Программа для развития слабослышащего ребенка
1. Пояснительная записка
Общение — одна из важнейших сторон жизни
человека. Без общения человек не может
существовать в обществе. Овладение искусством
общения, искусством слова, культурой речи
необходимо для каждого человека, несмотря на
наличие или отсутствие каких-либо ограничений
(слуховых, речевых, двигательных). Создание
наиболее эффективных условий формирования
личности глухого ученика, включение его в
общественно полезную деятельность и социально
активную жизнь предполагает развитие
способности понимать обращенную к нему речь
собеседника и говорить разборчиво, понятно для
окружающих.
Известно, что по уровню речевого развития
глухие учащиеся отстают от слышащих сверстников.
Решая аналогичные с массовой школой задачи
развития речи учащихся, педагоги школы для детей
с нарушениями слуха должны расставить свои
акценты, определить коррекционный характер
обучения на этом этапе работы.
Процесс социализации детей с недостатками
слуха, наряду с другими путями, должен
осуществляться в их овладении диалогической
речью. Диалогическая речь, будучи первичной, по
своему происхождению, имеет ярко выраженную
социальную направленность и служит, в первую
очередь, потребностям непосредственного живого
общения. Поэтому одним из ведущих принципов в
обучении детей с проблемами слуха является
принцип интенсификации речевого общения.
Внимание к диалогу проявляется везде, где есть
интерес к человеческим отношениям, потому что с
диалогом мы связываем представление о
коммуникации, взаимодействии, контакте. Именно в
диалогической речи сообщение оформляется в
непрерывное взаимное общение членов
человеческого коллектива.
Говоря об определении диалога, все
исследователи (Л.П.Якубинский, Н.Ю.Шведова,
В.В.Виноградов, Л.В.Щерба) затрагивают следующие
характеристики:
— наличие минимум двух собеседников, между
которыми происходит непосредственный обмен
высказываниями;
— непринужденный характер речевой обстановки;
— попеременная адресация речи, обязательная
смена говорящих;
— одновременность восприятия речи на слух,
подготовки и реализации собственных
высказываний;
— постоянное изменение языковой ситуации;
— большое значение играют неязыковые
коммуникативные средства (мимика, жестикуляция).
Обучение диалогу детей с проблемами слуха —
сложный, многоступенчатый процесс и составляет
одну из центральных задач развития устной речи (и
речи в целом). Поэтому работа над диалогической
речью выступает и как цель, и как средство
практического овладения языком.
Обучение общению — процесс длительный и более
глубокий, чем у слышащих школьников, и его
методика несколько отличается от методики
обучения языку слышащих учащихся.
Для формирования навыков коммуникации
необходимо в процессе обучения создавать
условия речевого общения. Система работы должна
вызывать необходимость общения и потребность в
нём. Учиться общению общаясь — вот основная
характеристика коммуникативности. Здесь
необходима особая организация учебного
материала.
Коммуникативная направленность обучения
предполагает использование учебных ситуаций
общения. Их использование не только повышает
эффективность обучения речи, но и способствует
формированию и развитию интереса учащихся к
русскому языку. Коммуникативные навыки
формируются у учащихся в процессе всей
образовательно-коррекционной работы в ходе
целенаправленного развития речевого поведения.
Умение общаться с окружающими — достаточно
большая проблема для детей с нарушениями слуха.
Их словарный состав ограничен, а речь
маловыразительна. Потеря возможности устной
коммуникации у детей чаще всего делает их
замкнутыми и пассивными. Они боятся вступать в
контакт с окружающими их слышащими людьми. Но
ежедневно и многократно учащимся приходится
обращаться к кому-то, приветствовать своих
знакомых, прощаться, кого-то благодарить, перед
кем-то извиняться.
С учетом значимости устной речи в развитии
неслышащего школьника, важности активизации
устной коммуникации слабослышащих со слышащими
в современном обществе возникла необходимость
совершенствования методов обучения восприятию и
воспроизведению устной речи с учетом состояния
слуховой функции, уровня речевого развития,
индивидуальных психофизических особенностей
ученика.
Значительное влияние на формирование
эмоционально-волевой сферы, развитие личностных
особенностей слабослышащего ребенка,
становление межличностных отношений на
начальных этапах оказывают педагогически
организованные условия, а именно:
- создание ситуаций, способствующих широкой
речевой практике (игровой, театрализованной,
коммуникативной и др.), наполнение их
необходимыми материалами, атрибутами; - включение слабослышащего ребёнка в беседу,
диалог, игровую деятельность; - активное участие во внеклассной деятельности:
участие в различных мероприятиях, праздниках.
Во-первых, вышеуказанные мероприятия формируют
представления об окружающем мире, корректируют у
детей с нарушениями слуха представления о
качествах личности, эмоциональных свойствах, о
нормах поведения. Во-вторых, учат детей видеть
проявления этих качеств в поведении других людей
— детей и взрослых, формируют умение понимать
поступки окружающих людей. В-третьих, формируют у
детей с нарушениями слуха адекватную самооценку,
являющуюся, с одной стороны, основой регуляции
собственного поведения, с другой стороны,
залогом успешного установления межличностных
отношений, что, в конечном счёте, является
положительным стимулом к социализации.
Данная программа была разработана с учетом
программы Т.С. Зыковой для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений I-II
вида. Содержание данной программы соответствует
требованиям существующих базовых стандартов, и
дополнена материалами коррекционно-развивающих
занятий.
Актуальность
Поиск новых путей совершенствования связной
речи, обучение диалогу неслышащих учащихся
является весьма актуальным, т.к. включение
глухого ребенка в общественно полезную
деятельность и социально активную жизнь
предполагает развитие способности понимать
обращенную к нему речь собеседника и говорить
разборчиво, понятно для окружающих.
Неслышащие выпускники нередко затрудняются в
самостоятельном изложении своих мыслей, в
понимании читаемого материала. Овладение
связной речью необходимо каждому человеку.
Ребенок с недостатками слуха в силу
ограниченного словесного общения особенно
нуждается в понимании письменных текстов и в
письменном продуцировании собственных
высказываний.
Цель программы «Учимся общаться»
- оказание помощи детям с нарушениями слуха в
овладении необходимыми знаниями и навыками
развития связной речи (коммуникативности).
Задачи
- Обучение глухих и слабослышащих учеников
нормам речевого общения, принятым среди
слышащих. Обучение полноценному использованию
речевого общения как средства познания, речевого
развития. - Обучение общению словесной речью, формирование
навыков ведения диалогов. - Развитие общительности, преодоление страха
общения со слышащими людьми. - Формирование наиболее адекватной самооценки,
уверенности в своих возможностях.
Вид программы
- Программа является коррекционно-развивающей.
Адресат
- Программа предназначена для глухих и
слабослышащих школьников специальных
(коррекционных) классов старшего возраста.
2. Организация реализации программы
Формирование у неслышащих учащихся
диалогической речи предполагает управление
процессом обучения и целенаправленное создание
и использование ситуаций, в которых возникает
потребность в реализации того или иного
коммуникативного намерения. Для
целенаправленного обучения общению программой
предусмотрен определенный речевой материал,
отражающий разные ситуации взаимодействия,
возникающие в процессе коммуникации.
Программа рассчитана на преодоление у детей
трудностей коммуникации на индивидуальных
(коррекционных) занятиях в старших классах.
- Занятия по обучению ведению диалога включаются
в каждую изучаемую тему по развитию слухового
восприятия. - Занятия по работе с диалогом проводятся 1 раз в
неделю, по 1-3 занятия на каждый диалог (в
зависимости от сложности речевого материала). - Всего 34 занятия в год, 17 изучаемых тем диалога.
- Продолжительность занятия 20 минут каждое.
- Диагностика проводится 2 раза в год: вводная —
(сентябрь), итоговая — (май). - Проводится обследование состояния слуховой
функции, слухозрительного восприятия и
воспроизведения устной речи. Кроме этого
обследуется уровень самостоятельной речи,
осуществляется проверка возможностей устной
коммуникации учеников. - Программа включает в себя разработки диалогов
на разные темы. При работе с диалогом отбираются
те, которые специально насыщены закрепляемыми у
ученика в данный период обучения элементами
звуковой и ритмико-интонационной структуры речи.
Количество текстов может быть увеличено в связи
с фонетическими задачами занятий. Использование
в работе всех представленных диалогов
необязательно.
2.1. Общие требования к организации и
методике проведения занятий
1. Занятия должны проводиться на интересном для
детей, связанном с жизнью речевом материале.
2. Упражнения в занятии должны проводиться в
строгой последовательности с тем, чтобы каждый
вновь приобретаемый навык включался в систему
умений и навыков, приобретённых ранее.
3. Задания в занятии должны быть разнообразны, с
тем, чтобы у детей не снижался интерес ни к тому
речевому материалу, над которым в это время
ведётся работа, ни к самому виду упражнения.
Разнообразить задания следует ещё и по тому, что
таким образом вырабатывается у детей умение
пользоваться приобретёнными навыками в
различных условиях.
2.2. Этапы работы над диалогом
Работа с одним диалогом проводится на
нескольких занятиях и занимает только часть
занятия.
- Знакомство ученика с диалогом: воспроизведение
диалога эмоционально и выразительно, подробно
обыгрывая с фигурками текст, используя макеты,
иллюстрации и другой наглядный материал. Ученик
дважды воспринимает текст слухозрительно и
повторяет то, что понял, обыгрывая ситуацию с
помощью фигурок. - Предъявление диалога по репликам: ученик
воспринимает реплику слухозрительно, читает ее
по табличке и подкладывает в соответствующей
последовательности к определенной фигурке. - Самостоятельное составление диалога из
«рассыпного» текста. - Восприятие словосочетаний из диалога
слухозрительно в случайной последовательности,
контроль произносительных возможностей ученика,
внятности и эмоционального воспроизведения
речевого материала при использовании
естественных невербальных средств коммуникации. - Разыгрывание диалога при помощи фигурок или
ученик воспроизводит диалог за двух его
участников; инсценировка; в паре с учителем;
товарищем.
2.3. Данная программа способствует
- Развитию у неслышащих учащихся навыков
вариативного использования речевого материала
из диалога в условиях разного словесного и
смыслового комбинирования, в различных
коммуникативных ситуациях, при изменении
действующих лиц. - Своевременной профилактике и коррекции речевых
нарушений. - Эффективному взаимодействию всех участников
коррекционно-развивающего процесса. Развитие
общительности, преодоление страха общения со
слышащими людьми. - Минимизации времени, затрачиваемого на ведение
документации и методической работы
учителем-дефектологом, с целью обогащения и
перераспределения его на собственно
коррекционную работу с учащимися.
Приложение 1.
Приложение 2.
4. Контроль усвоения программы
4.1. Требования к уровню подготовки
учащихся
При оценке устной связной речи учащихся
учитываются содержание, стиль, грамотность;
соответствие высказывания теме, его
последовательность; точность речи учащихся,
разнообразие типов предложений, точность
употребления слов, правильность построения
предложений.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся старших классов.
- Уметь пользоваться разговорной речью в общении
со взрослыми и товарищами (умение вести диалог по
заданной теме, по ситуации, расспрашивать об
интересующем), употребляя типы фраз, в
соответствии с программой. - Быть способными инсценировать диалог без
помощи табличек самостоятельно или в паре с
учителем, товарищем, активно используя неречевые
средства коммуникации. - Уметь произносить отработанный речевой
материал достаточно внятно, естественно, голосом
нормальной высоты, силы, тембра (под контролем и
самостоятельно), в нормальном темпе. Передавать в
речи различные эмоциональные оттенки
высказывания, реализовывать умения
воспроизведения звуковой и
ритмико-интонационной структуры речи (на основе
самоконтроля и под контролем учителя). - Знать и соблюдать орфоэпические правила.
- Реализовывать в самостоятельной речи
сформированные произносительные умения,
говорить достаточно внятно и естественно (прежде
всего, на основе самоконтроля, а также под
контролем учителя); правильно произносить новые
слова, руководствуясь надстрочными знаками;
самостоятельно использовать адекватные речевые
средства коммуникации (в рамках речевого
этикета). - Осуществлять самоконтроль за различными
сторонами произношения. - Различать, опознавать, распознавать речевой
материал, знакомый и незнакомый по звучанию с
учетом индивидуальных слуховых возможностей
учащихся.
4.2. Контроль выполнения программы
Диагностика (вводная и итоговая) проводится по
следующим критериям:
- умение вести диалог на заданную тему или с целью
получения информации; - составление диалога из рассыпного и
деформированного текста; - моделирование ситуации;
- самостоятельное формулирование вопросов;
- ответы на вопросы по содержанию текста;
- понимание речи собеседника;
- восприятие отдельных слов, фраз;
5. Список литературы
- Программа специальных (коррекционных)
образовательных учреждений 1-2 вида. Авт. Т.С.
Зыкова, М.А. Зыкова, Л.П. Носкова. — М.: Просвещение,
2003. - Развитие устной речи у глухих школьников: Метод.
пособие: В 2 ч. / Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина, О.В.
Шевченко. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. — 136 с. - Андреева Л.В. Сурдопедагогика. — М.: Академия, 2005.
— 576 с. - Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. — М.:
Советский спорт, 2004. — 304 с.: ил. — (Золотые
страницы сурдопедагогики). - Актуальные вопросы коррекционно-развивающего
обучения детей с нарушениями слуха / под ред.
Солодовниковой А.Н. — Новокузнецк: ИПК, 2002. — 150 с. - Инновационная деятельность в обучении и
воспитании детей с нарушениями слуха и речи (из
опыта работы): сборник материалов / под ред. А.Н.
Солодовниковой. — Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007. —
120с. - Инновационные подходы к обучению и воспитанию
детей с нарушенным слухом: Межвузовский сборник
научных трудов. — СПб.: Образование, 1997. — 145с.
Приложение 3.
Источник
МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 15
«Журавушка»
ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
на 2015-2016 учебный год
Составитель:
Учитель-дефектолог
Дектярёва С.А.
Мариинск
2015
Пояснительная записка
Педагогическая целесообразность
Личность формируется в детстве – это определяет последующее психическое развитие человека. Наличие какого-либо дефекта (в особенности нарушение слуха) снижает самооценку ребёнка, возникает неприспособленность к социальной жизни.
В преодолении комплексов складываются жизненные цели ребёнка, он самоутверждается. Если цели реалистичны, личность развивается нормально и становится целостной, если фиктивны-становится невротичной и неуспешной. Во многом поставленные цели зависят от реалистичности взглядов родителей.
Дети, имеющие нарушение слуха, нуждаются в помощи специалистов, специальном обучении и поддержке со стороны родителей. Только совместная деятельность педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда и родителей дадут положительные результаты в развитии ребёнка.
Для успешного обучения в школе и адаптации в социуме ребёнку с нарушением слуха, в том числе и с кохлеарным имплантом (КИ), необходим достаточно высокий уровень психического развития, что требует умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, переносить усвоенные приемы мыслительной деятельности на новый материал, умение общаться, регулировать свои эмоции и поведение.
Актуальность
За последние время увеличилось количество обращений родителей детей, имеющих нарушение слуха и КИ, для оказания помощи в подготовке к школьному обучению, социализации и личностном развитии.
Нарушение функций слухового анализатора приводит к недоразвитию речи, т.е. первичный дефект порождает вторичный. Эти нарушения приводят к общему недоразвитию познавательной сферы (внимание, память, мышление), сенсорной сферы (восприятие, мелкая и крупная моторика), сложности в общении.
Цель
Создание условий для целостного процесса развития личности ребёнка с нарушением слуха, в том числе и с КИ.
Основные задачи
— развитие сенсорной сферы;
— развитие психических функций;
— овладение речью, как орудием мышления;
— формирование коммуникативных навыков;
— расширение кругозора и осведомленности.
Эти задачи должны рассматриваться как единый комплекс, так как только целостное воздействие может привести к личностному росту и успешному овладению стандартами образования и социализации детей с нарушением слуха и КИ.
Теоретические и методологические основы программы
Данная программа составлена на основе работ педагогов Б.Д. Корсунской «Научить детей сознательно различать предметы окружающего мира, помочь им сформировать правильные представления об окружающих предметах – это значит подвести их к первичным обобщениям, к мышлению в понятиях», Н.И.Беловой, Л.П.Носковой, Н.Д.Шматко «Потенциальные возможности детей с нарушением слуха велики….. эти дети могут максимально сближаться по уровню общего и речевого развития с обычными сверстниками….. при целенаправленной и адекватной коррекционной работе», психологов Л.С.Выготского «Движущая сила психического развития — обучение. Обучение создает зону ближайшего развития, то есть вызывает у ребёнка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития., Н.Н.Малофеева, И.М.Соловьева, Н.Д.Розановой, Т.Г.Богдановой, И.В.Королевой «Надо научить родителей понимать, что любую ежедневную ситуацию можно использовать для развития у ребёнка речи», а также программ для специальных дошкольных и школьных образовательных учреждений.
Новизна программы
Особенностью данной программы является опора при освоении на следующие принципы:
— культурологический подход — связь с жизненным пространством ребёнка (детский сад, дом, город);
— опора на слуховое восприятие у детей с КИ;
— индивидуализация программы;
— увеличение доли деятельных методов обучения в практических занятиях (моделирование ситуаций).
Основные этапы и формы реализации программы
Диагностический — проведение психологического диагностического обследования с использованием психологических (приоритетно невербальных) методик для определения уровня развития, объёма памяти, личностных особенностей (индивидуальное тестирование).
Консультативный — индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностического обследования, составление индивидуального плана коррекционной помощи.
Обучающий — проведение коррекционно-развивающих занятий.
Форма проведения занятий — индивидуальная.
Продолжительность по времени зависит от возраста, физических возможностей и личностных особенностей ребёнка, его подготовленности.
Длительность занятий варьирует от 10—15 мин до 30 мин. Занятия проводятся таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Каждое упражнение проводится в течение 2—5 мин. На каждом занятии ребёнку предлагается несколько упражнений.
Обязательными являются санитарно-гигиенические перерывы не менее 10 минут. Во время занятий используются подвижные игры, физкультпаузы.
Ожидаемые результаты
Предполагается, что после прохождения ребёнком с нарушением слуха данной программы повысится уровень развития познавательной сферы, активизируется учебная деятельность, улучшится межличностное общение,
качественнее станет использование разговорной речи, произойдет начальная социализация, повысится родительская компетенция в вопросах воспитания и обучения детей с нарушением слуха и имеющих кохлеарную имплантацию.
Тематический план коррекционно-развивающих занятий
№ | Тема | Содержание занятий | Объем часов | |
1 | Сенсорная сфера | |||
Кинестетическое и кинетическое развитие | Сохранение равновесия, выполнение движений по подражанию. | 4 | ||
Развитие тактильного восприятия | Узнавание на ощупь формы, материала, величины предметов. | 4 | ||
Развитие зрительного восприятия | Сравнение предметов по различным признакам. | 4 | ||
Развитие слухового восприятия | Сравнение звучаний различных музыкальных инструментов, звуков животных и зверей, слов в лепетной и полной форме. | 6 | ||
Развитие пространственной ориентировки | Определение и нахождение предметов в пространстве, в помещении. | 4 | ||
Развитие временного восприятия | Изучение времен года. | 5 | ||
2 | Познавательная сфера | |||
Развитие внимания | Выделение предметов изображенных на картинках. Установление закономерностей на зрительно воспринимаемом материале. Нахождение замаскированных предметов на картинках. Нахождение сходства и различия в предметах, картинках. Определение лишнего предмета. | 4 | ||
Развитие памяти | Запоминание, хранение, воспроизведение учебного материала. Запоминание картинок, слов с последующим воспроизведением, описание по памяти предметов, изображений на картинках. Воспроизведение наглядного и словесного материала. | 4 | ||
Развитие мышления | Умение обобщать предметы по существенным признакам. Выделение из целого частей, соединение частей в целое. Нахождение логических связей в сюжетных картинках. Выделение «четвертого лишнего» предмета. Перенос знаний и умений с одного вида деятельности на другой. Установление логических связей на наглядном и словесном материале. | 5 | ||
Развитие воображения | Проведение аналогий. Навыки оперирования образами, понятиями, представлениями. Создание новых образов путем переработки предшествующего опыта. | 4 | ||
3 | Формирование коммуникативных навыков. | Знакомство с основными эмоциональными проявлениями; радость, удивление, страх, печаль, интерес. Моделирование ситуаций, вызывающих эмоции. Навыки понимания эмоционального настроя других людей | 4 | |
4 | Формирование речи | Активизция речи с помощью картинок, лепетных слов и жестов. | 10 | |
5 | Подведение итогов | Обсуждение и анализ проведенных занятий с родителями. | 2 |
Итого: 60 часов.
Формы и методы работы
Выбор методов и формы коррекционно-развивающей работы зависит от возраста, состояния слуха, уровня речевого развития интеллекта ребёнка.
Используется:
— наглядность;
— демонстрация;
-пояснение;
— беседа;
-наблюдение;
— сюжетно- ролевые игры;
— моделирование ситуаций;
— развивающие игры (настольные, подвижные);
— конструирование;
— свободное и тематическое рисование, графические задания.
Методическое обеспечение программы
№ | Тема | Методологическое обеспечение программы |
1 | Сенсорная сфера | Игры: «Сделай так же», «Пройди по линии», «Попрыгай на одной ноге», «Попади в цель», «Волшебный мешочек», «Дорисуй ряд», Графические диктанты, изменение фигур, складывание картинок из разрезанных частей. Выкладывание по методике М.Монтессори. Составление аппликаций по временам года, слушание и сравнение звуков музыкальных инструментов и животных. |
2 | Познавательная сфера | Игры: «Запомни и повтори», «Пары слов», «Запомни и нарисуй», «Опиши предмет по памяти», «Заколдованный ребенок», «Слушай хлопок», «Что изменилось?», «Путаница», Сравни предметы, найди недостающие детали. Настольные игры: «Логические ребусы», «Лото» по тематическим группам. Конструирование. Загадки, занимательные задачи. Установление логических связей по картинке, по тексту. Дорисуй до предмета. Сюжетно ролевые игры близкие к жизнедеятельности. |
3 | Коммуникативные навыки | Настольные игры: Лото «Эмоции», Лото «Правила поведения». Сюжетные игры. |
4 | Речевая деятельность | Логоритмика, картинки с изображением предметов, речедвигательные, артикуляционные упражнения, дыхательная гимнастика,звукоподражание. |
5 | Моторная сфера | Пальчиковые игры, выкладывание узоров из природного материала, счётных палочек, пальчиковый бассейн, су-джок, одевание-раздевание кукол, расстёгивание-застёгивание замков, игры с прищепками, мозаикой, кубиками, пазлами, игры по методике М.Монтессори. |
Материальное обеспечение программы
Дидактические игры, игры, развивающие конструктивный праксис; предметные картинки по лексическим группам; серии сюжетных, последовательных картинок; таблички с надписями; доски Сегена; тематические наборы фигурок людей, животных, предметов; кубики; мозаики; пазлы; сенсо-моторное панно, звуковое панно; музыкальные инструменты; книги для чтения; бумага для рисования, писчая; картон, цветная бумага; детские раскраски; цветные карандаши, фломастеры, краски, прищепки, шишки, камешки, фасоль, горох, пальчиковые бассейны, мелкие игрушки, су-джок мячики, игры по методике М.Монтессори.
Список литературы
- Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учебн. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений- М.: Издательский центр “Академия”, 2002.
- Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика.- М., 1985.
- Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. т. 4 М., 1984.
- Диагностика, профилактика и коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Сб. РГПУ им. Герцена – СПБ., 1999.
- Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реалибитация глухих детей и взрослых: Учебное пособие. СПБ: Издательство “ЛЕМА”,2008.
- Корсунская Б.Д. Обучение речи глухих дошкольников – М.: издательство АПНРФСР,- 1960.
- Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха. Учебно- методическое пособие. Под ред. И.А. Михаленковой.- СПБ:”ДЕТСТВО-ПРЕСС”/2003.
- Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы. Сост. Ю.Е. Веприцкая- Волгоград: Учитель. 2010.
- Психология. 1-2 классы. Разработки занятий – Изд. 2-е, переработанное. Сост. Р.М. Мухаметова. – Волгоград: ИТД “Корифей”. 2008.
- Программа для специальных дошкольных учреждений “Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников”- М. “Просвещение”. 1991.
- ШматкоН.Д., Пелымская Т.В. “Если малыш не слышит”, 2-е изд. Москва; “Просвещение”, 2003.
Источник