Проект развитие личности ребенка в доу
Ольга Горбачёва
Проектная деятельность как средство развития личности ребенка дошкольного возраста
Актуальность данной темы.
На сегодняшний день система развития дошкольногообразования находится в ситуации существенных изменений: на первый план выходит развитие личности ребёнка. Обязательным становится использование современных образовательных технологий, где главной целью образования становится не только передача знаний и социального опыта, сколько развитие ребёнка. На смену традиционным методам приходят новые, инновационные технологии, направленные на активизацию деятельности ребенка и развитие его личностной сферы как целостной структуры.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой задачи, является метод проектной деятельности. Проектная деятельность для дошкольника не является чем-то искусственно привнесенным, а носит вполне естественный характер, позволяющий ребёнку войти в более широкий мир, ориентироваться в нём, понять окружающую его предметную действительность. Проектная деятельность выступает условием личностно-ориентированного взаимодействия, и поэтому дошкольник познаёт не только свойства предметов, но и характер взаимоотношений между людьми, учится согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослых, сотрудничать в условиях совместной деятельности, знакомиться с правилами и способами взаимодействия в группе и коллективе. У него появляется реальная возможность шире реализовать свои возможности в познании.
В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре программы дошкольного образования, проектная деятельность в образовательном процессе дошкольного образования приобретает особую значимость. Метод проектов — является педагогической инновационной технологией, имеет свои специфические особенности, которые обуславливают определенные изменения в педагогической практике, что способствует условиям для создания единого образовательного пространства за счёт взаимодействия детского сада с родителями воспитанников.
Мною изучено множество методической литературы по вопросам проектирования. Установлено, что метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Педагоги 20-х гг. прошлого века считали, что метод проектов вносит разнообразие в учебную деятельность, в развитие интереса к учению, это стимулирует детей к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию инициативности, коллективизма, развитию умений, навыков планирования и организации труда, распределения сил и средств.
После революции этот метод применялся в образовании как общественно- полезные дела детей. В системе отечественного дошкольного образования метод проектов возродился в начале 90-х гг. прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных технологий.
Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены Е. С. Полат в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования».
Идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию, возникшая из идеи свободного воспитания. В настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней — развитие личности дошкольника, стимулирование интереса детей к определенным проблемам.
2000 год можно смело назвать началом применения проектной деятельности и метода проектов в отечественных дошкольных образовательных организациях. Об этом свидетельствуют исследования, проведённые многими отечественными педагогами и психологами (А. И. Савенковым, А. Данюковой, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, Б. В. Хозиев (2002г.). Использование проектной деятельности, как формы организации развития способностей детей дошкольного возраста занимается Е. Евдокимова (2003г.). Е. С. Полат отмечает, что идея метода проектов становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования.
Метод проекта способствует:
•развитию личности ребенка — повышению активности детей, развитию творческого мышления, воображения, внимания,памяти, речи, творческих способностей детей, умению наблюдать, слушать, обобщать и анализировать;
•стимулированию интересов дошкольников к определенным проблемам через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем;
•практическому применению полученных знаний;
•самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении, использовать эти знания для создания новых объектов действительности;
•созданию открытой системы ДОУ для активного участия родителей.
Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Эта модель обучения, которая вовлекает ребёнка в процесс решения сложных для него проблем, находясь в активной позиции. Он направлен на развитие личности ребёнка, познавательные и творческие способности.
Результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности, который соединяет в себе знания, умения, компетенции и ценности.
Мною было проведено анкетирование среди родителей по внедрению проектного метода обучения в ДОУ. Мнение родителей к проектной деятельностивыглядят следующим образом:
(20%) родителей настроены позитивно, демонстрируют готовность сотрудничества, но с оговоркой (дефицит времени);
у 10% родителей отсутствует четкое представление о системе совместной работы с педагогом ДОУ в рамках проекта;
70%-большинство родителей перекладывают ответственность за воспитание детей на педагогов ДОУ, мотивируя это отсутствием свободного времени, нежеланием участвовать в совместной проектной деятельности.
Обработка анкет позволила получить сведения о том, что ожидают родители от ДОУ, увидеть трудности и проблемы в воспитании и развитии детей. Стало понятно, что формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация) оказались недостаточно эффективными, позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ.
Работа с семьями воспитанников учитывает современные подходы к проблеме. Самая удачная находка-метод проектов.
Мною составлена система работы по внедрению проектного метода обучения для развития личности дошкольника, рассчитанная на 3 года. Прописаны цели и задачи для реализации данной системы с детьми младшей, средней, старших групп. Система по развитию личности дошкольника через проектный метод, разработана в соответствии с программой «Детство», «Программы развития и воспитания детей в детском саду», под редакцией Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович, с использование парциальных программ.
«Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» Т. А. Данилиной, Л. С. Киселевой, Т. С. Ладоги, где данный метод понимается как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, поэтапной практической деятельности для достижения поставленной цели.
Цель: развитие личности ребенка посредством проектного метода обучения.
Задачи:
1Разработать педагогическую систему развития личности ребёнка посредством проектного метода обучения.
2. Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей.
3. Развивать познавательные способности, творческое воображение, мышление, речь, коммуникативные навыки дошкольника.
Новизна работы заключается: в разработке и апробации различных проектов по развитию личности детей дошкольного возраста, их организации в рамках проектной деятельности.
Основные этапы метода проекта:
1этап. Целеполагание. Я помогаю воспитаннику выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени,
способствую саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки и приобретения новых знаний, развития речи и психических процессов.
Последовательность работы на данном этапе: * ставлю перед собой цель (исходя из потребностей и интересов ребёнка);
* вовлекаю дошкольника к решению проблемы;
* намечаю план движения к цели (поддерживаю интерес детей и родителей); * обсуждаю план с семьями (на родительском собрании);
* обращаюсь за рекомендациями к специалистам ДОУ;
* вместе с детьми и родителями составляю план-схему проведения проекта;
* собираю информацию, материал.
2этап. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
к кому обратиться за помощью? (взрослому, педагогу);
в каких источниках можно найти информацию?;
какие предметы использовать? (принадлежность, оборудование);
с какими предметами нужно работать для достижения цели.
3этап. Выполнение проекта – практическая часть.
Выполнение проекта происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную).
Задача воспитателя на данном этапе — создание в группе условий для осуществления совместных замыслов детей и взрослых в рамках проекта.
Последовательность работы педагога на данном этапе.
Образовательная деятельность: игры, наблюдения.
Родители и дети выполняют задания, поощряются самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовления поделок, рисунков, альбомов)
4этап. Подведение итогов – продукт проекта, определение задач для новых проектов.
На данном этапе раскрывается творческий потенциал дошкольников, применяются полученные сведения на практике.
Последовательная работа над этапами:
* организация презентации проекта, создание условий (чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытали чувство гордости за достижения, осмыслили результат своей деятельности). *выступления перед сверстниками,где ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жестами, мимикой).
Взаимодействуя с родителями и детским садом помогает:
*привлечь внимание дошкольника;
*помочь обнаружить проблему и способствовать её выполнению;
*вызвать интерес и ввести детей в совместный проект.
Особенность проектного метода обучения.
Метод проекта можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника, способа взаимодействия с окружающей средой, поэтапной практической деятельностью по достижению поставленной цели.
Источник
Слайд 1
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Тема: «Формирование личности дошкольника в рамках взаимодействия дошкольной организации и семьи» Выполнила: Воспитатель МБДОУ «Адав-Тулумбаевский детский сад № 6 Буинского муниципального района Республики Татарстан» Хусниева Гузалия Хаматвалиевна
Слайд 2
Формирование личности ребенка, развитие и воспитание- эти понятия взаимосвязаны, дополняют друг друга во многих видах деятельности и творчества. Формирование личности может происходить и помимо воспитательного процесса. И миссией дошкольного учреждения является включение родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров, и как результат – создание новой формы своего дошкольного учреждения – педагогического центра по воспитанию и развитию детей и обучению родителей
Слайд 3
Актуальность проекта «Воспитывает всё: вещи, явление, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». А.С. Макаренко. Современная ситуация развития системы управления образованием в России характеризуется поиском новой философии социального управления. В связи с этим актуализируется проблема взаимодействия семьи и общественности в воспитании детей. Современный мир вступает в новую эру: происходит формирование единого рыночного мирового хозяйства, открывающего возможности не только к благосостоянию, но и к появлению новых проблем современности. Нарастает дефицит духовности общества, возникает несоответствие системы ценностей и жизненных ориентаций задачам, которые необходимо решать человечеству не только не для того, чтобы сегодня иметь достойную жизнь, но и чтобы избежать грядущих катастроф.
Слайд 4
Единство принципа координации усилий семьи, ДОУ и общественности по воспитанию подрастающего поколения требует тесного взаимодействия всех государственных и общественных институтов причастных к воспитанию. Их действия должны быть согласованы, требования к воспитанникам едины, только так, помогая и дополняя друг друга, можно усилить педагогические воздействия и сам эффект воспитания.
Слайд 5
Проблема Процесс семейного воспитания имеет ту особенность, что он бесконечен: рождаются дети, создаются новые семьи и, как всегда, возникают вопросы и новые проблемы в воспитании подрастающей смены, особенно в новых социально-экономических условиях, когда изменяется (не в лучшую сторону) демографическая обстановка в стране, место и роль семьи в обществе, когда на повестку дня встали вопросы защиты материнства и детства, охраны молодого поколения от тлетворного влияния «массово культуры», морального разложения, наркомании, алкоголизма.
Слайд 6
Изменилась и сама семья. Ушла в прошлое старая многодетная, трехпоколенная семья. И дети, надо признать в такой семье воспитывались неплохо – срабатывала «семейная педагогика», семейные традиции и привычки, пример старших.
Слайд 7
Разрушение традиционных устоев семьи – одна из причин кризиса в духовно-нравственной и социально-культурной сферах современного общества. Кризисные явления в жизни семьи многообразны: — разрушены нравственные представления о браке и семье; — утрачено традиционное восприятие родительства и детства; — деформирована сфера семейного воспитания; — как следствие кризиса семьи – многочисленные проблемы детства; — система общественного воспитания и образования не может кардинально изменить ситуацию, внести позитивный вклад в возрождение традиционных ценностей семьи; — современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии. Что значит быть сегодня ребенком? — Семья легко может распасться из-за развода родителей. — Изменилась структура семьи: теперь преобладают семьи с одним или двумя детьми. — Воспитание детей часть происходит вне рамок семьи: во дворе, в детском саду — Резко усилилось воздействие на детей средств массовой информации. — Свободное пространство для игр на природе все больше сокращается. — На детей все сильнее влияет коммерциализация жизни.
Слайд 8
Цель проекта Воспитание всесторонне развитой личности – счастливой, здоровой физически и психически. Так как только нравственно и физически здоровый человек сможет выжить в современном мире, полном контрастов. Эта личность должна быть интеллектуально развита, инициативна, коммуникабельна, уверена в собственных силах, ответственна и способна преодолевать трудности.
Слайд 9
Задачи проекта — Поиск контакта с родителями и детьми (изучение семьи: тестирование, анкетирование, деловые игры, беседы, наблюдения); — определение единых требований семьи и ДОУ к воспитаннику; — обеспечить координацию совместных усилий семьи и ЖОУ по воспитанию дошкольника, создать единую воспитательную среду; — показать, что воспитание – это единый неразрывный процесс взаимодействия между семьей, дошкольным и школьным учреждением; — определение совместных методов педагогического воздействия на личность в целях ее перспективного развития; — организация коллектива родителей, развитие его воспитательного потенциала;
Слайд 10
Результаты проекта Благодаря взаимодействию с педагогами ДОУ и участию в жизни детского сада родителей приобретают опыт педагогического сотрудничества как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом. Общение с учителями не вызовет у них затруднений, потому что они готовы к диалогу, умеют отстоять собственную точку зрения и интересы ребенка, а если потребуется, то и защитить его. Участие родителей в жизни детей поможет им:
Слайд 11
— побудить родителей к инициативе и творчеству в вопросе воспитания детей; — рассмотреть значение взаимопонимания, такта и терпения в семье; — коррекция семейного воспитания; — повышение общего культурного уровня семьи, формирование и укрепление традиций рода, возрождение традиций русской интеллигенции, в центре которой всегда было нравственное воспитание семейное образование; — защита ребенка от неблагоприятных условий в семье, ДОУ, селе. — удовлетворение потребности ребенка в любви и чувстве собственного достоинства – ключ к органичному и творческому росту его личности, обеспечить который и призваны семья и система образования.
Слайд 12
— преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка; — относиться к своему ребенку как к равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Главное – не норматив, а личностные достижения каждого и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее; — знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их. А это значит, что при поступлении в школу в его самосознании не произойдет драматической смены самооценки (в д/с был умный, а в школе «неумеха»), если вовремя оказать ему личную поддержку и прийти на помощь. Человек с низкой самооценкой заранее «прогнозирует» свое поражение, даже уступает ему принадлежащее почти без борьбы. Высокая самооценка – это и есть «крылья счастья и успеха». «Семья дает крылья и корни» — семья, которая воспитывает удачливых, дает». — проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.
Слайд 13
Этому способствуют такие формы сотрудничества с семьей, как семейные праздники и фестивали, игровые семейные конкурсы, спортивные семейные соревнования. Самое ценное в таких праздниках – атмосфера единения и общности, когда дети стараются для взрослых, а взрослые стремятся порадовать детей. Понимать, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать. Если мы хотим добиться желаемого результата, необходимо сделать так, чтобы ребенок сам захотел принять участие в работе. А для этого у взрослого должны быть хорошие, доверительные отношения с ребенком и искреннее желание участвовать в его делах, разделять радости и горести. Душевная связь, основанная на доверии, обязательна. Очень важен и опыт познания ребенком своих возможностей, опыт самопознания. Не следует отнимать у ребенка счастья творить, создавать, побеждать трудности, ни с чем не сравнимое счастья овладения каким-то мастерством, счастья открытия, счастья преодоления, счастья интеллектуальной победы. Никто не видел счастливым зависимого, несамостоятельного человека. «Человек не может быть свободен, если он несамостоятелен», — писал сто лет назад врач-психиатр и удивительный педагог Мария Монтессори.
Слайд 14
Итог Сформирована активная педагогическая позиция родителей, активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Но главным результатом совместной работы и сотрудничества ДОУ и семьи являются личностные достижения каждого ребенка.
Слайд 15
Личностные достижения ребенка Социальное развитие ребенка – отношение к окружающему миру взрослых и сверстников, способность понять эмоциональное состояние других, проявление сочувствия, владение способами динамического общения, эмоционального благополучия; умение строить взаимоотношения со взрослыми и детьми. Познавательное развитие – ориентировка в окружающем и становление картины мира, ориентировка во времени, пространстве. Ориентировки величины, формы, цвета. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, логического мышления. Развитие способности к решению творческих проблем, становление умственной работоспособности, развитие сознания и произвольности. Эстетическое развитие – развитие эстетического отношения к миру, приобщение к искусству, художественной деятельности, развитие специальных художественных способностей (музыкальных, изобразительных). Развитие речи и речевого общения .
Слайд 16
Каким ребенок должен стать в будущем? 1. Целеустремленным. Целеустремленность – главная черта характера. Выбирать цель жизни так, чтобы принести пользу людям, развить свои силы и способности, чтобы совесть была чистой, а поведение достойным. 2. Трудолюбивым. Трудолюбие – условие всякого успеха в жизни. Лень – мать всех пороков. 3. Мужественным . Мужество – это умение жить по совести, говорить правду в глаза, не трусить, столкнувшись с трудностями или злом, это умение жертвовать собой во имя общих интересов. 4. Требовательность к себе и самокритичность – это путь познания себя и условие самоуважения. Право требовать от других имеет тот, кто до предела требователен к себе. 5. Человеколюбие, сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь всем, кто в этом нуждается. Без данного качества человек не способен ни на дружбу, ни на настоящую любовь. 6. Нетерпимость ко всем плохому в себе . Недостатки – мои злейшие враги.
Слайд 17
Литература Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112 с. Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007 – 111 с. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 128 с. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья. — М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 208 с. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребёнка. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 48 с. Малашенкова В.Л. Взаимодействие детского сада и семьи. – Омск: ООИПКРО, 2004. – 52 с. Кротова Т.В. Взаимодействие с родителями воспитанников в летний период. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. № 0. – С. 64 – 68. Лисицына И.А. Инновационный подход к взаимодействию с родителями детей раннего возраста. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. № 1. – С. 58 – 63.
Источник