Проект развитие коммуникативных навыков у ребенка

Проект развитие коммуникативных навыков у ребенка thumbnail

Ольга Базарнова
Проект «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников»

Слайд №1

Название «Развитие коммуникативных навыков через использование инновационной технологии Капитовской О. А., Плохотнюк М. Г.

Слайд №2

ТИП ПРОЕКТА: практико –ориентированный.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: долгосрочный (1 год).

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети всех возрастных категорий, педагоги, родители.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Коммуникация», «Художественное творчество»

Слайд №3 (Актуальность)

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.

Исходной формой коммуникативной речи является диалог. Диалогическая форма общения способствует активизации познавательно-мыслительных процессов.

Слайд №4 (Проблема)

Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.

Слайд №5 (Цель проекта)

Цель обусловлена необходимостью преодоления имеющихся речевых нарушений и развития коммуникативных навыков в рамках реализации инновационной технологии Капитовской О. А., Плохотнюк М. Г.

Слайд №6 (Задачи)

Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи,

Слайд №7 (Ожидаемые результаты)

Удачное сочетание традиционных и авторских подходов к решению проблемы обучения диалогической речи детей с задержкой речевого развития позволяет прогнозировать положительные результаты

Слайд №8 (Содержание работы)

Цель работы по внедрению технологии заключается в использовании закрытой картинки или спрятанного предмета т. е. дети учатся задавать вопросы (картинка на первом этапе повернута тыльной стороной, а предмет спрятан за ширму). В ситуации, когда дети не видят картинку или предмет, их речь (вопросы, обращенная к педагогу, оказывается максимально мотивированной, и дошкольники постигают основную коммуникационную сущность вопроса как одного из главных компонентов речевого общения.

Слайд №9 (Направления работы)

Работа по развитию диалогической речи ведется по трем основным направлениям с усложнением:

Слайд №10 (1 Направление)

Слайд №11 (2 Направление)

Слайд №12 (3 Направление)

Первое направление усложнения работы — усложнение формы и содержания объекта. Первоначально (в средней группе) используется спрятанный предмет, вместо рисования проводится лепка спрятанного предмета простой формы (овощи, фрукты, предметы посуды, игрушки). Малыши в достаточной степени владеют приемами лепки: скатыванием шариков, колбасок из пластилина по данному образцу. Если же берется картинка, то ее содержание должно быть очень простым. На ней должен быть изображен один статичный предмет, но яркий, крупный (кукла, мяч, мишка, яблоко, ваза и т. п.). Этот вид работы используется в старшей группе, когда дети уже в достаточной степени овладели навыками рисования и раскрашивания.

Для подготовительной группы можно подобрать серию закрытых картин или сюжетную картинку по прочитанным произведениям. Педагог предлагает задать вопросы и по описанию узнать, из какой сказки этот персонаж или персонажи («Три медведя», «Колобок», «Маша и медведь» и т. п.).

• Второе направление усложнения работы касается содержания и формулировки вопросов, которые задаются по закрытой картинке или спрятанному предмету.

Первоначально педагог помогает детям сформулировать простые вопросы: «Что нарисовано на картинке?», «Предмет большой или маленький?», «Какого он цвета?». Если работа идет по спрятанному предмету и педагог сам классифицировал его («Это овощ», «Это игрушка», «Это предмет посуды» и т. п., необходимо учить детей задавать вопросы.

Если это спрятанный предмет, дети выясняют его размеры, расположение частей, затем включаются вопросы, с помощью которых выясняются детали одежды, внешнего вида. В подготовительной группе появляются вопросы о месте действия. Постепенно дети приучаются самостоятельно формулировать вопросы.

При усложнении вида работы используются сигналы для запоминания. В качестве сигнальной системы можно использовать лист бумаги с изображенными символами (в центре, внизу слева, вверху справа, вверху в центре и т. д.) или фланелеграф и кружки, обозначающие место предмета на картинке (синие кружки — верх (небо, зеленые — низ (травка, земля).

При систематической работе с сигнальной системой у детей развиваются пространственное восприятие, память, разговорная речь.

• Третье направление усложнения работы связано с развитием самостоятельности детей при работе с закрытой картинкой или предметом. В начале работы педагог побуждает ребят задать тот или иной вопрос: «Спросите меня, кто (что) изображен (изображено) на картинке? Где стоит девочка? Как она одета?» и т. п. После того как несколько детей повторяют вопрос, педагог отвечает на него, а затем предлагает повторить свой ответ. Позже, вспомнив ответы, дети должны нарисовать картинку или слепить предмет.

Слайд №13

Развитие самостоятельности и активности детей при работе с закрытой картинкой или со спрятанным предметом осуществляется через организацию таких приемов, как «Маленький учитель», «Работа в парах».

Маленький учитель. Педагог предлагает дошкольникам поменяться с ним ролями: кто-нибудь из детей станет «учителем», а педагог — «учеником». Такое предложение всегда вызывает восторг у малышей и оживляет занятие. Естественно, первоначально педагог подсказывает «маленькому учителю», что нужно делать и говорить, выступает в роли суфлера. Но постепенно малыши осваивают этот вид работы, и надобность в суфлере отпадает.

Прием «маленький учитель» не только развивает диалогическую речь детей, но и формирует коммуникативные навыки, а также готовит дошкольников к сюжетно-ролевой игре.

Работа в парах. Этот прием можно практиковать в подготовительной группе, когда все без исключения дети усвоили определенный набор вопросов и умеют формулировать ответы. Занятие проводится с подгруппой детей. Дошкольники распределяются по парам, где один ребенок задает вопросы, а другой, у которого закрытая картинка или спрятанный предмет, отвечает. Далее первый ребенок описывает предмет, а затем рисует. Второй может подсказать, если первый что-то забыл. Результат работы они оценивают вместе. На следующем занятии дети меняются ролями. После выполнения детьми рисунка или лепки обязательно производится анализ работ малышей: сопоставление их с оригиналом и между собой.

Слайд №14

Развитие коммуникативных навыков происходит во всех сферах образовательно-воспитательной деятельности

Слайд №15

В результате использования технологии Капитовской О. А., Плохотнюк М. Г. был получен продукт в виде: …

Слайд №16

Приложение — Игры

О работе с компьютерными играми по лексическим темам Вас познакомит Елена Александровна.

Таким образом, мы считаем, что предлагаемая технология является одним из эффективных направлений в формировании и развитии диалогической речи дошкольников. Поэтому мы рекомендуем её к внедрению для работы с детьми с речевыми нарушениями.

Источник

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Золотухинский детский сад»

ПРОЕКТ

Тема: «Формирование коммуникативных умений

у детей старшего дошкольного возраста».

Педагог-психолог:

Маслова Наталья

Валентиновна

2017г.

Содержание

  1. Коммуникативные способности – как индивидуально-психологические особенности ребёнка.

1.1.Цели и задачи, актуальность.

1.2. Условия эффективности коррекционно-развивающей работы для детей имеющих трудности в общении.

  1. Проект работы по развитию коммуникативных умений.

  2. Заключение.

Список использованной литературы

Приложение.

Коммуникативные способности – как индивидуально – психологические особенности личности ребёнка.

Развитие ребёнка в дошкольные годы – это сложный и многоаспективный процесс. С каждым днем перед ребенком раскрывается окружающий его мир – мир природы, искусства, человеческих отношений. В совместно с взрослыми деятельности ребенок приобретает способность контролировать себя и управлять некоторыми поступками и психологическими процессами. Под влиянием взрослого активность ребенка перестраивается: становится осознанной, самостоятельной.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психологического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду.

Для дошкольника общение со взрослыми и сверстниками является важным средством основание окружающей деятельности. У него складываются социальные потребности, формируется умение устанавливать продуктивные контакты с другими людьми.

Дети должны знать:

  • Характерные способности выражения эмоций;

  • Некоторые мотивы поступков людей;

  • Особенности наиболее распространенных ситуаций делового и личного общения;

  • Этические основы общения.

Одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение. Что это такое? В психологии нет единого определения этого понятия. Но все исследователи отмечают, что предметом общения является другой человек, по отношению к которому решаются жизненно важные задачи. Б.Д. Парыгин рассматривает общение «как сложный и многогранный процесс взаимодействия индивидов, и как информированный прогресс, и как отношение людей друг к другу, и как прогресс их взаимовлияния друг на друга, и как прогресс их сопереживания и взаимного понимания друг друга».

В общении реализуется потребность в другом человеке. Потребность в других людях, в общении с ним – самая сильная человеческая потребность. По словам А. Сент – Экзюпери, общение – это редкая человеческая роскошь приносящая наивысшее наслаждение. Не случайно самым тяжким, невыносливым наказанием для человека служит одиночество, лишение возможности общаться с другими людьми.

В чем значение общения! Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания вырабатывая целесообразную программу действий, взаимно вливают друг на друга, выявляют сходство и различные интересы. Общение имеет огромное значение в развитии личности. Вне общения формирования личности вообще невозможно. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок дошкольного возраста усваивает общечеловеческий опыт, накапливания знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает взгляды, убеждения, идеалы, определяет социальные ценности, развивает свои способности. Только в процессе обращения у ребенка формируются духовные потребности, моральные и эстетические чувства, складывается характер.

Еще Л.С. Выготский отмечал, что ребенка развитие невозможно без общения, подражания и сотрудничества с взрослыми. Я считаю, что развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, коков круг и характер общения.

Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества целом.

Общение может быть непосредственным и опосредственным. Огромную роль в опосредственным общении играют средств, а массовой коммуникации: радио, телевидение, печать и т.д. Основным средством общения является язык.

Наверное, все без исключения взрослые (педагоги, родители) хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается и моя задача — помощь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Общение ребенка дошкольного возраста — это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения.

Способность общаться – это дар или то, чему можно научиться? Психологи определяют коммуникативные способности, как индивидуально — психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:

  1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);

  2. Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника включающее умение решать конфликтные ситуации;

  3. Знание норм и правил, которые необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

В среднем до 2-2,5, а то 3-х лет круг общения ребенка составляют взрослые – мама, папа, дедушка, бабушка и т.д. Его любят, о нем заботятся, знают о его особенностях, в общем, ребенок живет в ситуации полного доверия, любви и согласия. Ему всегда готовы помощь, поддержать.

Дети 5-6 лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. Всему этому ребенок учится в семье, в детской группе и в общении с взрослыми – педагогами, воспитателями, родителями.

Чем раньше обращается внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психологического развития. Конечно, количество социальных контактов ребенка зависит от темперамента, большинство маленьких детей пытаются установить дружеские контакты со сверстниками. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается им из-за неумения организовать общение, быть интересными окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки робости в контактах, замкнутости! Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Паспорт проекта: «Коммуникативные способности детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Выявление детей имеющих особые проблемы в общении. Дальнейшее развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

Задачи:

  1. Составление индивидуальных программ развития для детей имеющих проблемы в общении.

  2. Сориентировать педагогов, родителей в проблеме затронувшей их, задать импульс для более глубокого ее изучения и оказание реальной помощи детям.

  3. Снятие психоэмоционального напряжения; внушение желательного настроения, поведения, воспитания определенных черт характера.

  4. Формирование позитивной «Я — концепции», адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.

  5. Воспитание положительного эмоционального отношения к взрослым, сверстникам, самому себе.

  6. Нейтрализация негативных личностных проявлений: тревожности гиперактивности, конфликтности, агрессивности, обидчивость, самоуверенность, детские страхи , неорганизованность и др.

  7. Воспитание и развитие таких качеств как: сочувствие, доброта, готовность прийти на помощь, оказать поддержку, умение делится с другими, умение понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста:

Педагог-психолог;

Воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед.

.

Вид проекта: творческо – поисковый.

Продолжительность проекта: 3 года.

Актуальность темы:

  1. За все время работы психологом я наблюдала за детьми, и одновременно работая воспитателем, часто сталкивалась с проблемами в поведении и общении. Это заключалось в том, что одни дети были очень активны, непоседливы, не могли спокойно сидеть на занятиях, проявляли агрессию. Другие наоборот были замкнуты, необщительны, заторможены, находящиеся в постоянном напряжении.

  2. Точно с такими же проблемами ко мне стали обращаться родители и педагоги детского сада.

  3. Я поняла, что проблема есть и ее надо немедленно решать.

Предполагаемый результат:

  • Создание необходимых условий по нейтрализации негативных личностных проявлений.

  • Коррекция и развития «эмоционального интеллекта», личностных качеств ребенка.

  • Устранение искажений в психическом развитии ребёнка, перестройка уже неблагоприятно сложившихся форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения.

  • Укрепление детско-родительских отношений.

  • Заинтересованность детей и родителей. Включение семьи в воспитательно0образовательный процесс.

  • Участие педагогов в реализации проекта.

Продукт проектной деятельности:

  • Проведение диагностики.

  • Выставка детских работ «Моё настроение», «Моя семья», «Каким бы я хотел стать», «Мой любимый герой».

  • Беседа по рисунка.

  • «Тест на эмоциональность», умение детей самим распознавать своё эмоциональное состояние.

  • Информационный стенд по возрастным группа.

  • Изготовление памяток для педагогов и родителей.

  1. «Этап – Подготовительный

Педагог — психолог

  • Разработка плана.

  • Изучение психологической литературы.

  • Выявление трудностей в общении.

  • Проведение диагностического уровня коммуникативных способностей.

  • Скрининговая (экспресс) диагностика.

  • Разработка рабочих коррекционно – развивающих программ.

  • Подбор методов и приемов развития и коррекции коммуникативной сферы.

Музыкальный руководитель:

Подбор музыкального сопровождения к коррекционно – развевающей деятельности, открытым мероприятиям.

Родители – дети:

Создание благоприятного психологического климата в семье. Установление доверительных отношений в семье.

Родители:

Обсуждение плана и задач проекта. Индивидуальные и подгрупповые консультации.

Педагог – психолог – родители — дети:

«Моя дружная семья», «Наш добрый друг корней»

Дети:

Взаимодействие с детьми: использование проблемной ситуации.

Педагог – психолог – родители:

Индивидуальные консультации, беседы, родительские собрания, лекторий для родителей, опрос, проведение совместных праздников, анкетирование, информационные стенды по возрастным группам, изготовление памяток.

Педагоги:

Участие в проведении коррекционно – развивающих занятий, индивидуальные и групповые консультации, совместные проведения диагностического уровня.

Учитель – педагог:

Совместное проведение диагностического уровня, индивидуальные и групповые консультации, совместное проведение родительских собраний.

Дети- дети:

Гармонизация межличностных отношений.

  1. Этап основной

  • Коррекционно – развивающая программа для детей с нарушением самооценки, повышенной тревожности, имеющим разнообразные страхи.

  • Коррекционно – развивающая программа для детей имеющих нарушения поведения и эмоционально – личностного развития.

  • Коррекционно – развивающая программа для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Эффективность коррекционно – развивающей работы.

  1. Создание атмосферы искренности, доверия, тепла, тем самым обеспечение прочности, единства межличностных взаимодействий в группе. Главная установка — на успех каждого ребенка.

  2. Внимательное и уважительное отношение к индивидуальным склонностям и способностей детей. Поддержка и развитие того, сто самобытно, оригинально, что является ценным вкладом каждого ребенка в группе.

  3. Учет добровольности детей при выполнении упражнений.

  4. Поощрение и поддержка детей овладеть своим поведением, объяснить свою позицию; внимание к тому, что делаешь, думаешь, чувствуешь сам и другие люди.

  5. Использование содержательной оценки и в том же времени сужение и конкретизация сферы действие оценочного суждения.

  6. Стимуляция мотива «Быть не хуже других».

  1. Этап – Заключительный.

  • Проведение итогового занятия «Наш добрый друг Корней»

  • Проведение коррекционного занятия «Мои страхи».

  • Проведение интегрированной непосредственной образовательной деятельности «Колокольные звоны России».

  • Выставка детских рисунков.

  • Рассматривание иллюстраций «Мир эмоций»

  • Презентация проекта «Формирование коммуникативных умений

у детей старшего дошкольного возраста».

Итоги реализации проекта.

Результативность.

Из проделанной работы хочу сделать вывод. Дети, которые имели проблемы в общении стали более эффективно общаться. Работа по преодолению коммуникативных способностей, сложна и долговременна. Чудес не бывает, а проблема не пройдет за один день. Но я набралась терпения и помогала создать детям атмосферу доверия и дружеское расположение к детям. Это помогло мне увидеть и раскрыть внутренний мир ребенка, научить детей делиться своими проблемами. Эти достижения входят в структуру психологической готовности ребенка к школе. От того, насколько дошкольник освоил деятельность общения, зависит успешность его адаптации к условиям школьного общения. Умение действовать сообща, взаимодействовать в разных коммуникативных ситуациях показывает, насколько ребенок готов к новым условиям общения в учебной деятельности.

Работая над проектом, мне понравилось то, что дети стали подходить ко мне и говорить о своей проблеме, о проблемах во взаимоотношениях с родителями, со сверстниками. Откликнулись также родители и педагоги. Благодаря такой совместной работе у детей формируются такие умения как:

  • По внешнему облику характеризовать особенности партнера по общению;

  • Адекватно ситуаций общения отбирать и использовать вербальные и невербальные средства общения;

  • Учитывать в общении эстетические нормы и правила;

  • Действовать совместно со сверстниками для достижения общих целей.

Постановка новой проблемы.

У детей все больше и больше появляется интерес к моим занятиям и это доставляет мне радость и удовольствие. Им интересны навыки общения друг с другом, родителями, педагогами. И я буду продолжать работать над своей темой т.к. – это важно и нужно детям и их родителям и педагогам. Работа будет проходить с поддержкой и помощью родителей и педагогов. Как будет проводиться работа, обговорим при встрече.

Литература:

  1. Аралова М.А. – «Справочник психолога ДОУ» — М.: ТЦ Сфера , 2007.

  2. Данилина Т.А. , В.Я. Зидянидзе «В мире детских эмоций» Айрис Пресс М.: 2004г.

  3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» М.: «Генезис» 2000г

  4. Клюева Н.Ф., Филиппова «Общение дети 5-7 лет»- Я.: Академия развития 2007г.

  5. Маралов В.Г. , Фролова Л.П. «Коррекция личностного развития дошкольников» М.: творческий центр 2008г.

  6. Немов Р.С. «Психология» М.: Владос 1999г.

  7. Сиротюк А.Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» М.: творческий центр 2008г.

  8. Юрчук Е.Н. «Эмоциональное развитие дошкольников» М.: творческий центр 2008г.

  9. Ж-л «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2,7,12. 2008г.

  10. ФГОС ДО: практика реализации.

Планирование образовательной деятельности.

Рабочая программа педагога-психолога ДОО. Волгоград 2014г.

Результат диагностического уровня коммуникативных способностей

2016-2017 учебный год

До коррекции

100%

90%

80%

70%

60% 59%

50%

40% 29%

30% 12%

20%

10%

0%

Очень низкий низкий средний высокий очень высокий

После коррекции

100%

90%

80%

70%

60% 59%

50%

40%

30% 18% 23%

20%

10%

0% очень низкий низкий средний высокий очень высокий

2016-2017 учебный год.

Социометрический статус

До коррекции

100%

90%

80%

70%

60%

50% 44%

40% 38%

30% 18%

20%

10%

0% очень низкий низкий средний высокий очень высокий

После коррекции

100%

90%

80%

70%

60%

50%

40% 45% 45%

30%

20% 5% 5%

10%

0% очень низкий низкий средний высокий очень выс

Источник