Программа индивидуального развития ребенка стоящего на учете
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА
для несовершеннолетнего обучающегося,
состоящего на внутришкольном профилактическом учете
Цель: оказание своевременной квалифицированной социально-педагогической и психологической помощи подростку.
Задачи:
Организация взаимодействия социально-педагогических и прочих структур в решении проблем несовершеннолетних;
Организация социального патронажа детей и подростков и их семей.
Создание условий для успешной социальной адаптации несовершеннолетних, раскрытие их творческого потенциала и жизненного самоопределения, выработка адекватных и эффективных навыков общения.
Формирование ценностных ориентаций и социальных навыков, которые позволяют адаптироваться в условиях коллектива класса, школы и социума.
Формирование осознанной позиции, расширение возможностей выбора альтернативных моделей поведения.
Планируемые коррекционные мероприятия:
Индивидуальная работа с родителями:
Цель: повышение психолого – педагогической грамотности родителей и оптимизация детско – родительских взаимоотношений.
Психолого– педагогическое консультирование родителей по проблемам, возникающим в процессе воспитания подростка.
Профилактические беседы с родителями, направленные на мотивацию к формированию устойчивых нравственных ценностей у подростка.
Консультирование родителей по вопросам обеспечения защиты прав несовершеннолетнего в различных сферах жизнедеятельности.
Осуществление контроля за соблюдением законными представителями обязательств по выполнению договора с образовательным учреждением.
Классный руководитель
Социальный педагог
Педагог — психолог
Индивидуальная работа с несовершеннолетним
Цель: профилактика девиатного поведения, формирование устойчивых нравственных позиций.
Диагностика,
Коррекция детско-родительских, отношений;
Устранение затруднений во взаимоотношениях с окружающими;
Устранение затруднений в учебной деятельности;
Профилактика асоциального поведения и правонарушений;
Индивидуальная работа с несовершеннолетним связанная с предупреждением появления вредных привычек;
Организация досуга, вовлечение несовершеннолетнего в спортивные секции, кружки по интересам.
Классный руководитель
Социальный педагог
Педагог — психолог
Индивидуальная работа с педагогами:
Цель: создание ус ловий для индивидуально – дифференцированного подхода к несовершеннолетнему с учётом его характерологических особенностей
Психолого — педагогическое консультирование педагогов-предметников и классного руководителя о индивидуальных особенностях подростка, направленное на решение личностных проблем подростка
Классный руководитель
Социальный педагог
Педагог — психолог
ПЛАН ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ КОРРЕКЦИОННО — РАЗВИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ
педагога – психолога
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКОМ
ДИАГНОСТИКА: (сентябрь – октябрь)
а) личностных особенностей несовершеннолетнего:
— методика диагностики показателей и форм агрессии (А.Басса и А.Дарки);
-опросник для идентификации акцентуаций характера у подростков (А.Е.Личко);
-диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению (К.Томас);
-исследование уровня субъективного контроля (адаптация методики Д.Роттера);
б) родительско — детских отношений:
-опросник «АСВ» (Э.Эйдемиллер);
-методика «Измерение родительских установок и реакций» (Т.Нещерет);
-«Диагностика родительской тревожности» (А.Прихожан);
-«Экспресс-диагностика семейного состояния» (Р.Овчарова);
-«Подростки о родителях» (Шафер);
ЗАДАЧИ
Выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
Составление социально-психологического портрета школьника;
Выбор средств и форм психологического сопровождения подростка в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.
КОРРЕКЦИЯ
Групповой социально-психологический тренинг по программе «Социальная адаптация девиантных подростков» (1 занятие в 2 недели)
«Программа социальной адаптации девиантных подростков»
1 занятие – создание благоприятных условий для работы группы, самопознание;
2 занятие – развитие самоанализа и углубление самораскрытия; развитие коммуникативных навыков;
3 занятие – развитие невербальной экспрессии, формирование эффективных способов общения со сверстниками на основе анализа целей, намерений, потребностей участников коммуникации;
4 занятие – сопоставление информации о себе «изнутри» и «извне»; формирование эффективных способов взаимодействия со взрослыми на основе анализа связи между поведением и его последствиями;
5 занятие – приобретение опыта взаимодействия с группой при выполнении новых задач, развитие вербальных средств общения;
6 занятие – закрепление полученных умений и навыков самоанализа и самокоррекции;
7 занятие – самокоррекция развития на подсознательном уровне при помощи метафоры изменения, активизации ресурсных механизмов возраста.
Профориентационные занятия по программе «Профориентация подростков» (1 занятие в 2 недели)
1. Знакомство с понятиями «профориентация», «профессия», «специальность», «должность» и др.
Мир профессий и требования, предъявляемые к ним.
Способности, склонности и интересы – психологические образования личности, от которых зависят успех и удовлетворенность профессиональной деятельностью.
Профессиональное будущее и положение в обществе.
.Личность и профессия.
Жизненные и личностные ценности.
Внешние и внутренние мотивы выбора профессии
Модные профессии.
Профессиональные намеренья.
Планирование своей жизни и профессиональных перспектив.
Выработка адекватных и эффективных навыков общения.
Формирование ценностных ориентаций и социальных навыков, которые позволяют адаптироваться в условиях коллектива класса и школы.
Предоставление подростку возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков.
Формирование осознанной позиции, расширение возможностей выбора альтернативных моделей сексуального поведения, актуализация представлений о полоролевой самоидентичности.
1. Расширение кругозора и увеличение информации об отраслях и профессиях, о требованиях к кадрам;
2. развитие качеств личности, нужных для получения будущей профессии, сочетания личных интересов и потребностей общества в квалифицированных кадрах, самоутверждения и принятия оптимального решения в жизненном самоопределении;
3. практическая подготовка к выбору сферы труда и профессии на основе общего образования,
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА
(1 раз в месяц)
1. «Моя жизненная позиция» «Я среди других»
2. «Формула успеха и здоровья»
3. «Мифы о табаке» «Пагубное влияние»
4. «Как научиться говорить «НЕТ
Обучать приемам снятия эмоционально-волевого напряжения;
Формировать позитивное отношение подростка к самому себе и окружающему миру
3. Способствовать формированию отрицательного отношения к ПАВ
4.Профилактика и пропаганда ЗОЖ
2.ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Психолого – педагогическое консультирование родителей по проблемам, возникающим в процессе воспитания подростка.
Профилактические беседы с родителями, направленные на мотивацию к формированию устойчивых нравственных ценностей у подростка. (1 раз в месяц)
Ознакомление с результатами диагностик. Консультация по дальнейшему взаимодействию с ребёнком.
Консультация об особенностях подросткового возраста: «Ранимость подростков», «Кризис подросткового возраста»
Консультация «Лживость и жульничество»
Беседа «Роли родителей в формировании у ребенка адаптивных форм поведения».
«Роль семейного микроклимата в развитии детско-родительских отношений»
Подростковый суицид
.»ЗОЖ семьи — залог здоровья ребёнка» «Роль личного примера в воспитании детей».
«Занятость в свободное время. Досуг детей и подростков».
«Половое воспитание подростков».
«Тревожность и агрессивность в подростковом возрасте.
«Авторитет родителей. Из чего он складывается»
«Внешние признаки взрослости»
Повышение психологической компетентности родителей, поиске и обозначении психологических ресурсов, которыми они могут воспользоваться в процессе взаимодействия с детьми.
Гуманизация семейных отношений.
Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
Оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, в расширении знаний родителей о возрастных особенностях своих детей, создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ
Психолого — педагогическое консультирование педагогов-предметников и классного руководителя
Знакомство с результатами психологических диагностик.
Консультация «Алгоритм индивидуального подхода к подростку, находящемуся в социально-опасном положении в воспитательной работе классного руководителя»
Консультация «Психологические механизмы формирования отклоняющегося поведения подростков»
«Психолого-педагогическое сопровождение детей из алкогольных семей»
Психолого педагогическое консультирование педагогов об индивидуальных особенностях подростка, направленное на решение личностных проблем несовершеннолетнего.
ПЛАН ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ КОРРЕКЦИОННО — РАЗВИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ
Социального педагога
Запланированные мероприятия
Индивидуальная работа с родителями:
1. Педагогическое консультирование родителей по проблемам, возникающим в процессе воспитания подростка.
2. Профилактические беседы с родителями, направленные на мотивацию к формированию устойчивых нравственных ценностей у подростка.
3. Консультирование родителей по вопросам обеспечения защиты прав несовершеннолетнего в различных сферах жизнедеятельности.
4. Осуществление контроля за соблюдением законными представителями обязательств по выполнению договора с образовательным учреждением.
ЗАДАЧИ
Повышение психолого – педагогической грамотности родителей и оптимизация детско – родительских взаимоотношений.
Индивидуальная работа с несовершеннолетним
1. Коррекция выявленных индивидуальных проблем несовершеннолетнего.
2. Профилактика асоциального поведения и правонарушений;
3. Индивидуальная работа с несовершеннолетним связанная с предупреждением появления вредных привычек;
4. Осуществление контроля за обучением, времяпровождением и местонахождением несовершеннолетнего.
Профилактика девиатного поведения, формирование устойчивых нравственных позиций.
Индивидуальная работа с педагогами:
Психолого — педагогическое консультирование педагогов-предметников и классного руководителя о индивидуальных особенностях подростка, консультирование, направленное на решение личностных проблем подростка.
Помощь в организации и проведении бесед с учащимся и семьей (а так же проведении бесед с классным коллективом с целью налаживания межличностных отношений).
Совместные посещения семьи на дому.
Консультирование по составлению характеристик на учащегося.
Создание условий для индивидуально – дифференцированного подхода к несовершеннолетнему с учётом его характерологических особенностей
Межведомственное взаимодействие:
Направление сведений, информации в комитет по образованию, КДН и ЗП, органы опеки и попечительства.
Привлечение к совместной профилактической работе в отношении несовершеннолетних и их семей субъекты системы профилактики.
Обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних
ПЛАН ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ КОРРЕКЦИОННО — РАЗВИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ
Классного руководителя
Запланированные мероприятия
Работа с родителями:
ЗАДАЧИ
Патронат семьи раз в месяц– 1 раз в месяц
Обеспечение постоянной связи с семьей.
Профилактическое консультирование — 1 раз в месяц.
«Соблюдение режима дня – это важно».
«Основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дом».
«К чему могут привести конфликты в семье».
«Нравственное воспитание в семье».
Повышение педагогической компетентности родителей.
Оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей. Создание благоприятных условий для организации обучения и воспитания.
Родительские собрания 1 раз в четверть.
«Здоровая семья – здоровое общество».
«Традиции воспитания подростка»
«Пути формирования бесконфликтных отношений в семье».
«Организация свободного времени подростка. Труд и отдых в летние каникулы».
Контроль за посещением родителей родительских собраний, осуществлением контакта с преподавательским составом.
Индивидуальная работа с несовершеннолетним
Ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий
Вовлечение в кружки и секции, посредством беседы.
Вовлечение в общешкольные и классные дела.
Проведение мероприятий по предупреждению и профилактике вредных привычек:
Проведение мероприятий по правовому всеобучу:
Педагогическое сопровождение учащегося. Систематический контроль за посещением и успеваемостью.
Организация досуга, вовлечение несовершеннолетнего в спортивные секции, кружки по интересам.
Активизация творческой, трудовой, спортивной и др. деятельности.
Индивидуальная работа с несовершеннолетними связанная с предупреждением появления вредных привычек.
Пропаганда активного и здорового образа жизни
Индивидуальная работа с несовершеннолетними связанная с предупреждением правонарушений
Индивидуальная работа с педагогами:
(Организация дополнительных занятий, консультаций учителей – предметников
Осуществление тесной связи с педагогами-предметниками.
Организовать помощь педагогов, если не усвоен учебный материал
Источник