Программа индивидуальной коррекции личностного развития ребенка

Программа индивидуальной коррекции личностного развития ребенка thumbnail

Индивидуальное сопровождение по коррекционно- развивающей программе «Коррекция эмоционально-личностной сферы»

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы.

Подростковый возраст характеризуется как период, в котором равновесие, сложившееся в предшествующем детском возрасте, нарушено в связи с появлением мощного фактора полового созревания, а новое ещё не обретено (Выгодский Л.С.[12]). В этом определении акцентируются два момента, ключевые для понимания биологической стороны проблемы подростковых кризов: роль процесса полового созревания и роль неустойчивости нервной системы.

У подростка возможны следующие проявления в поведении: частая смена настроения, депрессия, неусидчивость, плохая концентрация внимания, раздражительность, импульсивность, тревога, агрессия и проблемное поведение. Разумеется, биологические факторы (гормональные изменения) не являются определяющими: важное влияние на развитие подростка оказывает среда и, прежде всего, социальное окружение. Подростковый возраст – это пора важных изменений в личности ребенка, при нормальном онтогенезе этот период протекает проблематично во всех отношениях.

Учитывая тот факт, что подростковый возраст является одним из критических возрастов, во время которого возникает наибольшая вероятность переживания чувства тревоги и волнения, необходимо искать способы уменьшения эмоциональной напряженности подростков. Некоторые подростки начинают курить, употреблять спиртные напитки и наркотики, объясняя это тем, что это единственный способ снять напряжение.

Цель: содействие процессу эмоционально-личностного развития, улучшение субъективного самочувствия, укрепление психического здоровья, формирование навыков самоопределения, саморегуляции для успешной социализации личности.

Задачи:

  1. Учить применять методы аутотренинга, дыхательной гимнастики, мышечной релаксации, медитации для снятия психоэмоционального напряжения.

  2. Способствовать формированию необходимых волевых качеств и способности к волевому регулированию поведения на основе сознательных побуждений.

  3. Мотивировать на формирование первичных навыков самоанализа.

  4. Дать понятие об эмоционально-личностной сфере.

Количество занятий – 5.

В занятиях используются следующие методы:

1. Релаксационные методы.

  • дыхательные;

  • аутотренинг;

  • телесно ориентированные;

  • арт-терапевтические.

2. Арт-терапевтический метод.

3. Игровые методы;

Методические материалы: помещение с игровыми и релаксационными зонами.

Перед проведением занятий по данной программе проводится диагностический блок с использованием следующих методик:

— методы наблюдения и беседы;

— проективный тест Люшер;

— проективная методика «Волшебная страна чувств»;

— методика «Мотивации аффилиации»;

— шкала реактивной и личностной тревожности.

По окончанию занятий проводится тот же психодиагностический блок.

Тематическое планирование

Задачи

Содержание занятия

    • обучение навыкам быстрого восстановления, снятия психической нагрузки;

    • уменьшение уровня тревожности, выход из стрессовой ситуации;

    • интеграция собственного «Я – образа». Принятие себя через самооценку.

    1. Упражнение: «Две минуты отдыха». Цель: возможность быстро отдохнуть от психологической нагрузки. Проведение упражнения: «Сядь удобнее на своём стуле, положи руки на колени, прислонись спиной к спинке стула. Закрой глаза. Перенесись мысленно туда, где тебе будет хорошо. Возможно, это привычное для тебя место, где ты любишь бывать и отдыхать. Возможно, это место твоей мечты. Побудь там… Делай то, что тебе привычно там делать. Или ничего не делай, как хочешь. Побудь там некоторое время….». Дав инструкцию, психолог внимательно наблюдает за изменением состояния подростка, приводит его в полную гармонизацию и позитивный настрой.

    2. Упражнение: «Маска». Цель: интеграция собственного «Я – образа». Принятие себя через самооценку. Оборудование: листы бумаги; цветные карандаши или фломастеры; Проведение упражнения: ведущий предлагает сделать маску. Главное, чтобы маска отражала его внутренний мир, характеризовала участника игры. На листе бумаги рисуется овал по размеру лица участника, определяется место для глаз и рта. Затем с помощью красок, карандашей, вырезок из журналов и других материалов маска раскрашивается, оформляется. При изготовлении маски нет каких – либо правил: участник сам должен её придумать и воплотить на бумаге. Маску необходимо вырезать, надеть на лицо. Затем маска «оживает» и говорит о себе. Рефлексия упражнения: Что вызвало затруднения в изготовлении маски? Чем маска отличается от тебя «настоящего»?

    3. Упражнение: «Дыхание». Цель: уменьшение уровня тревожности, выход из стрессовой ситуации. Проведение упражнения: «Сядь на стул. Закрой глаза и расслабься. Сосредоточься только на собственном дыхании. Вдох-выдох, вдох-выдох. Не пытайся изменить его естественный ход, просто старайся не выходить из расслабления, запомни, как ты дышишь в состоянии покоя, зафиксируй рисунок собственного дыхания». Очень важно отследить ритм дыхания в расслабленном состоянии, чтобы в последующем, с помощью дыхания, можно было всегда успокоиться и расслабиться. 

      • визуализация эмоционального состояния на начало занятия;

      • научиться справляться с мышечным напряжением;

      • сформировать в мозгу мышечную память на состояние расслабления;

      • визуализация эмоциональных состояний.

      1. Упражнение: “Настроение“ (взято из системы Н. Роджерса) “Как снять осадок после неприятного разговора”. Инструкция: возьмите чистый лист бумаги и цветные карандаши, расслабленно левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет: линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите: грустное настроение, как вы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с вашей стороны. После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием эмоционально разорвите листок, выбросите в урну. Всего 5 минут, а ваше эмоциональное неприятное состояние уже исчезло. Оно перешло в рисунок и было уничтожено вами.

      2. Упражнение: «Расслабление через напряжение». Цель: научиться справляться с мышечным напряжением; более того, мы должны сформировать у себя в мозгу мышечную память на состояние расслабления. Проведение упражнения: Сначала нам следует разучить то положение тела, в котором можно добиться напряжения всех его мышц. Поэтому сначала проделайте каждое из заданий по отдельности, а затем научитесь соединять их вместе.

      –Напряжение мышц кисти – с силой сожмите пальцы в кулак.

      –Напряжение мышц предплечья – до максимума согните кисти в лучезапястном суставе.

      –Напряжение мышц плеча и надплечий — разведите руки в стороны на уровне плеч и согните их в локтях (два локтя и плечи должны располагаться на одном уровне и образовывать своеобразный кол, жесткую палку).

      –Напряжение мышц лопаток – сведите лопатки вместе и из этого положения потяните книзу, прогнувшись в пояснице.

      –Напряжение мышц лица – нахмурьте брови, зажмурьте глаза (словно мыло в них попало) и сведите их к переносице, наморщите нос (словно бы почувствовали неприятный запах), сожмите челюсти и разведите углы рта в стороны.

      –Напряжение мышц шеи – представьте себе, что вы наклоняете голову вперед, но не можете это сделать, поскольку упираетесь в воображаемое непреодолимое препятствие: шея напряжена, а голова в положении ни вперед ни назад.

      –Напряжение мышц пресса – максимально втяните живот, сделайте его плоским.

      –Напряжение мышц ягодиц – сядьте на жесткую поверхность, почувствуйте, что сидите на ягодицах (для уверенности покачайтесь на них из стороны в сторону).

      –Напряжение мышц промежности – одновременно с напряжением мышц брюшного пресса и ягодиц втяните промежность в себя.

      –Напряжение мышц бедра – из положения сидя вытяните ноги вперед под прямым углом.

      –Напряжение мышц голени – подайте стопы на себя и чуть-чуть к центру (изобразите косолапость).

      –Напряжение мышц стопы – согните пальцы стоп.

      3. Упражнение «Спектрокарты». Цель: визуализация своих эмоциональных состояний. Инструкция: Фотографии располагаются на полу или столе. Ведущий обозначает тему, с которой должна быть связана выбираемая фотография – чувства в момент начала занятия. Участникам предлагается внимательно рассмотреть карты, выбрать одну или две из них, ассоциируя с обозначенной темой. Выбор исходит интуитивно. Уже на этом этапе начинается актуализация смыслов, связанных с воспринимаемыми фотографиями, погружение участников занятия в свой внутренний мир.

        • формирование представления о себе;

        • поиск личностных ресурсов;

        • снижение уровня тревожности.

        1. Упражнение «Солнышко». Цель:сформировать представление ребенка о себе и своих сильных сторонах. Проведение упражнения: ребенку дается задание нарисовать солнышко, затем на каждом его лучике написать свои положительные качества. Выполнение задание может занять большое количество времени, так как подросткам сложно придумать свои положительные качества. По каждому качеству ведущий задает вопросы: Что это за качество? Как оно проявляется в поступках? Почему оно тебе нравиться? Какую пользу оно тебе приносит? Какой вред может быть от этого качества? Насколько сильно оно проявляется в тебе? При общении с какими людьми оно не проявляется?

        2. Упражнение: «Тучка». Цель: сформировать представление ребенка о себе и слабых сторонах, для поиска ресурсов личности. Проведение упражнения: ребенку дается задание нарисовать тучку, затем на ней написать свои отрицательные качества. Выполнение задание может занять большое количество времени, так как подросткам сложно придумать свои отрицательные качества. По каждому качеству ведущий задает вопросы: Что это за качество? Как оно проявляется в поступках? Почему оно тебе нравиться? Какую пользу оно тебе приносит? Какой вред может быть от этого качества? Насколько сильно оно проявляется в тебе? При общении, с какими людьми оно не проявляется?

          • принятие себя;

          • обучение бережному отношению с собой;

          • обучение навыкам быстрого восстановления, снятия психической нагрузки.

          2. Упражнение «Любить самого себя». Цель: научить ребенка внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя. Проведение упражнения: Сядьте удобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… Представь себе зеркало. Громадное – громадное зеркало в светло – красной раме. Возьми платок и вытри зеркало как можно чище, так, чтобы оно все блестело и сияло… Представь, что ты стоишь перед этим зеркалом. Тебе видно себя? Если да, то подай мне знак рукой. (Дождитесь, пока большинство учащихся подадут вам знак.) Разгляди свои губы и цвет своих глаз… Посмотри, как ты выглядишь, когда немного покачиваешь головой… Посмотри на свои плечи и грудь. Посмотри, как ты опускаешь и поднимаешь плечи… Тебе видно свои ноги? Посмотри, как высоко ты можешь подпрыгнуть… У тебя хорошо получается! Теперь представь себе, что твоё отражение улыбается и ласково смотрит на тебя… Посмотри на свои волосы! Какого они цвета? Возьми расческу и причешись, глядя в зеркало перед собой. Причешись как обычно… Посмотри в улыбающиеся глаза своего отражения. Пусть твои глаза блестят и светятся радостью, пока ты рассматриваешь их в зеркало. Набери немного воздуха в лёгкие и надуй немного маленьких светлых искорок в свои глаза. (При этих словах – глубоко вдохните и громко, и отчетливо выдохните воздух. Повторите свою просьбу к детям — добавить блеска в глаза.) Постарайтесь разглядеть золотое свечение вокруг твоих глаз. Пусть твои глаза выглядят совершенно счастливыми. Теперь посмотри на свое лицо в зеркале. Скажи самому себе: «Моё лицо улыбается. Я люблю улыбаться. От этого мне становиться приятнее» Если твоё лицо всё ещё серьёзно, то преврати серьёзное лицо в одну громадную и довольную улыбку. Покажи свои зубы зеркалу. У тебя это здорово получилось! Теперь посмотри на своё тело в зеркале и увеличь его. Твои плечи пусть станут совсем ровными и прямыми. Постарайтесь почувствовать, как это приятно – вот так гордо стоять и нравиться самому себе. И, разглядывая себя с ног до головы, повторяй за мной: «Я люблю себя! Я люблю себя! Я люблю себя!» (Произнесите эти слова с большим энтузиазмом и очень эмоционально.) Ту чувствуешь, как это приятно? Ты можешь повторять про себя эти слова всякий раз, когда захочешь почувствовать себя счастливым и довольным. Постарайтесь прочувствовать всем своим телом, как ты произносишь: «Я люблю себя!» В какой части тела ты ощущаешь это? Покажи рукой на это место, где чувствуешь своё «Я люблю себя!» Хорошо запомни, как в твоем теле отражается твоё «Я люблю себя!» Сейчас мы обсудим это. А теперь ты можешь вернуться снова в наш класс. Потянись, немного напряги и расслабь своё тело и открой глаза… Попросите по завершении этой фантазии всех детей хором произнести фразу – подтверждение «Я люблю себя!» Спросите учащихся, где в своём теле они чувствуют эту любовь. Затем дети могут нарисовать свой образ. Они могут работать в парах, при этом каждый ребенок рисует контур своего партнёра на большом листе бумаги. Потом этот контур раскрашивается и превращается в улыбающийся и счастливый портрет. Учащиеся могут отдельные части тела характеризовать позитивными прилагательными. Например: «мои красивые карие глаза», «мои золотые умелые руки» и т.д. Рефлексия: Почему некоторые люди любят самих себя? Почему некоторые люди себя не любят? Почему некоторым людям редко приходят в голову приятные мысли о себе? Что ты можешь сделать для того, чтобы чаще думать о себе хорошо? Что делает тебя счастливым?

          2. Упражнение: «Расслабление». Цель: на быстрый отдых и расслабление. Проведение упражнения: сядьте удобнее на стульях, расслабьте мышцы положите удобно руки, закройте глаза. Старайтесь ни о чем не думать, отдохните на стульях… Вам удобно… Глаза закрыты… Вы полностью ли уменьшить их, чтобы избежать неудач.

            • уменьшение уровня тревожности, выход из стрессовой ситуации.

            1. Упражнение: “Ситуация”. Цель:развивать личностную свободу и раскованность для улучшения взаимоотношений и взаимопомощи. Проведение упражнения: вы должны придумать причины возникновения ситуации, а также развить ситуацию дальше. Варианты: 1.“Саша не успела выучить домашнее задание”. 2.“Максим прогулял урок”.  3.“Толя взял магнитофон своего друга без разрешения”. 4.“Рома пришел домой в 12 часов ночи”. Причины, выявленные ребятами, помогут лучше понять некоторые поступки. Показать причины, почему родители сердятся, когда подросток поздно приходит с прогулки и т.д. Обсуждение помогает показать участникам, что необходимо предвидеть последствия своих поступков и свое поведение соотносить с реакцией окружающих людей.

            2. Упражнение: «Разряжение тревоги и страха». Цель: избавление от чувства тревоги и страха. Возраст: 12—16 лет. Проведение упражнения: прежде чем приступить к выполнению упражнения, нужно составить список всех людей, мест и ситуаций, которые вызывают тревогу, беспокойство или страх. Во-первых, это упражнение поможет понять, что именно вызывает эти эмоции, а во-вторых, поможет уменьшить число источников и причин этой тревожности. Это упражнение можно выполнять не только после того, как чувство тревоги было пережито, но и в сам момент переживания. Сядь поудобнее. Подумай о тех людях, местах или ситуациях, которые внесены в список, и вслух выражай любые мысли или чувства, которые просятся наружу, как, например: «Мне страшно», «Я обеспокоен», «Я очень тревожусь по поводу». Повторяй фразы, как можно быстрее. Спустя некоторое время обнаружится, что ты бормочешь что-то бессвязное про себя. В этот момент сделай паузу и посмотри, не придет ли тебе на ум еще какая-нибудь фраза. Когда чувства выходят наружу, они раз и навсегда оставляют область подсознания и, следовательно, это позволяет избегать таких проблем в будущем.

            Педагог-психолог Огурцова А.А.

            Источник

            ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

            Пояснительная записка

            Коррекционно-развивающая программа разработана по авторскому учебно-методическому комплектуЕ.В. Языкановой «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения: 1, 2, 3, 4 класс» и программы Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития». Программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и личностной сферах и направлена на развитие психических процессов у детей с ЗПР вида 7.2, обучающихся по АООП НОО.

            Цель программы: применение разныхформ взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

            Задачи:

            • диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности);

            • диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация пихоэмоционального состояния);

            • диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальной интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);

            • формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения;

            • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю);

            • диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности);

            • диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация пихоэмоционального состояния);

            • диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальной интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);

            • формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения;

            • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю).

            Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

            Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

            Принцип системности обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

            Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.

            Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

            Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.

            Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

            1.2. Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы

            В результате обучения по данной программе обучающиеся должны научиться:

            — логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

            — увеличить скорость и гибкость мышления;

            — выделять существенные признаки и закономерности предметов;

            — сравнивать предметы, понятия;

            — обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;

            — определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

            — концентрировать, переключать своё внимание;

            — развивать свою память;

            — улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;

            — уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;

            — самостоятельно выполнить задания;

            — осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
            — решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;
            — находить несколько способов решения задач;

            — работать в группе.

            Основной показатель качества освоения программы — личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе, переход в среднюю школу и обучение по АООП ООО.

            внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

            выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

            устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

            адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности;

            положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

            компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

            морального сознания на конвенциональном уровне,

            способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

            установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

            эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

            Планируемые метапредметные результаты

            Формы подведения итогов

            Оценка успешности проведённой коррекционно-развивающей работы определяется:

            — сравнительным анализом входящей (в начале года) и итоговой диагностики, а также динамики развития познавательных способностей детей на протяжении 4-х лет занятий;

            — поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

            — косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности);

            — отзывы учителей, родителей.

            1.3. Формы психологического контроля

            Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов обучающихся проводится диагностика в начале и в конце учебного года, а также в течение реализации всей программы. Данные исследования заносятся в таблицу. Диагностику можно проводить, используя, разные методики. В таблице приводятся «примерные» известные методики.

            -методика «Корректурная проба» (изучение уровня распределения, концентрации, устойчивости внимания);

            — методика «Шифровка» (изучение уровня переключения внимания);

            Диагностика памяти:

            — методика «Определение коэффициента логической и механической памяти»;

            — методика «Логическая память» (изучение уровня опосредованного запоминания).

            Диагностика мышления:

            — Тест Равена (изучение уровня интеллектуального развития);

            — методика «Сравнение понятий» (изучение процессов анализа и синтеза);

            — методика «Исключение понятий» (изучение процессов обобщения и отвлечения);

            — исследование вербально-логического мышления

            Диагностика зрительно-моторной координации:

            — гештальт-тест Бендер

            Тестирование

            Май

            Итоговая

            Определить уровень сформированности мыслительных процессов к концу учебного года

            Тот же набор диагностик, для проведения сравнительного анализа уровня развития познавательных процессов в течение года.

            Тестирование

            Диагностическая таблица

            К. И.

            Низкий ур.

            Низкий ур.

            Низкий ур.

            Средний ур.

            Содержательный раздел

            Общая характеристика обучающихся с ОВЗ (с задержкой психического развития)

            Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющие нарушение в психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. В зависимости от происхождения (церебрального, конституционального, соматогенного, психогенного), времени воздействия на организм ребенка вредоносных  факторов  ЗПР дает разные варианты  отклонений  в  эмоционально-волевой  сфере  и  в  познавательной деятельности. Неравномерность  формирования  психических функций,  причем  возможно  как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических  процессов в той или иной степени вызывают выраженные затруднения в усвоении общеобразовательных программ.

            Дети с ЗПР характеризуются повышенной  истощаемостью, низкой работоспособностью, незрелостью эмоций, воли, поведения, ограниченным запасом общих сведений и представлений, несформированностью  навыков интеллектуальной деятельности, замедлено восприятие (они многое не замечают в окружающем мире). У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Наглядный материал они запоминают лучше, чем словесный. У таких детей снижен уровень познавательной активности, они недостаточно любознательны, активны по сравнению с нормально развивающимися детьми. Не сформированы основные мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение. Они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, мало задают вопросов, среди них редки «почемучки». Речь внешне удовлетворяет требованиям бытового общения, но по сравнению с нормально развивающимися сверстниками     наблюдается бедность словаря,  низкая осведомленность,  преемственность грамматики.

            Данная программа по развитию познавательных процессов младших школьников с ЗПР состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания.

            Коррекционно-развивающая программа включает задания и упражнения:

            • по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере;

            • на работу с эмоционально мотивационной сферой;

            • на развитие свойств внимания;

            • на развитие объема механической и смысловой памяти;

            • ориентацию в пространстве тела;

            • отвлечённую ориентировку в пространстве;

            • пространственную ориентировку в плане;

            • пространственную ориентировку в листе бумаги;

            • на обучение самоконтролю;

            • на развитие произвольности.

            Формы организации занятий

            Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.

            Методы, используемые на занятиях:

            • Игровые методы

            • Арт-терапия

            • Сказкотерапия

            • Кинезиологические упражнения

            • Релаксационные упражнения

            Структура занятия

            Занятия имеют определённую структуру, которая включает вводную часть, основную и заключительную.

            Задача вводной части – тренировка элементарных мыслительных операций, активизация мыслительной деятельности, создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно.

            Задача основной части – диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов.

            Заключительная часть занятия – подведение итогов и рефлексия.

            Тематическое планирование

            Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса.

            3 класс

            1.

            Вводное занятие. Входная диагностика познавательных процессов – 2 часа

            Цель:

            выявление уровня развития познавательных процессов,

            — анализ психологических причин трудностей в обучении.

            2.

            Упражнения на развитие мышления (вербальное, мысли-тельные операции анализа и синтеза). Развитие пространствен-ных представлений – 3 часа

            Цели:

            — развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза),

            — развитие пространственных представлений.

            3.

            Упражнения на развитие зрительной памяти – 2 часа

            Цель:

            — развитие зрительной памяти.

            4.

            Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти – 2 часа

            Цель:

            — развитие внимания, ассоциативной памяти

            5.

            Упражнения на развитие вербально — логического мышления – 3 часа

            Цель:

            — развитие вербально — логического мышления.

            6.

            Упражнения на развитие внимания – 2 часа

            Цель:

            — развитие внимания.

            7.

            Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию – 4 часа

            Цель:

            — развитие способности к классификации и абстрагированию.

            8.

            Упражнения на установление связи между понятиями — 4 часа

            Цель:

            — развитие способности установливать связи между понятиями.

            9.

            Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания – 2 часа

            Цель:

            — развитие концентрации и избирательности внимания.

            10.

            Упражнения на развитие логического мышления — 2 часа

            Цель:

            — развитие логического мышления.

            11.

            Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления — 6 часов

            Цель:

            — развитие памяти, внимания, мышления.

            12.

            Упражнения на развитие ассоциа-тивного мышления – 1 час

            Цель:

            — развитие ассоциативного мышления.

            13.

            Исследование динамики развития психических процессов – 1 час

            Цель:

            — исследование динамики развития психических процессов.

            Список литературы

            1. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Первое сентября, 2004

            2. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. 2 класс: Рабочая тетрадь. М.: Росмэн – Пресс, 2002.

            3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994

            4. Голубь В.Т. Графические диктанты. – М.: ВАКО, 2006

            5. Зак А.З. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003

            6. Игра – занятие «Умные клеточки – 2». ОАО «Радуга», 2004, г. Киров

            7. Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. Математика. Русский язык. Литература. Природоведение: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.

            8. Локалова Н.Л. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Изд. 2-е. М.: *Ось-89», 1997; изд. 3-е, перераб., доп. М.: «Ось-89», 2001.

            9. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников./ Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов/- М.: Ось-89, 2006.

            10. Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей: Учебное пособие М.: Московский психолого-социальный институт – Флинта, 1998

            11. Шведова Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта. – Ростов — на – Дону: ООО «Удача», Москва: ЗАО «БАО – ПРЕСС», 2007.

            12. Языканова Е.В., составление «Начало формыРазвивающие задания: тесты, тигры, упражнения: 1, 2, 3, 4 класс – М.: Издательство «Экзамен», 2012

            Источник