Проблемы воспитания и развития ребенка в неполной семье

Проблемы воспитания и развития ребенка в неполной семье thumbnail

style=»display:block»
data-ad-client=»ca-pub-2971630162946731″
data-ad-slot=»9213322149″
data-ad-format=»auto»
data-full-width-responsive=»true»>

Здравствуйте, дорогие гости нашего блога! Тема нашей очередной публикации «Проблемы воспитания детей в неполных семьях». Расскажем в чем заключаются проблемы одиноких родителей. Советы одиноким родителям. Как им компенсировать недостаток внимания к ребенку отсутствующего родителя. Подробности узнаете прочитав статью полностью.

Особенности социализации ребенка в неполной семье

Проблема воспитания детей в неполной семье_В семье, где под одной крышей обитают оба родителя, ребенок с самого рождения вовлечен в социум, что позволяет ему на наглядных примерах учиться коммуникации, принимать существование различных точек зрения, наблюдать за поведенческими реакциями людей разного пола, анализировать межличностные отношения, формировать понятие о модели поведения в обществе.

В семьях, в которых ребенка воспитывает лишь один из родителей, ситуация несколько иная. Поэтому задача взрослого — подготовить свое чадо к существованию в социуме и найти примеры из окружения, на которых можно наглядно объяснить ребенку механизмы межличностных связей и взаимодействий.

Проблемы воспитания и развития ребенка в неполной семьеОсновным приоритетным направлением воспитания в неполноценной семье должно быть понимание того, что ребенок должен расти в условиях любви и уважении. Дети должны чувствовать твердую почву под ногами и знать, что их любят. Одной из главных особенностей воспитания ребенка в неполной семье является также необходимость принимать во внимание различия в воспитании детей разных полов.

Отсутствующего родителя может заменить близкий друг семьи или родственник, который поддерживает хорошие отношения с ребенком и положительно на него влияет.

Помощниками в формировании представления о взаимоотношениях также могут послужить также добрые книги, фильмы, мультфильмы о дружбе, верности, любви и чести.

Проблемы одиноких родителей

Высокая физическая и эмоциональная нагрузка на родителя часто приводит к тому, что на общение с ребенком не достает сил и энергии. Вследствие чего у ребенка может страдать самооценка, проявляться замкнутость характера, деструктивное поведение. Следует заметить, что усталость родителей также часто характерна и для полноценных семей

Возможные негативные влияния на ребенка в неполной семье:

  1. Мама и сынОтсутствие контроля и внимания со стороны родителя может привести к тому, что ребенок становится неуправляемым, не способным адекватно оценивать себя и свои поступки.
  2. Ощущение своей неполноценности со стороны ребенка может приводить к возникновению тревожных состояний, возрастанию чувства зависти, неполноценности, беспричинной капризности и упрямству
  3. Замкнутость ребенка может помешать строить ему дружеские отношения со сверстниками и найти свое место в коллективе.
  4. Частые подавленные состояния могут приводить к тому, что ребенок чаще заболевает и проявляет тягу к вредным привычкам.
  5. Трудность в восприятии семейной единицы как комплексного объединения влияет на создание собственной семьи в будущем.

Проблемы воспитания детей в неполных семьях

Согласно утверждению ряда специалистов в области психологии, воспитание в условиях неполной семьи ничем не отличается от воспитания в полноценной семье, за исключением того, что особая семейная ситуация требует дополнительных усилий со стороны родителя, воспитывающего ребенка в одиночку. Важно то, что именно родители готовят своих детей к взрослой жизни и именно они ответственны за воспитание своих детей.

style=»display:block»
data-ad-client=»ca-pub-2971630162946731″
data-ad-slot=»9213322149″
data-ad-format=»auto»
data-full-width-responsive=»true»>

Папа и сынОшибки одинокого родителя

  1. Обида на родителя противоположного пола.
  2. Чувство вины перед ребенком.
  3. Чрезмерная забота либо же наоборот, недостаточное внимание, уделяемое ребенку.
  4. Ограничение в общении со вторым родителем.
  5. Завышенные требования к ребенку.

Пути компенсации недостающего внимания.

  1. Общение.
  2. Контроль над эмоциями.
  3. Сочетание в отношениях между родителем и ребенком сочетать любовь и заботу с твердостью и поощрением самостоятельности.
  4. Одинокому родителю также не стоит забывать и о саморазвитии.

Стоит заметить, что понятие «неполноценная семья» уже давно не воспринимается как нечто негативное.

Многочисленные тестирования, наблюдения и исследования подтвердили равноценность возможностей развития полноценной развитой личности среди детей разного социального статуса и из разных категорий семей. Поэтому в силах родителей воспитать достойных членов общества, несмотря на трудности, которые могут возникать в этом непростом деле.

Мы рассказали про проблемы воспитания детей в неполной семье. Рекомендуем прочитать статью «Родители пример для детей». Родители пример для детей, так утверждают ученые-педагоги, он неосознанно начинает копировать их поведение, их привычки, причём даже плохие. А родители потом недоумевают на тему того, что у ребёнка появилась не слишком хорошая привычка, и даже не задумываются о том, что всему виной сами они. Читайте подробности в статье!

style=»display:block»
data-ad-client=»ca-pub-2971630162946731″
data-ad-slot=»9213322149″
data-ad-format=»auto»
data-full-width-responsive=»true»>

Источник

Как показывают многочленные исследования, жизнь и условия воспитания ребенка в неполной имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Кроме материальных трудностей, с которыми сталкиваются одинокие родители, мать не в состоянии реализовать одновременно обе родительские позиции — материнскую и отцовскую. Эти особые условия жизни ребенка отражаются на особенностях его личностного развития [5, 10].

Американский психолог Райс, анализируя проблемы воспитания в неполной семье, не связывает их напрямую с отсутствием отца. Трудности и издержки в такой семье являются следствием ограниченных материальных ресурсов и низкого социального статуса большинства неполных семей и лишь косвенно связаны с отсутствием в ней второго супруга .

Вместе с тем воспитательный потенциал в неполной семьи существенно ослаблен. Одинокой матери трудно осуществлять полноценный педагогический контроль за детьми и влиять на их поведение. По собственным оценкам этих женщин, успешному воспитанию детей препятствуют следующие причины: 1) разрушается привычная триада в семье (отец + мать + дети); 2) мать испытывает чувство вины перед ребенком за развод; 3) ребенок считает мать виновной в потере отца; 4) чрезмерная занятость матери на работе не позволяет уделять детям достаточно внимания [12].

Зачастую родительские обязанности одинокой матери никто не оценивает и не контролирует, никто ее не поправляет и не помогает ей. Отсюда возникает опасность сделать воспитание односторонним.

Специалисты отмечают следующие типичные ошибки (дефекты) воспитания детей в неполной семье:

  • — неприятие ребенка, явное или скрытое эмоциональное отторжение ребенка матерью, для которой он является напоминанием о ее жизненном разочаровании и личных неудачах; она более сосредоточена на своих собственных проблемах, чем на интересах ребенка, и при каждом удобном случае старается хотя бы на время избавиться от него (устроить в школу-интернат, отправить на каникулы в оздоровительный лагерь либо к родственникам и т.д.);
  • — гиперопека, когда с ребенка «сдувают пылинки», не дают проявлять элементарную самостоятельность, изолируют от прозы жизни. Такие гипертрофированные формы заботы и любви к ребенку со стороны одинокой матери (бабушки, дедушки) ведут к различным отклонениям и задержкам в развитии, формируют заниженную самооценку, делают ребенка неподготовленным к жизни;
  • — гипоопека, т.е. ошибка противоположного свойства, когда ребенок полностью предоставлен самому себе, что приводит к безнадзорности детей и замедленному формированию необходимых социальных навыков;
  • — понимание воспитания как заботы о содержании ребенка и его материальном благополучии («чтобы он был не хуже других»), что приводит к формированию неадекватных потребностей, которые мать уже не в состоянии удовлетворить;
  • — непоследовательность и противоречивость воспитания, которые характеризуются разрывом между словом и делом, между требованиями и контролем, когда приступы чрезмерной любви сменяются вспышками раздражения и на ребенке вымещаются собственные беды и разочарования, чреватые развитием неврозов;
  • — тревожность и страх за ребенка, которые приобретают навязчивый характер и лишают одинокую мать жизнерадостности и оптимизма, заставляют ее прибегать к постоянным запретам и предостережениям, приводящей к расстройствам нервной системы детей;
  • — авторитарность воспитания, т.е. стремление подчинить ребенка своей воле, категоричность суждений и приказной тон, стремление к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности детей, использованию принуждения и репрессивных мер по отношению к ребенку, включая физические наказания, постоянный контроль за его действиями; такой стиль отношений ведет к нервным срывам и семейным конфликтам;
  • — запрещение контактов ребенка с отцом вплоть до настойчивого искоренения унаследованных от него качеств, что вызвано неприязнью матери к бывшему мужу; попытки воспитать у дочерей отвращение к мужчинам вообще.

В процессе воспитания учитывается также индивидуальная самобытность каждого ребенка. Однако следует помнить, что воспитание занимает вполне определенное место среди других социальных факторов и не может их ни заменить, ни исключить [7, 8].

Уход отца из семьи зачастую ведет к отчуждению от него ребенка, к формированию у него негативного, даже иногда враждебного отношения к покинувшему семью родителю. Вполне объяснимо в условиях неполной семьи возрастание авторитета матери как единственного взрослого и кормильца [12].

Более четверти детей из неполных семей продолжают рассматривать в качестве образца для подражания в равной мере отца и мать. Но наибольшее число опрошенных старшеклассников из неполных семей (39%) категорически не желают быть похожими на кого-либо из родителей, что говорит о падении родительского авторитета, особенно после развода, у детей из этих семей, о растущем чувстве социального одиночества.

Другим показателем близости в отношениях ребенка со своими родителями, по мнению исследователей, является обращение его к матери или отцу за советом и помощью. При этом взаимодействие родителей с детьми строится на основе добровольного признания последними права родителя на роль старшего друга, советчика в трудные минуты жизни.

Результаты исследования наглядно показывают, как происходит деформация этой воспитательной функции в неполной семье. Приоритетным советчиком для детей как из полных, так и неполных семей является мать (соответственно для 42% и 55% опрошенных). Значительно ниже рейтинг отца как советчика в обоих типах семей (в полной — 20%, а в неполных — 6%, что вполне объяснимо).

Менее значим в неполной семье, по сравнению с полной, авторитет старших братьев (сестер): соответственно 13% и 17%. Правда, нужно помнить, что среди неполных семей преобладают однодетные. Вместе с тем 49% детей из неполных семей чаще пользуются советами друзей и подруг. Учитывая возраст несовершеннолетних «советчиков», можно представить уровень социальной зрелости принимаемых детьми жизненно важных решений.

Наконец, весьма тревожным является тот факт, что почти треть подростков из неполных семей (29%) принимают важные для себя решения самостоятельно, ни с кем не советуясь, что лишний раз подтверждает феномен массового социального одиночества детей из неполных семей, отсутствие у многих из них способности строить конструктивное межличностное взаимодействие [11].

Издержки воспитания в неполной семье, низкий авторитет родителей у детей из этих семей, различные отклонения в их поведении повышают степень риска при их взаимодействии с социальным окружением.

Анализ многочисленных исследований свидетельствует о том, что дети из неполных семей испытывают в дальнейшем серьезные затруднения в следовании принятым в обществе моделям поведения. Так, у мальчиков, оставшихся без отца в возрасте до 5 лет, наблюдаются большая психологическая зависимость от окружающих, пониженный уровень самоконтроля и импульсивность, игнорирование мужских видов деятельности. Эти особенности проявляются уже в младшем школьном и подростковом возрасте и часто становятся причиной отклоняющегося поведения. У девочек наблюдаются сложности в сфере гетеросексуальных отношений, а повзрослев, они испытывают трудности в установлении взаимоотношений с мужчинами и построении счастливой семьи.

В целом дети, которые росли и воспитывались в семьях с одинокой матерью, в большей мере страдают нарушениями в умственном развитии и в эмоциональной сфере, нежели дети из полных семей. У них отмечается снижение познавательных установок, низкая школьная успеваемость и слабая выраженность стремления к достижениям. Эмпирически подтверждено, что дети из неполных семей имеют более низкий уровень образования и как следствие — более низкий уровень доходов во взрослом возрасте. Они значительно труднее проходят период социальной адаптации и интеграции в общество, чем дети из полных семей.

Вместе с тем многие ученые считают, что причиной неблагополучия семьи является не сам по себе факт отсутствия отца в семье, а её материальная необеспеченность, постоянные стрессы, переживаемые членами неполной семьи, отсутствие эффективной системы социальной поддержки. Поэтому трудно разграничить последствия воспитания ребенка в неполной семье от последствий бедности как таковой.

Таким образом, на воспитание и развитие ребенка в неполной семье негативно воздействует ряд отдельных или взятых в совокупности факторов:

  • — вовлечение ребёнка в супружеский конфликт в предразводной ситуации и после него;
  • — низкий уровень жизни большинства неполных семей (постоянная нуждаемость, бедность);
  • — неучастие отца в воспитании ребёнка по разным причинам при отсутствии других представителей мужского пола (дедушки, дядей, друзей матери и др.), способных хотя бы частично компенсировать отсутствие отца и стать объектом для самоидентификации детей (прежде всего мальчиков);
  • — грубые ошибки одинокой матери в процессе воспитания детей, вплоть до полного пренебрежения своими родительскими обязанностями;
  • — предвзятое, чаще негативное отношение к неполной семье со стороны социального окружения (соседей, воспитателей, учителей, сверстников), травмирующее психику ребенка;
  • — отсутствие помощи и психологической поддержки неполной семьи и одинокой матери со стороны близких (родственников, подруг, коллег по работе, соседей);
  • — отсутствие эффективной помощи неполной семье со стороны социальных институтов и социальных служб.

Те негативные последствия для ребенка, которые обусловлены действием этих факторов, сформировали устойчивое мнение о том, что большинство неполных семей относятся к разряду «неблагополучных», а дети из этих семей — к категории «трудных», «проблемных» детей.

Для неполных семей характерны не только трудности содержания и воспитания детей, но и сугубо личные проблемы одинокой матери. Ее часто волнуют вопросы интимного характера: может ли она иметь друга-мужчину и встречаться с ним, выйти в дальнейшем вновь замуж и завести новых детей.

Серьезные проблемы возникают у продолжающих конфликтовать разведенных супругов по поводу контактов ребенка с ушедшим из семьи отцом. Если они не могут их решить на основе обоюдной договоренности, то дело передается в суд, который в интересах ребенка может регулировать его контакты с родителем. Лишь в исключительных случаях суд ограничивает или же вовсе запрещает подобные контакты. Такое крайнее решение принимается тогда, когда доказано, что общение ребенка с родителем представляет опасность для его здоровья и развития. [30,с.99]

Анализ комплекса проблем неполной семьи, этого массового социального феномена России, дает достаточно оснований утверждать, что это не только сугубо личностные и внутрисемейные проблемы, а проблемы, имеющие масштабные общесоциальные последствия, большой общественный резонанс.

Во-первых, являясь одной из основных категорий бедного и малоимущего населения в нашей стране, неполная семья в большинстве случаев не в состоянии собственными силами решить проблему достойного материального обеспечения своей жизнедеятельности, а рассчитывать ей на многоразовое увеличение экономической помощи со стороны государства пока не приходится.

Таким образом, чем больше будет число неполных семей, тем труднее будет решить проблему бедности и нуждаемости населения в России. Наличие неполных семей в существенной мере консервирует бедность и малообеспеченность значительной части населения.

Во-вторых, высокая доля неполных семей в общей структуре домохозяйств в России имеет и негативные демографические последствия, так как является одним из существенных факторов снижения рождаемости в стране.

В-третьих, издержки воспитания детей в неполной семье негативно сказываются на результатах их социализации. Для детей из этих семей характерны различные отклонения в развитии и поведении. Они составляют большую долю дезадаптированных подростков, безнадзорных и беспризорных детей.

Так, из общего числа стоящих на учете в подразделениях МВД по предупреждению правонарушений несовершеннолетних почти 39% составляли дети из неполных семей, а среди детей, помещенных в центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, их доля составляла более 42 % [21].

Как показали многочисленные исследования, дети из неполных семей плохо подготовлены к самостоятельной семейной жизни. Во взрослом возрасте они сталкиваются с серьезными затруднениями в создании собственной благополучной семьи, среди них часты разводы, т.е. выросшие в таких семьях вторично проходят путь своих родителей и воспроизводят неполную семью.

Таким образом, совершенно очевидно, что неполная семья в России требует внимания и чуткого отношения со стороны общества и государства, продуманной адресной социальной помощи и поддержки.

Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их разрешить проще, чем социально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей.

Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи. Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи — это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки.

Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость.

Недавно стала распространенной новая категория неполных семей: неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы. Такие как гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство.

Чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Такие семьи, разумеется, имеют: низкий уровень доходов; ряд сложностей вызваны плохим состоянием здоровья пожилых людей; их более слабыми адаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям современности; к сожалению, порой они не могут использовать свой авторитет, способности контролировать ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют девиантные формы поведения.

Источник