Прогноз развития ребенка с сдвг
Клиника и прогноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)Как выше упоминалось, диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) должен требовать быстрой оценки дисфункции моторики/перцепции и поведенческих/эмоциональных проблем, не связанных с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Согласно трем этапам шведских исследований (Gillberg et al., 1989; Landgren et al. 1996; Kadesjo и Gillberg, 1998), количество детей с СДВГ практически равно СДВГ + НВМ. При последующих наблюдениях выяснилось, что дети с комбинированными расстройствами развиваются отлично от тех, у кого наблюдается синдром СДВГ без расстройства движения/перцепции. Успеваемость, речевые/языковые, дислексические, аутистические и другие нарушения при учебе наиболее характерны для первой группы, но не так часто встречаются во второй, где нарушения поведения (и в некоторой степени, последующие антисоциальные расстройства и злоупотребление алкоголем или наркотиками), наоборот, представляют основную угрозу для полноценной жизни в зрелом возрасте. Определение «устойчиво гиперкинетических» (в противоположность «ситуационно» гиперкинетическим) детей, (Sandberg et al., 1978), выявило, что расстройства движения/перцепции и речевые/языковые нарушения почти универсальны в этой группе. Это подтверждает необходимость клинического разделения диагностических категорий, включающих нарушение выработки моторных навыков и перцепции от тех, для которых характерно одно из вышеуказанных нарушений. Ситуативный дефицит внимания или гиперактивность могут быть признаком психических нарушений, специфичных для определенных ситуаций. Повторное наблюдение за детьми в возрасте 13 лет, страдающих ситуативным гиперкинезом, показало, что по сравнению с 6-7-летними детьми с постоянным гиперкинезом (Gillberg и Gillberg, 1988) результат намного лучше в первой группе и не очень отличается от результата детей без каких-либо нарушений внимания. «Изолированные» проблемы моторных навыков и перцепции (часто эквивалентны НВМ) иногда являются причиной значительных проблем с успеваемостью, особенно в младшем школьном возрасте. Тем не менее, ограниченное продолжительное обследование и клинический опыт наводят на мысль о том, что и в этой группе исход может быть значительно лучше исхода детей с комбинацией дефицита внимания и расстройств выработки двигательных навыков и перцепции (Hell-gren et al., 1994). Длительные исследования указывают на неблагоприятный исход СДВГ примерно у 50% индивидуумов, чьи симптомы удовлетворяют критериям не только СДВГ, но и целому ряду других психических расстройств и нарушений личности. Значительное большинство индивидуумов, полностью отвечающих критериям СДВГ в зрелом возрасте, будет страдать расстройствами в сфере внимания (почти все) и гиперактивностью/импульсивностью (вероятно менее 50%). а) СДВГ: младенческий возраст. Ретроспективный анализ историй болезни детей, страдающих ДВМП, в возрасте 4-6 лет указывает на клиническую картину ДВМП в младенческом возрасте. Вероятно, имеется, по крайней мере 2 клинические подгруппы, касающиеся детского развития: 1) гиперактивная группа и 2) гипо- или нормоактивная группа. Младенцы из гиперактивной группы обычно страдают нарушениями сна, коликообразными болями в животе и высокой степенью двигательной активности с первых месяцев жизни. Нередко они начинают ходить до 10 месяцев. С данного момента (а порой и раньше), родители вынуждены значительно менять свои домашние привычки: все движимые предметы должны находиться не только вне зоны досягаемости ребенка, но вне его поля зрения. Эту группу необходимо обследовать с раннего возраста. Низкий IQ (включая необучаемость) — нередкое явление для детей с ранней манифестацией гиперактивности. У некоторых имеется аутизм. В определенных случаях очень ранняя гиперактивность может быть первым индикатором синдрома Туретта или биполярного расстройства, диагностические признаки которых могут проявиться лишь через несколько лет. Считалось, что дети в гипо-/нормактивной группе имеют низкий IQ. Их поведение расценивается родителями как хорошее, иногда даже как «исключительно хорошее». Для некоторых характерно повторяющееся поведение с ранних лет (вращение головы, даже удары головой и звуковые персеверации). б) СДВГ: дошкольный возраст. С того момента, как дети начинают ходить, подгруппы на протяжении многих лет неразличимы друг от друга. Дети в обеих группах гиперактивны или, по крайней мере, невнимательны. Родителей может беспокоить то, что дети не слушаются и повышение голоса является единственным способом привлечения внимания. Оппозиционно-вызывающее поведение (и ОВР) часто (около 50-60% всех случаев СДВГ) проявляется с трехлетнего возраста. Некоторые симптомы, включенные в диагностический термин ОВП (такие как вспыльчивость), являются универсальными для СДВГ. Проблемы координации движений могут возникнуть уже в возрасте 2-4 лет, но часто скрыты повышенной активностью и отсутствием должного страха, что также довольно характерно. Формирование речи запаздывает в 50% случаев, но лишь в половине из них значительное замедление развития речевой функции служит предметом консультации. (С другой стороны дети с ранним запаздыванием формирования речи, приблизительно в возрасте 30 месяцев, должны вызывать подозрение на наличие у них СДВГ или аутизма). К концу дошкольного возраста нежелание ребенка рисовать и раскрашивать, а также постоянные стычки с ровесниками во время игр, могут стать причиной беспокойства и возрастающей критики со стороны взрослых. в) СДВГ: ранние школьные годы. Некоторые дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) достаточно неплохо справляются со своими функциями в раннем детстве и дошкольном возрасте, но их поведение и школьная успеваемость почти неизменно ухудшается в начальной школе. Им трудно концентрироваться, сидеть на одном месте и слушать, контролировать свои побуждения, а сложнее всего общаться с ровесниками в соответственной возрасту манере. Им порой бывает сложно участвовать в играх и заниматься физической культурой, а иногда у них возникают непреодолимые сложности в приобретении основных навыков чтения и письма. Все эти нарушения достигают своей кульминационной точки в возрасте 7-10 лет у большинства детей и вызывают эмоциональные расстройства как у детей, так и родителей и учителей. Сложнее всего справиться с проблемами, если диагноз и его осложнения не разъясняются окружению этих детей. В возрасте шести лет дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), которые также удовлетворяют критерию ДВМП (т.е. имеющие как НРК (нарушение развития координации) так и СДВГ), по определению, будут страдать нарушениями координации движений и обширным дефицитом внимания. Сводные данные, представленные в таблице 25.2, показывают, что около половины этих детей в возрасте 10 лет будут страдать выраженными двигательными расстройствами и нарушениями внимания. К сожалению, из этих данных очевиден и рост распространения психических/поведенческих расстройств (с 69% до 81 %) и дислексии/дисграфии (от 69% до 76%) в этом возрасте. Среди сверстников без ДВМП такие расстройства обнаруживаются в весьма незначительной степени. г) СДВГ: предподростковый и подростковый возраст. Многие дети в предподростковом и подростковом возрасте с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) испытывают значительные трудности в концентрации. Педагоги и родители описывают это состояние как «витание в облаках». Дислексия — очень частая жалоба. Неуклюжесть движений часто выражена меньше обычного. Существует определенный риск возникновения различного рода психических нарушений (таких как депрессия, тревожный невроз или «пограничные расстройства личности», токсикомания). Если ребенок с СДВГ (при наличии или отсутствии НРК) впервые посещает клинику в подростковом возрасте, психическое расстройство расценивают как основное и «новое» заболевание, не связанное с СДВГ/ДВМП. Вероятен риск, что проблемы ребенка не будут приняты во внимание, а предполагаемое лечение будет неадекватным. — Также рекомендуем «Сопутствующие проблемы при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)» Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 19.1.2019 |
Источник
Гиперактивный ребенок – это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т. д. Гиперактивному ребенку требуется нейропсихологическое и неврологическое (ЭЭГ, МРТ) обследование. Помощь гиперактивному ребенку предполагает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, проведение психотерапии, немедикаментозной и лекарственной терапии.
Общие сведения
СДВГ — синдром повышенной физической и умственной активности, характеризующийся преобладанием процессов возбуждения над торможением. Гиперактивный ребенок испытывает трудности с концентрацией и поддержанием внимания, саморегуляцией поведения, обучением, обработкой и удержанием информации в памяти.
По официальным статистическим данным, в России диагноз СДВГ имеют от 4 до 18% детей. Более того, данный синдром присутствует у 3-5% взрослого населения, поскольку в половине случаев гиперактивный ребенок вырастает в «гиперактивного взрослого». У мальчиков СДВГ диагностируется в 3 раза чаще, чем у девочек. СДВГ является предметом пристального изучения педиатрии, детской психиатрии, детской неврологии, детской психологии.
Гиперактивный ребенок
Причины СДВГ
Специалисты затрудняются в определении точных причин синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Считается, что гиперактивность у детей может быть обусловлена генетическими факторами и ранним органическим повреждением ЦНС, которые нередко сочетаются друг с другом. Современные исследования указывают на то, что при СДВГ имеет место рассогласованность функционирования структур, обеспечивающих организацию произвольного поведения и контроль внимания, а именно — ассоциативной коры, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка, префронтальной коры.
Генетический механизм СДВГ объясняется наследованием генов, регулирующих обмен нейромедиаторов (дофамина и норадреналина) в головном мозге. Вследствие дисфункции нейромедиаторных систем нарушается процесс синаптической передачи, что влечет за собой разобщение связей между корой лобных долей и подкорковыми структурами. В пользу данной теории указывает тот факт, что в лечении гиперактивности у детей эффективными оказываются лекарственные средства, способствующие высвобождению и торможению обратного захвата нейромедиаторов в пресинаптических нервных окончаниях.
В числе пре- и перинатальных факторов, детерминирующих развитие СДВГ, следует отметить различного рода неблагоприятные воздействия, способствующие развитию минимальной мозговой дисфункции у гиперактивного ребенка. Это может быть:
- патологическое течение беременности и родов у матери (гестоз, эклампсия, угроза выкидыша, гемолитическая болезнь плода, стремительные или затяжные роды,
- употребление беременной алкоголя или некоторых лекарственных препаратов, курение),
- асфиксия, недоношенность, родовые травмы у ребенка и др.
- инфекционные заболевания и ЧМТ, перенесенные в первые месяцы и годы жизни.
В формировании гиперактивности у детей не исключается влияние неблагоприятных экологических факторов, прежде всего загрязнения природной среды нейротоксикантами (свинцом, мышьяком, ртутью, кадмием, никелем и др.). В частности, доказана корреляция между повышенным содержанием свинца в волосах по данным спектрального анализа и уровнем гиперактивности, когнитивными и поведенческими нарушениями у детей.
Возникновение либо усиление проявлений СДВГ может быть связано с несбалансированным питанием, недостаточностью поступления в организм микронутриентов (витаминов, омега-3 жирных кислот, микроэлементов – магния, цинка, железа, йода). Усилению трудностей адаптации, поведения и внимания у гиперактивного ребенка способствуют неблагоприятные внутрисемейные отношения.
Классификация СДВГ
Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:
- смешанный – сочетание гиперактивности с нарушением внимания (встречается наиболее часто). Обычно выявляется у мальчиков с определенным фенотипом – светлыми волосами и голубыми глазами.
- невнимательный – преобладает дефицит внимания. Чаще встречается у девочек, характеризуется уходом в свой мир, бурной фантазией, «витанием» ребенка «в облаках».
- гиперактивный — преобладает гиперактивность (наиболее редкий тип). С одинаковой вероятностью может быть обусловлен как индивидуальными особенностями темперамента детей, так и определенными нарушениями ЦНС.
Симптомы СДВГ
В раннем детстве гиперактивный ребенок часто имеет повышенный мышечный тонус, страдает неоднократными и немотивированными приступами рвоты, плохо засыпает и беспокойно спит, легко возбуждается, имеет повышенную чувствительность к любым внешним раздражителям.
Первые признаки синдрома гиперактивности у детей, как правило, обнаруживаются в возрасте 5-7 лет. Родители обычно начинают «бить тревогу», когда ребенок идет в школу, что требует от него определенной организованности, самостоятельности, соблюдения правил, сосредоточенности и пр. Второй пик проявлений приходится на пубертатный период (13-14 лет) и связан с подростковым гормональным всплеском.
Основными клинико-диагностическими критериями СДВГ служат невнимательность, гиперактивность и импульсивность.
- Невнимательность у гиперактивного ребенка выражается в неспособности удержания внимания; невозможности сконцентрироваться на игре или выполнении задания. Ввиду повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, гиперактивный ребенок допускает множество ошибок в домашних заданиях, не может до конца выполнить предлагаемую инструкцию или порученные обязанности. У гиперактивного ребенка возникают сложности с организацией самостоятельной деятельности, отмечается рассеянность, забывчивость, постоянная переключаемость с одного занятия на другое, склонность к незавершению начатых дел.
- Гиперактивность у детей предполагает беспокойное поведение, непоседливость, чрезмерную двигательную активность в ситуациях, которые требуют сохранения относительного покоя. При наблюдении за гиперактивным ребенком можно заметить постоянные стереотипные движения в кистях и стопах, подергивания, тики. Гиперактивному ребенку свойственно отсутствие произвольного контроля за своим поведением, поэтому дети с СДВГ постоянно находятся в бесцельном движении (бегают, крутятся, разговаривают и пр.) в неподходящих для этого ситуациях, например, во время школьных занятий. У 75% гиперактивных детей отмечается диспраксия – неуклюжесть, неповоротливость, неспособность выполнять движения и работу, требующую определенной ловкости.
- Импульсивность у гиперактивного ребенка выражается в нетерпеливости, поспешности выполнения заданий, стремлении дать ответ, не задумавшись над его правильностью. Гиперактивный ребенок обычно не может играть в коллективные игры вместе со сверстниками, поскольку он постоянно мешает окружающим, не соблюдает правила игры, конфликтует и т. д.
Гиперактивный ребенок часто жалуется на головные боли, утомляемость, сонливость. У некоторых детей отмечается ночной и дневной энурез. Среди гиперактивных детей распространены задержки психомоторного и речевого развития, в школьном возрасте — дисграфия, дислексия, дискалькулия. По данным детских психологов, 60-70% детей с СДВГ являются скрытыми левшами или амбидекстрами.
Расторможенность и безрассудство сопровождается снижением инстинкта самосохранения, поэтому гиперактивный ребенок легко получает различного рода травмы.
Диагностика СДВГ
Гиперактивный ребенок является пациентом детского невролога, детского психиатра и детского психолога. Согласно критериям, выработанным DSM в 1994 г., СДВГ может быть признан при сохранении у ребенка, по крайней мере, 6-ти признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение полугода. Поэтому при первичном обращении к специалистам диагноз СДВГ не ставится, а проводится наблюдение и обследование ребенка.
В процессе клинико-психологического обследования гиперактивного ребенка используются методы интервью, беседы, непосредственного наблюдения; получение информации от педагогов и родителей с помощью диагностических опросников, нейропсихологическое тестирование.
Необходимость проведения базового педиатрического и неврологического обследования обусловлена тем, что за СДВГ-подобным синдромом могут скрываться различные соматические и неврологические расстройства (гипертиреоз, анемия, эпилепсия, хорея, нарушения слуха и зрения и мн. др.).
С целью уточняющей диагностики гиперактивному ребенку могут назначаться консультации узких детских специалистов (детского эндокринолога, детского отоларинголога, детского офтальмолога, эпилептолога), ЭЭГ, МРТ головного мозга, общий и биохимический анализ крови и т. д. Консультация логопеда позволяет провести диагностику нарушений письменной речи и наметить план коррекционной работы с гиперактивным ребенком.
Гиперактивность у детей следует дифференцировать от фетального алкогольного синдрома, посттравматического поражения ЦНС, хронического отравления свинцом, проявлений индивидуальных характеристик темперамента, педагогической запущенности, олигофрении и др.
Коррекция СДВГ
Гиперактивный ребенок нуждается в комплексном индивидуализированном сопровождении, включающем психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.
Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания), достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях. Под руководством детского психолога и психотерапевта проводятся аутогенные тренировки, индивидуальная, групповая, семейная и поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная терапия, БОС-технологии. В коррекции СДВГ должно быть активно задействовано все окружение гиперактивного ребенка: родители, воспитатели, школьные педагоги.
Фармакотерапия является вспомогательным методом коррекции СДВГ. Она предполагает назначение атомоксетина гидрохлорида, блокирующего обратный захват норадреналина и улучшающего синаптическую передачу в различных структурах мозга; препаратов ноотропного ряда (пиритинола, кортексина, холина альфосцерата, фенибута, гопантеновой кислоты); микронутриентов (магния, пиридоксина) и др. В ряде случаев хороший эффект достигается использованием кинезиотерапии, массажа шейного отдела позвоночника, мануальной терапии.
Устранение нарушений письменной речи осуществляется в рамках целенаправленных логопедических занятий по коррекции дисграфии и дислексии.
Прогноз и профилактика
Своевременная и комплексная коррекционная работа позволяет гиперактивному ребенку научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, контролировать собственное поведение, предупреждает трудности социальной адаптации. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка способствует формированию социально-приемлемого поведения. При отсутствии внимания к проблемам СДВГ в подростковом и зрелом возрасте возрастает риск социальной дезадаптации, алкоголизма и наркомании.
Профилактика синдрома гиперактивности и дефицита внимания должна начинаться задолго до появления ребенка на свет и предусматривать обеспечение условий для нормального течения беременности и родов, заботу о здоровье детей, создание благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.
Источник