Программа для ребенка 5 лет для развития психических процессов
Евгения Пяташова
Программа «Хочу все знать» (развитие психических процессов детей 5–6 лет)
ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
«ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ»
Пояснительная записка
В качестве основы Программы по развитию познавательной сферы детей 5-6 лет (далее Программа) выступает инновационный общеобразовательный программный документ для дошкольных учреждений «От рождения до школы» /под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А.
В Программе учитываются достижения науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая на его индивидуальные особенности.
Программа ориентирована на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе.
Программа предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и др.). Большое внимание в решении задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию устной речи. Не меньшее значение в умственном воспитании детей имеет формирование элементарных математических представлений.
Программа направлена на формирование основ интеллектуальной культуры личности, приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.
Уникальным средством реализации нашей Программы являются авторские игры Б. П. Никитина, Дьенеша, В. В. Воскобовича и В. Кайе, с которыми каждый раз получается новая игра. Такие игрушки дают простор для развития ребенка. С такими игрушками ребенка надо познакомить, показать ему их потенциал. В данном случае в течение целого ряда лет будут созданы условия для гармоничного развития всех психических функций дошкольника.
Б. Н. Никитин разработал разнообразные игры, которые способствуют развитию усидчивости, внимания, фантазии, пространственного воображения, аналитических способностей. Немаловажно и то, что ребенок выполняет творческие задания самостоятельно, следуя от простых задач к более сложным.
Блоки Дьенеша призваны научить классифицировать и группировать предметы по определённым признакам, объединять и исключать, читать схемы, и составлять закономерности… Одним словом развивать логику. И они действительно справляются с этим важным делом. А ребёнок с удовольствием отправится в путешествие по волшебной стране блоков и не заметит, что был на занятии.
С помощью игр Кайе у ребенка развивают внимание память, сенсомоторные координации, мышление, креативность, не только левое полушарие мозга, но и лобные доли мозга (отвечающие за ориентацию в пространстве и память, восприятие, комбинаторные навыки, прослеживающую функция глаза, усидчивость, терпение, тренируют зрительный нерв.
Таким образом, посредством данных авторских игр достигается цель максимального развития творческого потенциала ребенка, обучение его логическому мышлению, анализу, классификации и обобщению, что очень актуально именно в современных условиях.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра, поэтому все занятия будут проходить в игровой форме. Постоянная смена видов деятельности не позволит детям устать или скучать от однообразных заданий.
Цель программы: повышение уровня развития познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
Основные задачи:
• Развивать восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени.
• Формировать концентрацию, переключение и распределение внимания.
• Тренировать зрительную, слуховую, двигательно-моторную память.
• Учить устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями.
• Стимулировать речевое развитие путем расширения словарного запаса, тренировки движений пальцев рук.
• Формировать навыки произвольного поведения, усидчивости, целеустремленности.
Программа состоит из 12 занятий (1 раз в неделю, смотреть перспективное планирование) продолжительностью 25 минут, которые проводятся с подгруппой (5-6 детей). Количество игр в занятии можно варьировать.
Структура занятий.
В начале занятия детей необходимо настроить на предстоящую деятельность, снять эмоциональную и мышечную напряженность.
Основная часть включает игры и упражнения, направленные на развитие познавательной сферы (образное мышление, внимание, память). В нее же включены жестовые и пальчиковые игры, упражнения на развитие мелкой моторики, а также игры, направленные на формирование навыков произвольности. Заканчивают занятие благодарностью за сотрудничество, обменом мнений между взрослым и детьми.
Перспективное планирование.
Тема и цели.
Содержание.
Материалы.
1. «Части тела».
Развивать:
— произвольное внимание,
— образное воображение,
— зрительное восприятие,
— речь
— пластичность пальцев рук.
Формировать:
— логическое мышление, — усидчивость,
— сосредоточенность,
— целеустремленность.
1. Игра «Знакомство».
2. Игра «Отгадай загадку»
3. Карточки Кайе «Человечек»
4. Игра «Глава. Ромена. Колена. Пальцы»
5. Упражнение «Доскажи словечко»
6. Жестовая игра «Вот носик, вот ротик…»
7. Упражнение «Раскрась по образцу»
8. Прощание.
2. «Посуда».
Развивать:
— слуховое внимание,
— долговременную память,
— зрительное восприятие,
— пластичность пальцев рук;
Формировать:
— логическое мышление, — усидчивость,
— сосредоточенность,
— целеустремленность.
1. Игра «Снежный ком»
2. Упражнение «Запоминай-ка»
3. Карточки Кайе «Чайник»
4. Жестовая игра «Чайничек с крышечкой»
5. Игра «Четвертый лишний»
6. Упражнение «Слушай слова»
7. Упражнение «Раскрась по группам»
8. Прощание
3. «Продукты».
Развивать:
— зрительное внимание,
— зрительную память,
— зрительное восприятие,
— речь
— пластичность пальцев рук;
Формировать:
— логическое мышление, — усидчивость,
— сосредоточенность,
— целеустремленность.
1. Игра «Верно – не верно»
2. Упражнение «Лото по теням»
3. Карточки Кайе «Банка»
4. Игра «Капуста – морковка»
5. Упражнение «Скажи наоборот»
6. Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим»
7. Упражнение «Соедини пары»
8. Прощание
4. «Овощи»
Развивать:
— зрительное внимание,
— долговременную память,
— зрительное восприятие,
— речь
— пластичность пальцев рук;
Формировать:
— логическое мышление, — усидчивость,
— сосредоточенность,
— целеустремленность
1. Игра «Скажем «Здравствуйте!» руками!»
2. Игра «Где овощи? Где фрукты?»
3. Кубики Никитина «Корзина для овощей»
4. Игра «Съедобное — несъедобное»
5. Упражнение «Волшебный мешочек»
6. Пальчиковая игра «Хозяйка»
7. Упражнение «Путаница»
8. Прощание
5. «Фрукты»
Развивать:
— слуховое внимание,
— зрительную память,
— зрительное восприятие,
— речь
— пластичность пальцев рук;
Формировать:
— логическое мышление, — усидчивость,
— сосредоточенность,
— целеустремленность
1. Игра «Перевертыши»
2. Упражнение «Запоминай-ка»
3. Карточки Кайе «Дерево»
4. Подвижная игра «Овощи-фрукты»
5. Упражнение «Слушай слова»
6. Пальчиковая игра «Фрукты»
7. Упражнение «Варим суп и компот»
8. Прощание
6. «Ягоды»
Развивать:
— слуховое внимание,
— зрительную и моторную память,
— восприятие,
— речь
— пластичность пальцев рук;
Формировать:
— логическое мышление, — усидчивость,
— сосредоточенность,
— целеустремленность
1. Игра «Эхо»
2. Игра «Что за ягода?»
3. Кубики Никитина «Корзина для ягод»
4. Подвижная игра «Вершки и корешки»
5. Игра «Четвертый лишний»
6. Упражнение «Продолжи ряд»
7. Упражнение «Соедини по точкам»
8. Прощание
7. «Домашние животные»
Развивать:
— зрительную и слуховую память,
— восприятие,
— речь
— пластичность пальцев рук;
Формировать:
— логическое мышление, — усидчивость,
— сосредоточенность,
— целеустремленность
1. Игра «Ипподром»
2. Лото по теням «Животные»
3. Блоки Дьенеша «Пони», «Кошка», «Собака»
4. Игра с мячом «Назови детеныша»
5. Жестовая игра «Веселая мышка перчатку нашла»
6. Упражнение «Ассоциации»
7. Упражнение «Соедини по точкам»
8. Прощание
8. «Дикие животные»
Развивать:
— память,
— внимание
— восприятие,
— речь
— пластичность пальцев рук;
Формировать:
— логическое мышление, — усидчивость,
— сосредоточенность,
— произвольность
1. Игра «Супер-бизон»
2. Игра «Отгадай загадку»
3. Блоки Дьенеша «Лисица», «Белка», «Лев»
4. Игра «Птицы, рыбы, звери»
5. Игра «Доскажи словечко»
6. Пальчиковая игра «Дикие животные».
7. Упражнение «Обведи картинки по контуру»
8. Прощание
9. «Птицы»
Развивать:
— зрительную и слуховую память,
— слуховое внимание
— восприятие,
— речь
— пластичность пальцев рук;
Формировать:
— логическое мышление, — усидчивость,
— сосредоточенность,
— произвольность 1. Игра «Шел по крыше воробей»
2. Игра «Что за птица?»
3. Кубики Никитина «Сова»
4. Игра «Летает – не летает»
5. Игра «Птицы»
6. Упражнение «Я гулял по лесу»
7. Упражнение «Штриховка»
8. Прощание — мягкая игрушка «дракончик Пыхалка»
10. «Транспорт»
Развивать:
— зрительную и слуховую память,
— слуховое внимание
— восприятие,
— речь
— пластичность пальцев рук;
Формировать:
— логическое мышление, — усидчивость,
— сосредоточенность,
— произвольность
1. Игра «Ракета хорошего настроения»
2. Игра «Какой бывает транспорт?»
3. Кубики Никитина «Ракета»
4. Жестовая игра «Автобус»
5. Игра «Отгадай загадку»
6. Игра «Назови транспорт»
7. Упражнение «Соедини по точкам»
8. Прощание
11. «Веселая геометрия»
Развивать:
— память,
— внимание
— тактильное восприятие,
— речь
— пластичность пальцев рук;
Формировать:
— логическое мышление, — усидчивость,
— сосредоточенность,
— произвольность
1. Игра «Шар»
2. Упражнение «Волшебный мешочек»
3. Кубики Никитина «Замок»
4. Игра «Продолжи ряд»
5. Жестовая игра «Мы кружок нарисовали»
6. Игра «Грамотейка. Формы и фигуры»
7. Упражнение «Раскрась фигуры, из которых состоит квадрат»
8. Прощание — мягкая игрушка «дракончик Пыхалка»
12. «Знайки»
Развивать:
— память,
— зрительное внимание
— восприятие,
— речь
— пластичность пальцев рук;
Формировать:
— логическое мышление, — усидчивость,
— сосредоточенность,
— произвольность
1. Игра «Мы охотились на льва»
2. Игра «Назови одним словом»
3. Кубики Никитина «Волны»
4. Игра «Земля, воздух, вода, огонь»
5. Игра «Сложи картинку»
6. Игра «Четвертый лишний»
7. Упражнение «Дорисуй»
8. Прощание
Источник
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детства и юношества
«Планета детства»
города Александров Владимирской области
Утверждаю_____________________________
Директор МБОУ ДОД ДДЮ «Планета детства»
Артамонова Н.В
« » ———— 2011 г.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
«Познай себя»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 5-6 лет
Разработана:
педагогом- психологом
первой квалификационной категории,
Терешкевич Оксана Валерьевна
Пояснительная записка
Программа развития психических процессов у дошкольников «Познай себя» разработана в соответствии с новыми подходами в образовании. Единые образовательные стандарты предполагают, что моделью успешного современного человека должна стать творческая, активная личность, способная проявить себя в нестандартных условиях, которая может гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Одним из путей решения данной проблемы является создание условий для развития способностей каждого ребёнка. Это может быть и работа с одарёнными детьми, и со способными детьми, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их возможностей. Программа «Познай себя» призвана начать эту работу с детьми дошкольного возраста. Она предназначена для детей 5-6 лет и задаётся целью эмоционально-познавательного развития личности ребёнка. Занятия направлены на развитие у детей определённых личностных качеств и различных психических функций, которые создают основу для успешного развития дошкольника.
Отечественные и зарубежные психологи считают, что возраст 5 лет, является наиболее успешным для обучения и сензитивным для развития всех сторон психической деятельности ребёнка. Самой продуктивной формой обучения в данном возрастном периоде является игра, поэтому реализация программы «Познай себя» осуществляется на основе погружения в игровое пространство. Доказано, что обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что ребёнок учится и приобретает умения без особого над собой усилия. Условия игры сами диктуют ребёнку необходимость приобретения новых действий и навыков. Он их добровольно принимает и учиться с явной заинтересованностью. Знания, поданные в готовом виде, не связанные с жизненными интересами дошкольников, плохо ими усваиваются и не развивают его. Развивающая игра является активной и осмысленной для ребёнка деятельностью, потому что в ней он может проявить себя, реализовать свой творческий потенциал и перенести приобретённые умения в другие условия. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации является важным показателем развития творческой инициативы ребёнка. Это и есть результат осуществления одного из направлений развития образования в настоящем времени.
Программа «Познай себя» модифицированная.
Цель: Создание условий для развития психических процессов у дошкольников средствами развивающей игровой деятельности.
Задачи:
- Развитие психических процессов;
- Формирование у детей потребности в познании и саморазвитии;
- Содействие проявлению эмоционально- волевых качеств личности;
- Развитие коммуникативных навыков;
- Воспитание самоконтроля, организованности и самодисциплины.
Программа рассчитана на один год обучения в объёме 72 часов. Занятия проводятся в группе от 10 до 12 человек два раза в неделю по 25 минут.
Предполагаемый результат:
Дети должны:
- Проявлять интерес к познанию и самопознанию
- Устанавливать смысловые связи, проделывать мыслительные операции (обобщение, сравнение, анализ и т.д.)
- Иметь представление об окружающем по темам ( человек, транспорт, посуда, животные и т. д)
- Запоминать стихотворение в 8 строчек, цепочку из 6 предметов
- Проявлять логическое мышление
- Уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений
- Уметь понимать и передавать свои чувства
Мониторинг осуществляется:
— наблюдением
— диагностическими мероприятиями
— участием в конкурсах
Занятия проходят в форме игры-задачи, путешествия, виртуальной экскурсии, похода, викторины и т.п.
Структура занятий:
- Проверка знаний, полученных раннее.
- Знакомство с новым материалом (дидактические игры, раздаточный игровой материал, словесные игры и т.д.)
- Подвижная игра
- Индивидуальная работа ( по индивидуальным траекториям развития)
- Закрепление пройденного ( работа в группах, парах, коллективно)
- Рефлексия.
Учебно-тематический план программы
«Познай себя»
№ | Раздел. Тема | Количество часов |
«Давайте знакомиться» | ||
1 | «Здравствуйте. Я …» | 2 |
2 | « Вместе мы одна семья. Я и моё имя» | 4 |
3 | «Будем дружить» | 2 |
4 | «Игра – труд или развлечение» | 2 |
5 | «Ученье – свет, а не ученье тьма» | 2 |
6 | «Когда всем весело, а одному грустно» Лестница успеха и линейка достижений. | 2 |
7 | «Волшебные слова». Волевые усилия. Полезные привычки. | 4 |
«Секреты успеха» | ||
8 | Введение в тему. Организация рабочего места. Распределение времени и самоконтроль. | 1 |
9 | «Я умею, я могу» ( игры на волевые усилия и качества) | 6 |
10 | «Говорю, а значит – думаю» (мышление и речь) | 6 |
11 | «Слышать и слушать» (восприятие и ощущение) | 4 |
12 | «Внимание – внимание!» | 6 |
13 | «Помним, знаем» ( память) | 6 |
«Успех на занятиях» | ||
14 | Эффективная работа | 1 |
15 | Обобщение. Карта памяти «Секреты успешной учебы» | 1 |
Социально-психологическая адаптация | ||
16 | Наши чувства и действия. | 1 |
17 | Зачем человеку чувство стыда? | 1 |
18 | Учимся честно говорить о проступке. | 1 |
19 | Почему трудно признать свою вину? | 1 |
20 | Детские жалобы. | 1 |
21 | Учимся справляться с чувством протеста | 1 |
22 | Учимся справляться с чувством обиды. | 1 |
23 | Мама – надёжный защитник. | 1 |
24 | Когда опасен гнев? | 1 |
25 | Всегда ли мы поступаем правильно? | 1 |
26 | Можно ли справиться со злом? | 1 |
«Секреты хорошего отдыха» | ||
27 | Ценность общения. Умение общаться в группе. | 1 |
28 | Внутригрупповое общение, обогащение словарного запаса. | 1 |
29 | Межличностное общение. Развитие тактильной памяти. | 1 |
30 | Общение в группе, обогащение словарного запаса. | 1 |
31 | Наблюдательность, внимание, произвольность. | 1 |
32 | Развитие внимания, логического мышления, эмоциональной компетенции. | 1 |
33 | Развитие навыков логического и творческого мышления, самоконтроля. | 1 |
34 35 | Развитие мыслительных ассоциативных связей, пространственной ориентации; создание положительного настроя, развитие эмоциональной компетенции на этапе завершения занятий. Праздник достижений. | 1 2 |
Всего: | 72 |
Литература
Агафонова И.Н.Программа «Я И МЫ» Уроки общения для детей 6-10 лет.- СПб ГУПМ, 2003.
Алябьева Е.А. Коррекционно — развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений.
–М.: ТЦ Сфера, 2002.
ВыготскийЛ.С.Психология.-М.:Апрель-Пресс,2000
Дарвиш.О.Б.Возрастная психология.М.: Владос-Пресс, 2004
Дьяченко О.М. Булычева А.И. и др. Психолог в детском дошкольном учреждении. М.: Новая школа,1996.
Изард К.Э.Психология эмоций.СПб.,1999.
Инхельдер Б Пиаже Ж. Психология ребенка СПб 2003.
Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми.- СПб.: Речь, 2003.
Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж Клиническая психиатрия. В 2-х томах т.2-М: Медицина 1994, с
Лендрет Г.Л.Игровая терапия: искусство отношений/пер.с англ.-М.:Международная педагогическая академия,1994.
Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожнымии, аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.
Михайленко Н.Я Игра с правилами в дошкольном возрасте. Руководство практического психолога. Екатеринбург: деловая книга, 1999.
Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: альбом игровых коррекционных задач. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. М.: «Плейт», 2004.
РоджерсК. Растущая сила наук о поведении человека. В кн. Взгляд на психотерапию. Становление человека : пер с англ М.: Издательская группа «Прогресс-Универс»,1994
Психолог в детском саду № 2 1999Ежеквартальный научно-практический журнал (соредакторы Колесников В.Г., Лидерс А.Г.)
Симановский А. Развитие творческого воображения М.: «Дрофа», 2001
Тихомирова Л. Развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Яр,: «Просвещение» 2006
Фесюкова Л От трёх до семи. М.: «Арт-издат» ,2008
Источник
Ольга Юрьева
Рабочая программа по развитию психических познавательных процессов у детей 4–5 лет «Познай себя»
Пояснительная записка.
В период дошкольного детства формируются предпосылки будущей учебной деятельности детей. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, мышлении, памяти, воображении. К концу дошкольного периода, в условиях целевого, обучающего общения со взрослыми возникают более сложные субъектные произвольные формы психической познавательной активности, направленные на определенный познавательный результат и включающие элементарные приемы умственного преобразования материала. Эти формы психики обнаруживают деятельностную структуру. Поэтому дошкольный возраст является начальным этапом становления субъекта познавательной деятельности. Для его развития необходима специальная организация деятельности ребенка и его общения со взрослыми.
Предлагаемая программа способствует грамотному проведению коррекции интеллектуального развития и позволяет в ходе выполнения игровых заданий развивать у детей мышление, внимание, память, восприятие, воображение.
Цель:
формирование познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление) детей старшего дошкольного возраста, как показатель психологической готовности к обучению в школе.
Задачи:
1. создавать условия для полноценного психического развития ребёнка, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта;
2. проведение психологической диагностики с целью выявления уровня сформированности психических процессов;
3. разработка и проведение коррекционно – развивающих занятий по преодолению нарушений в развитии психических процессов;
4. консультировать педагогов, родителей об особенностях психического развития ребёнка;
5. формирование норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитание доброжелательного отношения, уважения прав сверстников и умения сотрудничать с ними.
Успех реализации данной программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
• готовностью педагога к формированию познавательных процессов у детей;
• построение социально – личностной развивающей среды в дошкольном учреждении;
• активном участии родителей в воспитательном процессе;
• проведение коррекционных – развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие познавательных процессов;
Основные принципы организации образовательного процесса:
• обеспечение права каждого ребёнка на свободный выбор, на собственную точку зрения;
• опора на достижение предыдущего этапа развития ребёнка;
• принцип психологической комфортности;
принцип информированности, обогащённости и наукоёмкости.
Комплекс занятий рассчитан на детей 4-5 лет. Каждое занятие состоит из четырех частей и занимает 20 мин., что соответствует физическим и психологическим возможностям детей данного возраста. Занятия проводятся по подгруппам 3-4 ребенка.
Комплекс направлен на развитие взаимосвязанных между собой психических процессов, определяющих познавательные возможности: мышление, память, внимание, восприятие, воображение.
Программа рассчитан на 28 недель, по 4 занятия в месяц. Занятия проходят в форме игры-задачи, путешествия, виртуальной экскурсии, похода, викторины и т. п.
Структура занятий:
• Проверка знаний, полученных раннее.
• Знакомство с новым материалом (дидактические игры, раздаточный игровой материал, словесные игры и т. д.)
• Подвижная игра
• Индивидуальная работа (по индивидуальным траекториям развития)
• Закрепление пройденного (работа в группах, парах, коллективно)
• Рефлексия
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СЕНТЯБРЬ
ТЕМЫ:
1. Диагностика уровня познавательных процессов.
2. Восприятие («Развивающая радуга», «Цветовое лото»).
3. Память,внимание,мышление,воображение. («Театрализация сказки Репка на новый лад» — задания на развитие психических процессов, задания на логику, пиктограммы, учить классифицировать, обобщать).
4. Театрализация сказки Репка на новый лад.
ЗАДАЧИ:
Изучение особенности развития мыслительных процессов ребенка, его знаний и представлений об окружающем мире.
Ознакомить детей с системой цветов, с последовательностью расположения в спектре»
Развивать память, мышление, творческое воображение.
Развитие творческого воображения.
ОКТЯБРЬ
ТЕМЫ:
1. Театрализация «Фруктовый сад» (Разрезные картинки, посади фрукты).
2. Веселые фрукты. (волшебный мешочек, собери фрукты, угадай чего не стало).
3. Умные помощники. («Веселые загадки для умников», «Путаница», «Что лишнее?»).
4. Придумывание сказки «Во саду ли в огороде»
ЗАДАЧИ:
Учить зрительно расчленять изображение предмета на части, составлять предмет из частей, развивать умение пользоваться образцом, соотносить с ним отдельные части картинки.
Учить узнавать предметы на ощупь, обогащение сенсорного опыта, развитие глазомера при выборе по образцу предметов определенной величины, развивать зрительную память).
Развивать зрительную и слуховую память, группировать картинки, развитие навыков классификации).
Развитие творческого воображения, внимания, зрительной и слуховой памяти.
НОЯБРЬ
ТЕМЫ:
1. Кукольный пальчиковый театр (Ритмическая игра «Та-та два кота», «Угадай чей голос».)
2. Театрализация «Животные и птицы» (Сложи узор, узнавание наложенных предметов, называть части тела животных и птиц, особенностях внешнего вида, какую пользу приносят.)
3. Что растет в лесу (Узнавание наложенных предметов, раскраски, операции обобщения, классификации, синтеза.)
4. Страна «Вообразилия». Развитие умения различать взрослых животных и их детенышей по звукопроизношению, формирование схемы тела)
ЗАДАЧИ:
Развитие моторики, цветовосприятия, умения работать по образцу, понятие большой — маленький, развитие представления об эталонах формы.
Формировать понятия деревья, травы и кустарники, развитие цветовосприятия, мелкой моторики, внимания. Памяти и мышления.
Обогащение словарного запаса, развитие творческого воображения.
ДЕКАБРЬ
ТЕМЫ:
1. «В гостях у сказки» (театрализация сказки «Рукавичка», придумывание конца сказки.)
2. Диагностика уровня развития психических процессов.
3. Диагностика уровня психических процессов.
4. Новогодний праздник Развитие творческого воображения, внимания. Зрительной и слуховой памяти.
ЗАДАЧИ:
Изучение особенности развития психических процессов.
ЯНВАРЬ
ТЕМЫ:
1. «Почемучки в гостях у Умной феи» («Кто такой человек?», «Разрезные картинки», «Назови одним словом»).
2. «Правила поведения в общественных местах».
3. «Что сначала, а что потом».
ЗАДАЧИ:
Нахождение частей тела, развитие мышления, целостное восприятие изображения, развитие мыслительных операций.
Развитие умения следовать правилам, произвольности, зрительного и слухового внимания, формирование схемы тела, развитие пространственных представлений.
Знакомство с распорядком дня, развитие навыка определять последовательность действий и событий, развитие моторики, закрепление цвета, выполнения словесных инструкций.
ФЕВРАЛЬ
ТЕМЫ:
1. «Игрушки» (Мыслительные операции, «Чего не стало?»)
2. Кукольный театр «А у нас сегодня гости!» «Третий лишний», «Что куда положить?», «Чего не стало», «Назови одним словом».
3. Кукольный театр «Гостевой этикет»
4. «Защитники отечества». Развитие мышления, внимания и памяти.
ЗАДАЧИ:
Развитие мышления: операций синтеза, классификации, обобщения по темам «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Обувь».
Развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость, слуховую память, мышление, тонкую моторику, формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения.
Расширить и уточнить словарь детей. Воспитание любви и уважения к близким.
МАРТ 1.
ТЕМЫ:
1.«Почемучки и времена года».
2. «Мамины помощники».
3. «Как Незнайки попали в беду» (Театрализация «Добрый доктор Айболит»).
4. «Профессии» («Правая и левая», «Кто что делает?», «Кем быть?».
ЗАДАЧИ:
Развивать умение рассматривать картинки с развернутым сюжетом. Ввести в активный словарь слова «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» и сочетание слов «Время года». Развитие операций обобщения, классификации, развитие наглядно-образного мышления, установление причинно-следственных связей.
Воспитание любви и уважения к близким людям, расширить и уточнить словарь детей по теме «Женские и мужские профессии».
Развитие творческого воображения, знакомство с профессией врача, развитие зрительной и слуховой памяти.
Развитие навыков подражания, освоение схемы тела, умение называть действия людей разных профессий, закрепление знаний о различных профессиях.
АПРЕЛЬ 1.
ТЕМЫ:
1.«Транспорт».
2. Диагностика уровня развития познавательной сферы
3. Диагностика уровня развития познавательной сферы
ЗАДАЧИ:
Формировать понятие наземный «транспорт». Ввести сравнения и обобщения в понимаемой речи на основе предъявления картинок.
Изучение особенности развития мыслительных процессов ребенка, его знаний и представлений об окружающем мире.
Литература
1. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения, тесты / Н. В. Краснощекова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 319 с. Ил. – (Школа развития).
2. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников: Учебное пособие/ М. В. Ермолаева. – М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК»,2006. – 224 с. – (серия «Библиотека педагога – практика»).
3. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Тихомирова Л. Ф. – Ярославль: Академия развития, 1996.- 192 с., ил.
4. Логика для дошкольников. Упражнения на каждый день. Популярное пособие для родителей и педагогов. Тихомирова Л. Ф. — Ярославль: Академия развития, 2001.- 256 с., ил – (Серия: «Развивающее обучение. Практическое приложение»).
5. Практикум для детского психолога/ Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько. – Изд. 4 – е. – Ростов н / Д: Феникс, 2006. – 314, с., : ил. – (Психологический практикум).
6. 500 лучших развивающих игр для детей от рождения до пяти лет / худож. : Н. В. Павлычева, А. А. Селиванов. – Ярославль, Академия развития, 2010. – 416 с. : ил. – (Золотая коллекция игр).
7. Е. Л. Набойкина. Сказки и игры с особым ребенком. Речь. Санкт-Петербург. 2006 г.
Источник