Проблемы развития личности ребенка в современном обществе

Проблемы развития личности ребенка в современном обществе thumbnail

Фоменко Эдита Витаутасовна,

старший воспитатель, МДОУ

«ЯСЛИ-САД №13 Г. ДОНЕЦКА»

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Ключевые слова: социально-личностное развитие, социализация, самоутверждение, самореализация, социум.

В настоящее время повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В условиях нестабильности жизни продолжает расти число детей, попавших в трудные жизненные условия: растет число разводов и количеством неполных семей, ухудшаются условия содержания детей, встречаются семьи с жестоким обращением с детьми, страдающие алкоголизмом и наркоманией.

В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. В детском саду педагоги сталкиваются со следующими проблемами: встречаются малыши с нарушениями в общении, с повышенной застенчивостью, тревожностью, агрессивностью, гиперреактивностью, неуверенные в себя дети. Эти данные говорят о важности и необходимости проведения работы по социально личностному развитию детей, начиная с дошкольных образовательных учреждений.

Проблема приобщения к социальному миру, социально-личностного развития детей всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка и является одной из активно разрабатываемых проблем в теории и практике дошкольного образования. В то же время на каждой фазе жизненного пути, как подчеркивал Л.С. Выготский, складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение ребенка к окружающей его социальной действительности. По Л.С. Выготскому, социальная ситуация развития “определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому, социальное становится индивидуальным”.[2].

На протяжении многих лет исследований учёных в области дошкольной педагогики и психологии доказан тот факт, что именно в первые годы жизни ребёнка закладываются основные структуры его личности, что возлагает важную миссию и особую ответственность по воспитанию необходимых качеств у нового подрастающего поколения на родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций. Следовательно, проблема социально-личностного развития становится особо актуальной в теории и практике дошкольного образования.

Данный факт находит своё отражение в основных нормативных документах, определяющих деятельность дошкольных образовательных учреждений. В ГОС представлены требования к образовательным программам и содержанию образования: «Программа формируется в Организации как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования» [1].

Главная цель педагогической деятельности по социально-личностному развитию детей – это воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально и эмоционально развитой творческой личности.

Что же такое социально-личностное развитие дошкольника? Это формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания. Процесс довольно сложный и требует немалых затрат труда.

Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.

Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя, и конечно, родителей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальный руководитель помогает в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.

Таким образом, взрослые должны заботиться об эмоциональном благополучии ребенка, уважать и ценить независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливать с детьми доверительные отношения; способствовать развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод; способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям и т.д.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Важно отметить, если ребенок находится в положительно-эмоциональных контактах с окружающим, в любви, в поддержке, активном познании, в самостоятельной деятельности по интересам, то социально-личностное развитие ребенка происходит благоприятно. Т.е., чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающим — со взрослыми и сверстниками. Социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т.е., включения во все моменты образовательного процесса.

Важно отметить, что социально-личностное развитие детей происходит благоприятно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании, самостоятельной деятельности по интересам, самоутверждении, самореализации своих достижений со стороны окружающих. Личный опыт ребенка организуется так, чтобы он естественным путем, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру.

Важно создать эмоционально-комфортный климат в группе и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, уметь поддерживать инициативу детей. Предпочтение отдается практическим методам организации детского опыта культуры общения, активному использованию жизненных обстоятельств. Организация разнообразных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций – одно из актуальнейших средств социально-личностного развития детей. Ситуации конструируются педагогом как игровые, имитационные, ситуации реального положительного опыта и условные ситуации вербального плана. Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребенку, близок его личному опыту, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий.

Организуемые ситуации накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер, т.е. всегда заключают в себе близкую ребенку жизненную задачу, в разрешении которой он принимает непосредственное участие.

Основываясь на многолетнем опыте работы в дошкольном образовательном учреждении мы пришли к выводу, что организуя с дошкольниками ситуации поискового характера, воспитателю необходимо следовать определённому алгоритму:

1.      Заинтересовать детей проблемой, требующей решения, эмоционально представить её, ввести детей в ситуацию: Что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Почему возникло затруднение?

2.      Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей: Какие чувства они испытали? Какое у них настроение? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытали?

3.      Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации: Что может произойти? Как помочь? Как поступил бы ты на месте того или иного участника? Обсудить все предложения и найти общее решение, как нам поступить и добиться успеха.

4.      Включить детей в конкретное практическое действие: проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т.д.

И очень важно: помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешённой проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников, и порадоваться вместе с ними. (Как хорошо, что мы поддерживаем друг друга! Если мы вместе, мы решим все наши проблемы!)

Социально-личностному развитию в детском саду уделяется большое внимание. Педагоги работают над решением следующих задач: развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; формирование первичных представлений о труде взрослых;

приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

Для организации в группе работы по социально-личностному развитию детей, воспитатели оборудуют развивающую среду.

В игровой, трудовой деятельности детей формируются морально-нравственные качества, собственные убеждения, развивается речь детей. Условием социально-личностного развития является наличие социального окружения, общения с детьми и взрослыми, совместная деятельность детей [3]. Следовательно, чтобы обеспечить своевременное и полноценное развитие ребёнка в социальном мире, значимым взрослым важно знать особенности и общие закономерности этого процесса, знакомить его с объектами социальной сферы, социумом ближайшего окружения. Это научит ребёнка свободно ориентироваться в созданном окружении, любить, ценить, уважать и заботиться об его субъектах.

Хочется подчеркнуть, что нашим неизменным помощником в социально-личностном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Взаимодействие с семьей эффективно при условии доверия друг к другу, понимания и принятия общих целей, методов и средств социально-личностного развития.

Необходимо воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду. Это основа нравственного воспитания, первая и важная ступень. Ребенок должен, прежде всего, осознать себе членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, затем – гражданином своей страны, и только потом – жителем планеты Земля. Идем от близкого к далекому.

В работе можно использовать такие формы сотрудничества с родителями как сотворчество родителей и детей. Оформить альбомы: «Всё о нашей Родине», «Наше творчество», «Моё любимое животное», «Смотрюсь в семью как в зеркало…». Родители и дети делятся своими впечатлениях о праздниках, с гордостью демонстрируют свою родословную.

Традиционным в дошкольных учреждениях становятся проведение семейных творческих проектов: «Мир в моем окне», «Я – взрослый, ты – ребенок», «Птица семейного счастья». Творческие совместные проекты способствуют сближению родителей с детьми и педагогами.

Развивая общение, взрослый не просто учит ребенка новым видам взаимодействия с другими людьми, не просто облегчает его контакты с окружающими, но и способствует становлению его духовной жизни, открывая ему, новые грани внешнего и внутреннего мира, формирует его личность.

Обобщая сказанное выше, можно сделать вывод, что основой социально-личностного развития ребёнка является возникновение у него чувства привязанности и доверия к взрослым, повышенный интерес к окружающему миру и самому себе, превращение требований дошкольника во внутренние мотивы поведения. Значимые взрослые в жизни каждого ребенка в дошкольном возрасте должны формировать представление о многообразии человеческих отношений, знакомить с правилами и нормами жизни в обществе, вооружать моделями поведения, которые помогут ему  в дальнейшем адекватно реагировать на происходящее в определённых жизненных ситуациях.

Таким образом, в процессе реализации данной педагогической технологии социально-личностного развития, успешность данного процесса будет зависеть от уровня профессионализма взрослых, формирующие у детей представления о социальном мире, окружающих людях, о самом себе, природе и рукотворном мире, социальные навыки, уверенность в себе, нравственное сознание, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию, и от собственной мотивации ребёнка, заключающаяся в желании познавать окружающий мир, вступать в совместную деятельность с другими детьми и взрослыми, проявлять свои способности. Большое значение имеет развитие самостоятельности мышления, коммуникативно-речевых умений и компетенций, активизация познавательной и творческой деятельности. Дошкольник должен быть соучастником происходящих вокруг него событий, уметь рационально разрешать возникшие споры и управлять своими эмоциями, поведением в разных ситуациях.

На основании представленного выше, можем констатировать, что социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в настоящее  время является одним  из приоритетных и относится к категории стратегических направлений обновления образования, включая дошкольное, и изучается различными смежными дисциплинами, в том числе педагогикой, психологией, социологией, позволяющие охарактеризовать особенности развития личности ребёнка в социуме.

В заключение хочется призвать педагогов в каждодневной и часто становившейся рутинной для нас работе следовать актуальным как никогда словам великого русского педагога К.Д. Ушинского: «Хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться!».

Список литературы:

  1. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04 апреля 2018 г № 287

  2. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 2006. – 222 с.

  3. Н.В.Иванова, Е.Ю.Бардинова, А.М.Калинина «Социальное развитие детей в ДОУ»: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

  4. Пятница Т. В. Социализация дошкольника через игру: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Авт.-сост. Т. В. Пятница. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004.

  5. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М. : Академия,
    2004. – 384 с.

Источник

Наталья Малахова
Проблема социально-личностного развития дошкольников в современном обществе

Сегодня социально-личностное развитие детей является приоритетным и выводится в ранг стратегических направлений обновления российского образования.

Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:

– трудовых навыков;

– знаний;

– норм, ценностей, традиций, правил;

социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей.

Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Социально-личностное развитие представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации-индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры.

Вхождение ребенка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включение его в систему социальных отношений, т. е. вне социализации. Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражаются окружающая действительность, мир взрослых людей и других детей, природы, общественной жизни.

В условиях детского сада необходимо проводить мониторинг: каким образом происходит социальное развитие ребенка- дошкольника, выявить те сферы социализации, в которых у ребенка наблюдаются трудности, и определить, насколько продвинулось его социальное развитие за тот или иной период пребывания в детском саду. Методом педагогической оценки является наблюдение за поведением ребенка в естественных условиях его жизни в детском саду. Для того чтобы этот процесс не занимал много времени и был удобен воспитателю, используются схемы фиксации, которые отражают результаты наблюдений за ребенком или группой детей в режимные моменты, в процессе непосредственно организованной деятельности и самостоятельной игры. Наблюдается как индивидуальная деятельность, так и взаимодействие с окружающими, взрослыми и сверстниками.

Для реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, ведь процесс социального воспитания ребенка в ДОУ требует от него освоения специальных профессиональных установок и понимания своеобразия авторских программ дошкольного образования.

Источник

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Корнилова А.Г.

1

1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

Систематизированы стратегические подходы к формированию личности детей в современных условиях. Анализируется состояние социального пространства общества в контексте социализации детей дошкольного возраста. Раскрываются пути и способы формирования личности детей.

социальная среда; социализация и формирование личности детей

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Развитие человеческого потенциала средствами воспитания и социализации в условиях модернизации России // Педагогика. – 2011. – № 1.

2. Национальная идея России: в 6 т. М., 2012. Т. 3.

3. О национальном плане действий в интересах детей Российской Федерации // Педагогика. – 2012. – № 5. – С. 5.

4. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1976.

5. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989.

В дальнейшем развитии социальной жизни нашего общества сильнейшим тормозом послужили негативные явления постперестроечного периода его развития, связанные с упадком культуры. Распад идеологической системы и духовных ценностей общества вызвали «деньги», «власть», «сила», «рынок», транслируемые с экранов телевизоров неприкрытая пошлость, разбои, убийства. Такая ситуация, как верно подчеркивает японский специалист Ё.Ф. Фукуяма, имеет далеко идущие последствия, так как «на первый план выдвигаются, навязываются в качестве нормы жизни материальное благополучие, развлечения, раскованность, а в основе всего этого ‒ бездушное отношение к окружающим, имеющее четкую аксиоматическую базу, декларирующую: во-первых, все разрешено; во-вторых, ты никому не обязан; в-третьих, все обязаны тебе… а это работает на разрушение личности, «разжижение» интеллекта, воли» [2]. Все это сегодня возведено в ранг основ жизни, в результате потоплена духовность, сломаны и извращены социальные отношения, в их числе и процесс становления и развития ребенка как личности. Отсюда можно придти к заключению, что воспитание, которое означает питание человека духовной пищей для его личностного роста и развития, исчезает как явление общественной жизни.

Формирование личности, социализация человека начинается с появлением ребенка на свет. Как подчеркивают специалисты, ребенок «олицетворяет человека, вступающего в новую жизнь, он полон сил, желания жить, открывать, исследовать, созидать» [1]. Данную проблему мы рассмотрим с раскрытия особенностей функционирования в современной ситуации растущего человека, с определения объективной дистанции становления человека – Детства. Детство характеризуется как особые условия и необходимый способ существования-развития ребенка, как этап, когда он, социализируясь, постепенно входит в Социум. Социализация ребенка обеспечивается детской субкультурой, которая дает возможности для его самореализации, поэтапного опробования ею себя, управляет его дальнейшим развитием. Она дает ребенку целостное, глубокое и реальное восприятие мира.

О значении детской субкультуры как механизме социализации личности ребенка в свое время писали Д.Б. Эльконин, Ю.М. Лотман и другие. Они утверждали, что детская субкультура представляет собой самобытный способ освоения ребенком новых сторон социальной действительности и его самоутверждения в ней. Такое утверждение они подчеркивали тем, что в субкультуре детей существует потенциал предчувствия, предвосхищения траектории развития, высвечивая точки роста общечеловеческой культуры [5].

К сожалению, в нынешних сложных условиях основы развития детской культуры сломаны. С малых лет современный ребенок попадает не просто в иное пространство, другой мир, но в другое восприятие им этого мира, его пространства. Благодаря Интернету и телевидению, практически все пространство «общечеловеческой жизни» с огромным объемом недифференцированной информации перед ним широко открыто, что нередко приводит ребенка к стрессовым состояниям, а также к виртуальному восприятию мира.

И формирование личности обеспечивается в процессе взаимодействия факторов организованной и стихийной среды, целенаправленного и непреднамеренного воспитания, что в конечном итоге обусловливает содержание и технологию социального воспитания. Изучение этих факторов показывает наличие в социуме их положительных и негативных сторон как результатов изменений в развитии современного общества. Вкратце остановимся на их характеристике.

Социализация характеризуется передачей социального опыта от одного поколения к другому. Первый социальный опыт ребенок усваивает в семье. Семья – это маленький мир, маленькое пространство общества. Семья – интимное сообщество людей, спаянных родственными узами. Семья – источник духовного и физического здоровья ребенка. Семейное воспитание – это совокупность накопленных и выверенных социальной практикой эмпирических народных знаний, практических умений и навыков, передаваемых от поколения к поколению. Иначе, семейное воспитание – базовое начало становления личности.

Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных рычагов. Обобщение жизненной практики показывает, что семья обладает удивительной способностью обеспечить защищенность своих членов от жизненных невзгод. Эта особенность семьи ярко проявляется в районах Крайнего Севера, где сильна у жителей любовь к родным местам, к родному очагу. Здесь сильно ощущается то, что семья – первая воспитательная среда ребенка, в которой закладываются основы гуманистического формирования личности.

Как видно, семейное воспитание представляет собой тесное переплетение стихийных и организованных воздействий факторов окружающей среды на формирование и развитие личности растущего человека, что является своеобразной основой осуществления социально-воспитательной деятельности. Все это говорит о том, что семья оказывает существенное влияние на развитие детской субкультуры, выступая как источник духовной, познавательной и социальной деятельности в правилах, нормах и поведенческих поступках детей.

Одним из важнейших факторов развития детской субкультуры, развития детства является отношение к нему Общества. Оно предполагает не только заботу, покровительство, снисхождение, но и внутреннюю установку на понимание ребенка, видение в нем Человека. В свое время С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что дети нуждаются в любви взрослого как «питательной среде» своего психического развития [4]. К сожалению, сегодня наблюдается потеря общественного контроля и причастности, потеря ответственности взрослых за детей. Так, везде имеют место различные формы насилия взрослых по отношению к детям. Как подчеркивается в литературе, в 2011 г. в России в отношении детей совершено почти 90 тыс. тяжких преступлений [3]. Все это свидетельствует об ослаблении обязанностей общества и государства по отношению к Детству, которое оказалось в значительной степени беспризорным.

Определенный блок проблем связан с тем, что сегодня в нашем обществе не работают устоявшиеся, привычные механизмы социализации и воспитания детей, которые были весьма действенны в недалеком прошлом. Так, исследованиями Д.Б. Эльконина [5] и др. было установлено, что для детей дошкольного возраста определяющим выступает развитие мотивационно-потребностной сферы, что обеспечивается развертыванием их общения в разновозрастной группе. При разновозрастном общении в естественной форме детские деятельности и культурные нормы передаются от старших детей к младшим. Однако в жизни современного ребенка это общение практически отсутствует, ибо преобладают одновозрастные группы детских садов и пр.

Мы проводили обследование путем наблюдений, бесед с детьми уровня общения, компетентности среди воспитанников четырех детских садов г. Якутска, расположенных в разных частях города. Полученные материалы о коммуникативной способности в общении со сверстником свидетельствуют о недостаточной социальной компетентности почти каждого четвертого старших дошкольников, об их неспособности решать простейшие конфликты. Как следствие этого также выяснилось, как более одной трети детей 4–6 лет демонстрируют агрессивный тип поведения, который является для них нормативным.

В данном контексте следует заметить, как значимые потери отмечаются и в других сферах психического развития дошкольника. Так, в дошкольные учреждения повсеместно вводятся обучающие программы с использованием игровых действий. Игровые действия, как подчеркивается в психологических исследованиях, представляют собой ведущий тип деятельности дошкольника. В соответствии с традиционной парадигмой, предусматривающей обучение приоритетным в сфере образования, на занятиях в дошкольных учреждениях игры используются как средства усвоения определенных знаний. Иначе, происходит подмена ведущего типа (игровой) деятельности детей образовательной, что противоречит самой сущности возрастного психологического развития.

Здесь у большинства детей игра остается на уровне предметных действий и не выполняет функцию ведущей их деятельности, что не формирует у них новообразования, связанные с игрой (воображение, произвольность, образное мышление и др.). С этим связано то, что у дошколят не формируется способность к произвольным действиям, значительно ослабевают и взаимоотношения детей. В процессе работы с педагогами дошкольных учреждений мы убедили их в целесообразности изменения технологии занятий с детьми, чтобы она была направлена на расширение, дополнение, развитие игровой деятельности дошколят, вводя в нее образовательные компоненты.

Как видно, решение проблем формирования личности детей дошкольного возраста затрудняется распадом общественных отношений, развалом социальных устоев общества, идеологическим вакуумом, что стало почвой для подавления духовной культуры. Низкий уровень общественной культуры практически аннулировал высокие эталоны воспитанности детей и высокие традиции воспитания. Зато вошли в реальность и укрепились традиции негативные, вовлекшие детей в проживание низкопробных вариантов жизнедеятельности. Из обобщения опыта и практики для решения проблемы формирования личности детей считаем целесообразным обратить внимание:

– на деятельность семьи – открытой социальной системы, где формируется своеобразная воспитательно-деятельностная атмосфера, в которой ребенок с детства усваивает нормы, правила житейских мудростей, а также ценности, значимые для жизнедеятельности в обществе;

– на разновозрастное общение дошкольников, в котором традиционные виды детских деятельностей и культурные нормы передаются от старших детей к младшим;

– на технологию воспитания детей в дошкольных учреждениях, расширяя, дополняя, развивая игровые действия, представляющие собой ведущий тип деятельности дошколят, вводя в нее образовательные компоненты.

Библиографическая ссылка

Корнилова А.Г. Проблемы формирования личности детейв современных условиях // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 6. – С. 143-145;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32528 (дата обращения: 18.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Источник