Программа дошкольного развития ребенка хореографии
Оксана Остапенко
Программа по хореографии для дошкольников
ПРОГРАММА
«Хореография»
ТИП ПРОГРАММЫ: модифицированная
Срок реализации программы: 3 года
Возраст обучающихся: 3-6 лет
Педагог доп.образования: Остапенко Оксана Александровна
г. Славянск-на-Кубани
2016 г.
1. Пояснительная записка.
Танцам отводится особое место в процессе физического воспитания детей младшего возраста, поскольку, являясь выразительным средством обучения, они обеспечивают интенсивную физическую нагрузку, развивают навыки совместных согласованных действий и творческую активность ребят, а также доставляют им большое удовольствие и радость.
По природе своей живой, физически активный характер танца имеет особенную практическую ценность в наши дни, когда неподвижная и малоактивная деятельность стала занимать доминирующее положение в образе жизни детей.
Занятия хореографиейспособствует физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состояние организма в целом.Под влиянием танца развиваются положительные качества личности ребенка: дети ставятся в такие условия, когда они должны проявить активность, инициативу, находчивость, решительность. Ребенок встречается с богатым разнообразием музыки, радуется тому, что может передать движением свое отношение к музыкальному образу, т. е. можно говорить о становлении творческого воображения. Развивается также и познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, игры, пляски воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представления о жизни и труде взрослых, различных явлениях природы.
Таким образом, хореография направлена на воспитание у детей эстетических, физических, нравственных и умственных качеств. Все это возможно только при правильной организации этого процесса, умелом планировании и целесообразном подборе художественного, доступного и педагогически оправданного репертуара.
Цель программы:
— приобщить детей к танцевальному искусству;
— раскрыть рост духовных сил, воспитать художественный вкус и любовь к прекрасному;
— давать возможность детям выражать свои чувства посредством ритмических движений;
— предоставить возможность работать индивидуально, с партнером и в группах, исполняя различные роли;
— сделать занятия увлекательным развлечением, что может оказать существенное влияние на выбор детьми активного образа жизни.
Задачи программы:
В обучении:
-обучить знанию и пониманию элементов движений, повышающих уровень артистического мастерства детей;
— научить движением передавать отношение к музыкальному образу;
— сформировать умение использовать полученные знания в соответственных постановках;
— совершенствовать творческую активность;
— воспитать художественный вкус;
— становления творческого воображения;
— смене ритма, изменению скорости, уровня и направления своих движений.
В развитии:
— развить чувство прекрасного;
— способствовать к творчеству, фантазии;
— развить творческое воображение и познавательный интерес;
— способствовать гармоничному физическому развитию;
— коррекция психофизического развития;
— развитие артистических способностей.
В воспитании:
— развить положительные качества личности ребенка: активность, инициативу, находчивость, решительность;
— способствовать становлению творческого воображения;
— выработать устойчивость произвольного внимания;
— способствовать духовно-нравственному развитию.
Выполнение программырассчитано на 3 года:
1 год обучения – 3 часа в неделю / где час равен 30-35 мин. / — 108 часов в год.
2 год обучения – 4 часа в неделю – 144 часа в год.
3 год обучения – 4 часа в неделю – 144 часа в год.
Количество детей в группе 8-12 человек.
Режим работы:
1 год обучения: 3 раза в неделю – по 1 часу / 30-35 мин. /
2 год обучения: 4 раза в неделю — по 1 часу /30-35 мин. /
3 год обучении: 4 раза в неделю — по 1 часу /30-35 мин. /
Условия приема учащихся:
— желание учащегося;
— согласие родителей;
— заявление родителей;
— добросовестное посещение занятий;
— выполнение требований педагога.
2. Учебно-тематический план.
Учебно-тематический план на 1 год обучения / сентябрь-май/
/ возраст воспитанников – 3 года/
№ Название темы Теоретические Практические Всего часов
1. Вводное занятие — 1 1
2. Разминка и физические упражнения — 18 18
3. Танцевальные игры — 36 36
4. Позиции рук — 6 6
5. Позиции ног — 4 4
6. Танцевальные движения — 8 8
7. Виды шага — 6 6
8. Прыжки, их разновидности — 4 4
9. Тренировка двигательных навыков — 8 8
10. Построение и перестроение — 10 10
11. Понятие о пространстве 1 2 3
12. Постановка танца 4 4
ИТОГО: 1 107 108
Учебно-тематический план на 2 год обучения /сентябрь-май/
/ возраст воспитанников – 4-5 лет/
№ Название темы Теоретических Практических Всего часов
1. Вводное занятие — 1 1
2. Разминка и физические упражнения 1 17 18
3. Партерный экзерсис 1 3 4
4. Позиции рук в народном танце 2 2 4
5. Позиции ног в народном танце 1 3 4
6. Танцевальные игры 3 17 20
7. Парные танцы 1 10 11
8. Построение и перестроение 2 7 9
9. Шаг и его разновидность 1 8 9
10. Виды прыжков 1 1 2
11. Тренировка двигательных навыков — 10 10
12. Танцевальные движения 2 26 28
13. Постановка танца 2 14 16
14. Понятие о пространстве 1 7 8
Итого: 18 126 144
Учебно- тематический план на 3 год обучения /сентябрь-май/
/возраст воспитанников – 5-6 лет/
№ Название темы Теоретические часы Практические
часы Всего
часов
1. Вводное занятие — 1 1
2. Разминка и физические упражнения 1 17 18
3. Партерный экзерсис 1 8 9
4. Классический экзерсис 2 9 11
5. Позиции рук и ног в классическом танце 2 2 4
6. История танцевальных движений 1 1 2
7. Русские народные танцы 2 18 20
8. Современный танец 1 10 11
9. Танцевальные игры 1 17 18
10. Прекрасный мир музыки 2 2 4
11. Постановка танца 20 20
12. Развитие артистизма 1 8 9
13. Танцевальные движения 2 18 20
Итого: 16 128 144
3. Реферативное описание тем.
1 год обучения
№ Название темы и основные тезисы.
1.Вводное занятие:
— игра-знакомство «Давайте познакомимся»
— беседа-диалог «Что такое танец?»
— сказка о «волшебных ручках и ножках»
—«Веселая разминка»
2.Разминка и физические упражнения:
— «Волшебный лес»:
«Ветерок»; «Бурелом»; «Узкая тропинка»; «Широкая тропинка»; «Бабочка»; «Птичка»;
«Большие деревья»;«Маленькие деревья»; «Зайчики»; «Медведи»; «Лиса».
— «Домашние животные»
—«Часики» и т. д.
3.Танцевальные игры:
— «Сундучок»;
— «День-ночь»;
— «Сова»;
— «Барабаны»;
— «Фейерверк»;
— «Маленький мячик»;
— «Воздушный шар»;
— «Делай как я»;
— «Фабрика игрушек»;
— «Быстрый и медленный».
4.Позиции рук:
— понятие о кисти, ладони и пальцах / сказка о пяти братиках, живущих на одной ладошке/;
— кулачок и «поясок»;
— «юбочка»; руки за спиной;
— открытые и закрытые ручки;
— руки вверху, впереди, внизу, в стороны.
5.Позиции ног:
— основная стойка;
— «Узкая дорожка»/ ноги вместе/;
— «Широкая дорожка» /ноги на ширине плеч/;
— на носочках;
— на коленках;
— шестая позиция ног;
— третья позиция ног
6.Танцевальные движения:
— «Козлик»;
— «Веселые ножки»;
— «Поющие ручки»;
— «Пружинка»;
— «Ветерок»;
— «Гусиный шаг»;
— «Моторчики»;
— «Топотушки»;
— «Хлопушки».
7.Виды шага:
— шаг с носочка;
— шаг на носочках;
— шаг на пяточках;
— топающий шаг;
— шаг на всей ступне;
— высокий шаг.
8.Прыжки и их разновидности:
На одной ноге:
— Мячики;
— «Точка»;
— «Часики»;
— «Лесенка»;
— «Заборчик»;
— «Солнышко».
На двух ногах:
— Подскок;
— Прыжки с отбрасыванием ног назад;
— «Качалочка»;
— «Ножницы»;
— «Веселые ножки».
9.Тренировка двигательных навыков:
— понятие: «Держать позу»;
— понятие: «Приготовились»;
— понятие: «Изменить позу»;
— понятие: «Исходное положение».
10.Построение и перестроение:
— «Цепочка»;
— «Хоровод»;
— «Круг»;
— По парам;
— Шеренга;
— Колонна по одному.
11.Понятие о пространстве:
— танцевальный класс;
— «танцпол»;
— четыре точки в классе;
— право и лево;
— зритель;
— танцевальный рисунок.
12.Постановка танца:
— танец «Дружба»;
— танец «Котята»;
— танец «Снежинки»;
— танец «С шарами»;
— парный танец с хлопками.
2 год обучения
1.Вводное занятие:
— игра: «Давайте вспомним» / повторение изуч. материала/
— беседа-диалог «Что такое танец?»
—«Веселая разминка»
2 Разминка и физические упражнения:
— «Волшебный лес»:
«Ветерок»; «Бурелом»; «Узкая тропинка»; «Широкая тропинка»; «Бабочка»; «Птичка»;
«Большие деревья»;«Маленькие деревья»; «Зайчики»; «Медведи»; «Лиса».
— «Домашние животные»
—«Часики» и т. д.
3.Партерный экзерсис:/ разминка на ковриках/
— «Лодочка»;
—«Насос»;
—«Качелька»;
— «Парус»;
— «Лягушка»;
— «Колобок»;
—«Бабочка»;
— «Грибочек»;
— «Часики»;
— «Пловец»;
—«Колечко».
4.Позиции рук в народном танце:
— «Полочка»;
— «Матрешка»;
— «Кушачок»;
— «Фартучек».
5.Позиции ног в народном танце:
— шестая позиция;
— обратная выворотность;
— «Елочка».
6.Танцевальные игры:
— «Сундучок»;
— «День-ночь»;
— «Сова»;
— «Барабаны»;
— «Фейерверк»;
— «Маленький мячик»;
— «Воздушный шар»;
— «Делай как я»;
— «Фабрика игрушек»;
— «Быстрый и медленный».
— «Ручеек»;
— «Хоровод».
7.Парные танцы:
— «Полька»;
— танец с платками;
— «Кадриль».
8.Построение и перестроение:
— колонна по одному;
— колонна по два;
— круг и квадрат;
— с круга на линии.
9.Шаг и его разновидность:
— шаг с носочка;
— шаг на носочках;
— шаг на пяточках;
— топающий шаг;
— шаг на всей ступне;
— высокий шаг;
— «Прогулка»;
-хороводный шаг;
— шаг кадрили.
10.Виды прыжков:
На одной ноге:
— Мячики;
— «Точка»;
— «Часики»;
— «Лесенка»;
— «Заборчик»;
— «Солнышко».
На двух ногах:
— Подскок;
— Прыжки с отбрасыванием ног назад;
— «Качалочка»;
— «Ножницы»;
— «Веселые ножки».
— «Крестик»;
— «Метелочка».
11.Тренировка двигательных навыков:
— понятие: «Держать позу»;
— понятие: «Приготовились»;
— понятие: «Изменить позу»;
— понятие: «Исходное положение».
12.Танцевальные движения:
— «Козлик»;
— «Веселые ножки»;
— «Поющие ручки»;
— «Пружинка»;
— «Ветерок»;
— «Гусиный шаг»;
— «Моторчики»;
— «Топотушки»;
— «Хлопушки».
13.Постановка танца:
— танец с зонтиками;
— «Ромашка»;
— Полька;
— Кадриль;
— танец с платочками.
14.Понятие о пространстве:
— танцевальный класс;
— «танцпол»;
— четыре точки в классе;
— право и лево;
— зритель;
— танцевальный рисунок.
3 год обучения
№ Название темы и основные тезисы
1.Вводное занятие:
— цели и задачи на предстоящий учебный год;
— игра: «Придумай танец» / на основе имеющихся знаний/;
— меры безопасности при занятиях в классе.
2.Разминка и физические упражнения:
— «Волшебный лес»:
«Ветерок»; «Бурелом»; «Узкая тропинка»; «Широкая тропинка»; «Бабочка»; «Птичка»;
«Большие деревья»;«Маленькие деревья»; «Зайчики»; «Медведи»; «Лиса».
— «Домашние животные»
—«Часики» и т. д.
3.Партерный экзерсис:/ разминка на ковриках/
— «Лодочка»;
—«Насос»;
—«Качелька»;
— «Парус»;
— «Лягушка»;
— «Колобок»;
—«Бабочка»;
— «Грибочек»;
— «Часики»;
— «Пловец»;
—«Колечко».
4.Классический экзерсис: / разминка у станка/
— «плие»;
— «пеливе»;
— «батман»;
— «жете»;
— «соте».
5.Позиции рук и ног в классическом танце:
— первая, вторая, третья и подготовительная позиции рук;
— 1,2,3,4,5,6 позиции ног.
6. История танцевальных движений
Русские народные танцы:
— хоровод;
— кадриль;
— перепляс.
7.Современный танец:
— история современного танца;
— основные стили;
— изучение движений;
— постановка танца.
8.Танцевальные игры:
— «Сундучок»;
— «День-ночь»;
— «Сова»;
— «Барабаны»;
— «Фейерверк»;
— «Маленький мячик»;
— «Воздушный шар»;
— «Делай как я»;
— «Фабрика игрушек»;
— «Быстрый и медленный».
9.Прекрасный мир музыки:
— основы нотной грамоты;
— слушание музыки, определение ее характера и темпа.
10.Постановка танца:
— танец «Листопад»;
— «Веселая полька»;
— «Гномики»;
— кадриль;
— хоровод;
— «Веселый перепляс».
11.Танцевальные движения:
— «Козлик»;
— «Веселые ножки»;
— «Поющие ручки»;
— «Пружинка»;
— «Ветерок»;
— «Гусиный шаг»;
— «Моторчики»;
— «Топотушки»;
— «Хлопушки».
4. Формы и виды контроля
Успешное выполнение данной программы возможно при эффективном педагогическом и общественном контроле и осуществляется в различных формах. Усвоение пройденного материала оценивается путем индивидуальных и групповых ответов, типовых поз и движений, выполнения типовых заданий.
Лучшим показателем усвоения материала является участие учащихся в выступлениях. Выступление — самый важный элемент. Наглядная природа физического воспитания позволяет без труда наблюдать и оценивать достижения учеников.
5. Методическое обеспечение программы
1. Танцевальный зал и его оформление.
2. Звукопроизводящая аппаратура, кассеты, диски.
3. Соответствующая форма для занятий и костюмы для выступлений.
4. Участие в мероприятиях.
6.Список литературы:
1. Т. Барышникова «Азбука хореографии». С. Петербург. 1996
2. Т. М. Фисанович «Танцы». Москва. 2000
3. О. В. Иванникова «Классические танцы». Москва 2003
4. Джим Холл «Учимся танцевать» / веселые уроки для дошколят/.
АСТ. Астрель, Москва. 2008
5. З. Я. Роот «Методика преподования танца в детском саду»
/ практическое пособие/ Москва. 2004
Источник
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 23 «Ягодка».
Педагог дополнительного образования Липатова Т.М.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Хореография»
Возраст обучающихся – 5-6 лет
Пояснительная записка
Детский хореографический коллектив – это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства.
Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Это синтетический вид искусства, основным средством которого является движение во всем его многообразии. Высочайшей выразительности оно достигает при музыкальном оформлении. Музыка – это опора танца.
Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
Систематическая работа над музыкальностью, координацией, пространственной ориентацией помогает детям понять себя, лучше воспринимать окружающую действительность, свободно и активно использовать свои знания и умения не только на занятиях танцем, но и в повседневной жизни.
Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Соприкосновение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. Хореографические занятия совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру. Эти занятия хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус учащегося. В танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности: воспитанник учится сам создавать пластический образ. Выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества. Поэтому главная задача педагога – помочь детям проникнуть в мир музыки и танца, а не подготовить их к профессиональной сцене.
Цель программы – создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии.
Задачи программы:
∙ сформировать интерес к хореографическому искусству, раскрыв его многообразие и красоту;
∙ привить учащимся умение слышать и слушать музыку и передавать ее содержание в движении;
∙ преподать азбуку классического танца;
∙ укреплять костно-мышечный аппарат воспитанников;
∙ совершенствовать выразительность исполнения, развивать силу, выносливость, координацию движений;
∙ формировать художественно-образное восприятие и мышление;
∙ воспитывать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость.
Для воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста разработан курс с учетом их психологического и физического развития. Необходимо также заключение врача поликлиники об отсутствии противопоказаний к занятиям.
Поэтому программой предусмотрены следующие формы занятий:
∙ групповые,
∙ индивидуальные,
Режим занятий:
2 раз в неделю по 30 минут
Для достижения цели образовательной программы необходимо опираться на следующие основные принципы:
∙ постепенность в развитии природных способностей детей;
∙ строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами;
∙ систематичность и регулярность занятий;
∙ целенаправленность учебного процесса.
Основные разделы программы
1 «Введение» – дети знакомятся с хореографией как видом искусства, с правилами поведения в танцевальном классе и формой одежды.
2 «Ритмика» – воспитанники включаются коллективно-порядковые и ритмические упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие детей.
3 «Азбука классического танца» – знакомит с азами классического танца.
4 «Танцевальные этюды» – способствуют развитию танцевальности, эмоциональности.
5 «Постановка» – знакомство с композицией танца.
Танцевальные игры, направленные на развитие творческих способностей, раскрепощению детей.
6 «Индивидуальные занятия» – работа с воспитанниками, не усвоившими материал из-за болезни, с вновь прибывшими детьми.
Работа с учащимися и создание для них наиболее благоприятных условий развития может осуществляться разными путями с использованием различных методов и приемов, выбор которых связан с интересам и особенностям самого педагога и его мастерством.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Учащийся будет знать:
- единые требования ЦРТДиЮ о правилах поведения в хореографическом классе, в других помещениях Центра;
- требования к внешнему виду на занятиях;
- музыкальные размеры, темп и характер музыки;
- хореографические названия изученных элементов.
Воспитанник будет уметь:
- воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;
- владеть корпусом во время исполнения движений;
- ориентироваться в пространстве;
- координировать свои движения;
- исполнять хореографический этюд в группе.
- корректировать свою деятельность в соответствии с заданиями и замечаниями педагога;
- контролировать собственное исполнение, согласовывая его с коллективным;
- самостоятельно выполнять изученные элементы классического танца;
Содержание программы
- Введение
Содержание и форма занятий. Внешний вид воспитанников. Роль подготовки к занятиям. Дисциплина во время обучения. Взаимоотношения «учащиеся — преподаватель» и отношения между детьми. Подготовка класса для занятий и их режим .
II. Ритмика, элементы музыкальной грамоты
Связь музыки и движения. Понятие «мелодия». Характер мелодии: веселая, грустная, торжественная. Зависимость движения от характера мелодии. Темп музыки. Ускорение и замедление. Музыкальное вступление. Музыкальная фраза. Начало и конец музыкальной фразы. Ритм музыки. Характеристика музыкальных образов. Подбор выразительных движений для создания образа. Самостоятельное использование музыкально-двигательной деятельности в импровизациях.
Упражнения, развивающие музыкальные чувство:
- Марш «танцевальный шаг» (исполняется со сменой размеров и темпов).
- Шаг на полупальцах с высоким подъемом колена.
- Бег на полупальцах, с высоким подъемом колена вперед, подскоки.
- Повороты головы, наклоны головы.
- Наклоны корпуса вперед, назад и в сторону.
- Постановка корпуса.
- Основные положения ног: подготовительная, VI позиция.
- Основные положения рук: вдоль корпуса, на поясе, за спиной.
- Прыжки (на двух ногах, на одной ноге, с поворотом).
- Упражнения со скакалкой, платочком, лентой, султанчиком, мячом.
- Построения и перестроения в соответствии со структурой музыкальных произведений ( ориентация в пространстве).
- Упражнения для развития силы мышц и подвижности суставов, выворотности ног; исполняются в положении сидя, лежа на спине и на животе.
- Растяжки на полу.
- Упражнения для гибкости спины.
III. Азбука классического танца
Экзерсис у станка
- Позиция ног – I, II, III.
- Battements tendus с I позиции в сторону, вперед, назад на 2 т. 4/4; затем 1 т. 4/4.
- Demi – plie в I и II позиции.
- Battements tendus jete I позиции по 1 т. 4/4.
- Relive по I и II позиции.
Экзерсис на середине зала
- Постановка корпуса.
- I – port de bras.
- Выученные у станка элементы переносятся на середину зала.
Allegro
1. Pas sauté по VI и I позиции.
IV. Танцевальные этюды
- «На птичьем дворе» (ход на полупальцах, махи руками) для развития образного мышления.
- «Веселые лошадки» – бег с подъемом коленей.
- Партерный экзерсис – соединение элементов.
- « Спортивный танец»
- «Снежинки» – импровизация.
- «Голуби» – этюд на построение и перестроение.
- «Синеглазка» – соединение танцевального шага с поклоном, позиция рук.
- «Лыжники» – импровизация.
- «Весеннее настроение».
- Под дождем” – с использованием элементов pas польки, гопака, прыжков.
- «Оловянный солдатик» – марш, перестроения.
- Этюд для выработки пластичности и выразительности рук.
- Импровизация на музыку П.И.Чайковского «Времена года».
- «Кукла» – с использованием элементов классического танца.
- «Вальс» – для закрепления изученных движений.
- Вариации с включением изученных элементов.
V. Постановка:
∙ знакомство с музыкальным материалом постановки;
∙ изучение танцевальных движений;
∙ соединение движений в танцевальные композиции;
∙ разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах.
Репетиция:
∙ отработка элементов;
∙ работа над музыкальностью;
∙ развитие пластичности;
∙ синхронность в исполнении;
∙ работа над техникой танца;
∙ отработка четкости и чистоты в рисунков, построений и перестроений;
∙ выразительность и эмоциональность исполнения.
Форма работы:
∙ групповая;
∙ с солистами.
Концертная деятельность:
∙ участие в праздниках
∙ выступления на фестивалях и конкурсах.
Источник