Проектирование индивидуальной деятельности ребенка и его развитие

Проектирование индивидуальной деятельности ребенка и его развитие thumbnail

Максимова Галина Дмитриевна
Проектирование индивидуальной образовательной деятельности учащегося

«Проектирование индивидуальной

образовательной деятельности учащегося»

Максимова Г. Д.,

учитель биологии и химии

МБОУ «СОШ № 9» г. Вязники

Владимирской области

В настоящее время система образования становится более гибкой, вариативной и открытой. Дети живут в очень насыщенной информационной среде, но для одних – это ничего не значащие потоки научной информации, для других – это источник познания, который интересен, важен, но разобраться в глубине, разнообразии взглядов на одну и ту же проблему, а порой просто в нагромождении фактов, не хватает умения. И таким детям надо помогать. Поэтому, создание индивидуальных образовательных маршрутов – это как раз и есть одна из возможностей такой помощи.

Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении.

(А. В. Хуторской)

Под личностным потенциалом ученика понимается совокупность его способностей: познавательных, творческих, коммуникативных.

Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся как раз и происходит в ходе образовательного движения учащихся по индивидуальным траекториям.

Продвигаться по индивидуальной траектории ученик сможет в том случае,если ему будут представлены следующие возможности: выбирать оптимальные формы и темпы обучения; применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям; рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.

Индивидуальные образовательныемаршруты разрабатываются двух видов:

1. Индивидуальный образовательный маршрут для слабоуспевающих учащихся

2. Индивидуальный образовательный маршрут для мотивированных учащихся

Я буду говорить о втором.

Если ребенок мотивирован, то целесообразно проектировать индивидуальный образовательныймаршрут по двум взаимосвязанным направлениям:

Первое направление – это когда условия для самосовершенствования ребенка создают окружающие его люди (учителя, педагоги ДО, семья) и ребенку остается только полноценно пользоваться этим.

Второе направление – это когда ребенок сам создает условия для своего самосовершенствования (походы в библиотеки, поиск материала в интернете, участие в конкурсах, олимпиадах и т. д.)

Структура индивидуального образовательногомаршрута включает следующие компоненты:

— целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);

— содержательный (отбор содержания материала на основе литературных источников, передового педагогического опыта прошлых лет и современных веяний по теме вашего самообразования);

— технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания для реализации содержания темы самообразования);

— диагностический (определение системы диагностического сопровождения); — результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).

В основном, индивидуальные маршруты разрабатываются для конкретных предметов для конкретного ученика или группы учеников, и по сути являются программами для углубления и расширения знаний.

Но я думаю, что индивидуальный маршрут должен быть шире и стать основой для развития ребенка в целом.

Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Это может касаться и учебных предметов и сферы воспитания. Обязательным условием должен быть контроль за перегрузкой учащегося, поэтому дополнительные занятия по какому – либо направлению должны быть компенсированы щадящей нагрузкой по другим направлениям.

Я работаю по индивидуальному маршруту по химии с ученицей 9-а класса П. Ириной, одновременно являясь классным руководителем.

Определение ИОМ для Ирины был обусловлен ее интересом к предмету. Наряду с дополнительными занятиями по химии, Ирине было предложено участие в проектной деятельности, причем в другой области – биологии.

Она решила продолжить проект по присвоению дубу статуса «Памятник природы», начатый выпускниками школы С. Ириной и П. Дашей. Ира защищала работу на районной конференции ЮНИОС, где стала победителем.

Кроме того, Ира – учащаяся областной школы развития детей (Школы олимпийского резерва) по химии.

Она также является одним из лидеров школьного общества «Альтаир», является членом музыкального коллектива «Сюрприз» и активно занимается спортом и семейным туризмом.

Таким образом, индивидуальная траектория не ограничивается развитием ребенка в одном направлении.

Все достижения учащегося заносятся в портфолио или другой вид фиксирования достижений. Я использую Индивидуальную карту достижений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Невозможно определить индивидуальный образовательный маршрут на весь период обучения в школе сразу.

ИОМ должен отражать процесс изменения в развитии и обучении школьника.

С помощью ИОМ происходит своевременная коррекция педагогического процесса, позволяющая обучающимся достичь поставленных целей и высоких результатов.

То есть, ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий не только реализации личностного потенциала, но и ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках учащихся, позитивно влияющий на учебную мотивацию.

Использованная литература:

1. Бондарчук Т. В., Абдуллин А. Г. Проектирование индивидуальных образовательных программ для учащихся/ Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.;

URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7559

2. Вдовина С. А., Кунгурова И. М. Сущность и направления реализации индивидуальной образовательной траектории // Интернет-журнал Науковедение. 2013.

3. Гришина Н. В. Психология жизненного пути // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 5. С. 82.

4. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? — М., 2005.

Источник

Индивидуальность как качество, характеристика, признак человека относится к разряду системообразующих свойств личности. При этом именно индивидуализация позволяет обеспечить развитие разных детей в системе образования: и одаренных, и детей-инвалидов, и детей с социальными проблемами, и детей со средними способностями.
индивидуальность

Читайте также:  Скачать книгу психология развития ребенка

В основе индивидуализации — признание не только уникальности и неповторимости каждой личности, но и однозначное признание свободы человека в качестве высшей ценности, его права свободного выбора в образовании.
Для индивидуализации образовании особую актуальность приобретает педагогическое сопровождение ребенка, обеспечивающее становление его самостоятельности, индивидуальности, помощь и поддержку в выборе и достижении целей. На старших ступенях обучения педагогическое сопровождение обеспечивает возможность выбирать образовательный маршрут с учетом профессиональных планов (профориентация).

Индивидуализация образования как создание условий для выстраивания ребенком индивидуальных образовательных маршрутов, для развития одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья на основе принятия во внимание особенностей каждого индивида является эффективным средством развития ребенка и системы образования детей в целом.

В педагогических исследованиях индивидуализация трактуется как система (А.А. Кирсанов ), принцип (Н.Н. Гордеева, Н.А. Завалко ), процесс (Н.Ф. Гейжан ), стратегия (С.В. Кораблева ), педагогическая категория (Н.В. Асташкина ), учет особенностей учащихся ( И.Э.Унт ).
индивидуализация

1) индивидуализация — это организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению
2) индивидуализация — это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются…; осуществление принципа индивидуального подхода с помощью своеобразных форм и методов
3) индивидуализация… — система воспитательных и дидактических средств, соответствующих целям деятельности и реальным познавательным возможностям коллектива класса, отдельных учеников и групп учащихся; позволяющих обеспечить учебную деятельность
индивидуализация

Исследователи видят главное назначение индивидуализации в адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям каждого обучающегося. В предлагаемых определениях отмечается акцентирование на отборе форм, методов и приемов обучения, то есть «внешней» стороне индивидуализации, идущей от учителя к ученику, от педагога к ребенку.

Ядром исследований по индивидуализации становится человек как личность в своей уникальности, который стремится к раскрытию собственного потенциала, данного от природы, но при этом отмечается роль учителя как организатора этого процесса.
В педагогических исследованиях происходит постепенное изменение трактовки понятия «индивидуализация» от обозначения адаптации средств образования к индивидуальным особенностям ребенка к определению индивидуализации как позитивному изменению его внутреннего мира.
индивидуализация

Необходимым условием индивидуализации образовательного процесса является формирование индивидуальной позиции каждого ребенка, которая характеризуется его субъектностью, а также способностью к самоанализу, мотивацией и рефлексией.
Педагогу необходимо иметь более отчётливые представления об индивидуальной траектории жизнедеятельности и развития каждого ребёнка и на их основе более обоснованно планировать индивидуальную работу с каждым обучающимся. Педагог должен уметь проектировать и создавать в воспитательном пространстве взаимодействия с обучающимися ситуацию выбора.

Позиция педагога должна быть ориентирована на активное сотворчество, уважение уникальности личности ребёнка, а также умение педагога создать творческую атмосферу на занятии и проявление педагогом собственной индивидуальности — всё это имеет огромное значение в развитии индивидуальности обучающегося.

-развитие задатков и способностей растущего человека;
— формирование нравственной направленности ребёнка;
— созидание авторского отношения человека к собственной жизни, к своему социальному и природному окружению;
-освоение социокультурного опыта познания и преобразования себя и окружающей действительности;
-развитие творческой активности детей.
содержание индивидуализированного образовательного процесса

— самодиагностика (осознание себя: «Какой я?», «Что я знаю?», «Что я умею?» и наоборот: «Что не знаю?», «Что не умею?» и т.д.);
— самоанализ (поиск ответов на вопросы: «Что помогло мне добиться положительных результатов?», «Что мешало мне быть более успешным?»);
— самоопределение, постановка целей, задач, определение перспектив, путей их достижения («К чему стремиться?», «Как этого добиться?»);
— самореализация (самостоятельный поиск способов решения учащимися поставленных задач, принятие самостоятельных решений);
— самооценка (сопоставление достигнутого результата с личным, выявление и обоснование причин успехов и недостатков);
Субъектно-ориентировочная технология индивидуализации образовательного процесса

— самоутверждение (вывод о целесообразности выбранного пути, поставленных целей и задач, внесение корректив в дальнейшие действия).
Критериями реализации индивидуализации образовательного процесса являются:
— степень удовлетворённости ребёнка собой и своей жизнедеятельностью;
-уровень реализации потребности стать и оставаться самим собой вне зависимости от ситуации;
— степень самоактуализации обучающегося как стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Субъектно-ориентировочная технология индивидуализации образовательного процесса

Н.В. Примчук выделяет в индивидуальной образовательной деятельности ребенка две ее составляющие:
— деятельностное содержание — осуществление учебно-познавательной деятельности, построение собственного образовательного маршрута;
— смысловое содержание — субъектность данного вида деятельности, осознанное отношение и ответственность за собственное образование на протяжении всей жизни.
Составляющие ИОД

Обобщая различные мнения,  индивидуальную образовательную деятельность (ИОД)  ребенка можно определять как персональный процесс сознательного овладения способами личностного и индивидуального развития с опорой на собственные склонности, способности и интересы.
Индивидуальная образовательная деятельность ребенка — процесс построения собственной образовательной траектории, который включает в себя учение, воспитание и развитие субъектом самого себя.
Индивидуальная образовательная деятельность

Читайте также:  Роль воспитания в развитии ребенка в педагогике

Индивидуальная образовательная деятельность как объект педагогического проектирования.
Различают образовательные проекты ИОД самого ребенка и проекты педагогов, обеспечивающие сопровождение образовательной деятельности воспитанника и реализацию его индивидуальных проектов.
Виды проектов индивидуальной образовательной деятельности детей

Проектирование индивидуальной образовательной деятельности ребенка — это процесс взаимодействия педагогов, детей и их родителей, субъектов организации общего и дополнительного образования ребенка.
Оптимальный вариант — проектирование индивидуальной образовательной деятельности школьника, в результате которого создается общая программа и другие проекты образования ребенка. В них найдут отражение обучение его в школе, занятия во внеурочное время и в системе дополнительного образования.
Проектирование ИОД

Ребенку, его родителям могут быть предложены различные проекты, которые будут удовлетворять их либо перспективные, либо ближайшие намерения, цели, потребности. При этом возможны проекты:
а) в системе общего образования;
б) в системе дополнительного образования;
в) интегрирующие общее и дополнительное образование.
К проектам индивидуальной образовательной деятельности можно отнести программы, планы, маршруты.
проекты

Программа отражает основные концептуальные замыслы и предлагает главные пути реализации этого замысла, в ней определены основные направления или виды деятельности по достижению намеченных результатов и возможные способы их достижения. Она предполагает принятие ответственности за собственное образование, осознание его цели, понимание особенностей своего стиля учения и, исходя из этого, непосредственное проектирование образовательной деятельности, планирование конкретных действий по реализации намеченного, рефлексию своей деятельности и достижений.
Индивидуальная образовательная программа

1. Кто я? Какой я? (Мое представление о себе).
2. Мои цели и задачи:
— перспективные жизненные цели;
— ближайшие цели и задачи.
3. Мои планы:
— предполагаемое направление (профиль) образования в старшей школе;
— планируемый уровень профессионального образования после окончания школы;
— профессия, которая меня интересует;
— предполагаемое учебное заведение после окончания школы.
Примерная структура программы ИОД

4. Моя программа действия на ближайший период:
— самопознание возможностей и склонностей;
— обучение в школе;
— дополнительное образование;
— участие в общественной деятельности;
— развитие качеств, необходимых для реализации моих жизненных планов;
кто и в чем мне может помочь
Примерная структура программы ИОД

В педагогическом проектировании можно условно и обобщенно определить ряд последовательных шагов, этапов:
-анализ объекта проектирования;
-выбор формы проектирования, который зависит от целей, вида проекта, от участников проектирования;
-теоретическое обоснование проекта, предполагающее формулировку идей, положений, которые составляют основу проекта;
-методическое обеспечение проектирования, поиск методов и средств для решения педагогической задачи;
Этапы проектирования индивидуальной образовательной деятельности ребенка

— разработка базового компонента проекта, установление компонентов, связей и зависимостей между ними;
— написание документа, который представляет проект педагогической деятельности;
— оценка, экспертиза качества проекта;
— корректировка проекта по итогам его экспертизы;
— принятие решения об использовании проекта.
-внедрение (реализация, апробация) проекта;
— анализ результатов реализации проекта;
— внесение корректив, изменений в проект с целью его совершенствования для дальнейшего использования.
Этапы проектирования индивидуальной образовательной деятельности ребенка

При проектировании индивидуальной образовательной деятельности ребенка целесообразно участие всех субъектов психолого- педагогического сопровождения воспитанника, использование кадровых, научно-методических, учебно-методических ресурсов и возможностей общего и дополнительного образования, организованного в школе, учреждении дополнительного образования, а также профессиональных учебных заведениях.

Источник

Как отмечалось, в
педагогическом проектировании можно
условно и обобщенно определить ряд
последовательных шагов, этапов. Опираясь
на опыт ряда образовательных учреждений,
которые выстраивают индивидуально-ориентированное
обучение и воспитание учащихся, можно
предложить следующие этапы разработки
индивидуальных образовательных проектов
детей.

1 этап.
Подготовительная работа педагогического
коллектива к проектированию индивидуальной
образовательной деятельности учащихся,
к обучению по индивидуальным программам
и планам, которая включает:

— разъяснительную
работу о необходимости и важности
индивидуально ориентированного обучения
и воспитания (выступление специалистов,
проведение семинаров, «круглых столов»,
знакомство с опытом других коллективов);

— создание проблемной
группы по организации
индивидуально-ориентированного обучения
и воспитания в общеобразовательном
учреждении и научно-методическому
обеспечению этого процесса;

— знакомство с
современными концепциями, моделями
индивидуально-ориентированного
воспитания и образования (чтение
литературы, обсуждение различных
вариантов воспитания и развития по
индивидуальным программам и планам);

— составление плана
действий администрации, организаторов,
проблемной группы по проектированию
индивидуальной образовательной
деятельности учащихся;

— коллективные и
групповые продуктивные игры по разработке
моделей образовательных индивидуальных
стратегий и маршрутов применительно к
учащимся разного возраста, составлению
вариантов структуры индивидуальных
программ и планов, по разработке
научно-методического и организационного
обеспечения проектирования развития
детей с учетом вышеизложенных принципов.

2 этап.
Изучение социально-экономических
условий жизни и воспитания учащихся в
семьях на основе бесед, анкетирования
детей и родителей, наблюдения и оценок
педагогов.

3
этап.
Диагностика
возможностей, склонностей, интересов,
потребностей детей, их жизненных и
профессиональных планов, заказа родителей
на образование своих детей, оформление
результатов диагностики с помощью
соответствующих таблиц.

4 этап.
Анализ материалов диагностики педагогами,
проведение психолого-педагогического
консилиума с субъектами ППС развития
ребенка, разработка общих подходов к
взаимодействию с ребенком и его
родителями.

5 этап.Обсуждение
материалов диагностики и
психолого-педагогического консилиума
с ребенком и родителями. С каждым учеником
и его родителями проводится индивидуальное
собеседование при участии субъектов
сопровождения. Для учащегося и родителей
предоставлена информация о его
индивидуальных особенностях и
возможностях, склонностях и способностях,
жизненных замыслах и ориентациях.

Читайте также:  Доклад развитие ребенка после рождения становление личности

В завершение ребенку
и его родителям предлагается составить
индивидуальную образовательную программу
или программу развития на очередной
период.

6 этап.
Составление
проекта программы психолого-педагогического
сопровождения индивидуального развития
ученика под руководством педагога или
психолога, если он имеется в учреждении.

7 этап. Организация
работы по составлению индивидуальной
образовательной программы ребенка с
участием его родителей. Обеспечивая
субъектную позицию ученика, необходимо
обсудить с ним варианты схем и методику
составления индивидуальной программы,
которая будет понятна, доступна и реальна
для ребенка, полезна и важна для родителей.
В то же время данная программа позволит
проверить педагогам свои замыслы по
отношению к конкретному ученику и
уточнить программу психолого-педагогического
сопровождения. Программа может быть
конкретизирована индивидуальным планом
на ближайший период.

8 этап.Уточнение и
корректировка первоначального проекта
программы психолого-педагогического
сопровождения индивидуального развития
ученика педагогом, психологом, другими
субъектами сопровождения на основе
индивидуальной программы, планов,
составленных ребенком и родителями,
согласование и доработка этих документов
в случае каких-либо принципиальных
расхождений.

9 этап.Организация
работы по выполнению индивидуальной
программы и индивидуальных планов
ребенка. Процесс реализации проектов
индивидуальной деятельности учащегося
важно стимулировать, определяя время
индивидуальных встреч с ребенком,
консультаций, обсуждения проблем,
которые возникают по ходу реализации
программы и плана. Данная проблема
должна стать предметом обсуждения
педагогов на совещаниях и педконсилиумах,
родителей на собраниях и консультациях,
постоянного внимания психолога и
администрации образовательных учреждений.

Каждому педагогу
важно определить свою роль в поддержке
индивидуального развития ребенка,
помочь ему в составлении частных проектов
по решению личных проблем, по формированию
качеств, от которых зависит осуществление
будущих профессиональных планов
учащегося, используя возможности
индивидуальных заданий элективных
курсов, воспитательных мероприятий для
развития качеств, которые определят
успешность выполнения намеченного.

10 этап.Отслеживание
результатов выполнения индивидуальных
программ и планов детьми. При выборе
схемы составления проектов важно
предусмотреть возможность фиксировать
выполнение этих проектов, отражать
уровень достижения намеченных результатов.
Целесообразно согласовать оценку
выполнения программ и планов с участниками
проектирования, предоставить возможность
самооценки и сопоставления ее с мнением
педагогов, родителей, одноклассников,
специалистов.

11 этап. Корректировка
проектов развития ребенка. Целесообразно
составить эти проекты так, чтобы можно
было вносить в них коррективы, изменения,
дополнения, чтобы возникала потребность
и необходимость постоянно обращаться
к программе и планам. Тогда дети поймут
их важность и полезность, что будет
стимулировать участие школьников в
составлении новых индивидуальных
проектов, обеспечивающих реализацию
жизненных траекторий.

12 этап. Подведение
итогов и анализ выполнения проектов
индивидуального развития детей, которые
могут включать:

— повторную «срезовую»
диагностику и анализ изменений с участием
ребенка, родителей, педагогов;


индивидуальное собеседование педагога
с ребенком и его родителями о достижениях,
проблемах, перспективных планах;

— при желании самих
детей публичный отчет о выполнении
проектов индивидуальной деятельности
с участием педагогов школы, специалистов
дополнительного образования, представителей
профессиональных учебных заведений,
родителей, общественности;

— коллективное
обсуждение и анализ всеми участниками
проектирования содержания и организации
этого процесса, определение путей и
способов его совершенствования.

От организации этого
этапа существенно зависит отношение
участников педагогического процесса
к проектированию образовательной
деятельности детей в дальнейшем. При
правильной организации данного этапа
будет подготовлена основа для нового
цикла создания и реализации проектов
развития учащихся.

Проекты индивидуальной
образовательной деятельности ученика
могут составляться на разные периоды.
При отсутствии опыта такого проектирования
индивидуальный план или программу
целесообразно разрабатывать на небольшой
период, урок, месяц, четверть, полугодие.
Можно начать с того, что предложить
учащимся спланировать домашнюю работу
с учетом результатов освоения учебного
материала на уроке, а затем спроектировать
изучение новой темы.

Для некоторых
учеников будет полезным составление
индивидуального плана изучения одного
из учебных предметов, который особенно
важен для получения профессионального
образования. Другим школьником необходимо
развить жизненно важные качества,
низкий уровень сформированности которых
усложняет их учебную деятельность и
препятствует реализации профессиональных
планов. В этом случае целесообразно
составить и реализовать программу
развития конкретных качеств ученика.

Следует подчеркнуть,
что проектирование индивидуальных
программ и планов детей особенно значимо
для старшеклассников, которые приобретают
опыт ответственного построения своего
жизненного пути и принятия самостоятельных
решений, потребность в целенаправленной
образовательной деятельности, учатся
осознанно строить свои жизненные и
профессиональные планы. В то же время
уже с начальной школы целесообразно
привлекать ребенка и его родителей к
осмыслению индивидуальной образовательной
деятельности, жизненных планов ребенка,
обучать его самодиагностике, самопознанию
и самоанализу, формировать у него
адекватную самооценку и потребность в
самосовершенствовании и самообразовании.

Отметим,
что в проектировании индивидуальной
образовательной деятельности ученика
целесообразно участие всех субъектов
его сопровождения, использование
кадровых, научно-методических,
учебно-методических ресурсов общего и
дополнительного образования.

Особое
внимание при проектировании образовательной
деятельности и жизненных перспектив
среднего или старшего подростка уделяется
выявлению его профессиональных интересов
и склонностей, определению профессиональных
планов, разработке путей и средств
профессионального самоопределения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник