Программа индивидуального развития слабовидящего ребенка
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Факультет психологии и педагогики
Кафедра педагогического и специального образования
Реферат
по учебной дисциплине «Тифлопедагогика»
Тема: «Индивидуальная программа развития слабовидящего ребенка »
Направление подготовки: Специальное (дефектологическое)
образование
Исполнители: Акрамова А., Бунькова К., Загаева З.,
Милютина Л., Натальская Л., Нугаманова Е.
студентки группы 03111
заочного отделения
Научный руководитель:
Кожанова Н. С.
Сургут
Индивидуальная программа развития слабовидящего ребенка
1. Пояснительная записка
Индивидуальная программа развития слабовидящего ребенка составлена и адаптирована на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. —М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 173 с. Программа составлена с учетом предоставленного анамнеза, рекомендаций медицинских специалистов, уточненного диагноза и прогноза.
Цель программы: создание специальных условий воспитания и системы комплексной помощи слабовидящему ребенку в освоении программы общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии, социальную адаптацию посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Задачи программы: -создание образовательной среды, обеспечивающей максимально благоприятные условия для личностного развития слабовидящего ребенка; -создание условий для формирования у слабовидящего умений и навыков, способствующих их социальной адаптации и интеграции; профилактика возникновения вторичных отклонений в развитии, коррекция физического развития; -оказание педагогическим работникам, родителям (законным представителям) консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания слабовидящих.
Содержание работы
1. Развитие зрительного восприятия
Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, формировать действия с предметами, воспитывать интерес к окружающему миру.
Формировать зрительные способы обследования предметов: различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал) и соотносить их форму с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус и т. д.), соотносить, находить их форму в реальных объемных предметах.
Учить видеть движущиеся объекты: мяч катится, летит; машина, санки едут с горки; наблюдать на улице за движением транспорта, ходьбой, бегом людей, животных. Учить выполнять движения в разном темпе: быстро бежать, медленно идти, поднимать руки и т. п.
Учить соотносить изображения на картинке с реальным объектом по силуэтному и контурному изображению: находить реальный предмет: пирамидка подбирается вначале по цветному, затем по силуэтному, а позже по контурному изображению.
Развивать глазомер. Учить выбирать из группы предметов самый большой и самый маленький, группировать однородные предметы по одному из сенсорных признаков (форме, величине, цвету).
Развивать пространственную ориентировку на слух, обоняние, осязание.
Учить ориентироваться на голос воспитателя.
Активизировать сохранные анализаторы, стимулировать предметные действия.
Различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный), соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов.
Различать, выделять и сравнивать величину предметов (большой — маленький), зрительно сравнивать величину предметов путем наложения, приложения; находить большие и маленькие предметы (игрушки, мебель, одежда и т. п.).
Различать движущиеся предметы, понимать, называть словом скоростные качества движения (быстро, медленно).
2. Коррекция нарушений речи
Развитие движений артикуляционного аппарата для формирования артикуляционной базы, для постановки нарушенных звуков.
Развитие речевого дыхания.
Развитие слухового внимания:
а) целенаправленное восприятие с помощью слуха; б) осознанное различение речевых звуков; в) различие на слух звуков в окружающей действительности; г) воспроизведение звуков.
Развитие зрительно-пространственных представлений.
Развитие сенсорного восприятия с помощью перцептивной деятельности.
Восприятие умения говорить правильно, внятно, отчетливо. Развитие смысловой стороны речи. Развитие внимания к звуковой стороне речи.
Развитие моторики: а) общей; б) мелкой в сочетании с развитием осязательного восприятия. Развитие зрительно-пространственных представлений. Развитие сенсорного восприятия.
Пополнение словарного запаса новыми словами, развитие предметной соотнесенности слова и образа предмета.
Развитие психических функций: а) формирование устойчивости внимания; б) расширение объема памяти; в) расширение познавательной активности.
Развитие фонематического восприятия и представлений.
Соотносит словесное название с предметом.
Понимает смысл сказанного и услышанного.
3. Развитие осязания и мелкой моторики
Формирование умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов. Развитие осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора.
Развитие осязательной чувствительности и моторики рук. Формирование навыков бисенсорного или полисенсорного восприятия, рационального взаимодействия осязания, имеющегося зрения и других анализаторов.
4. Формирование осязательного обследования с использованием сенсорных эталонов
Формирование представлений о строении и возможностях рук, знакомство с расположением, названием и назначением пальцев: обучение различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении различных микродинамических актов и крупных движений руки.
Обучение приемам обследования предметов и их изображения; обучение соблюдению определенной последовательности при обследовании животных (голова, туловище, хвост, ноги или лапы), растений (овощи, цветы и др.), геометрических фигур, предметов домашнего обихода.
Выделение сенсорных эталонов формы: учить различать с помощью осязания геометрические фигуры (кру, квадрат, треугольник) и находить эти формы в окружающих предметах.
Выделение сенсорных эталонов осязательных признаков предметов: учить различать свойства поверхности предметов (гладкая — шероховатая, мягкая — твердая, теплая — холодная и т.п.).
Формирование представлений о величине предметов.
Дифференцирование различных признаков и свойств предметов.
Формирование представлений о человеке.
Различать с помощью осязания геометрические фигуры.
Различать свойства поверхности предметов.
Различать величину предметов.
Классифицировать предметы в группы по общим отличительным осязательным признакам.
5. Формирование навыков использования осязания в процессе предметно-практической деятельности
Учить выкладыванию узоров из геометрических фигур, составлению отдельных предметов (забор, елочка, неваляшка, снеговик, домик и т.п.) и композиций из них.
Знакомство с деталями различных конструкторов и их назначением.
Обучение приемам разминания глины и лепки.
Подбирать детали по форме и размеру, скреплять их.
Раскатывать глину между ладонями рук и пальцами, лепить колечки и шарики.
6. Ориентировка в пространстве.
Учить различать и правильно называть части своего тела, части тел других детей, кукол; соотносить со своим телом.
Учить правильным приемам ходьбы, движениям рук и ног при ходьбе. Подниматься и спускаться по лестнице, держаться за перила.
Учить ориентироваться в групповой комнате. Развивать способность различать пространственные признаки окружающих предметов с помощью зрения. Учить ориентироваться в окружающем пространстве с привлечением осязания слуха, обоняния.
Знает и обозначает в речи пространственное расположение частей своего тела, активно использует в речи пространственные термины. Находит и располагает игрушки и предметы в названных направлениях окружающего пространства. Ориентируется в процессе передвижения в пространстве на цветовые, световые, звуковые ориентиры.
Контролирует свои действия с помощью зрения и осязания.
Узнает помещения по характерным запахам и звукам, покрытию пола.
7. Социально-бытовая ориентировка
Упражнять в выделении признаков и свойств предметов (формы, цвета, величины и пространственного положения), подбирать и группировать предметы по этим признакам, а также по их назначению. Учить различать, называть качества, свойства предметов и материалов, воспринимаемых осязанием. Развивать полисенсорное, бисенсорное восприятие предметов.
Знакомить с помещениями детского сада, их назначением, ориентировкой и поведением в них в соответствии с назначением. Учить пользоваться предметами быта в групповой комнате, знакомить с правилами хранения игрушек, книг, посуды, одежды, обуви.
Учить пониманию слов: посуда, одежда, книги, мебель и др.
Воспитывать интерес к труду взрослых, привлекая их внимание к работе помощника воспитателя, повара, шофера, папы, мамы, детей старшего возраста. Воспитывать желание помогать им.
Учить наблюдать на улице.
Знает и называет окружающие предметы их разнообразные качества (форму, цвет, вкус, запах);
ориентируется в многообразии предметов одного вида, проводит группировку предметов по признакам путем сравнения пар и групп предметов разных видов;
дифференцирует предметы внутри одного вида;
умеет ухаживать за предметами, игрушками, хранить и использовать их по назначению. Различает проезжую часть дороги, тротуар; понимает значение сигналов светофора, их роль для движения машин и пешеходов.
Имеет представления о возможностях своего зрения, пользуется зрительной ориентацией в соответствии с возможностями;
использует сохранные анализаторы.
Срок реализации программы 2016-2017 учебный год.
Источник
Индивидуальная программа для воспитанника старшей группы Алеши П. на 2014-2015 учебный год.
Линии развития. Задачи | Игры и упражнения |
Социально-личностное развитие 1.Формирование адекватного взаимодействия с педагогами и детьми. 2.Учить адекватно реагировать на присутствие сверстника и его действия. | Узнай по голосу,кто позвал Угадай товарища наощупь Играем в паре |
Познавательно-речевое развитие 1.Формирование представлений о самом себе. 2.Воспитывать уважительное отношение к сверстникам. 3.Развивать произвольное внимание и память. | Назови фамилию,имя, отчество Составь свой словесный портрет Лото Домино Найди отличия Слушай и выполняй команду Найди пару |
Физическое развитие 1.Развивать мелкую моторику пальцев рук. 2.Развивать тактильную чувствительность рук. 3.Развивать зрительно-двигательную координацию. | Чудесный мешочек Разложи отдельно все деревянные, металлические, пластмассовые предметы Дорису половину предмета Лабиринт Путаница |
Ведущая деятельность 1.Учить наблюдать за предметно-бытовыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражать его действиям. | Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Зоопарк», «Правила движения на улице» |
Продуктивная деятельность 1.Формировать интерес к рисованию, лепке, аппликации, конструированию. 2.Учить проводить прямые и замкнутые линии. 3.Учить штриховать, соединять по точкам. 4.Учить лепить по образцу. | По плану воспитателей индивидуальное сопровождение на занятиях. Работа в индивидуальной тетради «Послушный карандаш» Обводка по контуру на приборе «Светлячок» Лепка, работа с ножницами |
Коррекционные задачи | Игры и упражнения |
Зрительное восприятие Цвет 1.Учить отличать основные оттенки цветов. 2.Узнавать и называть цвет реальных предметов в окружающем мире. | Подбери по цвету и оттенкам Разложи от светлого к темному Что в рисунке неправильно (цвет) Собери цветной узор |
Форма 1.Учить различать и называть геометрические фигуры и объемные геом. тела. 2.Учить соотносить формы предметов с геометрическим эталоном. | Назови фигуру, геом. тело Какой предмет похож на круг, квадрат Найди в группе круглые предметы. овальные, треугольные и т.д. Найди предмет такой же формы |
Величина 1.Упражнять в различении величины окружающих предметов. 2.Упражнять в обозначении в речи величины предметов. 3.Упражнять в выстраивании предметного ряда в возрастающем и убывающем порядке. | Найди высокие, широкие, узкие, низкие предметы Сравни 2 дома по высоте, ширине, длине Расставь матрешек по величине |
Восприятие изображений 1.Учить видеть расположение предметов на картине; называть предмет, расположенный ближе, дальше. 2.Учить понимать заслоненность одного объекта другим при изображении и в действительности. | Что находится за вазой? Что на картинке ближе, что дальше? Раскрась собаку и кошку так, чтобы они стояли по разные стороны забора. |
Восприятие сложных форм 1.Находить по части предмета целый, составлять из частей целое. | Составь из частей целое Сложи кубики Дорисуй предмет |
Внимание, память 1.Учить находить различие и сходство в объектах, картинках. 2.Упражнять в запоминании и расположении предметов. 3.Упражнять в нахождении изменений в ряду предметов. | Чем похожи и чем отличаются предметы? Что изменилось? Четвертый лишний Продолжи ряд |
Ориентированность в окружающем 1.Упражнять в обобщении и классификации предметов. | Назови одним словом Разложи карточки по группам |
Ориентировка в пространстве 1.Упражнять в ориентировке в микроплоскости (на листе бумаги) 2.Учить ориентироваться по картинке-плану. 3.Учить моделировать пространственные отношения из строительного материала. | Нарисуй в верхнем правом углу яблоко, в нижнем левом углу огурец и т.д. Разложи квадраты слева направо, снизу вверх и т.д. Расположи предметы как на схеме Нарисуй схему по словесному описанию |
Линии развития. Задачи | Игры и упражнения |
Социально-личностное развитие | |
ГБОУ СОШ №1460 (дошкольное отделение)
Тема выступления на семинаре:
« Взаимодействие специалистов ДОУ как фактор повышения эффективности коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушением зрения».
Коррекция — система медико-педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков в психофизическом развитии. Под коррекцией понимается как исправление отдельных дефектов (зрения), так и целостное влияние на личность ребенка в целях его обучения, воспитания и развития.
Говоря о взаимодействии специалистов ДОУ, мы должны рассмотреть совместную деятельность врача-офтальмолога, медсестры-ортоптистки, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, психолога, воспитателя, музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре.
В ДОУ для детей с нарушением зрения вся коррекционно-педагогическая работа тесно связана с лечебно-восстановительной работой.
Взаимодействие специалистов осуществляется в следующих направлениях:
1.Диагностическая работа обеспечивает
-изучение документации (записей, сделанных специалистами ПМПК, направившей ребенка в данное учреждение, общей медицинской и офтальмологической карт);
— подготовка детей к проведению офтальмологического обследования (ознакомление с элементами таблиц для определения зрения) и формирования у них осознанного отношения к лечебному процессу;
-комплексное психолого-медико-педагогическое обследование предполагает:
1)уточнение офтальмологического диагноза (врач-офтальмолог)
2)выявление уровня развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развития осязания и мелкой моторики (учитель-дефектолог)
3)формулировка логопедического заключения (учитель-логопед)
4)выявлнение уровня общего развития и индивидуальных особенностей дошкольников (психолог, воспитатель)
5)диагностика физического развития (воспитатель по физической культуре)
Диагностическая работа включает:
-раннюю (с первых дней пребывания ребенка в ДОУ) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
-комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
-определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника, выявление его резервных возможностей;
-изучение эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей детей;
-изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка.
2.Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушением зрения в условиях ДОУ. От качества коррекционной работы, тесного сотрудничества специалистов зависит продуктивность лечебно-восстановительной и коррекции познавательной сферы и развития личности. Систематическая коррекционно-педагогическая работа осуществляется в двух направлениях: организация специальных коррекционных занятий, включение коррекционных игр и упражнений в совместную (режимные моменты) и непосредственно образовательную деятельность.
Коррекционно-развивающая работа включает:
-составление индивидуальных программ развития;
-комплектование подгрупп для занятий с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных отклонений в развитии;
-организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
-коррекцию и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой сферы и коррекцию поведения.
Формами взаимодействия специалистов в ДОУ являются :
-сопровождение занятий
-совместное тематическое планирование (разработка перспективного плана коррекционно-развивающей работы, который соответствует тематическому плану воспитательно-образовательной работе)
-определение взаимосвязи «Содержание коррекционной работы» с другими компонентами основной общеобразовательной программы ДОУ
-рекомендации специалистов, позволяющие обеспечивать коррекционную направленность педагогического процесса (тетрадь взаимодействия специалистов)
-выстраивание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения через деятельность психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ и составление в случае необходимости индивидуальной коррекционной программы развития ребенка
-совместное проведение занятий, досугов
-обсуждение процесса и результатов коррекционной работы
-корректировка программ индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.
Организация образовательного процесса в ДОУ строится с учетом особенностей нарушения зрения детей. Врачом –офтальмологом назначаются зрительные нагрузки, которые регулируют характер используемых учебно-наглядных пособий (цвет, размер, форма) и особенность их расположения (вертикальная, горизонтальная плоскость,удаленность),время, продолжительность и количество занятий со зрительной нагрузкой в день, виды упражнений для активизации и стимуляции зрительных функций. Эти сведения учитель-дефектолог доводит до воспитателя (тетрадь взаимодействия, консультирование), дает рекомендации учителю-логопеду (размер пособий, размещение), воспитателю по физической культуре (ограничения в движениях) и музыкальному руководителю (посадка детей с учетом особенностей зрения, оклюдор)
Врач-офтальмолог назначает лечебные процедуры и совместно с медсестрой-ортоптисткой осуществляет поэтапное лечение амблиопии и косоглазия. Выделяют 3 этапа-плеоптика, ортоптика и стереоптика.
Плеоптика:
-повышение остаточного зрения
-развитие монокулярного зрения (окклюзия, лечение на аппаратах, амблиотренер,компьютерное лечение)
Учитель-дефектолог (тифлопедагог) осуществляет подготовку детей к аппаратному лечению (обучение слиянию изображений, совмещению изображений). В этот период включает игры и упражнения, направленные на повышение зрения амблиопичного глаза –обводка по контуру, через кальку, мозаика, нанизывание бус, задания на выделение цвета, формы, величины предметов.
Ортоптика:
На этом этапе лечения офтальмолог осуществляет
-удаление угла косоглазия (лечение на аппаратах, хирургическое вмешательство)
-развитие плоскостного бинокулярного зрения (лечение на аппарате «Синоптофор»)
Цель заключается в восстановлении фузионной способности и развитии бинокулярного зрения. Учитель-дефектолог учит накладывать одно изображение на другое, подбирать цветное изображение к контурному или силуэтному, точно совмещая их.
Стереоптика:
-расширение полей зрения (на аппаратах)
-выработка стереоскопического зрения (на аппаратах)
На этом этапе проводятся игры и упражнения на зрительное соизмерение величины предметов, определение их удаленности, расстояние между ними («Распредели игрушки по величине», «Прокати мяч в ворота», «Набрось кольцо»).
Специальные коррекционные упражнения проводятся на занятиях у специалистов, воспитателей, а также в свободной деятельности и в проводимой воспитателями индивидуальной работе (по рекомендациям учителя-дефектолога).
В конце года проводится диагностика всеми специалистами уровня общего и речевого развития, зрительного восприятия (количествено-качественный анализ и оценка результативности работы). Врач-офтальмолог определяет динамику развития зрения и назначение курса дальнейшего лечения. Выпускникам даются рекомендации по рациональному размещению ребенка в классе, соблюдением режима очковой коррекции.
3.Консультативная работа включает в себя консультирование специалистами:
-выработку совместных рекомендаций(устранение речевых нарушений, рекомендаций по охране зрения, коррекция поведения)
-отслеживание динамики развития детей и планирование дальнейшей коррекционной работы
-консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с воспитанниками
4.Работа с семьей- направлена на разъяснительную деятельность и помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с нарушением зрения. Только совместными усилиями можно добиться хорощих результатов в воспитании, обучении и коррекции зрительных функций. По мере необходимости (запросу) родители могут встретиться с любым специалистом и вместе с ним разрешить возникшие проблемы, получив ответы на волнующие вопросы.
Формы работы с семьей:
-индивидуальное консультирование
-анкетирование
-информационные стенды
-печатные материалы
-родительские собрания( где родители знакомятся с особенностями психофизического развития детей, получают информацию о проводимых всеми специалистами коррекционных занятий)
-дни «открытых дверей»
-просмотр родителями открытых занятий
-обучение родителей использованию практических способов и приемов воспитания и обучения детей
-рекомендации родителям коррекционных игр и упражнений для занятий дома
Итог: только благодаря совместным усилиям всех специалистов ДОУ и семьи можно добиться положительных результатов в коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной работе, после которой ребенок сможет максимально адаптироваться в окружающем мире в своей дальнейшей жизни.
Используемая литература.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) / Под редакцией Л.И. Плаксиной. М., 2003.
- Григорян Л.А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием. М., 1978.
- Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. М., 2006.
- Екжанова Е.А., Е.А. Стребелева. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М., Просвещение, 2005.
- Малева З.П. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеоптоортоптическому лечению. М., 2009.
- Незнамова Н.Г. Я и мое зрение.
- Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. М., 1998.
- Рудакова Л.В. Развитие зрительного восприятия и ознакомление с окружающим миром.
Подготовила: учитель-дефектолог
Мунасипова Алсу Раисовна
Февраль
Тема «Мебель» (1-2 неделя)
-Учить выделять в ближайшем окружении предметы мебели: стул, стол, кровать, диван, шкаф.
-Формировать представления о назначении мебели.
-Приучать раскладывать книги, игрушки, посуду, одежду в соответствующие предметы мебели (книжная полка и т.д.)
-Развивать умение устанавливать различия мебели по величине, структуре материала (большой-маленький, твердый- маленький).
-Учить детей находить в групповой комнате свое место за столом, свою кровать в спальне, свой шкаф. Дать представление о назначении кукольной мебели в игровом уголке.
Тема СБО «Посуда» (3-4 неделя)
-Учить детей узнавать, называть, выделять среди множества объектов окружающего мира предметы посуды. Формировать обобщающее понятие «посуда».
-Развивать умение подбирать предметную картинку к натуральному предмету посуды.
-Формировать умение практическим способом находить большие и маленькие предметы среди посуды, подбирать пару по величине, цвету.
-Подключать мануальные действия к описательной речи ребенка.
-Учить выполнять элементарные действия с посудой.
Развитие зрительного восприятия
-Учить заполнять прорези с изображением геометрических фигур соответствующими фигурами по размеру, цвету.
-Учить выбирать из группы предметов самый большой и самый маленький, группировать предметы по одному из сенсорных признаков (форме, величине, цвету).
-Обучать детей способам обследования на осязание, слух, обоняние, вкус.
-Активизировать и стимулировать зрительные функции (движения глаз, фиксации, локализации, конвергенции и аккомодации).
Развитие ориентировки в пространстве
-Учить определять с помощью зрения и осязания и показывать правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны листа бумаги (по инструкциям педагога).
-Побуждать использовать пространственные обозначения в речи.
-Учить брать предметы правой (левой) рукой и располагать их на листе справа и слева, вверху и внизу, посередине.
Развитие осязания и мелкой моторики.
-Учить сортировать мелкие предметы по форме, величине и материалу.
-Учить узнавать и называть наощупь плоскостные и объемные геометрические формы.
Источник