Программа индивидуального развития одаренного ребенка
Составитель: Воробьева Г.В.
г. Саратов
Индивидуальный образовательный маршрут — это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Цель: сформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности ребёнка. Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
Этап 1 – диагностический.
Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.
№
Использованная методика
Сроки
Ответственный
1
Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Цель диагностирования: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.
1-2 неделя сентября
школьный психолог Краснова С.В.
2
Опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация».
Цель: определить характер и наличие учебной мотивации.
1-2 неделя сентября
классный руководитель Воробьева Г.В.
3
Методика Климова И.И. «Карта интересов»
3-4 неделя
сентября
школьный психолог Краснова С.В.
4
Опросник Айзенка. Личностные особенности.
3-4 неделя
сентября
школьный психолог
Краснова С.В.
5
Тест на определение уровня школьной тревожности. Автор — Филлипс.
3-4 неделя
ноября
школьный психолог Краснова С.В.
6
Социометрия. Автор — Дж. Морено.
3-4 неделя
декабря
школьный психолог
Краснова С.В.
Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута
1
Разработка индивидуального маршрута одаренного ребенка.
1 неделя октября
учитель-предметник Воробьева Г.В.
2
Составление индивидуального учебного плана по предметам: русскому языку, математике
1 неделя октября
учитель – предметник Воробьева Г.В.
3
Выбор темы исследовательской работы по русскому языку
2 неделя октября
руководитель
Воробьева Г.В.
4
Составление плана учеником для учета желаний ребенка.
2 неделя октября
Психолог Краснова С.В.
5
Беседа с родителями. Цель: учет социального заказа родителей.
2 неделя октября
классный руководитель
Воробьева Г.В.
Прогнозирование — индивидуальный учебный план – «Я выбираю предметы для изучения»
Предмет
Причина выбора
Форма работы
Ожидаемые результаты
Русский язык
1.Результативное участие во Всероссийских и международных дистанционных и онлайн-олимпиадах
2.Выраженный интерес к предмету
Индивидуальные и дистанционные консультации.
1.Результативное участие в городском этапе Всероссийской олимпиады
2.Участие в интеллектуальном марафоне «Любопытный бобрёнок»
Математика
1.Результативное участие во Всероссийских и международных дистанционных и онлайн-олимпиадах
2.Выраженный интерес к предмету
Индивидуальные и дистанционные консультации.
Результативное участие в городском этапе Всероссийской олимпиады.
«Интеграция с другими специалистами»
Составление карты познавательной деятельности ребенка психологом, классным руководителем, руководителем МОУ и учителями — предметниками.
сентябрь
Карта познавательной деятельности ребенка
Разработка индивидуального образовательного маршрута педагогом Воробьева Г.В.
октябрь
Индивидуальный образовательный
маршрут
Прохождение тестов, предметных олимпиад (внутришкольные, муниципальные)
октябрь
Расписание посещений занятий
Диагностирование, рефлексия школьным психологом
, Краснова С.В.
руководителем МОУ,
педагогом Воробьева Г.В.
ежемесячно
Карта наблюдений, рекомендации учителями – предметниками
Беседа с родителями о здоровье ребенка, об эмоциональном состоянии.
Классный руководитель Воробьева Г.В.
ежемесячно
Карта наблюдений за состоянием здоровья ребенка,
Проектирование – индивидуальная образовательная программа – «Я составляю программу образовательной деятельности»
Планирование
Мероприятия
Результат
Подготовка к участию на школьном и муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по русскому языку и математике
1. Работа с учителем.
2. Индивидуальная работа.
3. Посещение занятий школьного кружка «Умники и умницы»
4. Посещение занятий кружка «Риторика»
1.Школьный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку – 3 место.
2.Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку -участие
Подготовка к участию в дистанционных олимпиадах, онлайн-олимпиадах и конкурсах по русскому языку, математике
1. Индивидуальные консультации.
2. Индивидуальная работа.
3. Посещение занятий школьного кружка «Умники и умницы»
4. Посещение занятий кружка «Риторика»
1.Всероссийская межпредметная олимпиада -2 место
2.Международная дистанционная олимпиада «Языкознание» -1 место
3.Школьный конкурс рисунков «Красота родного края» — 1 место
«Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника»
Самооценка: «Что я хотел?»
«Что я сделал для достижения цели?»
«Чему научился?»
«Что необходимо сделать ещё?»
1.Стать отличником по всем предметам
2.Заявить о себе на различных уровнях
3.Опробовать новый для меня вид обучения
1.Я внимательно слушал педагогов на индивидуальных консультациях.
2.Я усиленно занимался самостоятельно.
3.Я строил свой день в соответствии с режимом и спланированным графиком
4.Я не останавливался на достигнутом
5.Я корректировал свою работу в соответствии с обстоятельствами
6.Я занимался спортом, укрепляя здоровье и готовя организм к большим нагрузкам
Я научился:
1.не отступать от составленного плана
2.преодолевать трудности
3.добросовестно работать над собой
4.общаться с разными людьми в процессе обучения
5.адекватно оценивать свои достижения и корректировать деятельность в изменяющихся обстоятельствах
6.адекватно воспринимать как поражения, так и победы
6.прислушиваться к своему организму и реагировать на его запросы
Мне необходимо:
1.бороться с ленью
2.стать более собранным
3.активнее участвовать в жизни класса
4.повышать уровень своих знаний
5.активнее участвовать в новых для меня конкурсах, олимпиадах
6.расширить поле деятельности, добавить к углублённому изучению предмет «окружающий мир»
7.продолжить укреплять здоровье
Портфолио за 2016-2018 учебный год
Олимпиады:
1.Школьный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку – 3 место.
2.Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку -лауреат
3.Всероссийская межпредметная олимпиада -2 место
4.Международная дистанционная олимпиада «Языкознание» -1 место
Городские конкурсы, форумы:
1.Всероссийская межпредметная олимпиада -2 место
2.Международная дистанционная олимпиада «Языкознание» -1 место
3.Международный математический конкурс «Ребус» — диплом 2 степени
4.Школьный тур интеллектуального марафона «Любопытный бобрёнок» — 3 место
4.Школьный конкурс рисунков «Красота родного края» — 1 место
5. Школьный конкурс чтецов «Литературная беседка» — 1 место
Подпись Воробьева Г.В.
Источник
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 РАБОЧЕГО ПОСЁЛКА ХОР МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИМЕНИ ЛАЗО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ |
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Воспитанницы Фатеевой Марии. Группы «Солнышко»
МБДОУ «детский сад№1 Дюймовочка «
«ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»
Составила:
Воспитатель: Завьялова Елена
Александровна.
Р.п.Хор
2017г.
1.Пояснительная записка
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система воспитательно — образовательного процесса в ДОУ не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Воспитательный процесс в детском саду предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы. Когда проблема есть, когда принято решение о том, что нужно делать, чтобы её решить, ребята действительно увлекаются.
Конечная задача педагога не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.
Концепция программы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном детстве на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности ДОУ.
Одаренные дети:
-имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
-имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
-испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
-Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
-Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
-Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
-Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
-Дети, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
-принцип возрастания роли дополнительного образования;
-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии воспитателя;
Формы работы с одаренными детьми:
-групповые занятия с одаренными детьми;
-конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, спортивные игры;
-работа по индивидуальным планам;
-исследовательская деятельность.
В группе 28 детей: 18 мальчиков, 10девочек. За время совместной деятельности утвердилась положительная динамика развития дошкольного коллектива. Каждый ребенок чувствует себя полноценным членом данного коллектива.
У большинства детей сформирован познавательный интерес к образовательной деятельности. Чтобы прояснить создавшуюся ситуацию, провела педагогическую диагностику состояния образовательного процесса в группе. Составила индивидуальные карты развития каждого ребенка.
2.Сведения о ребенке.
Маша Фатеева 6 лет – очень активна на НОД и всегда чем-либо занята. Она стремится работать больше других, посещает кружки в ДОУ.
Поэтому нужно раскрыть ее индивидуальные особенности, создать условия для самоопределения и самореализации? Задача воспитателя – выявить одаренного воспитанника, помочь рождению индивидуальности, помочь развитию его способностей. Ведь одаренность — есть существенное богатство для каждой страны и каждого общества в любую историческую эпоху. Одаренность – это общественное достояние, талантливые люди влияют на развитие и характер общества в целом.
Данная программа направлена для развития, поддержки одарённого ребёнка.
Цель программы: создать необходимые условия для развития детской одарённости.
Задачи:
Развитие быстроты реакции.
Развитие коммуникативных навыков.
Привитие навыков этикета.
Развитие творческих способностей.
Воспитание трудолюбия.
Содействие формированию уверенности в себе.
Развитие способностей к НОД.
Привитие навыков к физическим упражнениям.
Фатеева Маша – ребенок с высокими творческими способностями и неординарным мышлением. На занятиях в детском саду Маша с увлечением постигает все новое и неизвестное, проявляя неугасающий интерес к изобразительной деятельности. В своих творческих художественных работах она проявляет фантазию. Ее работы отличаются высоким качеством и разнообразием в соответствии с возрастом (рисунки, поделки).
На основании выдающихся способностей воспитанницы нами был составлен план индивидуальной работы, направленный на развитие этих качеств, повышение уровня индивидуальных достижений в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у Маши есть способности и к которым она проявляет интерес.
План работы на 2016-2017 уч. г.
3. Социальная характеристика семьи.
Мать –Фатеева Марья Юрьевна
Отец –Фатеев Сергей Анатольевич
Степень участия в воспитании: большую роль в воспитании ребёнка играет участие мамы и папы
Условия проживания, условия быта — семья из трех человек проживает в отдельной квартире. Есть отдельная комната. Созданы все условия для полноценного развития ребёнка.
Запрос родителей
Интеллектуальное, художественно-эстетическое развитие ребёнка. Дополнительные занятия в кружках «Софе-Дансе», «Ладошки», студии «Добрые соседи».
4. Долгосрочная цель сопровождения
Формирование у ребёнка успешности, креативности в разных видах поисково-продуктивной деятельности.
Задачи:
Разработать совместно с семьёй план психолого-педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии способностей мальчика и поддержки его сильных сторон личности.
Развивать творческие способности ребёнка в художественной деятельности.
Повысить самооценку, уверенность в себе.
Возможные риски:
Высокая загруженность ребёнка в кружках
Группа сопровождения:
Родители: мама, папа
Педагоги: педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель.
Координатор (Ф.И.О):
Воспитатель группы Завьялова Елена Александровна
5. Организация работы(примерный перечень содержания работы с указанием конкретных сроков и распределением обязанностей)
Получение образования (программа обучения) Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 «Дюймовочка», с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией В.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.
План психолого – педагогического сопровождения:
Содержание работы
Форма
работы
Сроки
Ответственные
Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика
Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание)
Наблюдения
Тесты
Диагностики
Сентябрь
Декабрь
Май
Педагог — психолог
Исследование эмоциональных процессов (страхи, тревожность)
Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний)
Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками)
Диагностика художественно-эстетического развития
Музыкальный руководитель
Взаимодействие с педагогами
Информирование о результатах диагностических исследований
Беседы
Индивидуальные беседы
Консультации
1 раз в квартал
Педагог-психолог
Консультирование педагогов на тему
«Художественный материал для развития памяти, мышления, речи»
«Игры и упражнения на развитие творческих способностей»
«Создание творческих проектов»
1 раз в квартал
Музыкальный руководитель
Создание условий для развития художественно-творческих способностей:
-наполнение центра творчества художественными материалами
-участие в конкурсах
Октябрь-ноябрь
Педагог-психолог
Воспитатель
Оформление и пополнение портфолио
1 раз в месяц
Воспитатель
Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей
Психолого-педагогическое просвещение родителей
«Как развивать уверенность»
«Словесные формы позитивной оценки действий ребёнка»
Беседы
Консультации
По мере необходимости
Воспитатель
Педагог — психолог
Поддержание интереса ребёнка, поощрение.
Родители
Создание дома индивидуальных условий для творчества.
Родители
Работа с портфолио.
Родители
Помощь в подготовке к конкурсам, при заучивании ролей.
Выставка
Родители музыкальный руководитель
Посещение выставок в городском музее
Родители
Воспитатель
Создание творческих проектов
«Мир в твоём окне»
«Комната души»
Совместная
деятельность
Декабрь
Апрель
Воспитатель
Родители
Музыкальный руководитель
Художественная деятельность
«О, Александре, святый княже!»
«Лицейские годы Пушкина»
Занятие — путешествие
Беседы
Просмотр видеофильмов
Октябрь
Ноябрь
Февраль
Музыкальный руководитель
Воспитатель
Изготовление открыток к праздникам
«Новый год»
«День Защитников Отечества»
«Международный женский день»
«День победы»
Творческое
задание
Декабрь
Февраль
Март
Апрель
Участие в творческих конкурсах
Творческая
мастерская
По мере желания ребёнка
Творческие задания
«Тёплый — холодный»
«Два ковра»
«Несуществующее животное»
«Нарисуй музыку»
«Ожившие предметы»
Игры
Упражнения
ТРИЗ
1 раз в месяц
Психолого-педагогическая поддержка
Развитие позитивной самоидентификации
Игры
Упражнения
Беседы
2 раза в месяц
Педагог-психолог
Воспитатель
Дивергентные задания
Упражнения
2 раза в месяц
Работа по программе
«Я — ученик!»
Совместная
деятельность
с педагогами и сверстниками
2 раза в месяц
Дополнительное образование
«Софе-Дансе»
Студия
1 раз в неделю
Музыкальный руководитель
«Ладошки»
Кружок
2 раза в неделю
Воспитатель
«Добрые соседи»
2 раза в неделю
Педагог по дополнительному образованию
Взаимодействие с социальными партнёрами
Посещение выставок, открытых мероприятий, музей
Экскурсии
Беседы
1 раз в квартал
воспитатель
6. Оценка промежуточных результатов:
Критерии
оценки
Постановка
дальнейших
целей и задач
Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика
-Результаты диагностики
Взаимодействие с педагогами
-Психолого-педагогическая компетентность педагогов
-Создание предметно-пространственной среды для развития творческих способностей ребёнка
-Пополнение портфолио
Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей
-Психолого-педагогическая компетентность родителей
-Создание портфолио
Художественная деятельность
-Участие в конкурсах
-Победитель конкурса
Индивидуальная работа психолого-педагогического сопровождения
-Положительное эмоциональное состояние ребёнка
-Развитие саморегуляции
-Формирование предпосылок коммуникативных действий
Дополнительное образование
-Уровень развития творческих способностей
Взаимодействие с социальными партнёрами
-Посещение выставок и открытых мероприятий
7. Расписание занятий специалистами по индивидуальному маршруту
Фамилия, имя ребёнка Фатеева Мария
Группа подготовительная к школе группа «Солнышко»
Специа
листы
Понедель
ник
Втор
ник
Среда
Четверг
Пятница
Педагог-психолог
10.00-10.30
Индивидуальная
работа
13.00-14.00
Взаимодействие с педагогами
16.30-17.30
Взаимодействие
с семьёй
Воспитатель
13.00-14.00
Взаимодействие с педагогами
16.30-17.00
Кружок «Ладошки»
16.00-17.00
Взаимодействие с семьёй
11.00-11.30
Индивидуальная
работа
16.30-17.00
Кружок
«Ладошки»
Музыкальный руководитель
16.30-17.00
Студия «Софе-Дансе»
Педагог по дополнительному образованию
11.00-11.30
Кружок
«Добрые соседи»
11.00-11.30
Кружок
«Добрые соседи»
Воспитатель
Работа ведётся систематически и отражается в календарном плане
воспитательно-образовательной работе
Срок реализации индивидуальной программы развития 2016-2017уч.г.
Подпись родителей _____________________
Библиографический список.
1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2014.
2. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М.,Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта»,2014.
3. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2010.
4. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 2011. М..
5. Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 2012.
6. Психология одаренности детей и подростков //под редакцией Н.С.Лейтеса. 2014. М.
7. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2014. Москва.
8.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 2014. Ярославль.
Источник