Программа для развития ребенка с волшебником
Елизавета Араева
Программа «Маленький волшебник»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
КРУЖОК «МАЛЕНЬКИЙ ВОЛШЕБНИК»
(Художественно-эстетическое направление)
Срок реализации: 1 год
Разработала: воспитатель
Араева Елизавета
Алексеевна
Пояснительная записка
«Ум ребенка – на кончиках его пальцев».
В. И. Сухомлинский.
С давних времен известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психологических процессов, речевых функций, а также особое развивающее и оздоровительное воздействие на организм ребенка. Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка.
В. А.Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации, а также художественному ручному труду у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
В дошкольном возрасте дети наиболее любознательны. В этом возрасте у детей продолжают развиваться образное мышление, восприятие, воображение, устойчивость внимания, совершенствуется речь.
Так же появляются большой интерес и желание заниматься художественным ручным трудом. Поэтому детей в дошкольном возрасте легче приобщить к разным видам деятельности.
Занятия разного характера, связанные с художественным творчеством, способствуют развитию логического мышления, воображения, внимания, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики, воспитанию трудолюбия, выработке усидчивости и активизации детей, – что является важным этапом в работе с детьми в дальнейшем.
Дополнительная образовательная программа открывает ребенку широкое поле, раскрывает перед ним огромный и увлекательный мир творчества. В ней собраны разнообразные по характеру деятельности темы и разделы, позволяющие детям выбрать занятие по душе.
Педагогическая целесообразность: обучение построено «от простого к сложному». Постепенно, «по ступенькам» ребенок повышает свой уровень знаний и совершенствует мастерство. Он самостоятельно может организовать свой досуг, помочь маме, занявшись с младшим братом или сестрой, изготовить самостоятельно подарки для близких, родных и друзей.
Актуальность: на занятиях в кружке дополнительного образования при создании работ требуется определенные умения и навыки, которые развивают мелкую моторику рук; способствуют активизацию речевого развития; развивают творческое воображение и мышление.
Новизна: Изучив ряд методических пособий и литературы по организации и проведению работы в кружках дополнительного образования, опыт работы других детских садов, выявлено, что работа ведётся в одном направлении: либо это занятия по рисованию, либо по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, либо занятия – оригами. Программа “ Маленький волшебник” – комплексная,включающая занятия: оригами, аппликация, ручной труд, лепка, рисование с использованием нетрадиционных техник. Занятия направлены на развитие у дошкольников художественного творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.
Цель: создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.
Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности.
Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний в области изобразительного искусства и познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией заданных действий.
Творческие задачи — это те задачи, которые требуют от ребенка комбинирования известных приемов художественной деятельности и главным образом самостоятельно найденных в результате экспериментирования с художественными материалами.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать пространственные представления (ориентировка во времени, в пространстве и на листе бумаги).
2. Научить различным способам создания предметов (работа с бумагой, тестом, пластилином, полосками бумаги, природным материалом).
4. Научить использованию поделок и в сюжетно – ролевых играх.
5. Продолжать учить понимать поставленную задачу и способы ее достижения.
Развивающие:
1. Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать.
2. Развивать любознательность, как основу познавательной деятельности.
3. Развивать творческие способности.
4. Способствовать развитию мелкой моторики и творческой активности детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
2. Прививать любовь к труду, научить доводить начатое дело до конца, видеть результат своего труда.
Социальная значимость: Полученные умения и навыки помогут детям в самостоятельной деятельности, использование поделок в сюжетно – ролевых играх, на уроках труда в школе.
Режим занятий:
Курс занятий рассчитан на 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 30 минут.
Принципы:
o Принцип развивающего и воспитывающего характера, направленного на всестороннее развитие личности и индивидуализации ребёнка;
o Принцип систематичности и последовательности в овладении опыта деятельности, который придаст системный характер образовательной деятельности;
o Принцип связи обучения с жизнью;
o Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы;
o Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода;
o Принцип доступности обучения.
Место реализации программы: детский сад дети посещающие кружок
«Маленький волшебник»
Учебно-методический план.
№ тема теория практика Всего часов
1 Оригами
2 Квиллинг
3 Лепка
4 Нетрадиционное рисование
5 Аппликация
6 Ручной труд
Что должны знать и уметь дети к концу года:
-иметь большой активный словарь;
-Правила безопасности при работе с разными материалами;
-Создавать образы разных предметов и сюжетные изображения
-Ориентироваться на листе бумаги.
-Аккуратно пользоваться инструментами.
Содержание программы
1. Аппликация
Теория: инструктаж для воспитанников при работе с бумагой, ножницами, клеем, беседа.
Практика:
«Лилия»
«Подарок папе»
«Утка с утятами»
«Корзина с цветами»
«Барашек на лугу»
2. Экскурсии
Теория: Инструктажи для воспитанников, беседа, рассматривание деревьев, листочков, ознакомление детей со способами заготовки и хранения природного материала.
Практика:
— экскурсия в парк;
— экскурсия в музей.
3. Нетрадиционное рисование»
Теория: инструктаж для воспитанников по работе с гуашью, загадки, рассматривание иллюстраций.
Практика:
«Ветка рябины»
«Звездное небо»
«Белая береза»
«Берег реки»
4. Лепка.
Теория: инструкции по использованию ножниц, клея, пластилина; беседы, загадки, рассматривание иллюстраций.
Практика:
«Морские жители»
«Елочные игрушки»
«Кулон из гипса»
5. Ручной труд
Теория: инструктажи для воспитанников, беседа.
Практика:
«Цыпленок»
«Заснеженное дерево»
«Дед Мороз»
«Букет из цветов» (цветные нитки)
«Валентинка»
Методическое обеспечение
При организации образовательного процесса все педагогические приёмы, методы работы учитывают тот подход, который облегчает, содействует, способствует, продвигает путь ребёнка к саморазвитию. Педагогу отводится роль человека создающего благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного обучения ребят, активизирующего и стимулирующего любознательность и познавательные мотивы.
Обучение основывается на поэтапном усложнении заданий. Каждый этап предполагает ряд заданий и упражнений, требующих закрепление знаний, умений, навыков.
Для того, что бы обучение проходило более эффективно необходимо не только самому педагогу ставить конкретные цели занятий, а учить детей самим ставить правильные цели для выполнения того или иного задания, что является одним из важных дидактических условий на современном этапе. Дети обеспечиваются необходимыми материалами и инструментами; каждый ребёнок привлекается к самостоятельному выполнению задания; определяется примерное время для выполнения задания; анализируются результаты труда каждого ребёнка.
Приемы:
— сказочный персонаж.
— игровые приемы.
— демонстрация эффективного опыта;
— объяснение опыта и ответ на поставленный вопрос.
Методы и формы:
1.Словесный:
— рассказ;
— беседа;
— объяснение;
-художественное слово
2.Наглядный:
— использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий.
3.Практический:
— применяется для закрепления приобретенных знаний на практике;
4.Проверка результатов обучения:
— в устной форме — с целью повторения и закрепления полученного материала;
— в практической форме — выполнение практической работы, для выявления приобретенных знаний;
По характеру деятельности:
а) объяснительно-иллюстративный — наглядный метод, рассказ, беседа, показ готовых изделий, фотоматериалы;
б) репродуктивный — для приобретения необходимых умений и навыков воспитанники повторяют за педагогом;
в) частично- поисковый — ребенок может сам выбирать в определенных изделиях цветовую гамму, дизайн изделия
Организационные формы:
1) коллективная – подготовка выставочных работ
2) индивидуальная – оказание помощи воспитанникам при возникновении проблем в освоении той или иной техники.
Формы обучения:
Игра;
Экскурсия;
Выставка;
Практические работы;
Индивидуальная работа;
Контрольно-творческое занятие.
Дидактический материал и техническое оснащение занятий:
1. Необходимо просторное помещение
2. Столы и стулья должны соответствовать возрастным особенностям.
3. Чистота и порядок в помещении, правильно организованное рабочее место.
4.Необходимый наглядный и дидактический материал:
• фотоматериалы,
• готовые изделия
• иллюстрации,
• плакаты,
• произведения художественной литературы.
5. Для выполнения работы необходимы определенные материалы,инструменты и приспособления:
— различные наборы цветной бумаги и картона;
— ножницы;
— листы белой бумаги в формате А3 и А4;
— альбомы;
— ручки, карандаши, фломастеры;
— клей (ПВА, карандаш, клейстер);
— природный материал
— коробка для принадлежностей;
— наборы пластилина;
Формы подведения итогов:
1. Выставки.
2. Творческие отчеты.
Правила по технике безопасности
С целью безопасного поведения воспитанников на занятии, педагог регулярно проводит инструктажи по технике безопасности.Предусматриваются следующие правила по технике безопасности:
• Правила поведения в группе.
• Правила поведения во время экскурсии.
• Правила обращения с ножницами.
• Правила обращения с клеем
• Правила обращения с природным и бросовым материалом
Работа с родителями
Цель работы – расширение и укрепление связей родителей с детским садом.
Формы работы:
-Индивидуальная, для совместного поиска педагогически оправданных методов и средств воспитания обучающихся (беседы, консультации);
-Коллективные – родительские собрания, информация об успехах воспитанников, требованиях, предъявляемых педагогом к обучающимся и т. д.Литература для педагога:
1. Васина Н. «Бумажная симфония», М.: Айрис – пресс, 2009.- 128с.
2. Новикова И. В. «Аппликация из природного материала в детском саду»,Ярославль: Академия развития, 2010,-80с.
3. Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники»— М. ТЦ Сфера, 2004
4. Румянцева Е. «Простые поделки без помощи мамы», М.: Айрис — пресс, — 2008. -192 с.
5. Е. Румянцева «Аппликация. Простые поделки» М. Айрис-пресс 2007.
6. С. Гирндт «Разноцветные поделки из природных материалов»
7. Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»— М. Владос, 2002
Литература для родителей:
1. Васина Н. «Бумажная симфония», М.: Айрис – пресс, 2009.- 128с.
2. Новикова И. В. «Аппликация из природного материала в детском саду»,Ярославль: Академия развития, 2010,-80с.
3. Просова Н. А. «Оригами для малышей от 2-5», Москва ЭКСМО, 2008 г.
4. Румянцева Е. «Простые поделки без помощи мамы», М.: Айрис — пресс, — 2008. -192 с.
Литература для детей:
1. Васина Н. «Бумажная симфония», М.: Айрис – пресс, 2009.- 128с.
2. Новикова И. В. «Аппликация из природного материала в детском саду»,Ярославль: Академия развития, 2010,-80с.
3. Просова Н. А. «Оригами для малышей от 2-5», Москва ЭКСМО, 2008 г.
4. Петрова И. М. «Волшебные полоски — ручной труд для самых маленьких»:»Детство-пресс»;2004.-32с + вкл. 4 с.
5. Румянцева Е. «Простые поделки без помощи мамы», М.: Айрис — пресс, — 2008. -192 с
6. Е. Г. Румянцева «Фантазии из бумаги» М. Айрис – пресс 2006.
Структура занятия
1. Сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Выбрать объект для поделки, обсуждение, оговорить план действий.
4. Выбор цвета.
5. Самостоятельная работа детей.
6. Анализ готовой работы.
7. Физкультурная минутка или игра с поделкой.
Источник
«Маленький волшебник»
(рабочая программа по развитию творческого мышления
у младших школьников)
Содержание
Пояснительная записка
Тематический план
Содержание программы
Список ключевых слов и понятий
Список литературы
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы занятий по развитию творческого мышления и профилактике школьной тревожности у младших школьников «Маленький волшебник» О. Н. Рудяковой, С. И. Семенака и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В программу О. Н. Рудяковой и С. И. Семенака «Маленький волшебник» внесены следующие изменения: развивающим занятиям основного этапа даны названия в соответствии с тематикой упражнений и целями занятия, предварительный и заключительный этапы работы сокращены до 2 часов каждый. Программа сокращена с 27 часов до 16 часов.
Данная программа направлена на развитие творческого мышления, снятие эмоционального дискомфорта, создание ситуации успеха, а также коррекцию и развитие процессов эмоциональной сферы в со-творческой деятельности.
Цель программы: развитие творческого мышления у младших школьников.
Задачи:
· содействовать организации со-творческой деятельности, способствующей развитию творческого мышления, снижению тревожности и проявлений агрессивности младших школьников;
· организовать развивающее воздействие с использованием таких методов, как: сказкотерапия, изотерапия, игровая терапия, психодрама;
· развивать мелкие мышцы руки, пространственные ориентации, координацию в системе «глаз-рука», увеличивать объем зрительного восприятия;
· формировать чувства психологической защищенности у детей в условиях совместной творческой деятельности;
· развивать конструктивные способы взаимодействия в детском коллективе.
Основным условием реализации программы является сотрудничество младшего школьника со сверстниками и детьми старшего или младшего возраста (таким образом, группа может быть разновозрастной — от 6 до 9 лет), а также совместная деятельность ребенка со взрослым.
Наполняемость группы: от 6 до 10 человек (1–2 с признаками реактивной агрессии, но с развитым не ниже среднего уровня творческим воображением;
2–3 с признаками тревожности, застенчивости; 2–3 с недостаточно развитой моторикой рук; остальные ребята с низким/средним уровнем развития творческого мышления, показателями разработанности и оригинальности идей).
Программа рассчитана на 16 часов и включает в себя :
§ 2 часа на предварительную диагностики;
§ 2 часа на повторную диагностику;
§ развивающие занятия — 12 часов /по 1 часу в неделю. Продолжительность каждого занятия 35-45 минут, в зависимости от состояния детей, сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.
Этапы реализации программы
1. Предварительный этап — 2 часа. Проведение диагностического обследования. С обучающимися в возрасте от 6 до 7 лет диагностическое обследование проводится в индивидуальной форме, а в возрасте от 7 до 9 лет — фронтально.
В качестве диагностического материала используются:
для детей 6 лет — 7 лет
· проба на развитость творческого воображения О. М. Дъяченко «Художник»,
· методики «Изучение графической карты», «Волшебные кляксы», «Завершение рассказа»
для детей 7 лет- 9 лет
· Краткий тест творческого мышления (КТТМ);
· психодиагностический материал по исследованию творческого мышления Е. Е. Туник
2. Основной этап — 12 часов. Развивающие занятия проводятся 1 раз в неделю; продолжительность — 35-40 минут, при этом ведущий отслеживает психологическое состояние каждого, не допускает переутомления.
3. Заключительный этап — 2 часа. Проведение повторной диагностики с целью выявления динамики развития.
Структура занятия
• Ритуал приветствия.
• Разминка — средство воздействия на эмоциональное состояние детей, их активность, настрой на продуктивную совместную деятельность.
• Основное содержание занятия подразделяется на два блока:
— задания с поисковыми и творческими элементами: изобразительная деятельность, конструирование из бумаги (работа в технике «мятая бумага»);
— задания творческого вида: сказкотерапия (сочинение сказок и историй с опорой на содержание деятельности первого блока основной части занятия), психодрама (разыгрывание сюжетов сказок, придуманных на предыдущем занятии, с введением новых образов, психогимнастические этюды).
• Рефлексия прошедшего занятия — выяснение эмоционального состояния ребенка.
• Ритуал прощания.
Ожидаемые результаты:
- развитие творческих способностей детей;
- развитие у детей умения управлять своим поведением;
- развитие у детей умения согласовывать усилия по достижению цели.
Тематический план
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие «Давайте знакомиться!» | 1 | 1 | |
2 | Диагностическое занятие «Узнаём друг друга» | 2 | 2 | |
3 | Развивающее занятие «Волшебство вокруг нас» | 2 | 2 | |
4 | Развивающее занятие «Учимся познавать себя и окружающих» | 2 | 2 | |
5 | Развивающее занятие «Выражаем чувства через творчество» | 2 | 2 | |
6 | Развивающее занятие «Учимся дружить и совместно работать» | 2 | 2 | |
7 | Итоговое занятие «Подводим итоги» | 1 | 1 |
Итого: 12часов 12 часов
Содержание программы
Программа состоит из 7 занятий:
Занятие 1. «Давайте знакомиться!»
Создание в группе атмосферы доброжелательности. Выполнение заданий на развитие способности к игровому поведению как основу социального взаимодействия. Использование упражнений на знакомство. Установление правил работы в группе: «Знакомство», «Нетрадиционный способ приветствия», «Птицы, блохи, пауки», «Устанавливаем правила», «Дерево желаний», «Дерево», «Импульс». Рефлексия занятия.
Занятие 2. «Узнаём друг друга»
Выполнение заданий на выявление творческого мышления участников группы, создание в группе доброжелательной атмосферы, сплочение коллектива, воспитание отзывчивости, желание оказывать поддержку окружающим. Использование упражнений: «Назови соседа справа через одного», «Как один», «Ритм», «Волшебные витражи», «Зёрнышко».
Рефлексия занятия.
Занятие 3. «Волшебство вокруг нас»
Выполнение заданий на развитие творческого мышления, формирование групповой сплочённости, создание условий для снятия эмоционального напряжения у участников группы посредством работы «волшебными красками». Использование упражнений: «Имя и цифра», «Маски настроений», «Сказочный герой», «Сказочный букет».
Рефлексия занятия.
Занятие 4. «Учимся познавать себя и окружающих»
Выполнение заданий на развитие творческого мышления, развитие слухового восприятия и моторики рук; воспитание отзывчивости к другим людям, желание оказать им помощь в трудной ситуации. Использование упражнений: «Услышь своё имя», «Линейка, стройся!», «Волшебные пальчики», «Весёлые краски».
Рефлексия занятия.
Занятие 5. «Выражаем чувства через творчество»
Выполнение заданий на развитие и укрепление мелкой моторики рук; развитие групповой сплочённости в детском коллективе, развитие умения проявлять себя через творчество. Использование упражнений: «Имя и ощущения с прошлого занятия», «Трамвайчик», «Стихии», «Морской Цветок».
Рефлесия занятия.
Занятие 6. «Учимся дружить и совместно работать»
Выполнение заданий на развитие конструктивных форм поведения; развитие и укрепление мелкой моторики рук через творческое мышление.
Использование упражнений: «Встаньте те, у кого…», «Хорошо-плохо», «Винегрет», «Петушок», «Голосистый петушок», «У тебя всё получиться!» Рефлексия занятия.
Занятие 7. «Подводим итоги»
Выполнение заданий на развитие навыков эффективного сотрудничества и конструктивного взаимодействия через творчество.
Выполнение упражнений: «Позови ласково», «Деревянные куклы», «Паровозик», «Подводим итоги», «До скорой встречи, друг!» Рефлексия занятия.
Список ключевых слов и понятий
Групповая сплочённость
Конструктивное поведение
Мышление
Настроение
Ощущение
Рефлексия
Способности
Творчество
Эмоциональное напряжение
Список литературы
1. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб. : Речь, 2006. – 160 с.
2. Кирнос, Д. И. Индивидуальность и творческое мышление. М.: Просвещение, 1992.-171с.
3. Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 128 с.
4. Психология творчества / Под. ред. Я. А. Пономарева. – М. : Наука, 1990.
5. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. — СПб.: СПбУПМ, 1997.
6. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения у детей. [Текст] / – Ярославль, Академия развития, 2001. – 240 с.
7. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. — М. : ИНТОР, 1995. – 48 с.
8. Практикум по возрастной и педагогической психологии [Текст] : Для студентов сред. пед. учеб. заведений / Авт.-сост. Е. Е. Данилова // Под ред. И. В. Дубровиной. – М. : Издательский центр «Академия», 1995. – 159 с.
9. Шевандрин, Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 512 с.
Источник