Программа диагностики развития мышления ребенка

марина опалева
Диагностические задания для определения уровня развития мышления детей дошкольного возраста

3-4 года

Методика «Разрезные картинки»

Цель: выявить уровень развития наглядно-действенного мышления.

Процедура проведения: Ребенку предлагается ряд картинок разделенных на несколько частей. Ребенку предлагается составить картинки.

Оценка результатов:

3 балла: ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.

2 балла: ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.

1 балл: ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.

Методика «Собери пирамидку»

Цель: выявить уровень развития наглядно-действенного мышления.

Процедура проведения: ребенку предлагается собрать пирамидку в определенной последовательности.

Оценка результатов:

3 балла: ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.

2 балла: ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.

1 балл: ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.

Методика «Подбери заплатку».

Цель: выявить уровень развития наглядно-действенного мышления.

Процедура проведения: ребенку предлагается подобрать заплатку к коврику.

Оценка результатов:

3 балла: ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.

2 балла: ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.

1 балл: ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.

7-9 баллов: высокий уровень

4-6 баллов: средний уровень

0-3 баллов: низкий уровень

Для детей 4-5 лет

Методика «Времена года»

Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления.

Процедура проведения: перед ребенком кладут таблицу с изображением детей в разное время года и просят ответить на вопросы: Что делают ребята? В какое время года это происходит? Чем отличаются времена года друг от друга?

Оценка результатов:

3 балла: такая оценка ставиться в том случае, если ребенок выполнил задание, при этом производит сравнение картинок по основным признакам и не отклоняется от цели.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок понимает ситуацию и способен определить изображенное на картинках время года, но нуждается в наводящих вопросах.

1 балл: ребенок просто перечислил, что он видит на картинке, нуждается в стимуляции, самостоятельно вывод сделать не может.

Методика «Кто что ест?»

Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления, выявить запас и точность представлений.

Процедура проведения: перед ребенком кладут картинки на которых изображены животные и употребляемая ими ища. Ребенок должен назвать животное и сказать, что это животное употребляет в пищу, подобрать соответствующие картинки.

Оценка результатов:

3 балла: такая оценка ставиться в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок. Самостоятельно назвал всех животных и употребляемую ими пищу.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, помощь воспитателя незначительна.

1 балл: ребенок раскладывает карточки наугад.

Методика «Назови одним словом».

Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления.

Процедура проведения: ребенку предлагается ряд изображенных предметов. Ребенок должен назвать каждый предмет по отдельности, группу предметов назвать обобщающим словом.

Оценка результатов:

3 балла: ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.

2 балла: ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.

1 балл: ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.

7-9 баллов: высокий уровень

4-6 баллов: средний уровень

0-3 баллов: низкий уровень

Для детей 5-6 лет

Методика «Кому чего не достает?»

Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления.

Процедура проведения: Перед ребенком кладут сюжетную картинку, на которой есть ряд пустых мест. Их надо заполнить соответствующими карточками. Попросить ребенка сказать: «Что делает ребенок на картинке? Чего ему не хватает?

Оценка результатов:

3 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, совершив 1-2 ошибки.

1 балл: ребенок выполнил задание с помощью воспитателя.

Методика «Подбери пару»

Цель: выявить запас и точность представлений, выявить умение устанавливать связи между предметами.

Процедура проведения: ребенку прилагается два ряда картинок с изображением предметов. Попросите ребенка к предметам, изображенным в левом ряду подобрать подходящие в правом ряду, объяснить свой выбор.

Оценка результатов:

3 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок, смог обосновать свой выбор.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, совершив 1-2 ошибки, в 1-2 случаях не смог объяснить свой выбор

1 балл: ребенок выполнил задание с помощью воспитателя.

Методика «Раздели на группы».

Цель: выявить уровень развития наглядно- образного мышления.

Процедура проведения: Ребенку даются разрезные картинки, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «Разложи эти картинки по группам». Назови каждый предмет в отдельности и группу одним словом»

Оценка результатов:

3 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок, смог обосновать свой выбор.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, совершив 1-2 ошибки.

1 балл: раскладывает картинки наугад.

Интерпретация данных

7-9 баллов: высокий уровень

4-6 баллов: средний уровень

0-3 баллов: низкий уровень

Для детей 6-7 лет

Методика «Понимание картин связанных единым смыслом»

Цель: выявить умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, давать оценку воспринимаемым ситуациям.

Процедура проведения: Ребенку предлагается рассмотреть таблицы с изображением и указать необходимую смысловую последовательность. После этого попросить составить связный текст, который должен быть последовательным.

Оценка результатов.

3 балла: такая оценка ставиться в том случае, если ребенок выставил картинки в правильной последовательности, и составил связный рассказ.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выставил картинки в правильной последовательности и составил рассказ, помощь воспитателя незначительна.

1 балл: ребенок не смог выставить картинки в нужной последовательности, просто перечислил, что изображено на картинках.

Методика «Понимание картин со скрытым смыслом»

Цель: выявить умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, давать оценку воспринимаемым ситуациям.

Процедура проведения: Ребенку предлагается рассмотреть изображение на картинке и дать необходимую смысловую оценку происходящему событию. После этого попросить составить связный текст, который должен быть последовательным.

Оценка результатов.

3 балла: такая оценка ставиться в том случае, если ребенок смог понять смысл изображенного и составил связный рассказ.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок составил рассказ, помощь воспитателя незначительна.

1 балл: ребенок не смог понять смысл изображенного на картинке просто перечислил, что изображено на картинке.

Методика «Что здесь лишнее?»

Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления

Процедура проведения: Ребенку предлагается рассмотреть ряд картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображений лишний. Внимательно посмотри и определи, какой предмет лишний и почему?»

Оценка результатов.

3 балла: такая оценка ставиться в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок, назвал на всех картинках лишний предмет и правильно объяснил, почему они являются лишними.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание допустив 1-2 ошибки, не во всех случаях смог обосновать свой выбор.

1 балл: ребенок не смог выделить лишний предмет, только с помощью воспитателя.

7-9 баллов: высокий уровень

4-6 баллов: средний уровень

0-3 баллов: низкий уровень

Источник

Мышление одна из высших психических функций и начинает свое становление уже в 2-2,5 года. Формирование данного психологического процесса тесно связано с развитием речи. Какими методами можно изучить мышление дошкольников поговорим далее.

Диагностика мышления дошкольников

В дошкольном возрасте (3-6 лет) дети как губка впитывают знания об окружающем мире. Чем больше их ареол познания, тем больше характеристик окружающих объектов они знают и больше синонимов могут предъявить.

Виды мышления, характерные для дошкольников:

  • наглядно-действенное (до 3 лет) – выражается в том, что узнавание свойств предмета происходит через физический контакт с ним;
  • наглядно-образное (от 3 до 5 лет) – в данный период малыш уже способен оперировать образами предметов, не имея их под рукой, заменять одни предметы другими в игре;
  • словесно-логическое (5–6 лет) – дети учатся оперировать абстрактными понятиями, без использования наглядных пособий, опираясь на рассуждения и доказательства.

В дошкольном возрасте из трех описанных видов мышления наиболее развитыми являются первые два, словесно-логическое мышление только начинает развиваться. Именно поэтому в заданиях для дошкольников должны использоваться образы предметов, а не их словесные обозначения.

Методики диагностики мышления у детей дошкольного возраста

Наглядно-действенное мышление диагностируется у дошкольников с помощью достаточно простых методик, таких как, например, доски Сегена, “Почтовый ящик” и др.

Диагностика наглядно-образного мышления

Методика “Нелепицы”

Методика направлена на выявление понимания ребенком простейших связей, отношений между животными и природой, а также его умения рассуждать логически. Методика состоит в предъявлении испытуемому картинки, на которой изображены животные в нелепых ситуациях, ребенку необходимо указать на нестыковки, объяснив, что не так, потом нужно рассказать, как правильно должен повести себя тот или иной персонаж. На выполнение задания даётся 3 минуты.

Если за это время ребенок находит все 7 изображённых нелепиц, успевает рассказать, как должно быть на самом деле, — он получает самую высокую оценку, подтверждающую высокий уровень наглядно-образного мышления. Когда испытуемому не удается найти больше четырех нестыковок на рисунке, это говорит о слабо развитом наглядно-образном мышлении.

Обведи контур

В качестве материала даются фигуры, лишь половина которых контуром отображена на рисунке. Задача — точно повторить левую половину изображения с правой стороны. По итогам работы оценивается скорость ее выполнения, точность (контуры фигур изображены в тех же местах, что и с левой стороны, углы точно соединены) и аккуратность (линии нарисованы прямыми). Высший балл получают дети, затратившие на работу менее 90 секунд, выполнившие свою половину изображения, точно повторяя образец. Самый низкий балл присуждается дошкольникам, выполнившим задание за более чем 150 секунд, если линии не прямые, а углы соединены неверно.

Нахождение недостающих частей рисунка среди предложенных на выбор

В заданиях такого типа дошкольник должен найти недостающий фрагмент. Учитывая, что большая часть изображения дана, у ребенка должен возникнуть целостный образ, опираясь на который он может отыскать пропущенный фрагмент по принципу пазла. Существуют похожие задания, где приводится только часть изображения и нужно понять, какой цельный образ за ним скрывается.

Задания на нахождение предметов, объединенных каким-то общим признаком (обобщение и классификация)

В данном виде заданий предлагается объединить предметы по образу и подобию или функционалу в группы или рассортировать по тем же признакам. Например, даётся набор предметов, среди которых нужно найти то, что может пригодиться в школе или в походе, чем пользуется доктор или повар. Также детей просят объединить рисунки в пары по их назначению (например, вилка + нож), цвету (помидор + клубника), форме (мяч + апельсин), взаимосвязи (пила + бревно) и др.

Задания на нахождение закономерностей

В таких заданиях даётся ряд с повторяющимися предметами, закономерность чередования которых нужно уловить (лист, цветок, лист, пропуск, лист) или ряд, где предмет изменяется по нарастающей и нужно угадать, как он будет выглядеть на определенном отрезке пути (круг – круг со стрелками – часы) и т.д.

Четвертый лишний

Задания содержат изображения предметов, среди которых нужно найти один лишний. Оставшиеся картинки нужно объединить под одним названием. Для детей трех лет это может быть набор: лиса, заяц, мяч, волк (лишний мяч, остальное — животные). Далее задание усложняется, например, даются рисунки: лиса, заяц, жираф, волк (лишний жираф, т.к. остальные животные живут в лесу).

Диагностика творческого мышления

Признанный факт: творчество — это больше процесс, чем конечный продукт. Творческий подход к делу означает постановку перед собой задачи и поиск способов ее наилучшего решения.

Именно поэтому человека с творческими способностями отличает сильная потребность к познанию нового. Высокий уровень познавательной активности начинает проявляться в раннем возрасте, когда ребенок только начинает познавать мир. Увидеть ее проявления легко, наблюдая за малышом:

  • эмоциональные реакции на новые игрушки, предметы, ситуации проявляются ярко и находят положительный отклик на изменения;
  • большой интерес проявляется к новым людям, способам поведения, знаниям;
  • высокая потребность к подражанию, повторению услышанных слов, действий.

Вопросы склонных к творчеству малышей могут быть неожиданностью для родителей и вызывать ступор, т.к. пытливый ум детей углубляется в интересующий вопрос. В 5 лет пытливые умы начинают проводить эксперименты, пробуя найти ответы самостоятельно. Также в 5-6 лет растущий уровень потребности к познанию окружающего мира подталкивает малыша уже самого пытаться отвечать на собственные вопросы. Поиск решений задач производится планомерно и последовательно. Ближе к младшему школьному возрасту у ребенка возникает потребность делиться своими открытиями с ближайшим окружением.

Для оценки творческих способностей детей в психологии используется ряд критериев, выявленных американским учёным П.Торренсом:

  • продуктивность;
  • гибкость;
  • оригинальность;
  • разработанность творческих идей и решений.

Для оценки творческих способностей детей дошкольного возраста применяются методики, дающие простор для фантазии, в процессе работы над заданием ребенок может проявить себя и раскрыть свой творческий потенциал.

Скачать материал: Диагностика мышления дошкольников

Методики для диагностики творческих способностей дошкольников

Методика оценки сочинённой ребёнком сказки О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой

В ходе исследования детей просят сочинить собственную сказку, потом оценивается ее продуктивность, оригинальность и вариативность. Низший балл получают участники, отказавшиеся от предложенного задания, пересказавшие известную сказку. Высший балл — дети, которым удалось самостоятельно придумать сказку и подробно ее изложить.

Тест П.Торренса на творческое мышление (адаптация Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо)

Методика содержит две фигуры (капля и боб), бланк с незавершенными контурами изображений и бланк с повторяющимися линиями, которые применяются для решения трёх задач (длительность выполнения каждой — 10 минут):

  1. “Нарисуй картинку” — для создания рисунка используются тестовые фигуры. Исходные формы можно дополнять нужными деталями, а далее нужно придумать название для получившейся картины.
  2. “Незавершённые фигуры” — ребенку предлагается представить, на что могут быть похожи 10 исходных незаконченных фигур. Каждая из них привязана к устойчивому образу, но чем креативнее созданное изображение, тем более творческим является мышление дошкольника. Каждой законченной картинке необходимо дать название.
  3. “Повторяющиеся фигуры” — дошкольнику даётся бланк, на котором изображены повторяющиеся парные линии. Из каждой пары линий необходимо создать рисунок. Для этого задания важно рисовать без повторений, придумывая разные изображения.

Оценка выполненных работ производится с учётом продуктивности, гибкости, оригинальности и детализации выполненных заданий.

Творческое задание “Покажи, как двигается, говорит”

В этой методике используются карточки с изображением одушевлённых и неодушевлённых предметов. Для каждого из них ребенку необходимо придумать речь, манеру говорить, язык и способ движения. После предъявления выстроенных образов происходит оценка: для высокого уровня творческого мышления характерна точность, целостность представленного образа и выразительность его предъявления; на низком уровне образ не передается точно и выразительно.

Творческое задание “Три краски”

Дошкольнику предлагают выбрать три краски, которые подходят друг другу, и заполнить ими лист целиком. Далее спрашивают, на что похож этот рисунок, что он напоминает ребёнку. Если у дошкольника возникают трудности, разрешается добавить в рисунок недостающие детали. После распознавания образов, скрытых в рисунке, ребенку предлагают придумать к нему как можно больше названий. Чем больше испытуемый может увидеть образов и придумать интересных названий для изображения, тем лучше развито его творческое мышление.

Благодаря этому упражнению можно не только проводить диагностику творческого мышления, но и развивать фантазию и художественное восприятие.

Творчество, как психологический процесс, многогранно, поэтому требует комплексную диагностику для получения достоверных результатов.

Заключение

Чем взрослее становится ребенок, тем сложнее становится организация его нервной системы. Для развития мышления ему нужна помощь взрослых, которые помогут ему познать этот мир. Поэтому следует как можно раньше начинать заниматься с детьми, формируя их интерес к окружающему миру.

Источник

Таскаранова Ж.З. 1

1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Период дошкольного детства благоприятный для развития познавательных процессов. Интенсивно происходит развитие восприятия в процессе формирования перцептивно-интеллектуальных действий. Доминирует наглядно-образное мышление, происходит постепенный переход к абстрактно-логическому уровню мыслительной деятельности. На первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере. Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей при обучении в дошкольном учреждении. Мышление — процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Проблемы в развитии мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста могут проявляться во всех компонентах структуры мышления, а именно:

— в низкой мотивации, проявляющейся в крайне низкой познавательной активности;

— в отсутствии потребности ставить цель, планировать действия;

— в недостаточной сформированности умственных операций: анализа, синтеза, классификации, абстрагирования, обобщения, сравнения;

— в нарушении динамических сторон мыслительных процессов.

У детей с низким уровнем развития мышления неравномерно развиваются виды мышления. Наиболее выражено отставание в словесно-логическом мышлении, ближе к уровню нормального развития находится наглядно — действенное мышление.

Цель программы:

Развитие мышления у детей дошкольного возраста 4-5 лет

Задачи программы:

— активизация мыслительной деятельности детей среднего дошкольного возраста;

— развитие мыслительных операций в игровой деятельности;

— развитие самостоятельности мышления.

Принципы построения программы:

  1. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога.

  2. Принцип нормативности развития: последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

  3. Принцип коррекции «сверху вниз». Данный принцип, выдвинутый Л. С. Выгодским, раскрывает направленность коррекционной работы. Коррекция носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.

  4. Принцип учета индивидуальных особенностей каждого ребенка и ведущий деятельности. Организация активной деятельности каждого ребёнка.

Форма организации занятий:

— занятия проводятся 1- 2 раза в неделю;

— продолжительность занятия от 20 до 30 минут, но первое занятие следует сократить до 20 минут;

— среднее количество детей в группе 5- 7 человек.

Формы и методы контроля:

— отзывы родителей и педагогов;

— диагностика наглядно-образного мышления при помощи методик;

— диагностика словесно-логического мышления методиками.

После проведения коррекционной программы дети приобретают следующие:

— способность классифицировать, обобщать и выделять существенные признаки;

— активность познавательных процессов.

Алгоритм занятия:

  1. Приветствие.

  2. Задание на развитие определённого вида мышления.

  3. Развивающая игра или разминка.

  4. Задание на развитие определённого вида мышления.

  5. Комплекс на расслабление.

  6. Подведение итогов: обсуждение что получилось, а что нет, мнение о встречи, оценка ребят.

  7. Прощание: поощрение активности детей.

Таблица 1

Содержание коррекционно-развивающей программы, направленная на развитие мышления у детей 4-5 лет «Думка»

Тема занятия

Цель занятия

Структура занятия

1.

Придумай себя

Развитие наглядно-действенного мышления. Смена действительности. Формирование отделять форму понятия от содержания.

1.Приветствие.

2. Упражнение «Четвертый лишний».

3. Игра «Воздушный бой».

4.Упражнение «Больше, длиннее, короче», «Обведи контур».

5. Релаксационные упражнения

6. Подведение итогов.

7.Прощание.

2.

Буду делать это, буду делать – то!

Развитие способности общения и абстрагирования, умение выделять существенные признаки, снятие скованности, напряженности в общении.

1. Приветствие.

2. Упражнение «Почтальон».

3. Игра «Передай клубочек».

4. Упражнение «Залатай коврик».

5. Психогимнастика

6. Подведение итогов

7. Прощание.

3.

Будь веселым

Помочь ребенку научиться выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений

1.Приветствие.

2.Упражнение «Найди половинку каждому предмету».

3.Игра «Воробьи попрыгунчики».

4.Упражнение «Кому без этого нельзя».

5. Пальчиковая гимнастика

6.Подведение итогов.

7.Прощание.

4.

Будь добрым

Развитие способности общения и абстрагирования, умение выделять существенные признаки. Развитие различных видов мыслительных операций.

1.Приветствие.

2.Упражнение «Четвертый лишний».

3.Игра «Путаница».

4.Упражнение «Отгадай загадки».

5. Психогимнастика

6.Подведение итогов.

7.Прощание.

5.

Будь внимателен

Развитие мыслительных операций: классификация, анализ

1.Приветствие.

2.Упражнение «Классификация предметов».

3.Упражнение «Составь узор».

4.Игра «Дискотека кузнечиков».

5.Комплекс на расслабление.

6.Подведение итогов.

7.Пращание.

6.

Я могу

Развитие наглядно-образного мышления. Развитие словесно-логического мышления.

1.Приветствие.

2.Упражнение «Узнай кто это?».

3.Игра «Именной поезд».

4.Упражнение «Как это можно использовать?».

5. Кинезиологические упражнения

6.Подведение итогов.

7.Прощание.

7.

Мыслинки

Развитие образно-логического мышления

1.Приветствие.

2.Упражнение «Говори наоборот».

3. Игра «Танец огня».

4.Упражнение «Нелепицы».

5.Комплекс на расслабление.

6.Подведение итогов.

7.Прощание.

8.

Умки

Развитие мыслительных операций

1.Приветствие.

2.Упражнение «Найди чего не хватает».

3. Игра «Чунга — чанга».

4.Упражнение «Отгадай-ка».

5. Кинезеологические упражнения

6.Подведение итогов.

7.Пращание.

9.

Думки

Развитие наглядно- образного мышление. Снятие псих- эмоционального напряжения. Формирования умения отделять форму понятия от содержания.

1.Приветствие.

2.Упражнение «Составь картинку».

3.Упражнение «Больше, длиннее, короче».

4. Психогимнастика

5. Подведение итогов.

6. Прощание.

10.

Итоговое

Диагностика наглядно-действенного мышления. Диагностика образно- логического мышления. Анализ проведенной работы.

1. Приветствие.

2.Упражнение «Нелепицы».

3.Упражнение «Четвертый лишний».

4.Упражнение «Обведи контур».

5. Психогимнастика. Игра «Медвежата в берлоге».

6. Подведение итогов.

7. Прощание

Литература

1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. — 136 с.

2. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в раз­витии : Кн. для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 180 с. : ил. — (Коррекционная педагогика). 18ВЫ 5-691-00605-3.

Источник