Программа азбука общения развитие личности ребенка

Программа азбука общения развитие личности ребенка thumbnail

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №20

Технология

«АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»

Авторы: Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская,

А.П. Воронова, Т.А. Нилова

Воспитатель: Бондаренко Г.В.

г. Батайск

2016-2017 г.г.

Центральной идеей технологии является установление взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами. Девиз программы «Азбука общения» — Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья!

Технология нацелена:

на формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений;

на формирование у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе,

окружающим, сверстникам и взрослым людям;

на создание опыта адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Программа должна убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

Структура технологии:

1.Теоретический курс «Основы коммуникации» — создан для обучения специалистов особенностям коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста в условиях семьи и коллектива, развитию у детей навыков общения и коррекция возникающих трудностей.

Задачи данного курса:

Изучение условий создания благоприятного психологического климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми.

Формирование представлений о развитии личности ребенка, его коммуникативных способностях.

Ознакомление специалистов, работающих с детьми, с теоретическими основами разработки проблемы коммуникации.

Формирование у них умений и навыков практического использования методов и приемов развития коммуникативной деятельности детей.

Ознакомление специалистов с методами проведения целенаправленной работы с семьей.

2.Практический курс «Азбука общения»-обучение основам коммуникации детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) со сверстниками и взрослыми.

Цель:

формирование у детей 3-6 лет социальных контактов и развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности.

Технология формирования навыков общения ориентирована на решение следующих задач:

обучение детей пониманию себя и умению быть в мире с собой;

воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении;

формирование умений и навыков взаимодействия в различных ситуациях с использованием разнообразных средств человеческого общения;

развитие самоконтроля в общении;

развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения;

выработка у детей положительных черт характера;

коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.

Для решения задач рекомендованы следующие формы обучения детей:

развивающие игры (сюжетно-ролевые, игры драматизации, подвижные, дидактические);

этюды;

импровизации;

наблюдения, прогулки, экскурсии;

рассматривание рисунков и фотографий;

сочинение историй, сказок;

беседы;

мини-конкурсы, игры,соревнования;

рассказ педагога и рассказы детей чтение;

свободное и тематическое рисование, лепка.

Технология курса включает в себя 9 разделов, направленных на формирование у детей навыков общения.

1. раздел «Мир познания»

Планируемый результат.

Ребенок должен уметь: правильно определять времена года, наблюдать за животными, играть с ними и заботиться о них, наблюдать за растениями и ухаживать за ними, определять по жестам, позе, эмоциям настроение животного.

*Дидактическая игра «Времена года».

Цель: изучить умение детей понимать и оценивать природные явления, их влияние на эмоциональное состояние человека;

оценивать природные явления и находить в любом хорошее и радостное.

*Дидактическая игра «Расскажи о животных, которых ты знаешь».

Цель: изучить знания детей о жизни диких и домашних животных;

умение ухаживать, понимать общие и специфические особенности общения разных животных между собой и знать меру понимания их человеком (по жестам, движениям, эмоциональным реакциям).

2. раздел «Языки общения»

Планируемый результат.

Ребенок должен уметь: узнавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение, эмоциональное состояние собеседника;

правильно выражать эмоциональные реакции, мысли и чувства;

по выражению лица и тела, жестам, эмоциям понимать своего

собеседника;

соблюдать правильную осанку, жестикуляцию при общении.

*Беседа.

Цель: изучить знания детей о роли наших «умных помощников»—органов чувств, их значение для развития общения (в процессе восприятия, внимания, памяти, двигательной и эмоциональной сферах).

* Вопросы:

Скажи, пожалуйста, как ты понимаешь выражение «умные помощники»

Что это?

Зачем человеку уши? Глаза? Рот?

Как ты ухаживаешь за ними?

Как они помогают общаться тебе с другими людьми?

Что ты можешь делать глазами? Ушами? Ртом?

*Дидактическая игра «Настроение».

Цель: изучить представление детей об их собственных эмоциях и эмоциях других людей (хорошем и плохом настроении), умение быть внимательными к чувствам и желаниям других людей, передавать свои эмоции другим людям разными средствами.

3. раздел «Тайна моего «Я»

Планируемый результат.

Ребенок должен уметь:

понимать собственное «Я», свою индивидуальность,

уметь радоваться удаче, успеху, игрушке, развлечению,

понимать «нельзя» и «надо», быть самостоятельным.

*Дидактическая игра «Мой день».

Цель: изучить умение видеть и понимать себя, свой внешний и внутренний мир, умение быть самостоятельным.

4. раздел «Этот странный взрослый мир»

Планируемый результат.

Ребенок должен уметь понимать основы взаимоотношений с родителями, бабушками, дедушками и другими близкими людьми,

проявлять заботу и добрые чувства к своим близким, понимать значение труда взрослых; понимать в доступной для них форме, особенности профессиональной деятельности взрослых.

* Беседа «Семейная фотография».

Цель: изучить отношение детей к самым близким людям, знание о повседневном труде родителей, понимание взаимоотношений в семье, потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним.

Вопросы:

Кто изображен на фотографии?

Узнали ли они своего товарища по группе?

Где его мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра?

Какое у них настроение?

Что они делают?

Где работают родители?

Кем работают?

Как ты помогаешь дома?

Чем любит заниматься твоя бабушка?

Как проводит выходной день твоя семья?

Какой подарок ты хотел бы подарить маме?

5. раздел «Как мы видим друг друга»

Планируемый результат.

Ребенок должен уметь:

применять полученные навыки общения в игровых и жизненных ситуациях, радоваться самим и пытаться понять чувство радости других, воспитывать в себе потребность в общении со сверстниками,

представить себе, что такое «иметь друзей», также свою роль в семье

(сын, дочь, внук, внучка).

*Дидактическая игра «Мы –разные».

Цель: изучить знания детей о том, что все люди не похожи друг на друга, развивать восприятие образа ровесника по внешности и индивидуальным особенностям, умение общаться со сверстниками, смотреть в лицо и глаза друг другу.

*Дидактическая игра «Дружба».

Цель: уточнить у детей понятия «друг», «дружба», умение детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.

*Дидактическая игра «Клоун Тяп – Ляп».

Цель: изучить диапазон эмоций у детей через понимание и переживание радости, наличие положительных чувств и эмоций через улыбку, умение эмоционально воспринимать веселое настроение людей.

*Дидактическая игра «День рождения».

Цель: выяснить знания детей о правилах гостеприимства, умение общаться со сверстниками, согласовывать свою деятельность с деятельностью других людей, чувства доброжелательности, участия, умение дарить и принимать под арки.

6. раздел «Фантазия характеров»

Планируемый результат.

Ребенок должен уметь:

иметь представление о том, что можно, а что нельзя делать,

различать положительные и отрицательные качества персонажей литературных произведений, иметь представление о хороших и плохих привычках, о необходимости избавления от дурных привычек,

видеть, понимать и сравнивать свои положительные и отрицательные поступки и привычки с примерами поведения близких людей, сверстников, героев сказок и пр.

Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо».

Цель: выяснить у детей представления о хороших и плохих поступках поведении, умение правильно оценивать себя и других, видеть положительные и отрицательные качества персонажей.

7. раздел «Умение владеть собой»

Планируемый результат.

Ребенок должен уметь:

владеть игровыми приемами произвольного расслабления,

уметь сосредоточиться на зрительной и слуховой информации, адекватно реагировать на нее,

контролировать свое поведение в общении с окружающими людьми,

уметь принимать верные решения в различных жизненных ситуациях,

уметь осознавать и бороться с отрицательными чертами своего

характера.

*Дидактическая игра

«Умей расслабиться».

Цель: выяснить умение детей чувствовать разницу между состоянием напряжения и покоя, знание некоторых игровых приемов произвольного расслабления.

*Дидактическая игра «Как поступить?».

Цель: уточнить умение детей принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, умение контролировать свое поведение в общении с другими людьми, подавлять чувство страха и уметь бороться с ними.

8. раздел «Культура общения»

Планируемый результат.

Ребенок должен уметь:

владеть приемами вежливого обращения с окружающими, употребляя в речи «волшебные» слова,

учить вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности, не обижая и не унижая партнѐра, в том числе по телефону,

иметь представление о том, что свои мысли и чувства можно передавать и в письменном виде,

уметь культурно вести себя за столом, усвоив основные правила этикета.

*Дидактическая игра «Секрет «волшебных» слов».

Цель: уточнить значение вежливых слов, представления и потребность в доброжелательном общении с окружающими.

*Дидактическая игра «Давай поговорим».

Цель: выяснить у детей умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми, вести диалог, используя различные средства выразительности.

*Дидактическая игра «За столом».

Цель: выяснить знания детей об основных правилах этикета, умение культурно вести себя за столом.

9. раздел «Мальчик и девочка»

Планируемый результат.

Ребенок должен уметь:

иметь представление о женственности и мужественности,

иметь представление о внешности и манере держаться представителей разного пола,

понимать различия между мальчиками и девочками как внешние, так и в основных чертах характера и поведения,

проявлять свои возможности при общении с партнѐрами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности.

*Дидактическая игра «Внешность».

Цель: уточнить умение различать мальчиков и девочек по внешности и действиям.

*Игра–соревнование «Самый сильный и ловкий».

Цель: выяснить наличие качеств личности: смелость, ловкость, активность.

*Беседа «С кем бы я хотел дружить».

Цель: уточнить знания о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек, представления о дружбе между мальчиками и девочками.

Вопросы:

С кем ты дружишь?

Почему?

Кого не хотел бы брать с собой в игру?

С кем иногда даже ссорятся?

Почему происходят ссоры?

Каким должен быть мальчик? Девочка?

С каким мальчиком или девочкой ты хочешь играть? Дружить?

*Подвижная игра «Играем вместе».

Цель: выяснить умение детей общаться друг с другом, самостоятельно выражать свою симпатию и предпочтение сверстнику.

3. Курс «Методы оценки эффективности использования технологии»

Методика диагностики форм общения (по М.И.Лисиной)

Методика исследования межличностных отношений (по Рене Жилю)

Методика исследования эмоционального состояния (по Э.Т.Дорофеевой)

Методика исследования внутрисемейных отношений (по тесту «Рисунок семьи»)

Методика по изучение личностного поведения ребенка

Оценка детей родителями: анкета «Выражение лица», «Трудности в общении»

Предлагаемый набор диагностических методик позволяет выявить у ребенка причины имеющихся трудностей в общении.

Участие родителей в исследованиях, помогают получить информацию об индивидуальных личностных особенностях ребенка.

4.Курс «Конспекты занятий» по разделам практического курса

Для работы с родителями можно использовать консультации, папки –передвижки, памятки по данной теме.

Необходимо пополнять предметно–развивающую среду: создание психологического уголка, оформление фотоальбома «Дружные ребята», изготовление коробочки примирения или мирилки, мешочка настроения, копилки добрых дел и др.

Таким образом, применяя технологию «Азбука общения», дети получают знания о приемах, средствах и методах вежливого общения друг с другом, младшими детьми и взрослыми.

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

х. Чернышёв Шовгеновского района

Республики Адыгея

«Согласовано» « Утверждаю»

зам. директора по УВР И.о. директора МБОУ СОШ №8

_________________/ Пафова З. Н./ _________________/Хаджуов А.Д./

«____» ___________2016 г . «____» ___________2016 г.

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Азбука общения»

для обучающихся 7 класса

учителя русского языка и литературы

Лобановой Галины Николаевны

2016-2017 учебный год

(1 час в неделю)

Прошла экспертизу на заседании МС «__»___2016 г. Протокол № от «___»____ 2016 г.

Пояснительная записка

Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность подростку усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях школьник сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии подростка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.

Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются:

  • организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их усилий для достижения общего результата);

  • формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);

  • познание людьми друг друга.

Программа внеурочной (внеучебной) деятельности «Азбука общения» направленная на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5-7 классов, воспитание личности подростков посредством межличностного общения. Содержание программы раскрывается в аспекте требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Под коммуникативной компетентностью понимаем следующее – это умение ставить и решать определенные типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации собеседника (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.).

В ходе выполнения программы используется вид внеурочной (внеучебной) деятельности – проблемно-ценностное общение, которое формирует и развивает эмоциональный мир школьника, учит грамотному восприятию жизненных проблем, ценностей и смысла жизни.

Общение играет особую роль в психологическом развитии подростков. Это развитие осуществляется следующим образом:

  • обогащение коммуникативного опыта подростков путем постановки задач, требующих овладения новыми знаниями, умениями и навыками;

  • благодаря возможности для подростка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;

  • вследствие благоприятных условий для раскрытия подростками своего творческого начала при общении друг с другом на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого.

Основные мотивы общения:

  • потребность во впечатлениях (познавательный мотив);

  • потребность в активной деятельности;

  • потребность в признании и поддержке (личностный мотив).

Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка возможно, если своевременно учесть особенности его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств подростков, их чувствам, эмоциям, их духовному миру. Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.

Цель и задачи курса:

1. Познание и воспитание собственной личности подростка посредством межличностного общения.

2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.

4. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.

Формы занятий:

  • тренинги (коммуникативные, поведенческие),

  • этические беседы,

  • ролевые игры: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные,

  • дебаты,

  • тематические диспуты,

  • проблемно-ценностные дискуссии,

Методы:

  • проигрывание и анализ жизненных ситуаций,

  • упражнения творческого характера (рисование, импровизации и т.п.).

  • поведенческий тренинг,

  • лекции с обратной связью,

  • психологические игры,

  • решение коммуникативных речевых задач,

  • работа в парах,

  • метод интервью,

  • проблемное обучение.

Программа «Азбука общения» рассчитана на обучающихся 5−7 классов по 1 часу в неделю, программа реализуется за 102 часов (34 часа в год).

Планируемые результаты,

в соответствии с требованиями ФГОС ООО

В основе реализации программы внеурочной (внеучебной) деятельности «Азбука общения» лежит деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности подростков, отвечающих требованиям информационного общества;

  • формирование психолого-педагогической среды развития обучающихся для формирования и развития их коммуникативной компетентности;

  • развитие познания подростков и освоения мира личности обучающегося, его готовности к саморазвитию и деятельности;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, значения видов деятельности и форм общения при реализации программы внеурочной (внеучебной) деятельности.

Для достижения результатов первого уровня (приобретения школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) оптимальна форма этической беседы.

Этическая беседа – это обращенное к слушателям развернутое личное высказывание выступающего, проникнутое неподдельными эмоциями и переживаниями и обязательно нацеленное на получение обратной связи от слушателей (в виде вопросов, ответов, непродолжительных реплик). Предметом общения здесь выступают морально-нравственные коллизии, представленные в реальных жизненных ситуациях и художественных текстах.

Хорошо организованная беседа – это всегда гибкое сочетание программирования и импровизации. У педагога должны быть в наличии ясное представление и умение удерживать основную нить разговора, и одновременно – разные сценарии развития коммуникации.

В рамках этической беседы основной канал общения – Педагог-подростки. Эта форма не предполагает активной коммуникации школьников между собой (максимум допустимого – обмен детей непродолжительными репликами).

Дебаты  это образовательная форма, благодаря которой возможно обеспечить достижение результатов второго уровня – формирование позитивных отношений подростка к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.

Образовательная технология «Дебаты» весьма популярна сегодня и многократно описана в педагогической литературе. В дебатах участвуют две стороны: утверждающая (команда, защищающая тему общения) и отрицающая (команда, опровергающая тему). Тема общения формулируется как утверждение. Цель сторон – убедить судей (экспертов) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.

Дебаты устроены по ролевому принципу: участник может защищать перед судьями ту точку зрения, которую в реальности не разделяет. Именно здесь и заложен мощный воспитательный потенциал этой формы: подбирая доказательства в пользу точки зрения, которая тебе изначально не близка, слушая и анализируя аргументы оппонента, можно придти к такому серьезному сомнению в собственных установках, что вплотную оказаться перед необходимостью ценностного самоопределения. В то же время, в игровом характере общения и главный подвох: перед участниками дебатов не стоит задача перехода к практическому действию, и определенная несерьезность, неполноценность происходящего ощущается практически всеми.

Задача перехода к практическому действию изначально стоит перед участникамипроблемно-ценностной дискуссии. Все обсуждение строится таким образом, чтобы следующим после него шагом было деяние. Именно эта образовательная форма в наибольшей степени способствует достижению результатов третьего уровня – получению подростками опыта социального действия.

Цель проблемно-ценностной дискуссии – запуск социального самоопределения подростка и подготовка его к переходу в поле самостоятельных социальных действий. Предметом рассмотрения в такой дискуссии являются фрагменты и ситуации социальной реальности.

Проблемно-ценностная дискуссия – групповая форма работы. В этой форме выстраивается работа группы как последовательность ряда этапов.

1.Оганизация «встречи» подростка с социальной ситуацией как проблемной. Если социальная ситуация не будет выстроена как проблемная, то она может стать не столько объектом понимания, сколько объектом познания ребенка, воспринята им как учебная задача. Тогда не произойдет включения понимания как универсального способа освоения мира человеком, в котором, наряду с теоретическим знанием, существенную роль играют: непосредственное переживание («опыт жизни»), различные формы практики («опыт истории») и формы эстетического постижения («опыт искусства»).

2. Реализуемая педагогом проблематизация должна привести школьников к осознанию «слабых мест» своей точки зрения, к привлечению новых средств понимания.

3. В этот момент педагог должен перевести свою деятельность из плана проблематизации в план организации коммуникации. Коммуникация здесь особая – позиционная.

4. Организация рефлексии подростками итогов дискуссии. Организующая роль педагога на данном этапе включает в себя предоставление учащимся на выбор той или иной формы фиксации рефлексивной позиции (ответы на вопросы, продолжение незаконченных предложений, интервью и т.д.) и ее выражения (устного, письменного, художественно-образного, символического), а также поддержание динамики рефлексивных процессов.

Этап рефлексии завершает процесс взаимодействия педагога и школьников в проблемно-ценностной дискуссии. Подросток будет готов к социальному определению, ибо освоил его важнейшие составляющие — понимание, проблематизацию, коммуникацию, рефлексию.

Результаты освоения программы

1. Информационный уровень компетентности

Обучающийся умеет извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей. Умеет использовать речь для регуляции своего поведения. Умеет задавать вопросы. Умеет оформлять свои мысли в устной им письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Критично относится к своему мнению.

2. Деятельностный уровень компетентности

Обучающийся умеет участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Умеет учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. Умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Умеет контролировать действия партнера.

3. Творческий уровень компетентности

Обучающийся умеет адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить сложные монологические высказывания, владеет диалогической формой коммуникации(дискуссия, дебаты), используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного взаимодействия, выполняя различные роли в группе, умеет сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Умеет осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.

Перечень оборудования для реализации программы

Для обеспечения программы «Азбука общения» необходим просторный учебный кабинет и минимальный уровень оборудования:

  • комплект карточек-сценариев, карточек — проблемных ситуаций и т.д.;

  • реквизит для сюжетно-ролевых игр;

  • компьютер и подборка музыкальных записей для сопровождения речевых ситуаций, коммуникативных сценок;

  • мультимедийный комплекс;

  • проектор и экран;

  • фото/видео камера.

Содержание программы

7 класс

Раздел 1. Эмоциональная окраска общения (6 ч.)

Эмоциональность как свойство личности. Понятия «эмоция», «чувство», «эмоциональное состояние». Эмпатия. Гнев. Агрессия. Культура эмоций и чувств. Пути саморегуляции. Способы взаимодействия с отрицательными эмоциями. Эмоциональная культура личности.

Практическая часть

Тренинг «Психо-эмоциональная саморегуляция».

Тренинг «Я умею преобразовать негативную эмоцию».

Словесно-ролевая игра «Я чувствую, что ты…».

Раздел 2. Коммуникативная культура личности (10 ч.)

Общение и его функции. Культура общения. Виды общения. Стили общения. Нормы этикета. Конфликты: их причины и последствия. Средства и способы передачи информации в общении. Механизмы взаимопонимания. Осознание способов взаимодействия людей друг с другом. Группа и ее законы. Конфликты в группе и пути их преодоления.

Практическая часть

Коммуникативный тренинг «Я вам хочу сказать!».

Словесно-ролевая игра «Разыгрывание ситуации конфликта».

Диспут «Решаем конфликт».

Раздел 3. Слушать и слышать (8 ч.)

Роль умения слушать в личностном общении. «Эффективные» слушатели. Умение слушать как метод восприятия информации. Факторы «слушания». Три уровня «слушания». Барьеры между говорящими и слушателями. Преодоление барьеров в общении. Совершенствование навыков «слушания».

Практическая часть

Проблемно-ценностная дискуссия «Слушаю и слышу».

Словесно-ролевая игра «Речь говорящего и понимание слушателя».

Сюжетно-ролевая игра «Язык «поддержки» и язык «подавления».

Раздел 4. Совершенствование навыков устной речи (10 ч.).

Совершенствование навыков устной речи. Техника речи. Монолог. Диалог Полилог. Дебаты. Дискуссия. Проблемно-ценностная дискуссия. Этика речевой коммуникации. Этика и речь. Формулы речевого этикета. Этика и виды речевой деятельности.

Практическая часть

Проблемно-ценностная дискуссия «Навыки устной речи: техника речи».

Дебаты «Культура общения показывает культуру личности».

Проблемно-ценностная дискуссия «Этика и речь».

Календарно-тематическое планирование

7 класс

занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт

1

Эмоциональность как свойство личности.

1

2.

Понятия «эмоция», «чувство», «эмоциональное состояние».

1

3.

Эмпатия. Гнев. Агрессия. Культура эмоций и чувств.

1

4.

Пути саморегуляции.

1

5.

Способы взаимодействия с отрицательными эмоциями.

1

6.

Эмоциональная культура личности.

1

7.

Общение и его функции.

1

8.

Коммуникативная культура личности.

1

9.

Культура общения. Виды общения.

1

10.

Стили общения. Нормы этикета.

1

11.

Конфликты: их причины и последствия.

1

12

Средства и способы передачи информации в общении.

1

13.

Механизмы взаимопонимания.

1

14.

Осознание способов взаимодействия людей друг с другом.

11

15.

Группа и ее законы.

1

16.

Конфликты в группе и пути их преодоления.

1

17.

Роль умения слушать в личностном общении.

1

18.

«Эффективные» слушатели.

1

19.

Умение слушать как метод восприятия информации.

1

20.

Факторы «слушания». Три уровня «слушания».

1

21.

Речь говорящего и понимание слушателя.

1

22.

Барьеры между говорящими и слушателями.

1

23.

Язык «поддержки» и язык «подавления».

1

24.

Преодоление барьеров в общении.

1

25.

Совершенствование навыков «слушания».

1

26.

Совершенствование навыков устной речи. Техника речи

1

27.

Монолог. Диалог

1

28.

Совершенствование навыков устной речи. Полилог

1

29.

Совершенствование навыков устной речи. Культура 1общения показывает культуру личности.

1

30.

Совершенствование навыков устной речи. Дискуссия

1

31.

Проблемно-ценностная дискуссия

1

32.

Этика речевой коммуникации.

1

33.

Этика и речь. Формулы речевого этикета

1

34.

Этика и виды речевой деятельности

1

35.

Итоговое занятие. Поведение человека и культура общения

1

Список информационных источников

  1. Бадмаев Б.Ц. Психология обучения речевому мастерству. М., 2008– 214с..

  2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2011. – 192с.

  3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., 2001– 116с.

  4. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М., 2003– 58 с.

  5. Григорьев, Д. В., Степанов П. В. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в школе [Текст] / Д. В Григорьев, П. В. Степанов. – М., 2011. Центр теории воспитания ИТИП РАО – проект.

  6. Григорьева Т.Г.Основы конструктивного общения. Практикум.– Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 2005. – 116с.

  7. Игры: обучение, тренинг, досуг /под ред. В.В. Петрусинского, «Новая школа», М., 2004.

  8. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова М.: Просвещение, 2011 Серия: Стандарты второго поколения

  9. Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003. – 40с.: Ил.

  10. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2008. – 160с. (В помощь психологу.)

  11. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 453 с. — (Стандарты второго поколения).

  12. Примерные программы по всем предметам Редактор И. А. Сафронова.- М.: Просвещение, 2011 Серия: Стандарты второго поколения

  13. Разогревающие игры и психотехники // Основы технологии группового тренинга. Психотехники — И.В. Вачков. Учебное пособие. Издательство «Ось-89», 2011.

  14. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. — Генезис, М., 2009.

  15. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли/ система заданий А.Г. Асмолов,О.А. Каробанова.- М.: Просвещение, 2010 Серия: Стандарты второго поколения

  16. Фундаментальное ядро содержания общего образования. / Под ред. И. А.Сафронова.- М.: Просвещение, 2011 Серия: Стандарты второго поколения

  17. Электронное пособие. В помощь школьному психологу. Психологическая работа в школе. Выпуск 4. – М.: Изд-во «Учитель», 2011.

Источник