Проблемы развития ребенка в дошкольный период
Проблемы детей дошкольного возраста — частый камень преткновения родителей на пути воспитания самостоятельной и гармоничной личности. Впоследствии они становятся причиной сложной психологической адаптации малыша в социуме.
В данной статье пойдет речь о задачах, с которыми сталкиваются родители в процессе взращивания маленького человека, и вариантах решения.
Основные проблемы развития ребенка в дошкольном возрасте
Советский психолог Леонид Венгер классифицировал основные проблемы развития ребенка в дошкольном возрасте, используя следующие критерии:
- Интеллектуальные особенности: нарушение внимания, трудности с усвоением новых знаний, плохая память.
- Поведение: неуправляемость, проявление грубости и агрессии.
- Эмоциональный фон: чрезмерная возбудимость, раздражительность, переменчивость настроения, тревожность.
- Взаимодействие с окружающими: обидчивость, застенчивость, чрезмерное стремление к позиции лидера в группе.
- Неврология: тики, плохой сон, навязчивые движения, быстрая утомляемость.
Как правило, возникает не одна проблема развития детей дошкольного возраста, а совокупность.
С какими состояниями родители и психологи работают чаще:
- Тревожность. Развивается под воздействием регулярного чувства тревоги, становясь психологической особенностью детской личности. Главные причины появления — неправильное воспитание с использованием завышенных требований, не налаженное взаимодействие с родителями. Признак: низкая самооценка на фоне сильно завышенных требований к себе.
- Депрессия. Это трудно диагностируемая проблема развития детей дошкольного возраста. Основными симптомами являются пассивность, постоянная тоскливость, расстройство моторики, тревожность, страх, беспричинный плач.
- Агрессия. Развивается в результате ошибок в воспитании. Проявляя резкость и грубость в воспитании дошкольника, родители провоцируют агрессивную реакцию на происходящие события, проявление эгоизма, подозрительности, жестокости. Усугубляет ситуацию игнорирование происходящего или, наоборот, излишне агрессивное пресечение. Проверенный метод профилактики и борьбы с агрессией — проявление заботы, внимания, мягкости.
- Неадекватная самооценка. Приучая ребенка добиваться цели, подстраиваясь под потребности других, родители формируют в нем низкую самооценку, которая проявляется в чрезмерном послушании. Противоположное состояние —самооценка завышенная, проявляемая в необоснованной уверенности в себе, необъективное вере в успех того или иного начинания. Искаженное восприятие себя приводит к межличностному конфликту, отрицательно влияющего на формирование маленького человека. Основная педагогическая задача заключается в выработке правильного представления дошкольника о себе и своих возможностях.
Проблема общения детей дошкольного возраста
Общение — потребность каждого нормального человека. Это необходимое условие нормального развития маленького человека, в результате которого формируется речевой навык, малыш получает образование. Но существует ряд факторов, под воздействием которых ребенок выпадает из жизни социальной группы, оказывается в психологической блокаде, устроенной сверстниками.
Проблема общения детей дошкольного возраста развивается под воздействием следующих причин:
- Эгоизм, проявленный малышом, по отношению к остальным ребятам. Результат — проявление равнодушия к нему.
- Обидчивость проявляется в привычке плакать, ябедничать, выяснять отношения, что постепенно надоедает сверстникам и они игнорируют виновника «торжества справедливости».
- Пассивность проявляется в отсутствии собственного мнения, умения придумывать игры для друзей и себя.
- Сильная застенчивость — еще одна проблема формирования детей дошкольного возраста, приводящая к серьезным проблемам в будущем.
Путь решения — диагностика и коррекция детского поведения. В силу того, что родители не проходили обучение на тему «Детская психология» отсутствия соответствующего образования, практического опыта и навыков, родителям тяжело справиться с задачей самостоятельно. Профессиональная помощь в данном случае является необходимостью.
Коллектив французского психолого-педагогического центра «СОКРАТ» состоит из специалистов международного класса. Кроме фундаментальных знаний специалисты владеют современными методиками работы с детьми от 3 до 12 лет.
Актуальность проблем, возникающих при воспитании детей дошкольного возраста подтверждается практикой психолого-педагогического центра «СОКРАТ». Бездействие — причина возникновения ряда других психологических расстройств в старшем возрасте.
Не теряйте драгоценное время, помогите своему малышу, заказав консультацию, уже сегодня!
Источник
Ключевым периодом в развитии ребенка является дошкольный возраст, включающий в себя диапазон от 3 до 7 лет. Это очень важное время для становления личности малыша, его эмоционального, интеллектуального и нравственного развития, формирования важнейших для дальнейшей жизни навыков. Поэтому родителям предстоит приложить немало усилий, чтобы вырастить гармоничную личность, готовую к получению среднего образования и к выходу в «большую жизнь».
Общее описание периода
Для характеристики любого возрастного диапазона принято использовать три составляющие:
- социальная ситуация развития;
- ведущий вид деятельности;
- психические новообразования.
С точки зрения социальной ситуации развития для периода характерна большая самостоятельность малыша, который постепенно начинает выстраивать собственную цепочку отношений, постигает мир при помощи игры, нередко подражая родителям. Ребенок всеми силами стремится включиться во взрослую жизнь.
Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра, помогающая не только весело провести время, но и сформировать у ребенка важнейшие понятия, помочь ему сориентироваться в межличностных отношениях и в социуме в целом. Так, играя в «Дочки-матери», дети постепенно начинают осознавать ценность семьи, работы в команде, общения со сверстниками.
С точки зрения новообразований психики дошкольный возраст особенно важен, поскольку именно сейчас происходит развитие наглядно-образного мышления, то есть малыш постепенно начинает переходить от понимания конкретных предметов к постижению абстрактных явлений. Усложняется и развивается память, речь, появляются различные эмоции.
Сколько лет дошкольникам?
В рамках рассматриваемого возраста принято выделять три периода:
- младший (3-4 года);
- средний (4-5 лет);
- старший (5-7 лет).
Каждый из них имеет свои особенности, поэтому понятно, что малыш в 3 года существенно отличается от шестилетнего.
Физическое развитие
В диапазоне от 3 до 7 лет происходит увеличение массы тела, дети становятся выше, конечности удлиняются, молочные зубы начинают постепенно заменяться коренными.
Исследователи выявили такие особенности физического развития дошкольников:
- вес растет примерно на 2 кг в год (с 3 до 5 лет);
- окружность головы до 5 лет каждый год становится больше на 1 см, с 5 до 7 лет – на ½ см;
- окружность груди возрастает на 1,5 см каждый год.
Родителям важно следить за тем, чтобы во время игры или рисования ребенок сидел правильно, в противном случае велик риск нарушения осанки, появления сутулости, сколиоза и проблем со здоровьем.
Основные возрастные кризисы
Специалисты выделяют два кризиса дошкольного возраста, характеристика которых представлена в таблице.
Название | Возможные причины | Основные симптомы | Рекомендации родителям |
Кризис трех лет | Поведение родителей (гиперопека, авторитаризм), отсутствие братьев или сестер, болезненность. Чаще всего возникает у меланхоликов и холериков. | Упрямство, деспотизм, строптивость, негативизм, своеволие, протесты, обесценивание – это семь основных признаков кризиса, выделенных Л.С. Выготским. Дети действуют «назло», нередко вопреки собственным желаниям, имея целью только отказать родителям (например, малыш сам замерз и хочет домой, но упрямство заставляет его не слушаться и продолжать гулять). | Необходимо всеми силами сохранять спокойствие, не кричать на ребенка, поощрять его стремление к самостоятельности. Каждое проявление строптивости должно быть проанализировано. Следует поговорить с ребенком, рассказать о своих переживаниях – именно так он учится выражать свои эмоции и идти на контакт. Навязывать свою волю не надо, важно дать дошкольнику возможность выбора (например, какой мультик посмотреть). |
Кризис семи лет (может также возникнуть в 6 лет) | Нередко совпадает с началом процесса обучения, ребенок получает новую для себя роль, к которой ему предстоит привыкнуть, для него становится важным казаться более взрослым, получить свободу, которую родители пока не готовы предоставить. | Отсутствие послушания, раздражительность, упрямство, потеря прежних интересов. Часто возникают конфликты с учителями и родителями. Дети методом проб и ошибок изучают границы дозволенного, проверяя родителей на прочность. Могут категорически отказываться от ранее им присущих социальных ролей. | Предоставление ребенку большей свободы, пояснение ему, что у каждого человека, в том числе у дошкольника, есть свои обязанности, которые следует выполнять. Право на ошибку позволяет ребенку понять, что он сам несет ответственность за свои поступки. |
Кризисом 6-7 лет завершается дошкольный возраст. Относительно спокойное течение кризисных периодов становится возможным только в случае грамотного поведения родителей, которые понимают, что их подрастающий малыш становится более самостоятельным, и выстаивают взаимоотношения с ним, учитывая эту истину.
Коротко о детских страхах
Бояться малыши начинают еще до года, но конкретные и разнообразные страхи появляются у них именно в дошкольный период. Так, в 3-5 лет дети могут опасаться темноты, замкнутого пространства, отдельных сказочных персонажей, боятся оставаться одни. Иногда страх ничем не мотивирован – так, пугать ребенка может безобидная на первый взгляд игрушка, с которой связаны личные неприятные ассоциации.
5-6 лет – тот возраст, когда проявляется себя страх смерти, поэтому родителям надо быть готовыми дать ответ на вопросы малыша о загробной жизни.
Чаще всего детские страхи проходят с возрастом, но в наиболее сложных случаях могут применяться различные коррекционные методы: сказкотерапия, арт-терапия и прочее.
Виды деятельности
Ведущим видом деятельности для дошкольного детства является игра. Дети берут на себя различные роли (родителей и детей, доктора и пациента, продавца и покупателя), придумывают и обыгрывают ситуацию, используя свои знания о взрослой жизни, подражая родителям. Уже в младшем дошкольном возрасте малыши в игровом процессе пытаются повторять за взрослыми. А в среднем и старшем периодах активно используются предметы-заменители (например, сорванная на улице трава становится капустой или луком, а нарезанные бумажки – деньгами при игре в магазин).
Но кроме этого выделяются и другие важнейшие формы деятельности, прежде всего – продуктивная. Поэтому малыши любят рисовать, лепить, собирать фигурки из элементов конструктора, моделировать.
Мнение Эксперта
Таня Охрименко, педагог-психолог: В этом периоде очень важно для родителя уметь наблюдать. То, как проходят его игры и вмешиваться только тогда, когда ребёнок вас просит. Так вы будете больше узнавать о ребёнке и в тоже время давать ему пространство для самостоятельности.
Многие родители начинают обучать дошкольника чтению и письму, английскому языку, счету, простейшим математическим операциям, но в силу возрастных особенностей ребенка делать это следует в игровой форме. Даже 5–6-летний ребенок еще не способен 40 минут просидеть за партой, сосредоточенно занимаясь, но вполне может усвоить информацию, полученную в процессе увлекательной ролевой игры.
Коммуникации
Дети дошкольного возраста общаются как со сверстниками, так и со взрослыми, при этом общение становится более содержательным, речь – богатой, связной и правильной. Чем старше дошкольник, тем общение с близкими ему по возрасту привлекает его больше, чем разговоры с родителями.
Коммуникации сейчас играют очень важную роль, помогая ребенку освоить социальное пространство и найти свое место в нем. Постепенно он начинает осознавать важность совместных действий со сверстниками. Достигший 3-летнего возраста малыш начинает понимать, что он не является центром мироздания, что есть другие люди, значимые для его родных и близких. Так, полной неожиданностью для него становится осознание того, что родители любят друг друга, а если в семье есть еще дети, то родительские чувства касаются также и их.
Именно в период дошкольного детства ребенок постепенно усваивает нормы поведения, осознает, что он не всегда может делать то, что ему хочется. При этом происходит его самоидентификация как личности.
Родителям очень важно понимать специфику дошкольного возраста, поскольку она во многом определяет то, как взрослым следует себя вести с малышом. Так, требовать от него выполнения обещаний пока рано, поскольку собственное слово является самым слабым мотивом, а невыполненные обещания формируют такую черту характера, как безответственность. Гораздо эффективнее будет хвалить его даже за небольшие успехи, чем ругать за неудачи.
Специфика развития мышления
Отличительной чертой дошкольного периода является формирование и развитие наглядно-образного мышления. Сейчас ребенок наделен гибким умом, пытливостью, любознательностью, он забрасывает родителей вопросами «почему?», его память в 4-5 лет меняется с непроизвольной на произвольную.
Дошкольное детство – важнейшее время в жизни ребенка, которое во многом формирует черты его личности: целеустремленность, социальную активность, эмоциональную сферу. Сейчас очень важно помочь малышу развиваться гармонично, используя сюжетно-ролевые игры и корректируя собственное поведение исходя из его растущей потребности в самостоятельности.
Источник
Как найти золотую середину в воспитании ребенка?
Проблема развития детей дошкольного возраста.
В моей практической деятельности остро встает проблема гармоничного развития ребенка, часты случаи невротизации, агрессивного поведения, гиперактивности и др. В связи с этим я поставила себе следующие задачи:
Просвещение родителей о возрастных закономерностях развития ребенка;
Просвещение родителей о природе эмоций ребенка.
Зная эти особенности, родители и педагоги смогут сами разрешить сложные ситуации поведения ребенка.
Уже никому не надо доказывать, что ребенок не является чистым листом, в нем уже есть его темперамент – эмоциональная впечатлительность, тонус, темпы деятельности и т.д., а так же индивидуальные физические особенности.
По — этому представим ребенка ростком. В нем уже генетически заложено, будет он дубом или ромашкой, тогда нам достается роль тех, кто будет этот росток взращивать, понимая все особенности ухода за данным конкретным организмом.
В развитии ребенка есть свои возрастные закономерности, но есть и индивидуальные особенности каждого ребенка отдельно. Рассмотрим их.
И так важно вспомнить в какой деятельности ребенок развивается?
От 0-1 младенчество –эмоциональное общение со взрослым. Здесь очень важно поведение мамы с малышом. К примеру, ребенок кричит в кроватке. Три варианта маминого реагирования на крик ребенка: Сразу побежала успокаивать, и тогда ребенок учится нетерпению, это уже закладывает в нем определенную реакцию на трудности, с которыми он дальше встретится в жизни. Ребенок приучается быть нетерпимым к миру вокруг, позиция дайте все и сразу.
Другой вариант, мама долго не подходит к ребенку, так долго, что он сам успокаивается. Здесь закладывается другая болезненная модель реагирования на стрессовую ситуацию — в этом мире я могу положиться только на себя, мир не безопасен. Часто в таких условиях оказываются дети в детских домах.
И третий вид реагирования, мама дала ребенку немного побыть в дискомфорте, возможно подбадривая его словами, и затем подошла успокоить его. Тогда ребенок приучается к тому, что он может быть в стрессе, но миру можно доверять он поможет.
Не нужно думать, что ничего с этим нельзя поделать, все ошибки воспитания, можно исправить, если родитель готов поменяться.
В этот период развития взрослый транслирует ребенку о том, что мир безопасен, из-за этого очень важно мамино принятие ребенка, формируется базовое доверие к миру.
От 1-3 лет период раннего возраста. Ведущий вид деятельности — предметная игра. Ребенок развивается во взаимодействии со средой. Ему пока не интересен сверстник, есть значимый взрослый.
Часто вижу, как родители , в этом возрастном периоде, стараются прыгнуть выше головы, изучая с ребенком буквы и цифры. Но всегда возникает вопрос — для чего? Признаться честно, я тоже это делала. Но сейчас вижу, что гораздо полезнее катать машинки по полу, качаться на качелях и играть в снежки или топать по лужам. Именно это счастливое проживание детства, дает толчок дальнейшему развитию ребенка.
Этой же стратегии поведения стоит придерживаться при развитии ребенка 3-5 лет, больший акцент уделяя развитию сенсорных анализаторов. Дело в том , что именно в этом возрастном периоде активно формируется отдел головного мозга , отвечающий за развитие сенсорных анализаторов (вкуса, запаха, слуха, тактильных ощущений, зрения)Это сенситивный период, больше в таком качестве, как это может быть в этом возрасте, эти процессы не разовьются. По — этому нюхаем цветочки, мамину кофточку, зимний воздух, да что угодно! Кушаем и обсуждаем вкус еды. Слушаем песенки, исследуем, что как звучит в квартире и на улице, если по ним постучать палкой? Трогаем разные поверхности и говорим, какие они на ощупь? Эти упражнения развивают и детей и родителей, помогают быть здесь и сейчас.
В возрасте от 3 до 7 лет уже стоит вводить игры с правилами, они помогают ребенку осознать, что правила необходимо соблюдать, переносим это в его реальную жизнь. Обсуждайте с ребенком необходимость действовать, соблюдая правила. Важно играть с ребенком в ролевые игры, в них дошкольник как бы проигрывает жизнь взрослых, осваивает основные профессии, семейные роли.
Все возрастные периоды увенчивают кризисы развития. И здесь важно понимать, для чего нужен кризис?
Кризис необходим для роста личности, для самосознания. И в эти периоды очень важно, чтобы значимый взрослый знал, что происходит с ребенком. Важно помнить, что ребенку самому тяжело в этот момент. Мой сын, проживая кризис 7 лет, говорит мне, что он в 6 лет уже сам может решать, когда ему можно идти гулять.
Мы должны взаимодействовать с ребенком, зная эти особенности но, не уходя в другую распространенную сейчас крайность – вседозволенности. А занимая скорее позицию понимающего тренера. Который в каких-то ситуациях готов договориться, а где – то будет так и не иначе. Ребенку важны границы дозволенного, без них возникает тревога.
Еще одна значимая сторона – эмоции. Очень часто ко мне на консультацию приходят родители с вопросами, как вести себя, когда истерика, когда толкает и кусает, когда есть страхи. Всякий раз индивидуально, но в целом стратегия такая – принять эмоцию, проговорив ее ребенку, а затем обсудить, как можно поступить дальше. Здесь часто помогает сказка-терапия, а арт-терапия.
С эмоцией мы не можем бороться, их нужно отпускать, дети мудрее нас в этом плане. Если им обидно или грустно они пустятся в плачь, если разозлились, отлупят обидчика, если боятся, прибегут к маме. Но часто родители не принимают эмоцию, тем самым не давая ее выразить. Но не выраженная эмоция перерастает в психосоматику. Это похоже на закрытую кастрюлю с водой, стоящую на огне, если не открыть крышку, вода польется через край. По этому важно принять эмоцию свою и ребенка, а затем , как понимающему тренеру, рассказать, а лучше показать способ действия с ней. Когда злишься — бьем подушку, топаем ногами, рвем бумагу. Боится – рисуем защиту, прогоняем страх. Обидно – проговариваем почему, дальше решаем, что с этим делать, обиду тоже можно нарисовать и выбросить, или поиграть в игру, ну и что, а зато. Это мы сейчас и сделаем. Вы говорите о своей проблеме, а ваш сосед отвечает вам используя фразу «Ну и что, а зато..»
А я предлагаю сейчас, на основе полученной информации, вывести свою формулу роста и развития вашего ребенка. На чистом листе нарисуйте росток, и подпишите что необходимо для его успешного роста .
Источник