Программа дошкольного развития ребенка хореографии

Оксана Остапенко
Программа по хореографии для дошкольников

ПРОГРАММА

«Хореография»

ТИП ПРОГРАММЫ: модифицированная

Срок реализации программы: 3 года

Возраст обучающихся: 3-6 лет

Педагог доп.образования: Остапенко Оксана Александровна

г. Славянск-на-Кубани

2016 г.

1. Пояснительная записка.

Танцам отводится особое место в процессе физического воспитания детей младшего возраста, поскольку, являясь выразительным средством обучения, они обеспечивают интенсивную физическую нагрузку, развивают навыки совместных согласованных действий и творческую активность ребят, а также доставляют им большое удовольствие и радость.

По природе своей живой, физически активный характер танца имеет особенную практическую ценность в наши дни, когда неподвижная и малоактивная деятельность стала занимать доминирующее положение в образе жизни детей.

Занятия хореографиейспособствует физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состояние организма в целом.Под влиянием танца развиваются положительные качества личности ребенка: дети ставятся в такие условия, когда они должны проявить активность, инициативу, находчивость, решительность. Ребенок встречается с богатым разнообразием музыки, радуется тому, что может передать движением свое отношение к музыкальному образу, т. е. можно говорить о становлении творческого воображения. Развивается также и познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, игры, пляски воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представления о жизни и труде взрослых, различных явлениях природы.

Таким образом, хореография направлена на воспитание у детей эстетических, физических, нравственных и умственных качеств. Все это возможно только при правильной организации этого процесса, умелом планировании и целесообразном подборе художественного, доступного и педагогически оправданного репертуара.

Цель программы:

— приобщить детей к танцевальному искусству;

— раскрыть рост духовных сил, воспитать художественный вкус и любовь к прекрасному;

— давать возможность детям выражать свои чувства посредством ритмических движений;

— предоставить возможность работать индивидуально, с партнером и в группах, исполняя различные роли;

— сделать занятия увлекательным развлечением, что может оказать существенное влияние на выбор детьми активного образа жизни.

Задачи программы:

В обучении:

-обучить знанию и пониманию элементов движений, повышающих уровень артистического мастерства детей;

— научить движением передавать отношение к музыкальному образу;

— сформировать умение использовать полученные знания в соответственных постановках;

— совершенствовать творческую активность;

— воспитать художественный вкус;

— становления творческого воображения;

— смене ритма, изменению скорости, уровня и направления своих движений.

В развитии:

— развить чувство прекрасного;

— способствовать к творчеству, фантазии;

— развить творческое воображение и познавательный интерес;

— способствовать гармоничному физическому развитию;

— коррекция психофизического развития;

— развитие артистических способностей.

В воспитании:

— развить положительные качества личности ребенка: активность, инициативу, находчивость, решительность;

— способствовать становлению творческого воображения;

— выработать устойчивость произвольного внимания;

— способствовать духовно-нравственному развитию.

Выполнение программырассчитано на 3 года:

1 год обучения – 3 часа в неделю / где час равен 30-35 мин. / — 108 часов в год.

2 год обучения – 4 часа в неделю – 144 часа в год.

3 год обучения – 4 часа в неделю – 144 часа в год.

Количество детей в группе 8-12 человек.

Режим работы:

1 год обучения: 3 раза в неделю – по 1 часу / 30-35 мин. /

2 год обучения: 4 раза в неделю — по 1 часу /30-35 мин. /

3 год обучении: 4 раза в неделю — по 1 часу /30-35 мин. /

Условия приема учащихся:

— желание учащегося;

— согласие родителей;

— заявление родителей;

— добросовестное посещение занятий;

— выполнение требований педагога.

2. Учебно-тематический план.

Учебно-тематический план на 1 год обучения / сентябрь-май/

/ возраст воспитанников – 3 года/

№ Название темы Теоретические Практические Всего часов

1. Вводное занятие — 1 1

2. Разминка и физические упражнения — 18 18

3. Танцевальные игры — 36 36

4. Позиции рук — 6 6

5. Позиции ног — 4 4

6. Танцевальные движения — 8 8

7. Виды шага — 6 6

8. Прыжки, их разновидности — 4 4

9. Тренировка двигательных навыков — 8 8

10. Построение и перестроение — 10 10

11. Понятие о пространстве 1 2 3

12. Постановка танца 4 4

ИТОГО: 1 107 108

Учебно-тематический план на 2 год обучения /сентябрь-май/

/ возраст воспитанников – 4-5 лет/

№ Название темы Теоретических Практических Всего часов

1. Вводное занятие — 1 1

2. Разминка и физические упражнения 1 17 18

3. Партерный экзерсис 1 3 4

4. Позиции рук в народном танце 2 2 4

5. Позиции ног в народном танце 1 3 4

6. Танцевальные игры 3 17 20

7. Парные танцы 1 10 11

8. Построение и перестроение 2 7 9

9. Шаг и его разновидность 1 8 9

10. Виды прыжков 1 1 2

11. Тренировка двигательных навыков — 10 10

12. Танцевальные движения 2 26 28

13. Постановка танца 2 14 16

14. Понятие о пространстве 1 7 8

Итого: 18 126 144

Учебно- тематический план на 3 год обучения /сентябрь-май/

/возраст воспитанников – 5-6 лет/

№ Название темы Теоретические часы Практические

часы Всего

часов

1. Вводное занятие — 1 1

2. Разминка и физические упражнения 1 17 18

3. Партерный экзерсис 1 8 9

4. Классический экзерсис 2 9 11

5. Позиции рук и ног в классическом танце 2 2 4

6. История танцевальных движений 1 1 2

7. Русские народные танцы 2 18 20

8. Современный танец 1 10 11

9. Танцевальные игры 1 17 18

10. Прекрасный мир музыки 2 2 4

11. Постановка танца 20 20

12. Развитие артистизма 1 8 9

13. Танцевальные движения 2 18 20

Итого: 16 128 144

3. Реферативное описание тем.

1 год обучения

№ Название темы и основные тезисы.

1.Вводное занятие:

— игра-знакомство «Давайте познакомимся»

— беседа-диалог «Что такое танец?»

— сказка о «волшебных ручках и ножках»

«Веселая разминка»

2.Разминка и физические упражнения:

«Волшебный лес»:

«Ветерок»; «Бурелом»; «Узкая тропинка»; «Широкая тропинка»; «Бабочка»; «Птичка»;

«Большие деревья»;«Маленькие деревья»; «Зайчики»; «Медведи»; «Лиса».

«Домашние животные»

«Часики» и т. д.

3.Танцевальные игры:

«Сундучок»;

«День-ночь»;

«Сова»;

«Барабаны»;

«Фейерверк»;

«Маленький мячик»;

«Воздушный шар»;

«Делай как я»;

«Фабрика игрушек»;

«Быстрый и медленный».

4.Позиции рук:

— понятие о кисти, ладони и пальцах / сказка о пяти братиках, живущих на одной ладошке/;

— кулачок и «поясок»;

«юбочка»; руки за спиной;

— открытые и закрытые ручки;

— руки вверху, впереди, внизу, в стороны.

5.Позиции ног:

— основная стойка;

«Узкая дорожка»/ ноги вместе/;

«Широкая дорожка» /ноги на ширине плеч/;

— на носочках;

— на коленках;

— шестая позиция ног;

— третья позиция ног

6.Танцевальные движения:

«Козлик»;

«Веселые ножки»;

«Поющие ручки»;

«Пружинка»;

«Ветерок»;

«Гусиный шаг»;

«Моторчики»;

«Топотушки»;

«Хлопушки».

7.Виды шага:

— шаг с носочка;

— шаг на носочках;

— шаг на пяточках;

— топающий шаг;

— шаг на всей ступне;

— высокий шаг.

8.Прыжки и их разновидности:

На одной ноге:

— Мячики;

«Точка»;

«Часики»;

«Лесенка»;

«Заборчик»;

«Солнышко».

На двух ногах:

— Подскок;

— Прыжки с отбрасыванием ног назад;

«Качалочка»;

«Ножницы»;

«Веселые ножки».

9.Тренировка двигательных навыков:

— понятие: «Держать позу»;

— понятие: «Приготовились»;

— понятие: «Изменить позу»;

— понятие: «Исходное положение».

10.Построение и перестроение:

«Цепочка»;

«Хоровод»;

«Круг»;

— По парам;

— Шеренга;

— Колонна по одному.

11.Понятие о пространстве:

— танцевальный класс;

«танцпол»;

— четыре точки в классе;

— право и лево;

— зритель;

— танцевальный рисунок.

12.Постановка танца:

— танец «Дружба»;

— танец «Котята»;

— танец «Снежинки»;

— танец «С шарами»;

— парный танец с хлопками.

2 год обучения

1.Вводное занятие:

— игра: «Давайте вспомним» / повторение изуч. материала/

— беседа-диалог «Что такое танец?»

«Веселая разминка»

2 Разминка и физические упражнения:

«Волшебный лес»:

«Ветерок»; «Бурелом»; «Узкая тропинка»; «Широкая тропинка»; «Бабочка»; «Птичка»;

«Большие деревья»;«Маленькие деревья»; «Зайчики»; «Медведи»; «Лиса».

«Домашние животные»

«Часики» и т. д.

3.Партерный экзерсис:/ разминка на ковриках/

«Лодочка»;

«Насос»;

«Качелька»;

«Парус»;

«Лягушка»;

«Колобок»;

«Бабочка»;

«Грибочек»;

«Часики»;

«Пловец»;

«Колечко».

4.Позиции рук в народном танце:

«Полочка»;

«Матрешка»;

«Кушачок»;

«Фартучек».

5.Позиции ног в народном танце:

— шестая позиция;

— обратная выворотность;

«Елочка».

6.Танцевальные игры:

«Сундучок»;

«День-ночь»;

«Сова»;

«Барабаны»;

«Фейерверк»;

«Маленький мячик»;

«Воздушный шар»;

«Делай как я»;

«Фабрика игрушек»;

«Быстрый и медленный».

«Ручеек»;

«Хоровод».

7.Парные танцы:

«Полька»;

— танец с платками;

«Кадриль».

8.Построение и перестроение:

— колонна по одному;

— колонна по два;

— круг и квадрат;

— с круга на линии.

9.Шаг и его разновидность:

— шаг с носочка;

— шаг на носочках;

— шаг на пяточках;

— топающий шаг;

— шаг на всей ступне;

— высокий шаг;

«Прогулка»;

-хороводный шаг;

— шаг кадрили.

10.Виды прыжков:

На одной ноге:

— Мячики;

«Точка»;

«Часики»;

«Лесенка»;

«Заборчик»;

«Солнышко».

На двух ногах:

— Подскок;

— Прыжки с отбрасыванием ног назад;

«Качалочка»;

«Ножницы»;

«Веселые ножки».

«Крестик»;

«Метелочка».

11.Тренировка двигательных навыков:

— понятие: «Держать позу»;

— понятие: «Приготовились»;

— понятие: «Изменить позу»;

— понятие: «Исходное положение».

12.Танцевальные движения:

«Козлик»;

«Веселые ножки»;

«Поющие ручки»;

«Пружинка»;

«Ветерок»;

«Гусиный шаг»;

«Моторчики»;

«Топотушки»;

«Хлопушки».

13.Постановка танца:

— танец с зонтиками;

«Ромашка»;

— Полька;

— Кадриль;

— танец с платочками.

14.Понятие о пространстве:

— танцевальный класс;

«танцпол»;

— четыре точки в классе;

— право и лево;

— зритель;

— танцевальный рисунок.

3 год обучения

№ Название темы и основные тезисы

1.Вводное занятие:

— цели и задачи на предстоящий учебный год;

— игра: «Придумай танец» / на основе имеющихся знаний/;

— меры безопасности при занятиях в классе.

2.Разминка и физические упражнения:

«Волшебный лес»:

«Ветерок»; «Бурелом»; «Узкая тропинка»; «Широкая тропинка»; «Бабочка»; «Птичка»;

«Большие деревья»;«Маленькие деревья»; «Зайчики»; «Медведи»; «Лиса».

«Домашние животные»

«Часики» и т. д.

3.Партерный экзерсис:/ разминка на ковриках/

«Лодочка»;

«Насос»;

«Качелька»;

«Парус»;

«Лягушка»;

«Колобок»;

«Бабочка»;

«Грибочек»;

«Часики»;

«Пловец»;

«Колечко».

4.Классический экзерсис: / разминка у станка/

«плие»;

«пеливе»;

«батман»;

«жете»;

«соте».

5.Позиции рук и ног в классическом танце:

— первая, вторая, третья и подготовительная позиции рук;

— 1,2,3,4,5,6 позиции ног.

6. История танцевальных движений

Русские народные танцы:

— хоровод;

— кадриль;

— перепляс.

7.Современный танец:

— история современного танца;

— основные стили;

— изучение движений;

— постановка танца.

8.Танцевальные игры:

«Сундучок»;

«День-ночь»;

«Сова»;

«Барабаны»;

«Фейерверк»;

«Маленький мячик»;

«Воздушный шар»;

«Делай как я»;

«Фабрика игрушек»;

«Быстрый и медленный».

9.Прекрасный мир музыки:

— основы нотной грамоты;

— слушание музыки, определение ее характера и темпа.

10.Постановка танца:

— танец «Листопад»;

«Веселая полька»;

«Гномики»;

— кадриль;

— хоровод;

«Веселый перепляс».

11.Танцевальные движения:

«Козлик»;

«Веселые ножки»;

«Поющие ручки»;

«Пружинка»;

«Ветерок»;

«Гусиный шаг»;

«Моторчики»;

«Топотушки»;

«Хлопушки».

4. Формы и виды контроля

Успешное выполнение данной программы возможно при эффективном педагогическом и общественном контроле и осуществляется в различных формах. Усвоение пройденного материала оценивается путем индивидуальных и групповых ответов, типовых поз и движений, выполнения типовых заданий.

Лучшим показателем усвоения материала является участие учащихся в выступлениях. Выступление — самый важный элемент. Наглядная природа физического воспитания позволяет без труда наблюдать и оценивать достижения учеников.

5. Методическое обеспечение программы

1. Танцевальный зал и его оформление.

2. Звукопроизводящая аппаратура, кассеты, диски.

3. Соответствующая форма для занятий и костюмы для выступлений.

4. Участие в мероприятиях.

6.Список литературы:

1. Т. Барышникова «Азбука хореографии». С. Петербург. 1996

2. Т. М. Фисанович «Танцы». Москва. 2000

3. О. В. Иванникова «Классические танцы». Москва 2003

4. Джим Холл «Учимся танцевать» / веселые уроки для дошколят/.

АСТ. Астрель, Москва. 2008

5. З. Я. Роот «Методика преподования танца в детском саду»

/ практическое пособие/ Москва. 2004

Источник

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 23 «Ягодка».

Педагог дополнительного образования Липатова Т.М.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 «Хореография»

Возраст обучающихся – 5-6 лет

Пояснительная записка

Детский хореографический коллектив – это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства.

Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Это синтетический вид искусства, основным средством которого является движение во всем его многообразии. Высочайшей выразительности оно достигает при музыкальном оформлении. Музыка – это опора  танца.

Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют  его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.

        Систематическая работа над музыкальностью, координацией, пространственной ориентацией помогает детям понять себя, лучше воспринимать окружающую действительность, свободно и активно использовать свои знания и умения не только на занятиях танцем, но и в повседневной жизни.

Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Соприкосновение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. Хореографические занятия совершенствуют  детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру. Эти занятия хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают  жизненный тонус учащегося. В танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности: воспитанник учится сам создавать пластический образ. Выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества. Поэтому главная задача педагога – помочь детям проникнуть в мир музыки и танца, а не подготовить их к профессиональной сцене.

Цель  программы – создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии.

Задачи программы:

∙   сформировать интерес к хореографическому искусству, раскрыв его многообразие и красоту;

∙    привить учащимся умение слышать и слушать музыку и передавать ее содержание в движении;

∙    преподать азбуку классического танца;

∙    укреплять костно-мышечный аппарат воспитанников;

∙    совершенствовать выразительность исполнения, развивать силу, выносливость, координацию движений;

∙    формировать художественно-образное восприятие и мышление;

∙     воспитывать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость.

Для воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста разработан курс с учетом их психологического и физического развития. Необходимо также заключение врача поликлиники об отсутствии противопоказаний к занятиям.

Поэтому программой предусмотрены следующие формы занятий:

∙    групповые,

∙    индивидуальные,

Режим занятий:

2 раз в неделю по 30 минут

Для достижения цели образовательной программы необходимо опираться на следующие основные принципы:

∙    постепенность в развитии природных способностей детей;

∙    строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами;

∙    систематичность и регулярность занятий;

∙    целенаправленность учебного процесса.

Основные разделы программы

        1  «Введение» – дети знакомятся с хореографией как видом искусства, с правилами поведения в танцевальном классе и формой одежды.

        2  «Ритмика» – воспитанники включаются коллективно-порядковые и ритмические упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие детей.

        3   «Азбука классического танца» – знакомит с азами классического танца.

        4   «Танцевальные этюды» – способствуют развитию танцевальности, эмоциональности.

          5  «Постановка» – знакомство с композицией танца.

     Танцевальные игры, направленные на развитие творческих способностей, раскрепощению детей.

        6 «Индивидуальные занятия» – работа с воспитанниками, не усвоившими материал из-за болезни, с вновь прибывшими детьми.

        Работа с учащимися и создание для них наиболее благоприятных условий развития может осуществляться разными путями с использованием различных методов и приемов, выбор которых связан с  интересам и особенностям самого педагога и его мастерством.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Учащийся будет знать:

  1. единые требования ЦРТДиЮ о правилах поведения в хореографическом классе, в других помещениях Центра;
  2. требования к внешнему виду на занятиях;
  3. музыкальные размеры, темп и характер музыки;
  4. хореографические названия изученных элементов.

Воспитанник будет уметь:

  1. воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;
  2. владеть корпусом во время исполнения движений;
  3. ориентироваться в пространстве;
  4. координировать свои движения;
  5. исполнять хореографический этюд в группе.
  1. корректировать свою деятельность в соответствии с заданиями и замечаниями педагога;
  2. контролировать собственное исполнение, согласовывая его с коллективным;
  3. самостоятельно выполнять изученные элементы классического танца;

Содержание программы

  1. Введение

Содержание и форма занятий. Внешний вид воспитанников. Роль подготовки к занятиям. Дисциплина во время обучения. Взаимоотношения «учащиеся — преподаватель» и отношения между детьми. Подготовка класса для занятий и их режим .

II. Ритмика, элементы музыкальной грамоты

Связь музыки и движения. Понятие «мелодия». Характер мелодии: веселая, грустная, торжественная. Зависимость движения от характера мелодии. Темп музыки. Ускорение и замедление. Музыкальное вступление. Музыкальная фраза. Начало и конец музыкальной фразы. Ритм музыки. Характеристика музыкальных образов. Подбор выразительных движений для создания образа. Самостоятельное использование музыкально-двигательной деятельности в импровизациях.

Упражнения, развивающие музыкальные чувство:

  1. Марш «танцевальный шаг» (исполняется со сменой размеров и темпов).
  2. Шаг на полупальцах с высоким подъемом колена.
  3. Бег на полупальцах, с высоким подъемом колена вперед, подскоки.
  4. Повороты головы, наклоны головы.
  5. Наклоны корпуса вперед, назад и в сторону.
  6. Постановка корпуса.
  7. Основные положения ног:  подготовительная, VI позиция.
  8. Основные положения рук: вдоль корпуса, на поясе, за спиной.
  9. Прыжки (на двух ногах, на одной ноге, с поворотом).
  10. Упражнения со скакалкой,  платочком, лентой, султанчиком, мячом.
  11. Построения и перестроения в соответствии со структурой музыкальных произведений ( ориентация в пространстве).
  12. Упражнения для развития силы мышц и подвижности суставов, выворотности ног; исполняются в положении сидя, лежа на спине и на животе.
  13. Растяжки на полу.
  14. Упражнения для гибкости спины.

III. Азбука классического танца

Экзерсис у станка

  1. Позиция ног – I, II, III.
  2. Battements tendus с I позиции в сторону, вперед, назад на 2 т. 4/4; затем 1 т. 4/4.
  3. Demi – plie в I и II позиции.
  4. Battements tendus jete I позиции по 1 т. 4/4.
  5. Relive по I и II позиции.

Экзерсис на середине зала

  1. Постановка корпуса.
  2. I – port de bras.
  3. Выученные у станка элементы переносятся на середину зала.

Allegro

1.   Pas sauté по VI и I позиции.

IV. Танцевальные этюды

  1. «На птичьем дворе» (ход на полупальцах, махи руками) для развития образного мышления.
  2. «Веселые лошадки» – бег с подъемом коленей.
  3. Партерный экзерсис – соединение элементов.
  4. « Спортивный танец»
  5. «Снежинки» – импровизация.
  6. «Голуби» – этюд  на построение и перестроение.
  7. «Синеглазка» – соединение танцевального шага с поклоном, позиция рук.
  8. «Лыжники» – импровизация.
  9. «Весеннее настроение».
  10. Под дождем” – с использованием элементов pas польки, гопака, прыжков.
  11.  «Оловянный солдатик» – марш, перестроения.
  12. Этюд для выработки пластичности и выразительности рук.
  13. Импровизация на музыку П.И.Чайковского «Времена года».
  14.  «Кукла» – с использованием элементов классического танца.
  15.  «Вальс» –  для закрепления изученных движений.
  16. Вариации с включением изученных элементов.

V. Постановка:

∙   знакомство с музыкальным материалом постановки;

∙  изучение танцевальных движений;

∙  соединение движений в танцевальные композиции;

∙  разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах.

Репетиция:

∙  отработка элементов;

∙  работа над музыкальностью;

∙  развитие  пластичности;

∙  синхронность в исполнении;

∙  работа над техникой  танца;

∙  отработка четкости и чистоты в рисунков, построений и перестроений;

∙  выразительность и эмоциональность  исполнения.

Форма работы:

∙  групповая;

∙  с солистами.

Концертная деятельность:

∙  участие в праздниках

∙  выступления на  фестивалях и конкурсах.

Источник