Проект взаимодействие с родителями как условие развития ребенка
МБДОУ «Детский сад № 7» г.Судогда
Проект
«Взаимодействие с родителями»
Разработчик проекта:
воспитатель старшей группы
Царёва А.А.
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Первая школа растущего человека – семья. Она — целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье. Именно в семье складываются первые представления об окружающем мире, ответственности и долге.
В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.
Главный момент в контексте «Семья – детский сад» — личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс способствует улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей.
Актуальность проблемы. Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает увидеть им многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребенку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путем одностороннего воздействия ничего сделать, можно лишь подавить или запугать ребенка. Семья для ребенка – это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.
Выделяют два основных направления взаимодействия с семьей:
- Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, родительские уголки, папки-передвижки, групповые консультации, индивидуальные беседы.
- Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.
Основные принципы организации работы с семьей:
открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- отсутствие формализма в организации работы с семьей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Ожидаемые результаты:
1.Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.
2.Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов.
3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
4.Возросшая роль ДОУ как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.
Одним из непременных условий воспитания в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.
Традиционные:
1) коллективные – родительские собрания, конференции и др.
2) индивидуальные – педагогические беседы с родителями, посещение семьи;
3) наглядно – информационные – родительские уголки, папки-передвижки, семейные и групповые альбомы, фотомонтажи, выставки совместных работ.
Нетрадиционные:
1) информационно-аналитические – направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми (анкетирование, сбор сведений и т.д.);
2) досуговые – призваны устанавливать теплые доверительные отношения, позволяют родителям увидеть изнутри своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, попробовать разные походы, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но с другими родителями (совместные праздники, выставки поделок и рисунков)
3) познавательные – направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями, формирование у родителей практических навыков воспитания детей;
4) информационно-ознакомительная форма – ознакомление с родителей с ДОУ, особенностями его работы;
5) информационно-просветительская форма – направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Проектная часть
Тип проекта: долгосрочный, открытый, практико-ориентированный, коллективный
Цель проекта: организация методической работы по созданию условий взаимодействия специалистов ДОУ с родителями дошкольников, вовлечение семьи в единое образовательное пространство
Задачи проекта:
— привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе;
— создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ;
-повышение педагогической культуры родителей;
-активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей;
-развитие творческих способностей детей и родителей.
Объект проекта — педагогическое просвещение родителей дошкольников.
Предмет объекта — содержание и формы педагогического просвещения.
Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и родители.
Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Примерный перспективный план работы с родителями в старшей группе на 2017-2018 год
Месяц:
сентябрь
Мероприятия:
-Оформление стендов и другой наглядной агитации
-Сбор сведений о родителях
-Анкетирование родителей для выявления запросов, интересов родителей при организации услуг в ДОУ
-Организационное родительское собрание: «Особенности психологического развития детей 6 года жизни. Задачи воспитания и обучения».
-Оформление папки-передвижки «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»
-Фотовыставка «Как я провел лето»
-Фотоальбом «Моя семья»
-Конкурс поделок «Природа вокруг нас»
Ответственные:
Воспитатель, родители
Месяц:
Октябрь
Мероприятия:
-Спортивное развлечение «Веселые старты»
-Консультация «Грипп. Меры профилактики»
-Конкурс поделок «Полицейский дядя Степа»
-Папка-передвижка «Профилактика гриппа и ОРЗ»
-развлечение «Праздник осени»
Ответственные: Физ.руководитель, родители, муз.руководитель, воспитатель
Месяц:
Ноябрь
Мероприятия:
-Выставка рисунков «Выходные в семье»
-Консультация «Одежда детей в группе»
-Оформление стенда «Ознакомление с «Конвенцией о правах ребенка»
-Родительское собрание: «Культурный опыт семьи: формы освоения и трансляции».
Ответственные:
Родители, воспитатель.
Месяц:
Декабрь
Мероприятия:
-Привлечение родителей к оформлению участка снежными сооружениями.
-Привлечение родителей к приобретению новогодних подарков.
-Выставка новогодних подарков, сделанных своими руками.
-Проведение новогоднего праздника.
Ответственные:
Воспитатель, родительский комитет, родители, муз.руководитель
Месяц:
Январь
Мероприятия:
-Папка-передвижка «Зима».
-Выставка детских работ «Зимние забавы».
-Консультация «Самостоятельность ребенка. Ее границы»
Ответственные:
Воспитатель, родители
Месяц:
Февраль
Мероприятия:
-Консультация «Закаливание — одна из форм профилактики простудных заболеваний детей»
-Выставка детских рисунков «Мой папа»
-Беседа «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей»
Ответственные:
Воспитатель, родители
Месяц:
март
Мероприятия:
-Фотовыставка «Моя любимая бабушка»
-Родительское собрание
-Папка-передвижка «Традиции и культура»
-Папка-передвижка «Гиперактивность. Как с этим бороться»
Ответственные:
Родители, воспитатели
Месяц:
Апрель
Мероприятия:
-Фотовыставка «Все профессии важны…»
-Консультация «Все о компьютерных играх»
-Консультация «Детский рисунок- ключ к внутреннему миру ребенка»
-Трудовой десант. Участие родителей в благоустройстве участка.
Ответственные:
Родители, воспитатель
Месяц:
Май
Мероприятия:
-Выставка творческих работ «Этот День Победы»
-Праздник «Этот День Победы»
-Родительское собрание «Итоги года»
-Папка-передвижка «Осторожно, клещи!»
-Выставка детского творчества «Ах, лето!»
Ответственные:
Родители, муз.руководитель, воспитатели
Цели мероприятий, проводимых с родителями:
цели
мероприятия
Информировать родителей о программах воспитания и развития детей в детском саду, с особенностями воспитания детей.
Информационные общие стенды, оформление родительских уголков
Выявить запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы, сбор информации об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения.
Анкетирование родителей
Сформировать общие интересы у родителей, научить самостоятельно решать возникающие проблемы
Родительские собрания в группах.
Оформление папок-передвижек.
Способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности
Организация выставок работ детей и родителей: 1) конкурс поделок «Природа вокруг нас», выставка новогодних игрушек, сделанных своими руками
2) Выставка рисунков «Выходные в семье», «Зимние забавы», «Мой папа», «Этот День Победы», «Ах, лето!»
3) фотоальбомы: «Как я провел лето», «Моя семья», «Моя любимая бабушка», «Все профессии важны»
4) привлечение родителей к оформлению участка снежными сооружениями, участие родителей в благоустройстве участка весной
Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста
Оформление папок-передвижек: «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»; «Самостоятельность ребенка. Ее границы», «Гиперактивность. Как с этим бороться», «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка»,
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми
Совместное проведение праздников: «Веселые старты», «Праздник осени», «Новогодний праздник» и др.
Установление доверительных отношений между семьей и ДОУ
Ознакомительные беседы
Анализ информации о семьях дошкольников
Сбор сведений о родителях
Ознакомление с факторами по укреплению здоровья, с методами закаливания в ДОУ и дома
Оформление папок – передвижек: «Грипп. Меры профилактики», «Одежда детей в группе», «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей», «Осторожно, клещи!»
Просвещение родителей по вопросам речевого развития ребенка
Консультации логопеда
Этапы работы
1. «Этап общественного мнения». Срок проведения: сентябрь 2017-2018 учебного года.
- Проведение анкетирования родителей воспитанников групп старшего дошкольного возраста для выявления запросов, интересов, пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в ДОУ;
- Составление перспективного плана мероприятий;
- Обсуждение вопросов, связанных с проведением мероприятий.
2. «Этап непосредственного проведения мероприятий с родителями (законными представителями) и детьми. Срок проведения: октябрь – апрель 2017-2018 уч.гг.
Формы проведения мероприятия:
-родительские собрания
-папки-передвижки
-выставки творческих работ детей и родителей
-фотовыставки
-консультации
-мастер-классы
-проведение развлекательных мероприятий с родителями
-индивидуальные беседы
3. «Этап подведения итогов». Срок проведения – май 2018г. Подводятся итоги работы над проектом, определяются планы для дальнейшей работы.
Ресурсное обеспечение
Ответственные лица
Деятельность, полномочия
Итоги работы
1.Педагоги ДОУ
Авторы проекта. Идейные организаторы.
Организация поисковой и исследовательской деятельности, информационная поддержка.
2.Родительский коллектив
Подготовка к праздникам, поддержка по организации мероприятий, стендов
Активное участие во всех мероприятиях, видео и фотосъемка мероприятий
3.Инструктор по физической культуре.
Методическая поддержка по организации и проведению спортивных праздников, оздоровительных мероприятий.
Разучивание различных игр, спортивных соревнований
4.Музыкальный руководитель
Методическая поддержка по организации и проведению праздников. Создание музыкальной копилки.
Разучивание песен, хороводов, элементов танцев.
Заключение
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпение педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель — воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Источник
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15, г. Борзя
Проект
«Взаимодействие с родителями»
Автор проекта
учитель истории МОУ СОШ № 15
Кутищева Татьяна Степановна
Борзя
2017 г
Пояснительная записка
В семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться. Именно в семье закладывается фундамент и первые представления об окружающем мире, ответственности и долге. А уже в школе учащиеся получают навыки общения, взаимодействия, учатся организовывать свою деятельность.
Главным моментом является взаимодействие «семья — школа» — взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Вовлечение семьи в воспитательный процесс способствует улучшению эмоционального самочувствия учащихся, обогащается воспитательный опыт родителей.
Актуальность темы. Взаимодействие родителей и школы всегда актуальная тема, которая зачастую вызывает трудности. Актуальность связаны с тем, что когда родители участвуют в жизни своих детей это помогает им многое увидеть, а трудность вызвана тем, что все родители разные и к каждому нужен особый подход.
Моя работа с родителями направлена на то, чтобы помочь им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к своему ребенку, видеть в ребенке равного себе и дать понять, что нельзя сравнивать его с другими детьми.
Через беседы помогаю раскрывать сильные и слабые стороны ребенка, интересоваться не только школьной жизнью, но и свободным временем ребенка. Направлять родителей на то, чтобы они были готовы к эмоциональной поддержке.
Взаимодействие школы с семьей – это общие цели и интересы для гармоничного развития учащегося.
Можно выделить основные направления взаимодействия с семьей:
Повышать уровень педагогической компетентности ( родительские собрания, беседы, родительские уголки, консультации специалистов)
Привлекать родителей в проведении досуговых мероприятий
Принципы организации работы с семьей:
Открытость школы для семьи ( каждый родитель имеет право знать, видеть, как живет и развивается его ребенок);
Сотрудничество родителей и педагогов;
Создание активной развивающей среды
Выявление и диагностика проблем в воспитании
Ожидаемые результаты:
Положительный эмоциональный микроклимат взаимодействия с родителями.
Межличностное общение между родителями, детьми и педагогами.
Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Формы общения родителей и педагогов
Традиционные :
Родительские собрания, конференции
Беседы с родителями, посещение семей
Выставки совместных работ, родительские уголки, альбомы
Нетрадиционные:
Выявление уровня педагогической грамотности родителей (анкетирование, сбор сведений)
Совместные праздники, выставки поделок и рисунков
Беседы с психологом о возрастных и психологических особенностях детей
Ознакомление родителей с работой ОУ
Инфармационно-просветительская ( обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания )
Проектная часть
Проект :долгосрочный,коллективный, практико-ориентированный
Цель: организация работы с родителями, вовлечение родителей в единое образовательное пространство
Задачи:
Повысить педагогическую культуру родителей
Привлечь родителей к активному участию в воспитательном процессе
Развивать творческие способности детей и родителей
Объект – педагогическое просвещение родителей
Предмет – формы и содержание педагогического просвещения
Участники :родители, учащиеся, педагоги
Условия реализации: систематичность и регулярность работы, заинтересованность детей и родителей
Примерный перспективный план работы
Оформление наглядной агитации
Сбор сведений о родителях
Анкетирование родителей
Родительское собрание
Фотовыставка «Как я провел лето»
Фотоальбом «Моя семья»
Конкурс поделок
Кл. руководитель
Родители
Кл.руководитель
родители
октябрь
«Веселые старты»
День учителя (праздничный концерт)
Консультация «Грипп.Меры профилактики»
Конкурс «Мисс мира» (праздник осени)
-Папка-передвижка «Профилактика гриппа и ОРЗ»
Физ.руководитель
Родители
Медсестра
Муз.руководитель
Кл.руководитель
ноябрь
-Выставка рисунков «Выходные в семье»
-Консультация «Школьная форма»
-Оформление стенда «Ознакомление с «Конвенцией о правах ребенка»
Огонек «Мамочка моя»
Родители
Кл.руководитель
декабрь
-Привлечение родителей к оформлению участка снежными сооружениями.
-Привлечение родителей к приобретению новогодних подарков.
-Выставка новогодних подарков, сделанных своими руками.
-Проведение новогоднего праздника.
Учителя технологии ИЗО
Родкомитет
Родители
Родители, кл. руководитель
январь
-Папка-передвижка «Правила пожарной безопасности».
-Выставка работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды».
-Консультация «Самостоятельность ребенка. Ее границы»
Учитель ОБЖ
Родители
Учитель обществознания
февраль
-Консультация «Закаливание — одна из форм профилактики простудных заболеваний»
-Выставка рисунков «Папин праздник»
-Беседа «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей»
медсестра
Родители
Кл. руководитель
март
-Фотовыставка «Моя любимая бабушка»
-Родительское собрание
-Папка-передвижка «Гиперактивность. Как с этим бороться»
Родители
Кл.руководитель
Кл. руководитель, психолог
апрель
-Фотовыставка «Все профессии важны…»
-Консультация «Все о компьютерных играх»
-Консультация «Детский рисунок- ключ к внутреннему миру ребенка»
-Трудовой десант. Участие родителей в благоустройстве участка.
Родители
Учитель информатики
психолог
кл. руководитель
май
-Выставка творческих работ «Этот День Победы»
-Праздник «Этот День Победы»
-Родительское собрание «Итоги года»
-Папка-передвижка «Осторожно, клещи!
Родители
Муз.руководитель
медсестра
Этапы работы
Срок проведения : сентябрь 2017-2018 учебный год
Анкетирование
Перспективный план мероприятий
Обсуждение вопросов, связанных с проведением мероприятий
Срок проведения :октябрь-апрель 2017-2018 гг
Формы проведения мероприятия:
Собрания
Выставки творческих работ
Папки-передвижки
Фотовыставки
Мастер-классы
Консультации
Беседы
Развлекательные мероприятия с родителями
Срок проведения – май 2018 г.итоги работы над проектом, план для дальнейшей работы.
Ресурсное обеспечение
Организаторы
Поисковая деятельность, информационная поддержка
Родители
Организация мероприятий, подготовка к праздникам, помощь в оформлении стендов
Активное участие
Физрук
Организация и проведение спортивных праздников, оздоровительных мероприятий
Различные игры и соревнования
Музыкальный руководитель
Музыкальное сопровождение праздников
Разучивание песен, танцев
Организовать взаимодействие с семьей – работа трудная, у которой нет рецептов и готовых технологий. Успех зависит от терпения, умения и профессионального мастерства педагога. Педагог все время в поиске путей сотрудничества с родителями. Цель у педагога и родителей одна – воспитание будущих созидателей жизни. Не нами сказано каков человек – таков и мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети будут любить и оберегать своих близких.
7
Источник