Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРОФИЛАКТИКА ПСИХИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Давидович Н. В., педагог-психолог.
МБДОУ ЦЦР д/с № 2 «Искорка», г.Протвино
О важности понимания своих эмоций и чувств и адекватного управления ими для сохранения здоровой психики и взаимоотношений с окружающими людьми.
The development of emotional-personal sphere of preschool children, prevention of mental ill-being and psychosomatic diseases.
Davidovich N.V.
Психологическое здоровье определяет личностное и психосоматическое здоровье. Зная эту простую истину, многие практические психологи в сфере дошкольного образования делают в своей психопрофилактической работе приоритетным такое направление как развитие эмоционально-личностной сферы, реализующее главные задачи сохранения и укрепления психологического здоровья ребенка. Ведь не секрет для педагогов, что в настоящее время эмоциональная сфера современных дошкольников развита достаточно слабо: очень мало веселых и эмоционально благополучных детей, способных улыбаться и смеяться от души. Все свои усилия родители направляют на развитие интеллектуальной сферы ребенка, отодвигая эмоциональное развитие на второстепенный план. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность, реагировать на нее и в конечном итоге определяют всю жизнь человека и его место в социуме.
Ребенок, у которого развита социально-эмоциональная сфера, вступает во взрослую жизнь уверенный в своих силах, способный сочувствовать и легко выстраивать межличностные отношения, понимая и считаясь с мнениями и чувствами других людей. Он веселый и активный, самостоятельный и доброжелательный, помогающий и любознательный, инициативный и уверенный в себе, открытый и сопереживающий. Эти личностные качества соответствуют ребенку с нормальным психологическим здоровьем. Таких мы и хотим видеть своих детей. А что для этого нужно сделать? Алгоритм психологических развивающих занятий прост. Во-первых, познакомить детей с собственными эмоциями и чувствами, имеющими богатую красочную палитру от негативных до позитивных чувств и эмоций. При этом делается акцент на том, что нет плохих чувств, так как абсолютно все эмоции выполняют ту или иную функцию, сообщая нам важнейшую информацию о нашем внутреннем психическом мире, о степени удовлетворения глубинных потребностей, и помогают правильно выстраивать отношения с людьми. Так, например: чувство страха предупреждает об опасности, подсказывает, что нужно искать защиты и поддержки, а чувств одиночества подсказывает о нехватке человеческого общения и близости, а чувство радости свидетельствует о восполнении важной потребности.
Во-вторых, научиться распознавать и понимать свои собственные эмоциональные состояния и чувства, вступая с ними в непосредственный контакт. Как это можно сделать? Конечно, прежде всего, надо обогатить словарь чувств, необходимый при озвучивании своего состояния и чувства на данный момент времени. Для этого можно придумать много игр и подобрать различные житейские ситуации, и с помощью словаря чувств разобраться что герой истории чувствует и о чем думает. Например: «Зайку бросила хозяйка, под дождем остался зайка! Со скамейки слезть не мог, весь до ниточки промок!» — Что зайка чувствует? Что чувствуешь ты сам?
В-третьих, научить управлять адекватными средствами своими негативными состояниями и чувствами без причинения себе и окружающим людям физического и морального ущерба. Если негативные эмоции (страх, гнев, обида) не подавлять в себе, а верно направить их разрушительную энергию на прямое или косвенное «отреагирование», то этот механизм становится главным способом профилактики психосоматических заболеваний. Так как энергия не проявленной эмоции никуда не исчезают, а «застревают» в теле и рано или поздно она все равно дает о себе знать либо взрывом эмоций, либо агрессивным поступком, либо болезнью. А подавливать, скрывать, не обращать внимания на свои чувства ребенок научается в семье, где родители своими бессознательными установками и культурными особенностями «замораживают» и дает запрет на чувства у своих детей, говоря им следующие фразы «воспитательного процесса»: «Не хнычь, не распускай нюни!», «Не расстраивайся — купим другую куклу!», «Не кричи, не смейся громко — неприлично!», «Мальчики не плачут!», «На бабулю не сердятся!». И чтобы угодить взрослому ребенок начинает скрывать свои негативные чувства, а значит скрывать и сильные позитивные чувства тоже. И ребенок растет без контакта со своими чувствами, не умеет распознавать их, и, следовательно, не умеет настроиться на чувства другого человека, т.е. сочувствовать и сопереживать им.
Культура выражения чувств и культура общения заключается в том, чтобы уметь выражать свои чувства как, находясь наедине с собой, так и общаясь с другим человеком или коллективом.
Чувства можно выражать по-разному: поплакать; физически разрядиться (побегать, попрыгать, покричать); нарисовать свои чувства; побыть одному и успокоиться; поговорить с другом; побить подушку; поколотить молотком пластилин; порвать бумагу.
Очень важно правильно говорить о своих негативных чувствах по поводу происходящего собеседнику, используя безопасную форму «я — высказывания», в которой отсутствует оценка личности и не вызывает сопротивления.
Эти теоретические и практические знания, приобретенными дошкольниками, в будущем позволяет ему быть в роли хозяина своей эмоциональной сферы и коммуникативных связях, которыми он умело управляет. Он становится целостной личностью со здоровой психикой, способным справиться со всеми жизненными невзгодами и кризисами.
Другими словами, ребенок научается быть не рабом своих чувств, а быть выше них.
Психологические игры и сказочные истории, направленные на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
«Жизнь в лесу». Педагог садится на ковёр, рассаживая вокруг себя детей. «Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чём-нибудь, как выразить своё доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что всё хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь – ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись…»
Снежная королева. Педагог предлагает вспомнить сказку «Снежная королева» и говорит, что Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, через которые можно разглядеть всё то хорошее, что есть в каждом человеке. Детям предлагается «примерить эти очки» и посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом. Взрослый первый надевает «очки» и даёт описание двух — трёх детей. После игры дети говорят, какие трудности они испытали в роли рассматривающих, что чувствовали.
«Волшебный цветок». Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок распускается. Затем каждый ребёнок рассказывает о себе: где и с кем он растёт, как себя чувствует, о чём мечтает.
«Свеча». Дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи, в течение 5-8 секунд пристально смотрят на пламя, затем закрывают глаза на 2-3 секунды (свеча гаснет). Открыв глаза, рассказывают, какие образы увидели в пламени свечи, что чувствовали при этом.
«Солнечный зайчик». Детям предлагают с помощью зеркала «поймать» «солнечного зайчика». Затем педагог говорит, что он тоже поймал «зайчика», предлагает передать его по кругу, чтобы каждый мог приласкать его, согреться его теплом. Когда «зайчик» возвращается к воспитателю, он обращает внимание на то, что за это время «зайчик», обласканный детьми, вырос и уже не умещается в ладонях. «Зайчика» выпускают, но каждый ловит частички его тепла, нежные лучики своим сердцем.
«Пирамида любви». Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей.) А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами».
«Угадай настроение». Дети садятся в круг. У воспитателя в руках коробка с фотографиями. Они лежат так, что изображений не видно. Коробка переходит из рук в руки. Каждый ребенок берет по одной фотографии, рассматривает ее, показывает остальным и отвечает на следующие вопросы: «Кто изображен на фото? Какое настроение у человека? Как ты определил его настроение? Почему возникло это настроение? Если настроение грустное, как бы ты помог этому человеку?»
«Зеркало настроения». Игра проводится в паре. Дети стоят лицом друг к другу. Один ребенок — зеркало. Другой — тот, кто смотрит в зеркало. Последний пытается с помощью мимики, жестов, поз отразить различные состояния (человек радуется, дуется, удивляется, грустит, гордится и т.д.), а зеркало повторяет выразительные движения партнера.
«Читаем стихи с разным настроением». Дети садятся в круг. Воспитатель предлагает взять по одной карточке, на обратной стороне которой изображен мимический эталон (радости, грусти, гнева, удивления, страха и т.д.). Участники договариваются, какое стихотворение будут читать. Каждый читает стихи в соответствии с настроением, изображенным на его картинке. Остальные отгадывают, какое чувство игрок пытался показать через интонацию, т.е. что у него изображено на карточке.
Литература:
- Линда Сибли. Чувства разные нужны — чувства разные важны, или как научить ребенка управлять своими чувствами. Издательство: Триада, 2010 г.
- Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекции. Издательство: Владос, 2005
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Как сохранить психологическое здоровье дошкольников
Источник
Тема 4.1. Профилактика, диагностика, коррекция недостатков личностного развития детей.
Для руководства учебно-воспитательным процессом и коррекции отклонений в поведении школьников учителю необходимо знать закономерности развития личности учащегося. В этом едином и сложном целом различаются три основные стороны: во-первых, процессы органического созревания организма, в первую очередь нервной системы. Во-вторых, особенности психического развития взрослеющего человека. В-третьих, процесс целенаправленного руководства развитием личности, т.е. воспитание. Отечественными психологами доказано, что полноценная личность не может быть сформирована без решающего влияния взрослого человека, передающего ребенку и подростку общественный опыт. Все эти три стороны развития личности, три процесса тесно и нерасторжимо связаны и взаимодействуют между собой.
Основными факторами формирования личности ребенка и подростка являются: общественное бытие, общественное сознание, сложившиеся в стране; особенности производства, быта, культуры и природы места проживания; семья; среда непосредственного общения: соседи, друзья, знакомые; школа; внешкольные учреждения.
Важнейшим фактором развития личности учащегося призвана стать школа. Она организует и направляет основную работу по воспитанию школьников. По мере совершенствования общества школа начинает играть основную роль в развитии личности ребенка и подростка.
Основные психологические требования к организации воспитания школьников, обеспечивающие его эффективность и способствующие профилактике и исправлению возникающих трудностей в формировании личности детей и подростков, изложены в работах по психологии воспитания, которых с каждым годом становится все больше. Часть из этих требований указана Л.М. Фридманом и К.Н. Волковым:
1) основой воспитания является формирование у школьников нужной мотивации;
2) важно настойчиво воспитывать у них положительные привычки поведения и помогать искоренять отрицательные;
3) воспитание личности учащегося возможно лишь в его собственной деятельности;
4) воспитательные воздействия на учащегося должны адресоваться не только к его уму, но и к чувствам;
5) в процессе воспитания необходимо ориентироваться на положительные качества ученика и проявлять полное уважение к его личности;
6) обязательно надо воспитывать у школьника адекватную самооценку своей личности и уровень притязаний.
Существуют различные психологические методы и средства воспитательного воздействия на учащегося, нацеленного на профилактику деформаций личностного развития, однако все они теряют свою эффективность в случае отказа от учёта индивидуальных особенностей каждого ученика и своеобразия прошлого жизненного опыта (биографии). То есть индивидуальный подход обеспечивает своеобразие в развитии личности ребенка, создает благоприятные возможности для формирования всех его способностей, делает эффективным педагогическое воздействие на него.
Сущность индивидуального подхода в воспитании — в конкретизации общих целей воспитания в соответствии с индивидуальными качествами учащегося. Он предполагает знание индивидуальных черт ученика; учет специфических условий, повлиявших на появление какой-либо особенности личности; знание мотивов действия воспитанника; чуткость и такт воспитателя по отношению к учащимся; умение предвидеть последствия педагогического воздействия.
Понятие «индивидуальный подход» взаимосвязано с понятием «педагогический такт». И.В. Страхов выделяет основные признаки педагогического такта: естественность, простота обращения без фамильярности; искренность тона, лишенная всякой фальши; доверие к школьнику без попустительства; просьба без упрашивания; советы и рекомендации без навязчивости; требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника; серьезность тона без натянутости в отношениях; ирония и юмор, лишенные унижающей насмешливости; требовательность без мелкой придирчивости; деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости; твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования; развитие самостоятельности без мелочной опеки; быстрота и своевременность воспитательного воздействия без поспешности и опрометчивых решений; внимательность к ученику без подчеркивания своего контроля, спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая безразличие и излишнюю возбудимость; ведение беседы с учащимися без навязчивого дидактизма и морализирования. Главный признак педагогического такта — нахождение меры в отношениях учителя и учащихся в процессе общения.
Индивидуальный подход включает в себя не только контакт с конкретным учащимся, но и воздействие на него через коллектив сверстников и семью.
Е.С. Рабунский описывает «алгоритм» индивидуальной работы с отдельным учеником:
1) изучение целостной личности школьника (выявление его творческого своеобразия и пробелов в знаниях, установление причин последних);
2) условное отнесение ученика к определенной группе типологии школьников и проектирование основного направления индивидуальной работы с ним;
3) поиск первоочередных мер заданий в индивидуальной работе с учеником с помощью их классификации;
4) уточнение основного направления индивидуальной работы, применение наиболее рациональных приемов при всемерной активизации самостоятельной деятельности ученика;
5) анализ и обобщение проделанной работы.
В настоящее время развитию личности придается приоритетное значение, поэтому учителям необходимо соблюдать требования индивидуального подхода не только на словах, но и на деле.
Источник
Работа с родителями
Тема : «Профилактика отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов
Цель и задачи: Дать родителям знания о профилактике отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов, которые являются условием укрепления психического здоровья, обеспечения гармонического формирования личности ребенка ; выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их, провести мастер-класс с играми по данной теме.
Форма проведения – мастер –класс
Тезисы к родительскому собранию на тему «Исправление отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов»
Слайд №2. Здравствуйте, уважаемые родители! Скажите, пожалуйста, какие ассоциации у вас вызывает выражение «Проблемные дети». (Ответы родителей) — Я хочу затронуть сегодня тему, которая не безразлична всем. «Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом» Ян Амос Коменский. Профилактика отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов является условием укрепления психического здоровья, обеспечения гармонического формирования личности ребенка.
Слайд №3 Задачи: снижение уровня эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение личностных реакций, обусловленных эмоциональными расстройствами, такими как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. В течение последних лет педагоги, медицинские работники, психологи выражают озабоченность состоянием физического и психического здоровья дошкольников. Они утверждают, что значительно увеличилось количество детей с отклонениями в поведении.
— Какие они дети с отклонениями в развитии личности? Посмотрите, пожалуйста, на экран
Слайд№ 4, 5, 6 Основными группами детей с эмоциональными нарушениями являются:
1. Дети, у которых эмоциональные проблемы проявляются в основном в рамках межличностных отношений : повышенная возбудимость, аффективные вспышки в процессе общения особенно со сверстниками;
2. Дети отличаются выраженными внутриличностными конфликтами: повышенная заторможенность, слабо выраженная общительность, необоснованные страхи, глубокое переживание обиды.
3.Для детей характерны выраженные внутриличностные и межличностные конфликты: агрессивность, импульсивность.
— Уважаемые родители, в чем же заключаются проблемы отклонений в развитии личности детей и какие есть психолого-педагогические подходы к ним? В течение последних лет педагоги, медицинские работники, психологи выражают озабоченность состоянием физического и психического здоровья дошкольников и того, что значительно увеличилось количество детей с отклонениями в поведении. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой ребенок , имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.
Слайд №7 — Посмотрите на экран. Проблемы в развитии личности: проблема взаимоотношений с окружающими людьми, проблема эмоционально-волевой регуляции поведения, проблема эмоционально-волевой регуляции поведения, социально – психологические проблемы
Психологические и педагогические подходы:
· Коррекция неадекватных методов воспитания ребенка;
· Разрешение психотравмирующих ситуаций, формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими людьми,повышение социального статуса, развитие компетентности в вопросах нормативного поведения.
· Гармонизация психоэмоционального состояния детей
· Привлечение семьи в воспитательно –образовательный процесс взаимодействия с педагогами, с другими детьми. Атмосфера доброжелательности, открытости, взаимопонимания
Уважаемые родители, но знаете, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой ребенок, с отклонений в развитии личности может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.
Слайд №8 — Но чтобы обеспечить нормальное психическое и личностное развитие ребенка, нужна, система целенаправленного развивающего воздействия на ребенка и огромная помощь вас, родителей. Вы согласны со мной?
Слайд №9 — Все верно, я с вами согласна. В данном случае деятельность педагогов и родителей должна быть направлена на создание социально-психологических условий развития личности, а профилактическая деятельность — на решение конкретных проблем ребенка, связанных с профилактикой отклонений в развитии личности детей
Слайд №10 — В своей работе мы, педагоги, решаем задачи по профилактике отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов, которые является одним из основополагающих условий социальной адаптации детей в обществе, вы коллективе, в детском саду. Одним из эффективных методов является игра, так как весь наш воспитательно-образовательный процесс в ДОУ строится на игровой деятельности детей.
Уважаемые родители, необходимость помощи детям возникает как раз на 4—5 году жизни ребенка, когда негативные качества начинают мешать его социальной адаптации. Как вы думаете, каким же образом мы можем помочь детям? Выбор конкретной формы взаимодействия с ребенком определяется уровнем развития и конкретными проблемами воспитания. В свой работе основной акцент мы делаем на игровую деятельность. Так как игра обеспечивает целостного воздействия на все многообразие мотивационных, интеллектуальных, эмоционально-волевых проявлений личности в период всего воспитательно-образовательного процесса
2 часть (практическая )
Уважаемые родители! Сегодня я вам предлагаю испробовать на себе некоторые формы работы, которые мы применяем в воспитательном образовательном процессе нашего ДОУ. Самыми простыми и доступными упражнениями является использование способов саморегуляции (дыхательные упражнения, релаксация) и восстановления себя. Предлагаю вам занятие по системе Йогов небольшое дыхательное упражнение, которое называется «ХА!» И так, встаньте, пожалуйста, и дышите полным дыханием…., во время вдоха поднимите руки вверх…, задержите дыхание на несколько секунд…, теперь наклонитесь вперед, разрешив рукам свободно упасть, и сделайте выдох через рот, произнося с силой «ХА!». Сделайте медленный вдох, выпрямляясь и снова поднимая руки вверх. Делайте медленный выдох через нос, опуская руки вниз. (Родители выполняют действия
– Ну что? Немного отдохнули? Теперь можно продолжить нашу встречу .
Слайд №11 Теперь можно продолжить нашу встречу. Предлагаю поучаствовать в игре «Сочини историю», которая помогает детям с затруднениями в общении . Я сейчас начну небольшую историю и хочу чтобы вы ее продолжили в двух трех словах. Например: «Как то раз…», «Однажды я…» и пр… Продолжите предложение сами … (Родители сочиняют историю )
Слайд № 12 Следующим упражнением у нас будет простая всем вам знакомая игра «Замри», которая направлена на регуляцию и снятие психоэмоционального напряжения. Поиграем? (Ответы родителей) На счет 1-2-3- «Замри» следует остановить свое движение – замереть, а на счет 1-2-3 «Отомри» можно будет занять свои места, то есть сесть. Начинаем!
(Воспитатель проговаривает слова, родители выполняют движения)
Слайд №13Вы, что вы наверно, немного разозлились, так как приходится выполнять такие, казалось бы, простые упражнения, поэтому я предлагаю вам сыграть еще в одну игру. Эта игра будет направлена на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций и называется она «Уходи, злость, уходи ». Предлагаю вам обнять себя крепко- крепко руками, еще крепче.
(Родители выполняют действия) Вот как мы себя любим! Молодцы!
Слайд №14 Уважаемые родители, все вы знаете, что чувства мы выражаем своими поступками и эмоциями. Я предлагаю вам выразить свои эмоции в игре «Изобрази чувства». Я вам раздам листы бумаги и карандаши. Прошу вас изобразить на этом листе свою эмоцию. Надеюсь, что у вас у всех хорошее настроение, а если вдруг кто-то изобразил плохое настроение, то, пожалуйста, разорвите листочек и забудьте про него. И пусть плохое настроение останется только на клочках разорванного листа бумаги!
Слайд №15. А сейчас я предлагаю вам принять участие в игре на развитие самосознания и самооценки «Я могу». Игру мы с вами проведем в рамках нашей встречи на тему «Профилактика отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов». Каждый из вас может высказать свое предложение в рамках данной темы, начиная со слов «Я могу…». (Родители высказываются) Уважаемые родители! Я благодарю вас за высказывания, предложения. Я обязательно возьму их на заметку.
Слайд №16 В заключении мы предлагаем вам игру на развитие нравственных и волевых качеств «Вежливые слова» Повернитесь к соседу справа скажите ему вежливое слово или комплемент, затем к соседу слева и ему тоже сказать что-то доброе
Слайд №17,18 –раздача материала (Буклеты, листовки, памятки) Я приготовила для вас вам буклеты и листовки с информацией по теме, можете их забрать. Небольшой вывод нашей работы. Психолого-педагогическая деятельность по исправлению отклонений в развитии личности детей обладает большим арсеналом средств и методов, применение которых должно быть комплексное и систематизированное, согласовано с возрастными и индивидуальными особенностями детей, характером имеющегося отклонения у них и направлено на увеличение социальной активности, накоплению положительного опыта межличностного общения и толерантности .Но без вашей помощи и заинтересованности в этом вопросе нам не обойтись. Спасибо за внимание и за активное участие, уважаемые родители! Я если кого-то возникнут вопросы по данной теме, вы всегда можете обратиться к нам воспитателям лично. В нашей группе мы организовали почту. И вы всегда можете высказать свое мнение, пожелание, задать вопросы, мы обязательно ознакомимся с этим и всем ответим.
Слайд №19 До свидания! Рада была нашей встрече с вами. Я вам хочу подарить вот такое солнышко и пожелать здоровья вам и вашим детям.
Источник