Проект по развитию детей в доме ребенка

Проект по развитию детей в доме ребенка thumbnail

Юлия Тома
Педагогический проект «Ребенок дома»

Вид проекта: познавательно — игровой.

Цель проекта: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей правил и способов безопасного поведения дома.

Задачи:

• с помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах поведения дома;

• обобщить и расширить знания детей о предметах домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности;

• пополнить предметно-развивающую среду для работы по данному направлению;

• выработать систему воспитательно-образовательной работы.

Предполагаемый результат:

• создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;

• координация деятельности по охране и безопасности жизни детей между родителями, сотрудниками ДОУ;

• проявление интереса у родителей к проблемам ДОУ;

• формирование у детей интереса к проблеме собственной безопасности, понимание того, что может быть опасным дома;

• умение правильно вести себя в различных опасных ситуациях;

• проявление детьми способности ориентироваться на нормы и правила в жизни, осознание важности и необходимости бережного отношения к окружающим предметам и электроприборам.

Сроки реализации проекта: учебный год.

Участники: дети старшего дошкольного возраста; родители воспитанников; воспитатели ДОУ; педагог-психолог; музыкальный руководитель; инструктор по физическому воспитанию.

Актуальность.

Проект посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения дома.

Что лучше и охотнее всего любят делать дети? Конечно, подражать нам, взрослым, при этом они, в дальнейшем, подсознательно «на автомате» в похожих ситуациях поступают именно так, как это делаем мы. Если у папы и мамы есть привычка перед уходом из дома проходить по всем комнатам, запирая при этом все окна, выключая электроприборы и прочие устройства — будьте уверены, эта полезная привычка появится и у их детей.

Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения дома реализуется через активную деятельность всех участников проекта.

Идея лежащая в основе разработанного подхода к формированию у детей безопасного поведения дома, заключается в том, что эффективность полученных знаний, умений и навыков можно повысить посредством интеграции в ходе реализации проектного метода. Работа над проектом проводится в несколько этапов.

Проектреализуется по двум направлениям: совместная деятельность с детьми, взаимодействие с родителями.

Совместная деятельность с детьми включает в себя четыре блока:

«В мире опасных предметов».

«Огонь – судья беспечности людей».

• Службы «01», «02», «03».

«Свои и чужие люди».

Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения дома. Одно неправильное действие на глазах ребенка или вместе с ним могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность,разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей:

• Родительское собрание «Как подготовить ребенка к опасным жизненным ситуациям».

•Консультации для родителей: «Безопасность наших детей»; «В мире опасных предметов»; «Приобретаем «привычку к безопасности»; «Разговоры с незнакомыми людьми».

• Участие родителей в изготовлении атрибутов к сюжетно–ролевым играм.

• Семейный конкурс (творческое задание): изготовить элемент костюма спасателя, сочинение сказок, стихотворений о чрезвычайных ситуациях.

По завершении проекта «Ребенок дома», организуется развлечение для детей и родителей «Юный пожарник»; оформляется выставка детского творчества «Мы – юные спасатели»,

Содержание работы над проектом по этапам

Содержание

деятельности Ответственные Сроки выполнения Результат

1 2 3 4

1-й этап — подготовительный

Разработка тематической непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель Сентябрь Создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей правил и способов безопасного

поведения дома

Беседы на темы:

«Почему надо заботиться о своей безопасности».

«Будь осторожен с огнем».

«Опасные предметы дома».

Воспитатель Сентябрь

Октябрь

Развитие интереса к проблеме собственной безопасности

Рассматривание фотоальбома «Профессии (пожарника, спасателя, милиционера, врача)».

Воспитатель Сентябрь

Октябрь

Пополнение знаний о роли данных профессий в жизни людей

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Юные спасатели», «Семья», «Доктор Айболит».

Воспитатель

Сентябрь

Октябрь

Развитие творческих способностей, расширение кругозора.

Рисование на темы:

«Опасные предметы на кухне дома»; «Огонь — друг или враг»; «С дымом мешается облако пыли, мчатся пожарные автомобили».

Воспитатель Сентябрь

Октябрь

Развитие творческих способностей, расширение кругозора

Ручной труд (совместно с родителями): изготовление памяток, плакатов, альбомов «Не шути с огнем!»; «Осторожно газ!»; «Опасная вода»; «Чужие люди»; «Опасные игры и игрушки».

Воспитатель, родители Сентябрь

Октябрь

Участие в общественно значимых мероприятиях.

Чтение произведений,рассматривание иллюстраций к ним:

Григорьев Е. «Один дома»;

Шалаева Г. Когда быть осторожным» (веселые уроки);

Загвоздкина Т. «Сказки домового Спасика»;

Маршак С. «Пожар», «Кошкин дом»;

Толстой Л. «Пожарные собаки»;

Пермяк Е. «Торопливый ножик».

Воспитатель Сентябрь

Октябрь

Закрепление представлений об опасных для жизни и здоровья предметах, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

Родительское собрание «Как подготовить ребенка к опасным жизненным ситуациям»:

— выступление сотрудника МЧС;

— решение проблемных ситуаций, возникающих в быту;

— вопросы родителей к педагогам, сотруднику МЧС.

Воспитатель Октябрь

Закрепление знаний родителей о предметах и источников опасности домашнего быта.

Пополнение предметно –развивающей среды:

— изготовление дидактических игр;

— приобретение пособий и настольно-печатных игр по данной тематике;

— приобретение видеоматериалов;

презентаций на тему «Ребенок дома»;

— изготовление рекламных проспектов, визиток.

Воспитатель, родители Сентябрь

Октябрь

Укрепление материально – технической базы

Выпуск буклета для родителей «Где может таиться опасность в квартире»

Воспитатель Октябрь Информированность родителей

Профилактические беседы

сотрудников ОДН

«Один дома»;

«Свои и чужие люди»

«Кому из взрослых можно доверять». Воспитатель,

сотрудники ОДН Сентябрь

Октябрь

Умение вести себя в опасных жизненных ситуациях.

2-й этап — основной

Непосредственно образовательная деятельность познавательного цикла:

«Где может таиться опасность в квартире»,

«Опасные игры и игрушки»,

«Как огонь воду замуж взял»,

«Служба «02»,

«Скорая помощь» Воспитатель Ноябрь-апрель Закрепление представлений об опасных для жизни и здоровья предметах, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

Сюжетно — ролевые игры: «Юные спасатели»;

«Семья»;

«Доктор Айболит»;

«Врачи скорой помощи» Воспитатель В течение года Закрепление представлений об опасных для жизни и здоровья предметах, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

Дидактические игры:

«Спаси игрушку»; «Спасатели»; «Найди предмет»; «Пожароопасные предметы»; «Луч фонарика»; «Найти и обезвредить»; «Как избежать неприятностей?»;

Воспитатель В течение года Закрепление представлений об опасных для жизни и здоровья предметах, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

Игры – имитации

«Я пожарный, милиционер, спасатель, врач скорой помощи». Воспитатель В течение года Стремление принимать участие в посильных поручениях и добросовестно их выполнять.

Игры — тренинги:

«Один дома»;

«Звонок в дверь»;

«Открой дверь»;

«Знакомый, свой, чужой»; Педагог — психолог В течение года

Умение сотрудничать со сверстниками, содействовать сплочению детского коллектива в совместной деятельности.

Рассматривание проблемных игровых ситуаций:

— расшифровка письма от инспектора Пожаркина;

— обыгрывание разных опасных ситуаций:

• Если в квартире много дыма;

• Если в доме что-то загорелось;

• Если слышен запах газа;

• Если незнакомей звонит в квартиру;

• Если человек заболел.

Воспитатель В течение года Закрепление представлений об опасных для жизни и здоровья предметах, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

Закрепление правил безопасного поведения дома.

Консультации для родителей:

«В мире опасных предметов»;

«Безопасность наших детей»;

• «Приобретаем «привычку к безопасности»;

«Разговоры с незнакомыми людьми».

Воспитатель В течение

года Систематизация знаний детей и их родителей об умении правильно обращаться с предметами домашнего быта.

Семейный конкурс (творческое задание) изготовить элемент костюма спасателя, сочинение сказок, стихотворений о ЧС.

Воспитатель, родители Декабрь

Развитие конструктивных и творческих способностей

«Кому из взрослых можно доверять» — тренинговая игра с сюжетно – ролевым действием.

Педагог – психолог

ДОУ Январь

Закрепление умения оценивать собственное поведение

«Кто самый быстрый водовоз?» — досуговая подвижная игра соревнование. Воспитатель, инструктор по физическому воспитанию

Февраль

Воспитание умения демонстрировать свои физические возможности, проявлять усердие.

«Юный пожарный» — развлечение по основам жизнедеятельности для детей и их родителей.

Воспитатель, музыкальный руководитель

Апрель

Формирование навыков безопасного поведения дома, умение вести себя в сложных ситуациях.

Участие в работе семинаров по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения дома. Воспитатель В течение года Закрепление знаний, повышение уровня профессионального мастерства

3-й этап — заключительный

Проведение детско – родительской гостиной «Правила безопасного поведения дома».

Воспитатель Май

Закрепление знаний по правилам безопасного поведения дома.

Оформление выставки детского творчества «Мы — юные спасатели». Воспитатель Май

Развитие творческих способностей, расширение кругозора.

Презентация книги «Азбука безопасности дома» Воспитатель Май Закрепление знаний о собственной безопасности.

Обобщение положительного опыта по данному направлению.

Воспитатель Май Материалы по опыту работы по данному направлению

Источник

Инна Михайлова
Проект «Эмоциональное развитие детей, воспитывающихся в доме ребенка»

Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.

В начале 2015г., в рамках проекта по эмоциональному развитию детей раннего возраста, воспитывающихся в домах ребенка, под руководством педагога – психолога Гальцовой П. С. была создана творческая группа, в которую вошли воспитатели: Гусева Л. А., Михайлова И. А., Мешкова Г. И.

Целью творческой группы было создание условий для социализации детей, воспитывающихся в доме ребенка, расширение их представлений об окружающем мире и эмоциональных состояниях.

В течение года нами были изучены теоретические работы и экспериментальные исследования известных психологов Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Б. Г. Мещерякова и др. Они утверждают, что формирование эмоций человека – важнейшее условие развития его как личности.

Следует отметить, что чем младше ребенок и больше его беспомощность, тем сильнее он зависит от условий, в которых живет. Благополучие ребенка в период раннего детства тесно связано с особенностями окружающей его среды. Именно в эти первые годы жизни развитие ребенка в огромной степени определяется теми условиями и впечатлениями, которые он получает для своего развития.

К большому сожалению, приходится согласиться, что в условиях закрытого учреждения, с его ограниченной социальной, эмоциональной и сенсорной средой, наблюдаются неблагоприятные предпосылки в поведении детей, что значительно влияет на их дальнейший социальный прогноз.

Но, в то же время, период раннего детства – наиболее значимый этап с точки зрения коррекционного воздействия, и возможности ребенка этого возраста очень велики. Более раннее начало коррекционной работы и создание адекватной коррекционно – развивающей среды в условиях дома ребенка, позволяет предупредить возникновение депривационных нарушений психического развития, преодолеть уже имеющиеся, и может послужить залогом дальнейшего полноценного развития ребенка.

Учитывая выше сказанное, мы поставили задачу найти на практике эффективные пути реабилитации эмоциональной сферы, создать условия для социализации и развития коммуникативных связей детей 1 –ой группы д/р №7.

Для обогащения восприятия и расширения кругозора детей мы разработали и провели цикл досуговых развлечений на свежем воздухе в соответствии с временами года.

Во время проведения досугов мы стремились:

Эмоционально вовлекать детей в игровую ситуацию,

• Знакомить детей с сезонными развлечениями,

• Активизировать речевую активность детей,

• Расширять и закреплять представления о разнообразии эмоций

Было разработано 4 конспекта посвященных временам года.Проведено 3 тематических досуга: весна, лето, осень

Мероприятия были составлены с учетом особенностей интеллектуального и эмоционального развития детей 2-3 лет. Для этого мы воспользовались психолого – педагогическими методиками Н. Ф. Губановой, М. Б. Зацепиной, М. Ю. Картушиной, Н. П. Метлова, Е. Н. Соляник, С. Н. Теплюк, а также консультациями воспитателей, работающих с данными детьми, музыкального и физкультурного руководителей. Были выполнены необходимые условия для благоприятной эмоциональной обстановки, соблюдены нормы и правила межличностного общения. Использовались игры и упражнения, направленные на расширение представлений об эмоциональных состояниях.

Таким образом,были достигнуты следующие результаты:

— небольшое количество детей позволило полностью вовлечь каждого в игровую ситуацию и дать возможность индивидуально каждому ребенку проявить свои эмоции;

— успешный результат игры доставлял детям громадное удовольствие, вызывая эмоциональное вдохновение, бурную радость, и самое главное – требование повторения игры;

— проявление детьми сопереживания игровым персонажам дало возможность познакомиться им с новыми эмоциональными состояниями,такими как: симпатия, сочувствие, гордость и стыд;

— всплеск эмоций стимулировал проявление речевой активности детей в соответствии с переживаниями;

— количество и интенсивность коммуникативных проявлений увеличивалось;

— наблюдалась настойчивость в стремлении к контактам со взрослыми и сверстниками.

В последующем наблюдении за детьми в процессе их самостоятельной деятельности отмечалось повышенное проявление инициативы к совместным действиям и общению. Наблюдался более яркий эмоциональный фон, который характеризует достаточно стабильное и конструктивное принятие у детей самого себя и окружающей действительности.

Выводы, планы

Занятия получили положительные отзывы специалистов дома ребенка и воспитателей 1 группы

Запланировано продолжение разработки и проведения досуговых мероприятий на свежем воздухе, углубление знаний детей о природных явлениях, расширение представлений об окружающем мире на фоне опыта совместной деятельности со взрослым в эмоционально насыщенных ситуациях.

Источник

Несмотря на то, что все усилия команды фонда «Дети ждут» сосредоточены на том, чтобы как можно больше детей нашли любящие семьи, увы, дома ребенка остаются нашей реальностью. Над тем, чтобы дети получали в них достаточно заботы, работают специалисты проекта «Дом для ребенка».
Главное условие для развития ребенка- это любящая и заботливая семья. Как сделать пребывание в учреждении наименее травматичным для детей раннего, самого уязвимого, возраста? Как не дать развиться последствиям семейной депривации (ситуации, когда не удовлетворяется базовая потребность ребенка в установлении безопасных и доверительных отношений со значимым взрослым)?
Более 20 лет назад учеными – исследователями факультета психологии СПбГУ, совместно с коллективом Дома ребенка № 13 началась разработка семейно-ориентированной модели организации жизни детей в Доме ребенка, с целью ранней реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей. Эта модель была опробована в реальных условиях дома ребёнка. За счёт создания домашней атмосферы, соблюдения принципов заботы с уважением и внимания к потребностям ребёнка, малыши меньше отстают в развитии от своих сверстников, которые воспитываются дома, развиваются гораздо лучше, чем те младенцы, которые воспитываются в стандартных условиях Дома ребенка, а также легче адаптируются в новой семье.
Эта модель легла в основу Постановление N 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» от 24.05.2014. С 2015 года этот законодательный акт начал действовать на территории всей страны. Положением закреплены требования к содержанию, воспитанию, обучению детей, лишенных попечения родителей. Из этого Постановления следует, что в Домах ребенка должны создаваться разновозрастные группы из 6 детей, а основным принципом работы персонала должен стать принцип «Забота с уважением». Учреждения, работающие по новым стандартам, смогут обеспечить детям наиболее комфортные условия жизни, максимально приближенные к семейным, а значит, предотвратить возникновение сложностей в психическом развитии малыша и облегчить процесс адаптации ребенка при попадании в семью.
Благодаря финансовой поддержке Благотворительного фонда поддержки образования, здравоохранения и культуры Дмитрия Коробкова нам удалось начать реализацию проекта «Дом для ребёнка», направленного на помощь сотрудникам и администрации сиротских учреждений в переходе на новые формы работы, согласно Постановлению № 481.
Главные задачи проекта в Домах ребенка:
• Снятие тревожности персонала перед предстоящими изменениями;
• Формирование понимания ответственности взрослого, ухаживающего за ребенком, за психическое здоровье детей;
• Смена приоритетов взрослого с выполнения инструкций на внимание к чувствам, эмоциям и состоянию ребенка;
• Знакомство персонала с принципами заботы с уважением и помощь внедрению их в ежедневную работу;
• Обучение инициативной группы сотрудников учреждения навыкам работы с коллективом Дома ребенка, в том числе и в ситуации внесения системных изменений.
В рамках проекта с персоналом Домов ребенка работают сотрудники кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей, факультета психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета, Института раннего вмешательства.
Для педагогического и медицинского персонала Домов ребенка проводятся следующие учебные модули:
«Психическое здоровье ребенка и влияние на него условий интернатного учреждения»
«Сигналы и эмоции»
«Принципы заботы с уважением»
«Социально-эмоциональное развитие детей в раннем возрасте»
«Сотрудничество с ребенком и алгоритмы заботы».
Для работы со всем персоналом учреждения готовится группа тренеров из числа наиболее компетентных и активных сотрудников, участвующих в модульном обучении «Тренинг для тренеров Домов ребенка».
Участниками образовательного проекта «Дом для ребенка» являются более 30 Домов ребенка из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Воронежа, Ельца, Ярославля, Белгорода, Волгоградской области, Московской области, Владимирской области, Новосибирска, Архангельска, Тверской области, Республики Карелия, Республики Калмыкия.
В 2018 году была запущена программа «Развитие услуг раннего вмешательства для детей от 0 до 4-х лет и ухаживающих за ними взрослых на базе Домов ребенка».
Задачи обучения — внедрение методики раннего вмешательства в работу Домов ребенка, отработка технологий для организации на базе Домов ребенка отделений, работающих с семьями, имеющих детей с ОВЗ.
Проект финансируется БФ Дмитрия Коробкова.

Источник