Программа индивидуального развития ребенка 5 лет

Программа индивидуального развития ребенка 5 лет thumbnail

Программа индивидуального развития          
                        ребенка.

Пояснительная записка.

   Программа составлена на основе методических рекомендаций к работе по теме «Как стать личностью». Материал заимствован из журнала «Классный руководитель» №4, 2009г.

   Предлагаемая технология создает модель самостоятельной деятельности учащихся (при широком консультировании и помощи взрослых) для саморазвития и развития различных сторон личности. Главный смысл этой деятельности в том, что ребенок шаг за шагом открывает для себя собственные психологические особенности и свойства, учиться осознавать их, анализировать и затем использовать эти знания и умения в жизни.

   Цель: помочь учащимся осознать роль самоанализа и самовоспитания в становлении личности.

   Задачи:

  • дать возможность учащимся оценить особенности своего характера;
  • способствовать личностному росту ребенка, нравственному совершенствованию, готовности к социальному определению, поиску жизненных ценностей;
  • научить учащихся развивать свою память, тренировать мышление, вырабатывать деловые качества;
  • раскрывать творческий потенциал подростка, развивать коммуникабельность.

                «Учение с увлечением»

I этап: «Введение»

   Задачи этапа:

  • формирование первичных навыков работы в группе и актуализация работы учащихся по программе;
  • формирование представления о понятиях Личность и Индивидуальность;
  • создание собственной программы развития.

Содержание деятельности

   1. Занятие по формированию навыков работы в группе.

   2. Составление и обсуждение навыков работы в группе.

   3. Составление анкеты – интервью. Оформление портфолио.

   4. Домашнее задание. Презентация детских исследований по поводу своего имени.

   5. Написание и представление личной программы развития.

I I этап: «Способности человека»

   Задачи этапа: формирование общих представлений о способностях человека, проведение психолого-педагогического тестирования способностей.

                                           Содержание деятельности

1. Занятия с психологом.

Вид исследования

Используемые методики

  1

Направленность личности

Тест направленности личности

  2

Интеллектуальные способности личности, особенности мышления и памяти

Тесты на познавательные процессы, «Ай Кью»

  3

психические особенности личности (темперамент, акцентуация характера)

«Акцентуация характера», «Дом, дерево, человек»

  4

Самооценка личности

Тест « Самооценка»

  5

Профессиональные способности личности

Тест «Образ профессии»

  6

Творческие способности личности

«Особенности творческого воображения»

  7

Организаторские способности

«Путешествие на воздушном шаре»

  8

Ценностно-смысловые ориентации личности

«Толкование пословиц»

  9

Коммуникативные возможности личности

«Общительны ли вы»

   2. Анализ и результаты психолого-педагогической диагностики класса.

   3. Диаграмма роста способностей.

   4. Мои достижения (реализация моих способностей).

I I I этап: «Мыслю, значит существую»

 Задачи этапа:

  • определение индивидуальных особенностей внимания, памяти и мышления учащихся;
  • развитие этих особенностей;
  • формирование навыков критического мышления способности использовать возможности внимания и памяти.

Содержание деятельности

   1. Занятие на определение особенностей памяти, мышления, внимания.

   2. Тренинг памяти и мышления.

   3. Развитие информационно-познавательной компетентности.

   4. Индивидуальные консультации.

IV этап: «Заключительный»

    Задачи этапа: подведение итогов развития за год, планирование дальнейшей программы развития.

Содержание деятельности

   1. Консультации и защита выпускных проектов «Образ Я».

   2. Составление перспективного плана развития на будущий год.

Источник

Программа индивидуального развития обучающегося

Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

·   поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

·  поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

·   развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

·  формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

·   содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;

·   закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

 Работа проводится в четыре этапа:

1 этап – информационно-аналитический

2 этап – организационно-деятельностны

3 этап – контрольно-диагностическ

4 этап — результативно-коррекционный

1 этап — информационно – аналитический

Цель этого этапавыявление зоны ближайшего риска и благополучия.

На данном этапе для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации используются различные методы:

— наблюдение

-анкетирование (самого подростка, его родителей)

-собеседование

— изучение документации (характеристики с бывшего места учебы и учреждений дополнительного образования, личного дела, медицинской карты и т.д.)

По результатам работы составляется «Характеристика обучающегося»

1.Дата рождения

2.Место жительства

3.Родители

4. Состояние здоровья

5.Дополнительное образование

6. Итоги прошлого учебного года

7.Особенности личности

Подпись ученика

 Подпись родителей

Подпись классного руководителя

2 этап — организационно-деятельностный

Цель – составление и реализация индивидуального плана развития обучающегося.

Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:

-постановка цели на каждую четверть или на полугодие

-выявление проблем

-выявление имеющихся ресурсов

-планирование деятельности по достижению цели

-определение степени риска

( В данном плане отводится место для анализа учеником собственной деятельности и выводов по итогам года. Эта работа проводится также при совместной встрече родителей, ребенка и классного руководителя в конце года)

Индивидуальный план развития

обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ

Миличкина Дениса

1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году?

Закончить 6 класс как можно лучше, без двоек.

2. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута?

1четверть.

Очень хочется всюду поучаствовать, чтобы проверить свой возможности

2 четверть

Основательно заняться математикой, русским языком. Думаю, что помощь может потребоваться со стороны родителей, хотя постараюсь справиться сам. Обязательно буду участвовать в школьных олимпиадах

3 четверть

Думаю, что мне необходимо выйти на дополнительные занятия по математике и русскому языку. Нужна помощь педагогов.

4 четверть

Основательно подготовиться к выполнению тестов и контрольных работ .

3.Проанализируй результаты по четвертям. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования.

Не ожидал такого успеха. С контрольными работами по русскому языку и математике справился. Спасибо родителям и педагогам. Переоценил свои возможности и не справился с английским языком не потому, что его не понимаю, а просто все внимание уделял другим предметам. Активно участвовал в проектах и различных мероприятиях.

Я сам собой очень доволен!

Подпись ученика

Подпись родителей

Подпись классного руководителя

 3 этап – контрольно-диагностический

Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка.

Задачи:

      1. Проведение психологического обследования ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам. Приоритетные направления:

— диагностика познавательной деятельности учащихся;

— исследования эмоционально-личностной сферы;

— диагностика межличностных отношений;

— диагностика психологического здоровья;

— исследование в области профориентации.

      2.  Анализ результатов исследований с целью получения банка психологической информации.

Эта работа проводится совместно с психологами нашей школы. Данным видом информации обладает сам испытуемый, а также его родители, так как дальнейшая работа планируется также совместно, после консультации психолога, если таковая необходима. 

Данные диагностики преобразуются в график компетентности, согласно которому реализуется последний (четвертый) этап программы

График компетентности

обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ

Миличкина Дениса

https://21423s06.edusite.ru/images/bezyi.jpg 

4 этап – коррекционно-развивающий 

Цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка.

На основе диагностических данных  (с помощью психолога, классного руководителя и родителей) ребенком определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени.

Включение подростка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей и учителей-предметников.

     Воспитанник,  самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.

Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребенка. Работа, которая сопровождает создание индивидуальных программ развития ребенка, включает в себя:

  1. Планирование воспитательных традиционных мероприятий и коллективных дел.

  2. Составление и заполнение индивидуального плана

  3.  Планирование деятельности каждого ребенка в процессе подготовки и проведения коллективных дел. .

  4. Создание коллективных дел, где фиксируется уровень участия каждого ребенка

  5. Составление и заполнение «Карты успешности ученика»

  6. Результаты своей успешной деятельности ученики фиксируют в личных «Портфолио», куда они помещают грамоты, дипломы, сертификаты, результаты учебной деятельности и участия в коллективных делах.

  7. По итогам полугодия и года (2 раза в год) проводится анализ успешности каждого ученика и составляется рейтинг, где каждый видит свой фактический результат

Технологическая цепочка

классного часа по целеполаганию 

1.      Школьники выбирают из предложенных конкретных целей жизни 3-4 близких ему лично (если же нет таких вариантов, то формулируют свои).

2.      Выстраивают цели по приоритетам.

3.      Анализируют свой « график компетентности», на основе которого определяют свои слабые и сильные стороны, самостоятельно намечают « зону ближайшего развития». Это учит их рациональному целеполаганию, проектированию собственного жизненного пути, адекватной оценке личностных ресурсов.

4.      Записывают в план индивидуального развития «Хочу быть успешным» свои долгосрочные и краткосрочные цели на предстоящий год и ближайший месяц.

5.      Получают список дел. Здесь задействуются все компоненты жизнедеятельности школы: общешкольные ключевые дела, классные дела, дополнительное образование, детское самоуправление, ролевые игры, ток-шоу и т.д.

6.      Выбирают дела, и затем, на индивидуальной консультации с классным руководителем, определяются те поручения, выполнение которых повлияет на изменение ««западающего» качества.

7.      Записываются поручения в индивидуальный план успешности

8. Результаты фиксируются в личном «Портфолио» каждого ученика и оцениваются по итогам полугодия.

9. Составляется рейтинг учащихся, по которому можно судить об успешности проекта

КАРТА УСПЕШНОСТИ

обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ

Миличкина Дениса

Данные

Источник

Оксана Баяшкина
Образовательная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5–6 лет)

Информационный паспорт

образовательной программы для детей дошкольного возраста

(5-6 лет)

Название программы образовательная программа для детей дошкольного возраста

(5-6 лет)

Разработчики программы Баяшкина О. Н. педагог-психолог

Направленность программы Программа направлена на профилактику проявлений различных форм дошкольной дезадаптации и на создание предпосылок для успешного овладения программным материалом.

Цель программы Создание условий для полноценного психического и личностного развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями.

Форма занятий Психологическая диагностика, психологическое консультирование, методическая работа.

Адресная аудитория

Обучающиеся МБОУ ДОД «Центр детского творчества» (5-6 лет)

Ожидаемые результаты 1. Развитие наглядно-образного мышления.

2. Формирование предпосылок овладения учебной деятельностью.

3. Обучение умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью.

4. Сформированные умения реагирования на критику, уверенного поведения.

5. Развитие коммуникативных навыков.

6. Повышение уровня психологической готовности к школе.

7. Привлечение к психолого-педагогическому процессу педагогов-специалистов и родителей.

1. Пояснительная записка

Дошкольное детство — период познания мира человеческих отношений, ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.

Дошкольное детство – период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.

В дошкольном детстве появляется сложность представлений о жизненном мире, определяемая соподчинением мотивов. Происходит дифференциация линий онтогенеза, ведущих к тому или иному типу представлений жизненного мира; формируются устойчивые (надситуативные) мотивы и начинает складываться направленность личности. У большинства детей проявляется значимость представлений о сложности и трудности мира.

В дошкольном возрасте в современных социальных условиях появляется много случаев детей с диагнозами: ОНР и дизартрия,нарушениями: билингвизма. Это может влиять на психическое развитие детей, в интеллектуальной, эмоциональной сфере и поведенческой сферах.

Комплексная психолого-педагогическая задача дошкольного обучения состоит в том, чтобы обеспечить усвоение не только совокупности конкретных знаний по дошкольным дисциплинам, но и сформировать у воспитанников представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных действий, что, в свою очередь, обеспечит усвоение конкретного предметно-учебного содержания. (Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1978.)

В последнее время отмечается увеличение числа детей с трудностями в усвоении нового материала, создаваемыми недостаточным уровнем их познавательного и личностного развития и в большей степени в основании нарушений психического развития является педагогическая запущенность и детско-родительские отношения. Поэтому оказание действенной психологической помощи в развитии детей дошкольного возраста в настоящее время становится особенно актуальной задачей.

С обучающимися проводится диагностика психического развития у детей в возрасте 5-6-ти лет, направленная на выявление уровня развития логического мышления, внимания, памяти, воображения и моторики. После чего уже проводятся индивидуальные коррекционно – развивающие занятия.

Направленность программы:

программа направлена на профилактику проявлений различных форм дошкольной дезадаптации и на создание предпосылок для успешного овладения программным материалом.

Актуальность программы:

в последнее время отмечается увеличение числа детей с трудностями в усвоении нового материала, создаваемыми недостаточным уровнем их познавательного и личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи в развитии детей дошкольного возраста в настоящее время становится особенно актуальной задачей.

Цель: Создание условий для полноценного психического и личностного развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями.

Задачи:

1. Отслеживание социально-психологического статуса и динамики развития ребёнка.

2. Развитие познавательной, эмоциональной и двигательной сфер.

• Развитие восприятия цвета, формы и величины,

• развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности, воображения, речевой активности,

• эмоционально-волевой сферы,

• координации движений и реализация двигательной активности,

• формирование коммуникативных навыков.

3. Координация программных тем со смежными педагогами-специалистами и родителями.

4. Методическое и материально-техническое обеспечение психологического сопровождения.

Форма занятий:

Психологическая диагностика, психологическое консультирование, методическая работа.

Адресная аудитория:

Обучающиеся МБОУ ДОД «Центр детского творчества» (5-6 лет)

Оформление кабинета:

— приобретение учебных пособий, методик, коррекционно-развивающих программ;

— изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала.

Организация и содержание деятельности:

Программа рассчитана на 1 год психологического сопровождения, срок реализации программы – 36 часов (дети 5-6 лет, 1 час в неделю, посещающих учреждения дополнительного образования. Программа разработана с учетом психологических особенностей подросткового возраста. Тематические блоки программы подобраны в соответствии с актуальными проблемами дошкольника, возникающими в процессе формирования личностных качеств, важных для эффективной самореализации, самоактуализации и самоопределения в этом возрасте, а так же с проблемами, связанными с социально-психологической адаптацией, взаимодействием со сверстниками и взрослыми, усвоением общественных норм и правил.

В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога,которые объединены в блоки: диагностический, развивающий, консультативный и методический, что способствует активному вовлечению в учебно-воспитательный процесс и более быстрому достижению педагогических целей за счет приобретения участниками собственного опыта в игровых и тренинговых формах работы.

Диагностический блок:

Диагностический блок включает известные методики выявления уровня психического развития детей дошкольного возраста (классификация предметов, “4-ый лишний”, 10 картинок, 10 пар слов и другие).

I этап – Первичная диагностика. С вновь пришедшими детьми и их родителями проводится собеседование с целью выявления уровня психического и физического развития ребёнка, индивидуальных особенностей поведения, социально-бытовых условий семьи. Диагностические данные каждого ребёнка фиксируются в карте индивидуального развития. После распределения детей по группам для проведения развивающих занятий составляется сводная схема анализа данных диагностического обследования детей.

II этап – Мониторинг динамики развития. Динамика развития детейпрослеживается в течение учебного года по 3 направлениям:

Развитие психических процессов;

Развитие эмоционально-волевой сферы;

Индивидуальные особенности.

В начале и в середине года показатели динамики развития выявляются на основе наблюдения за детьми в процессе проведения занятий педагогом-психологом и педагогами-специалистами, в конце года – в процессе проведения индивидуального диагностического обследования.

III этап – Констатирующая диагностика. В конце года с детьми проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития ребёнка.

Прогнозируемые результаты.

Диагностический и развивающий блок.

К 6 годам ребёнок:

Вступает в контакт со взрослым;

Называет свои имя, фамилию, возраст, имена родителей, домашний адрес и телефон;

Собирает предметную разрезную картинку из 4 ровных частей без помощи взрослого;

Знает и активно использует в словаре название основных, нейтральных цветов и их оттенков (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, голубой, розовый, оранжевый и т. д., геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, различает по величине до 7 предметов;

Знает и использует в речи обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи”, “мебель”, “обувь”, “посуда”, “одежда”, “домашние и дикие животные”, “части суток”, “времена года” и название предметов и явлений обобщённых в данных понятиях;

Выделяет один из 4-х предметов с грубой и тонкой дифференциацией, объясняет свой выбор;

Собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета.

Развивающий блок.

Развивающий блок основан на сочетании коррекционно-развивающих программ.

С сентября по апрель с детьми проводятся специально организованные развивающие занятия в игровой форме, которые помогают ребёнку адаптироваться и развиваться в детском коллективе.

Занятия ориентированы:

— на развитие двигательной сферы, сенсорного восприятия и психологическое раскрепощение;

— на развитие высших психических функций и речевой активности, формирования коммуникативных навыков;

— на развитие произвольного внимания и мотивации к обучению.

I этап – в сентябре каждого года с детьми проводятся занятия на развитие двигательной сферы с элементами релаксации.

II этап – в период октябрь – март проводятся общеразвивающие занятия на развитие психических процессов и функций, эмоциональной и двигательной сфер, коммуникативных навыков.

III этап – продолжаются общеразвивающие занятия.

Занятия разработаны с учётом возрастных особенностей и основных видов деятельности, способствующих развитию детей дошкольного возраста, которыми являются общение и игра, поэтому взаимодействие ребёнка и взрослого в процессе занятий построено в форме игрового общения. Для поддержания интереса детей в процессе занятий предусмотрено музыкальное сопровождение упражнений и игр,чередование видов деятельности: упражнения и беседы сменяются подвижными играми.

Консультативный блок.

Работа в данном блоке ведется по двум направлениям:

• Работа с родителями.

• Работа с педагогами дополнительного образования.

I направление. Работа с родителями заключается в проведение групповых, индивидуальных консультаций и открытые занятия.

— Групповые консультации определены учебным планом и проводятся с целью приобщенияродителей к учебно-воспитательному процессу: знакомство родителей с содержанием занятия, объяснение выполнения домашних упражнений, ответы на вопросы родителей.

— Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения ребёнка, взаимоотношений педагог – родитель – ребёнок).

II направление. Работа со смежными педагогами-специалистами включает индивидуальные консультации, открытые занятия.

— Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам педагогов для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – родитель, педагог – ребёнок).

— Открытые занятия проводятся как педагогом-психологом, так и с педагогами дополнительного образования. Проведение открытых занятий позволяет познакомиться с работой коллег, скоординировать методы воздействия на развитие и воспитание детей.

Прогнозируемые результаты.

Консультативный блок.

— Привлечение к психолого-педагогическому процессу педагогов-специалистов и родителей.

— Информирование педагогов дополнительного образования и родителей о возрастных особенностях детей.

— Организация развивающей детско-взрослой общности.

Методический блок.

Участие в педагогических и методических советах, плановых и оперативных совещаниях, родительских собраниях.

Оформление документации:

— оформление журналов консультативно-просветительской работы, коррекционно-развивающей работы;

— разработка и оформление мониторинга развития детей дошкольного возраста;

— анализ и обработка диагностических данных;

— разработка рекомендаций для родителей и педагогов;

— разработка и оформление карт индивидуального развития ребенка, схем анализа диагностических данных;

— разработка и оснащение бланками для проведения диагностических исследований;

— разработка анкет для родителей, педагогов.

Прогнозируемые результаты.

Методический блок.

Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.

Сочетание блоков позволяет выявить и развить индивидуальные возможности и способности ребёнка с учётом его психо-физиологических особенностей. Психологически грамотное сопровождение естественного развития ребёнка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей и позволяет избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развит

Структура занятия:

1. пальчиковая гимнастика;

2. работа по теме;

3. физкультминутка;

4. закрепление пройденного материала;

5. подведение итогов занятия.

Тематический план для детей в возрасте от 5-6 лет (25 минут)

№ занятия Цель занятия Часы

С 1 по 12 занятие Коррекция устойчивости внимания 300 минут (5 часов)

С 13 по 19 занятие Коррекция памяти и воображения 200 минут (3.3 часа)

С 20 по 27 занятие Коррекция логического мышления и воображения 175 минут (2.9 часа)

С 28 по 36 занятие Развитие причинно-следственных и пространственно временных связей 200 минут (3.3 часа)

Итого:36 занятий 875 минут (14.5 часа)

Источник