Проблемы развития и обучения умственно отсталого ребенка

В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме помощи детям со сложным дефектом. Этому во многом способствует деятельность таких организаций, как ООН, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная ассоциация по научному изучению умственной отсталости, Международная лига обществ содействия умственно отсталым и др.

Проблемы потенциальных возможностей детей с тяжелой умственной отсталостью, приспособления их к жизни приобретают большую социальную значимость. Разрабатываются психолог – медик -педагогические критерии отбора детей в специальные учреждения, постоянно совершенствуются организационные формы их воспитания и обучения, исследуются разнообразные стороны интеграции этих детей в общество.

Актуальность проблемы образования детей со сложным дефектом обусловлена тем, что в нашей стране еще нет достаточного научно-методического обеспечения процесса его реализации, осуществление его идет с опорой на положительный зарубежный опыт, который не всегда приемлем для нашей системы образования, а именно:

— массовая школа ориентирована на детей, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, на детей, для которых достаточными являются типовые методы педагогической работы;

— препятствия социального свойства, заключающиеся в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования;

— неосведомленностью родителей детей-инвалидов о возможности получения образования для рассматриваемой категории детей.

Во многом это зависит от уровня экономики и культуры страны, состояния законодательства в области специального образования и традиционных методов работы с детьми, имеющими проблемы развития.

Проблема сложной структуры дефекта становится всё более актуальной для современной психопатологии детского возраста, патопсихологии и коррекционной педагогики.

За последние десятилетия специалисты, работающие в области этих наук, отмечают рост числа случаев сложных нарушений развития.  

       В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и обучения в школе. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям.

Во всех цивилизованных странах наблюдается тенденция уменьшения количества специальных учреждений, интеграции детей с недостатками развития в общеобразовательную среду. Что касается детей с тяжелой умственной отсталостью, то для них открываются отдельные школы или классы при специальных школах.

Закон об образовании всех детей с проблемами развития принят в США в 1975 году. Что касается обучения детей с тяжелой умственной отсталостью, то работа с ними осуществляется в классах специальных школ, центрах развития и частных школах. Эти учреждения работают по типу школ с продленным днем. Тяжело отсталые дети с грубыми и сложными нарушениями помещаются в интернаты-клиники.

Дети с тяжелой умственной отсталостью в Англии согласно Акту об образовании включены в систему специального образования, начиная с 1970 года. Они могут обучаться также в разных специальных учреждениях, классах, тренировочных центрах, с тяжелой формой — в закрытых частных и платных учреждениях. В специальные учреждения дети поступают в возрасте 5 лет и обучаются по индивидуальной программе.

В возрасте 16-18 лет подростки переводятся из детских специальных учреждений в дневные центры профессиональной подготовки.

В Германии для таких детей существуют несколько типов реабилитационно — педагогических учреждений: специальные школы, дневные центры, интернаты, дома с длительным пребыванием в них воспитанников. Широко практикуется в этой стране частный патронаж для аномальных детей.

В Скандинавских странах тоже существуют специальные школы и реабилитационные центры. В частности, Закон о помощи умственно отсталым в Швеции(1968) уравнял в правах детей с тяжелой умственной отсталостью и признал их обучаемыми. Школьный возраст для этих детей установлен от 6 до 18 лет.

В специальном обучении Нидерландов выделяют детей с проблемами обучения и с серьезными образовательными проблемами. К дет ям с проблемами обучения относят детей с легкой степенью интеллектуальной недостаточности, с умеренной степенью, с тяжелой степенью — образование осуществляется в отдельных школах.

В Японии одной из ведущих проблем образования является совершенствование обучения детей с тяжелыми и множественными дефектами. Для этого созданы специальные курсы для учителей пи Национальном институте специального образования. Главная цель таких школ — приспособление детей к жизни и труду, поэтому большое внимание уделяется работе в мастерских, которые разнообразны по профилю подготовки и хорошо оборудованы. По окончанию обучения, если воспитанник не может устроиться на работу вне школы, он остается в мастерских работать.

Большое внимание во многих странах уделяется вопросам интеграции детей с ограниченными возможностями в коллектив здоровых детей. В частности, в Австралии малыши — дауны посещают ясли и сады с нормальными детьми. В дальнейшем они обучаются в обычном классе, где есть педагог — дефектолог, или в специальном классе общеобразовательной школы. Достаточно прочные позиции завоевало интегрированное обучение в Германии, где дети с тяжелой умственной отсталостью могут находиться в общеобразовательных детских садах.

Таким образом, воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями интеллекта за рубежом является весьма важной и актуальной проблемой. Это находит свое отражение в создании широкой сети специальных учреждений, которые в своем большинстве являются государственными.

В России дети с тяжелой умственной отсталостью находятся преимущественно в домах-интернатах Министерства труда и социального развития. Здесь они живут на полном государственном обеспечении с 4 до 18 лет (в дальнейшем большинстве из них переводится в психоневрологические интернаты для взрослых)

В домах-интернатах Министерства труда и социального развития занимаются с детьми учителя — дефектологи, воспитатели, логопеды, а также инструкторы по трудовому обучению. Создаются обучающие  индивидуальные образовательные программы.  В настоящее время в Тульской области Ц(О)ПМПК было проведено обследование всех детей, находящихся в доме инвалидов с целью определения индивидуальной программы обучения.

Обучение будет осуществляться на базе      педагогами коррекционных школ для уо детей, по договору.

Дети с умеренной  УО имеют возможность обучаться в коррекционных школах для детей с уо ( классы со сложным дефектом)

Многие из домов — интернатов работают по режиму пятидневки, родители могут также забирать ребенка на время школьных каникул и отпуска. Это помогает сохранить необходимый ребенку контакт с семьей и расширить его социальные связи.

В настоящее время в Тульской области Ц(О)ПМПК было проведено обследование всех детей, находящихся в «Головеньковском детском  доме инвалидов для умственно отсталых слепых детей» с целью определения индивидуальной программы обучения.

Обучение будет осуществляться на базе «Головеньковского детского  дома инвалидов для умственно отсталых слепых детей» педагогами коррекционных школ для уо детей, по договору.

В настоящее время 1,6 млн. детей ,проживающих В Российской Федерации(4,5 процента от их общего числа),относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном(коррекционном)образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

Из них 362,9 тысячи посещают группы дневного пребывания в массовых детских садах, группы и учреждения компенсирующего вида дошкольного образования. Причем,63,6% таких детей постоянно общаются в дошкольных учреждениях с детьми, не имеющими отклонений в развитии. Из детей с особыми образовательными потребностями 276,6 тысячи человек школьного возраста обучаются в 1944 специальных(коррекционных)образовательных учреждениях8 видов(для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата ,речи, с задержкой психического развития, умственно отсталых);224,4 тысячи человек — в специальных( коррекционных) и 2,5 тысячи человек — в общих классах общеобразовательных учреждений; почти 18 тысяч человек, нуждающихся в дополнительном лечении, — в 114 оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа;36 тысяч человек — на дому и в школах надомного обучения. Всего 45% процентов детей с отклонениями в развитии интегрированы в общеобразовательную среду. Среди обучающихся в системе специального образования 56,2 тысячи детей — инвалидов и 40,5 тысячи детей-сирот.

В последние годы в системе специального образования произошли заметные позитивные изменения. Министерством образования России разработаны и утверждены Правительством Российской Федерации типовые положения об образовательных учреждениях: специальных(коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии ( с изменениями и дополнениями к Типовому положению);оздоровительных санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; для детей, нуждающихся в психолого-педагогической медико-социальной помощи — Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях.

Министерством образования России разработаны и направлены в органы управления образованием субъектов Российской Федерации методические рекомендации по проведению аттестации специальных( коррекционных) образовательных учреждений; инструктивные письма об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения; о классах, группах, группах продленного дня для детей с тяжелой умственной отсталостью; о классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных(коррекционных) образовательных учреждениях; об организации помощи детям с ранним детским аутизмом ;об организации образовательных учреждений надомного обучения, об открытии на базе учреждений системы Минтруда России филиалов общеобразовательных учреждений для обучения детей с глубокой умственной отсталостью и другие.

Одним из ограничений жизнедеятельности у детей со сложным дефектом является ограничение способности к обучению, что отражено при создании  Нормативно-правовой базы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

  • Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года).
  • Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.
  • Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Данный Закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (например, 42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Статья 42 гарантирует оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. В статье 79 установлены условия организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271). В нем был сформулирован основной принцип инклюзивного образования:
  • В июне 2012 года Президент РФ подписал Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012.
  • Стратегия действий в интересах детей признает социальную исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении) и ставит задачи:

— законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование);

— обеспечения предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях;

— нормативно-правового регулирования порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

— внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование;

— пересмотр критериев установления инвалидности для детей; -реформирования системы медико-социальной экспертизы, имея в виду комплектование ее квалифицированными кадрами, необходимыми для разработки полноценной индивидуальной программы реабилитации ребенка, создание механизма межведомственного взаимодействия бюро медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогических комиссий;

       -внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов.

В этих документах основной задачей является обеспечения прав на получение доступного образования для всех категорий детей, в том числе имеющих выраженные и значительно выраженные функциональные нарушения.

У Минобразования России установились тесные контакты и взаимодействия с соответствующими структурными подразделениями Минздрава России и Минтруда России; проведены совместные семинары, совещания, конференции. Во взаимодействии с заинтересованными подразделениями Минобразования России удалось значительно увеличить подготовку психолого-педагогических кадров для специальных(коррекционных) образовательных учреждений.

способность к обучению — способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми).

1 степень — способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий.

2 степень — способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников, детей с ограниченными возможностями здоровья или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий.

3 степень — это способность к обучению элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым) в том числе правилам выполнения последовательных элементарных, целенаправленных действий в привычной бытовой сфере, или невозможность этого обучения в связи с имеющимися ограничениями жизнедеятельности

В связи с этим пристального внимания требуют вопросы установления 3 степени ограничения к обучению и разработки индивидуальной программы реабилитации детей, имеющих множественные нарушения развития.

Образование и обучение детей со сложным дефектом в специальном коррекционном образовательном учреждении

Содержание образования в коррекционном учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемыми и реализуемыми коррекционным учреждением самостоятельно.

Для детей, которые не усваивают программу специального коррекционного образовательного учреждения, создаются специальные классы.

В специальный класс (группу) коррекционного учреждения воспитанники переводятся с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

Проблема интеграции в социум детей с умеренными, тяжелыми интеллектуальными нарушениями в развитии и множественными нарушениями становится всё более актуальной. За последние десятилетия специалисты, работающие в  этой области, отмечают рост числа случаев сложных нарушений в развитии.

Для успешной интеграции в социум детей со сложным дефектом необходимо решить ряд задач:

  • Подготовить общество к принятию детей-инвалидов
  • Подготовить детский социум к принятию детей со сложным дефектом
  • Разработать законодательную и нормативно-правовую базу специального образования.

Будущее специального образования, в первую очередь, связано с дальнейшим развитием законодательной и нормативной правовой базы. А данном направлении сделано немало, но еще больше предстоит сделать.

Источник

метки: Ребенок, Отсталый, Обучение, Воспитание, Проблема, Нарушение, Отсталость, Условие

Содержание

Введение …3

Глава 1. Психолого — педагогические аспекты проблемы умственно-отсталых детей

1.1. Ретроспективный анализ проблемы обучения и воспитания умственно-отсталых детей…5

1.2.Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости …17

1.3. Классификация групп умственно-отсталых детей по М.С.Певзнер …25

Выводы по главе 1…38

Глава 2. Проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей в современных условиях

2.1 Поиск путей определения содержания обучения во вспомогательной школе и её организационное становление …39

2.2 Программы по трудовому обучению как средство адаптации умственно отсталых детей в социуме …49

2.3 Программа по трудовой адаптации выпускников 10−11 классов Пионерской специальной (коррекционной) школы — интерната… 54

Выводы по главе 2 …67

Заключение …69

Библиографический список … .72

Введение

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии.

Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.

Для того чтобы помощь таким детям была более эффективной, необходима ранняя диагностика их состояния. Важно не просто установить наличие того или иного дефекта, но и определить его характер, структуру, те качественные и количественные показатели, которые могут служить основанием для помещения ребенка в соответствующее учреждение и последующей коррекционной работы.

Над умственной отсталостью работали и работают ученые (специалисты) разных наук: эмбриологи, психологи, невропатологи, психиатры, генетики и т. д. Знаменитый славянский педагог Ян Амос Коменский первым высказал мысль о необходимости проявлять заботу, о воспитании и обучении слабоумных. Знаменитый французский психиатр Филипп Пинель (1745−1826 гг.) хотя и нечётко, но первый различил две клинических формы слабоумия — врождённую и приобретённую. Ученик Пинеля Жан Этьен -Доминик Эскироль (1772 — 1840 гг.) для обозначения одной из градаций слабоумия ввёл термин «умственная отсталость». Впервые возможность воспитывать и обучать слабоумных практически была доказана знаменитым французским психиатром Жаном Итаром (1775 — 1838 гг.) — главным врачом Национального института глухонемых в Париже. Исследования А.Р.Лурия, В.И.Лубовского, А.И.Мещерякова, М.С.Певзнер и других учёных показали, что у умственно отсталых имеются довольно грубые нарушения в условно рефлекторной деятельности, нарушения взаимодействия процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Особенностями психики умственно отсталых занимались Л.В.Занков, В.Г.Петрова, Б.И.Пинский, С.Я.рубинштейн, И.М.Соловьёв, Ж.И.Шиф и другие.

11 стр., 5107 слов

Память у детей с нарушением интеллекта

… нарушениями нормального функционирования коры. Авторы, писавшие об умственно отсталых детях в конце 19 и начале 20 вв., отмечали, что умственно отсталые дети … интеллектуальной недостаточностью, особенно младших лет обучения, мало способствует запоминанию. Учащиеся младших … проблемы требуют дальнейшей разработки. Цель: изучение особенностей логической и механической памяти умственно отсталых …

Внимание к проблемам умственной отсталости вызвало тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствует статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции дефектов развития умственно-отсталых детей.

Цель: Изучить психолого- педагогические аспекты обучения и воспитания умственно-отсталых детей; выявить актуальные проблемы обучения и воспитания умственно-отсталых детей в современных условиях.

Объект: процесс обучения и воспитания умственно-отсталых детей

Предмет: актуальные проблемы обучения и воспитания умственно-отсталых детей в современных условиях.

Задачи: 1) Проанализировать философскую, научную, историческую, медицинскую, психолого-педагогическую литературу

2) Уточнить понятие «умственно-отсталые дети»

3) Выявить психолго -педагогичские признаки проявления умственной отсталости

4) Изучить группы классификации умственно-отсталых детей

5) Рассмотреть существующие программы обучения и воспитания умственно-отсталых детей

6) Проанализировать сущность проблемы адаптации умственно-отсталых детей в социуме в современных условиях…

5 стр., 2174 слов

Семинарское занятие № 3 Обучение и воспитание детей с нарушениями речи Вопросы

… занятие 4 Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта-Степени умственной отсталости по международной классификации. Врожденное и приобретенное слабоумие. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых де­тей … Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. М., Просвещение,1993. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом: Методические …

Библиографический список

1. Актуальные проблемы олигофренопедагогики: Сб. науч. Трудов /Под ред. В.В.Воронкова.-М., 1988.

2. Астахов А.С., Еленев А.В. Краткий справочник по машинам и оборудованиям для животноводческих ферм.-М.: «Колос»., 1977.-256с.

3. Венедиков а.М., Викторов П.И. Груздев Н.В. Кормление сельскохозяйственных животных.-М., 1988.-366с.

4. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии.-М.: Просвещение, 1967.

5. Выготский Л.С. Собр.соч.-м.:Педагогика, 1983.-т.5.

6. Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика.-М.: Знание, 1985.

7. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В. И. Лубовского, Н.А.Цыпиной.-М.: Педагогика, 1984.

8. Дефектология: Словарь-справочник /Авт.-сост. С.С.Степанов; Под ред. Б.П.Пузанова.- М, 1996.

9. Дефектологический словарь.- М.:Педагогика, 1970.

10. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. М., Просвещение, 1981.

11. Дульнев Г. М. Развитие специального обучения и воспитания аномальных детей. М.:Просвещение, 1973.

12. Журавлёв Б.А.Учебное пособие для учащихся 5−6 классов вспомогательной школы.-М., 1992.

13. Замский Х.С.История олигофренопедагогики.- М., 1980

14. ЗамскийХ.С. Умственно- отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древнейших времен до середины XX века. Приложение Е.К.Грачевой.-М, 19 995.

15. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: Учеб. пособие для студентов дефектол. Фак. Пед. ин-тов.-М.: Просвещение, 1988.

14 стр., 6577 слов

Использование структурных формул при обучении учащихся в составлении вычислительных задач

… для политехнического обучения учащихся. В них могут содержаться сведения о промышленном и сельскохозяйственном производстве, транспорте … физических задач. М.: Просвещение, 1992. 7.Кравченко В.И. Теоретическое обобщение при обучении учащихся решению физических задач. … вопроса и соотношением между данными, дополнительными, вспомогательными и основными величинами. Структуру решения вычислительных …

16. Занков Л.В. О педагогическом изучении учащихся вспомогательных школ.-М.: АПН РСФСР, 1953.

17. Зайцев В.П., Свердлов М.С. Охрана труда в животноводстве.- М.: «Колос», 1981.

18. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология. Под ред. М.Р.Гинзбурга- М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

19. Изилов Ю.С. Основы молочного и мясного скотоводства.-М.: Высшая школа, 1979.-374с.

20. Измайлов Ю.С. Основы молочного и мясного скотоводства.-М., 1979.

21. Кабанова- Миллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. -М., 1968.

22. Ковалёва Е.А. Методика обучения сельскохозяйственному труду во вспомогательной школе.- М.: Просвещение, 1980.

23. Ковалёва Е.А., Ставровский А.Е., Зайцевский А.П. Сельскохозяйственный труд./учебное пособие для 7−8 классов вспомогательных школ.-М., 1988.

24. Ковалёв Ю.Н. Молочное оборудование животноводческих ферм и комплексов. — М.:Россельхозиздат, 1987.-367с.

25. Колесников Е. В. и другие. Основы сельскохозяйственных знаний.

М., Просвещение, 1986.

26. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения М, 1956.

27. Коноплева А.А., ГужваВ.И. Содержание кур.-М., 1982.-62с.

28. Коньков В.П. Справочник по откорму скота.- М.: Россельхозиздат, 1980.

29. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. /Под ред. Дульнева Г. М./-М., 1971.

30. Костин А.П. и другие. Физиология сельскохозяйственных животных.- М.: «Колос», 1974.

31. Крылов В.М. Полноценное кормление коров. Л., 1987.-159с.

32. Кузнецов А.Ф., Баланин В.И. Справочник по ветеринарной гигиене. М.: «Колос», 1984.-335с.

33. Лукьянов А.В. Приусадебное животноводство.-М.: «Контакт», 1992.-30с.

34. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок М.: АПН РСФСР, 1960.

35. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж.И.Шиф. — М.: Просвещение, 1965.

17 стр., 8467 слов

Особенности использования аналитико-синтетического метода обучения письму учащихся младших классов в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи

… выводы по результатам исследования. Предмет исследования – обучение младших школьников (учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи) письму … слогов. 5. Назвать цветы, деревья, домашних и диких животных, посуду или мебель, в названии которых два или … Глава 3. Результативность использования аналитико-синтетического метода обучения письму учащихся младших классов в школе для детей с тяжёлыми …

36. Певзнер М.С. Дети — олигофрены.- М.: АПН РСФСР, 1959.

37. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии?, 1998.

38. Плешаков А.А. Кормопроизводство на Южном Урале.-М., 1973.-343с.

39. Психологическая диагностика /Под. Ред. К.М.Гуревича.-М.: Педагогика, 1981.

40. Поляков В.А. и Ставровский А.Е. Методика трудового обучения в старших классах. 2-е изд.- М., 1980.

41. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида 5−9 классы.- М.: «Владос», 2001.

42. Программа трудового обучения и воспитания для учащихся с проблемами в развитии. «Рабочий подворья»,-1999.

43. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. -М.: Просвещение, 1986.

44. Тихонов И.Т. Откорм свиней.-М.:Росагромиздат., 1991.-96с.

45. Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах 8 вида. /под ред. Щербаковой А.М./ -М., 2001.

46. Утенкова Т.А. Свиноводство: разведение и уход.-М., 2002.-176с.

47. Филатов Л.С. Безопасность труда в сельскохозяйственном производстве. -М., 1988.-304с.

48. Чебышева В.В. Психология трудового обучения.-М., 1969.

49. Шакалов К.И., Башкиров Б.А., Семёнов Б.С. Хирургические болезни сельскохозяйственных животных. -Л.: Агропромиздат., 1987.-255с.

50. Шевелев Н.С., Храмцов В.В. Содержание и разведение сельскохозяйственных животных России.-АСТ, 2003.-223с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Источник