Проект развитие ребенка с ограниченными возможностями
Паспорт проекта
Наименование проекта
Социализация детей-инвалидов и детей с ограниченнымивозможностями здоровья в образовательном учреждении
Разработчики проекта
Курочкина Ольга Ильинична
Образовательная организация
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 31 п. Ксеньевка
Сфера образования
Начальное, основное, среднее общее образование
Цель проекта
Внедрение активных форм работы, позволяющих организовать досуг и развитие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Задачи
Создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;
вовлечь детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом медицинских показаний в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям,
оказать психологическую помощь семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
развить навыки общения с детьми – инвалидами;
способствовать воспитанию толерантности и эмпатии к детям с особыми образовательными потребностями в обществе.
Ожидаемые результаты
Участие детей-инвалидов в позитивной деятельности, творческих конкурсах различного уровня;
уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей-инвалидов;
наличие навыков социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками;
возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;
формирование навыков общения с детьми – инвалидами;
развитие толерантного сознания по отношению к детям-инвалидам.
Нормативная база для разработки проекта
Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989г
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ.
Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006г
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011г. №175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы».
Федеральная целевая программа развития образования на 2011 — 2015 гг.
Федеральный закон от 03 мая 2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
Указ Президента РФ от 01 июня 2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы»
Письмо Министерства образования и Науки РФ №535 от 7 июня 2013г «О коррекционном и инклюзивном образовании».
Постановление Министерства образования и Науки РФ от 5 сентября 2013г №359-п «О порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации».
Актуализация
Инклюзивное образование представляет собой процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех, приспособление к различным нуждам всех детей, обеспечивает доступ к образованию детей с особыми образовательными потребностями.
В ходе инклюзивного образования исключается дискриминация детей с ОВЗ, обеспечивается равное отношение ко всем обучающимся, но для детей, имеющих особые образовательные потребности, создаются особые условия.
В настоящее время происходят огромные перемены в обществе в отношении инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья: развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательном учреждении общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в процессе обучения.
Дети с особыми образовательными потребностями получили возможность обучаться вместе со сверстниками в общеобразовательных классах образовательных учреждений. В муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №31» п. Ксеньевка Могочинского района обучается 19 детей с ограниченными возможностями здоровья. 14 из них обучаются в очной форме в общеобразовательных классах, а пятеро, имея заключение ПМПК об индивидуальном обучении на дому, также приглашены к совместному обучению. Педагоги сочетают индивидуальное обучение детей на дому с приглашением в школу на уроки музыки, трудового обучения, рисования, классные часы, мероприятия как внутри класса, школы, так и поселка, где дети с ограниченными возможностями здоровья чувствуют свою принадлежность к коллективу, их вовлекают во внеурочную деятельность через занятость в кружках и секциях. Данная форма обучения оговорена как с родителями детей с ОВЗ, так и с родителями остальных ребят. Наблюдение в течение четырех лет показало, что инклюзия детей с ОВЗ способствует развитию навыков толерантности и эмпатии у детей, которые их окружают. Совместное образование и участие во внеурочной деятельности очень полезно для общения и формирования личности обеих сторон: детям с ограниченными возможностями оно даёт возможность развиваться, а здоровые дети получают опыт и навыки качеств, которые пригодятся в дальнейшей жизни.
В нашей школе есть необходимость интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в общество с помощью интерактивных методов общения, формирование толерантности и развитии эмпатии по отношению к детям с особыми образовательными потребностями
Структура и содержание программы
Организационный этап, 2018г: диагностика детей с ОВЗ, определение потребностей, способностей, возможностей, личностной направленности.
Деятельностный этап, 2018 — 2022гг: реализация сопровождения.
Аналитический этап – ежегодно: определение результативности работы, отслеживание рисков при реализации программы.
Направления работы
«Им нужна ваша помощь» — организация досуга и творческого развития детей с ОВЗ:
плановые театрализованные представления для детей-инвалидов (в том числе, Новогодние праздники, День защиты детей, Декада инвалидов);
приглашения на просмотры кино- и мультфильмов в школьном актовом зале и кинозале Дома культуры;
включение детей-инвалидов в работу хорового кружка при ДК;
привлечение детей-инвалидов к участию в творческих конкурсах и выставках рисунков, поделок, на базе ДК и школы;
включение детей-инвалидов в работу театральной студии, кружок «Бисероплетение» при ДК, шахматный кружок «Беля ладья» на базе школы;
посещение спортивных секций и участие в спортивных соревнованиях (при отсутствии медпоказаний);
участие детей с ОВЗ в работе школьного научного общества «Старт в науку».
«Заботливое сердце» — помощь семьям, имеющим детей-инвалидов:
приглашение на заседания родительского клуба «Мы вместе» для налаживания контактов родителей, имеющих детей с ОВЗ, для совместного решения вопросов;
психологическая помощь (индивидуальные и групповые консультации, тренинги);
информирование в области законодательства, рекомендация методической литературы, представление информация буклетах и на сайте школы и т.п.
участие в акциях Недели инвалидов «Поделись частичкой своего тепла» и Недели инклюзивного образования «Заботливое сердце».
«Шанс» — включение ребенка в активное взаимодействие с социальной средой.
приоритетное приглашение для отдыха и оздоровления на пришкольную летнюю оздоровительную площадку;
приоритетное трудоустройство в летний период;
посещение занятий в инклюзивном кабинете при школе;
библиотечно- информационное обслуживание:
— библиотечное обслуживание детей-инвалидов в библиотеке и на дому;
— беседы-обзоры новых книг, журналов;
— коррекция базы данных по вопросам социальной защиты детей-инвалидов;
— приглашения детей-инвалидов на мероприятия библиотеки.
Участники сопровождения
Основные формы и средства реализации программы:
групповая работа;
личностный тренинг;
акции;
игровые тренинги и упражнения;
беседы:
ролевые игры;
анкетирование;
индивидуальные консультации;
театрализованные представления;
конкурсные мероприятия;
рефлексия.
Детям с ОВЗ на протяжении всего периода обучения обеспечивается психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение. Для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе, поэтому родители получают консультативную помощь в воспитании и обучении данной категории детей.
Ведется социальный патронаж семей через обследование жилищных условий (посещение на дому совместно со службами сопровождения – комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, опеки и попечительства, социальной защиты). Проводятся консультации по организации социально-педагогической и психологической помощи детям и родителям с целью повышения уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении. Дважды в год проводятся мероприятия, привлекающие внимание общественности к проблемам детей с ОВЗ: Декада инвалидов (декабрь) и Неделя инклюзии (март).
Мероприятия декады инвалидов, посвященные Международному дню инвалидов, направлены на формирование толерантной развивающей среды и включение детей с ограниченными возможностями в активное взаимодействие с социальной средой, создание условий для организации досуга и полноценного общения детей-инвалидов в условиях школьного взаимодействия. В школе проводятся акция «Поделись частичкой своего тепла» по сбору игрушек, книг, канцтоваров, Фестиваль рисунков «Подари улыбку миру», классные часы «Ты не один», «Я и мир моих отношений», «Сильные ловкие, смелые» или «Спорт без барьеров» — об участниках и победителях Паралимпийских игр Сочи-2014.
Дети-инвалиды приглашаются на мероприятия школьной библиотеки, студий Центра культуры и спорта, Новогодние праздники, участвуют в месячнике «Твоя любимая книга», сами занимаются библиотечным обслуживанием детей-инвалидов на дому. Занятия семейного клуба «Мы вместе» способствуют налаживанию отношений как между супругами, имеющими детей с ОВЗ, так между родителями и детьми. Занятия цикла «Есть такая профессия» — направлены на консультативную помощь семьям, имеющим детей-инвалидов, обучающихся на дому с целью дополнительной профориентации и детей, и родителей детей – инвалидов. Рекомендуется использовать профориентационное тестирование и другие электронные услуги Банка интерактивных профессиограмм для получения рекомендаций по наиболее подходящему для ребенка типу профессий. На сайте школы представляется информация «Правовой лекторий для родителей и детей — инвалидов» на тему «Основные права и льготы, предоставляемые ребёнку-инвалиду и его семье», которой могут воспользоваться родители.
В рамках недели инклюзивного образования проводятся уроки Доброты «Дети должны учиться вместе» и уроки Мужества «Нет предела человеческим возможностям» — «Сильные духом», конкурсы стихотворений и рисунков «Радуга друзей». Родителям и детям с ОВЗ представляется литературная выставка «Мы вместе!», старшие подростки участвуют в создании социальных буклетов «Инклюзивное образование» — «Школа доступна для всех», пишут мини-сочинения на тему «Создание положительного имиджа инвалида в обществе».
Таким образом реализуется сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в учебно-воспитательном процессе, направленное на поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей-инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями, полноценной социализации и адаптации в образовательном пространстве и за его пределами.
Ресурсы, необходимые для эффективной реализации проекта
Сопровождение детей с ОВЗ проводят взрослые участники службы сопровождения:
школьный психолог;
социальный педагог;
специалисты кружков, секций и школьной библиотеки;
педагоги дополнительного образования;
специалисты кружков, секций и библиотеки ДК.
Источник
Галина Сергеевна Голова
Проект по работе с детьми с ОВЗ «В семье особый ребенок»
Проект
«В семье особый ребенок»
Взаимодействие ДОУ и семьи, как условие развития педагогической компетентности родителей и создания оптимальных условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
“Нет случайно родившихся детей.
Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру. В нем предназначение, миссия. Служение своей миссии даст его духу восхождение…
И каждый, кто воспитает ребенка, будет соработником у Бога. ”
Из книги Ш. Амонашвили “Спешите, дети, будем учиться летать!”
«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро»
В. А. Сухомлинский
Актуальность проекта заключается в том, что полноценное развитие ребенка, как личности осуществляется только в гармоничной семье. Сотрудничество педагогов с родителями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья является залогом успешной образовательной деятельности и коррекционной работы, так как семья оказывает непосредственное влияние на формирование и развитие ребёнка, особенной в дошкольном возрасте. Сделать родителей активными участниками коррекционно-образовательного процесса, помочь родителям осознать свою миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка – одна из главных задач детского сада. Воспитание детей с ограниченными возможностями в дошкольной образовательной организации и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.
В настоящее время в России происходит изменение социальной политики, законодательства, отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, создаются условия для реализации их прав на образование, достойную жизнь, интеграцию в обществе. Во вступившем в силу с 1 сентября 2013 года законе N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 79 очень четко отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья.
Под определением ребенок с ограниченными возможностями здоровья понимается физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
На современном этапе совершенствования образовательной системы дошкольного образования, каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья, сегодня предоставляется возможность удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.
Работа с родителями является самым приоритетным направление в политике государства в области дошкольного образования. Эта позиция отражена в Федеральном законе об образовании в Российской Федерации.
В концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей».
Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у источников нашего будущего, но очень часто не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами
На протяжении всей жизни ребенка главной опорой есть и будут именно родители и чтобы работа воспитателя и родителей была продуктивной, и давала свои положительные результаты, все должны работать в тандеме.
Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родители закладывают основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми.
Задача педагогов, воспитателей помочь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья понять, что их дети не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.
Проблема, на которую направлена реализация проекта:
Проблема взаимодействия детского сада и семьи является одной из наиболее важных и актуальных проблем в педагогике. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в коррекционно-образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи нашло сове отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
На данном этапе на первый план выдвигается создание условий для установления партнерских отношений между педагогами и родителями. Порой родители не хотят видеть и принимать реальную ситуацию, идут на конфликт с педагогами, игнорируют требования, рекомендации педагога, не хотят принимать помощь или просто не интересуются жизнью ребенка в детском саду.
Поэтому особую значимость приобретает внедрение в систему образования эффективных методов и форм работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ.
Тип проекта : практико-ориентированный
Вид проекта : долгосрочный
Цель проекта: разработка и реализация системы взаимодействия детского сада и семьи по созданию оптимальных условий для развития детей с ОВЗ и развития педагогической компетентности родителей.
Задачи:
1. Теоретически обосновать проблему организации взаимодействия ДОУ и семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ;
2. Повысить компетенцию родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья воспитанников по адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социум,
3. Изучение особенностей использования форм работы с семьей;
4. Отобрать и внедрить наиболее эффективные формы и методы работы с семьей (по установлению партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми, по привлечению внимания родителей к интересам и потребностям ребенка с ОВЗ).
5. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную — среду в группе.
Основная идея (идеи) предлагаемого проекта
установление партнёрских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
расширение форм общения с родителями (законными представителями) детей с ограниченными возможностями здоровья, с целью своевременной консультационной помощи используя различные формы работы, а также информационные и программные возможности сети Интернет;
формирование навыков наблюдения за ребёнком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи;
формирование активной родительской позиции и адекватной самооценки;
воспитание привычки обращаться за помощью к педагогам и медикам в вопросах коррекции и воспитания для своевременной помощи и построения индивидуального маршрута развития ребенка;
закрепление сотрудничества между родителями и детским садом, разъяснение ответственности родителей за воспитание детей;
формирование чувства взаимного доверия всех участников коррекционно-развивающего процесса.
Участники проекта:
• Администрация ДОУ
• Педагоги ДОУ;
• Дети;
• Родители.
Принципы реализации проекта:
• Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями;
• Единое внимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей с проблемами в развитии;
• Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
• Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов.
Гипотеза: взаимодействие ДОУ и семьи будет эффективно влиять на создание оптимальных условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и коррекции развития детей этой категории если:
-система работы с семьей дошкольника будет иметь комплексный характер, что обеспечивается через оказание интегрированной поддержки родителям;
— развивающая предметно пространственная среда в группе и дома будет соответствовать психофизическим особенностям детей.
Индикаторы и целевые показатели:
Показателями эффективности, проводимой в рамках проекта, в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:
• повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
• положительный эмоциональный настрой всех участников коррекционно-образовательного процесса,
• повышение уверенности родителей том, что ДОУ, с учетом мнения семьи и индивидуальности ребенка, поможет в решении педагогических проблем;
•проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми, посещающих дошкольное учреждение;
•возможность реализации единой программы индивидуализации, социализации и частичной коррекции (в пределах компетенции ДОУ, развития ребенка в ДОУ и семье;
• повышение активности и заинтересованности родителей (законных представителей) в совместном процессе коррекции нарушений у своих детей;
• стремление взрослых к индивидуальным контактам с педагогами и администрацией ДОУ,медицинскими службами;
Ожидаемые результаты:
• Создана картотека методической литературы ;
• Подобран пакет диагностических методик по определению особенностей взаимодействия ДОУ и семьи;
• Разработан и апробирован план работы с семьей по развитию различных компетенций;
• В процессе работы с родителями используются разновариантные организационные формы работы («Играем вместе», Творческая лаборатория, «Мастер класс»);
• В группе создана богатая развивающая предметно-пространственная среда;
• родители выступают равноправными партерами в коррекционно-образовательном процессе.
Ресурсное обеспечение проекта
Формы работы в проекте:
Формы работы
работы Наименование мероприятия Аудитория
Работа по индивидуальному образовательному маршруту — Образовательная деятельность в соответствии с ФГОС по индивидуальному маршруту, составленному на учебный год.
-Творческие мини-проекты с активным участием семьи Родители, имеющие детей с ОВЗ
Дети с ОВЗ, посещающие МКДОУ
Информационно – просветительская работа.
Мастер классы
«В гостях у сказки»— метод сказкотерапии
«Волшебные краски» — нетрадиционные методы ИЗО.
«Мягкие ладошки»— работа с соленым тестом.
«Веселый язычок»— пальчиковая гимнастика
«Музыка детства»— влияние музыки на развитие процессов нервной деятельности
«Живой песок»— развитие мелкой моторики рук, воображения, памяти
«Мои пальчики расскажут»— игры с манкой.
Родители
Дети с ОВЗ
Информационно – просветительская работа.
Консультации — Подготовка индивидуальных тематических консультаций, рекомендаций для родителей.
-Распространение тематических памяток для родителей.
-Использование Интернет ресурсов
— Работа с сайтом МКДОУ «Мобильная страничка»(страница для родителей с информацией для родителей, консультации, полезные ссылки).
-Составление рекомендательного списка литературы «В семье особый ребенок». Родители.
Игровой центр
«Играем вместе» — Игровая деятельность в группе, на прогулке (игровые развивающие ситуации).
— Организация досуга (праздники, развлечения)
-Театрализация «Волшебный мир театра»
Родители.
Дети с ОВЗ.
Источник