Процесс наблюдения в психическом развитии ребенка
Нервно-психическое развитие детей – это сложный, непрерывный процесс, протекающий на протяжении всей жизни человека. Формирование личности происходит под влиянием биологических факторов, заложенных наследственно и социальных, зависящих от воспитания, окружения и обучения. Психика постоянно находится в процессе развития, и процесс этот имеет скачкообразный характер. Один период может протекать медленно, а другой – быстро и стремительно. Поэтому в один момент времени, ребенок может быть покладистым и спокойным, тогда как в другой – активным и непослушным.
Особенности детской нервной системы
Детская психика развивается поэтапно. Каждый этап усложняется в ввиду приобретения ребенком нового опыта, знаний, развития умственных способностей и формирования личного кругозора. С первых дней жизни нервная система малыша находится в процессе дозревания и такое положение дел, помогает ребенку быстро приспосабливаться к новым условиям жизни.
Головной мозг младенца составляет одну восьмую от общей массы тела ребенка. Для сравнения, мозг взрослого человека измеряется в соотношении 1 к 40. В течение первых 5 дней после рождения, мозг активно формирует извилины и площадь его коры значительно увеличивается. Скорость передачи нервных импульсов становится такой, как у взрослого человека только тогда, когда ребенку исполняется 6-9 лет. В этом возрасте происходит полное покрытие клеток миелином.
К особенностям психического развития ребенка нужно отнести и незрелость центров коры головного мозга, отвечающих за функционирование органов чувств. По этой причине дети в первые 3 недели жизни отличаются косоглазием, светобоязнью и учащением дыхания. Далее, когда малыш взрослеет, наблюдаются выраженные вегетативные реакции в виде повышенной возбудимости, непостоянства и склонности к генерализации.
Этапы психического развития ребенка
Периодизация психического развития имеет определенную градацию. Формирование психики ребенка начинается еще в утробе матери. В конце первого триместра малыш начинает двигаться и сосать пальчик, в этот момент в развитие включается нервная система. Каждый этап развития включает в себя новые навыки и опыт для ребенка. Он постепенно осваивает знания и умения, вместе с тем проходя нелегкие кризисы взросления.
Развитие психических функций подразделяется на 4 основных этапа:
1. 1-ый этап психического развития (с рождения до 1 года). В первый год жизни активно формируются нейронные связи в мозгу, и нервная система готовится к разностороннему развитию ребенка в дальнейшем. С момента рождения и в первые недели жизни развиваются основные реакции – кроха начинает реагировать на внешние и внутренние раздражители. Он чувствует голод, боль и приближение мамы.
К 3 месяцам малыш уже начинает обрабатывать информацию об окружающем его мире. Формируется понимание о приятных и неприятных вещах, ребенок учится улыбаться, осваивает первые звуки и начинает пробовать контролировать свое тело. В период 3-4 месяцев ребенок постепенно обучается контролировать рефлексы и свое тело. Здесь добавляются знания об окружающих звуках и вкусовых ощущениях.
К 6 месяцам ребенок уже хорошо владеет своим телом, приобретает физическую силу и тянется к освоению новых знаний. К году мозг начинает формировать четкое понимание о фигурах и формах окружающих предметов, тело отлично поддается контролю и органы чувств стремительно развивают свою основную функцию. В этот период малышу важно ощущать безопасность рядом с родителями, любовь и заботу, только так он сможет максимально использовать свои возможности развития.
2. 2-ой этап психического развития (с 1 до 3 лет). Период начинается с попыток сделать первые шаги. На этом этапе происходит первый переломный период в жизни ребенка. Он уже не просто сидит и управляет миром доступным ему по близости, но и может перемещаться в пространстве. Ребенок постепенно начинает осознавать, что он часть большого мира и изучать почему предметы издают определенные звуки, пытается попробовать все на вкус и всеми доступными способами.
В этот период ребенок начинает воспроизводить слова, он становится настойчивым и постепенно начинает осознавать наличие собственного «Я», отдельно от мамы. К 3-м годам ребенок полностью сепарируется от родителей и входит в «кризис 3-х лет». Ему хочется контролировать свою жизнь и делать все самостоятельно. Из-за несостоятельности и сложностей появляются истерики, происходит резкая смена настроения и наблюдаются попытки командовать взрослыми.
3. 3-ий этап психического развития (с 3 до 12 лет). Третья стадия развития включает в себя формирование эмоциональных реакций, ребенок учится испытывать симпатию и антипатию, а также привязанность к вещам или людям. К 6 годам ребенок уже знает, что такое дружба, долг, забота и чуткость. Сейчас важно читать малышу книжки, объяснять и приводить примеры правильных морально-нравственных качеств. В этот период активно развиваются: речь, восприятие мира, память, внимание. К 12 годам ребенку уже доступны все функции, используемые взрослыми людьми.
4. 4-ый этап психического развития (с 12 лет и старше). Подростковый период – это время бунта. На этом этапе дети уже имеют свою, четко сложившуюся, картину мира, они умеют апеллировать фактами и выстраивать логические цепочки. Им доступно абстрактное мышление и принятие важных решений.
К 14 годам ребенок уже обладает всеми качествами взрослого человека и имеет право на собственное мнение. Подростковый период насчитывает различные психологические кризисы, но самый главный из них – период отрицания. Подросток уверен, что только его картина мира правильная, и не позволяет никому ее разрушать. Период этот сложный, но только через него ребенок может пройти к полному психологическому становлению личности.
Психологические кризисы у детей
Закономерности психического развития подразумевают наличия кризисов на разных этапах формирования личности.
1. Кризис новорожденного. После рождения ребенок попадает в качественно новую для него среду обитания и испытывает сильнейший стресс. Часто до года ребенок находится в поле матери и полностью синхронизируется с ней. Это отражается даже на эмоциональном уровне. Если мама спокойна, ребенок спит, если мама нервничает, ребенок беспокоится.
В этот период важно, чтобы рядом с малышом постоянно находился один взрослый. Не обязательно это должна быть мама, главное, чтобы один и тот же человек подходил на плач ребенка, переодевал, кормил и купал. Сейчас малышу необходим человек, которому можно полностью довериться. По мере роста и развития, ребенок достигает следующего кризиса – 1 года.
2. Кризис 1-го года. Ребенок в это время делает свои первые шаги и начинает отделять себя от мамы. Он видит, что его реакции иногда не схожи с мамиными и пытается делать самостоятельный выбор. Родители тяжело переживают этот кризис, потому что привыкли за первый год, быть постоянно нужными. Они стараются по привычке управлять малышом, но у него другие планы на свою жизнь.
В этот период важно отвлекать ребенка от ненужных дел и направлять его, заинтересовывая полезными делами. Психическое развитие ребенка будет проходить легче, если понять, что у него на этом этапе закладывается самооценка, доверительное отношение к своему телу и личностные ценности. Поэтому важно давать ему свободу.
3. Кризис 3-х лет. Этот период характеризуется желанием ребенка делать все самостоятельно. Малыш пытается понять свое «Я», начинает отстаивать свои позиции и осознает, что он не центр вселенной, а лишь одна из ее частичек. Ребенку важно понимать, что он несет ответственность за свою жизнь и свои поступки, что он имеет право принимать решения, и с ними будут считаться.
Правильным выходом из ситуации будет предложение ребенку нескольких выгодных для вас вариантов действий. Он выберет то, что посчитает правильным, ощущая при этом свою самостоятельность, а по факту сделает то, что было нужно вам.
4. Кризис 7-и лет. Период поступления в школу. У малыша появляется много новых обязанностей и ответственности. Ребенку важно знать, что, придя домой после эмоционально сложного дня, он получит много заботы, внимания и всегда сможет обратиться к взрослым со своими проблемами.
В этот период правильно предложить школьнику выполнение определенной домашней работы, которая будет выполняться только им и никем больше. Такая ответственность будет полезна.
5. Пубертатный период (11-15 лет). Периодизация детской психики включает и пубертатный период. Ребенок чувствует физиологические изменения и испытывает стресс. Тело стремительно начинает расти и меняться, ребенку необходимо принимать свое новое тело и учиться жить с ним. В это время происходит гормональный взрыв и поэтому эмоциональное состояние очень шаткое. Внешние и внутренние изменения приводят к перегрузке нервной системы и вводят подростка в отрицание. Он начинает закрываться и выливать агрессию на всех.
При таком положении вещей очень важно относиться к ребенку с пониманием и ждать, когда он перебесится.
6. Кризис 17 лет. Переход от школьной скамьи во взрослую жизнь. Еще один переломный момент, когда на плечи ребенка ложится груз ответственности за свою взрослую жизнь.
Здесь важно оказывать поддержку, помогать в выборе дальнейшего пути и давать ему ощущение тыла за спиной.
Движущие силы психического развития
Условия психического развития помогают человеку адаптироваться в противоречиях, возникающих на каждом этапе развития. Движущими силами психического развития являются эти самые противоречия, которые постоянно усложняются, изменяются и заставляют ребенка испытывать дискомфорт. Противоречия эти могут быть между личными потребностями и не зависящими от них обстоятельствами, между духовными потребностями и физическими возможностями, между требованиями в силу деятельности и неразвитыми умениями.
Процесс психического развития ребенка
Процесс развития происходит поэтапно и не нуждается в четком ответе на вопрос, как развивать ребенка. Подгоняя малыша под общепринятые рамки, вы рискуете получить отстраненную и обозленную на весь мир личность. Каждый этап развития проходит самостоятельно.
Самое важное и нужное, что родитель может внести в психическое развитие ребенка, – это поддержка и понимание. Важно помогать развивать способности, к которым тянется личность, не навязывая свой взгляд на мир.
Психическое развитие младенца
Развитие психических процессов в младенчестве обуславливаются приобретением первого опыта. Младенец должен ощущать себя важным и иметь в подчинении одного взрослого в режиме 24/7. Формирование правильной картины мира возможно только при постоянной опеке и заботе. Психическое развитие ребенка подразумевает оттачивание навыков:
- управлять своим телом;
- распознавать ощущения;
- реагировать на внешние в внутренние раздражители.
Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте
В дошкольный период ребенок очень тянется к знаниям и вопрос – как развивать ребенка от трех лет встает особенно остро. Все навыки, заложенные в раннем возрасте, формируют основу для дальнейшего успешного обучения малыша и формирования правильных социальных и личностных качеств. В этот период ребенок впитывает всю информацию как губка. Ему необходимо:
- показывать правильную картину положительных персонажей;
- читать добрые книжки;
- объяснять, что к чему и почему.
Психическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте
Особенности психического развития детей школьников состоят в том, что на их хрупкие плечи в этот период обрушивается большая социальная ответственность. Ребенок накапливает багаж знаний и формирует словесно-логическое мышление. Память активно формируется и становится мыслящей, а восприятие действительности более острым и думающим. Школа помогает ребенку пройти эмансипацию от родителей и выработать самостоятельность в решении основных вопросов.
Психическое развитие детей старшего школьного возраста
Психическое развитие школьника в старшем возрасте завершает физическое созревание индивида. В это время физическое и эмоциональное состояния уже гармонизируют. Умственное развитие оттачивается и совершенствуется, личность вырабатывает собственное мировоззрение и начинает задумываться о смысле жизни и выборе дальнейшего пути. В эмоциональной сфере все еще преобладает повышенная ранимость и чувствительность.
Оценка нервно психического развития детей
Диагностика психического развития ребенка проводится в соответствии с возрастными особенностями:
- У новорожденных детей оценку не проводят, она отмечается только в медицинском заключении.
- В раннем возрасте – это процесс наблюдения за ребенком в комплексе. Оценка слуха, зрения и моторики.
- В дошкольном возрасте оценка проводится по 5 показателям: мышление и речь, развитие моторики, память и внимание, навыки общения с внешним миром.
- В школьном возрасте проводится оценка школьной зрелости, проверяется насколько ребенок готов к обучению.
Нормы психического развития детей
Уровни психического развития и нормы определяются рядом навыков и умений в зависимости от возраста. Существуют определенные критерии результативности, по которым психолог может определить, идет ли ребенок в ногу с общепринятыми нормами. Ребенок ведет беседу с психологом и после получает оценку.
Так, анализ проводится по основным критериям:
- восприятие;
- память;
- воображение;
- внимание.
Проблемы психического развития
Задержка психического развития у детей может происходить из-за неспокойной обстановки в доме. Когда ребенок постоянно подвержен стрессу и не может направить свое внимание в правильное русло, отключившись от страха потерять жизнь или свободу, он не сможет развиваться психологически и физически правильно, в соответствии с возрастными изменениями. Проблемы возникают также из-за чрезмерного обучения, что пагубно влияет на психологическое состояние и давления со стороны родителей. Важно поддерживать дитя и давать ему ощущение защищенности.
Источник