Программа детского развития ребенка в воде
Светлана Дубова
Программа «Плавание» (для детей от 5 до 7 лет). Обучение плаванию, закаливание, адаптация к погодным условиям
Программа «Плавание» (для детей от 5 до 7 лет)Срок реализации: 2 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Кружок «Плавание» является одним из основных в программе МБДОУ Детский сад №10 «Сказка». Занятия ведутся, начиная с 5 лет.
На занятиях курса «Плавание» дети учатся плавать, хорошо адаптируются к погодным условиям, закаливаются. Предмет учит детей не бояться воды, легко перемещаться в воде. Систематические занятия плаванием оздоравливают детей, укрепляют мышцы рук, ног, спины. Улучшают координацию движений.
Плавание является наиболее эффективной формой физического воспитания детей, так как развиваются почти все группы мышц. Кружок «Плавание» призван оберегать жизнь и здоровье детей, через обучение их и закрепление полученных навыков и знаний.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель:
Осуществление массового обучения плаванию, оздоровление, закаливание и физического развитие детей, на этой основе искать одарённых к спортивному плаванию детей
Задачи:
Обучающие:
• Обучение технике плавания и привитие безбоязненного отношения к воде, совершенствование техники плавания
• Достижение высокого качества подготовки по прикладному плаванию
Развивающие:
• Развитие спортивных качеств обучающихся
• Развитие мышечной массы и закаливание организма детей
Воспитывающие:
• Воспитание чувства долга, ответственности, организованности
• Выработка таких личных качеств как гибкость, ловкость, пластичность, благоприятно влияющих на формирование красивой фигуры и правильной осанки
• Формирование интереса к занятиям спортом
• Выявление спортивно — одарённых детей для дальнейшего занятия плаванием в учебно-тренировочных группах
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
1. Теоретические занятия проводятся в формах лекции, рассказов с выделением главного материала, записываются основные тезисы и правила. Регулярные инструктажи по технике безопасности на воде обеспечивают наиболее быстрое запоминание основных «нельзя» и глубокое понимание опасности халатного отношения к тренировкам на воде.
2. Практические занятия проводятся в бассейне по расписанию тренировок по плаванию. Используются такие средства как пенопластовые досточки, ласты, водные надувные круги, мячи, секундомер, шесты и т. д. Во вспомогательном курсе используется бортик бассейна для выполнения упражнений.
3. Закрепление учебного материала производится с помощью проверочных работ заплывов определенным методом, как на время, так и без времени. Выполнение заданий по стартам, погружению, перемене методов в прикладном плавании.
4. Оценивание уровня подготовки осуществляется при помощи контрольных заплывов на время. Сравнивание предыдущих результатов личного времени на 25 м., 50 м. Хорошо просматривается уровень подготовки детей при участии в соответствующих соревнованиях. Занимаемые места четко показывают повышающийся уровень подготовки.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Теоретический материал изучается во время бесед, просмотра учебных кинофильмов и других наглядных пособий.В доступной форме рассматриваются следующие вопросы тем учебного плана:
1. Забота правительства о всестороннем развитии и воспитании детей. Занятие детей плаванием в спортивных и общеобразовательных школах, лагерях.
2. Российские спортсмены — герои международных соревнований.
3. Гигиена занятий плаванием. Личная гигиена юного пловца, закаливание, режим дня.
4. Краткая характеристика техники спортивных способов плавания («кроль» на спине, «кроль» на груди, «брасс», «баттерфляй», стартов и поворотов.
5. Общественная и личная значимость занятий дошкольников спортивным плаванием.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
1. ОБЩАЯ ПЛАВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.
Подготовительные упражнения по освоению с водой. Передвижение по дну шагом, бегом, прыжками, взявшись за руки, с различными исходными положениями рук (за спину, вытянуты вверх и т. д.). Передвижение с изменением направлений («змейка», «хоровод» и т. д.). Движения руками и ногами с изменением направлений и плоскостей из различных исходных положений, напряжённо и расслаблено. Передвижение по дну шагом и бегом с помощью гребковых движений руками.
Погружение в воду на задержанном вдохе и открывании глаз под водой.
Дыхательные упражнения из различных исходных положений выполнение продолжительного выдоха и «взрывного» выдоха после задержки дыхания (как на поверхности воды, так и в воде).
Лежание и скольжение на груди и спине с различными положениями рук. Скольжение толчком одной и двумя ногами от бортика. Скольжение с вращением. Скольжение на боку. Скольжение с элементарными гребковыми движениями руками и ногами.
Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов. «Кроль» на груди и «кроль»на спине: движение ногами, руками с дыханием; общее согласование движений.
«Брасс»: движения ногами, руками, дыхание, согласование движений ногами, руками с движением; общее согласование движений.
«Баттерфляй»: движения ногами, руками, дыхание; согласование движений ногами, руками с дыханием; общее согласование движений.
Простые открытые повороты при плавании различными способами.
Стартовый прыжок с низкого бортика и тумбочки. Старт из воды при плавании на спине. Подвижные игры и развлечения на воде, учебные прыжки.Игры: «Невод», «Байдарки», «Каноэ», «Лягушата», «Поезд в тоннеле», «Буксиры», «Попади торпедой в цель», «Винт», «Дельфины», «Кто дальше проскользит!», «Кто лучше!», «Прыжки в обруч» и т. д.
Учебные прыжки: соскок в воду с низкого бортика; спад в воду из положения приседа или седа на бортик; из положения, стоя, согнувшись с бортика; со стартовой тумбочки; метрового трамплина; прыжки вниз ногами с метрового трамплина.
Совершенствование техники плавания способом «кроль» на груди, на спине, «брасс», «баттерфляй». Плавание с помощью одними руками, плавание с помощью одной руки, другая вытянута вперёд, или прижата к туловищу (только для «кроля» на груди и на спине). Плавание с помощью движений одними ногами, с различными положениями рук. Плавание с полной координацией движений, совершенствование техники дыхания. Совершенствование техники выполнения стартов и поворотов.
Проплывание разными способами с акцентом на технику, постепенно увеличивая длину преодолеваемых дистанций.
Повторное проплывание на технику и с помощью движений руками или ногами дистанций 25,50 м.
Эстафетное плавание с использованием спортивных способов (с полной координацией движений, с помощью движений одними руками, одними ногами)
2. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Строевые упражнения,ходьба и бег: построение в шеренгу и колонну, расчёт по порядку и на первый — второй;перестроения: из одной шеренги в две, из колонны по одному в круг, в колонну по два и. т. д. ; размыкания и смыкания; передвижения шагом, бегом; ходьба и бег противоходом и по диагонали; ходьба обычная и на носках, на наружных и внутренних сторонах стопы с различными положениями рук; бег на носках; чередование бега с ходьбой и т. д.
Общеразвивающие упражнения: упражнения без предметов и с предметами для рук, шеи, туловища, ног из различных исходных положений (преимущественно на гибкость, координированность, расслабление); упражнения для укрепления мышц, участвующих в гребковых движениях пловца; упражнения на растягивание и подвижность в голеностопных и плечевых суставах; упражнения, имитирующие технику спортивных способов плавания, стартов, поворотов.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
По прохождению курса «Плавание» за 2 года обучениядети должны научиться хорошо:
• Плавать всеми способами спортивного плавания
• Развивать навыки спортивного плавания до уровня призовых мест на соревнованиях и личных первенств
• Уметь организовать со сверстниками водные игры и гарантировать их безопасность.
К концу 1 года обучения дети должны четко знать меры безопасности на воде, иметь представление об основных техниках плавания. Более уверенно держаться на воде, а не умеющим плавать – пройти вспомогательный курс с досточками. Более ярко, выражено увеличить силовую выносливость.
К концу 2 года обучения наработать скоростную выносливость при различных методах плавания. Изучить технику ныряния, стартов, показать результаты не меньше средних на соревнованиях. И речи быть не может о неуверенности на воде! Ребенок должен уже великолепно чувствовать себя на разной глубине, уверенно плавать всеми методами спортивного плавания. При участии в соревнованиях занимать призовые места и личные первенства.
ПЛАНИРОВАНИЕ 1 год обучения.
Тема занятий,содержание:
Передвижение по дну. Упражнения в воде «Лодочки»
Погружение в воду. Упражнения в воде «Водокачка»
Прыжки в воду. Игры в воде «Лягушата»
Лежание на воде. Упражнения в воде «Медуза»
Скольжение на груди. Упражнения в воде «Винт»
Скольжение на спине. Упражнения в воде «Волна»
Скольжение с различным положением рук. Игры в воде «Зеркало»
Выдох в воду. Упражнения в воде «Шарик», «Поплавок»
Работа ног кролем на груди с опорой о бортик. Упражнения в воде «Фонтаны»
Работа ног кролем на груди в скольжении. Упражнения в воде «Уточки»
Работа ног в положении с опорой на доску. Игры в воде «Волшебные превращения»
Работа ног кролем на спине. Игры в воде «Невод»
Освоение работы рук кролем на груди. Упражнения в воде «Быстрые лодочки»
Освоение работы рук кролем на спине. Игры в воде «Карусели»
ПЛАНИРОВАНИЕ 2 год обучения.
Тема занятий,содержание:
Передвижение по дну. Упражнение на бортике бассейна с резиновым бинтом
Погружение в воду. Упражнение «Мосты»
Пружки в воду. Упражнение «Дровосек в воде»
Лежание на воде. Упражнение «Покажи пятки»
Скольжение на груди. Упражнение «Насосы»
Скольжение на спине. Игры в воде «Собачка»
Скольжение с различным положением рук. Игры в воде «Забрось мяч в обруч»
Выдох в воду. Игры в воде «Сделай морскую фигуру»
Работа ног брассом на груди с опорой о бортик. Упражнение «Качели»
Работа ног брассом на груди в скольжении. Игры в воде «Воробьи и вороны»
Работа ног брассом на груди в положении с опорой на доску. Упражнение «Вертушка»
Работа ног брассом на спине. Игры в воде «»Мы весёлые ребята»
Освоение работы рук брассом на груди. Упражнение «Кораблик»
Освоение работы рук брассом на спине. Игры в воде «Морской бой»
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Здоровье и физическая культура» Г. М. Кукольский Москва, 1979г.
2. «Искусство быть здоровым» Часть 1. А. М. Чайковский, С. Б. Шейнкман
Москва, «Искусство и спорт», 1987г.
3. «На земле, в небесах и на море» Самсон Глезер. «Молодая гвардия», 1969г.
4. «Как научить детей плавать» Осокина Т. И. Москва, «Просвещение»,1985 г.
5. «Обучение плаванию детей дошкольного возраста» Пищикова Н. Г. Москва, «Скрипторий», 2006 г.
Источник
Наталья Точенова
«Мама и малыш». Программа по обучению плаванию детей от 2-х недель до 3-х лет
У любого малыша присутствует способность плавать, обусловленная внутриутробным развитием в жидкой среде. На этом и основано обучение грудных детей плаванию. До трех месяцев у ребенка сохраняется способность держаться на воде, рефлекторно задерживать дыхание при погружении в воду. Если приступить к водным занятиям с малышом до достижения им трехмесячного возраста, то он быстро освоится в воде и будет самостоятельно на ней держаться и даже нырять.
Лучше всего начинать учить малыша плавать на десятый-четырнадцатый день после рождения. К этому времени у младенца уже заживет пупочная ранка и вы сможете купать его дома в большой ванне. Поначалу родители занимаются ребенком в обычной домашней ванне. Когда ванна становится мала для малыша и он приобретает определенные навыки, можно переходить в бассейн.
Прежде чем в первый раз окунуть малыша в воду, рекомендуется освоить несколько массажных движений, а также простейших гимнастических упражнений, которые следует проводить с ребенком перед купанием (в соответствии с возрастными особенностями ребёнка).
Принципы тренировок
Принцип непрерывности: одним из главных принципов обучения грудничков плаванию является принцип непрерывности занятий, то есть занятия должны проводиться регулярно, в противном случае (особенно после больших перерывов) придется практически все начинать сначала.
Принцип спортивного режима: еще один немаловажный фактор успеха занятий с малышом — по возможности максимально строгое соблюдение принципа спортивного режима.
Принцип общения: третий принцип в занятиях с ребенком прост — больше внимания общению. Удивительно, насколько быстро ребенок начнет усваивать подаваемые сигналы, такие, как, например, «плывем», «ныряем», и другие. Чем больше подобных команд осваивает ребенок с самого раннего детства, тем быстрее налаживаются взаимопонимания, тем продуктивнее будут последующие занятия в воде.
Принцип игры: игра — залог контакта с ребенком, залог его хорошего настроения, самый лучший стимул для активного движения малыша в воде.
Этапы тренировок
Процесс обучения грудничка плаванию состоит из нескольких этапов. Деление на этапы достаточно условно и подходит практически для всех без исключения, но, если родители имеют необходимый опыт и уверенность в себе, время прохождения всех нижеописанных этапов может быть сокращено почти вдвое.
1-й этап. Привыкаем к воде
Продолжительность первого этапа 3-4 недели. На этом этапе ребенок привыкает к нахождению в воде, а родители осваивают, как удобнее и лучше поддерживать ребенка в воде, обучаются манипулировать его телом, осваивают первые команды и игры. Именно за время первого этапа тренировок температура воды, в которой находится ребенок, постепенно снижается до той, которая позволяет стимулировать его двигательную деятельность, то есть до 33-34 градусов.Цели и задачи первого этапа: 1) приучить ребенка к воде и выработать у него положительное отношение к водным процедурам; 2) избавиться от собственных комплексов и страхов, связанных с пребыванием ребенка в воде; 3) освоить основные поддержки ребенка в воде, научиться без труда работать с малышом в воде; 4) найти оптимальный для ребенка режим проведения водных занятий, с тем чтобы закрепить у малыша привычку «купаться» в одно и то же время; 5) освоить язык жестов малыша, чтобы правильно реагировать на проявление им тех или иных эмоций; 6) освоить основные упражнения, необходимые для обучения ребенка плаванию, такие, как плавание на животе восьмерками и плавание на спине.
2-й этап. Учимся нырять
Продолжительность второго этапа 4-6 недель. К концу этого этапа температура воды достигает 32-33 градусов. На этом этапе отрабатывается задержка дыхания при попадании воды на голову и лицо и продолжаются интенсивные занятия по обучению плаванию при различных поддержках. Главная задача родителей на этом этапе — научить ребенка вовремя задерживать дыхание, что подготовит его к нырянию. Для тех родителей, кого смущает сама идея погружения ребенка в воду с головой, замечу, что ныряние является основой обучения ребенка плаванию. А это значит, что следует уделить особое внимание второму этапу. Ведь уверенность в правильности выполнения ребенком упражнений по задержке дыхания поможет быстро преодолеть собственные страхи и освоить различные варианты погружений с поддержками, включающие в себя кратковременные нырки и плавание на спине в поддерживающей шапочке, с тем чтобы малыш приучался самостоятельно регулировать положение своего тела (особенно головы) на воде. Постепенно время нырка (погружения ребенка в воду с головой) увеличивается, а степень помощи родительских рук при плавании на спине сводится к минимуму. Продолжительность этого этапа строго индивидуальна — он может растянуться до полутора, а то и двух месяцев. Главная цель обучения — подготовить ребенка к самостоятельному нырянию без поддержек. Цели и задачи второго этапа 1. Закрепить уже достигнутые успехи и увеличит нагрузку до оптимальной. 2. Преодолеть собственные страхи перед погружением вашего малыша в воду с головой. 3. Научиться правильно дышать в воде и нырять. 4. Постепенно увеличивать продолжительность пребывания ребенка под водой.
3-й этап. Учимся самостоятельности
Цель третьего этапа — первые опыты самостоятельного плавания без поддержки родителей. Навыки плавательных движений вполне достаточны. Ребенок уже ныряет без поддержки и учится самостоятельно плавать, как на спине, так и на животе. 1. Освоить активные плавательные движения руками и ногами в воде. 2. Освоить затяжные нырки без поддержки родителей. 3. Научиться держаться на воде без поддержки родителей.
В грудничковом возрасте опорно-двигательный аппарат ребенка еще находится в стадии формирования. Позвоночник у ребенка мягкий, эластичный, естественные изгибы его еще не выражены и в лежачем положении выпрямляются. В ввиду такой податливости он легко подвергается искривлению, которые могут потом образовать устойчивую деформацию. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорно-двигательный аппарат, особенно на позвоночник, укрепляются мышцу всего тела (прежде всего спины, а это, в свою очередь, помогает формированию правильных изгибов позвоночника и здоровой осанки на всю жизнь. Поэтому грудничковое плавание является эффективным средством укрепления скелета и активно используется как коррегирующее (исправляющее) средство.
Дети, систематически занимающиеся в воде, реже болеют простудными заболеваниями, поскольку это дает хороший закаливающий эффект. Занятия в воде расширяют доступное ребенку пространство. Водная среда становится для него своей. Мир, окружающий ребенка, становится для него богаче, ярче и разнообразнее.
Источник
Елена Касьянова
Влияние игр с водой на развитие ребёнка
Многие педагоги – практики в настоящее время используют такой нетрадиционный подход, как игры с водой (Л. Б Баранова, 2006; Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко, 2007; Е. В. Баранова, 2009). Сенсорная система, обеспечивающая формирование осязательного образа, включает кожный и кинестезический анализаторы. Органом осязания служит рука. С помощью осязания расширяется, углубляется и уточняется информация, получаемая другими анализаторами. Вода вызывает приятные тактильные ощущения. Здесь создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Также игры с водой вызывают положительный отклик детей, что позволяет предположить о повышении мотивации детей к занятиям по формированию сенсорных эталонов.
Опыт обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта показывает, что они обладают значительным потенциалом и в результате правильного организованного коррекционного воздействия могут достигнуть значительных успехов (Т. В. Туманова, Г. А. Каше, Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова). А использование нетрадиционных подходов позволит усилить эффект коррекционного воздействия.
Вода, как особенный естественный и безопасный материал, обладает колоссальными возможностями для развития ребёнка, а игры с водой, бесспорно, могут стать таким развивающим условием. Игры с водой не только увлекают ребёнка, но и дают возможность лучше узнать окружающий мир
Швейцарский психолог Ж. Пиаже утверждал, что стремление к контакту с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших свойств природы ребёнка
Игры с водой – «одна из форм естественной деятельности ребёнка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребёнка во всех аспектах».
Так, игры с водой несут в себе информационную, эмоциогенную и регуляторную функции.
Взаимодействие с природным материалом позволяет ребенку получить информацию о качестве и свойствах воды, что способствует расширению представлений об окружающем.
Эмоциогенная функция проявляется в интересе к изучаемому объекту, эмоциональной реакции на него.
Регуляторная функция как бы проецирует знания на конкретную деятельность.
Игры с водой – «это эффективный способ саморегуляции. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, она обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны, она может не просто заинтересовать, но и развлечь ребёнка, поднять эмоциональный настрой, зарядить ребёнка энергией жизни»
Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, заполнение ёмкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью.
Все игры с водой, так или иначе, способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, что также является показателями общего физического и двигательного развития. Наряду с развитием тактильных ощущений, координации пальцев рук дети учатся прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения, а это в свою очередь, способствует развитию речи, памяти, произвольного внимания.
Игры с водой позволяют «успешно развивать психические, познавательные процессы, формировать сенсорные представления и первичные приёмы логического мышления»
При использовании воды в коррекционном процессе происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения.
Итак, Е. В. Баранова, Л. Б. Баряева, С. Ю. Кондратьева видят особую ценность игр детей с водой в следующем
1 усиливают желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать, воспитывают любознательность;
2 у ребёнкаодновременно включаются сразу несколько анализаторов: зрительный, слуховой, кинестетический, тактильный, что способствует непроизвольному и более глубокому усвоению информации;
3 способствуют более гармоничному и интенсивному развитию всех познавательных функций, речи и моторики;
4 совершенствуют предметно — игровую деятельность, что в дальнейшем влияет на сюжетно-ролевую игру, развивает навыки общения;
5 помогают ребёнку стать активным деятелем, осознать позицию равного партнёрства, а не просто наблюдателя;
6 создают благоприятную основу для развития эмоционально – чувствительной сферы ребёнка, ребёнок меньше утомляется;
7 усиливают концентрацию внимания, усидчивость и увеличивают работоспособность, доведению начатого дела до конца.
Из выше сказанного следует, что возможности воды для развития ребёнка огромны, но опыт работы по данному направлению недостаточен.
Особая ценность игр с водой, на наш взгляд, состоит в том, что перенос традиционных занятий с детьми в «водную среду» даёт большой воспитательный, образовательный и, конечно, развивающий эффект, нежели стандартные формы обучения.
А самое главное, игры с водой делают процесс обучения малышей естественным, ненавязчивым, приносящим радость открытий и удовольствие детям и взрослым.
Источник