Проективные методики в диагностике развития ребенка
«Анализ проективных методик, используемых в диагностике детей дошкольного и младшего школьного возраста»
- Методики, используемые в работе с дошкольниками.
Проективные методики исследования личности широко используются во многих областях психологической практики, они ориентированы на изучение неосознаваемых (или не вполне осознанных) форм мотивации и в этом своем качестве является едва ли не единственным собственно психологическим методом проникновения в наиболее интимную область человеческой психики. [1]
Перечислим некоторые проективные методы при изучении эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста.
«Дом — Дерево — Человек» Оценка агрессивности ребенка и других видов нарушений поведения, таких как конфликтность, негативизм, враждебность.
«Кактус». Графическая методика для детей с 4-х лет. Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
«Мои праздники». Методика предназначена для диагностики эмоциональной направленности личности, ее ценностной сферы. Предназначена для профессионального использования психологом в процессе психологического консультирования, психодиагностики.
Психогеометрический тест С.Деллингер (адаптация А.А. Алексеева, Л.А. Громовой). Точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85%! Предлагаемый тест позволяет мгновенно определить форму или тип личности, дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому языке, составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.
«Рисунок человека». Выводы об уровне умственного развития по результатам тестирования наиболее надежны применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту. В качестве личностного теста методика успешно интерпретируется, начиная со старшего дошкольного возраста, и не имеет возрастных ограничений сверху.
Особенностью периода младшего школьного возраста при нормальном развитии изобразительной функции является то, что ребенок овладевает реалистическим рисунком с правильным изображением строения человеческой фигуры. Это связано с принятым в нашей культуре традиционным подходом к обучению детей рисованию, с опытом рассматривания иллюстраций в детских книжках.
При обработке результатов нужно также учитывать особенности изображения. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры часто говорят об обратном.
- Методики, используемые в работе с младшими школьниками.
«Рисунок школы». Проективная методика, предназначена для определения отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.
«Руки» (Hand test). Проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения. Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером.
Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки). Цель методики — определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциальной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.
Физиономический тест Кунина. Применяется для экспресс-диагностики настроения. Особую ценность он представляет для психологов, обследующих
большие коллективы (например, трудовые) с целью определения «уровня настроения» в текущей ситуации. Допустимо использовать его многократно на том же стимульном материале.
Тест «Домик» разработан на основе авторской модели эмоций в структуре личности и факте предпочтения эмоций как потребности и предназначен для детей в возрасте от 6 лет. Эмоции представлены ребенку в виде “жильцов” домиков, которые ребенок раскрашивает, подбирая подходящий цвет.
Для изучения личности младшего школьного возраста используется несколько методик, среди которых основными считаются:
Методика «Времена года», позволяющая производить диагностику уровня развития образно-логического мышления. Эта методика нужна для работы с детьми в возрасте от 3 до 4-х лет.
Кинетический рисунок семьи (КРС) направлена на выявление специфики восприятия ребёнком семейной ситуации, своего места в семье, его отношение к членам семьи.
Методика Рене Жиля нужна для исследования сферы межличностных отношений ребёнка и его восприятия внутрисемейных отношений. Основная цель методики сводится к изучению социальной приспособленности ребёнка, его взаимоотношений с окружающим миром.
Методика «Несуществующее животное» — проективный метод личности, основанный на использовании теоретических норм оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами [10].
Тест «Рисунки животных» позволяет анализировать культурного и интеллектуального уровня испытуемого, оригинальности (или стандартности) мышления, потребностей, мотивов, установок и отношений, наличия и характера внутренних и внешних психологических конфликтов, механизмов психологической защиты. Некоторые детерминанты, выявленные в тексте испытуемого, позволяют сделать вывод о наличии и степени выраженности в личности таких факторов, как «невротизм» и «психотизм».
Проективными методиками при изучении личности младших школьников также служат методика «Рисунок школы», «Руки», «Сказки Дюсса», последняя из которых применяется для исследования межличностных отношений между детьми в семье. Эта методика позволяет определить наличие либо отсутствие конкуренции между братьями и сёстрами. Методика не применяется для утверждения окончательного диагноза, она может являться и компонентом «диагностической батареи».
Выводы
В настоящее время рисуночные проективные методики получают всё большую популярность среди психологов, педагогов и других специалистов. Они являются ценным инструментом для понимания и оценки характеристик личности, индивидуальности. В рисунках человек выражает свои чувства, делится с другими своими впечатлениями и реакциями на окружающий мир, активно и спонтанно структурирует бессознательный материал.
Интерпретация рисунков с позиций того, как в них через символы проявляется внутреннее, скрытое, психическое, позволяет получить много информации об эмоциональных, мыслительных, поведенческих особенностях автора рисунка. Однако использование рисуночных методик — дело непростое.
Для того, чтобы научиться понимать значение рисунков, необходима глубокая теоретическая подготовка по основам интерпретации проективных графических тестов. Необходимо также глубокое понимание сферы бессознательного и особенно механизмов проекции: в рисунках человек проецирует свои бессознательные чувства, конфликты, реакции. Проекция особенно ярко проявляется, когда человек испытывает чувство угрозы или беззащитности. Анализ рисунков — один из способов прояснения этих бессознательных чувств.
Интерпретация рисунков позволяет получить важную информацию для определения областей конфликта, возможностей и затруднений в решении этого конфликта. Для этого необходимо обращать внимание на характер исполнения рисунков и их содержание. Стиль и манера подачи изображения могут значительно варьироваться у разных людей и даже у одного и того же человека в разных рисунках. Манера изображения часто связана с тем, как человек подходит к своей жизненной ситуации, что позволяет выяснить не только личностные особенности рисующего, но и его отношение к различным аспектам жизни. К интерпретации рисуночных тестов необходимо подходить с осторожностью.
В целом, проективные методы основаны на интерпретации проекций испытуемого на стимульный материал. Традиционно проективные тесты относят к числу наиболее надежных, однако сфера их применения не так велика как у личностных опросников.
Для многих проективных методик принципиально важной оказывается роль психолога-диагноста, что связано с некоторой свободой в его интерпретациях. Поэтому для таких методик значение опыт и профессионализма, беспристрастности сложно переоценить.
Источник
. Графическая методика для детей с 4-х лет. Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
. Цель — выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи.
. Методика является модификацией метода «Социометрия». Предназначена для определения статусного места ребенка 5 лет и старше в группе.
. Простая в использовании, методика — в соединении с беседой и другими методиками — помогает психодиагносту разобраться в сложных вопросах самооценки испытуемого.
. Методика миокинетической психодиагностики предусматривает выполнение нескольких серий движений в разных направлениях в пространстве для изучения характеристик личности.
. Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.
. Методика предназначена для диагностики эмоциональной направленности личности, ее ценностной сферы. Предназначена для профессионального использования психологом в процессе психологического консультирования, психодиагностики.
. Включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным.
. Проективный метод исследования личности. Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.
. Точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85%! Предлагаемый тест позволяет мгновенно определить форму или тип личности, дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому языке, составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.
. С помощью теста анализируются культурный и интеллектуальный уровень испытуемого, оригинальность/стандартность мышления, потребности, мотивы, установки и отношения, наличие и характер внутренних и внешних психологических конфликтов, механизмы психологической защиты. Некоторые детерминанты, выявленные в тексте испытуемого, позволяют сделать вывод о наличии и степени выраженности в личности таких факторов, как «невротизм» и «психотизм».
. Выводы об уровне умственного развития по результатам тестирования наиболее надежны применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту. В качестве личностного теста методика успешно интерпретируется, начиная со старшего дошкольного возраста, и не имеет возрастных ограничений сверху.
. Проективная методика, предназначена для определения отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.
. Проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения. Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером.
. Для исследования межличностных отношений между детьми в семье. Данная методика помогает установить наличие/отсутствие соперничества между братьями и сестрами. Методика не может использоваться для утверждения окончательного диагноза, она должна составлять часть «диагностической батареи».
. Тест предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для исследования отношения ребёнка к детям и взрослым, потребности в общении; выявление эмоциональных предпочтений в общении.
. Цель методики — Определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциальной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.
. Данный проективный тест позволяет выявить особенности внутрисемейных отношений. Важно, что в тесте изначально не ставится задача сравнивать деревья с членами семьи, как это практикуется в других аналогичных тестах. Э. Клессманн рекомендует сначала предложить ребенку нарисовать три каких-либо дерева, и лишь затем сравнить их членами семьи ребенка. Тем самым отчасти удается обойти «цензуру», препятствующую проникновению бессознательного материала в сознание.
. Применяется для экспресс-диагностики настроения. Особую ценность он представляет для психологов, обследующих большие коллективы (например, трудовые) с целью определения «уровня настроения» в текущей ситуации. Допустимо использовать его многократно на том же стимульном материале.
. Методика представляет детский вариант и предназначена для диагностики отношения ребенка к нравственным нормам.
. C помощью методики можно судить о доминирующих способах достижения целей или особых сочетаниях стратегий, образующих определенный стилевой тип принятия решений.
. Методика ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.
. Методика позволяет выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности. Эта методика может применяться не только на этапе адаптации к школе, но и в более старшем возрасте — при работе с выявлением трудностей учащихся на различных уроках, в учебной деятельности и в общении с одноклассниками и учителями.
Источник
Проективная рисуночная методика «Кактус»
Педагог-психолог часто анализирует личностные особенности и значимые отношения детей, в том числе детско-родительские. Дошкольники не способны к самоотчету и длительному диалогу с диагностом, если он не носит игрового характера. Они еще не могут принимать и соблюдать формализованные требования, что делает невозможной стандартизованную психодиагностику. Поэтому основное значение в диагностической работе с дошкольниками имеют направленные на качественный анализ личностной сферы методы наблюдения и расспроса, а также проективные методики с простой инструкцией, например
«Кактус» М.А. Панфиловой.
Процедура диагностики
Предложите ребенку лист А4, стандартный 12-цветный набор карандашей и дайте инструкцию: «Нарисуй кактус». Если ребенок будет задавать уточняющие вопросы: «Какой?», «Где нарисовать?», «Можно ли раскрасить?», «Надо ли рисовать колючки?», «Можно ли нарисовать что-то еще?», ответьте: «Как хочешь». Во время рисования не делайте никаких критических замечаний и не подсказывайте.
После того, как ребенок завершит рисунок, попросите его ответить на вопросы:
• Он сильно колется?
• Его можно потрогать?
• Кактус растет один или с каким-то растением по соседству?
• Если растет с соседом, то какое это растение?
• Когда кактус подрастет, то как он изменится?
• Этот кактус домашний или дикий?
• Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
Можно задать и другие любые вопросы, относящиеся к рисунку. Ответы ребенка имеют такое же диагностическое значение, как и рисунок.
Критерии интерпретации рисунка
Примеры рисунков дошкольников и их интерпретация.
Интерпретации подлежат:
• ключевые объекты;
• пространственное расположение и цветовая гамма;
• словесное описание рисунка.
Кактус символизирует автора рисунка: степень колючести и будущие изменения – агрессивность ребенка и его представления о своем будущем; горшок, местонахождение кактуса и уход за ним – характер опеки и отношений в семье.
Если ребенок выполнил несколько рисунков, изображающих кактус, интерпретируйте все, но особенное внимание уделите первому. Повторное рисование, исправления, перерисовывания указывают на переживание ребенком интенсивной тревоги.
Ключевые объекты
При анализе кактуса обратите внимание на его расположение, размер и отдельные детали.
Размер кактуса указывает на представление ребенка о собственной значимости, его самоценность. Изображение крупного кактуса от 1/2 до 2/3 листа свойственно уверенным детям с благополучным самоотношением и является нормальным. Кактусы более 2/3 листа, во весь лист и даже не поместившиеся целиком на листе указывают на стремление ребенка доминировать. Также они характерны для агрессивных детей и детей, которые находятся в отношениях острой сиблинговой конкуренции. Это общая закономерность анализа детского рисунка: чем крупнее рисунок, тем сильнее выражено у испытуемого стремление к лидерству и доминированию.
Рисунки менее 1/2 листа, особенно в сочетании со смещением рисунка в нижнюю часть листа, слабым нажимом и тонкой линией рисунка, указывают на неуверенность, робость, переживаемую низкую самооценку. Скрытные, осторожные, робкие испытуемые используют в изображении кактуса зигзаги. Многочисленные исправления, перерисовывания, паузы перед рисованием, обведения, штриховки указывают на тревожность.
Колючки кактуса – символ агрессивности. Чем крупнее, чаще и острее изображенные иголки, тем выше уровень агрессивности испытуемого. Об этом свидетельствует описание кактуса как очень колючего, который не допускает прикосновений. Если иголки на кактусе неострые – слишком тоненькие, короткие, напоминающие скорее пух, чем защитные иголки, то можно предполагать наличие у испытуемого трудностей с прямым проявлением агрессии. То есть ребенок испытывает агрессию, но выражать ее не умеет.
Цветы и отростки на кактусе, декорированный узором горшок указывают на демонстративность.
Интерпретируя рисунок, представьте изображенный кактус ожившим: какие эмоции он вызывает, приятен ли он, ухожен ли, какое общее впечатление создает.
Пространственное расположение и цветовая гамма
Пространственное расположение рисунка и его цветовую гамму анализируйте традиционным образом.
Смещение рисунка от центра влево – указатель ориентации на прошлое; вправо – на будущее. Верхняяи нижняя части листасимволизируют соответственно осознанные и бессознательные переживания. Верхняя часть листа также показывает переживания испытуемого, связанные с широким социумом, нижняя – с семьей.
Интерпретируя рисунок, обратите внимание, есть ли различия в технике и деталях изображения правой и левой, нижней и верхней частей рисунка. Более детализированные фрагменты рисунка указывают на большую насыщенность переживаний (например, в прошлом). Проанализируйте, не концентрируются ли признаки переживаний негативных эмоций в какой-либо части рисунка – на это указывают штриховки, перерисовывания, определенные цвета.
Цвета, использованные ребенком, дают некоторые сведения о его эмоциональности:
• красный – напор, страстность, демонстративность, агрессия;
• оранжевый – чувство небезопасности;
• желтый – оптимизм, инфантильность (один из предпочитаемых цветов, что для дошкольного возраста естественно);
• зеленый – уравновешенность;
• синий – «мужские» черты характера: независимость, самоконтроль, рациональность;
• фиолетовый – тревога, тяга к мистике;
• черный – протест, пессимизм, усталость.
Одноцветные рисунки – показатель «страха самопредъявления», т. е. ребенок не хочет показывать истинные мысли и чувства.
Невозможное в реальности использование цвета, например черный кактус, кактус в клеточку, указывает на неадекватность эмоциональных реакций.
Чтобы вынести окончательное суждение об эмоциональном состоянии ребенка, недостаточно опираться только на использованные в рисунке цвета. Обследование должно носить комплексный характер, сочетать несколько видов методик.
Словесное описание кактуса
Дополнит диагностические сведения беседа с ребенком, в которой вы получите описание кактуса, задав следующие вопросы.
«Сильно ли колется кактус и можно ли его потрогать?» Ответы на эти вопросы показывают, насколько ребенок доступен для контакта. Чем сложнее прикоснуться к кактусу, тем труднее доступ к взаимодействию с ребенком, тем более естественным и безопасным для себя он считает дистанцирование от окружающих.
Бывают такие варианты ответов: «потрогать кактус может только мама» – т. е. ребенок готов к доверительному контакту только с мамой; «кактус никто не трогает» – это может указывать на то, что ребенок переживает отсутствие интереса окружающих к его жизни, испытывает чувство заброшенности.
«Один ли растет кактус или у него есть соседи?» Соседи кактуса – значимые близкие люди, чаще всего – сиблинги. Описание соседей может дать информацию об отношении ребенка к членам семьи:
чувствует ли он сходство с ними – кактус и соседи похожи;
дают ли они ему что-то положительное – общаются, не дают скучать, защищают от чего-то;
наносят ли они ему вред – отвлекают от него внимание ухаживающего человека, загораживают от солнца, обижают.
«Как кактус изменится, когда вырастет?» Ответ на этот вопрос отражает представления ребенка о своем будущем. Нормальным, благополучным вариантом считается представление о прогрессе: кактус станет больше, сильнее, расцветет; у него могут появиться друзья или детеныши, улучшится среда обитания
и т. п. Это естественные детские представления о развитии, сопровождающемся увеличением радости, компетентности, счастья.
Ответ, который содержит частично или полностью негативный прогноз – кактус погибнет, заболеет, останется один и т. п., – говорит о более или менее выраженном катастрофическом видении собственных жизненных обстоятельств и предстоящих изменений. С таким ребенком необходимо провести дополнительную работу.
Настораживающим является и ответ «не знаю» – он может указывать на переживание тревоги в отношении будущего, но может быть и формой отказа ребенка от задания.
«Дикий или домашний кактус? Есть ли кто-то ухаживающий за ним? Как кактус относится к уходу за собой?» Ответы на эти вопросы дают информацию о том, как ребенок воспринимает детско-родительские отношения.
Домашний кактус изображают дети, осознающие свою включенность в семью и заботу взрослых о себе. Дикие кактусы рисуют те, кто не чувствует достаточной адекватной возрасту опеки и заботы.
Чем более реалистично и конкретно описано существо, которое заботится о кактусе, тем понятнее и очевиднее для ребенка семейные роли. В благополучном варианте ребенок описывает некоторого хозяина (любое существо), который оказывает необходимую кактусу заботу постоянно и внимательно, а кактус рад этой заботе и не испытывает никаких негативных ответных чувств. Это означает, что ребенок твердо убежден в наличии и естественности постоянного ухода родителя за собой. Если в рассказе о кактусе нет кого-то, кто дает такую заботу, или уход за кактусом происходит время от времени то одним, то другим существом, то он ее не чувствует или считает непостоянной и недостаточной. Отследите данный момент в изображении горшка.
Горшок, в котором растет кактус, символизирует опеку в детско-родительских отношениях. Кактус, изображенный без горшка, растущим в дикой природе, свидетельствует о переживании одиночества в отношениях с близкими, нехватке опеки и домашнего тепла. Кактусы в огромных горшках – гиперопекаемые дети. Адекватное, приближенное к бытовому соотношение размеров горшка и кактуса указывает на соответствующий потребностям и особенностям ребенка уровень родительской опеки.
Множество деталей на горшке выдает тревожность, связанную со способами проявления заботы в семье. Цвет горшка сигнализирует о детских чувствах, испытываемых в отношениях с родителями.
Интерпретация рисунков
Испытуемый – мальчик, 6 лет, старший из троих детей в семье.
Из беседы с ребенком. Три кактуса – три братика – живут в оранжерее со своими родителями, дядей и тетей – деревьями. Им нравится, как за ними ухаживают. У них есть колючки, но колют они только тех, кто их обижает. Они будут расти и становиться еще лучше.
Интерпретация. Уровень опеки воспринимается как достаточный (горшки у всех кактусов), условия благополучные (оранжерея). Агрессия невысокая, возникает ситуативно. Есть черты демонстративности (цветы). Несмотря на соответствие числа изображенных растений реальному количеству родственников, ежедневно участвующих в воспитании детей, можно предполагать тревожность (увеличение количества изображенных объектов в сравнении с заданием).
Испытуемый – девочка, 6 лет, младшая из двоих детей в семье.
Из беседы с ребенком. Кактус колючий. Его никто не трогает. Он растет в горшке. За ним ухаживают. Другие цветы любят больше, чем его. Там есть и другие цветы, красивые. Я не знаю, что будет, когда он вырастет.
Интерпретация. Признаки тревожности (штриховка, рамочка вокруг рисунка), агрессивность (колючки, описание). Сиблинговая конкуренция, восприятие себя как менее любимого ребенка (сравнение с другими цветами). Уровень опеки достаточный.
Оба рисунка принадлежат детям 6-летнего возраста, оба – единственные в семье.
Описание рисунка сходное: колючий кактус, трогать его нельзя – он уколет. Растет в горшке, но кто за ним ухаживает, авторы рисунков сказать не могли. Соседей у кактуса нет.
Интерпретация. Дети с выраженной эмоциональной проблематикой: тревогой, связанной с детско-родительскими отношениями (характер штриховки горшка и кактуса, описание ухода) и агрессивностью, препятствующей благополучному контакту с окружающими (колючки, невозможность прикосновения, отсутствие соседей и понятного ухода). Признаки гиперопеки (крупные горшки)
Испытуемый – мальчик, 6 лет.
Из беседы с ребенком. Кактус колючий, но его можно трогать. Он никого не колет. За ним ухаживает мама, ему это нравится. Он растет у нее в комнате, и всегда будет там расти. Там есть другие цветы, они все дружат.
Интерпретация. Уровень опеки высокий (крупный горшок), но воспринимается ребенком как адекватный и достаточный. Контакту со взрослыми и ровесниками открыт (можно прикоснуться, есть дружелюбные соседи). Особенная привязанность к матери. Агрессивен (колючки).
Испытуемый – девочка, 6 лет, единственный ребенок в семье.
Из беседы с ребенком. Кактус колючий и красивый, растет в музее, потому что только там есть красные кактусы. Его можно трогать, но не всем. Некоторых он сильно колет. За ним хорошо ухаживают. Он всегда будет красным, а взрослым он зацветет.
Интерпретация. Склонность к гиперопеке, потребность в четких границах между родителем и ребенком (рамочка на горшке). Агрессивность (колючки, уколы некоторых людей). Избирательность контактов с людьми. Представление о собственной уникальности (единственный кактус, музейный экспонат). Склонность доминировать (размеры). Вероятны неадекватные эмоциональные реакции (цвет кактуса).
Источник