Профиль развития и поведения ребенка
Психообразовательный профиль — психологический тест, предназначенный для оценки уровня возможностей детей, имеющих нарушения коммуникации. Является одним из популярных методов диагностики детского аутизма и нарушений психического развития.
Предложен в 1979 году (англ. Psychoeducational profile; PEP)[1], в 1990 году был пересмотрен (англ. Psychoeducational profile revised; PEP-R)[2], в настоящее время используется третья версия теста (англ. Psychoeducational profile: 3rd edition; PEP-3), предложенная в 2005 году[3].
Описание теста[править | править код]
В этой методике подан ориентир на две шкалы: «Шкалу развития» и «Шкалу поведения».
Тест — для детей от 6 месяцев до 7 лет. Его можно применять и для тех детей до 12 лет, по которым можно говорить, что некоторые их функции находятся на уровне, который ниже уровня первоклассника (также отдельно такой профиль для подростков / молодежи и для взрослых).
Этот тест возможен для выяснения степени осложнений в поведении между людьми (установление контактов и эмоциональные реакции), в игре, в способе реагирования на внешние стимулы, а также для степени осложнения развития речи.
К концу тестового исследования показатели ребёнка размещают за 7 сферами, которые касаются развития, и за 4 сферами, которые связанные с
поведением.
Кроме выводов «сформирован»/ «не сформирован» введен третий вывод «формируется» (с учётом ближайшей зоны развития).
Этот третий вывод делают тогда, когда ребёнок только частично понимает, что надо сделать с данной задачей, или не имеет достаточного умения,
чтобы это сделать хорошо. Ребёнок может проявлять определённое ощущение того, как это можно сделать, или даже частично это делать, но особым
образом.
«Шкала развития» указывает на уровень развития ребёнка по сравнению с ровесниками. Элементы «Шкалы Поведения» представляют особую
систему, их объединяют функции, характерные для аутизма. Целостность нетипичного поведения (или проявлений, связанных с осложнениями умений ребёнка) оценивают количественно и качественно. К каждой из семи сфер развития подобрано задачи с разной степенью трудности. Ещё одной из главных черт теста является его гибкость, необязательность соблюдения определённой последовательности задач при диагностировании.
Элементы Шкалы Развития распределены по 7 сферам развития. Умение в этих сферах проверяют по 131 задачей:
1) подражание (16 заданий),
2) перцепция (13 заданий),
3) мелкая моторика (16 заданий),
4) общая моторика (18 заданий),
5) зрительно-двигательная координация (15 заданий),
6) познавательные функции (26 заданий);
7) коммуникация; активное вещание (27 заданий).
Шкала поведенческих проявлений имеет целью распознавания нетипичных способов поведения, характерных для аутизма: 42 задача этой шкалы
разделена на 4 части:
1) установление контактов и эмоциональной реакции,
2) игра и заинтересованность предметами,
3) реакция на стимулы,
4) речь.
Цель — определить способность устанавливать зрительный контакт, выяснения нетипичного использования материалов, чрезмерного интереса запахами и вкусом вещей, нетипичным употреблением слов или нескоординированного поведения во время обследования.
Способ оценки: в столбцах, которые касаются поведения исследователь отмечает оценку: удовлетворительно, умеренно неудовлетворительно, неудовлетворительно, а в столбцах, где оценивают развитие — сформирован, формируется, не формируется.
Сильные характеристики теста — его гибкость, необязательность соблюдение определённой последовательности задач при диагностировании, что
соответствует психическим особенностям детей с расстройствами аутистического спектра. Диагностические показатели фиксируют во время выполнения ребёнком заданий в игровой форме, а также — в случае его специфического поведения. Большое преимущество теста также — в том, что он учитывает два характерных для аутизма аспекта: задержку развития и нетипичное поведение.
Итогом теста является создание профиля, позволяет определить, которому биологическому возрасту соответствует состояние сформированности
той или иной психической функции в каждого конкретного ребёнка. Результаты исследования являются основой разработки индивидуальной учебной программы.
Важное преимущество теста — ориентир не только на определение определённого состояния сформированности определённых функций, но и на диагностику развития, на те процессы, которые ещё только формируются (что сопоставимо с идеей Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития).
Примечания[править | править код]
- ↑ Schopler, E., & Reichler, R. J. (1979). Individual assessment and treatment for autistic and developmental disabled children: Vol. 1. Psychoeducational profile. Baltimore: University Park Press.
- ↑ Schopler, E., Reichler, R. J., Bashford, A., Lansing, M. D., & Marcus, L. M. (1990). Individual assessment and treatment for autistic and developmental disabled children: Vol. 1. Psychoeducational profile revised (PEP-R). Austin: Pro-Ed.
- ↑ Schopler, E., Lansing, M. D., Reichler, R. J., & Marcus, L. M. (2005). PEP-3 psychoeducational profile(3rd ed.). Austin: Pro-Ed.
Источник
РЕР предлагает возможность оценки развития аутичных и психотических детей, а также детей с задержками в развитии. Результаты теста используются для составления индивидуальных программ обучения (IEP) для таких детей.
Концепция развития в тесте представлена в разных аспектах. Во-первых, РЕР напоминает нам, что ребенок, нормальный или больной, растет и изменяется соответственно возрасту. Во-вторых, т.к. тест используется для составления IEP, уровень развитости функционирования ребенка должен быть вычислен исходя из результатов заданий его индивидуальной программы.
Основой развития является также описание и понимание примеров характерных обучающих программ для таких детей. Т.е., у одного ребенка различные функции могут проявляется соответственно различным уровням развития. Таким образом, самая подходящая техника обучения должна быть соотнесена с уровнем развития всех функциональных зон.
Описание РЕР.
РЕР является одним из лучших тестов, выявляющих отклонения в поведении и умственном развитии детей. Он помогает составить нестандартные и идиосинкразические обучающие программы. В большинстве случаев он рассчитан на детей дошкольного возраста, но также может быть использован для детей до 12 лет.
Как результат оценки, РЕР дает информацию о развитии следующих функциональных зон: имитация, восприятие, мелкая моторика, крупная моторика, интеграция рук и глаз, когнитивные представления, вербальная. Как диагностическая система, РЕР выявляет уровни поведенческих патологий и наличие психозов в следующих зонах аффекта: взаимоотношение, взаимодействие, интерес к людям, игра и интерес к предметам, сенсорные формы и речь.
Задания РЕР состоят из различных игр, которые должны быть представлены ребенку экзаменатором. В свою очередь, экзаменатор, должен наблюдать за реакцией ребенка и правильностью выполнения заданий, делать выводы и отмечать особенности ребенка. После прохождения ребенком теста, результаты нужно идентифицировать по таблицам итогов. Таким образом, будет получена картина развития семи функциональных зон и выявлено наличие патологий в поведении ребенка.
Большинство подобных тестов содержат только два возможных результата ответов: положительный и отрицательный, РЕР же имеет еще один — удовлетворительный. Удовлетворительный ответ показывает то, что ребенок имеет достаточно знаний и возможностей для выполнения задания, но не может понять смысла или не видит надобности в его выполнении. Таким образом, если ребенок демонстрирует некоторое понимание смысла задания или может выполнить его частично, но делает это неким необычным образом, его результат стоит рассматривать, как удовлетворительный.
Т.к. РЕР служит для составления IEP, то в нем выделяются 5 характерных отличий от других подобных тестов:
1. Задания, представленные в РЕР проводились долгие годы и доказали свою эффективность.
2. Возрастные уровни и результаты заданий распределены таким образом, что здоровый ребенок может выполнить соответственное задание раньше, чем указано в таблице возрастов.
3. Указания в РЕР построены таким образом, что они не звучат, как приказ, а являются приглашением к игре.
4. Т.к. для таких детей характерны проблемы с речью, задания и указания в РЕР составлены таким образом, что необходимость понимание речи в них минимальна.
5. Результаты теста рассматриваются не стандартно, т.к. они направлены на составление индивидуальных программ.
Описание теста и указания к нему.
Развитие функциональных зон.
Задания теста распределены по семи развивающимся функциональным зонам: имитация, восприятие, мелкая и крупная моторика, интеграция глаз и рук, вербальная зона и когнитивные представления.
Имитация.
В тесте содержится 10 заданий на имитацию, которые позволяют выявить способность ребенка имитировать определенные вещи как вербально, так и двигательно. Имитация связана также и с речью, хотя некоторые дети не могут повторить определенных звуков, в то время как легко изображают некоторые действия. Упражнения на моторную и вербальную имитацию часто могут способствовать кооперации в случаях у детей с низким уровнем развития.
Восприятие.
В РЕР представлено 11 заданий на восприятие, зрительное и слуховое. Навыки восприятия необходимы ребенку для учебы и общения. Эти упражнения очень важны, т.к. у аутичных детей и детей с другими психотическими заболеваниями часто возникают трудности с восприятием и интеграцией сенсорной информации.
Мелкая и крупная моторика.
В тесте представлено 10 заданий на мелкую моторику и 11 заданий на крупную моторику. Большинство из них выявляют нормальную способность ребенка двигаться в первые годы жизни. Это задание не только помогает установить развитость координации движений, но также доставляет детям удовольствие, т.к. никак не связана с заданиями на речь и достаточно легко выполняется.
Интеграция глаз и рук.
В тесте представлено 14 заданий на кооперацию левых и правых глаз и рук, это также относится в некоторой степени к мелкой моторике. Эти задания необходимы для рисования и письма.
Когнитивные представления и знаки.
Последние две зоны напрямую связаны с познавательной способностью ребенка и речью. Отличие между этими двумя зонами заключаются лишь в том, что задания на когнитивные представления как правило проходят в игре и требуют лишь понимания указаний, а задания на когнитивные знаки требуют четкого вербального ответа.
Патологии.
В тесте представлено 14 заданий на выявление патологического и психотического поведения. Они подразделяются на 5 подгрупп:
1. Аффект
2. Взаимодействие, взаимоотношение и интерес к людям
3. Игра и интерес к тестовому материалу
4. Сенсорные модели
5. Речь
Задания на патологии не показывают обширной вариации развития. В год-полтора нормальный ребенок должен проходить все эти задания. Другими словами, задания на патологические зоны направлены на диагностику и выявление предположений, они дают информацию об уровне неорганизованности поведения ребенка, а также идентификация специфических зон, в которых эта патология может быть представлена.
Счет.
Система подсчета результатов РЕР состоит из трех уровней: положительный, удовлетворительный и отрицательный.
1. Положительный: результат рассматривается как положительный, если ребенок может успешно выполнить задание без предварительной демонстрации.
2. Удовлетворительный: если ребенок имеет представление о том, как выполнить задание, но ему не хватает понимания. Также результат считается удовлетворительным, если ребенку необходима предварительная демонстрация выполнения задания.
3. Отрицательный: если ребенок не может выполнить задание даже частично или не пытается выполнить его, даже после демонстрации.
Подсчет результатов заданий на патологии.
Система подсчета заданий на патологии отличается от системы подсчета других функциональных зон по нескольким параметрам. Во-первых, критерии подсчета данных заданий основываются на клинических выводах. Такие термины, как «адекватный», «адекватный по возрастному уровню» и «входящий в рамки нормы», используются для того, чтобы отобразить соответствие между рангом поведения нормального ребенка и возрастными уровнями. При этом, экзаменатор должен основываться при подсчете на статистические возрастные уровни.
Во-вторых, задания на патологии подсчитываются по уровню или сумме нарушенных, ненормальных реакций. В итоге, патология может отсутствовать, быть средней, а может быть тяжелое нарушение. В этих заданиях нет удовлетворительного уровня. Результат определяется как отсутствие патологии (А), если поведение ребенка соответствует его возрастному уровню. Средним (В) результат считается, если ребенок ведет себя, как дети более младшего возраста. В этом случае важно не перепутать это с действительными нарушениями в поведении ребенка. Тяжелым нарушением (С) считается неадекватное во всех отношениях поведение ребенка, этот результат не похож на предыдущие два.
Когда следует подсчитывать результаты теста.
Все задания, за исключением заданий на патологии, подсчитываются при их выполнении. Если экзаменатор не уверен в своем решении относительно результата в каком-то специфическом задании, он должен понаблюдать за поведением и игрой ребенка, после чего, по окончании теста, проконсультироваться в руководстве.
Задания с 71 по 98 на выявление патологий всегда учитываются сразу после выполнения каждого из них. Экзаменатор должен сделать свои заметки относительно поведения ребенка и подсчитать результаты, пока его впечатление о ребенке еще свежо.
Источник
Основной метод диагностики раннего детского аутизма — динамическое наблюдение за поведением, которое осуществляется либо непосредственно, либо опосредованно с помощью опроса близких людей [2, 3]. В дополнение к основному методу проводятся психологическое, физическое, неврологическое и другие обследования.
Наблюдение поведения ребенка — самый важный источник информации. Поскольку поведение ребенка с аутизмом очень изменяется в зависимости от ситуации и места, за ним нужно наблюдать как в специально организованной, так и в обычной повседневной среде. Для детей нужно создавать, по возможности, непринужденные игровые и учебные ситуации. К организации непосредственного наблюдения за ребенком с ранним детским аутизмом предъявляется ряд требований:
• присутствие родителей;
• ясный порядок и структура действий;
• ограниченный спектр средовых раздражителей;
• использование знакомого материала;
• применение материалов с высоким побуждающим характером;
• предупреждение опасностей;
• ясная и однозначная коммуникация, при необходимости с использованием дополнительных коммуникативных средств (предметы, фотографии или рисунки, пиктограммы, жесты);
• применение материальных усилителей в зависимости от потребностей (любимые еда, питье, предмет).
В ходе опроса близких людей собирается информация по следующим областям:
наличие аутистической симптоматики в поведении ребенка в различных жизненных ситуациях;
история развития и ме-дицинский анамнез,
функциональный уровень ребенка;
проблемы со здоровьем в семье;
семейная ситуация, социальные данные и предыдущий опыт, связанный с диагностикой и оказанием медицинской и психолого-педагогической помощи.
Диагностика раннего детского аутизма включает три этапа.
Первый этап — скрининг.
Выявляются отклонения в развитии без точной их квалификации.
Скрининг — быстрый сбор информации о социально-коммуникативном развитии ребенка для выделения группы специфического риска из общей популяции детей, оценки их потребности в дальнейшей углубленной диагностике и оказании необходимой кор-
рекционной помощи. Поскольку скрининг не используется для выставления диагноза, его могут осуществлять педагоги, врачи-педиатры и сами родители. Перечислим основные индикаторы раннего детского аутизма, наблюдение которых требует дальнейшей углубленной диагностики ребенка [1, 2, 3].
Индикаторы аутизма в раннем возрасте:
• отсутствие единичных слов в возрасте 16 месяцев;
• отсутствие фразы из двух слов в 2 года;
• отсутствие невербальной коммуникации (в частности, указатель-ного жеста) в 12 месяцев;
• потеря речевых или социальных способностей.
Индикаторы аутизма в дошкольном возрасте:
• отсутствие речи или задержка ее развития;
• особый зрительный контакт: не частый и очень короткий либо долгий и неподвижный, редко прямой в глаза, в большинстве случаев периферический;
• трудности в имитации действий;
• выполнение однообразных действий с игрушками, отсутствие творческой игры;
• отсутствие социальной реакции на эмоции других людей, отсутствие изменения поведения в зависимости от социального контекста;
• необычная реакция на сенсорные раздражители;
• любая озабоченность по поводу социального или речевого развития ребенка, особенно при наличии необычных интересов, стереотипного поведения.
Индикаторы аутизма в школьном возрасте:
• отсутствие интереса к другим людям, контактов со сверстниками;
• большой интерес к неодушевленным предметам;
• отсутствие потребности в утешении в ситуациях психологической необходимости;
• наличие сложностей с ожиданием в социальных ситуациях;
• неспособность поддерживать диалог;
• увлеченность одной темой;
• выполнение видов деятельности, наполненных малой креативностью и фантазией;
• сильная реакция на изменения в привычном ежедневном графике;
• любая озабоченность по поводу социального или речевого развития ребенка, особенно при наличии необычных интересов, стереотипного поведения.
В мире уже давно разработан и широко используется следующий стандартизированный скрининговый инструментарий: CHAT — Шкала для раннего распознавания аутизма, STAT — Скрининговый тест аутизма, ADI-R — Диагностическое интервью для родителей.
Например, СНАТ — короткий скрининговый инструментарий, предназначенный для первичной оценки развития ребенка в возрасте от 18 до 36 месяцев.
Первая часть теста включает девять вопросов для родителей, которые фиксируют, демонстрирует ли ребенок определенные виды поведения:
социальную и функциональную игру, социальную заинтересованность в других детях, совместное внимание, а также некоторые моторные навыки (указательный жест, необычные движения).
Вторая часть теста содержит вопросы по наблюдению за пятью короткими видами взаимодействия исследователя с ребенком, которые позволяют специалисту сравнить фактическое поведение ребенка с данными, полученными от родителей.
Положительный результат скрининга должен сопровождаться углубленным дифференцированным обследованием.
Второй этап — собственно дифференциальная диагностика, т.е. углубленное медико-психолого-педагогическое обследование ребенка с целью определения типа нарушения развития и соответствующего образовательного маршрута. Его осуществляет мультидисциплинарная команда специалистов: психиатр, невролог, психолог, учитель-дефектолог и др. Данный этап включает медицинское обследование, интервью родителей, психологическое тестирование, педагогическое наблюдение. Дифференциальный диагноз выставляет врач-психиатр.
За рубежом в качестве основного инструментария дифференциальной диагностики аутизма используются ADOS Диагностическая шкала наблюдения для аутистических нарушений, CARS — Рейтинговая шкала детского аутизма. К примеру, CARS — стандартизированный инструмент, основанный на непосредственном наблюдении за поведением ребенка в возрасте от 2 лет в 15 функциональных областях (взаимоотношения с людьми, имитация, эмоциональные реакции, коммуника-
ция, перцепция, тревожные реакции и страхи и др.).
И, наконец, третий этап — диагностика развития: выявление индивидуальных особенностей ребенка, характеристика его коммуникативных возможностей, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности и пр. Выявленные особенности должны приниматься во внимание при организации и проведении индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ним. Диагностику развития ребенка с ранним детским аутизмом осуществляет учитель-дефектолог. С этой целью за рубежом используется стандартизированный тест PEP-R — Профиль развития и поведения ребенка. PEP-R
состоит из двух шкал: развития и поведения. В частности, по шкале развития оценивают уровень функционирования ребенка по отношению к его сверстникам в семи областях (подражание, перцепция, мелкая моторика, крупная моторика, зрительно-моторная координация, познание; коммуникация и экспрессивная речь).
Инна Миненкова (Беларусь)
Источник