Программа индивидуального развития ребенка 8 вида
Программа индивидуального развития
ребенка.
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе методических рекомендаций к работе по теме «Как стать личностью». Материал заимствован из журнала «Классный руководитель» №4, 2009г.
Предлагаемая технология создает модель самостоятельной деятельности учащихся (при широком консультировании и помощи взрослых) для саморазвития и развития различных сторон личности. Главный смысл этой деятельности в том, что ребенок шаг за шагом открывает для себя собственные психологические особенности и свойства, учиться осознавать их, анализировать и затем использовать эти знания и умения в жизни.
Цель: помочь учащимся осознать роль самоанализа и самовоспитания в становлении личности.
Задачи:
- дать возможность учащимся оценить особенности своего характера;
- способствовать личностному росту ребенка, нравственному совершенствованию, готовности к социальному определению, поиску жизненных ценностей;
- научить учащихся развивать свою память, тренировать мышление, вырабатывать деловые качества;
- раскрывать творческий потенциал подростка, развивать коммуникабельность.
«Учение с увлечением»
I этап: «Введение»
Задачи этапа:
- формирование первичных навыков работы в группе и актуализация работы учащихся по программе;
- формирование представления о понятиях Личность и Индивидуальность;
- создание собственной программы развития.
Содержание деятельности
1. Занятие по формированию навыков работы в группе.
2. Составление и обсуждение навыков работы в группе.
3. Составление анкеты – интервью. Оформление портфолио.
4. Домашнее задание. Презентация детских исследований по поводу своего имени.
5. Написание и представление личной программы развития.
I I этап: «Способности человека»
Задачи этапа: формирование общих представлений о способностях человека, проведение психолого-педагогического тестирования способностей.
Содержание деятельности
1. Занятия с психологом.
№ | Вид исследования | Используемые методики |
1 | Направленность личности | Тест направленности личности |
2 | Интеллектуальные способности личности, особенности мышления и памяти | Тесты на познавательные процессы, «Ай Кью» |
3 | психические особенности личности (темперамент, акцентуация характера) | «Акцентуация характера», «Дом, дерево, человек» |
4 | Самооценка личности | Тест « Самооценка» |
5 | Профессиональные способности личности | Тест «Образ профессии» |
6 | Творческие способности личности | «Особенности творческого воображения» |
7 | Организаторские способности | «Путешествие на воздушном шаре» |
8 | Ценностно-смысловые ориентации личности | «Толкование пословиц» |
9 | Коммуникативные возможности личности | «Общительны ли вы» |
2. Анализ и результаты психолого-педагогической диагностики класса.
3. Диаграмма роста способностей.
4. Мои достижения (реализация моих способностей).
I I I этап: «Мыслю, значит существую»
Задачи этапа:
- определение индивидуальных особенностей внимания, памяти и мышления учащихся;
- развитие этих особенностей;
- формирование навыков критического мышления способности использовать возможности внимания и памяти.
Содержание деятельности
1. Занятие на определение особенностей памяти, мышления, внимания.
2. Тренинг памяти и мышления.
3. Развитие информационно-познавательной компетентности.
4. Индивидуальные консультации.
IV этап: «Заключительный»
Задачи этапа: подведение итогов развития за год, планирование дальнейшей программы развития.
Содержание деятельности
1. Консультации и защита выпускных проектов «Образ Я».
2. Составление перспективного плана развития на будущий год.
Источник
Программа индивидуального развития обучающегося
Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
· поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
· поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
· развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
· формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
· содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;
· закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Работа проводится в четыре этапа:
1 этап – информационно-аналитический
2 этап – организационно-деятельностны
3 этап – контрольно-диагностическ
4 этап — результативно-коррекционный
1 этап — информационно – аналитический
Цель этого этапа – выявление зоны ближайшего риска и благополучия.
На данном этапе для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации используются различные методы:
— наблюдение
-анкетирование (самого подростка, его родителей)
-собеседование
— изучение документации (характеристики с бывшего места учебы и учреждений дополнительного образования, личного дела, медицинской карты и т.д.)
По результатам работы составляется «Характеристика обучающегося»
1.Дата рождения
2.Место жительства
3.Родители
4. Состояние здоровья
5.Дополнительное образование
6. Итоги прошлого учебного года
7.Особенности личности
Подпись ученика
Подпись родителей
Подпись классного руководителя
2 этап — организационно-деятельностный
Цель – составление и реализация индивидуального плана развития обучающегося.
Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:
-постановка цели на каждую четверть или на полугодие
-выявление проблем
-выявление имеющихся ресурсов
-планирование деятельности по достижению цели
-определение степени риска
( В данном плане отводится место для анализа учеником собственной деятельности и выводов по итогам года. Эта работа проводится также при совместной встрече родителей, ребенка и классного руководителя в конце года)
Индивидуальный план развития
обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ
Миличкина Дениса
1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году?
Закончить 6 класс как можно лучше, без двоек.
2. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута?
1четверть.
Очень хочется всюду поучаствовать, чтобы проверить свой возможности
2 четверть
Основательно заняться математикой, русским языком. Думаю, что помощь может потребоваться со стороны родителей, хотя постараюсь справиться сам. Обязательно буду участвовать в школьных олимпиадах
3 четверть
Думаю, что мне необходимо выйти на дополнительные занятия по математике и русскому языку. Нужна помощь педагогов.
4 четверть
Основательно подготовиться к выполнению тестов и контрольных работ .
3.Проанализируй результаты по четвертям. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования.
Не ожидал такого успеха. С контрольными работами по русскому языку и математике справился. Спасибо родителям и педагогам. Переоценил свои возможности и не справился с английским языком не потому, что его не понимаю, а просто все внимание уделял другим предметам. Активно участвовал в проектах и различных мероприятиях.
Я сам собой очень доволен!
Подпись ученика
Подпись родителей
Подпись классного руководителя
3 этап – контрольно-диагностический
Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка.
Задачи:
1. Проведение психологического обследования ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам. Приоритетные направления:
— диагностика познавательной деятельности учащихся;
— исследования эмоционально-личностной сферы;
— диагностика межличностных отношений;
— диагностика психологического здоровья;
— исследование в области профориентации.
2. Анализ результатов исследований с целью получения банка психологической информации.
Эта работа проводится совместно с психологами нашей школы. Данным видом информации обладает сам испытуемый, а также его родители, так как дальнейшая работа планируется также совместно, после консультации психолога, если таковая необходима.
Данные диагностики преобразуются в график компетентности, согласно которому реализуется последний (четвертый) этап программы
График компетентности
обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ
Миличкина Дениса
4 этап – коррекционно-развивающий
Цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка.
На основе диагностических данных (с помощью психолога, классного руководителя и родителей) ребенком определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени.
Включение подростка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей и учителей-предметников.
Воспитанник, самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.
Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребенка. Работа, которая сопровождает создание индивидуальных программ развития ребенка, включает в себя:
Планирование воспитательных традиционных мероприятий и коллективных дел.
Составление и заполнение индивидуального плана
Планирование деятельности каждого ребенка в процессе подготовки и проведения коллективных дел. .
Создание коллективных дел, где фиксируется уровень участия каждого ребенка
Составление и заполнение «Карты успешности ученика»
Результаты своей успешной деятельности ученики фиксируют в личных «Портфолио», куда они помещают грамоты, дипломы, сертификаты, результаты учебной деятельности и участия в коллективных делах.
По итогам полугодия и года (2 раза в год) проводится анализ успешности каждого ученика и составляется рейтинг, где каждый видит свой фактический результат
Технологическая цепочка
классного часа по целеполаганию
1. Школьники выбирают из предложенных конкретных целей жизни 3-4 близких ему лично (если же нет таких вариантов, то формулируют свои).
2. Выстраивают цели по приоритетам.
3. Анализируют свой « график компетентности», на основе которого определяют свои слабые и сильные стороны, самостоятельно намечают « зону ближайшего развития». Это учит их рациональному целеполаганию, проектированию собственного жизненного пути, адекватной оценке личностных ресурсов.
4. Записывают в план индивидуального развития «Хочу быть успешным» свои долгосрочные и краткосрочные цели на предстоящий год и ближайший месяц.
5. Получают список дел. Здесь задействуются все компоненты жизнедеятельности школы: общешкольные ключевые дела, классные дела, дополнительное образование, детское самоуправление, ролевые игры, ток-шоу и т.д.
6. Выбирают дела, и затем, на индивидуальной консультации с классным руководителем, определяются те поручения, выполнение которых повлияет на изменение ««западающего» качества.
7. Записываются поручения в индивидуальный план успешности
8. Результаты фиксируются в личном «Портфолио» каждого ученика и оцениваются по итогам полугодия.
9. Составляется рейтинг учащихся, по которому можно судить об успешности проекта
КАРТА УСПЕШНОСТИ
обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ
Миличкина Дениса
Данные
Источник
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
МБОУ «Техтюрская СОШ им. И.М. Романова»
МР «Мегино — Кангаласский улус»
Программа индивидуального сопровождения ребенка VIII вида как часть адаптированной программы
(психологического сопровождения )
Педагог-психолог: Холмогорова И.Л.
2017 — 2018 учебный год
Пояснительная записка.
Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых и морально-эстетических понятий и т.д.).
Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого психологу, социальному педагогу, учителю необходимо уметь составлять индивидуальную программу развития конкретного ребенка.
Программа индивидуального сопровождения ребёнка утверждается на заседании психолого-медико-педагогическом консилиуме учреждения. Она состоит из карты исходных данных комплексной диагностики, в которой указываются актуальные проблемы ребенка, цель, задачи, принципы, желаемые результаты программы развития обучающегося. Составление программы индивидуального сопровождения ребенка (психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет учителю, педагогу-психологу, социальному педагогу, медицинским работникам эффективно реализовать программное содержание.
Цель:
- Обеспечение в образовательном учредении диагностико-коррекционного и психолого-медико-педагогического сопровождение детей с отклонениями в развитии, создание условий для их развития
Задачи
- Всестороннее комплексное обследование детей
- Установление характера и причин выявленных отклонений
- Определение потенциальных возможностей ребенка для оказания ему целенаправленной специальной помощи
- Разработка комплексно-целевых программ индивидуального развития детей
- Прослеживание динамики развития (наблюдение, диагностические срезы в начале и в конце года для уточнения образовательного маршрута, внесение соответствующих корректив)
- коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе
- консультативная работа с педагогами, родителями
При составлении программы индивидуального сопровождения ребенка можно использовать методы и приемы:
- изучение документов, личных дел;
- знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;
- изучение социума (внешкольных связей, семьи, близкого окружения) ребенка;
- диагностические исследования;
- наблюдение за ребёнком;
- индивидуальная и групповая работа с родителями и педагогами.
Направление работ | Содержание | Сроки проведения |
1. Диагностика | ||
-изучение интеллектуальной сферы | Определение ведущих способностей учащихся для индивидуализации обучения, выявления одаренных детей, согласно запросу | сентябрь |
-определение уровня тревожности | Выявление степени адаптации, эмоционального состояния | сентябрь |
-изучение эмоционально-личностной сферы | Определение личностных особенностей детей, согласно запросу | в течение года |
-диагностика детско-родительских отношений | Выявление стиля взаимоотношений родителей и детей | в течение года |
-проективная диагностика «Рисунок семьи» | Выявление взаимоотношений родителей и детей, личностного статуса ребенка, особенностей развития | декабрь |
2.Коррекционная работа | ||
— уроки психологического развития | Развитие психических познавательных процессов (памяти, внимания, мыслительных операций) | сентябрь –май, еженедельно |
Изучение психологических особенностей при использование психолого- диагностических методик: наблюдение, тестирование, анкетирование, опрос, беседа и другие. | ||
Работа с родителями | ||
-индивидуальная консультация | Оказание психологической помощи | в течение года |
-анкетирование, согласно запросам | Анкета «Типы семейного воспитания» Анкета «Характер взаимоотношений родителей и детей» | сентябрь-ноябрь февраль-март |
-тренинг (детско-родительский) | «Мы вместе» | апрель |
Дневник динамического наблюдения обучающегося
(заполняется 1 раз в четверть)
Наблюдения | Уровень развития | |||
1четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |
Психологическое наблюдение | ||||
1.Понятийное логическое мышление | ||||
2.Понятийное образное мышление | ||||
3.Скорость переработки информации | ||||
4.Внимательность | ||||
5.Кратковременная речевая память | ||||
6.Кратковременная зрительная память |
Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.
В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы могут рассматриваться:
— динамика индивидуальных достижений учащийся с ОВЗ по освоению предметных программ;
— создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, и наличие соответствующих материально-технических условий);
— увеличение доли педагогических работников образовательного учреждения, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
— сравнительная характеристика данных медико-психологической и педагогической диагностики учащихся с ОВЗ на разных этапах обучения;
— другие соответствующие показатели.
Источник
Пояснительная записка.
Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого классный руководитель может воспользоваться программой индивидуального развития ребёнка.
Младший школьный возраст—это самоценный период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в это время ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, хороший ученик; начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. Он начинает задумываться над своим « я», т.е. вступает в сознательную фазу, когда изменяется весь строй личности ребёнка.
Педагог как руководитель классного коллектива реализует свои функции относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности. Воспитательные задачи классный руководитель решает в соответствии с учётом возраста детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ученика.
Основным критерием результативности деятельности классного руководителя является содействие саморазвитию личности, реализации творческих способностей, обеспечение социальной защиты, создание необходимых условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.
Актуальность программы.
Все методические и практические материалы решают актуальные проблемы начальной школы: адаптация первоклассников к обучению в школе, развитие учебно-познавательной мотивации учащихся, безопасность и сохранение здоровья, психологическая подготовка учащихся 4 класса к переходу в среднее звено школы и др.
Диагностические исследования, которые проводит классный руководитель начальной школы, необходимы для организации целенаправленной и эффективной индивидуальной работы с учащимися класса. Индивидуальная работа осуществляется с учётом особенностей развития ребёнка, специфики его семейного воспитания, уровня воспитанности.
Направленность и уровень программы.
Классный руководитель сегодня – это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека:
духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры;
заинтересованным организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;
неравнодушным наблюдателем за индивидуальным развитием школьника с целью создания благоприятных условий для формирования его личности;
помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности;
создателем благоприятной развивающей микросреды и благоприятного морально-психологического климата в классе, организующим для этого необходимые воспитательные воздействия с учетом индивидуальности своего класса;
координатором усилий педагогов, семьи – словом, всех воспитывающих сил общества, влияющих на становление и развитие личности воспитанников.
Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе, основным механизмом организации индивидуального подхода к воспитанникам, одним из решающих элементов организуемого воспитательного процесса.
Основное назначение классного руководства обусловлено современной задачей, которую ставит перед собой общество – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования.
Круг функциональных обязанностей классного руководителя в начальной школе включает:
организацию деятельности классного коллектива;
организацию учебной деятельности всего класса и отдельных учащихся;
организацию жизни класса во внеучебное время;
изучение и воспитание личности;
работа с родителями.
В своей работе с детским коллективом я использую различные методы и формы воспитания. Для изучения особенностей детского коллектива большое значение имеет диагностика. Диагностические исследования — это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика. Наиболее информативными методами диагностики являются:
беседа;
наблюдение;
анкетирование;
тестирование.
Цель программы:
Создание условий для формирования духовно – развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции.
Основные задачи программы:
1. Поддерживать высокую учебную мотивацию школьника.
2. Стимулировать интерес к развитию огромных творческих, интеллектуальных и физических способностей в ученике.
Этапы реализации программы
Направления программы.
1. Здоровье.
2. Интеллект.
3. Я среди людей.
4. Я и моя Родина.
5. Досуг.
Каждое направление предусматривает свои задачи и свою картотеку проведения занятий.
Ожидаемые конечные результаты:
развитие общеучебных умений ребенка;
развитие и совершенствование интеллектуальных умений;
развитие эмоционально-волевой сферы;
развитие мотивационно – потребностной сферы;
обновление содержания воспитательной и диагностической работы.
Программа «Здоровье»
Задачи программы:
Создание условий для полноценного физического развития школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
Воспитание уважения к людям, занимающимся спортом, стремящимся к здоровому образу жизни.
Воспитание уважительного отношения к одноклассникам, занимающимся спортом.
Воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, стремления к выполнению режима дня, правильному питанию, интереса и привычки к регулярным занятиям спортом.
Формы, методы и приёмы работы:
Беседы о здоровом образе жизни, режиме дня.
Заочные путешествия в мир спорта.
Общешкольные соревнования
Классные часы и родительские собрания.
Посещение бассейна.
Наблюдения во время занятий, на переменах, во время игр и т.д.
Игры и прогулки на свежем воздухе
Программа «Интеллект»
Задачи программы:
Изучение и развитие интеллектуальных способностей учащихся.
Создание условий для формирования мотивации учения.
Развитие учебных интересов, умений учащихся средствами внеклассной работы.
Воспитание уважительного отношения к одноклассникам, достигшим высоких учебных результатов собственным трудом..
Совершенствование читательского интереса и читательских умений учащихся.
Средствами внеклассной работы развитие творческих и исследовательских способностей.
Привлечение к участию в конкурсах.
Формы, методы и приёмы работы:
Интеллектуальные игры.
Библиотечные часы.
По страницам календаря.
Интерактивные игры.
Программа «Я среди людей»
Задачи программы:
Воспитание у школьников потребности соотносить свои интересы и желания с интересами другого человека.
Воспитание гражданской позиции, умение отстаивать свои интересы .
Формирование волевых качеств личности, ответственности и самоконтроля в общении.
Формы, методы и приёмы работы:
Интерактивные игры.
Часы общения.
Нравственные беседы.
Забота о пожилых.
Программа «Я и моя Родина»
Задачи программы:
Воспитание патриотизма и интернационализма, терпимости и уважительного отношения к людям.
Знакомство с памятными датами нашего государства.
Знакомство с народными ремеслами, профессиями сельского хозяйства и производства.
Трудовые десанты, субботники.
Формы, методы и приёмы работы:
Заочные путешествия в прошлое своей Родины.
Конкурсы стихов о Родине.
Конкурс рисунков « Я и моя Родина».
Классные часы с участием родителей.
Участие в параде Победы
Программа «Досуг»
Задачи программы:
Формирование потребности учащихся участвовать в коллективных творческих делах класса и школы.
Воспитание стремления к интересно полезному времяпрепровождению.
Демонстрация средствами внеклассных мероприятий интересов и достижений учащихся, их талантов и творческих способностей.
Воспитание эстетического вкуса, потребности в достойном поведении в повседневной деятельности.
Соблюдение этикета, наличие тактичности и деликатности в отношениях с родными и близкими, а также с другими людьми.
Формы, методы и приёмы работы:
Праздник добрых дел.
Творческие конкурсы.
Походы на природу.
Походы в музеи, театры.
Беседы «О душевной красоте и не только»
Библиотечные уроки.
Текущие результаты
реализации программы
индивидуального развития ребёнка
«Лучик солнца».
«Во всём мне хочется дойти
До самой сути:
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте,
До сущности протёкших дней,
до их причин,
До оснований, до корней,
До сердцевины…»
Б.Пастернак
( . . . )
Дата рождения: 26.09.2001
В первый класс поступила в 2009 году. В данный момент учится
во 2 классе МОУ «Малокибечская ООШ им.А.Я.Яковлева»Семья обеспеченная. У ( . . . ) есть старший брат и младшая сестрёнка. Отношения между членами семьи хорошие, дружелюбные. Родители своим детям во всём помогают.
«Здоровье»
( . . . ) – здоровая девочка, рост и вес соответствует возрасту, нет нарушений движения. Часто участвует в спортивных соревнованиях. Кроме того они всей семьёй участвуют и во внешкольных соревнованиях («Папа, мама, я – спортивная семья» и др.)
«Интеллект»
( . . . ) учится на «5». Он активная участница многих мероприятий и конкурсов. Добивается хороших результатов, имеет дипломы и грамоты школы, района.
2 класс:
В рамках «Недели начальных классов» победил в номинации «Самый активный читатель»;
Конкурс рисунков, посвящённый;
Активный участник школьных мероприятий
«Я среди людей»
Методика «Какой Я?»
Эта методика предназначается для определения самооценки ребёнка. Экспериментатор, пользуясь протоколом, спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, проставляются в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.
Оценка результатов:
«ДА» — 1 балл, «НЕТ» — 0 баллов, «ИНОГДА» и «НЕ ЗНАЮ» — 0,5 баллов.
Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.
Выводы об уровне самооценки
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
№ пп | Качества личности | Оценки по шкале | |
да | нет | иногда | не знаю |
1 | Хороший | Х | |
2 | Добрый | Х | |
3 | Умный | Х | |
4 | Аккуратный | Х | |
5 | Послушный | Х | |
6 | Внимательный | Х | |
7 | Вежливый | Х | |
8 | Способный | Х | |
9 | Трудолюбивый | Х | |
10 | Честный | Х |
Итого получается 7 баллов.
Методика «Лесенка»
Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.
Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй — чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.
На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступеньке.)
Обработка результатов:
1-3 ступенька — низкий уровень самооценки (заниженная);
4-7 ступенька — средний уровень самооценки (правильный);
8-10 ступенька — высокий уровень самооценки (завышенная).
Как мы видим, у правильная самооценка (средний уровень).
Оценка за вежливость
Следует ответить на 5 вопросов. Отвечать «ДА» или «НЕТ». Подсчитать ответы «ДА» — это и будет оценка за вежливость.
№ п/п | Вопросы | Ответы «ДА» или «НЕТ» |
1 | Всегда ли ты уступаешь место в транспорте? | ДА |
2 | Всегда ли ты стоишь в очереди? | НЕТ |
3 | Говоришь ли ты маме «Спасибо», когда встаёшь из-за стола или надеваешь выглаженную ею рубашку? | ДА |
4 | Всегда ли тактично ведёшь себя с одноклассниками? | НЕТ |
5 | Всегда ли ты проявляешь внимание и чуткость к своим одноклассникам? | ДА |
Оценка за вежливость – «3» |
( . . . ) легко устанавливает дружеские отношения со сверстниками. Успешно участвует в коллективной игре, проявляет качества лидера.
«Я и моя Родина»
Ранжирование
Этот метод позволяет выявить степень личной значимости каких-либо слов для учеников. Ученик по очерёдности записывает 10 существительных, отражающих социальные ценности.
«Досуг»
Любимые занятия ( . . . ) :, петь, слушать музыку, ходить в походы, участвовать в различных конкурсах и соревнованиях.
Заключение.
Воспитание направляет
развитие, оно – главная
сила в формировании
личности.
С.Л. Рубинштейн
Педагог не передает готовые образцы нравственной и любовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с младшими товарищами. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование в конкретных видах деятельности, в общении и составляет, таким образом, содержание воспитательного процесса. Только в творческом сотрудничестве со взрослыми ребенок обеспечен «необходимым педагогическим» руководством, не отторгает, а принимает его как условие успешности достижения своих целей, решения своих проблем.
Источник