Проблемы в развитии личности ребенка
Проблемы воспитание личности дошкольника в современных условиях.
Милкина Марина Владимировна
МДОУ «Детский сад №55», г. Саранск, Россия,
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: личность, социализация, социально-личностное развитие, коммуникативная компитентность, игра, самоценность.
АННОТАЦИЯ: В статье представлены современные проблемы воспитания детей дошкольного возраста.
Problems preschool education of the individual in modern conditions.
Milkina MarinaKindergarten
«Kindergarten № 55», Saransk, Russia,
KEYWORDS: personality, socialization, social and personal development, communication kompitentnost, game, self-worth.
ABSTRACT: The article presents the current problems of education of children of preschool age.
В настоящее время произошли значительные изменения в концепции дошкольного воспитания России в сторону признания самоценности дошкольного детства, его уникальности и особой значимостив становлении человека. Функции современных дошкольных образовательных учреждений не исчерпываются подготовкой ребенка к школе, а расширяются до формирования социально-психологических основ его личности, происходит замена ценности обучения ребенка на ценность его личностного развития. Новый подход в осмыслении ценностей и целей дошкольного образования актуализирует разработку и уточнение содержания воспитательной работы по развитию личности современного дошкольника.
На современном этапе человеческое детство представляет собой не только физиологическое, психологическое, педагогическое, но и сложное социокультурное явление. В то же время специалистами дошкольного воспитания наших дней отмечается, что существующие подходы к обучению и воспитанию в период детства рассчитаны на ребенка «вообще», они не учитывают культурно-историческую ситуацию, специфику исторически нового типа детства, складывающегося на рубеже XX и XXI веков. Изменение статуса детства в системе человеческой культуры нуждается в осмыслении учёными и практиками образования[4,с.75].
Воспитание личности всегда было сложной задачей.Перед педагогами, кроме традиционных вопросов – чему учить и как воспитывать ребенка в современных условиях, встает проблема: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития [5, с.54].
Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения.
Одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка.
Успешная социализация дошкольника – проблема наиболее актуальная для дошкольного образовательного учреждения сегодня. Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.
В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, выделены четыре направления развития дошкольников. Одним из которых является социально-личностное развитие. В это направление включена и образовательная область “социализация” как область, ориентированная на развитие интеллектуальных и личностных качеств дошкольников.
Именно социально-личностное развитие, целенаправленное, систематическое, помогает сформировать высокие нравственные личностные качества [1, с. 24.].
От успешной социализации в дошкольном возрасте зависит дальнейшее развитие индивида, раскрытие его способностей, становление личности, поэтому задача педагогов направить свои усилия на создание в ДОУ условий для успешной социализации воспитанников.
Социализация дошкольника предполагает:
-развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества;
-эмоциональное благополучие ребенка – это прежде всего комфорт в душе ребенка (высокая самооценка, ориентация на успех в достижении целей, наличие положительных эмоций). Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха;
-положительное отношение ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и терпимости. От особенностей взаимоотношений, складывающихся у ребенка с окружающими, во многом зависит процесс формирования личности;
-развитие коммуникативной компетентности ребенка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции;
-развитие социальных навыков детей. Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться [3, с. 137].
Обогащение предметно-пространственной средыпредоставляет ребёнку возможность для саморазвития.
В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и ее условием. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.
Этому способствует игровая и различные виды продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), а также начальные формы трудовой и учебной деятельности.
Благодаря игре личность ребенка совершенствуется:
- развивается мотивационно-потребностная сфера: возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личностные (происходит соподчинение мотивов).
- преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм: ребенок, принимая роль какого-либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Ребенку необходимо согласовывать свои действия с действиями персонажа – партнера по игре. Это помогает ориентироваться во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки у дошкольника.
- развивается произвольность поведения: разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношений людей в социальном мире, дошкольник подчиняет свои собственные делания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения.
- развиваются умственные действия: формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребенка [4, с.78].
Ещё одним важным условием является профессионализм воспитателей, специалистов дошкольного учреждения, способных оказывать влияние на развитие личности дошкольника:
— понять и помочь – основной принцип педагога;
— позитивное отношение к жизни;
— стремление к лучшему;
— формирование творческой активности;
— доброжелательное отношение;
— обогащение внутреннего мира ребенка впечатлениями;
-грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса;
— создание и обеспечение условий социально-личностного развития ребёнка дошкольника
Воспитывает только тот, кому дети доверяют, кого уважают, образу которого бессознательно стараются подражать.
В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:
— семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);
— детский сад (в первую очередь воспитатели);
— общество (сверстники, друзья).
При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье.
Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения
Отсюда главная задача: создать условия для эффективного взаимодействия с семьями воспитанников детского сада.
Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог – дети– родители”.
Сотрудничество – общение “на равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители активные участники образовательного процесса [2, с. 95].
Проблема эффективности воспитания и обучения сегодня, как никогда, остра. За последние годы родители и педагоги перестали считать детство чем-то очень простым и самоочевидным. Современные образовательные системы приблизились к потребностям ребенка. Постепенно уходят в прошлое педагогические установки на воспитание в детях, прежде всего, послушания, даже в ущерб их инициативе и самостоятельности. О таких установках писал Я.Корчак: «Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг за шагом, стремится усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований. Вежлив, послушен, хорош, удобен, а и мысли нет в том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен»[4, с.59].
Проблема воспитания личности в условиях современности носит глобальный характер, поскольку от ее решения зависит не только судьба отдельного человека и его близких, но и судьба общества. От того, с какими ценностными установками будет воспитываться современное подрастающее поколение, напрямую связаны судьбы мира.
Качества личности, воспитанные у ребенка дошкольного возраста, готовят его к эффективному преодолению возрастных и других личностных кризисов, объективно и неизбежно возникающих в жизни. Во время кризиса начинается процесс переоценки ценностей, и в этом процессе человек начинает переосмысливать свое место в жизни и основные смыслы своего существования на земле. На протяжении всей жизни он решает проблемы материального, социального и духовного содержания. Чтобы развиваться дальше, человек должен уметь преодолевать кризисы разного характера, а это и есть фундаментальная основа жизнестойкости, жизнеспособности личности, ее эффективности в противоречивых и динамичных условиях современности [4,с.93].
Общественное дошкольное воспитание, детский сад – это только помощник семьи в деле воспитания личности, и от признания этого факта значение детского сада ничуть не умаляется, но, напротив, все становится на свое место.
Литература:
- Бабаева,Т.И., Михайлова,З.А., Гурович,Л.М.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Т.И.Бабаева, З.А.Михайлова, Л.М.Гурович. – Спб.: Акцидент, 996. – 115С.
- Дьяченко,О.М., Лаврентьева,Т.В. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / О.М.Дьяченко, Т.В.Лаврентьев – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 144 с.
- Власова, А.В. Развитие личности ребенка. Планирование, рекомендации, конспекты занятий / А.В.Власова – М: Просвещение, 2011. – 199 с.
- Загуменная, Л.А. Социально – личностное развитие дошкольников / Л.А.Загуменная – М:. Академия, 2013. – 231с.
- Ярошевский, М. История психологии / М. Ярошевский. – М.: Академия, 1997. – 90 с.
Источник
Ольга Сигаева
Типичные психологические проблемы в развитии детей
Причинами возникновения психологических проблем ребенка являются осложнения его психического развития. Они требуют незамедлительного вмешательства, поскольку оказывают негативное влияние на психологическую адаптацию дошкольника обществе. В качестве общего перечня психологических проблемы дошкольного возраста рассмотрим классификацию детского психолога А. Л.Венгера:
• Проблемы, связанные с интеллектуальным развитием (плохая память, неуспеваемость, трудности в освоении учебных материалов, нарушения внимания);
• Проблемы, связанные с поведением (грубость, неуправляемость, агрессивность, лживость);
• Эмоциональные проблемы (высокая возбудимость, переменчивое настроение, раздражительность, страхи, тревога);
• Проблемы, связанные с общением (нездоровое стремление к лидерству, замкнутость, обидчивость);
• Проблемы неврологического характера (навязчивые движения, тики, высокая утомляемость, головные боли, плохой сон).
Агрессивные дети.
Агрессивное поведение – одно из распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.
Проблема агрессии и агрессивности в теоритическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно.Необходимо знать три главных понятия:
1. Что такое агрессия / агрессивность
2. Каковы возможные причины её выявления;
3. Как её корректировать
Необходимо научиться различать понятия «агрессия» и «агрессивность».
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.
Факторы влияющие на поведение ребёнка:
1. Стиль воспитания в семье (гипер – и гипоопека);
2. Повсеместная демонстрация сцен насилия;
3. Нестабильная социально – экономическая обстановка;
4. Индивидуальные особенности человека;
5. Социально – культурный статус семьи.
Агрессивность может быть и формой протеста против ограничения каких — нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка, например, потребности в движении, активной деятельности.
Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Как правило,такие дети не могут сами оценить свою агрессивность: они ненавидят и боятся окружающих, не замечая, что сами же вселяют и страх, и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.
Агрессивность ребенка дошкольного возраста может быть различных видов: физическая, вербальная, защитная, агрессивность в виде угроз и др. Разнообразие проявлений агрессии у детей может проявляться в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.
Задачи в работе с агрессивными детьми:
Развитие умения понимать состояние другого человека;
Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;
Обучение ауторелаксации;
Обучение способам снятия напряжения;
Развитие навыков общения;
Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.
В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно, с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравиться играть с водой, глиной.С детьми необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками и т. д.
С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.)
Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.
Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности.Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!». Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющее хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.
Источник