Профилактика отклонений в развитии ребенка

Профилактика отклонений в развитии ребенка thumbnail

Работа с родителями

Тема : «Профилактика отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов

Цель и задачи:  Дать родителям знания о профилактике   отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов, которые являются условием укрепления психического здоровья, обеспечения гармонического формирования личности ребенка ; выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их, провести мастер-класс с  играми по данной теме. 

Форма проведения – мастер –класс

 Тезисы к родительскому собранию на тему «Исправление отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов»

Слайд №2.    Здравствуйте, уважаемые родители!  Скажите, пожалуйста, какие ассоциации у вас вызывает выражение «Проблемные дети». (Ответы родителей) — Я  хочу затронуть сегодня тему, которая не безразлична всем.  «Есть дети с острым умом и любознательные, но ди­кие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только вос­питать их  надлежащим образом» Ян Амос Коменский.  Профилактика отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов является условием укрепления психического здоровья, обеспечения гармонического формирования личности ребенка.    

Слайд №3   Задачи: снижение уровня эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение  личностных реакций, обусловленных эмоциональными расстройствами, такими как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. В течение последних лет педагоги, медицинские работники, психологи выражают озабоченность состоянием физического и психического здоровья дошкольников. Они утверждают, что значительно увеличилось количество детей с отклонениями в поведении.

— Какие они дети с отклонениями в развитии личности?  Посмотрите, пожалуйста,  на экран

Слайд№ 4, 5, 6  Основными группами  детей  с эмоциональными  нарушениями являются:   

1.  Дети, у которых эмоциональные проблемы проявляются в основном в рамках межличностных отношений :  повышенная возбудимость, аффективные вспышки в процессе общения  особенно со сверстниками;  

2. Дети отличаются выраженными  внутриличностными  конфликтами:  повышенная заторможенность, слабо выраженная общительность, необоснованные страхи,  глубокое переживание обиды.

3.Для детей характерны выраженные внутриличностные и межличностные конфликты:  агрессивность, импульсивность.             

— Уважаемые родители, в чем же заключаются  проблемы отклонений в развитии личности детей и какие есть психолого-педагогические подходы к ним? В течение последних лет педагоги, медицинские работники, психологи выражают озабоченность состоянием физического и психического здоровья дошкольников и того, что  значительно увеличилось количество детей с отклонениями в поведении. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой ребенок , имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу. 

Слайд №7  — Посмотрите на экран. Проблемы в развитии личности: проблема взаимоотношений с окружающими людьми, проблема эмоционально-волевой регуляции поведения, проблема эмоционально-волевой регуляции поведения, социально – психологические проблемы

Психологические и педагогические подходы:

·        Коррекция неадекватных методов воспитания ребенка;

·        Разрешение психотравмирующих ситуаций, формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими людьми,повышение социального статуса, развитие компетентности в вопросах нормативного поведения.

·        Гармонизация психоэмоционального состояния детей

·        Привлечение семьи в воспитательно –образовательный процесс взаимодействия   с педагогами, с другими детьми. Атмосфера доброжелательности, открытости, взаимопонимания

 Уважаемые родители, но знаете,  результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой ребенок, с отклонений в развитии личности может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу. 

Слайд №8    — Но чтобы обеспечить нормальное психическое и личностное развитие ребенка, нужна,  система целенаправленного развивающего воздействия на ребенка и  огромная  помощь вас,  родителей. Вы согласны со мной?

Слайд №9   — Все верно, я с вами согласна. В данном случае   деятельность педагогов  и родителей  должна быть направлена на создание социально-психологических условий развития личности, а профилактическая деятельность — на решение конкретных проблем ребенка, связанных с профилактикой отклонений в развитии личности детей

 Слайд №10 — В  своей работе мы, педагоги, решаем   задачи по профилактике отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов, которые   является одним из основополагающих условий социальной адаптации  детей  в обществе, вы коллективе, в детском саду. Одним из эффективных методов является игра, так как весь наш воспитательно-образовательный процесс  в ДОУ строится на игровой деятельности детей.

     Уважаемые родители,   необходимость помощи детям возникает   как раз на 4—5 году жизни ребенка,   когда   негативные качества начинают мешать его социальной адаптации. Как вы думаете, каким же образом мы можем помочь детям? Выбор конкретной формы взаимодействия с ребенком определяется уровнем развития и конкретными проблемами воспитания. В  свой работе основной акцент мы делаем на игровую деятельность.  Так как игра  обеспечивает  целостного воздействия на  все многообразие мотивационных, интеллектуальных, эмоционально-волевых проявлений личности в период всего воспитательно-образовательного процесса

                                   2 часть (практическая )

Уважаемые родители!   Сегодня я вам предлагаю  испробовать на себе некоторые формы работы, которые мы применяем  в  воспитательном образовательном процессе нашего ДОУ. Самыми простыми и доступными упражнениями является использование способов  саморегуляции (дыхательные упражнения, релаксация) и восстановления себя. Предлагаю вам  занятие по системе Йогов небольшое дыхательное упражнение, которое называется «ХА!» И так,  встаньте, пожалуйста,   и дышите полным дыханием…., во  время вдоха поднимите руки вверх…, задержите дыхание на несколько секунд…, теперь  наклонитесь вперед, разрешив рукам свободно упасть, и сделайте выдох через рот, произнося с силой «ХА!». Сделайте медленный вдох, выпрямляясь и снова поднимая руки вверх.   Делайте медленный выдох через нос, опуская руки вниз. (Родители выполняют действия

  – Ну что? Немного отдохнули? Теперь можно  продолжить нашу встречу . 

Слайд  №11      Теперь можно  продолжить нашу встречу. Предлагаю поучаствовать в   игре  «Сочини историю», которая помогает  детям  с затруднениями в общении .  Я сейчас начну небольшую историю и хочу чтобы вы ее продолжили  в двух трех словах. Например: «Как то раз…», «Однажды я…» и пр…  Продолжите предложение сами … (Родители сочиняют историю )

Слайд № 12  Следующим упражнением у нас будет простая всем вам знакомая игра «Замри», которая  направлена  на регуляцию и снятие психоэмоционального   напряжения.  Поиграем? (Ответы родителей)  На счет 1-2-3- «Замри» следует  остановить свое движение – замереть, а на счет 1-2-3 «Отомри»  можно будет занять свои места, то есть  сесть. Начинаем!

(Воспитатель проговаривает слова, родители выполняют движения) 

  Слайд  №13Вы,  что  вы наверно, немного   разозлились, так как приходится выполнять такие,  казалось бы, простые упражнения,  поэтому я  предлагаю вам сыграть еще в одну игру. Эта игра будет направлена на  снижение агрессии и ослабление негативных эмоций  и называется она   «Уходи, злость, уходи ». Предлагаю вам обнять себя крепко- крепко руками, еще крепче.

(Родители выполняют действия)  Вот как мы себя любим!  Молодцы!  

Слайд №14   Уважаемые родители, все вы знаете, что чувства мы выражаем своими поступками и эмоциями. Я предлагаю вам выразить свои эмоции в  игре    «Изобрази чувства». Я вам раздам листы бумаги и карандаши. Прошу вас изобразить на этом листе  свою эмоцию. Надеюсь, что у вас у всех хорошее настроение, а если вдруг кто-то изобразил плохое настроение, то, пожалуйста,  разорвите листочек и забудьте  про него. И пусть  плохое настроение  останется  только на клочках разорванного листа бумаги!

Слайд №15. А сейчас я предлагаю вам  принять участие   в игре на развитие самосознания и самооценки  «Я могу». Игру мы с вами проведем в рамках нашей  встречи на  тему «Профилактика отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов».  Каждый из вас может высказать  свое предложение в рамках данной темы,  начиная со слов  «Я могу…». (Родители высказываются)   Уважаемые родители!  Я благодарю вас за   высказывания,    предложения. Я обязательно  возьму  их на заметку.

Слайд №16   В заключении мы предлагаем вам игру на развитие нравственных  и волевых качеств  «Вежливые слова» Повернитесь к соседу справа скажите ему вежливое слово  или комплемент, затем к соседу слева и ему тоже сказать что-то доброе

Слайд №17,18  –раздача материала (Буклеты, листовки, памятки)  Я приготовила для вас вам   буклеты  и  листовки с информацией по теме, можете их забрать. Небольшой вывод нашей работы.  Психолого-педагогическая деятельность по исправлению отклонений в развитии личности детей обладает большим арсеналом средств и методов, применение которых должно быть комплексное и систематизированное,  согласовано с возрастными и индивидуальными особенностями детей, характером имеющегося отклонения у них и  направлено на увеличение социальной активности, накоплению  положительного опыта межличностного общения и толерантности .Но без вашей помощи и заинтересованности в этом вопросе нам не обойтись.  Спасибо за внимание   и за активное участие, уважаемые родители! Я если кого-то возникнут вопросы по данной теме, вы  всегда можете обратиться к нам воспитателям лично. В нашей группе мы организовали почту. И вы всегда можете высказать свое мнение, пожелание, задать вопросы, мы обязательно ознакомимся с этим и всем ответим. 

 Слайд №19  До свидания! Рада была нашей встрече с вами. Я вам хочу подарить вот такое солнышко  и пожелать здоровья вам и вашим детям.

Источник

Воробьёва Лариса
Профилактика нарушений психофизического развития

В структуру психологической помощи детям с отклонениями в развитиивходят следующие составляющие: психодиагностика, психологическое консультирование, психопрофилактика и психологическая коррекция, которая является центральным звеном в данной системе.

Психопрофилактика понимается как система мероприятий, направленных на предотвращение нарушений психического развития, их раннюю диагностику и коррекцию, предупреждение рецидивов таких нарушений.

Цель психопрофилактики — предотвращение возможных психологических отклонений.

Значение психопрофилактики как особого направления деятельности специального психолога основано на положении об иерархической структуре дефекта (Выготский Л. С., 1935).

Почти любое неблагоприятное воздействие на развивающийся мозг ребенка может привести к отклонениям в психическом развитии.

Их проявления будут различны в зависимости от времени неблагоприятного воздействия, его длительности, от наследственной структуры организма, особенностей реагирования ЦНС, а также от социальных условий, в которых воспитывается ребенок. Эти факторы определяют ведущий (первичный) дефект, который может проявиться в виде недостаточности интеллекта, речи, зрения, слуха, моторики, нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения.

Первичный дефект обусловливает вторичные отклонения, структура которых зависит от характера первичного дефекта (например, у детей с недостатками слуха вторично нарушается понимание обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь). Невыявленные вовремя отклонения в развитии не только задерживают темп психического развития, но способствуют формированию третичных – эмоциональных и личностных нарушений у детей. Поэтому важной задачей всех специалистов, работающих с ребенком, является предупреждение возможных вторичных, третичных отклонений в развитии, а профилактика – это не что иное, как совокупность предупреждающих мероприятий.

В специальной психологии различают первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.

Первичная психопрофилактика должна начинаться в пренатальном периоде и сопутствовать всем этапам развития ребенка, обеспечивая условия наибольшего психологического комфорта для формирования его личности. Она позволяет предотвратить социальную депривацию, школьную дезадаптацию, семейные конфликты, личностные кризисы и способствует созданию благоприятной обстановки для развития психики ребенка, облегчает его воспитание и обучение. Предупреждение нарушений психического развития ребенка осуществляется через работу с его семьей, учителями и обществом в целом.

Первичная профилактика подразумевает психологическое консультирование и социотерапию в широком смысле этого слова.

Вторичная психопрофилактика как метод специальной психологии состоит в раннем выявлении отклонений психического развития, контроле состояния ребенка и оказании ему срочной помощи. В этих целях проводится психодиагностика ребенка и семьи, а также начальная психокоррекционная работа с ребенком, предупреждающая усиление отклонения и вторичные нарушения.

Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение рецидивов нарушений развития. Как метод она осуществляется в форме психологической поддержки ребенка и помощи семье в различных видах его обучения и социализации. При этой профилактике учитываются особенности личности ребенка.

Третичная профилактика предотвращает декомпенсацию в семейных отношениях, облегчает получение образования и выбор профессии. В успешных случаях индивид приспосабливается к своему дефекту, у него не формируются патологические черты характера.

Источник

Иванова Ирина Анатольевна
Памятка для родителей «Норма и отклонения в развитии ребенка»

Памятка для родителей на тему:

«Норма и отклонения в развитии ребенка»

Мечта всех родителей иметь здоровых и счастливых детей. Для этого многие супружеские пары перед зачатием ребенка проходят тщательные обследования, ведут здоровый образ жизни, выполняют все предписания врача. Но… Человеческий организм не настолько предсказуем, как хотелось бы. Доктора не всегда всемогущи. И вот в семье появился ребенок – милый, прекрасный, нежный, ласковый.

Есть ли у него отклонения в развитии? Это определить не просто. Некоторые дефекты проявляются сразу при рождении. Ну а есть такие, которые начинают давать о себе знать по мере развития малыша.

ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Что же может влиять на появление отклонений в развитии ребенка? Специалисты определяют два основных фактора, которые считаются основными причинами дефектов в развитии ребенка:

• наследственность;

• факторы внешней среды.

Если наследственные патологии медицина пытается определить еще на ранних этапах, то с факторами внешней среды сложнее, так как их предвидеть очень тяжело. Под ними подразумеваются, во-первых, различные инфекционные заболевания, травмы и интоксикации.По времени воздействия их на организм специалисты определяют патологии:

• пренатальные (внутриутробные);

• натальные (в период родов);

• постнатальные (после рождения).

Во-вторых, на развития ребенка существенно влияет такой фактор, как социальная среда, в которой он растет. Если он неблагоприятный, то в определенный момент можно констатировать в развитии ребенка такие проблемы:

• эмоциональная депривация;

• педагогическая запущенность;

• социальная запущенность.

ВИДЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Так что такое отклонение в развитии ребенка? Это нарушение у него психомоторных функций, которые возникают при неблагоприятном воздействии различных факторов на его мозг. В результате этого выделяют такие виды отклонений в развитии детей:

• Физические.

• Психические.

• Педагогические.

• Социальные.

К группе детей, имеющих физические отклонения, относятся те, которые имеют недуги, затрудняющие их действия, а также дети с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

К группе с психическими отклонениями относят детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы.

Группу с педагогическими отклонениями составляют те дети, которые по определенным причинам не получили среднего образования.

Группу с социальными отклонениями составляют те дети, которым в результате воспитания не была привита функция, существенно влияющая на их вхождение в социальную среду, что очень проявляется на поведении и сознании во время пребывания в социальной группе. В отличие от первых трех групп социальные отклонения (гнев, фобии, безволие, гиперактивность, значительная внушаемость) тяжело разграничить от естественного проявления характера ребенка. Именно в этих случаях большое значение имеет не терапевтическое вмешательство на него, а профилактика возможных отклонений от правил и норм.

Кстати, одаренный ребенок – это тоже отклонение от нормы, и такие дети составляют отдельную группу.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМЫ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Г. М. Дульнев и А. Р. Лурия выделяют 4 основные условия, необходимые для нормального развития ребенка:

1) «нормальная работа головного мозга и его коры»; при наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека;

2) «нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов»;

3) «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром»;

4) систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, детском саду, общеобразовательной школе.

Нарушение данных условий может привести к возникновению дизонтогений различной степени выраженности.

Так что такое норма для ребенка? Это,прежде всего:

1. Его уровень развития соответствует большинству ровесникам, среди которых он растет.

2.Его поведение соответствует требованиям общества: ребенок не асоциален.

3. Он развивается соответственно индивидуальным наклонностям, при этом четко преодолевает негативные влияния как со стороны своего организма, так и окружающей среды.

Итак,вывод можно сделать следующий: не каждый ребенок с отклонениями в развитии от рождения уже есть не норма и, наоборот, здоровый ребенок при рождении не всегда дотягивает до нормы в результате развития.

Ребенок развивается соответственно норме при:

• правильной работе головного мозга и его коры;

нормальном психическом развитии;

• сохранности органов чувств;

• последовательном обучении.

Может возникнуть вопрос о соответствии этих пунктов для детей с уже имеющимися отклонениями. Сразу определим такой момент, что ребенок с физическим и психическим дефектом должен проходить полную реабилитацию уже с первых дней. Сюда входит не только медицинское вмешательство, но и педагогическая коррекция. Благодаря совместным усилиям родителей (в первую очередь, медиков и коррекционных педагогов многие патологии в развитии психики можно обойти благодаря компенсационным процессам, которые возможны у детей с отклонениями.

Не все будет проходить просто и гладко. Но ребенок с физическими отклонениями может и должен развиваться соответственно возрасту. Для этого ему только нужна помощь специалистов и безграничная любовь и терпение родителей. Определенные успехи возможны и у детей с психическими патологиями. Каждый случай при этом требует индивидуального подхода.

КАКОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ С ЦЕЛЬЮ ПРОФИЛАКТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ В ЕГО РАЗВИТИИ?

В дошкольном возрасте:

1. В результате патогенных воздействий на мозг и его кору нарушаются нормальные соотношения раздражительных и тормозных процессов. Если ребенку тяжело контролировать тормозные реакции на запреты, он не может организовать свое поведение даже в игре, то это может быть одним из сигналов, что у ребенка имеются отклонения в развитии.

2. Ребенок чрезмерно фантазирует или же, напротив, довольно примитивен в своих рассказах, когда пытается выйти из затруднительного положения.

3. Ребенок склонен к имитации неправильных форм поведения, что может свидетельствовать о легкой внушаемости.

4. Инфантильные (недоразвитые) эмоциональные проявления в виде громкого крика, плача или движений, не соответствующих возрасту (сование ногами).

5. Вспыльчивость, импульсивное поведение по любому незначительному поводу, что приводит к ссоре или даже драке.

6. Полный негативизм, неподчинение старшим с ярко выраженной агрессией, злостью на замечание, запрет или же наказание.

В младшем школьном возрасте:

1. Низкая познавательная активность, которая сочетается с личностною незрелостью.

2. Негативное отношение к урокам, отказ от выполнения заданий с желанием обратить на себя внимание с помощью грубости, непослушания.

3. Наличие к концу младшего школьного возраста значительных пробелов в знаниях, которые сопровождаются нежеланием учиться.

4. Тяга и интерес к тому, что несет агрессию и жестокость. Асоциальное поведение.

5. На любой запрет или требование ответная реакция бурная, несущая конфликт, возможны побеги из дома.

6. Стремление к острым ощущениям как результат повышенной сенсорной жажды.

В подростковом возрасте:

1. Инфантильные суждения, слабые функции саморегуляции и самоконтроля, отсутствие волевых усилий.

2. Сложное поведение, которое сопровождается инфантильностью с аффективной возбуждаемостью.

3. Ранние половые влечения, склонность к алкоголизму, бродяжничеству.

4. Полное отрицательное отношение к учебе.

5. Асоциальное поведение, которое имитирует неподобающий образ взрослой жизни.

Асоциальное поведение у ребенка могут вызывать не только врожденные патологии, но и неправильное воспитание, которое сопровождается бесконтрольностью, асоциальным поведением членов семьи или же их грубой авторитарностью.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У РЕБЕНКА НАБЛЮДАЮТСЯ ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ?

Для того чтобы определить: есть ли отклонения в развитии ребенка или же это просто возрастное проявление характера, необходимо провести полную диагностику. Установить диагноз можно только после полного обследования при участии разных специалистов, среди которых обязательно должен быть врач, психолог, логопед, дефектолог.

Нужно помнить: за одним симптомом заключение о психическом развитии ребенка никто не ставит.

Для того чтобы сделать вывод и определить уровень возможностей маленького пациента, существуют психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК, где работают узкие специалисты, в обязанности которых входит обследовать ребенка, проконсультировать его родителей и начать при необходимости коррекционную работу.

Нужно помнить: во-первых, диагноз о психическом развитии может поставить только специалист, а во-вторых, заключение врача – это не приговор и не ярлык на всю жизнь. По истечении времени при благоприятном влиянии на ребенка диагноз может быть изменен.

Источник