Проблемы семьи воспитывающей ребенка с нарушением развития

Проблемы семьи воспитывающей ребенка с нарушением развития thumbnail

Рождение
ребенка с нарушенным развитием –
тяжелейший стресс для его родителей.
На психику родителей оказывает разрушающее
воздействие динамика отклонений в
развитии у ребенка, так как родители
находятся в длительной психотравмирующей
ситуации. В результате, развиваются
личностные нарушения, которые проявляются
в эмоциональной нестабильности и
различных эмоциональных состояниях
родителей. Необходимо сохранить и
поддержать психическое и психологическое
здоровье членов семьи, имеющих такого
ребенка, поскольку именно семья является
основой личностного развития ребенка
[Варнакова
Ю.В.]

Семьи,
которые имеют детей с нарушенным
развитием, относятся к наиболее уязвимым
и специфическим категориям населения.
Вследствие проблем воспитания и ухода,
а также невозможности самореализации
возникает затруднительное полноценное
функционирование, что приводит к
натянутости и напряженности внутрисемейных
отношений.

По
данным психолого-педагогических
исследований (Н.Л. Белопольской (1984),
Н.Г. Корельской (2003), В.В. Ткачевой (1998) и
др.) семьи, воспитывающие детей с
нарушенным развитием, имеют ряд
психологических проблем:


родители из-за отсутствия перспектив
в отношении своего ребенка испытывают
нервное напряжение, беспокойство,
тревогу, изнеможение, отчаяние,
неуверенность, психологическую нагрузку,
стресс;


ожидания родителей не соотносятся с
личностными особенностями своего
ребенка, а, следовательно, это вызывает
негодование, огорчение, раздражение и
неудовлетворенность;


проблемы самоактуализации и самореализации;


происходит нарушение и искажение
семейных взаимоотношений;


родители чувствуют вину перед своим
ребенком;


родители ограничивают контакты с
внесемейным окружением, происходит
изоляция семьи от социума;


в связи с экономическими затратами,
социальными проблемами и эмоциональными
переживаниями в семье создаются частые
психотравмирующие ситуации;


происходит формирование агрессивных
форм поведения и взаимодействия семьи
к окружающим людям.

Таким
образом, родителям, воспитывающих детей
с отклоняющимся развитием, необходима
квалификационная психотерапевтическая
помощь, без которой они не в состоянии
целесообразно и адекватно взаимодействовать
со своим ребенком.

Члены
семьи, воспитывающие ребенка с нарушенным
развитием, по мнению В.В. Ткачевой (1998),
имеют личностные нарушения, и, как
следствие, они нуждаются в особой работе,
направленной на всю семью в целом [С.О.
Ларионова].

Феномен
экспектаций является психологической
основой стрессовых и шоковых реакций
родителей. Экспектации – это система
ожиданий родителей в отношении ребенка
и своего собственного поведения. То
есть, на уровне бытового сознания они
являются смутными представлениями о
том, каким будет ребенок, каким будет
его поведение, и как будут вести себя
родители в новых для себя ролях матери
и отца [Сорокин
В.М.]

Многие
родители воспринимают диагноз больного
ребенка как приговор и как личную
катастрофу, что представляет особую
психологическую трудность. Причем чем
меньше они знают о диагностируемом
заболевании, тем острее может быть
реакция. Родители не принимают диагноз
и многократно прибегают к его перепроверке,
используют различные формы лечения, от
нетрадиционной медицины до магии, тратят
много времени на выяснение причин
болезни у ребенка.

Если
экспектации отсутствуют, то это может
привести к тому, что процесс воспитания
больного ребенка заменяется просто
физическим уходом, так как родители не
имеют представления какие воспитательные
методы к нему применять. Это, кроме
заболевания, дополнительно может
осложнить процесс формирования ребенка,
время непродуктивных попыток лечения
в ряде случаев продолжается до 5 лет. К
этому времени родители много узнают о
причине болезни, течении, осложнениях,
но не об особенностях его воспитания и
как в этих условиях развивается ребенок.
Процесс воспитания как бы откладывается,
что еще больше затрудняет процесс
развития больного ребенка.

Шоковые
реакции у родителей различные авторы
оценивают по-разному, в зависимости от
критериев купирования признаков
состояния шока (Спок Б., 1990; Мастюкова
Е.М., Московкина А.Г., 2004). Это состояние
может длиться до полугода. От того
насколько был желанным ребенок, от
индивидуально-психологических
особенностей матери и отца зависит то,
насколько быстро родители смогут выйти
из состояния шока. Степень эмоциональной
сплоченности родителей способствует
их быстрой мобилизации. Из-за длительного
переживания стресса от факта рождения
больного ребенка у многих матерей
появляются многочисленные соматические
жалобы на боли в сердце, желудке, тошноту,
сонливость, головокружение, потеря
аппетита, озноб и пр. Отцы не так много
времени проводят с ребенком, поэтому в
меньшей степени демонстрируют признаки
астенизации. Окружающие люди избегают
разговоров на болезненную для матери
тему, тем самым оставляя ее в состоянии
психологического одиночества.

Более
чем у 70% матерей, воспитывающих умственно
отсталых детей, в процессе семейного
консультирования было выявлено
двойственное отношение к собственному
ребенку. Отмечалось чувство постоянной
тревоги за него, непокидающее ощущение
какой-то опасности того, что должно
произойти что-то неприятное. Отмечали,
что до рождения не испытывали такой
мнительности и тревожности, а теперь у
них присутствует чувство собственной
незащищенности и слабости. Чувство
собственной слабости и невозможности
уберечь собственного ребенка от чего-то
непоправимого лишний раз только
увеличивает чувство вины перед ним
[Шипицина
Л.М.,
с.194].

Амбивалентность
отношения к своему ребенку наблюдается
в том, что он в одно время может
рассматриваться и как объект безграничной
любви, и как источник душевных терзаний.
Последнее, как отмечает большинство
матерей, является причиной частых
приступов раздражения к ребенку. Через
какой-то промежуток времени появляется
чувство вины.

Больше
трети матерей с умственно отсталыми
детьми отмечают, что на втором году
жизни ребенка они начинают его стесняться,
из-за недоброжелательности и праздного
любопытства людей на улице, в транспорте
и общественных местах. Опасаясь агрессии
со стороны здоровых детей, многие
родители стараются избегать общественного
транспорта и выходят на прогулку с
ребенком вечером. Родители, воспитывающие
умственно отсталого ребенка, испытывают
антипатию к здоровым детям, страх, что
они обидят их сына или дочь. Многие
матери отмечают, что вид здоровых детей
вызывает у них чувство несправедливости
[Шипицина
Л.М].

Родителей
с детьми у которых интеллектуальные
нарушения окружающие воспринимают как
людей, имеющих вредные привычки (наркоманы
или алкоголики) или как психически
больных. Это выстраивает стену между
родителями и окружающими людьми. Поэтому
родители делают все, чтобы сменить
диагноз ребенка, к примеру, на ранний
детский аутизм или на детский церебральный
паралич. Родители сознают, что их ребенок
с нарушениями интеллектуального развития
не сможет в будущем стать самостоятельной
и полноценной личностью, какие бы
титанические усилия они к этому не
прилагали. Дефект ребенка травмирует
психику родителей и притормаживает их
социальную активность. Можно выделить
несколько особенностей в общении
родителей и ребенка с нарушениями:
родители не умеют создавать общую
деятельность, выбирают неправильную
модель воспитания, не желают общаться
с ребенком [И. Ю. Левченко,
В. В. Ткачева].

Семейное
благополучие, участие родителей в его
физическом и духовном становлении,
правильность воспитательных действий
положительно сказывается на развитии
умственно отсталого ребенка. Поэтому
проведение целенаправленной работы с
родителями, в первую очередь, с матерями
больных детей, очень важная необходимость.
В эту работу входит: исследование
внутреннего состояния матери, обнаружение
более сложных психологических моментов
в жизни семьи, оказание психологической
консультативной помощи. Поэтому нужно
не оставлять родителей один на один со
своей бедой, иначе это станет их личной
трагедией. Родителям детей с
интеллектуальными нарушениями необходимо
поверить в собственные силы и возможности
своего ребенка. Семьи с детьми с умственной
отсталостью нуждаются в психологической
поддержке (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.,
Нисневич Л.А., 2000; Мастюкова Е.М., Московкина
А.Г., 2003; Краузе М.П., 2006) [Шипицина
Л.М].

Для
родителей детей с ДЦП наиболее травмирующим
фактором являются двигательные нарушения
ребенка. Двигательные расстройства
дополняются внешней уродливостью,
обезображенной фигурой ребенка, гримасой,
характерными нарушениями речи, модуляцией
голоса, постоянной саливацией. К этим
внешним недостаткам постоянно привлечено
внимание окружающих людей, что еще
сильнее травмирует психику родителей
(В. В. Ткачева, 1999)[В.С.
Иванова].

Также
дети с ДЦП испытывают трудности при
передвижении и им необходима физическая
помощь, постоянный уход со стороны
близких. Переживания усиливаются поиском
и покупкой специальных транспортных
средств, а это дополнительные материальные
затраты для родителей. У таких детей
темп передвижения медленный, неустойчивая
походка, а спуск или подъем по лестнице
требует дополнительных приспособлений.
Из-за всего этого родители испытывают
глубокие эмоциональные переживания
[И. Ю. Левченко,
В. В. Ткачева].

По
данным Института коррекцион­ной
педагогики, частота детского аутизма
составляет 15–20 случаев на 10 тыс. детского
населения. Наблюдается, что частота
аутизма растет и не зависит от нации,
расы или гео­графического фактора
[А.С.
Злобина].
Исследуя аутичных детей, опыт показывает,
что им необходимо специализированное
образовательное учреждение. Для родителей
отсутствие такого учреждения является
особой психотравмирующей проблемой.
Специализированную реабилитационную
помощь в основном дети могут получить
в столице или крупных городах, в связи
с этим дети вынуждены обучаться в обычной
массовой школе [Кожанова
Т.М].

Так
как у ребенка нарушена способность
устанавливать адекватный контакт с
окружающим обществом и родителями в
том числе, это является травмирующим
фактором психоэмоционального статуса
родителей. Нарушение социальной адаптации
и неприспособленность в социально-бытовом
плане мешают аутичному ребенку
адаптироваться в социуме. Поскольку у
ребенка отсутствует потребность в
адекватном контакте, а именно, обнять,
приласкать, поговорить с родителями,
поцеловать их, то родителям тяжело
принять этот факт (Е. Р. Баенская,
M. M. Либлинг, 2004) Из-за ранимости и
эмоциональной хрупкости своих детей,
родителям приходится держать себя в
определенных рамках (не делать резких
замечаний, движений, не повышать голос).
Родители сами становятся ранимыми и
превращаются в эмоционального донора
для своего ребенка [И. Ю. Левченко,
В. В. Ткачева].

Дети
с задержкой психического развития имеют
более радужное будущее, чем дети с
другими нарушениями в развитии, потому
что при проведении соответствующей
коррекционной реабилитации их отклонения
не постоянны во времени и эффективно
лечатся. Дети с ЗПР в сознании родителей
более перспективны, из-за временного
характера и обратимости их нарушений.
Разнообразные формы нарушения поведения
детей с ЗПР (бессмысленное упрямство,
немотивированная грубость, злобность
и агрессивность, ярко выраженный эгоизм,
желание постоянно быть в центре
внимания) негативно воздействуют на
родителей этой группы. Постоянные
конфликты, социальная неадекватность
и социально неприемлемые формы поведения
детей, то есть аномальное развитие
ребенка, зарождает у родителей чувство
безнадежности и приводит к потере связи
с ребенком [И. Ю. Левченко,
В. В. Ткачева].

К
особой категории относятся дети с
синдромом дефицита внимания и
гиперактивности легко возбудимы и
чрезмерно активны, что вызывает у
родителей повышенное внимание и
напряжение. Это приводит к истощению
психического состояния и энергетического
потенциала родителей.

У
родителей с детьми с недостатками
речевого развития возникает коммуникативный
барьер, отгороженность и отчужденность
в детско-родительских взаимоотношениях.
Специфика развития детей с нарушениями
речи (к ним относятся: алалия, афазия,
дизартрия, заикание и другие тяжелые
речевые нарушения) негативно отражается
на психике родителей. Такие дети
рассматриваются родителями как наименее
перспективные в будущем в отличие от
своих сверстников [Кожанова
Т.М].

Родители
детей с нарушениями слуха делятся на
две группы: родители, у которых нарушена
слуховая функция и родители с нормальным
слухом. Родители, которые относятся к
первой группе не испытывают особых
трудностей в силу схожести болезни.
Родители другой группы испытывают
сложности во взаимоотношениях и
воспитании своих детей. Родительские
(в первую очередь отцовские) позиции и
внутрисемейные отношения искажаются,
провоцируется отрицательное отношение
детей с нарушениями слуха к своим
родителям, что приводит к разрушению
ребенка как личности [Кожанова
Т.М].

Немалые
трудности испытывают родители детей с
нарушениями зрения, а именно – ориентировка
детей в пространстве. Одной из важнейших
проблем является транспортная проблема.
Родителей беспокоит то, как их дети
самостоятельно будут преодолевать эту
проблему. В таких семьях нарушаются
детско-родительские взаимоотношения,
потому что ребенок растет инфантильным,
эгоистичным, личностно незрелым [Кожанова
Т.М].

Дети
со сложным дефектом должны обучаться
в специализированных учреждениях
интернатного типа, но родителям зачастую
сложно принять решение и отдать ребенка
в руки специалистов, поэтому дети подолгу
остаются в домашних условиях без должного
профессионального, педагогического
внимания и обучения.

Психические,
сенсорные, речевые, двигательные и
эмоционально-личностные расстройства,
характеризующие ту или иную аномальность
детского развития, выступают основным
психотравмирующим фактором, который
определяет личные потрясения родителей
с детьми с нарушениями развития. На
переживания родителей больных детей
оказывают влияние выраженный характер
нарушений, их устойчивость, продолжительность
и необратимость. Родители, которые
психически здоровы и не имеющие
психофизических нарушений более остро
реагируют на рождение ребенка с
нарушениями в развитии и это негативно
влияет на их психику. Родители, имеющие
нарушения сенсорного, двигательного и
интеллектуального характера, легче
приспосабливаются к нарушениям ребенка.
Отклонение в его развитии не является
психотравмирующим фактором для родителей.
Родители связывают болезнь ребенка со
своей собственной и воспринимают это
как норму [И. Ю. Левченко,
В. В. Ткачева].

С
появлением больного ребенка нарушаются
внутрисемейные взаимоотношения, характер
отношения членов семьи с окружающим
обществом, своеобразность мировоззрения
каждого из родителей. Все надежды на
счастливое будущее ребенка рушатся в
одно мгновенье, а для того чтобы обрести
новые жизненные ценности и ориентации
требуется продолжительный период
времени. Это обуславливается рядом
причин: психологическими особенностями
характера родителей, их способностью
принятия или непринятия аномального
ребенка; наличием совокупности
расстройств, которые характеризуют то
или иное отклонение; отсутствие какой-либо
поддержки семьи с больным ребенком со
стороны общества.

Обязанности
в семье обычно распределяются традиционно,
то есть ложатся на женщину и включают
в себя воспитание и обучение ребенка,
в том числе с нарушениями в развитии.
Мужчина является основным добытчиком
в семье, не меняет свой привычный образ
жизни, профиль работы, а значит, остается
в привычных для него социальных
отношениях. В силу своей занятости отец
меньше чем мать уделяет внимание больному
ребенку. Поэтому он меньше подвержен
нервным стрессам и патогенным воздействиям
на его психику, в отличие от матери
аномального ребенка. В большинстве
случаев все происходит именно так, но
существуют и исключения из правил
[И. Ю. Левченко,
В. В. Ткачева].

Женщина,
родившая больного ребенка, испытывает
более высокий эмоциональный стресс.
То, что именно она родила больного
ребенка, вместо ожидаемого здорового,
приносит ей невыносимое страдание,
поэтому она испытывает частые депрессии
и истеричные состояния. Переживая за
будущее ребенка, она ощущает страх,
панику, чувство одиночества, не видит
смысла в жизни. Так как мать постоянно
находится в тесном контакте с ребенком,
она испытывает повышенную физическую
и эмоциональную нагрузку, что плохо
сказывается на ее собственном здоровье.
Зачастую у матерей таких детей снижен
психический тонус, занижена самооценка,
что выражается в утрате интереса к
жизни, перспектив профессионального
роста, несбыточности реализации
запланированных ранее творческих идей,
утрате заинтересованности в себе как
в личности и женщине.

Еще
до рождения ребенка у матери появляется
чувство любви и привязанности. Эта
любовь подкрепляется эмоциональной
взаимностью ребенка: его улыбкой,
оживлением при появлении матери и др.
Но поскольку эти социально-психологические
проявления у ребенка слабо выражены,
то у матери проявляется депривация
материнских чувств. В связи с появлением
больного ребенка, его воспитанием,
обучением и общением в целом, личность
матери претерпевает существенные
изменения, так как этот процесс занимает
длительный период времени (В. А. Вишневский,
1987). Депрессивные состояния и переживания
трансформируются в невротическое
развитие личности и влияют на нарушение
социальной адаптации матери.

Необратимые
психические расстройства у ребенка
вызывают у его матери стресс и различные
заболевания соматического и психического
характера. То есть болезнь ребенка, его
психическое состояние влияют на состояние
здоровья родителей, а в большей степени
на здоровье матери [И. Ю. Левченко,
В. В. Ткачева].

Таким
образом, семьи, воспитывающие детей
с нарушениями развития, нуждаются в
психологической помощи и поддержке,
из-за огромного числа различных проблем,
с которыми эти семьи ежедневно
сталкиваются.
Психокоррекционная
работа позволяет также выявить важнейшую
помощь семьям с детьми с нарушениями
в развитии. Родители испытывают
личностные переживания, связанные с
дефектом ребенка, поэтому им необходима
специальная помощь для устранения этих
психологических проблем.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник