Проект игра в развитии личности ребенка
наталья яковлева
Проект «Игра как средство развития личности ребёнка»
Игра, как средство развития
личности ребёнка.
___
воспитатель:
Яковлева Наталья Владимировна
Полевской, 2017
Тип проекта: педагогический
Участники проекта: воспитатели, родители, дети группы
Объект: психологическое здоровье детей
Продолжительность проекта: 6 месяцев (октябрь – март).
Предмет: игровая деятельность детей
Срок реализации: 2017-2018 год
Актуальность
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.
В связи с этим проблема социально-личностного развития ребёнка становится особо актуальной на данном современном этапе.
Как нам известно, игра является ведущим видом детской деятельности, но содержание игр, предлагаемое детям образовательными программами не всегда современно для быстро изменяющихся интересов дошкольников.
Игра — самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать «здесь и теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
Одной из важных задач развития ребенка дошкольного возраста является формирование у него механизмов адаптации к условиям окружающего мира, адекватных представлений о социальной действительности, того, что мы, педагоги-дошкольники объединяем в единое понятие «социальное развитие».
Цель проекта: развивать личностные качества детей, формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающих.
Задачи:
образовательные:
— расширять представления детей себе, своей семье;
— учить детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои чувства, впечатления.
развивающие:
— развивать инициативу, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе;
— помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, повседневном общении и бытовой деятельности, постепенно развивая опыт общения каждого ребёнка;
воспитательные:
— способствовать установлению добрых отношений между детьми: помогfnm детям лучше узнать друг друга, налаживать контакты, на основе общих интересов и возникающей взаимной симпатии;
Планируемый результат: Личный опыт ребёнка обогащен так, что он естественным путём, в доступных ему видах деятельности самостоятельно осваивает средства и способы познания, общения и деятельности. В группе создан эмоционально-комфортный климат и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми, поддерживается инициатива детей. Сотрудничество с семьей помогает добиваться высоких воспитательных результатов. У ребёнка воспитана любовь к самому близкому — к родной семье, дому и детскому саду. Это основа нравственного воспитания, первая и важная ступень.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап.
Планируя работу по теме с учётом интеграции образовательных областей «Социализация», «Познание» и «Коммуникация»определила задачи подготовительного этапа:
Цель – Создать условия для благоприятного протекания процесса социализации детей младшего дошкольного возраста.
1. Организовать предметно развивающую среду для детей младшего дошкольного возраста с учётом возрастных и гендерных особенностей.
2. Разработать перспективный план мероприятий по формированию у детей позитивного отношения к себе, сверстникам и взрослым.
3. Учить детей доброжелательно относится к сверстникам, проявляя эмоциональную отзывчивость и интерес в совместной игровой деятельности.
4. Объединять детей для совместной игровой деятельности на основе общих интересов или предпочтений.
5. Формировать чувство принадлежности к группе, развивая навыки социального поведения.
Формирования у ребёнка положительного отношения к сверстникам невозможно без формирования благоприятной психологической обстановки в группе.Поэтому во всех видах деятельности стараемся придерживаться следующих принципов:
• поддерживать теплую и сердечную атмосферу в группе,
• каждого ребёнка называть уменьшительно – ласкательным именем,
• поддерживать значимость каждого ребёнка с помощью проговаривания их положительных личностных качеств,
• поддержанию интереса к совместным делам в группе (разучивание песенок и стихов и др.)
• в процессе образовательной и совместной деятельности наполнять жизнь малышей интересными событиями, занимательными играми, полезными и познавательными игровыми ситуациями.
Эти принципы укрепляет доверие детей к воспитателям, помогают сплотить их в дружный коллектив.
Начиная работать по теме,поставила следующие задачи:
• изучитт методическую литературу,
•провести анкетирование родителей по темам: «Игрушки вашего малыша», «Ваше отношение к играм»;
• провести диагностику игровых, коммуникативных и социальных компетенций детей,
•подготовить наглядный материал для родителей: «Играем дома», «Игрушки учат говорить», «Игры и упражнения для развития речи детей», «Игры и игрушки для мальчиков и девочек», «Во что и как играют современные дошкольники», «Игра – важное средство воспитания детей» и др. ,
• оформить дидактические альбомы «Дружба зверей», «Дети дружат и играют вместе»,
• Пополнить предметно – развивающую среду:
• приобрести яркую посуду в игровой центр
• сделать атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Доктор», «Парикмахерская», «Магазин»,
• приобрести специальные машины для игры в «Строительство», «Дорога», «Спасатели»,
• обновить маски животных для игр – драматизаций,
• изготовить и приобрести картотеки «Сюжетно – ролевые игры», «Безопасные игры», «Игры для задиристых детей», «Игры на развитие навыков общения и уверенности в себе», «Дружные игры», и др.
Структура работы по теме разделила на следующие блоки:
1. Блок «Я сам»,который включает в себя темы:
«Моё имя»,
«Кто такой «Я»?»,
«Мои игрушки», «Мои любимые сказки»,
«Я хочу, могу, умею»,
«Моё настроение»
В этот блок вошли игры, на осознание ребёнком самого себя, своей индивидуальности, на развитие самооценки, предпочтений и возможностей, своей индивидуальности. С помощью игр и упражнений помогать детям узнавать свои отличительные черты, обогащать знания детей о гендерных особенностях мальчиков и девочек, их личностных качествах.
2. Блок — «Я и другие дети»,темы которого:
«Плохо быть одному»,
«Мы разные»,
«Мы веселимся, смеёмся, играем»,
«Говорим руками и телом», «Помогаем друг другу», «Мальчики и девочки».
В этом блоке подобраны игры и упражнения на развитие чувства симпатии по отношению к сверстникам, на развитие способности понимать индивидуальность других детей. Предлагая игры и упражнения, учить детей сочувствовать друг другу, взаимодействовать между собой в игровой деятельности.
3 блок — «Я и культура общения».Сюда вошли темы:
«Мы поссоримся и помиримся»,
«Что такое хорошо, что такое плохо»,
«Давай поговорим»,
«В гостях у сказки»,
«Уроки общения» и др.
Здесь подобраны игры на формирование у детей норм социального поведения, умения договариваться, учитывать интересы друг друга. В этом блоке учила детей игровому взаимодействию на основе доброты, сочувствия, взаимной помощи.
Реализация проекта:
ОКТЯБРЬ
Виды деятельности I неделя II неделя III неделя IV неделя
Совместная деятельность с детьми. Интегрированное итоговое занятие по теме «Игрушки».
Игра на развитие коммуникативных качеств «Круг доброты», «Найди игрушку», «Здравствуйте ребята» ,»Назови имя»
Работа с семьей. Индивидуальные беседы о личных достижениях детей, рекомендации по занятиям.Консультация для родителей: «Играем дома«, «Полезные игрушки».Наглядная информация: «Игры для детей осенью» Фотоотчет «В детском садике своем дружно, весело живем».
НОЯБРЬ
I неделя II неделя III неделя IV неделя
Совместная деятельность «Я мальчик, я девочка» ,»Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой». НОД «Я — человек».
Игра на развитиекоммуникативных качеств: «Найди девочку, найди мальчика». Игра «Где наши детки». Дидактическая игра «Чего не хватает?».
Работа с семьей. Индивидуальные беседы о личных достижениях детей, рекомендации по занятиям дома.Консультация для родителей: «Играем для развития речи«.Наглядная информация: «Дыхательная гимнастика» Фотовыставка «С мамой весело гуляем».
ДЕКАБРЬ
I неделя II неделя III неделя IV неделя
Совместная деятельность с детьми «Говорим руками», «Дружба и друзья» Совместная деятельность «Давай дружить» Игра на развитие коммуникативных качеств. Игра «Подружись», «Кулачки».
Работа с семьей. Индивидуальные беседы о личных достижениях детей, рекомендации по занятиям дома.Консультация для родителей: «Совместные игры зимой».Наглядная информация: «Зимние забавы», «Не болеем мы зимой»
ЯНВАРЬ
I неделя II неделя III неделя IV неделя
Игра на развитие коммуникативных качеств «Давай дружить».
Работа с семьей. Индивидуальные беседы о личных достижениях детей, рекомендации по занятиям дома.Консультация для родителей: «Агрессивный ребенок».Наглядная информация: «Зимние забавы»
ФЕВРАЛЬ
I неделя II неделя III неделя IV неделя
Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки Репка». НОД «Правила поведения воспитанных детей», «Карлсон в гостях у детей». Игра на развитие коммуникативных качеств «До свидания – здравствуй”
Работа с. Индивидуальные беседы о личных достижениях детей, рекомендации по занятиям дома.Консультация для родителей: «Научи ребенка дружить».Наглядная информация: «Игры для развития общения«
МАРТ
I неделя II неделя III неделя IV неделя
Совместная деятельность с детьми «Что такое хорошо» ,»Путешествие в мир игрушек. НОД «Ссора»
Работа с семьей Индивидуальные беседы о личных достижениях детей, рекомендации по занятиям дома.Консультация для родителей: «Кризис 3х лет»Наглядная информация: «Если ребенок капризничает»
АПРЕЛЬ
I неделя II неделя III неделя IV неделя
Совместная деятельность с детьми. Итоговое мероприятие «Ребята, давайте жить дружно»
Мониторинг социально-личностного развития детей
Источник
Проект
«Игра,как условие формирования личности дошкольника»
«Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»- отмечал В.А. Сухомлинский.
Введение:
Одной из главных задач современной системы образования, согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением использовать информационные технологии и обучаться в течение всей жизни. Только такой индивидуум может стать в жизни успешным. В условиях реализации проекта в ДОУ каждый ребенок самостоятельно стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного своеобразного творческого результата. Поэтому именно в проектной деятельности в ДОУ возможно воспитание творческой личности, обладающей креативным мышлением, возможно полноценное развитие познавательной активности дошкольников.
1. Проблема: Есть дети, которые не играют и не любят играть. Они не проявляют интерес к сюжетно-образным игрушкам или однообразно с ними манипулируют, тонус эмоциональной и познавательной активности у них понижен. Такие дети труднее усваивают программный материал, требующий определённого развития мышления и речи, которые в значительной степени формируются в игре. Со стороны некоторых педагогов в детском саду, а тем более родителей иногда наблюдается тенденция формального обучения игровым действиям, сюжету без учета интересов личного практического и игрового опыта детей. А на самом деле это важная проблема. Она остро встает при подготовке к школе, когда важные такие качества как наблюдательность, сформированная речь, богатый словарный запас.
2. Цель: развивать интерес к различным видам игр, самостоятельность в выборе игры, в осуществлении задуманного.
3. Задачи приоритетной образовательной области проекта:
«Социально — коммуникативное развитие»:
Помогать детям объединяться в маленькие группы (по 2-3 человека) на основе личной симпатии. Приучать соблюдать в процессе игры элементарные правила поведения. Развивать умение играть дружно, не ссориться.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
Познавательное развитие: Обогащать представления об объектах ближайшего окружения и поддерживать стремление отражать их играх.
Речевое развитие: Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения с взрослыми и сверстниками, развивать речь, внимание, память.
Художественно — эстетическое развитие: Развивать у детей интерес к участию в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности .
Физическое развитие: Формировать интерес к подвижным играм.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Знание игровых зон в группе; Умение играть дружно, не ссориться; Бережно относиться к игрушкам.
4. Этапы и сроки реализации проекта:
Тип проекта:Игровой. Творческий.
Длительность: сентябрь — май, долгосрочный
Участники проекта: дети младшей группы, музыкальный руководитель, родители.
5. Основные формы реализации проекта: наблюдения, утренние беседы, чтение художественной литературы, мини-выставка «Краски осени», конкурс «Куклы в национальном костюме», фотовыставка «Мама, папа, я – дружная семья», работа с родителями (консультации, рекомендации, беседы, домашние задания).
6. Ожидаемые результаты проекта:
1) Дети отражают в играх развитые сюжеты. Активно осваивают способы ролевого поведения, называют свою роль и обращаются к сверстникам по имени ролевого персонажа, меняют интонацию голоса в зависимости от роли.
2) У детей есть любимые игры и роли, которые они охотнее всего выполняют.
3) В д/и понимают игровую задачу и действуют в соответствии с нею.
4) Проявляют интерес к игровому общению со сверстниками.
Продукты проекта:
1) Атрибуты к с/р играм,
2) Кукла в национальном костюме.
3) Занимательная развивающая доска «бизиборд».
7. План мероприятий:
Содержание работы | Прогнозируемый результат | Сроки выполнения |
1.Подготовительный этап — проведение диагностического обследования | Рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественной литературы. Анкетирование родителей. | Сентябрь |
2. Теоретическая подготовка к последующей деятельности детей | Подборка стихов, загадок, игр, иллюстраций по заданной теме Беседы: «Зачем нужны игрушки? », «У каждой игрушки свое место». Разучивание стихотворений из цикла «Игрушки» А.Барто. Пополнить игровые уголки атрибутами. Внести дидактические и настольные игры. | октябрь |
3.Основной этап ( Смотри перспективное планирование по образовательным областям) | Участие в играх (дидактические, сюжетно-ролевые, настольные, подвижные ,игры- драматизации.) | октябрь —май |
4.Заключительный этап | Фотоальбом «Играем дома и в саду»; занимательная развивающая доска бизиборд; кукла в татарском национальном костюме. | май |
5. В перспективе | Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего, нравственно-эстетические чувства в общении со сверстниками в играх. |
Тема, задача игры | Работа с детьми | Работа с родителями |
I квартал | ||
Сентябрь «Семья» Помогать детям объединяться в маленькие группы (по 2-3человека) на основе личных симпатий. Развивать умение выполнять несколько взаимосвязанных действий. | 1. Заучивание «Приходите в гости». 2. Чтение Капутихян С. «Мама обедает». 3. д/и «Устроим комнату для куклы Кати». 4. д/и «Будем заваривать чай». 5. Беседа о членахсемьи детей. Подчеркивать заботув семье друг о друге. | 1. Рекомендации «Играйте вместе с ребенком» 2. Привлечь к оснащению игровой зоны. |
Октябрь Магазин «Продукты» Учитьд етей взаимодействию в сюжетах с двумя действующими лицами (продавец-покупатель). Приучать соблюдать элементарные правила поведения в игре. | 1. Рассматривание иллюстрацийна тему «Продукты» , «Овощи-фрукты». 2. д/и «Купим овощи для супа в магазине». 3.Лепка «Яблоки и груши». 4.Рисование «Заготавливаем картофель». 5. Разыгрывание ситуаций. Разговор продавца и покупателя. | 1. Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для игры «Дары осени» |
Ноябрь «В гостях у матрешки» Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. В процессе игры обогащать словарный запас. | 1. д/и «Подарки для матрешки». 2. д/и «Мебель в доме» 3. Разыгрывание игровой ситуации «Матрешкино новоселье» 4. д/и «Что изменилось?» | Консультация «Поиграй со мной!» |
II квартал | ||
Декабрь «Семья» Поощрять попытки детей подбирать атрибуты для роли. Развивать умение выполнять несколько взаимосвязанных действий. | 1. Рассматривание картин из серии «Мы играем». 2.Чтение «Муха-Цокотуха» К. Чуковский. 3. Разыгрывание ситуации «Наши подарки Алёнушке». 4. д/и «Подбери посуду для куклы». | 1. Памятка «Поговорите с ребенком» 2.Привлечь к изготовлению куклы в национальном костюме. |
Январь «Парикмахерская» Познакомить с трудом парикмахера. Учить использовать предметы-заместители. Помогать робким, застенчивым детям включаться в игру. | 1. Рассказ о труде парикмахера. 2. Забава «Красивые бантики». 3. д/и «Кому что нужно для работы». 4.д/и «У кого какое платье». | 1. Привлечь к изготовлению предметов – заместителей: бигуди, ножницы. 2. Конкурс «Коса — девичья краса» |
Февраль «Детский сад» Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни. Развивать самостоятельность в выборе игры. Содействовать развертыванию детьми ролевого диалога в игре. | 1. Разыгрывание ситуации «Мы убираем игрушки». 2. д/и «Каждой вещи свое место». 3. Беседа «Я и детский сад», «Я и дети». 4. Развлечение «Наша дружная группа». | 1. Рекомендации «Прогулки вместе с ребенком» 2. Вечер «Веселые посиделки» 3. Консультация «Игра, как основная форма развития личности дошкольника» |
III квартал | ||
Март «Магазин игрушек» Разнообразить игру игровыми действиями (в магазин привезли игрушки, продавец раскладывает товар). Развивать умение распознавать свойства предметов. | 1. Беседа «Мои любимые игрушки». 2. Лепка «Наши игрушки». 3. д/и«Найди предмет по описанию». | 1. Памятка «Как выбирать игрушки для малыша» 2. Консультация «Роль игрушки в детских играх» |
«Семья» Способствовать возникновению игры на темы из окружающей жизни. Учить поддерживать ролевой диалог. | 1. Разыгрывание ситуации «Кукла Таня у нас в гостях». 2. Общение «За что меня любит мама, папа». 3.Чтение немецкой сказки «Горшок каши». | 1. Папка-передвижка «Дочки-матери» 2. Изготовление занимательно- развивающей доски «бизиборд» |
Апрель «Автобус» Познакомить с профессией шофера. Показать игровые действия роли «шофера». Способствовать объединению в небольшие группы (по 2-3 человека). Развивать умение взаимодействовать друг с другом. | 1. Заучивание «Песня шофера». 2. д/и«Транспорт». 3. Аппликация «Автобус». 4. п/и «Птицы и автомобиль». | 1. Привлечь к изготовлению атрибутов |
Апрель «Больница» Обогащать игровой опыт детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Развивать умение самостоятельно подбирать атрибуты, выбирать роль. | 1. Слушание «Кукла заболела». 2. Лепка «Поможем доктору Айболиту вылечить детей». 3. д/и «Кому что нужно для работы?» | 1. Изготовление предметов — заместителей: градусники, таблетки. |
Май «Зоопарк» Учить использовать в игре строительный материал. Развивать умение исполнять роль за себя и за игрушку. Совершенствовать умение взаимодействовать друг с другом. | 1. Беседа о диких животных» Кто живет в лесу?» 2. Конструирование «Построим загородку для зверей». 3. Показ театра на фланелеграфе «Лиса и заяц». 4. д/и «Чьи детки?» | 1. Выставка. Совместное рисование родителей и детей «Необычное животное». |
8. Выводы:
Результатом проводимой мною работы явилась положительная динамика игровой деятельности детей. Использование нетрадиционных игровых методов и приёмов с дошкольниками позволило добиться высоких стабильных результатов, реализации поставленных задач. Дети стали активны, коммуникабельны в общении со сверстниками, знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях общения. Научились согласовывать тему игры, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Дошколята стали больше проявлять творческую самостоятельность в игре.
Родители стали больше внимания уделять играм с детьми.
В результате совместной игровой деятельности, дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую. Широко использовала в своей работе игры-показы.
Можно смело констактировать,что:
— повысился уровень речевого развития и речевого этикета;
— появилось у детей умение контролировать свое эмоциональное состояние;
— появилось осознанное поведение и общение в обществе.
— повысился эмоциональный контакт с семьями воспитанников.
Источник