Программа индивидуального развития ребенка коррекционной школы

Статистика свидетельствует: в нашей
 стране 573 тыс. детей-сирот, 422 дома ребенка для 35
 тыс. детей; 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237
 школ-интернатов для 71 тыс. детей.
Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по
 особому пути, отражающему влияние
 неблагоприятных социально-психологических
 факторов, когда они накладываются на раннее
 поражение центральной нервной системы и на
 процесс развития в целом (физический рост,
 созревание центральной нервной системы,
 формирование психики, социально-бытовых и
 морально-эстетических понятий и т.д.).
Целенаправленное комплексное
 психолого-педагогическое и медико-социальное
 сопровождение обучающихся в условиях
 специальной (коррекционной) школы-интерната
 должно быть направлено на формирование
 оптимальных психолого-педагогических
 коррекционно-развивающих условий воспитания и
 образования для детей с проблемами в развитии и
 поведении в соответствии с их возрастными и
 индивидуальными особенностями, уровнем
 актуального развития, состоянием соматического
 и нервно-психического здоровья, обеспечивающих
 развитие механизмов компенсации и социальной
 интеграции каждого воспитанника.
Ребенок, воспитание и обучение которого,
 вследствие дефектов в развитии, происходит
 медленнее, лучше освоит необходимые умения, если
 формировать их организованно, наиболее
 эффективными методами и приемами, закрепляя
 полученные умения и навыки в повседневной жизни.
 Для этого дефектологу, психологу, логопеду,
 социальному педагогу, воспитателю необходимо
 уметь составлять индивидуальную программу
 развития конкретного ребенка.
Целью данной работы является оказание
 практической помощи работникам специальных
 (коррекционных) школ-интернатов в разработке и
 составлении индивидуальной программы развития
 для каждого ребенка.
В работе представлены некоторые подходы к
 разработке различных программ –
 психолого-педагогического и медико-социального
 сопровождения, адаптационных, профилактических
 и коррекционно-развивающих.
В данной работе мы использовали опыт
 Разенковой Ю.А. (2003).
Индивидуальная программа развития
 ребенка в условиях специальной (коррекционной)
 школы-интерната должна решать задачи следующего
 характера: 
- психолого-педагогического и медико-социального
сопровождения обучающихся;- адаптации ребенка к новым условиям обучения;
- профилактики отставания и нежелательных
тенденций в личностном развитии, обусловленных
психической депривацией; предупреждения
социальной дезадаптации, поведенческих
нарушений и др.;- коррекции отклонений в развитии, поведении,
учебе на основе создания оптимальных условий для
развития личностного потенциала ребенка.
При составлении индивидуальной
 программы развития ребенка используются
 следующие методы и приемы:
- изучение документов, личных дел;
- знакомство с медицинским обследованием,
выделение неблагополучных этапов в развитии
ребенка;- изучение социума (внешкольных связей) ребенка;
- диагностические исследования.
Этапы составления индивидуальной
 программы развития ребенка
Цель предварительного этапа работы –
 сбор информации о ребенке.
Цель диагностического этапа: — изучение
 эмоционально-личностных особенностей ребенка,
 определяется его статус, зоны актуального и
 ближайшего развития.
Цель коррекционно-развивающего этапа: —
 улучшение психического состояния обучающихся,
 коррекция эмоционально-волевой и познавательной
 сфер, получение помощи в социализации и
 профориентации, своевременная организация
 лечебно-оздоровительных мероприятий.
Цель заключительного этапа – анализ
 результатов эффективности
 психолого-педагогического и медико-социального
 сопровождения обучающихся в школе-интернате,
 адаптации ребенка, коррекционно-развивающей
 работы и др.
Динамика работы
1. Выявление актуальных проблем ребенка.
2. Разработка путей поддержки и коррекции.
3. Составление индивидуальной программы
сопровождения (адаптации, профилактики и др.).
4. Реализация намеченной программы.
Программа индивидуального развития для
 воспитанника специальной (коррекционной)
 общеобразовательной школы-интерната
 утверждается на педсовете школы-интерната
 (возможно, на заседании школьного ПМПк). Она
 состоит из пояснительной записки, в которой
 указываются актуальные проблемы ребенка, цель,
 задачи, принципы, желаемые результаты программы
 развития обучающегося.
Составление индивидуальной программы развития
 (психолого-педагогического и медико-социального
 сопровождения, адаптационной, профилактической
 или коррекционно-развивающей) поможет логопеду,
 педагогу-психологу, социальному педагогу и
 воспитателю эффективно реализовать программное
 содержание. В Приложении 1
 мы предлагаем один из вариантов Индивидуальной
 программы развития учащихся.
Индивидуальная программа
 психолого-педагогического и медико-социального
 сопровождения
Индивидуальная программа
 психолого-педагогического и медико-социального
 сопровождения включает следующие блоки:
 психологическое сопровождение, логопедическое
 сопровождение, педагогическое сопровождение,
 социально-правовое сопровождение,
 лечебно-оздоровительное, а также воспитательное
 сопровождение.
Цель психологического сопровождения
 предполагает коррекцию и психопрофилактику
 личностной (эмоциональной, познавательной,
 поведенческой) сферы ребенка.
Цель логопедического сопровождения
 предполагает коррекцию и развитие речи ребенка с
 проблемами в развитии.
Цель педагогического сопровождения —
 обеспечение обучения детей навыкам выполнения
 учебных заданий, получения знаний, организации
 времени, социальной адаптации.
Цель социально-правового сопровождения состоит
 в ознакомлении обучающихся с правами и основными
 свободами человека и развитии навыков
 социальной компетенции и правового поведения.
Цель лечебно-оздоровительного
 сопровождения включает формирование
 привычек здорового образа жизни, оздоровление
 обучающихся, профилактика соматических
 заболеваний, развитие способности справляться
 со стрессами и болезнями.
Цель воспитательного сопровождения
 обусловливает формирование привычки к
 постоянному труду через применение в учебных и
 бытовых ситуациях навыков самообслуживания,
 соблюдения личной гигиены, соблюдения правил
 безопасности жизни и культуры поведения в
 общественных местах.
Индивидуальная адаптационная
 программа
Индивидуальная адаптационная программа
 необходима вновь прибывшим в интернат детям.
 Поэтому в течение первых полутора-двух месяцев с
 этими детьми должны проводиться занятия,
 направленные в первую очередь на установление
 эмоционального контакта со взрослым.
Индивидуальная адаптационная программа
 необходима детям, поступающим в первый класс.
 Первоклассникам трудно переносить разлуку, они
 могут отказываться от контактов со взрослыми и
 детьми.
В этом случае целью адаптационной программы
 будет создание психолого-педагогических условий
 для подготовки ученика к общению, установление
 доверительной связи между взрослым и ребенком,
 поддержание радостного настроения,
 удовлетворение потребности ребенка в
 безопасности, любви и доброжелательном внимании.
Только тогда, когда между взрослым и ребенком
 установятся доверительные отношения, можно
 приступить к коррекционно-развивающим занятиям.
В качестве примера мы приведем выписку из
 истории развития Валерии Б., 1991 г. рождения.
 Девочка поступила в школу-интернат из семьи
 07.12.1998 г. в возрасте 7 лет с диагнозом детской
 поликлиники: «Перинатальная энцефалопатия
 гипоксического генеза, синдром
 нервно-рефлекторной возбудимости, синдром
 двигательных нарушений». 
Мать ребенка – не работает, брак не
 зарегистрирован.
Данные анамнеза. Ребенок от первой
 беременности, первых родов. Беременность
 протекала с явлениями токсикоза и угрозой
 прерывания. Роды без особенностей. Масса при
 рождении — 2900 г, длина — 49 см, оценка по шкале Апгар
 7/8 баллов. 
 До поступления в школу девочка не болела. Валерия
 Б. не посещала ДОУ, воспитывалась матерью и
 бабушкой.
Данные психолого-педагогического
 обследования в возрасте 7 лет. Девочка очень
 тяжело переживает разлуку с матерью: постоянно
 плачет, плохо успокаивается. На уговоры не
 реагирует. С одноклассниками контакт затруднен.
 От занятий отказывается, не хочет покидать
 спальный корпус. 
 Заключение Выраженные отклонения в поведении
 ребенка в связи с нарушенными
 аффективно-личностными связями с матерью.
Индивидуальная адаптационная
 программа 
Ф.И.О. Валерия Б. 09.04.1991 г.р.
Клинический диагноз: «Перинатальная
 энцефалопатия гипоксического генеза, синдром
 нервно-рефлекторной возбудимости, синдром
 двигательных нарушений».
Психолого-педагогическое заключение:
 Выраженные отклонения в поведении ребенка в
 связи с нарушенными аффективно-личностными
 связями с матерью. 
Актуальные проблемы ребенка: Девочка
 очень тяжело переживает разлуку с матерью:
 постоянно плачет, плохо успокаивается. На
 уговоры не реагирует. С одноклассниками контакт
 затруднен. От занятий отказывается, не хочет
 покидать спальный корпус. 
Цель программы: Повышение
 эффективности процесса
 социально-психологической адаптации в новых
 условиях обучения, способствование в повышении
 самооценки, самореализации личности.
Содержание программы
 (направления и формы работы):
-  Намеченные пути поддержки и коррекции
 выявленной проблемы:- нормализация эмоционального поведения:
 создание атмосферы безопасности;
- стимулирование положительных эмоций;
 актуализация эмоционального общения с учителем
 и воспитателями;
- знакомство с обстановкой класса, группы,
 спального корпуса;
- знакомство с воспитателями, работающими в
 группе;
- вовлечение ребенка в самую простую и доступную
 игру; привлечение внимания девочки к интересным
 и красочным пособиям, игрушкам; стимулирование
 желания поиграть вместе со взрослым;
- установление доверительных отношений со
 взрослыми, в результате чего должна
 сформироваться заместительная привязанность;
- вовлечение девочки в игровую ситуацию с
 участием других детей в целях нормализации
 эмоционального поведения и развития первых
 контактов между учениками.
 
- нормализация эмоционального поведения:
-  Укрепление нервной системы- Наблюдение у психиатра, совместный осмотр
 психолога и психиатра (2 раза в год.).
- Совместный контроль и наблюдение психолога,
 врача и воспитателя за состоянием, изменениями
 настроения в период медикаментозного лечения.
- Релаксационные методы (аутогенная тренировка,
 обучение навыкам самоконтроля).
- Осуществление комплексного подхода в
 укреплении н.с. (контроль учебной нагрузки,
 медикаментозного лечения, реализация
 релаксационных методов и единого
 педагогического подхода).
- Оздоровительный психофизический тренинг (1
 мес.).
 
- Наблюдение у психиатра, совместный осмотр
-  Укрепление эмоционально — личностной сферы- Оздоровительный психофизический тренинг (1
 мес.).
- Диагностика эмоционально- личностной сферы (2
 раза в год).
- Овладение навыками самоконтроля.
- Система групповых и индивидуальных занятий.
 
- Оздоровительный психофизический тренинг (1
-  Развитие познавательной сферы:- Индивидуальные коррекционно — развивающие
 занятия (когнитивные тренировки).
- Диагностика познавательной сферы (2 раза в год).
 
- Индивидуальные коррекционно — развивающие
- Формирование устойчивой адекватной
 самооценки:
- Организация единого психологического
 пространства, единство требований и отношений
 (всеми специалистами).
- Индивидуальные беседы учителя, воспитателя,
 психолога, социального педагога.
- Диагностика уровня самооценки, знакомство с
 результатами диагностики.
- Тренинг коммуникативного общения (4мес.).
Прогноз: Учитывая
 особенности циклоидного типа акцентуации,
 успешность адаптации будет зависеть от фаз. При
 грамотном педагогическом подходе возможно
 позитивное взаимодействие с Валерией Б.
Действительно, уже к концу учебного года у
 Валерии прекратились приступы плача, она нашла
 друзей, были налажены контакты с учителем и
 воспитателями.
Индивидуальная профилактическая
 программа
Индивидуальная профилактическая
 программа инаправлена на предупреждение
 развития у ребенка негативных привычек,
 нежелательного поведения, нервно-психического
 утомления, срывов и т.д. В ней предусматривается
 формирование и выработка позитивного поведения,
 положтельных привычек.
Индивидуальная
 коррекционно-развивающая программа
Индивидуальная коррекционно-развивающая
 программа должна содержать такие задачи,
 решение которых доступно ребенку в ближайшее
 время, а также указание на методы и приемы,
 которые позволят ему добиться успеха. 
 Содержание каждой программы должно быть
 предметом обсуждения специалистов школьного
 ПМПк, учителей и воспитателей группы. При этом
 необходимо решить следующие вопросы: какие
 задачи программы будут реализованы на занятиях
 логопеда, психолога, а какие — на учебных занятиях
 и занятиях воспитателей группы; как будут
 осуществляться закрепление и перенос усвоенных
 умений в иную ситуацию.
 Составление индивидуальной программы развития
 ребенка – процесс всегда творческий, довольно
 сложный, но, уже начиная разрабатывать программу,
 мы открываем перед ребенком новые возможности
 его развития.
- Разенкова Ю.А. Содержание 
 индивидуальных программ развития детей
 младенческого возраста с ограниченными
 возможностями, воспитывающихся в доме ребенка/
 Альманах института коррекционной педагогики
 РАО. 2003, № 6.
- Тюленев П.В. Индивидуальная программа 
 развития ребенка от 0 до 1 года. Руководство для
 родителей, воспитателей и педагогов. 2005.
- Вебер Н.П. Работа по индивидуальным 
 программам развития как одно из направлений
 деятельности с одаренными детьми. – Нерюнгри. 2002.
Список литературы
Источник
 
  
 