиум с анализом результатов реализации данной программы.
Участники программы: родители, классный руководитель, педагог-психолог, учителя школы, ученики школы, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР.
План поэтапной реабилитации.
Наименование этапа | Цель этапа | Ответственные | Сроки исполнения | Форма отчетности |
Социальное обследование семьи, установление проблемы | Сбор необходимых сведений о семье и ребенке | Классный руководитель | сентябрь | Карта социального обследования семьи |
Разработка индивидуального плана реабилитации (ИПР) | Координация реабилитационных мероприятий | Специалисты согласно ИПР | сентябрь | Записи в журналах регистрации реабилитационных мероприятий |
Корректировка ИПР | Пересмотр ИПР с учетом изменения возраста, здоровья, семейной ситуации | Команда специалистов и родителей | В течение учебного года | ИПР (новый вариант) |
Индивидуальная программа реабилитации:
Компоненты реабилитационного воздействия | Задачи | Формы | Ответственный |
Социальная реабилитация | Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка, и попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения. | 1. Интеграция в совместную деятельность детей с ограниченными возможностями, и детей, не имеющих проблем со здоровьем. | Классный руководитель |
Психолого-педагогическая реабилитация | Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения. | а) психологическая поддержка и психологическое консультирование ребенка и взрослых членов семьи. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-инвалида (индивидуальные беседы, лекционная форма работы в режиме of-line консультации с помощью электронной почты); б) решение семейных психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем. | педагог-психолог |
Образовательная реабилитация | 1) формировать основы целостной эстетической культуры через развитие его способностей и задатков; 2) развивать наблюдательность у ребенка, способность живо откликаться на события окружающей действительности; 3) вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности; |
| учитель педагог-психолог. Учителя-предметники учитель русского языка |
Творческая реабилитация, формирование и становление ребенка как творческой личности. | Постигать механизмы творческого процесса. Преодолевать одиночество. Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром. Воспитывать социальный оптимизм в масштабах всей будущей жизни. | Посещение концертов, праздников, внеклассных мероприятий, литературных праздников в школе для оптимизации самочувствия ребёнка, отвлечению от сосредоточенности на заболевании, пробуждению интереса к самостоятельному чтению книг как к одному из способов познания мира. Организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни. Включение в процесс реабилитации и адаптации не только ребенка, но и членов его ближайшего окружения. | Классный руководитель Учителя-предметники, родители |
Индивидуальный паспорт ребенка с ограниченными возможностями
ФИО ребенка ___________________________
Дата рождения ___________________________
Место учебы, класс МБОУ «Верх-Обская СОШ им. М. С. Евдокимова», 9 класс
Данные паспорта или свидетельства о рождении______________________________________________________________________________________________
№ пенсионного удостоверения_________________________
№ серии справки МСЭ, дата освидетельствования ______________________________________________________________________________________________________
Диагноз__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие кружки посещает_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Где участвовал, результаты________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какая помощь была оказана_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Директору
МБОУ «Верх-Обская СОШ им. М. С. Евдокимова»
_______________________________
_________________________________
отца ученика 9 класса ____________
инвалида группы,
проживающего по адресу:
_______________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу разработать для моего сына ____________, ученика 9 класса, индивидуальную программу реабилитации с обязательным отражением в ней следующих рекомендаций, мероприятий:
1.Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка.
2.Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения.
3. Формировать основы целостной эстетической культуры через развитие его способностей и задатков, развивать наблюдательность у ребенка, способность живо откликаться на события окружающей действительности, вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности.
6.Постигать механизмы творческого процесса. Преодолевать одиночество. Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром. Воспитывать социальный оптимизм в масштабах всей будущей жизни.
Дата____________ Подпись__________________
Источник
Ф.И. ученика
дата рождения.
Ознакомлены:
Родители (законные представители)
___________________________подпись
«___»______________201_____г.
II. Пояснительная записка
Обучение и воспитание ребенка с ОВЗ организовано в общеобразовательном классе в режиме инклюзивного обучения (индивидуально на дому по медицинским показаниям). Такой подход к обучению обеспечивает полноценное получение образования и социальное развитие ребенка. Ребенок получает образование в основные/пролонгированные сроки по адаптированной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (задержкой психического развития) и т.д.
Заключение ПМПК и рекомендации
Адаптированная образовательная программа ОО для обучающихся с задержкой психического развития.
Справка МСЭ (для ребенка – инвалида)
Цель психологического сопровождения: оказание помощи по усвоению ребенком образовательной программы, преодоление социально – психологических трудностей в процессе адаптации и учебной деятельности. Дальнейшая профессиональная ориентация.
Профессиональное сопровождение – знакомство с определенными ограничениями на получение профессии и с возможностями получения разнообразных профессий и последующей самореализации в профессиональной деятельности. Составление карты профессиональной зрелости.
Логопедическое сопровождение – предполагает коррекцию и развитие ребенка с речевыми проблемами.
Педагогическое сопровождение — обучение детей навыкам выполнения учебных заданий, получение знаний, организации времени, социальной адаптации.
Социальное сопровождение — обеспечение социального и эмоционального благополучия ребенка. Вовлечение в мероприятия различного уровня.
Лечебно-оздоровительное сопровождение – формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способностей справляться со стрессами и болезнями.
Воспитательное сопровождение – обуславливает формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдение личной гигиены, соблюдение правил безопасности жизни и культуры поведения в общественных местах.
Психолого-педагогическая характеристика
Учебная деятельность.
Особенности высших психических процессов: памяти, внимания, мышления.
Особенности речевого развития.
Особенности характера и темперамента.
Общие психолог-педагогические выводы
Индивидуальный коррекционно – развивающий маршрут в рамках психолого-педагогического сопровождения
График работы специалистов службы ПМПс
Организация освоения образовательной программы по учебным предметам в рамках ИТР
Химия
Характеристика Ф.И. ученика.
1.Познавательная деятельность:
Скорость учебной деятельности невысокая, объем и полнота восприятия низкие. Память неустойчивая, в речи не способна использовать химический язык и терминологию. Устно не отвечает, письменно работает лучше. Степень усвоения программного материала ниже среднего, химические формулы веществ не запоминает, знаки химических элементов не знает, знания свойств химических веществ отсутствуют, причинно – следственные связи выстроить самостоятельно не может, усваивает фрагментарно, домашнее задание выполняет в том случае, если необходимо списать текст.
2.Эмоционально-волевая сфера:
К рекомендациям учителя прислушивается, работает в основном письменно, устная речь не развита.
3.Умение работать с наглядными пособиями и выполнять задания учителя:
Работает по алгоритму, при этом глубина знаний небольшая. Хорошо работает с учебником, быстро находит справочную информацию. Может работать самостоятельно, проявляет инициативу, если успешна в выполнении задания.
4.Мотивы к учебной деятельности ниже среднего
Проявляет старательность не всегда, усвоение материала на низком уровне, к замечаниям учителя относится адекватно.
1.
Введение
7
Индивидуальный подход на уроке при изучении тем: «Характеристика металла и неметалла на основании его положения в ПСХЭ», «Амфотерные оксиды и гидроксиды», «Генетическая связь».
Дозирование учебных заданий на уроке. Отсутствие домашнего задания или его наличие только при желании ученика.
«Отдых – пауза» на уроке..
2.
Металлы
15
Индивидуальный подход на уроке при изучении тем: «Общие химические свойства металлов», «Химические свойства щелочных металлов», «Химические свойства щелочноземельных металлов», «Химические свойства алюминия», «Химические свойства железа».
Дозирование учебных заданий на уроке. Отсутствие домашнего задания или его наличие только при желании ученика.
«Отдых – пауза» на уроке.
3.
Практикум № 1
Свойства металлов и их соединений
3
Индивидуальный подход при выполнении практических работ, дозированное задание.
4.
Неметаллы
23
Индивидуальный подход на уроке при изучении тем.
Использование заданий низкой степени сложности. Сложность задания повышать только по желанию ученика и при его возможности активизировать свои мыслительные функции.
Использование максимально возможно наглядных пособий, видеофрагментов, тренажеров.
Дозирование учебных заданий на уроке. Отсутствие домашнего задания или его наличие только при желании ученика.
«Отдых – пауза» на уроке.
5.
Химический практикум №2
«Свойства неметаллов и их соединений»
3
Дозирование учебных заданий на уроке. Отсутствие домашнего задания или его наличие только при желании ученика.
6.
Органические соединения.
13
Индивидуальный подход на уроке при изучении тем.
Использование на уроках заданий практико – ориентированной направленности: собирание моделей молекул, работа на компьютерных тренажерах, выполнение мини – тестов. Выполнение лабораторных работ.
Дозирование учебных заданий на уроке. Отсутствие домашнего задания или его наличие только при желании ученика.
«Отдых – пауза» на уроке.
7.
Обобщение знаний за курс основной школы
6
Отсутствие домашнего задания.
Выполнение лабораторных опытов.
Дозированные задания на уроке.
Отдых – пауза на уроке.
Учет видов коррекционной помощи
Формирование социальной компетенции обучающихся
повышение степени освоения социальных навыков и компетенций, необходимых для продолжения образования и успешной социализации в обществе; сопоставление карты профессионального самоопределения и личного портфолио.
Срок:
Направления коррекционно – развивающей работы
Мероприятия
Планируемые результаты
Оценка эффективности
Рекомендации родителям
Лист контроля динамики развития обучающегося
Виды динамики развития обучающегося: положительная динамика развития, незначительная динамика развития, регрессивная (отрицательная) динамика развития.
В случае регрессивной динамики развития педагогом отмечаются причины негативных факторов (медикаментозные, социальные, ухудшение здоровья обучающегося с ОВЗ).
Рекомендации по результатам диагностических исследований Определение типа будущей профессии (по методике Е.А. Климова)
Определение типа мышления Методика «Опросник профессиональных предпочтений» Диагностика профессиональных склонностей Диагностика ведущего типа темперамента Методика «Профиль» Методика обследования устной речи по Фотековой Т.А. Методика обследования письменной речи по Садовниковой И.Н.
Рекомендации:
Заключения и рекомендации на конец учебного года
1.Педагог-психолог:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись____________________________(______________________)
2.Учитель — логопед:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись____________________________(______________________)
3.Учитель — логопед:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись____________________________(______________________)
4.Социальный педагог:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись____________________________(______________________)
5.Учителя — предметники:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись____________________________(______________________)
6.Классный руководитель:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись____________________________(______________________)
7.Воспитатель (в случае проживания ребенка в интернате):
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись____________________________(______________________)
8.Медицинский работник:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись____________________________(______________________)
Дата «________»______________________201____год
Ознакомлен:
Подпись____________________________(______________________)
Источник