Проект социального развития ребенка детей дошкольного возраста
Эльмира Курмаева
Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры»
Одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие социально и коммуникативной сфер деятельности.Данное направление в работе нашло подтверждение в современных образовательных нововведениях: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». ФГОС дошкольного образования, определяет обязательный минимум содержания программы, который реализуется в ДОУ.
Такое особое внимание социально-коммуникативному развитию современного дошкольника обусловлено тем, что данный период развития ребенка – один из важных этапов в развитии личности. Это начальный период социализации ребенка, приобщения его культурным и общечеловеческим ценностям, время, когда начинают выстраиваться внутриличностные и межличностные отношения с взрослыми и сверстниками.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников многоплановое, сложное и часто отсрочено во времени. Поэтому цель взрослых – помочь детям адаптироваться в современном мире, который характеризуется сложными, динамичными, негативными переживаниями и проявлениями.
Развитие личности ребенка, а в частности формирование социально-коммуникативных навыков, как доказано педагогической наукой, происходит в деятельности. Ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра — самая естественная деятельность детей.
Чтобы способствовать социально-коммуникативному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитиеребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное.
Из существующего многообразия детских игр, в данной работе уделяется особое внимание режиссерской игре.
Режиссёрская игра дошкольника — это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами — заместителями.
Она является разновидностью самостоятельных сюжетных игр, возникающих по инициативе ребенка.
Режиссёрские игры детей очень близки к сюжетно-ролевым играм, но между ними существуют яркие отличия. В режиссёрской игре ребёнок использует партнёров, которыми являются неодушевлённые предметы (игрушки или их заместители). В такой игре малыш как бы подготавливается к общению со сверстниками.
Режиссерская игра — это вид детских игр, который изучен менее всего. Сведения о ней, ее особенностях появились в педагогической печати совсем недавно. Именно в режиссёрской игре:
• у детей проявляется инициатива и самостоятельность;
• активизируется речь, воображение, мышление;
• развивается умение наблюдать, анализировать, сравнивать.
Режиссерская игра является одним из немногих способов объединения взрослого и ребенка, дает возможность понять друг друга. Известны лишь немногие ученые, исследователи режиссерской игры — Е. М. Гаспарова, Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов и др.
По их мнению, режиссерская игра в дошкольном возрасте является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр.
Практическая часть
Ведущая педагогическая идея исследования заключается в формировании социально-коммуникативных навыков посредством режиссерских игр, способствующих формированию самостоятельности в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, формирование диалогической и монологической речи дошкольников как составной части процесса социализации личности на основе метода режиссерской игры.
Цель:
Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников со сверстниками, правильной самооценки, воспитание доброжелательного отношения к окружающим в процессе режиссерской игры
Задачи:
• развивать социально-коммуникативные способности детей используя режиссерскую игру;
• формировать связную речь ребенка, его речевое творчество через игровую деятельность;
• способствовать формированию самостоятельности в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности;
• формировать диалогическую и монологическую речь дошкольников, как составной части процесса социализации личности на основе метода режиссерской игры.
Работа выстраивается в три этапа:
Организационный этап (погружение в проект, планирование деятельности)
Основной этап — осуществление деятельности по решению проблемы
Заключительный этап – оформление и оценка результатов
Организационный этап
• отработка схемы последовательных действий совместно с детьми;
• организация деятельности детей, организация деятельности родителей;
• анализ научной и методической литературы;
• разработка план проекта по развитию субъектной позиции детей дошкольного возраста в режиссерской игре «Играем, фантазируем».
Для формирования социально-коммуникативных навыков посредством режиссёрской игры разработан план проекта «Играем, фантазируем».
Работа с родителями
Перед началом работы по проекту родители знакомятся с целями, задачами проекта, они должны убедиться в необходимости оказания помощи и серьёзного отношения к исследованиям, заданиям и играм детей.
Родительское участие в реализации поставленных задач:
• помощь в оснащении группы игровым материалом;
• помощь в изготовлении костюмов, атрибутов к играм;
• ознакомление с материалами информационного стенда для родителей «Играем вместе с детьми», «Психология режиссерской игры», «Режиссерская игра в жизни дошкольника».
Основной этап — осуществление деятельности по решению проблемы
• реализация проекта в группе с использованием инновационных технологий;
• работа по обогащению жизненного и игрового опыта ребёнка;
• обогащение предметно — развивающей среды.
Работа по реализации поставленной цели осуществляется последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок.Определены следующие этапы работы:
Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток («Катя, Катя маленькая.», «Заинька, попляши.», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).
Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).
Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).
Режиссерские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров.
В работе по формированию коммуникативных навыков у детей используются такие
виды театров, как
Настольный театр игрушек.
Настольный театр картинок.
Стенд-книжка.
Фланелеграф.
Кукольный театр (бибабо, пальчиковый, марионеток)
Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов.
Используются ситуации, разрешаемые с помощью театральной деятельности.
1.«Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации.
2. Чтение и совместный анализ сказок.
3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением нравственных качеств и мотивов действий персонажей.
4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом, с использованием мелких игрушек).
5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием.
6. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил.
Заключительный этап – оформление и оценка результатов
Результатом работы над проектом являются постановки:
«Играем вместе» (режиссерская игра по сказке «Теремок»);
«Краски осени» (режиссерская игра по сказке «Репка»);
«Зимняя красавица»; (сценическое представление «Новогодние приключения снеговика»)
«Встреча весны» (режиссерская игра по сказке «Заюшкина избушка»).
Оценка результатов:
• Анкетирование родителей с целью получения обратной связи для последующей доработки.
• Наблюдение за ходом режиссерской игры с фиксацией результатов наблюдения.
• Анализ продуктов детской деятельности.
• Анализ активности детей в представлении материалов проекта.
Прогнозируемый результат
• тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияет на различные виды их деятельности;
• предполагается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игровой деятельности, дети проявят интерес и желание участвовать в игре;
• в ходе реализации проекта дети будут активнее общаться друг с другом и с взрослыми, реже будут возникать конфликтные ситуации среди детей, дети станут проявлять больший интерес к режиссерским играм, расширятся сведения об окружающем, обогатиться и активизируется словарь детей, улучшатся взаимоотношения между детьми в группе;
• удастся достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, при условии, что родители примут активное участие в реализации проекта;
• посредством реализации проекта ребенок помещается в благоприятную среду, где он может проявить свои социально значимые навыки;
• целенаправленная работа создаст основу для развития у детей положительных нравственных качеств.
Итогом работы является перевод ребенка на новый уровень социального функционирования, который позволяет расширить круг его взаимоотношений и создает условия для более гармоничной и личностно актуальной социализации ребенка в изменяющемся мире.
Источник
Наталья Иванашкина
Проект «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
Тема: «Моя семья — мой детский сад
1. Введение.
В Законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения — не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия с ней, ищет новые технологии реализации социального партнерства, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником, то есть выполнять свой главный гражданский долг — воспитать достойного гражданина своей страны
Актуальность темы.
Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад — место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Поэтому и началась моя работа над проблемой взаимодействия детского сада и семьи. С целью изучения семьи, выявления образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных взаимодействий на ребенка был разработан творческий проект с семьей «Моя семья — мой детский сад»
Участники проекта: дети и родители старшей группы (5 — 6 лет, воспитатели, музыкальный работник. Срок реализации проекта: 1 год.
Цель: вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений.
•Задачи: Установление доверительных и партнерских отношений с родителями; Объединение усилий для развития и воспитания детей; Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей; Привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми. Воспитывать у ребенка чувства причастности, гордости и радости за свою семью; Дать понятие о семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.
• Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
• создавать условия для внутреннего психологического комфорта ребенка, сохранения чувства защищенности и доверия к окружающему миру;
• выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.
Результат реализации проекта. В результате реализации данного проекта ожидается повышение интереса к жизни детей в группе, ответственности родителей за воспитание ребенка в семьях. Возрождение и сохранение семейных традиций. Повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах детско- родительских отношений. Конечно, родители имеют возможность получать информацию в интернете, общаться на форумах, но ничто не заменит личного эмоционального общения с воспитателями и своими детьми в спокойной непринужденной обстановке, направленной на взаимную помощь и поддержку детей дошкольного возраста. Содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и закреплению связей между членами семьи разных поколений;
2. Практическая часть.
Виды деятельности.
1. Воспитатель вместе с детьми.
• Чтение художественной литературы по теме “Моя семья”.
• Просмотр мультфильмов о семье (В. Катаев “Цветик-семицветик”, р. н. с. “Снегурочка”, “Морозко” и другие).
• Викторины по сказкам.
• Дигры “Кто старше?”, “Помоги младшим”, упражнения “Кем ты приходишься своим родителям?”, “Кто ты для бабушки?”, Огорчится ли мама, если…”.
• Беседы “Моя дружная семья”, “Папа – мой лучший друг”, «Бабушка-заботушка» и др.
• Заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе, пальчиковые игры.
• Изготовление подарков для родителей.
• Сюжетно-ролевые игры “Семья”, “Дочки-матери”, «К нам пришли гости» и др.
• Выставка рисунков «Портрет моей мамы”, “Наша дружная семья”, «Мой папа на работе» и др.
•Занятия: “Дружная семья”, “Семейные реликвии”.
• Знакомство с русским музыкальными инструментами, с русским песенным фольклором.
2. Родители – дети.
• Беседы с детьми о своей семье, родственниках.
• Рассказы о своем детстве, о школьных годах, о семейных традициях и реликвиях, о своей профессии, рассматривание семейного альбома.
•Чтение художественной литературы о взаимоотношениях в семье:
О. Осеева “Честное слово”, “Просто старушка”,
З. Александрова “Посидим в тишине” и др.
• Составление таблиц-схем “Моя родословная”.
• Выставка творческих работ с привлечением детей “Добрые руки не знают скуки” (Приложение 5.2.)
• Оформление альбома «Моя семья»
3. Воспитатель – родитель.
•Организация родительских встреч: “Защитим детей от…”, “Какой хороший папа!” (с участием детей).
•Консультация для родителей: “Родословная – старинная русская традиция”, “Памятка по составлению родословной” (с эскизами по ее оформлению).
• Индивидуальные беседы-консультации.
• Субботники “Пусть прогулка станет интересней!” (благоустройство участка д/сада).
• Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.
4. Воспитатели – родители – дети
• Коллективный отдых “Всей семьей в парк”(Приложение 5.3).
• Фотовыставка “Наши семейные традиции”, “Как мы отдыхали летом”.
• Досуг «Поговорим о маме»
• Участие в городском мероприятии «Лучшая книга о моей семье» (Приложение 5.1.)
• Досуг «Я и моя семья»
5. Деятельность педагога.
• Изучить историю составления родословной.
• Подготовить художественную литературу по данной теме.
• Выпустить “Газету для родителей” по теме “Роль отца в воспитании детей”, “Как лучше провести с детьми выходной день”.
• Памятка для бабушек по воспитанию внуков.
• Подготовка памяток, консультаций, анкет для родителей по повышению педагогической культуры
• Родительские собрания «Возрастные особенности детей», «Роль семейных традиций в воспитании детей», «Взаимодействие ДОУ с родителями», «Золотые правила воспитания» и др.
Итоговая презентация: Досуг «Я и моя семья» в рамках педагогического Дошкольного марафона города Дубны Московской области. Участие в городском смотре-конкурсе «Лучшая книга о моей семье»(Приложение 5.1.)
3. Заключение.
Патриотическое воспитание дошкольников приоритетное направление деятельности педагогического коллектива. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребенка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Соответственно родители участвуют в тех мероприятиях, которые считают наиболее значимыми и полезными для себя. Как показал опыт изучения эффективности индивидуальных форм работы с родителями, наибольшую значимость они придают индивидуальным беседам с воспитателем. Это объясняется тем, что беседы не требуют большого количества времени (можно подойти к воспитателю в любое свободное время и выяснить интересующие вопросы).
Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может
быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух не сообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого мы стараемся, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными задачами у нас являются создание атмосферы добра, доверия и взаимопонимания.
Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребёнка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным! Ведь цель одна – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
4. Список литературы
1. Закон РФ «Об образовании»
2. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. — М.: ТЦ Сфера, 2009.- 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
3. Детский сад и семья рука об руку / Под ред. А. П. Халиповой, Н. Ф.ПРИЛОЖЕНИЕ: ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА. III Всероссийский интернет — конкурс «Моя педагогическая инициатива — 2012» https://www.o-detstve.ru/ Портал «О детстве «
4. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. /Под ред. М. Д. Маханевой, -М.:ТЦ Сфера,2009./
5. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.
6. Башлакова-Ласминская Л. Н., Брыскина С. А. Сотрудничество детского сада и семьи в условиях открытой образовательной системы. Методические рекомендации. — Мн., 2001.
7.Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М.: Просвещение, 1989.
8. Детский сад и семья /Под ред. Т. А. Марковой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1986.
9. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А.Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М., 2005.
5. Приложение.
5.1. Городской смотр-конкурс «Лучшая книга о моей семье»
Источник